Тадкикот натижаларининг амалий ахамияти педагогика йуналишидаги олий таълим муасса-салар тизимини янада такомиллаштириш буйича меъёрий-хукукий хужжатлар ва чора-тадбирлар дас-турларини тайёрлашда, булажак жисмоний тарбия укитувчиларини инновацион фаолиятга тайёрлаш технологияларининг самарадорлигини оширишга хизмат килади.
Адабиётлар:
1. Узбекистон Республикаси Президентининг 2017 йил 27 июлдаги «Олий маълумотли мутахассислар тайёрлаш сифатини оширишда икти-содиёт сохдлари ва тармокларининг иштирокини янада кенгайтириш чора-тадбирлари ^рисида»ги П^-3151-сон карори.
Подготовка педагогических кадров
2. Узбекистон Республикаси Президентининг 2018 йил 5 июндаги «Олий таълим муассасаларида таълим сифатини ошириш ва уларнинг мамлакатда амалга оширилаётган кенг камровли ислохотларда фаол иштирокини таъминлаш буйича кушимча чора-тадбирлар г^рисида»ги П^-3775-сон карори.
3. Абдуллаева Ш.А. Педагогик диагностика.-Тошкент:Университет, 2019. - 310 б.
4. Беспалько В. П. Педагогика и профессиональные технологии обучения - М.: Изд-во проф. образования, 2008. - 336 с.
5. Бондаревская Е. В. Гуманистическая парадигма личностно-ориентированного образования / Е. В. Бондаревская// Педагогика, 2015, № 1. С.8.
6. Каримова В. Ижтимоий психология ва ижтимоий амалиёт. - Т.: Университет, 2000.-268 бет.
7. Столяренко Л.Д. Педагогическая психология. - Ростов на Дону:Феникс», 2006. - 544 с.
УУК (УДК, UDC): 796.071.42
Старший преподователь У.Р. КАРИМОВ1
'Национальный Университет Узбекистана имени Мирзо Улугбека город Ташкент, Узбекистан
Муаллиф билан богланиш учун:
ИССЛЕДОВАНИЕ СУБЪЕКТИВНЫХ ФАКТОРОВ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ СТУДЕНТОВ ФАКУЛЬТЕТОВ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВУЗОВ
Аннотация
Annotation
Требования, предъявляемые к качеству подготовки современного специалиста в области физической культуры и спорта, и средствам оценки соответствия компетентности выпускников, предъявляемым к ним требованиям, особенностям педагогических технологий и других элементов образовательной, воспитательной и спортивной среды физической культуры, обеспечивающих формирование в течение периода обучения у выпускников всех компетенций, характеризующих уровень их профессионализма и готовности к трудовой деятельности.
Ключевые слова.• физическая культура, спорт, компетентность, профессионализм, модернизация, педагогические технологии, преподаватель, тренер, учитель физкультуры.
Жисмоний тарбия ва спорт сохасидаги замонавий мутахассисни тайёрлаш сифатига, битирувчиларнинг компетентлигини бахолаш воситаларига ;уйиладиган талаблар, у^ув даврида битирувчиларнинг касбий тайёргарлик даражаси ва мехнат фаолиятига тайёрлигини тавсифлайдиган барча хусусиятларни шакллантиришга имкон берадиган педагогик технологиялар ва жисмоний тарбиянинг таълим, тарбия ва спорт мухитининг бош;а элементлари мухим ахамият касб этади. Х,озирги кунда амалга оширилаётган олий касбий таълимни модернизациялаш жараёни замон талабига жавоб берадиган ва энг мухими, талаб даражасидаги мутахассисни тайёрлаш зарурияти билан бошщ.
Калит сузлар: жисмоний тарбия, спорт, компетентлик(малакавийлик), профессионаллик,
замонавийлашув, педагогик технология, ущтувчи, мураббий, жисмоний тарбияуцитувчиси.
***
The requirements for 1he quality of training of a modern specialist in the field of physical education and sports, and means for assessing the conformity of the graduates competency, the requirements for them, the specifics of pedagogical technologies and other elements of the educational, educational and sports environment of physical education, which ensure the formation during the training period graduates of all competencies characterizing the level of their professionalism and readiness for work.
