Техника, тактика и методика спортивной тренировки
марадорлик асосида бажариш имкониятини узоц муддат давомида сацлаб цолиш х,амда рацибни кутариб ташлаш билан боглщ жисмоний юклама-ларга бардош беришига салбий таъсир курсатиши муцаррар.
Хулоса. Кайд этилган тадцицот натижалари ва уларнинг циёсий та^лилига асосан эътироф этиш мумкинки, биринчидан белбогли кураш буйича Узбекистан терма жамоасига мансуб курашчи-ларда ушбу спорт турида ута мухцм роль уйновчи умуртца эгилувчанлиги суст ва нопропорционал нисбатда ривожланганлиги маълум булди. Ик-кинчидан, умуртца эгилувчанлигини ифодаловчи
курсаткичлар йиллик тайёргарлик цикллари буй-лаб жадал усмаганлиги аницланди. Учунчидан, умуртца эгилувчанлиги буйича цайд этилган бун-дай хщат, айницса унинг min-max курсаткичлари ва уртача квадратик огишмалари (о) тадцицотда иштирок этган курашчилар узининг вазн тоифа-сидан цатъий назар ушбу хдракат сифати буйича бир-биридан катта фарц цилувчи тайёргарликка эга эканликларидан далолат беради. Демак, терма жамоада олиб борилаётган анъанавий машгулот-ларда эгилувчанлик цобилиятини шакллантиришга жиддий эътибор царатилмайди - деб хулоса цилиш мумкин.
АДАБИЕТЛАР:
1. Куванов В.А., Святченко П.Б., Алексеева Н.Д. Развитие специальной гибкости у студентов борцов вольного стиля. Санкт-Петербург, 2018. - б. 153-155.
2. Терзи М.С., Особенности развития активной и пассив-
ной гибкости у юных тхеквандистов. Челябинск, 2015. - б. 64-67.
3. Бойко В.Ф., Данько Г.В. Физическая подготовка борцов. Киев, Олимпийская литература, 2004. - б. 150-158.
Докторант
М.Д. ОРТИКОВА1,
'Узбекский государственный
университет физической культуры и спорта,
г.Чирчик
НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ПОВЫШЕНИЯ СПОРТИВНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА СТУДЕНТОК В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ГИМНАСТИКЕ
Аннотация
Annotation
о
CN
о
CNI
го та ■с о о.
(Л
В статье проведён анализ подготовки специалистов по художественной гимнастике. Представлены данные организации учебно-тренировочного процесса с углубленным объемом теоретических знаний, практических умений и навыков, а также проработкой каждой его структурной единицы. В данной работе раскрывается осознанное планирование и организация микроцикла тренировочной работы с точки зрения «полного охвата» и рационального распределения учебно-тренировочных разделов спортивной подготовки гимнасток.
Ключевые слова: художественная гимнастика, учебно-тренировочного процесс, тренерская практика, технико-тактическая подготовка.
Введение. Современная художественная гимнастика относится к технико-эстетичным видам спорта, особенностью которой является ёмкость и многогранность технико-тактической подготовки спортсменок. Поиск новых и эффективных подходов к организации учебно-педагогического процесса студентов, необходимо дополнительно углубленный объем теоретических знаний практических умений и навыков в проведении тренировочных занятий по художественной гимнастике. Помимо этого боль-
The article analyzes the training of specialists in rhythmic gymnastics. The data on the organization of the training process with an in-depth amount of theoretical knowledge, practical skills, as well as the study of each of its structural units are presented. This paper reveals the conscious planning and organization of the training work microcycle from the point of view of "full coverage" and the rational distribution of the training sections of the gymnasts' sports training.
Key words: rhythmic gymnastics, educational process, coaching practice, technical and tactical training.
шой объем тренировочного времени в современной художественной гимнастике преобладает в специально-физической подготовке - развитию и совершенствованию выносливости, быстроты, гибкости, силы, прыгучести, артистичности а также психолого-тактической подготовке будущих специалистов.
Теоретико-методологическую базу исследования составили труды специалистов:
- по теории и методике физического воспитания и спорта (Верхошанский Ю.В., 1988; Матвеев Л.П.,
52
e-mail: [email protected]
№2-2020
Техника, тактика и методика спортивной тренировки
1991; Бальсевич В.К., 1996; Коренберг В.Б., 1996; Платонов В.Н., 1997; Лубышева Л.И., 2002);
- по теории и методике художественной, спортивной гимнастики (Бирюк Е.В., 1972; Лисицкая Т.С., 1982; Менхин Ю.В., 1989; Белокопытова Ж.А., 1991; Смолевский В.М., 1993; Гавердовский Ю.К., 2002; Карпенко Л.А., 2003; Винер И.А., 2010).
