Научная статья на тему 'СПЕЦИАЛЬНО-ДВИГАТЕЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА ГИМНАСТОК - "ХУДОЖНИЦ" 7-13 ЛЕТ'

СПЕЦИАЛЬНО-ДВИГАТЕЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА ГИМНАСТОК - "ХУДОЖНИЦ" 7-13 ЛЕТ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
153
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Fan-Sportga
Область наук
Ключевые слова
СПЕЦИАЛЬНО-ФИЗИЧЕСКИЕ КАЧЕСТВА / ТЕХНИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / КООРДИНАЦИОННЫЕ СПОСОБНОСТИ / РАВНОВЕСИЕ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ / КОРРЕЛЯЦИОННЫЙ АНАЛИЗ / ПРОГРАММНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ахмедова Д.А.

Тақдим этилган мақолада ўқув машғулотларида турли ёшдаги бадиий гимнастикачи-қизларнинг махсус-ҳаракатчан тайёргарлигини ривожлантириш муаммолари ёритилган. Малака талабларни босқичма-босқич ўрганиш ва такомиллаштириш дастури илмий асосланган. Бадиий гимнастика билан шуғулланувчи қизларнинг ҳаракат тайёргарлигини назорат қилиш йўллари таклиф этилган.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «СПЕЦИАЛЬНО-ДВИГАТЕЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА ГИМНАСТОК - "ХУДОЖНИЦ" 7-13 ЛЕТ»

Детско-юношеский спорт

Маш1улотлар сифатини кутариш ва шугулланувчилар микдорини саклаб колиш учун кандай услубий ёрдам керак? мазмунидаги ёпик тестимизга респондентларнинг (57%) саралов ва йуналтириш буйича услубий тавсия ва услубий курсатмалар зарурлигини ёзишди, (43%) респон-дентлар эса 11-12 ёшли болалар учун махсус ёши, жинси белбогли кураш спорт турига мос якка кураш элемент-ларига эга булган харакатли уйинлар юзасидан методик курсатмаларга эхтиёж борлиги хакида ёзишган.

1-расм. Машгулотлар сифатини кутариш ва шугулланувчилар контингентини саклаб колиш учун кандай методик ёрдам керак? Мазмунидаги ёпик тест натижаси

Шу уринда, белбогли кураш спорт турига болаларни кизиктириш учун миллий харакатли уйинларнинг хам урни катта улардан "Румолчани торт", "Оёкка эхтиёт булиш", "Чалинган оёклар", " Доирадан чикариш" ушбу уйинлар оркали курашчиларнинг сезгирлик ва чаккон-лик сифатлари яхши ривожланади. Шунингдек, таклиф этилаётган уйинлар курашнинг техник усулларини тезрок узлаштириш, беллашувларга хос харакатларни амалга ошириш, керак булса мураккаб усулларни кул-лашга йул очади. Айни пайтда бундай уйинлар белбогли кураш жараёнидаги аник харакатларни амалга ошира билиш, спортчидаги рухий-маънавий имкониятларни сафарбар этиш билан кизгин бахсда галабага эришиш

омили булиб хизмат килиши кузда тутади [8].

Хулоса. Анкета сурови натижалари, Белбогли кураш спорт турига болаларни саралаб олиш жараёнини урганиш долзарб йуналиш булиб, кенгрок ва камровли тадкикотларни талаб килади. Белбогли кураш спорт турига болаларни саралаш, спортчиларни узок муддатли тайёргарлигининг барча асосий боскичларини камраб олган узлуксиз жараён сифатида куриб чикишни бир катор мутахассислар томонидан алохида таклиф ки-линган. Шундай экан, унинг биринчи боскичида спорт йуналиши билан ифодаланиши, бу спортчи кобилиятини аниклаш, бахолаш ва прогнозлашни хамда саралаш жараёнида айнан белбогли кураш спорт турига мос келадиган болаларни шу спорт турига йуналтириш лозимлигини талаб этади.

Адабиётлар:

1. Узбекистан Республикаси Президентининг 2017 йил 2 октябр-даги "Кураш" миллий спорт турини янада ривожлантириш чора-тад-бирлари т^рисида"ги П^-3306-сонли карори.

