Техника, тактика и методика спортивной тренировки
как следствие, выполнение большой и ответственной «домашней» работы по подбору музыки и составлению музыкальных фонограмм для фрагментов урока. 4. Вдумчивое планирование и организация не-
дельного цикла тренировочной работы с точки зрения «полного охвата» и рационального распределения учебно-тренировочных разделов спортивной подготовки гимнасток.
ЛИТЕРАТУРА:
1, Карпенко Л.А. Основы спортивной подготовки в художественная гимнастика: Учебное пособие. - СПб: Изд-во СПбГАФК, 2000. - 40 с.
2, Купчинов Р.И.Физическое воспитание: учеб. пособие / Р.И.Купчинов. - Минск: Тетра-Система, 2006. - 352 с
3, Хормез С.З. Система физического воспитания университета Мосул, Ирак / Л.А. Новикова, С.З. Хормез // Матер,
междунар, науч.-практ. Интернет-конф.: Фитнес - 2010 РГУФКСМиТ. - М.: Светотон, 2010. - С. 96-97.
4, Художественная гимнастика: Учебная программа. Составители: Белокопытова Ж.А., Карпенко Л.А., Романова Г.Г. - Киев: Изд-во МупоДМиС, 1991. - 86 с.
5, Художественная гимнастика: учебник / под общ. ред. Л.А.Карпенко. - М.: ВФХГ, 2003. - 382 с.
РАЗВИТИЕ СИЛОВЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ПЛОВЦОВ 15-17 ЛЕТ
Преподаватель Б.А. ИШИМОВ1,
'Узбекский государственный университет физической культуры и спорта, г.Чирчик
Аннотация
Annotation
В данной статье представлен материал, позволяющий обосновать эффективность внедрения в учебно-тренировочный процесс комплексов физических упражнений для специальной силовой подготовленности пловцов-кролистов 15-17 лет.
Ключевые слова: плавание, силовая подготовка пловцов, сила тяги, силовые показатели.
Бу ма^олада 15-17 ёшли крол усулида сузувчиларнинг махсус куч маш^лар мажмуасини у^ув-машгулот жараёнига киритиш самарадорлигини асослаш учун материал тавдим этилган.
The presented material allows proving efficiency of introduction in educational-training process of complexes of physical exercises for special power readiness of swimmers (crawl) of 15-17 years.
Key words: .swimming, power training of swimmers, draft force, power indicators, exercises.
Актуальность: Мировые достижения в плавании неуклонно растут. Меняется организационная структура работы тренера и пловцов, принципы и методы тренировок. Спортивный мир находится в непрерывном развитии. Снизивший темп неминуемо отстает, а отстающих побеждают - такова логика спорта [7, 5]. Одна из задач спортивного плавания - достижение максимальной скорости, поэтому доминирующую роль здесь играет компонент силы тяги [6]. Сила тяги - максимальное приложение усилия в воде при выполнении гребкового движения на месте. При этом улавливается лишь горизонтальная составляющая сила гребкового движения ногами, руками и в полной координации.
Многолетний практический опыт и научные исследования последних лет во многом способствуют формированию и дальнейшему развитию современной методики специальной
силовой подготовки пловцов. Одной из причин этого является широкое разнообразие средств и методов самой тренировки. Поэтому при планировании силовой подготовки, а также при контроле за состоянием подготовленности спортсменов-пловцов должно уделяться особое внимание получению объективной информации о значении силы тяги и тренирующем эффекте применяемых средств. Изучение изменений возможностей пловца в течение более или менее длительных периодов и этапов тренировки и выяснение на этой основе сильных и слабых сторон его подготовленности, учет состояния спортсмена в каждом отдельном занятии и т. д. в значительной мере определяет планирование и организацию тренировочного процесса. Сравнение высоких показателей спортивных результатов с показателями силы тяги позволили некоторым специалистам назвать этот
№2-2020 e-mail: [email protected] 55
Техника, тактика и методика спортивной тренировки
о о
ГО
га ■с о о.
(Л
компонент «основополагающим фактором в плавании» [6, 4].