В связи с вышеизложенным, целенаправленная подготовка тренерских кадров из числа будущих преподавателей в течение всего периода обучения в университете дает возможность обеспечить творческий подход ко всем сторонам профессиональной деятельности выпускника и позволит ему самостоятельно решать проблемы организации и планирования учебно-тренировочной процесса в художественной гимнастике. Всё вышесказанное обуславливает актуальность настоящего исследования.
Цель исследования: Анализ подготовки будущих специалистов вуза по художественной гимнастике.
Обсуждение и результаты исследования.
Проведённый анализ выявил, что подготовка профессиональных специалистов по художественной гимнастике - это, прежде всего, универсальность учебного материала, обучение целесообразной организации учебно-тренировочного процесса дифференцированный подход с подробной проработкой каждой его структурной единицы.
Анализируя подготовку студенток, по тренерской практике, показал что, в организации учебно-тренировочной работы на местах, как и в предыдущие годы, прослеживается два подхода. Первый подход - простой, характерный для малоэффективно работающих специалистов, но очень заманчивый и заразительный. Эта группа тренеров составляет соревновательные композиции в соответствии с возрастом и как правило, одна композиция для нескольких гимнасток. Обобщая их работу выглядит это следующим образом: короткая разминка (чаще всего самостоятельная), далее работа над двумя-тремя соревновательными комбинациями (по элементам, частям, целостно) и «подкачка» или «растяжка» в конце. Другие - их меньшинство, но это успешно работающие тренеры - используют сложную организацию учебно-тренировочного процесса. Характерной отличительной особенностью их системы является фрагментарное (мозаичное) построение тренировочных разделов. Структурной единицей организации их учебно-тренировочной работы являются фрагменты - отдельные логически выстроенные эпизоды работы, продолжительностью 10-20 (иногда и более) минут каждый. Так, например, в разделе беспредметной подготовки обязательными, регулярно повторяющимися фрагментами учебно-тренировочной работы являются:
► шагово-беговая или шагово-танцевальная
подготовка;
► специфическая (волно-взмаховая) подготовка;
► равновесно-вращательная подготовка;
► прыжковая подготовка;
► акробатическая подготовка.
В работе с гимнастками разного возраста нередко практикуется проведение смешанных фрагментов: шагово-прыжковая или танцевально-прыжковая подготовка; прыжково-акробатическая подготовка; равновесно- прыжковая подготовка; равновесно-прыж-ково-акробатическая подготовка и др. Не маловажное значение имеет пластическая, хореографическая подготовка. В разделе предметной подготовки чаще всего практикуются обучающие предметные уроки по трем-четырем видам многоборья из 5-ти: со скакалкой, с обручем, с мячом, с булавами, с лентой. Крайне редко, только тренеры-экспериментаторы практикуют предметные уроки с двумя-тремя сходными в обращении предметами, когда один предмет «учит» работе с другим. Чаще практикуется совмещение беспредметной и предметной подготовки, особенно в работе с гимнастками среднего звена - все 5 вышеназванных фрагментов беспредметной подготовки в сочетании с тем или иным вариантом движения одного из 5-ти предметов. Например, совершенствование техники равновесий, поворотов или прыжков в сочетании с работой предмета.
В хореографической подготовке наиболее традиционным в современной художественной гимнастике является:
► проведение уроков классической или народно-характерной хореографии в виде отдельных занятий или разминок;
► разучивание танцевальных шагов, поз, движений рук в рамках шагово- танцевального фрагмента;
► составление, разучивание и отработка хореографических элементов в рамках показательного танцевального или танцевально-спортивного номера.
Специалист тренер по художественной гимнастике увидит в выступлениях гимнасток проявление и силы, и скоростно-силовых способностей, и вестибулярную устойчивость, и выносливость. Для ведущих тренеров по художественной гимнастике не существует «не важных» физических способностей, но существуют проблемы, связанные с эффективной организацией их развития. Осуществляется специальная физическая подготовка, главным образом, в рамках двух фрагментов учебно-тренировочного процесса: в процессе разминок и в рамках комплексов общей и специальной физической подготовки в конце учебно-тренировочных занятий. В этой связи необходимо, прежде всего, отметить особую двоякую роль подготовительной части (разминки) в учебно-тренировочном процессе гимнасток.
