Научная статья на тему 'СТРУКТУРА ОРГАНИЗАЦИОННО-УПРАВЛЕНЧЕСКОГО И КАДРОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПОДГОТОВКИ СПОРТСМЕНОВ ВЫСОКОЙ КВАЛИФИКАЦИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ СПОРТИВНОЙ ГИМНАСТИКИ'

СТРУКТУРА ОРГАНИЗАЦИОННО-УПРАВЛЕНЧЕСКОГО И КАДРОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПОДГОТОВКИ СПОРТСМЕНОВ ВЫСОКОЙ КВАЛИФИКАЦИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ СПОРТИВНОЙ ГИМНАСТИКИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
218
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПОРТИВНАЯ ГИМНАСТИКА / СПОРТСМЕНЫ ВЫСОКОГО УРОВНЯ / СТРУКТУРА ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПОДГОТОВКИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сомкин А. А.

В статье проводится аналитическое исследование и даются практические рекомендации по совершенствованию структуры организационно-управленческого и кадрового обеспечения подготовки спортсменов высокой квалификации в спортивной гимнастике в Российской Федерации для того, чтобы претендовать на завоевание медалей Олимпийских игр и мировых первенств в данном виде спорта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сомкин А. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «СТРУКТУРА ОРГАНИЗАЦИОННО-УПРАВЛЕНЧЕСКОГО И КАДРОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПОДГОТОВКИ СПОРТСМЕНОВ ВЫСОКОЙ КВАЛИФИКАЦИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ СПОРТИВНОЙ ГИМНАСТИКИ»

2. Булгакова Н.Ж. Теория и методика плавания: учебник для студ. учреждений высш. образования / Н.Ж. Булгакова, О.И. Попов, Е.А. Распопова; под.ред. Н.Ж. Булгаковой. - 2-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2014. - 320 с.

3. Васющенкова Т.С., Костин В.А. Обучение плаванию способом кроль на груди: Методические указания. - М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 1993. - 20 с.

4. Спортивное плавание: путь к успеху. Книга 1 / Под ред. В.Н. Платонова. - М.: Советский спорт, 2011.

5. Физическая культура студента: учебник / Под. ред. В.И. Ильинича. -М.: Гардарики, 2001. - 448 с.

СТРУКТУРА ОРГАНИЗАЦИОННО-УПРАВЛЕНЧЕСКОГО И КАДРОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПОДГОТОВКИ СПОРТСМЕНОВ ВЫСОКОЙ КВАЛИФИКАЦИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

РАЗВИТИЯ СПОРТИВНОЙ ГИМНАСТИКИ

© Сомкин А.А.1

Санкт-Петербургский государственный институт кино и телевидения,

г. Санкт-Петербург

В статье проводится аналитическое исследование и даются практические рекомендации по совершенствованию структуры организационно-управленческого и кадрового обеспечения подготовки спортсменов высокой квалификации в спортивной гимнастике в Российской Федерации для того, чтобы претендовать на завоевание медалей Олимпийских игр и мировых первенств в данном виде спорта.

Ключевые слова: спортивная гимнастика, спортсмены высокого уровня, структура обеспечения подготовки.

Современная спортивная гимнастика - это один из наиболее популярных и «медалеёмких» олимпийских видов спорта. На олимпийском турнире гимнасты разыгрывают восемь комплектов медалей, а гимнастки - шесть комплектов (командное первенство - мужское и женское; личное абсолютное первенство в многоборье - мужское и женское; первенство на отдельных шести видах мужского и четырёх видах женского многоборья). Спортивная гимнастика является приоритетным видом в таких ведущих странах мира как США, Китай, Япония, Великобритания, Германия. Гимнастические соревно-

1 Профессор кафедры Физического воспитания, доктор педагогических наук, профессор.

вания на Олимпиадах, как правило, привлекают наибольший зрительский интерес, как в стране проведения, так и посредством телевизионных трансляций - по всему миру. Это объясняется тем, что спортивная гимнастика - это сплав зрелищности, высочайшей технической сложности соревновательных программ на всех без исключения снарядах и, практически, безупречного качества их выполнения элитными гимнастами и гимнастками.