2. Узбекистон Республикаси Президентининг "Жисмоний тарбия ва спорт сохаасини ривожлантириш масалаларига баFишланган" йитлишдаги нутки; 2018 йил 21 сентябр Халк сузи газетаси.

3. Узбекистон Республикаси Президентининг 2018 йил 5 мартдаги "Жисмоний тарбия ва спорт сохосида давлат бошкаруви тизимини тубдан такомиллаштириш чора-тадбирлари т^рисида"ги ПФ-5368-сонли Фармони.

4. Узбекистон Республикаси Вазирлар Махкамасининг 2020 йил 4 мартдаги "Спорт турлари буйича терма жамоалар таркибига спортчиларни саралаб олиш тизимини янада такомиллаштириш чора-тад-бирлари г^рисида"™ 122-сон карори www.lex.uz.

5. Керимов Ф.А. Спорт кураши назарияси ва услулияти. УзДЖТИ нашриёт-матбаа булими. 2018.-С. 198-190 б.

6. Керимов Ф.А. Якка кураш элементларига эга булган харакатли уйинлар. Илмий техника ахборроти-пресс, 2020. - 79 б.

7. Керимов Ф. А. Спорт сохасидаги илмий тадкикотлар. Тошкент, 2018, 334 б.

8. Усмонходжаев Т.С. Миллий харакатли уйинлар. Тошкент. «Уки-тувчи» 2000 йил, 53-54 б.

УУК (УДК, UDC): 796.4:015.132 М М М М М N И П П П П М Н Н М Н Н П N И М М М М П М П М М М Ё М М М М М М Ё Ё Ё Ё Ё М М М

Научный соискатель, Мастер спорта международного класса по художественной гимнастике, Д.А. АХМЕДОВА1 Информация для связи с 1Узбекский государственный университет физической

автором: тт л.т г

jamilya99@gmail.com культуры и спорта, город Чирчик, Узбекистан

СПЕЦИАЛЬНО-ДВИГАТЕЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА ГИМНАСТОК - «ХУДОЖНИЦ» 7-13 ЛЕТ

Аннотация

Annotation

В представленной статье рассматриваются вопросы развития специально-двигательной подготовки гимнасток различных возрастных групп в процессе учебно-тренировочных занятий. Научно обоснована программа поэтапного освоения и совершенствования квалификационных требований. Предложены варианты педагогического контроля за двигательной подготовленностью гимнасток, специализирующихся по художественной гимнастике.

Ключевые слова: Специально-физические качества, техническая подготовка, координационные способности, равновесие, педагогический контроль, корреляционный анализ, программные требования.

Такдим этилган маколада укув машгулотларида турли ёшдаги бадиий гимнастикачи-кизларнинг махсус-харакатчан тайёргарлигини ривожлантириш муаммолари ёритилган. Малака талабларни боскичма-боскич урганиш ва такомиллаштириш дастури илмий асосланган. Бадиий гимнастика билан шугулланувчи кизларнинг харакат тайёргарлигини педагогик назорат килиш йуллари таклиф этилган.

Калит сузлар: Махсус-жисмоний сифатлар, техник тайёргарлик, координацион цобилиятлар, мувозанат, педагогик назорат, узаро боглицли тщлил, дастурий талаблар.

The presented article deals with the development of special-motor training of female gymnasts of different age groups in the process of educational and training sessions. The program of step-by-step development and improvement of qualification requirements has been scientifically substantiated. Variants of pedagogical control over the motor fitness of gymnasts specializing in rhythmic gymnastics are proposed.

Keywords: Special motion qualities, technical training, coordination abilities, balance, pedagogical control, correlation analysis, program requirements.

№6-2020

e-mail: fan_sportga@uzdjtsu.uz

77

о о

СО

ГО

га ■с о

Актуальность. В последнее десятилетие произошел стремительный скачок в развитии спортивной техники в видах спорта со сложной координацией движений. Техника упражнений постоянно совершенствуется, и для достижения высоких результатов необходимо искать новые пути преодоления тех барьеров, которые неизбежно появляются на определенных этапах спортивной тренировки. Такие пути могут сводиться к выделению отдельных элементов, движений и повышению двигательных способностей, на основе знаний технологии реализации как отдельных действий и операций, так и деятельности в целом [1,6,8,10].