Key words: physical culture, sport, competence, professionalism, modernization, pedagogical technologies, teacher, trainer, physical education teacher.
О <N О
Ю
TO
F
о
Q.
CO
Физическая культура и спорт являются реальными, проверенными временем факторами сохранения и укрепления здоровья всех слоев населения и, как следствие, улучшения их благосостояния, поэтому система подготовки кадров для физической культуры и спорта - это одна из важнейших составляющих института образования 1 в стране. В соответствии с образова-
' Образование представляет собой социальную свою структуру. В качестве ее основных элементов можно выделить учебно-воспитательные учреждения как социальные организации, социальные общности (педагоги и учащиеся), учебный процесс как вид социокультурной деятельности.
тельным стандартом, главная цель профессионального физкультурного образования заключается в подготовке высококвалифицированного дипломированного работника соответствующего уровня и профиля для всех звеньев системы физической культуры и спорта, коммуникабельного, ответственного, способного качественно реализовывать физкультурно-оздоровительные, педагогические программы в различных структурах физической культуры и спорта, готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности в условиях информатизации общества и развития новых наукоемких технологий.
62 e-mail: [email protected] №5-2020
Подготовка педагогических кадров
Процесс модернизации высшего профессионального образования, происходящий в настоящее время, обусловлен необходимостью подготовки специалиста. Соответствующего современным требованиям и, что немаловажно - востребованного.
Несмотря на то, что в последние годы приняты документы, регламентирующие стратегию модернизации образования, в которых обозначены ориентиры создания условий для сохранения и укрепления здоровья различного возраста и пола, увеличения объема физической активности, в особенности детей и молодежи, формирования должного отношения к физической культуре и спорту как к важным сферам социальной деятельности в интересах безопасности страны и жизнеспособности населения, они не будут успешно реализованы, если специалисты физической культуры не смогут полноценно решать оздоровительные задачи.
В условиях настоящего времени специалист по физической культуре выступает как поставщик услуг не только в сфере образования, но и оздоровления, досуга. Его профессия стала подчиняться законам рынка и свободной конкуренции. Известно, что за последние годы система подготовки специалистов физической культуры существенно изменилась. Расширился круг высших учебных учреждений, обозначились разные модели подготовки, реализуются различные образовательные, профессиональные программы подготовки.
Среди факторов, определяющих профессиональную компетентность специалиста по физической культуре и спорту, большое значение имеет то, что он должен владеть необходимым уровнем современных знаний (по маркетингу, экономике, менеджменту, рациональному питанию и др.) и профессиональных умений в области оздоровительной тренировки, комплексных оздоровительных и профилактико-вос-становительных мероприятий, ориентированных на работу с различным контингентом занимающихся в учреждениях различного типа и вида, и в частности в коммерческих структурах.
Вместе с тем многие студенты и выпускники вузов факультетов физической культуры в нашей стране стремятся получить работу в сфере спорт-индустрии, несмотря на довольно серьезную конкуренцию при прохождении кастингов для трудоустройства в наиболее популярные спортклубы. Это обусловлено престижностью профессии специалиста по физической культуре, высокой оплатой труда и востребованностью.
Целью выполненного нами исследования было изучить привлекательность различных должностей сферы физической культуры и спорта для выпускников физкультурных факультетов педагогических вузов во взаимосвязи с их ценностными ориентациями. Решение этой задачи важно для целенаправленного изменения шкалы престижа физкультурно-спортивных должностей, влияющей на распределение кадрового потенциала по различным звеньям физкультурного движения.
В анкете был задан вопрос: «Различные физкультурные должности по-разному соответствуют
требованиям, предъявляемым к идеальной профессии. Отметьте, в какой мере, по вашему мнению, возможности отдельных физкультурных должностей соответствуют идеальной профессии». Об отношении выпускников физкультурных вузов к различным должностям можно судить по данным табл. 1.