Всё более жёсткая конкуренция за «олимпийский пьедестал», когда чемпионов и призёров могут отделять не десятые, а, даже, сотые доли балла, требует современной и динамичной организационно-управленческой структуры и высокопрофессионального кадрового обеспечения всех сторон подготовки гимнастов и гимнасток элитного уровня в нашей стране [4]. Развитием данного вида спорта - от детского, массового и до уровня национальной сборной команды - руководит Федерация спортивной гимнастики России во главе с её президентом. Это негосударственная общественная организация, действующая на основе своего Устава. В нём, в частности, сказано, что одной из целей Федерации спортивной гимнастики является организация подготовки сборных команд Российской Федерации по спортивной гимнастике (мужской и женской) для участия во всех международных соревнованиях, включая Олимпийские игры. В связи с этим Федерации постоянно необходимо решать следующие задачи:

- создавать все возможные условия для подготовки к международным выступлениям, как основного состава сборной команды, так и её резерва (юниорской и юношеской сборных команд);

- содействовать развитию и постоянной модернизации материально-технической базы, необходимой для обеспечения полноценного учебно-тренировочного процесса - комфортабельных специализированных гимнастических залов; современных снарядов; дополнительного оборудования и инвентаря; всей другой необходимой инфраструктуры обеспечения централизованной подготовки;

- участвовать в организации и финансировании, как научно-исследовательской работы, так и опытно-конструкторских разработок по производству новых видов гимнастического оборудования и инвентаря.

В связи с этим, важнейшим видом деятельности Федерации спортивной гимнастики России является не только формирование, но и финансирование:

- национальных сборных команд различного уровня (основной состав, ближайший резерв, юниорская и юношеская команды);

- тренерского состава, состоящего из высокопрофессиональных специалистов, отвечающих за все аспекты подготовки сборных команд;

- других специалистов (дополнительный персонал), привлекаемых для подготовки сборных команд, которые обеспечивают комплексное, всестороннее «сопровождение» учебно-тренировочного процесса гимнастов и гимнасток.

Таким образом, поступательное развитие спортивной гимнастики как приоритетного вида спорта в нашей стране - это целенаправленный, носящий систематический, организующий, координирующий и контролирующий характер процесс с целью повышения эффективности его функционирования. Постоянно совершенствуется кадровое, медицинское, финансовое, материально-техническое, научно-методическое, нормативно-правовое его обеспечение, что, в свою очередь, должно отражаться в высоком уровне достижений гимнастов Российской Федерации на международной спортивной арене [12].

В современном так называемом элитном спорте «олимпийского» уровня подготовка национальной сборной команды по спортивной гимнастике -это целенаправленный, профессионально организованный процесс, носящий круглогодичный характер. Основной организационной формой проведения централизованной подготовки основного состава сборной команды Российской Федерации, её ближайшего резерва, перспективных юных спортсменов являются учебно-тренировочные сборы. На таких сборах присутствуют ведущие высококвалифицированные тренеры страны, компетентный и профессиональный обслуживающий персонал (врачи, массажисты, комплексная научная группа и другие). В периоды централизованной подготовки гимнасты основного и молодёжного состава национальной сборной команды имеют двух-трёх разовые тренировки в день (шесть раз в неделю). На таких учебно-тренировочных сборах создаются наилучшие условия подготовки к соревнованиям самого высокого уровня: строгий режим дня; регулярное сбалансированное питание, часто имеющее индивидуальную направленность; благоприятные и комфортные бытовые условия; полное материально-техническое оснащение гимнастическим оборудованием и инвентарём; постоянный медицинский контроль и применение передовых средств реабилитации; комплексное научно-методическое обеспечение [8].