В общей теории физической культуры принято
о о
го га ■с о о.
(Л
№2-2020 е-шаП: [email protected] 53
Техника, тактика и методика спортивной тренировки
о о
ГО
га ■с о о.
(Л
считать, что основное назначение подготовительной части учебно-тренировочных занятий заключается в целенаправленной подготовке занимающихся к решению задач основной части урока. Однако, наши наблюдения за работой ведущих специалистов по художественной гимнастике с занимающимися как младшего возраста, так и высокой квалификации показали, что данное определение недостаточно полное. Основное назначение подготовительной части в работе с занимающимися младшего и среднего звена - это подготовка опорно - двигательного аппарата гимнасток к будущим спортивным достижениям, и поддержание высокого уровня готовности у квалифицированных гимнасток. Кроме того, опытные специалисты придают большое значение, разнообразию разминок, добиваясь тем самым более разностороннего и гармоничного развития спортсменок. В работе с квалифицированными гимнастками такой подход позволяет также бороться с монотонностью в гимнастике высших достижений, служит снятию нервно-психического напряжения, повышает интерес и двигательную активность занимающихся, что, в конечном итоге, продлевает и делает более успешной их спортивную карьеру. В настоящее время можно выделить следующие варианты разминок, применяемых в художественной гимнастике:
^ гимнастические - у опоры и на середине зала; хореографические - классическую, народно-характерную, модерн;
^ танцевально-гимнастические (в современном стиле) - ритмическую и аэробную;
^ партерные - гимнастические и хореографическую.
В заключительной части учебно-тренировочных занятий специальная физическая подготовка гимнасток осуществляется в двух вариантах:
целенаправленное развитие одной, но чаще пары физических способностей;
^ комплексное воздействие на развитие нескольких физических способностей.
Таким образом, обобщая выше сказанное, следует подчеркнуть, что в арсенале эффективно работающего тренера должны быть, как минимум:
1) два-три варианта разминок (например, партерная, у гимнастической стенки, классическая, в современном стиле);
2) пять фрагментов беспредметной подготовки (шагово-танцевальная, равновесно-вращательная, прыжковая, специфическая, акробатическая);
3) от двух до четырёх фрагментов предметной подготовки с определёнными (заданными или выбранными) предметами;
4) несколько вариантов композиционной подготовки (включающей как соревновательные, так и показательные композиции);
5) несколько вариантов специальной физической подготовки для заключительной части урока;
6) несколько вариантов музыкально-двигательной и психолого-тактической подготовки. Однако очертить содержание эффективнойучебно-тренировочной работы - это лишь полдела. Не менее важно умело распределять эту работу в обозримых рамках. Наиболее удобен для этих целей недельный цикл учебно- тренировочных занятий, т.к. большинство разделов нуждаются в регулярном повторении. Готовых рецептов здесь быть не может, ибо планирование работы - это ещё один очень важный, но плохо просматриваемый и мало изученный аспект тренерского таланта. Однако некоторые замечания сделать необходимо.
Проблема многообразия предметной и следующей за ней композиционной подготовок тренеры решается, путем распределения этих видов подготовки по разным дням недельного цикла. Аналогичным образом поступают с разными вариантами разминки и специальной физической подготовкой. Базовую беспредметную подготовку осуществляют поурочно, но разносят её фрагменты по разным частям урока, либо же делают акценты на те или иные фрагменты, уделяя им больше времени и располагая их в наиболее выгодных частях учебно-тренировочных занятий. Так, в частности, шагово-танцевальный фрагмент не нуждается в предварительной разминке и может осуществляться в начале урока, а акробатическая подготовка может служить тем же целям, что и специально-физическая, т.е. проводиться в конце тренировки. Специфическая (волно-взмаховая) подготовка - прекрасное средство релаксации при условии хорошего освоения техники этих движений и также может «кочевать» по разным частям учебно-тренировочных занятий. А вот порядок равновесно- вращательной и прыжковой подготовок целесообразно регулярно менять местами. Музыкально-двигательную и психолого-тактическую подготовки достаточно планировать в соответствующий период подготовки гимнасток. Например, один раз в неделю или блоками по несколько занятий подряд.
