Подготовка педагогических кадров УУК(УДК, UDC): 796.071.4:338:004
Информация для связи с авторам: [email protected]
Кандидат педагогических наук, доцент Д.Н. РАХМАТОВА И. о доцента А.Ю. ЧАСТОЕДОВА
ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПОДГОТОВКЕ ТРЕНЕРОВ-ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ
Аннотация
Annotation
В статье излагаются возможности использования средств ИКТ не только в качестве регистрирующих и обрабатывающих устройств, но и в качестве средств организации процесса самообразования и самооценки в сфере физкультурного образования.
Ключевые слова: физкультурное образование, самообразование, информационные технологии, программное обеспечение, проектное обучение, обучение двигательным действиям.
Ма^олада АКТ воситаларини нафа^ат ёзиб олиш ва ^айта ишлаш мосламалари сифатида, балки жисмоний тарбия со^асида узини узи тарбиялаш ва узини узи бош^ариш жараёнини ташкил ^илиш воситаларидан фойдаланиш имкониятлари ёритиб берилган.
Калит сузлар: жисмоний тарбия, уз-узини тарбиялаш, ахборот технологиялари, дастурий таъминот, лойи^авий машгулотлар, моторли уаракатларга ургатиш.
The article describes the possibilities of using ICT tools not only as recording and processing devices, but also as means of organizing the process of self-education and self-esteem in the field of physical education.
Key words: physical education, self-education, information technology, software, project training, training in motor actions.
В условиях нарастающей глобальной конкуренции во всех сферах деятельности перед всеми государствами мира актуальной является необходимость качественного наращивания человеческого капитала, что требует кардинального пересмотра подходов к вопросам подготовки будущих специалистов во всех сферах, а особенно в сфере образования, в том числе и физкультурного.
Достижение высокого уровня физической культуры и качества жизни населения в Республике Узбекистан является важным условием в рамках практической реализации стратегической задачи - устойчивого развития страны. Одним из основных факторов решения данной задачи в рамках реализации Стратегий действий по дальнейшему развитию Республики Узбекистан будет обеспечение необходимых условий для систематического занятия физической культурой и спортом на протяжении жизни представителям всех слоев населения страны.
Введение. Для эффективной реализации средне -и долгосрочных стратегических задач, стоящих перед обществом, требуется слияние воедино всех усилий и ресурсов, направив их векторно на пропаганду здорового образа жизни и пользы непрерывных занятий физической культурой и массовым спортом на протяжении всей жизни человека, обеспечение вовлечения всех государственных, негосударственных учреждений и хозяйствующих субъектов в данный процесс [1].
В Концепции развития физической культуры и массового спорта в Республике Узбекистан на период 2019-2023 годы отдельным пунктом указывается
необходимость организации разработки и внедрения инновационных форм в сфере физической культуры и спорта.
Одним из главных инструментов в образовании, в том числе и в физкультурном образовании, открывающих путь в новый мир, являются современные компьютерные (информационные) технологии. Они позволяют изменить системные свойства важнейших компонент нашего бытия. Разработка стратегии использования информационных технологий в сфере образования - одна из ключевых проблем стратегического планирования, как на национальном, так и на глобальном уровне [2].
Актуальность. Для успешного осуществления профессиональной деятельности в современных реалиях специалист любого профиля должен уметь получать, обрабатывать и использовать информацию с помощью компьютеров, телекоммуникаций и других средств информационных технологий. Потребность общества в квалифицированных специалистах, владеющих арсеналом средств и методов информационно-коммуникационных технологий, превращается в ведущий фактор образовательной политики. Целостная реализация этой потребности невозможна без включения информационной компоненты в систему подготовки будущего специалиста. Это полностью относится и к тренерам-преподавателям [3].
Однако до настоящего времени актуальными остаются вопросы активного использования ИКТ в физкультурное образование с тем, чтобы специалист в этой области имел четкое представление о том, где и с какой целью можно в полной мере использовать
о см о
CID
ГО
га t
О ^
(Л
№6-2020
e-mail: [email protected]
67
о
CN
о
СО
ГО
га ■с о
CL (Л
возможности данных технологии, какие программные продукты должны это обеспечить, как работать в условиях информатизации общества.
В связи с этим целью нашей работы является обоснование возможностей использования компьютерных технологий в процессе подготовки будущих тренеров-педагогов.
Методы исследования. В качестве метода исследования были использованы анализ научной литературы и метод анкетирования. Для полного понимания изучаемого вопроса было изучено мнение педагогов по физической культуре по поводу возможностей использования 1Т-технологий в учебном процессе.