Следовательно, в наиболее концентрированном виде процесс подготовки гимнастов элитного «олимпийского» уровня в нашей стране проявляется именно в периоды централизованных сборов. Их доминирование (причём не только для основного состава сборной команды, но и спортсменов юниорской и юношеской команд) заложено в основе всей технологии подготовки - как это было в Советском Союзе, так и в современной Российской Федерации [1, 2, 10]. Во время таких централизованных учебно-тренировочных сборов гимнасты и гимнастки основного состава команды часто тренируются совместно с привлекаемыми перспективными спортсменами юниорской и юношеской сборной вместе с их личными тренерами, что способствует быстрому росту их мастерства [15]. При условии, как было сказано выше, двух-трёх разовых тренировок в день (шесть раз в неделю) необходимо, чтобы всё организационно-управленческое и кадровое обеспечение такой системы подготовки было направлено на решение основной задачи.

Она заключается в достижении вполне определённых целевых моделей -создание конкурентоспособной команды-победительницы и чемпионов, как в личном многоборье, так и в отдельных видах многоборья на самом высоком международном уровне, в том числе и на Олимпийских играх [3].

Прежде всего, следует рассмотреть структуру тренерского состава, отвечающего за подготовку национальной сборной команды. Возглавляет её главный тренер. Его основными задачами должны быть следующие:

- чёткая формулировка перспективных целей подготовки национальных сборных команд (мужской, женской, юниорской, юношеской), по крайней мере, на «олимпийский цикл» на основе прогнозирования основных тенденций развития спортивной гимнастики и совершенствования Правил соревнований;

- периодический профессиональный подбор тренерских кадров, просмотр и отбор перспективных гимнастов и гимнасток во все национальные сборные команды;

- перспективное планирование подготовки (на «олимпийский цикл») для каждого конкретного гимнаста и гимнастки сборной команды;

- непрерывное управление учебно-тренировочным процессом, как непосредственно во время централизованных сборов, так и дистанционно - при подготовке спортсменов «на местах»;

- постоянное осуществление контроля и, при необходимости, коррекция подготовки всех членов национальных сборных команд и перспективных гимнастов и гимнасток из ближайшего резерва.

Главный тренер должен осуществлять свои функции через четырёх старших тренеров:

- два старших тренера отвечают за подготовку основного состава национальной сборной команды (мужской и женской);

- два старших тренера отвечают за подготовку молодёжного состава команды (юношей и девушек).

Кроме того, необходимы также и два тренера-администратора (по взрослой и молодёжной командам). Эти шесть вышеперечисленных тренеров осуществляют планирование содержания всего учебно-тренировочного процесса при централизованных сборах и контроль за выполнением индивидуальных планов каждым конкретным гимнастом и гимнасткой, а также управление всеми аспектами организации подготовки национальных сборных команд.

Далее идут личные тренеры отдельных гимнастов и гимнасток, которые осуществляют постоянную работу со своими учениками, как в течение централизованной подготовки, так и, непосредственно, «на местах». Кроме того, на учебно-тренировочных сборах к ним добавляется ещё и «бригада» тренеров-специалистов:

- тренеры по акробатической подготовке (тренеры-акробаты), которые проводят: общие акробатические разминки; обучение и совер-

шенствование акробатическим прыжковым элементам на вольных упражнениях; специальную физическую подготовку акробатической направленности;

- тренеры по батутной подготовке осуществляют подготовку гимнастов и гимнасток к освоению сложных гимнастических и акробатических упражнений с фазой полёта и специальную физическую подготовку (в том числе, совершенствование координации движений) с использованием дополнительных снарядов - батут, двойной минитрамп, минибатут, батутная (или надувная - пневматическая) дорожка [14];

- тренеры по технической подготовке, которые могут работать вместе с личными тренерами на «бригадной» основе по совершенствованию мастерства гимнастов и гимнасток на отдельных снарядах (например, на опорных прыжках, на коне-махи - у мужчин, на разновысоких брусьях - у женщин);

- тренеры по хореографической подготовке (тренеры-хореографы) различной специализации: по базовой (или классической) хореографической подготовке; хореографы-постановщики и хореографы-репетиторы на вольных упражнениях и на бревне;

- тренеры по специальной физической подготовке (СФП), которые проводят либо полностью тренировочные занятия (например, «круговые тренировки» по СФП), либо их отдельные фрагменты (подготовительную или заключительную часть) с целью развития, совершенствования или поддержания необходимого уровня физических способностей, а также выработки так называемой оптимальной физической избыточности - как необходимого условия повышения уровня технической подготовленности и уменьшения негативных последствий (например, травмирования) в самом процессе технической подготовки.