Физическая подготовка пловцов является важнейшим резервом роста спортивных результатов. По вопросам значения силы тяги в силовой подготовке пловцов опубликован ряд работ представляющих научный интерес [1, 3, 2] к сожалению, эти работы носят фрагментарный характер, так как исследование в большей степени проводятся на спортсменах высокого класса. Открытой остается проблема значения силы тяги в совершенствовании силовой подготовки пловцов второго - первого спортивных разрядов, что является, на наш взгляд, весьма актуальным. Цель и задачи исследования.
Целью исследования является улучшение показателей силы тяги как составляющей специальной силовой подготовленности пловцов-кролистов 15-17 лет.
Задачи: 1. Определить показатели силы тяги в воде у пловцов 15-17 лет в плавании кролем на груди при помощи рук, ног и в полной координации. 2. Разработать комплексы физических упражнений для специальной силовой подготовленности пловцов-кролистов на суше и в воде. 3. Определить эффективность комплексов физических упражнений для специальной силовой подготовленности пловцов-кролистов.
Методы и организация исследования. Для решения поставленных задач нами были использованы методы исследования: анализ и обобщение данных научно-методической литературы; тестирование силы тяги в воде; педагогический эксперимент; методы математической статистики.
В педагогическом эксперименте была задействована учебно-тренировочная группа пловцов (п=25) в возрасте 15-17 лет, имеющих второй и первый спортивный разряд. Суть педагогического эксперимента заключалась во внедрении в учебно-тренировочный процесс специально разработанного комплекса силовых упражнений, способствующего увеличению силы тяги в воде при плавании вольным стилем на ногах, руках и в полной координации. Применялись физические упражнения со штангой, тренажеры «Мартенса-Хюттеля», блочные тренажеры и «скользящая тележка», также использовались резиновые жгуты и амортизаторы.
При выполнении упражнений на скользящей тележке по наклонной скамейке спортсменами
выполнялось 6-8 подходов, скамейка устанавливалась на такой высоте, при которой в одном подходе можно было выполнить 6-8 движений в максимальном темпе.
В упражнениях с использованием резинового жгута и амортизатора также были свои особенности. Спортсмен растягивал прикрепленный к стене резиновый жгут в течение 30 секунд, выполняя при этом 46-56 имитационных движений руками как при плавании способом «кроль на груди», темп движения максимальный с умеренным сопротивлением резины.
В зависимости от дистанции, в которой специализируется спортсмен, в нашем случае это 100-200 метров, величина сопротивления на тренажерах не превышала 60-70 % от максимальной. Продолжительность выполнения упражнений составляла 1-3 минуты, количество подходов 4-8, продолжительность пауз отдыха 1-2 минуты. Темп выполнения упражнений был выше среднего, так как упражнения в медленном темпе не трансформируется в специальную силу пловца.
В дополнение к специальной силовой подготовке на суше нами применялись специальные силовые упражнения в воде.
Для создания повышенного сопротивления в воде применялись упражнения с тормозами, к которым относились плавательные упражнения в дополнительной одежде (плавание в футболке, рубашке с дополнительными большими карманами на груди и рукавах), так и упражнения с тормозом, который крепился на теле пловца с помощью пояса (щитки). Упражнения выполнялись с максимальным усилием, на коротких отрезках и небольшим числом повторений.
Плавание с резиновым жгутом так же использовалось для создания дополнительного сопротивления в воде. В тренировках пловцов применялось два резиновых жгута с различной степенью упругости (15 и 20 кг). Упражнения с резиновыми жгутами включались в тренировочное задание не более 3 раз в неделю. Выполнялись упражнения в плавании на месте при помощи ног, рук и в полной координации, время работы при максимальном растяжении жгута составляло от 10 до 40 секунд.
Всего, с использованием разработанных нами комплексов физических упражнений было проведено 120 учебно-тренировочных занятий.
Результаты исследования. Определяя по-
Техника, тактика и методика спортивной тренировки
казатели силы тяги пловцов 15-17 лет, были получены результаты, указывающие на различия между девушками и юношами. Анализ средних показателей силы тяги у девушек пловчих 15 лет в плавании при помощи ног составлял 4,73 кг, у их сверстников в этом же упражнении средний показатель силы тяги был зарегистрирован 5,46 кг., при этом достоверных различий между испытуемыми в этом упражнении не выявлено (р>0,05). Показатели силы тяги в плавании при помощи рук у девушек 15 лет составляли 6,77 кг, у юношей этого же возраста - 10,32 кг (при р<0,05). В плавании с полной координацией юноши 15 лет опережали своих сверстниц по показателям силы тяги. Средний показатель силы тяги в полной координации у юношей составлял 12,86 кг, у девушек - 9,83 кг.
