Техника, тактика и методика спортивной тренировки
Адабиётлар:
1. Узбекистан Республикаси Президентининг 2020 йил 24 январ-даги «Узбекистан Республикасида жисмоний тарбия ва спортни янада такомиллаштириш ва оммалаштириш чора-тадбирлари т^рисида»ги ПФ-5924-сонли Фармони, - 2 бет.
2. Matkarimov R.M. Og'ir atletika nazariyasi va uslubiyati -O'zbekiston., NMIU, 2015-98 b.
3. Ходжаев А.З. Малакали 0Fир атлетикачиларда даст кутариш техникасини такомиллаштириш: пед.ф.б.ф.д. дис. Тошкент-2019. 5 бет.
4. Паков А.В., Аванесов В.С., Нижегородов В.А., Новиков В.В. Оптимизация тренировочной нагрузки в тяжелой атлетике Ташкент «Медицина» УзССР 1985 г. - 105 с.
5. Дроздов В.Ф., Петров Н.Я. Физическое развитие и состояние здоровья студентов, занимающихся тяжелой атлетикой. ТЯЖЕЛАЯ АТЛЕТИКА-Ежегодник., Москва «Физкультура и спорт» 1981 г. - 37-40 с.
6. Баязитов К.Ф. Повышение спотивно педагогического мастерство в тяжелой атлетике. Учеб пособ. - Т., 2011, 133 с.
УУК (УДК, UDC): 796.011.7:032:332
Доктор философии по педагогическим наукам (PhD) Д.К. ИСМАГИЛОВ1
'Узбекский государственный университет физической культуры и спорта, город Чирчик, Узбекистан
Информация для связи с авторам: [email protected]
РАССМОТРЕНИЕ ВЫСТУПЛЕНИЙ ЮНОШЕСКИХ, МОЛОДЁЖНЫХ, ОЛИМПИЙСКОЙ КОМАНДЫ ПО ФУТБОЛУ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН, КАК МЕТОД ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЙ РОСТ СПОРТИВНОГО МАСТЕРСТВА
Аннотация
Annotation
В статье рассмотрена и проанализирована выступление детско-юношеской команды, сборных молодёжной и олимпийской команд Республики Узбекистан. Также представлены данные технико-тактических действий во время соревновательной деятельности и аналитическая работа в ведущих футбольных клубах Европы.
Ключевые слова: технико-тактические действия, аналитическая работа, юношеская, молодёжная, олимпийская сборные.
Введение. В соответствии с Указом Президента Республики Узбекистан от 04.12.2019 г. № УП-5887 «О мерах по поднятию на совершенно новый этап развития футбола в Узбекистане» отмечается, что в целях превращения футбола в самый массовый вид спорта в Узбекистане налаживается система выявления отбора и подготовки высокоодарённых молодых футболистов в качестве профессиональных спортсменов до ведения нашего футбола до уровня, способного конкурировать в развитыми странами, подготовки специалистов по футболу в соответствии с международными требованиями и стандартами, развития деятельности футбольных клубов.
Для чего необходимо аналитическая работа в клубах. Рассмотрим, как построена аналитическая работа в профессиональном клубе «Ливерпуль» Англия. Как средство, способствующее росту мастерства. В статье [7] ознакомил о работе аналитического отдела футбольного профессионального клуба Ливерпуль. Каждые выходные дни мы собираем данные примерно по 200 матчам по каждому касанию мяча. В каждом матче это около 2000 касаний.
Ма^олада футбол буйича Узбекистан усмирлар ва ёшлар терма жамоаси, олимпия терма жамоалари фаолияти урганилиб, та^лил цилинган. Шунингдек, Европанинг етакчи футбол клубларининг мусоба^а фаолиятидаги техник ва тактик курсаткичларининг та^лиллари келтирилган.
Калит сузлар: техник-тактик царакатлар, тацлилий ишлар, ёшлар, олимпия жамоалари.
The article considers and analyzes the performance of the youth and junior team, national teams of the youth and Olympic teams of the Republic of Uzbekistan. Also presented of football players of technical-tactical actions during competitive activities and analytical work in the football clubs in Europe.
Key words: technical and tactical actions, analytical work, youth, Olympic teams.
Клуб использует трекинговые системы, которые позволяют отследить положение каждого игрока на поле в любую секунду. За один матч накапливается примерно полтора миллиона отметок. Именно за счёт статистических данных было принято решение пригласить в клуб Наби Кейта. Точно также выяснилось, что Мухаммад Салах будет особенно эффективен в паре с Роберто Фирмино. За спортивными успехами стоит математика уровня космических исследований. Заключает автор.
В то же время участие юных футболистов в международных турнирах - это ведущее средство подготовки спортсменов. Известно, что игра рассматривается как итог учебно-тренировочной работы. В процессе игровой деятельности развиваются и совершенствуются составляющие интегральной подготовленности.