Согласно данным исследования И. А. Винер-Усмановой [1], В. Н. Платонова [8] техническая подготовка в художественной гимнастике связана с необходимостью освоения большого арсенала базовых упражнений и элементов программы многоборья за относительно короткий срок. Эти двигательные действия представляют собой сложные координационные сочетания движений отдельными звеньями тела с манипуляцией различными предметами, которые выполняются на фоне музыкального сопровождения, и в свою очередь, требует от спортсменок значительных физических кондиций и, в частности, достаточного уровня развития конкретных специальных двигательных качеств. Как считают Говорова М.А, Плешкань А.В. [2] научно-обоснованной методики специальной двигательной подготовки гимнасток для данного вида спортивной деятельности нет. Она сложилась эмпирически и представляет собой отдельные рекомендации способов и приемов развития в основном физических качеств [4,5,9].

В представленной научной работе предложен комплекс специальных двигательных действий, выражающий особенности художественной гимнастики - прыгучесть, оценка пространственно-временной точности вращательного характера, точность действий в бросках и ловле предмета, упражнения для развитие вестибулярного анализатора, умение сохранения равновесия. Поскольку особое внимание судей при выставлении оценок за упражнение высококвалифицированных гимнасток - «художниц» направленно на технически правильное выполнение поворотов, прыжков, равновесий, бросковых элементов. Анализ учебно-тренировочных занятий так же

Детско-юношеский спорт

показал, что именно в этих элементах гимнастки допускают наибольшее количество ошибок.

Задача исследования. Выявить основное содержание специальной двигательной подготовки гимнасток и провести анализ динамики развития двигательных действий в процессе учебно-тренировочных занятий.

Организация исследования. Для реализации поставленных задач исследования было предложено сформировать группы гимнасток, в возрастном диапазоне 6-13 лет, так первую группу гимнасток составили спортсменки возраста 6-8 лет, вторая группа гимнасток 9-11 лет и третья группа 12-13 лет.

В процессе исследования в тренировочный процесс гимнасток были включены комплексы двигательных заданий, в том числе упражнения хореографии на развитие и совершенствование прыгучести, пространственно-временная точность вращательного характера, точность действий в бросках и ловле предмета, умение сохранения равновесия [4,5].

Результаты, полученные в ходе научного исследования показывают, что к 9 годам у гимнасток можно наблюдать определённый уровень физического и двигательного развития, который позволяет овладеть определёнными, базовыми элементами, тем самым создавая фундамент технической подготовленности (рис. 1).

На этапе начальной подготовки к уровню среднего развития двигательных качеств относится упражнение в равновесии, на правой ноге - 3,0 балла и на левой - 2,6 балла; прыжок с места - 3,2 балла, упражнения на точность броска и ловли - 3,12 балла. Все полученные результаты переводилась и исчислялись из 5 баллов. Такое качество, как оценка пространственно-временной точности во вращательных действиях относится на данном этапе подготовки к низкому уровню развития, оценка составила - 1,6 балла. Видимо это связанно с недостаточно развитым функциональным и психологическим развитием предложенного возраста, о сложном характере воспитания данного качества. Известно, что существует прямая зависимость между вестибулярной устойчивостью и качеством выполнения гимнастических упражнений, связанных вращением тела [4,5]. От уровня развития вестибулярной устойчивости зависит точность дифференцировки в пространстве и качество формирования двигательных навыков.

78 е-шай: fan_sportga@uzdjtsu.uz №6-2020

Детско-юношеский спорт

пра^япз с ик^з ИдБигательж^» двясганн Брапаипьного щрактера

o^jjj и г.авш ■роьнсяЕше ш гшепн ноге

■^HaaqBiim

Рис 1. Результаты тестирования двигательных действий юных гимнасток трех возрастных групп

На двух последующих этапах подготовки мы наблюдаем рост по всем показателям. Результаты становятся более стабильными и однородными (Р<0,05). Нами отмечено, что к 9-13 годам формирование двигательных навыки проходит быстрее, довольно успешно овладевают доступными гимнастическими упражнениями. Умение к сохранению равновесия на правой и левой ногах к 8 годам развито достаточно хорошо, об этом нам говорят показатели исследуемого качества. Точность действий в бросках и ловле предмета усиленно формируется, развивается и совершенствуется к 13 годам, 3,6 балла.