Заключение. Подытоживая всё вышесказанное, отметим, что ключевыми аспектами успешной работы специалистов в современной художественной гимнастике являются следующие:
1. Фрагментарная организация учебно-тренировочной работы, т.е. логически выстроенная в рамках основных разделов технической, физической и психолого-тактической подготовок.
2. Осознание и воплощение не только текущего (оперативного), но, главным образом, перспективного назначения большинства фрагментов учебно-тренировочной работы.
3. Проведение, если не всех, то большинства разделов учебно- тренировочных работы под музыку и,
54 е-шай: [email protected] №2-2020
Техника, тактика и методика спортивной тренировки
как следствие, выполнение большой и ответственной «домашней» работы по подбору музыки и составлению музыкальных фонограмм для фрагментов урока. 4. Вдумчивое планирование и организация не-
дельного цикла тренировочной работы с точки зрения «полного охвата» и рационального распределения учебно-тренировочных разделов спортивной подготовки гимнасток.
ЛИТЕРАТУРА:
1, Карпенко Л.А. Основы спортивной подготовки в художественная гимнастика: Учебное пособие. - СПб: Изд-во СПбГАФК, 2000. - 40 с.
2, Купчинов Р.И.Физическое воспитание: учеб. пособие / Р.И.Купчинов. - Минск: Тетра-Система, 2006. - 352 с
3, Хормез С.З. Система физического воспитания университета Мосул, Ирак / Л.А. Новикова, С.З. Хормез // Матер,
междунар, науч.-практ. Интернет-конф.: Фитнес - 2010 РГУФКСМиТ. - М.: Светотон, 2010. - С. 96-97.
4, Художественная гимнастика: Учебная программа. Составители: Белокопытова Ж.А., Карпенко Л.А., Романова Г.Г. - Киев: Изд-во МупоДМиС, 1991. - 86 с.
5, Художественная гимнастика: учебник / под общ. ред. Л.А.Карпенко. - М.: ВФХГ, 2003. - 382 с.
РАЗВИТИЕ СИЛОВЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ПЛОВЦОВ 15-17 ЛЕТ
Преподаватель Б.А. ИШИМОВ1,
'Узбекский государственный университет физической культуры и спорта, г.Чирчик
Аннотация
Annotation
В данной статье представлен материал, позволяющий обосновать эффективность внедрения в учебно-тренировочный процесс комплексов физических упражнений для специальной силовой подготовленности пловцов-кролистов 15-17 лет.
Ключевые слова: плавание, силовая подготовка пловцов, сила тяги, силовые показатели.
Бу ма^олада 15-17 ёшли крол усулида сузувчиларнинг махсус куч маш^лар мажмуасини у^ув-машгулот жараёнига киритиш самарадорлигини асослаш учун материал тавдим этилган.
The presented material allows proving efficiency of introduction in educational-training process of complexes of physical exercises for special power readiness of swimmers (crawl) of 15-17 years.
Key words: .swimming, power training of swimmers, draft force, power indicators, exercises.
Актуальность: Мировые достижения в плавании неуклонно растут. Меняется организационная структура работы тренера и пловцов, принципы и методы тренировок. Спортивный мир находится в непрерывном развитии. Снизивший темп неминуемо отстает, а отстающих побеждают - такова логика спорта [7, 5]. Одна из задач спортивного плавания - достижение максимальной скорости, поэтому доминирующую роль здесь играет компонент силы тяги [6]. Сила тяги - максимальное приложение усилия в воде при выполнении гребкового движения на месте. При этом улавливается лишь горизонтальная составляющая сила гребкового движения ногами, руками и в полной координации.
Многолетний практический опыт и научные исследования последних лет во многом способствуют формированию и дальнейшему развитию современной методики специальной
силовой подготовки пловцов. Одной из причин этого является широкое разнообразие средств и методов самой тренировки. Поэтому при планировании силовой подготовки, а также при контроле за состоянием подготовленности спортсменов-пловцов должно уделяться особое внимание получению объективной информации о значении силы тяги и тренирующем эффекте применяемых средств. Изучение изменений возможностей пловца в течение более или менее длительных периодов и этапов тренировки и выяснение на этой основе сильных и слабых сторон его подготовленности, учет состояния спортсмена в каждом отдельном занятии и т. д. в значительной мере определяет планирование и организацию тренировочного процесса. Сравнение высоких показателей спортивных результатов с показателями силы тяги позволили некоторым специалистам назвать этот
№2-2020 e-mail: [email protected] 55