Объектом исследования явился образовательный процесс в сфере физической культуры.
В ходе опроса было выяснено, что несмотря на определенные трудности, связанные с организационными, материально-техническими, научно-методическими аспектами разработки и внедрения современных информационных технологий в тренировочный процесс, они вызывают определенный интерес у ряда специалистов в области физического воспитания и спорта, так как здесь, как и в других областях, назрела необходимость перехода от традиционных форм подготовки, направленных в первую очередь на накопление определенных знаний, умений и навыков, к использованию современных компьютерных, а точнее информационно-коммуникационных, технологий, позволяющих значительно эффективнее осуществлять сбор, обработку и передачу информации, вести самостоятельную работу и самообразование, качественно изменить содержание, методы и организационные формы обучения.[4]
Компьютерные технологии давно нашли широкое применение в тренировочном процессе современной спортивной школы. Но, несмотря на это, существующие разработки в области использования компьютерных технологий в физическом воспитании носят, как правило, частный характер: создание баз данных спортсменов, мониторинг их физического развития и физической подготовленности, проектный метод, - и не имеют широкого распространения в школьной практике.
Анализ научной литературы позволяет сделать вывод о том, что основными направлениями использования компьютерных технологий в физической культуре спортивной школы являются: статистический анализ и графическое изображение цифрового материала; текстовое редактирование методической и деловой документации; обучение и контроль теоретических знаний обучающихся; контроль физического развития и подготовленности занимающихся; подготовка и обработка результатов соревнований; контроль и оптимизация техники спортивных движений; контроль физической работоспособности испытуемых; создание компьютеризированных тренажерных комплексов на базе персональных компьютеров [5].
Функциональные возможности современных ИКТ существенно опережают их использование в образовательном и тренировочном процессе. Разрабатывая
Подготовка педагогических кадров
технологию использования средств ИКТ в обучающих процессах в области физического воспитания и спорта, авторы руководствуются одним принципом: возможности компьютерных технологий в обучении используется лишь тогда, когда они обеспечивает получение знаний и умений, которые невозможно или достаточно сложно сформировать при использовании традиционных методов обучения.
В ходе всего процесса обучения двигательным действиям можно выделить несколько этапов освоения обучающимися спортивно-компьютерных умений и навыков.
I этап - визуальный - предусматривает просмотр учащимися техники двигательных действий выдающихся спортсменов, собирание образа целостного двигательного действия из элементов. Являясь, элементом идеомоторной тренировки, это способствуют развитию абстрактного, образного мышления. Учащиеся получают возможность составлять целостные двигательные действия из отдельных элементов, что позволяет им успешно переносить теоретические знания на практику.
II этап - технический - на этом этапе возможно использование видеоаппаратуры для съемки двигательного действия (что на сегодняшний день при наличии сотовых телефонов совершенно не представляет никаких трудностей), а затем его изучение и обработку с использованием соответствующего программного обеспечения, например, в программе «Покадровое движение». Таким образом, у учащихся развиваются навыки работы с компьютерным оборудованием и программным обеспечением, аналитическое мышление. Кроме того, что немаловажно, ребята получают возможность детально изучить технику двигательного действия.
На III этапе - аналитическом - ребята учатся принимать решения на основе анализа полученных данных, перестраивать двигательное действие в зависимости от условий (тренировка, соревнование, рельеф местности, активность сопротивления), то есть осваивают профессиональные компетенции. Также попутно у них формируется адекватная самооценка.
Нам кажется достаточно интересным в качестве элемента самообразования предложить учащимся принять активное участие в создании проекта по использованию компьютерных технологий в тренировочном процессе. Например, под руководством тренера подобрать комплекс специальных, обще-развивающих или адаптивных упражнений индивидуально для каждого участника, а затем реализовать разработанные комплексы в виде медиапродукта: обработать иллюстрации, подобрать музыкальное сопровождение, создать описание комплексов. Такой продукт, созданный самими учениками, будет прекрасным наглядным пособием.
На протяжении данной самостоятельной работы у учащихся развиваются как навыки работы с цифровой аппаратурой, опыт использования информационных технологий, так и формируется аналитическое мышление. Кроме того, в ходе выполнения проекта,
68 e-mail: [email protected] №6-2020
Подготовка педагогических кадров
учащиеся получают возможность детально изучить и проанализировать технику разрабатываемого двигательного действия.