Юноша в обстановке соревнования в борьбе с соперником должен проявить все качества для достижения победного результата, которые развивались у него длительное время отдельными упражнениями. Обстановка борьбы с соперником, азарт соревно-
28
e-mail: [email protected]
№6-2020
Техника, тактика и методика спортивной тренировки
ваний, требует, чтобы юный футболист уверенно владел техническими приёмами и тактическими действиями был достаточно физически подготовлен. Чтобы успешно играть юноша, кроме того, должен быть подготовленным в нравственном и волевом отношении.
Результаты борьбы с соперником на международном уровне служит основным критерием успешности учебно-тренировочного процесса. В соперничестве проявляются единство и неразрывность, и его интегральная подготовленность. В то же время игра выявляет недостатки, которые необходимо исправить в дальнейшем учебно-тренировочном- воспитательном процессе. В свою очередь игра на таком уровне продолжает быть самым мощным средством, позволяющим закреплять и совершенствовать технические приёмы и тактические действия и морально-волевые качества юных футболистов.
Основная цель участия в международных турнирах достигнуть того, чтобы отдельные игроки, группа участников и вся команда в целом, как в защите, полузащите, так и в нападении действовали полноценно в условиях напряженной непрерывной борьбы.
Перед каждой игрой ставится определённая задача. Например: быстрый выход из линии защиты за счёт передачи мяча в линию нападения или полузащиты. Использование тактических действий (передачи мяча, обводка соперника) на высокой скорости. Совершенствование командных и групповых тактических действий при различных системах расположения игроков (4-3-3 с одним опорным полузащитником, 4-3-3 с двумя опорными полузащитниками, 4-4-2) и т.д. поставив задачу, требовалось, чтобы и сознательно её выполняли.
В процессе игровой деятельности выявлялись и успехи, и ошибки каждого игрока, но юноши получали моральное удовлетворение.
По приезду в домашних условиях юные футболисты занимались с большим воодушевлением; у них проявлялись новые творческие мысли. Игры записывались на видеокамеру и выставлялись на www. youtube.com (Damir Ismagilov), где игроки вместе со своими членами семьи и друзьями могут обсудить все свои положительные и отрицательные качества.
В таблице 1 представлены технико-тактические действия команды «Галатасарай» Турция в матче с командой ДЮСШ Ташкентского района возраст футболистов 12 лет. Несмотря на то, что команда ДЮСШ выиграла, преимуществом владела команда «Галатасарай», как видно из таблицы игроки этой команды совершили точных передач мяча - 329, отбор мяча - 43, в створ ворот нанесено ударов 15 раз. Таким образом, делая вывод по данным этой таблицы в тренировочном процессе юных футболистов нужно
уделять большое внимание групповым и командным взаимодействиям.
Сборная Узбекистана заняла второе место на международном юношеском футбольном турнире Central Asian Football Association U-15 (CAFA), прошедшем 22-30 июля 2018 года в Ташкенте.
В соревнованиях участвовали команды Ирана, Узбекистана, Таджикистана, Афганистана, Кыргызстана и Туркменистан. В рамках турнира Узбекистан победил сборные Туркменистана (4:1), Таджикистана (3:1), Кыргызстана (2:0), уступил Ирану (1:0) и сыграл вничью с Афганистаном (0:0).
Необходимо признать, что тактическим планом предполагалась активная игра в атаке крайних и одного из центральных защитников, но их действия не имели логического завершения. Много атак срывалось из-за большого количества брака в передачах мяча и неумения использовать голевые ситуации.
Из имеющегося статистического материала можно видеть, что общекомандный коэффициент брака (КБ) и общее количество (ОК) технико-тактических действий (ТТД) сборной Узбекистана в процессе турнира варьировали соответственно от 0,21 до 0,31 и от 719 до 626. Лучшие показатели в этом плане, резко выделяющиеся на фоне других (0,21 и 719), имели место в матче со сборной Туркменистана (Таблица 2).
Таблица-1
Технико-тактические действия команды Галатасарай U-12 Галатасарай 1:3 ДЮСШ Ташкентского района
(Первый тайм Длительность: 20 минут)
Передачи мяча Отбор мяча Обводка соперника Удары по воротам Общее количество действий Эффективность %
Короткие + + + + =
+ 29 6 33 12 8 6 247 38 285 86,6
177 14
(Второй тайм Длительность: 17 минут)
Передачи мяча Отбор мяча Обводка соперника Удары по воротам Общее количество действий Эффективность %
Короткие + + + + = 92,4
+ 14 2 10 2 7 3 183 15 198
152 8
Общее количество за два тайма
Передачи мяча Отбор мяча Обводка соперника Удары по воротам Общее количество действий Эффективность %
Короткие
+ + + + + = 89,02
329 22 43 8 43 14 15 9 430 53 483
Средние КБ и ОК по турниру у нашей сборной соответственно равны 0,30 и 635.
Наибольший КБ, как и ожидалось, команда имеет по средним передачам (всего - 0,39, вперед - 0,43) и длинным (0,57 и 0,58), а также по единоборствам внизу (0,54) и вверху (0,46).