Прыгучесть - по мнению Г. И. Ковальчука [3], Е.Б. Осиповой [7] является комплексным (скоростно-силовым) качеством двигательной деятельности, в основе которой лежит сочетание силы, эластичности и скорости мышечных сокращений, при сохранении оптимальной амплитуды движений. В возрасте 11-12 лет отмечается интенсивный прирост скоростно-силовых качеств, как базиса сложно координационных видов деятельности человека. На протяжении всего исследования мы наблюдаем рост результатов прыгучести, как двигательного качества, наибольший скачок приходится на возраст 12-13 лет, 4,1 балл.

Анализ полученных результатов тестирования специально-двигательной подготовленности гимнасток говорит о плавном и постепенном улучшении показателей учитывая возрастной развитие детей (рис. 2). Так величина прироста показателей сохранения устойчивого положения на одной ноге составило 20,9 баллов (на правой ноге), 10,9 баллов (на левой ноге). Существенная разница в показателях между правой и левой ногой говорит о наличии основной - тренируемой опоры (правой) и вспомогательной (ле-

вой). Такая «работа ног» остается неизменной на протяжении всей спортивной деятельности гимнастки.

Улучшение точности бросков и ловли предмета достигло 21,6 б., в пространственно-временной точности вращательного характера результат колеблется в пределах 110,9 б. Такое заметное изменение и улучшение показателей рассматриваемых способностей говорит о кумуляции двигательного потенциала, который в дальнейшем совершенствуется и улучшается. Изменения в показателях физического качества «прыгучесть» наблюдалось в процессе всего периода исследования и составило 17,3 б. В процессе исследований нами выявлена взаимосвязь рассматриваемых двигательных действий с технической подготовленностью юных гимнасток: 6 - 8 лет г=0,69, 9-11 лет г=0,55, 12-13 лет г=0,82.

Заключение. Таким образом, предложенные двигательные действия определяют уровень технической подготовленности гимнасток, повышают мастерство исполнения упражнений, тем самым обогащая специально-двигательный потанцевал юных спортсменок.

Литература:

1. Винер-Усманова И.А. Интегральная подготовка в художественной гимнастике: автореф. дис. д-ра пед. наук/И. А. Винер-Ус-манова. - СПб., 2013. 47 с.

2. Говорова М.А., Плешкань А.В. Специальная физическая подготовка юных спортсменок высокой квалификации в художественной гимнастике: Учеб.пособие. - М.: Всерос. фед. худ. гимн., 2001. 50 с.

3. Ковальчук Г. И. Отбор легкоатлетов-прыгунов и спринтеров на начальных этапах спортивной подготовки: моногр. / Г. И. Ковальчук. - Омск: СибГУФК, 2009. 220 с.

4. Макарова, Е.Ю. Структура специальной двигательной подготовки, определяющей техническое мастерство в художественной гимнастике: Дисс. ... кан.пед.наук / Макарова Е.Ю. - М., 1998. 163 с.

5. Макарова, Е.Ю. Особенности двигательной подготовки спортсменок в художественной гимнастике / Макарова Е.Ю., Менхин А.В. // Юбилейн. сб. науч. тр. молодых учен. и студентов РГАФК. - М., 1998. - С. 97-101.

6. Никитушкин В.Г., Суслов Ф.П. Спорт высших достижений: теория и методика. Учебное пособие/ В.Г.Никитушкин, Ф.П.Суслов. - М.: Спорт, 2018. 320 с.

7. Осипова Е. Б. «Прыжковая подготовка спортсменок в художественной гимнастике на основе объективных показателей см качества выполнения профилирующих упражнений» Дисс. .канд. ® пед. наук. Санкт-Петербург, 2019 г., 228 с. ^

8. Платонов В.Н. Двигательные качества и физическая подготовка спортсменов. Издательство «СПОРТ» М.: 2019. - 630 с. ,

9. Теория и методика физической подготовки в художественной и эстетической гимнастике: учеб. пособие для студентов вузов по направлению подгот. 034300.68 - Физ. культура/под общ. ред.: Л. О А. Карпенко, О. Г. Румба. - М.: Сов. спорт, 2014. 264 с. ю

10. Умаров М.Н. Технология организации и проведения учебных | и тренировочных занятий по художественной гимнастике. Моно- с графия. Ч.: 2019. 186 с. ^

№6-2020 e-mail: fan_sportga@uzdjtsu.uz 79

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.