Было бы неплохо, если бы в течение всего времени выполнения проекта, учащиеся сами постоянно использовали предложенные ими комплексы упражнений и осуществляли мониторинг собственного физического развития, записывая результаты изменений показателей физического развития и физической подготовленности.
Таким образом, учащиеся могут анализировать результаты своей деятельности, могут принимать адекватные решения на основе полученного анализа данных. Этот процесс будет способствовать формированию у них адекватной самооценки физической подготовленности.
Заключение. Применение информационных технологий обучения в учебно-тренировочном процессе позволяет реализовать требования теоретического и методического разделов учебных программ посредством самостоятельной внеурочной учебной работы, сохраняя тем самым учебные часы для занятий не-
УУК (УДК, ЦРС): 355.2.001/359
Кандидат педагогических наук, доцент А.А. КОЧКАРОВ1
1 Академии МВД Республики Узбекистан, город Ташкент, Узбекистан
Информация для связи с автором: [email protected]
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ БОЕВОЙ ПОДГОТОВКИ КУРСАНТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ МВД РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН
посредственно физическими упражнениями.
Использование компьютерных технологий возможно на всех этапах обучения. При изучении нового материала координируется, направляется и организуется сам тренировочный процесс, а теоретический материал излагается средствами ИКТ. С помощью видеоряда, звука и текста ученик получает представление об изучаемом двигательном действии, учится моделировать последовательность движений, что делает тренировку более содержательной и увлекательной.
Литература:
1. Концепция развития физической культуры и спорта Республики Узбекистан до 2025 года (Приложение N 1 к Указу Президента РУз от 24.01.2020 г. N УП-5924)
2. Волков В.Ю. Компьютерные технологии в образовательном процессе по физической культуре /Матер. всерос. науч.-практ. конф. СПб., 2009 - 134с.
3. Жбанков О.В., Соловьев Е.В. Информационно-методическая система как средство индивидуализации процесса физического воспитания в вузе // Теор. и практ. физ. культ. 1995, № 6 - стр. 51-53
4. Фролова Л. А. Использование современных технологий в образовательном процессе / Начальная школа.-2008 - стр. 94-96
5. Фураев А.Н. К вопросу о компьютеризации анализа выполнения спортивных упражнений / Теория и практика физ. культуры. - 1996. - № 11. - стр. 50-52
Аннотация
Annotation
В статье рассматриваются вопросы, касающиеся усовершенствования системы боевой подготовки курсантов образовательных учреждений МВД Республики Узбекистан. Раскрываются цели и задачи физической, огневой и тактико-специальной подготовки.
Ключевые слова: боевая подготовка, огневая подготовка, физическая подготовка, тактико-специальная подготовка, очного обучения, факультет профессиональной подготовки, деятельность органов внутренних дел.
Выступая на заседании Совета безопасности в расширенном составе, Президент Шавкат Мирзиёев отметил, что полностью пересмотрена и обновлена структура всех соединений и частей Министерства обороны Республики Узбекистан. Мы, наконец-то, решительно отошли от структуры, которая не позволяла подразделениям полноценно заниматься боевой подготовкой, укреплять профессиональные навыки военнослужащих, быть готовыми к выполнению
Ма^олада ИИВ таълим муассасалари курсантларининг жангавор тайёргарлиги масалалари куриб чи^илган. У^ отиш, жисмоний тайёргарлик ва махсус-тактик тайёргарликни ма^сад ва вазифалари ёритилган.
Таянч сузлар: жанговар тайёргарлик, уц отиш тайёргарлиги, жисмоний тайёргарлик, махсус-тактик тайёргарлик, кундузги таълим, касбий тайёргарлик факультети, ички ишлар фаолияти.
The article discusses issues related to improving the system of combat training of cadets of educational institutions of the Ministry of internal Affairs of the Republic of Uzbekistan. The goals and objectives of physical, fire and tactical and special training are revealed.
Key words: combat training, fire training, physical training, tactical and special training, full-time training, faculty of vocational training, the activities of internal affairs bodies.
задач по предназначению [1].
Боевая готовность - это способность личного состава органов внутренних дел в установленные сроки осуществить необходимые мероприятия и выполнить возложенные задачи при возникновении чрезвычайных ситуации в условиях дефицита времени.
Боевая подготовка - это процесс формирования профессионально важных физических и волевых качеств курсантов, навыков применения и использо-
о см о
CID
ГО
га t О CL (Л
№6-2020
e-mail: [email protected]
69