Сравнительный анализ показателей силы тяги у девушек и юношей 16 лет в различных упражнениях выявил ниже следующее. В плавании при помощи ног, средние значения девушек составляли 4,63 кг, у юношей - 5,64 кг., при этом разница между показателями имела случайный характер и являлась не достоверной (р>0,05). Средние показатели силы тяги у девушек-пловчих при плавании с помощи рук составляли 6,42 кг, у их сверстников - 10,16 кг, что указывало на существенные достоверные различия в показателях в пользу юношей (р<0,05). Средние значения тестируемых девушек при плавании в полной координации составляли 9,03 кг, у тестируемых юношей эти показатели имели значение 11,84 кг, при этом были выявлены достоверные различия в значении силы тяги в этом упражнении (р<0,05).
Анализ результатов теста в группе 17-летних пловцов позволил выявить значения средних показателей силы тяги в плавании при помощи ног у девушек равные 5,37 кг, у юношей в том же упражнении показатели равнялись 5,96 кг, достоверных различий между испытуемыми не установлено (при р>0,05). Юноши-пловцы 17 лет достоверно (р<0,05) опережают девушек по показателям силы тяги в плавании при помощи рук. Средний результат в силе тяги при помощи рук был установлен: у девушек - 6,175 кг, у юношей - 9,9 кг. В плавании с полной координацией 17-летние спортсменки показывали силу тяги равную 8,875 кг, у их сверстников это значение составляло 13,22 кг., при этом выявлены достоверные различия между испытуемыми в этом
упражнении (р<0,05). Полученные показатели силы тяги юных пловцов-кролистов позволили рассчитать индивидуальные значения коэффициента координации (КК), и сравнить его с модельными характеристиками пловцов исследуемого возраста. Средний показатель коэффициента координации у девушек 15 лет составлял 0,74, у юношей этого же возраста коэффициент координации равнялся 0,71. Статистический анализ полученных результатов КК не выявил достоверных различий между 15летними девушками и юношами (р>0,05).
Сравнительный анализ пловцов обоего пола 16-летнего возраста позволил определить средние значение показателей коэффициента координации у девушек равное 0,73, у юношей - 0,75, при этом достоверных различий не установлено (р>0,05).
При рассмотрении значений коэффициента координации в группе 17-летних пловцов было зарегистрировано, что средний показатель КК у девушек равнялся 0,75, у их сверстников - 0,71, достоверных различий между показателями испытуемых не установлено (р>0,05).
В группе пловцов 15-17 лет, значения коэффициента координации снижено в 56 % случаев (т. е. имеет место значение равное или меньшее 0,7), значения данного коэффициента выше 0,7 зарегистрировано в 44 % случаев.
Полученные результаты коэффициента координации являются косвенной оценкой эффективности использования силовых возможностей при плавании. По величине силы тяги, развиваемой отдельно при помощи рук и ног, можно судить о вкладе их в скорость плавания.
В целом результаты исследования указывают на необходимость дальнейшего совершенствования специальной силовой подготовленности пловцов-кролистов. Основной формой специальной силовой подготовки пловцов на суше являлись тренировки с использованием тренажеров.
В процессе выполнения пловцами силовых упражнений на суше обращали особое внимание на следующие положения:
1. Каково количество повторений в данном упражнении.
2. Какова величина отягощения и сопротивления снаряда.
3. Каков темп выполнения упражнения.
Упражнения, в которых величина преодоле-
о о
го га ■с о о.
(Л
№2-2020 е-шаП: [email protected] 57
Техника,
ваемого спортсменом сопротивления изменяется в соответствии с тем, как изменяется уровень проявляемой в данном движении максимальной силы, называются изокинетическими. Такие упражнения в большей степени подходят для применения в специальной силовой подготовке пловцов на суше, так как позволяют максимально сблизить подготовку на суше и в воде.
Для определения целесообразности и эффективности внедрения в учебно-тренировочный процесс комплексов физических упражнений, направленных на развитие и совершенствование специальной силовой подготовленности пловцов-кролистов на суше и в воде, нами было проведено повторное тестирование силы тяги в воде (табл. 1).