Кроме вышеперечисленных тренеров, к работе в различные периоды централизованной подготовки могут привлекаться и другие специалисты. Например, в подготовительном или восстановительном периоде могут быть использованы тренеры по общей физической (ОФП) и функциональной подготовке. Так, тренер-специалист по лёгкой атлетике может оказать помощь в прыжковой и беговой - технической и функциональной (или кроссовой) подготовке. Фитнес-тренеры по аэробной и атлетической подготовке:

- первые - могут (например, в качестве разминки) проводить занятия по аэробике различной интенсивности и стретчингу;

- вторые - используя отягощения (свободные веса) и тренажёры и применяя современные методики, повышать общий уровень физической подготовленности гимнастов и гимнасток.

Для постановки гимнасткам отдельных хореографических фрагментов в вольных упражнениях могут быть приглашены диаметрально противоположные специалисты:

- из классического балета, например, для обучения точной технике выполнения «фуэте»;

- из современных танцев, например, Jazz Funk, Contemporary, Hiphop и других - для обучения и стилизации ассиметричных, «ломаных» движений.

Это объясняется тем, что музыкальное сопровождение для вольных упражнений всё чаще является, можно сказать, «многослойным» и представляет собой компиляцию из нескольких, иногда совершенно стилистически разнородных, произведений. Поэтому, задачей приглашённого специалиста может быть постановка небольшого (например, до 10 секунд), но запоминающегося фрагмента композиции. Однако следует отметить, что современные вольные упражнения сильнейших гимнасток мира насыщены сложными акробатическими прыжковыми соединениями, гимнастическими прыжками, поворотами в равновесии на одной ноге. Поэтому, хотя гимнастику и называют «спортом выразительной формы», где должен существовать оптимальный баланс между сложностью композиций и художественным, эстетическим впечатлением от них, но девушкам на вольных упражнениях сейчас достаточно трудно раскрыть индивидуальное «дарование» и избежать «безликости» и стереотипности своих программ.

Состав дополнительных специалистов, привлекаемых на постоянной или временной (периодической) основе к централизованной подготовке сборных команд, также достаточно большой и разнообразный.

Специалисты по медико-биологическому контролю и лечебно-профилактическим мероприятиям [7], которые обеспечивают:

- постоянный контроль и диагностику нарушений состояния здоровья гимнастов и гимнасток непосредственно в процессе учебно-тренировочных занятий и соревнований;

- своевременное лечение заболеваний и травм, в том числе с использованием комплекса современных средств восстановления; реабилитационные и профилактические мероприятия [6, 13];

- полноценное и сбалансированное питание и регулярную витаминизацию [5].

Поэтому, в штате дополнительных специалистов должны присутствовать высококвалифицированные врачи и массажисты - тренеры-врачи, тренеры-массажисты, которые должны хорошо разбираться именно в особенностях спортивной гимнастики, а также физиотерапевты, врачи-диетологи, средний и младший медицинский персонал. Совместно с другими врачами -узкими специалистами - они должны осуществлять регулярные: углублённое медицинское обследование - диспансеризацию; этапные и текущие об-

следования. На основе обобщения полученных данных руководитель всей группы перечисленных выше специалистов должен сообщать главному тренеру сборной команды и всему остальному тренерскому составу о результатах обследования и выдавать свои рекомендации по каждому конкретному гимнасту и гимнастке. По этой информации делаются совместные заключения тренеров и врачей о функциональном состоянии и потенциальных возможностях спортсменов, приспособляемости к тренировочным нагрузкам и, при необходимости, их коррекции.