о см о
CID
ГО
га t О
(Л
№6-2020 e-mail: [email protected] 29
Техника, тактика и методика спортивной тренировки
Таблица-2
Средние технико-тактические показатели у сборных U-15
Команды IRN UZB TJK AFG KGZ TKM
ТТД(х) 644 635 656 629 611 589
КБ(х) 0.24 0.30 0.27 0.31 0.28 0.42
О СМ О
СО
ГО
га ■с
0
Œ
(Л
1
С
го
Можно констатировать, что продолжается отставание наших юношей от зарубежных соперников по качеству выполнения длинных и средних передач [5]. Данные технико-тактических действий нашей команды: в матче в группе с Оманом.
А теперь сравнение и расклад: почему при общем преимуществе соперников мы победили в обоих матчах. И китайцы, и арабы превзошли нас по числу передач и времени владения мячом; также чаще нас они точно производили удары по воротам. И теперь мы видим, что не число непосредственных атак на ворота, и даже не количество попаданий в створ решает судьбу матча.
Качество исполнения. Именно этот фактор стал решающим в данных матчах: качество завершения атак на последнем их этапе, когда оставалось сделать последнее касание, голевое (или «холостое»). В обоих случаях наши соперники на один раз больше попали в наш створ ворот, нежели мы - в их. Но от их большего числа ударов (в том числе общего числа) толку не было вовсе, а наши по разу сумели провести такое завершение, которое не в силах были прервать защитники и вратари.
Акцент в тренировочном процессе теперь жизненно необходимо делать не только на число завершений атак, и не только на преимущество в ТТД, но и на качество завершающих технико-тактических действий!
Если это удар, он должен быть крайне сложным для вратаря или вообще не берущимся; если это быстрая атака в третьей зоне с завершением в виде прострела вдоль «ленточки» и замыкания, то исполнение её должно быть идеально точным и быстрым, желательно в 1 касание, что подразумевает безупречное тактическое взаимопонимание и наличие в нужный момент в нужных зонах нужного числа своих игроков.
Эти умения нужно нарабатывать не в молодёжной сборной! Это надо делать на этапе углубленной специализации (ДЮСШ, ФШМ, Футбольных секциях). И не просто доводить до автоматизма исполнение, а добиться искреннего понимания игроками своих действий, ПОЧЕМУ именно так будет лучше. Ведь лет в 12-15 юные игроки уже понимают, тактику и зачем, что применяется: вот тогда и надо начинать [6].
Вывод. Для успешного выступления молодежных сборных клубных команд необходимо подготовить достойный резерв, что возможно осуществить только при условии реализации педагогического контроля, включающего в себя выявление исходной информации технико-тактическом уровне команды, определение целевых установок и прогнозирование модельных характеристик соревновательной деятельности, осуществление контроля над результатами выступления в соревнованиях, сравнение полученных результатов с модельными характеристиками и внесение корректив в учебно-тренировочный процесс подготовки футболистов.
Основой групповых взаимодействий юных футболистов должны быть групповые упражнения. Они должны содержать взаимодействия юных футболистов в двойках, тройках, четверках и т. д. Специальные упражнения должны содержать выполнение передач мяча, отбора мяча, обводку соперника, удары головой и по воротам, введения мяча из аута и углового. Например, это может быть игра 2х2 с вратарями на площадке 20*20м, 3х3 с вратарями, или по сигналу тренера введение мяча из аута, углового, розыгрыш штрафного; игра 2х2, 3х3 с вратарями с двумя нейтральными, которые расположены по боковым линиям или линии ворот (размер площадки 20*20м). Использовать в основном ситуативный, ситуационный методы [2,4].
- выезд на международные соревнования, турниры, в ведущие футбольные Европейские страны, начиная с 12 лет;
- одобрить основные направления развития профессионального футбола, организация с этой целью и проведение на постоянной основе «Футбольной лиги школ» между образовательными школами;
- «Футбольной студенческой лиги» среди студентов всех вузов республики.
Литература:
1. Указ Президента РУЗ от 4 декабря 2019 года « О мерах по поднятию на совершенно новый этап развития футбола в Узбекистане».
2. Исмагилов Д.К. Разработка методов оптимизации физического совершенствования студентов на основе спортивно - ориентированного физического воспитания: Автореф. докторской дис... (PhD) пед. наук, Ч., 2018 - 55 с.
3. Кошбахтиев И.А. Управление подготовкой футболистов Т. 2001 - 108С.
4. Султангужин И.Х. Инновационные технологии повышения эффективности тренировочного процесса. Применение «Ситуационного метода» в подготовке начинающих мини-футболистов. / Мат.межд. научно-практической конференции «Восток-Россия-Запад» 13-14 октября 2011 г. Иркутск. С.87-90.
5. Ozodbek Y. Bektorov Analysis of Technical and Tactical Actions Uzbekistan National Team under 15 Years in Central Asian Football Association U-15 (CAFA): Sport science, 2018, № 1; 17-20. 2.
6. https://sports.uz/news/view/a-teper-bez-difirambov-chempionat-azii-u-2324-01-2018.
7. https://liverpoolfc.ru/126-news/22907-chem-zanimayutsya-klubnye-analitiki.
30 e-mail: [email protected] №6-2020