Таблица 1
Показатели силы тяги пловцов 15-17 лет в воде в конце педагогического эксперимента
№ п/п Упражнение Возраст, лет Показатели силы тяги х±т ^крите-рий Достоверность различий
юноши (п=15) девушки (п=10)
1 Плавание при помощи ног (кг) 15 5,6±0,64 4,73±0,3 1,267 р>0,05
16 5,6±0,43 4,7±0,21 1,88 р>0,05
17 6,2±0,54 5,5±0,28 1,15 р>0,05
2 Плавание при помощи рук (кг) 15 10,9±0,86 6,93±0,084 4.61 р>0,05
16 10,54±0,92 6,8±0,21 3,95 р>0,05
17 10,3±1,29 6,5±0,56 2,7 р>0,05
3 Плавание в полной координации (кг) 15 13,4±0,97 10,5±0,71 2,42 р>0,05
16 12,66±0,75 9,57±0,75 2,9 р>0,05
17 13,56±1,5 9,4±0,9 2,38 р>0,05
О О
ГО
га ■с
0 о.
со
1
с го
Анализ и обработка результатов, полученных при повторном тестировании, дали нам возможность утверждать, что показатели силы тяги во всех возрастных группах и практически во всех упражнениях возросли. Особенно прирост результатов наблюдался в плавании при помощи рук и в полной координации. Повышение результата у пловцов кролистов 15 лет в плавании при помощи ног составило 0,14 кг, у их сверстниц в этом же упражнении такой положительной динамики не наблюдалось, достоверных различий между показателями девушек и юношей в этом упражнении не установлено (р>0,05). У юношей-пловцов 16 лет, в упражнении «плавание при помощи ног» изменений в показателях не было, у девушек этого же возраста можно говорить о незначительном увеличении показателя на 0,07 кг (р>0,05). На начало педагогического эксперимента у пловцов 17 лет в плавании при помощи ног среднее
тактика и методика спортивной тренировки
значение силы тяги составляло 5,96 кг, данный показатель в конце педагогического эксперимента был улучшен на 0,24 кг, у девушек 17 лет в этом упражнении прирост составил 0,13 кг (р>0,05). В плавании при помощи рук наблюдалась следующая положительная динамика:
1) у 15-летних юношей-пловцов результат вырос на 0,58 кг, у пловчих 15 лет - на 0,16 кг, при этом выявлены достоверные различия между результатами девушек и юношей (р<0,05);
2) у юношей 16 лет прирост результатов составил 0,38 кг, у девушек 16 лет результат улучшился на 0,38 кг, при этом юноши достоверно опережали девушек (р<0,05);
3) в группе 17-летних пловцов-юношей зарегистрированы положительные изменения на 0,4 кг, у девушек - на 0,325 кг, достоверных различий в данном упражнении не найдено (р<0,05).
Показатели силы тяги при плавании в полной координации имели наиболее заметный прирост по сравнению с другими упражнениями. У пловцов 15 лет средние значение силы тяги при плавании в полной координации составляло 13,4 кг, оно лучше первоначального результата на 0,54 кг, у их сверстниц прирост силы тяги составил 0,67 кг, при этом имеются достоверные различия между показателями сверстников (р<0,05). В группе 16-летних пловцов показатель силы тяги в плавании в данном упражнении увеличился на 0,82 кг, у девушек этого же возраста показатель вырос на 0,54 кг, достоверность различий составляла р<0,05. У юношей 17 лет в данном упражнении показатели улучшились на 0,34 кг, у девушексверстниц увеличение результата, по сравнению с первоначальным произошло на 0,53 кг, при этом установлены достоверные различия в результатах тестируемых (р<0,05).
Наряду с изменениями силы тяги в воде, изменения произошли и в значениях коэффициента координации (табл.2).
Таблица 2
Показатели коэффициента координации пловцов-кролистов 15-17 лет в конце педагогического эксперимента
№ п/п Возраст, лет Показатели коэффициента координации х±т Достоверность различий
Юноши (п=15) Девушки (п=10)
1 15 0,79±0,013 0,83±0,021 р>0,05
2 16 0,79±0,032 0,8±0,042 р>0,05
3 17 0,8±0,034 0,795±0,02 р>0,05
Техника, тактика и методика спортивной тренировки
В группе 15-летних пловцов средний показатель КК девушек ставил 0,83, у юношей этого же возраста коэффициент координации зафиксирован как 0,79, при этом достоверных различий между девушками и юношами не установлено (р>0,05).