Специалисты по научно-методическому обеспечению [9, 16]. Основной организационной структурой, осуществляющей этот процесс, является комплексная научная группа (КНГ). Не разбирая подробно всех направлений её деятельности, остановимся только на таком важном разделе работы, как исследование и анализ техники гимнастических упражнений. Во-первых, это может быть экспресс-анализ (или другими словами, качественный биомеханический анализ) непосредственно во время учебно-тренировочного процесса. Путём специально организованной видеосъёмки и, затем, «выведения» на экран монитора компьютера только что выполненного гимнастом или гимнасткой отдельного упражнения или целостной комбинации, можно осуществить оперативный совместный анализ - спортсменом, тренером и членом КНГ. Во-вторых, путём обработки, полученной в процессе тренировки или соревнований, видеоинформации, провести в лабораторных условиях тщательный биомеханический анализ техники выполнения упражнений гимнастами и гимнастками сборных команд России и сравнить её с техникой выполнения этих же упражнений ведущими гимнастами мира. Таким образом, в составе КНГ, помимо других специалистов, должны присутствовать:

- специалист по видеосъёмке, понимающий специфику именно спортивной гимнастики - тренер-оператор;

- специалист по компьютерному (программному) обеспечению, знающий биомеханические закономерности техники выполнения гимнастических упражнений [11].

Важную роль играет КНГ в информационном обеспечении тренеров и гимнастов сборной команды. Развитие коммуникационных технологий позволяет создавать базы данных в информационно-компьютерных системах -справочные, консультативные, контрольные, управленческие. В них отражаются, например, спортивные результаты и рейтинги, как гимнастов национальной сборной команды, так и их потенциальных соперников; данные научных исследований и методические рекомендации ведущих мировых учёных и специалистов; информация о технических новинках в области гимнастического оборудования и инвентаря и другие. Большое внимание, особенно на уровне централизованной подготовки, уделяется полноценному материально-техническому обеспечению учебно-тренировочного процесса.

Поэтому, встала необходимость привлечения специалистов - тренеров-инженеров, которые могут:

- профессионально и надёжно устанавливать и разбирать соревновательные снаряды, дополнительное гимнастическое оборудование и инвентарь в спортивном зале;

- из большого количества присутствующих на рынке гимнастических снарядов, тренажёров и инвентаря, средств обеспечения безопасности (например, матов различной жёсткости и конструкции), производимых различными фирмами, выбирать наиболее оптимальные образцы и рекомендовать их приобретение Федерации спортивной гимнастики;

- разрабатывать собственные образцы тренажёрных устройств и оборудования, которые можно будет эффективно внедрить в учебно-тренировочный процесс национальной сборной команды.

Наконец, ещё две категории специалистов, привлекаемых в периоды централизованной подготовки. Во-первых, так называемые тренеры-психологи, которые обеспечивают благоприятный эмоциональный фон на тренировках, вырабатывают у спортсменов позитивную мотивацию и мобилизационную готовность к соревнованиям. Хотя, при нынешнем, практически, «профессиональном» статусе не только элитных спортсменов, но и членов юниорских и, даже, юношеских национальных сборных команд, вопросы мотивации и мобилизации решаются уже другими способами.

Большое значение на международных соревнованиях самого высокого уровня имеет музыкальное сопровождение вольных упражнений у девушек. Для ведущих гимнасток с конкурентоспособными программами всё чаще привлекаются профессиональные композиторы или аранжировщики музыкальных произведений, которые, совместно с самой спортсменкой, её личным тренером и хореографом-постановщиком, подбирают и записывают собственную (авторскую) фонограмму для вольных упражнений.

На определённых этапах централизованной подготовки (например, в предсоревновательный период) могут быть привлечены судьи высокой квалификации, имеющие международную категорию (brevet de juge) и работающие на основных гимнастических соревнованиях (Олимпийских играх и чемпионатах мира). Они в качестве экспертов оценивают соревновательные программы гимнастов и гимнасток во время контрольных тренировок, производят профессиональные сбавки по всем существующим критериям, осуществляют контроль соответствия их композиций текущим Правилам соревнований, своевременно сообщают тренерскому составу о внесённых в Правила изменениях и дополнениях.