Сравнительный анализ плавательных тестов девушек и юношей 16летнего возраста позволил выявить, что средние значение показателей КК у девушек составило 0,8, у юношей - 0,79, достоверных различий между тестируемыми не выявлено (р>0,05). При рассмотрении значений коэффициента координации в группе 17-летних пловцов были отмечены средние показатели коэффициента координации у девушек равные 0,795, у их сверстников - 0,8, при этом достоверных различий между показателями испытуемых не определено (р>0,05). Значения коэффициента координации варьировали от 0,72 до 0,9, улучшения КК произошли в 100 % случаев, что указывает на положительное, эффективное влияние комплексов физических упражнений, направленных на развитие и совершенствование специальной силовой подготовленности пловцов-кролистов. Таким образом, проведенное исследование позволяет заключить, что эффективность внедрения в учебно-тренировочный процесс комплексов физических упражнений для специальной силовой подготовленности пловцов-кролистов 15-17 лет обусловлена достоверно положительным приростом в показателях силы тяги в конце педагогического эксперимента в плавании на руках и в
полной координации (р<0,05), а также положительными изменениями коэффициента координации в 100 % случаев.
Выводы:
1. Сила тяги в воде у пловцов-кролистов 15-17 лет на начало педагогического эксперимента в плавании кролем на груди с помощью ног составляла у юношей 5,69 кг, девушек - 4,91 кг, в плавании с помощью рук - 10,13 кг у юношей и 6,45 кг у девушек, в полной координации - 12,64 кг и 9,24 кг. При этом были установлены достоверные различия в показателях юношей и девушек, в плавании при помощи рук и в полной координации (р<0,05), в плавании при помощи ног достоверных различий в показателях девушек и юношей не найдено (р>0,05). В группе пловцов 15-17 лет, значения коэффициента координации снижено в 56 % случаев.
2. Нами разработаны комплексы физических упражнений, направленные на развитие и совершенствование специальной силовой подготовленности пловцов-кролистов на суше и в воде.
3. Эффективность внедрения в учебно-тренировочный процесс комплексов физических упражнений для специальной силовой подготовленности пловцов-кролистов 15-17 лет подтверждена достоверно положительным приростом в показателях силы тяги в конце педагогического эксперимента в плавании на руках, в полной координации (р<0,05) и положительными изменениями коэффициента координации в 100 % случаев.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Абсалямов Т.М., Тимакова Т.С. Научное обеспечение подготовки пловцов. М.: Физкультура и спорт. 1983. С. 23-42.
2. Булгакова Н.Ж., Фомиченко Т.Г., Авдиенко В.Б. Ретроспективный анализ динамических и временных характеристик техники сильнейших пловцов страны, зарегистрированных у них в младших возрастных группах // Теория и практика физической культуры. 1995, № 10. С. 48-51.
3. Вайцеховский С.М., Абсолямов Т.М., Сайгин М.И. Силовая подготовка пловцов: проблема совершенствования силовой подготовки квалифицированных пловцов // Плавание, выпуск 1. М.: Физкультура и спорт. 1983. С. 23-28.
4. Давыдов В.Ю., Прыткова Е.Г. Оптимизация построения
тренировочных нагрузок в процессии подготовки квалифицированных пловцов // Теория и практика физической культуры. 2002. №7. С. 32.
5. Sodiqov A.G'. Yosh suzuvchilarning tayyorgarlik bosqichlaridagi mashg'ulot yuklamalarini rejalashtirish. O'quv qo'llanma.-T.: Fan va texnologiya. 2015 yil.
6. Оноприенко Б.И. Биомеханика плавания. К.: «Здоровье». 1981. 192 с.
7. Сируц. А.Л. Соотношение тренировочных средств, направленных на развитие скоростно силовых качеств и силовой выносливости, в подготовке пловцов учебно тренировочных групп ДЮСШ: Автореф. Дис. Кан. Пед наук. Минск, 2000 год.