Подводя итог, можно отметить, что только такая организационно-управленческая структура и высокопрофессиональное кадровое обеспечение всех сторон подготовки гимнастов и гимнасток позволит достигнуть главной це-

ли - создание конкурентоспособной национальной сборной команды Российской Федерации - победительницы чемпионатов Европы, мира и Олимпийских игр.

Список литературы:

1. Аркаев Л.Я. Основные направления подготовки советских гимнастов к XXV Олимпийских играм 1992 г.: методические рекомендации / Л.Я. Аркаев, В.С. Чебураев, А.С. Александров и др.; ВНИИФК. - М., 1989. - 20 с.

2. Аркаев Л.Я. Методологические основы современной системы подготовки гимнастов высшего класса / Л.Я. Аркаев, Н.Г. Сучилин // Теория и практика физич. культуры. - 1997. - № 11. - С. 17-25.

3. Аркаев Л.Я. Как готовить чемпионов. Теория и технология подготовки гимнастов высшей квалификации / Л.Я. Аркаев, Н.Г. Сучилин. - М.: Физкультура и спорт, 2004. - 328 с.

4. Гавердовский Ю.К. Теория и методика спортивной гимнастики: учебник: в 2 т. Т. 2 / Ю.К. Гавердовский, В.М. Смолевский. - М.: Советский спорт, 2014. - 230 с.

5. Забуркин Е.М. Питание гимнастов / Е.М. Забуркин, А.Г. Волков // Гимнастика. - 1976. - № 2. - С. 40-43.

6. Калачёва О.К. Восстановительные средства в современной гимнастике / О.К. Калачёва // Гимнастика. - 1979. - № 1. - С. 45-48.

7. Калачёва О.К. Комплексная система профилактики заболеваний и травм в годичном тренировочном цикле подготовки гимнастов: методические рекомендации / О.К. Калачёва, Ф.А. Иорданская, В.Н. Кузьмина и др.; ВНИИФК, ЦНИИМБПС. - М., 1988. - 37 с.

8. Козлова Н.А. Развитие основ централизованной подготовки спортсменов в олимпийском спорте / Н.А. Козлова // Физическое воспитание студентов. - 2012. - № 01. - С. 47-50.

9. Менхин Ю.В. Управление подготовкой гимнастов: учебное пособие / Ю.В. Менхин; МОГИФК. - Малаховка, 1988. - 66 с.

10. Платонов В.Н. Спорт высших достижений и подготовка национальных команд к Олимпийским играм / В.Н. Платонов. - М.: Советский спорт, 2010. - 310 с.

11. Розин Е.Ю. Педагогическая диагностика физического состояния и специальной подготовки спортсменов с использованием компьютерной техники (на примере гимнастики): диссертация в виде научного доклада доктора пед. наук / Е.Ю. Розин; РГАФК. - М., 1997. - 73 с.

12. Сазонец В.И. Международные спортивные организации в управлении и развитии олимпийских видов спорта / В.И. Сазонец // Физическое воспитание студентов. - 2011. - № 6. - С. 83-87.

13. Синяков, А.Ф. Восстановление спортивной работоспособности гимнастов при помощи физических средств / А.Ф. Синяков, Е.С. Белов // Гимнастика. - 1982. - № 1. - С. 48-50.

14. Сомкин А.А. Батут и батутные приспособления в спортивной гимнастике: учебное пособие / А.А. Сомкин; СПбГАФК им. П.Ф. Лесгафта. -СПб., 1997. - 31 с.

15. Терехина Р.Н. Комплексный анализ спортивной гимнастики: монография / Р.Н. Терехина; СПбГАФК им. П.Ф. Лесгафта. - СПб., 1997. - 78 с.

16. Чебураев В.С. Научно-методическое обеспечение подготовки сборных команд страны по спортивной гимнастике / В.С. Чебураев // Теория и практика физич. культуры. - 1997. - № 11. - С. 44-46.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.