Таблица 1
Отношение к должностям сферы физической культуры и спорта студентами обучающихся на различных направлениях
В какой мере перечисленные должности соответствуют идеальной профессии?
№ Группы. должностей Пол-носттю (4 балла) В основном (3 балла) Скорее нет, чем да (2 балла) Совсем не соответствует (1 балл) Средняя оценка в баллах
1 Тренер по виду спорта 82/74 16/26 1/0 1/0 3,79/3,74
2 Преподаватель в вузе 44/30 44/46 9/24 3/0 3,29/3,96
3 Учитель физкультуры в средней школе 41/26 42/56 16/14 1/4 3,24/3,04
4 Научный сотрудник 33/29 41/51 19/16 7/12 3,00/2,80
5 Методист 19/22 39/32 30/30 12/16 2,65/2,60
6 Оргработник 15/8 38/34 35/46 12/12 2,56/2,38
Обращает на себя внимание тот факт, что шкала привлекательности физкультурных должностей имеет довольно большую протяженность, равную 1,61 балла при четырехбалльной шкале измерения: от 2,18 балла — оценка должности оргработника до 3,79 балла - оценка должности тренера по виду спорта. Результаты опроса, проведенного в 2020 г., показали, что для студентов направления «таэквондо» 2018 г., как и для студентов направления «спортивная деятельность» 2019г., наиболее привлекательны должности тренера по виду спорта, преподавателя в вузе и учителя физической культуры в школе. Должности научного сотрудника, методиста и оргработни-ка по-прежнему замыкают шкалу привлекательности физкультурных должностей.
Для выявления факторов, обусловливающих положение должности на шкале привлекательности, было проведено исследование ценностных ориен-таций студентов, относящихся к профессиональной деятельности. На первом этапе исследования были выявлены ценности профессиональной деятельности, которые были разделены на пять групп:
а) связанные с самовыражением индивида в профессиональной деятельности;
б) ценности, характеризующие комфортность условий на рабочем месте;
в) ценности, характеризующие труд как общественный акт;
г) ценности, характеризующие труд как средство удовлетворения материально-бытовых и прочих потребностей;
д) прочие обстоятельства профессиональной деятельности, которые превратились в ценности.
В соответствии с указанными группами было выделено пять видов ценностных ориентаций на профес-
о сч о сч ю
О!
го £
о о.
СО
№5-2020 е-шаП: [email protected] 63
сиональную самореализацию; на комфортные условия; на социальные факторы; на материальные факторы и внетрудовая. В табл. 2 приводится общая характеристика ценностных ориентаций студентов первого и второго курсов факультета по данным опроса 2018 и 2019 гг.
Таблица 2
Ценностные ориентации студентов различных направлений (в баллах)
№ Ценностные ориентации Индекс выраженности
2018 г 2019 г.
Ориентация на профессиональную самореализацию.
1 Возможность дальнейшего профессионального роста 3,49 3,44
2 Удовлетворение духовных запросов 3,13 3,14
3 Полная отдача знаний и умений 3,51 3,54
4 Ощутимость результатов труда 3,59 3,64
5 Хорошая материальная оснащенность труда 3,42 3,52
Ориентация на комфортные условия.
1 Хорошие санитарно-гигиенические условия 3,38 3,34
2 Оптимальный уровень физического и нервного напряжения 3,01 3,00
3 Соответствие работы личным чертам и качествам 3,09 3,10
Ориентации на социальные факторы.
1 Самостоятельность в работе 3.41 3,24
2 Общественное признание 2,98 2,96
3 Авторитет среди окружающих 3,08 3,10
4 Перспектива продвижения в должности 2,73 2,70
Ориентации на материальную обеспеченность.
1 Материальная обеспеченность 3,03 2,94
Внетрудовая ориентация.
1 Продолжительный отпуск 2,66 2,88
2 Возможность иметь свободное время 2,97 2,76
3 Удобное распределение рабочего и внерабочего времени 3,22 3,18
О СЧ О СЧ Ю
ГО £
о о.
СО
с
го
Из табл. 2 видно, что доминирующее положение среди студентов, обучающихся на различных направлениях как 2018, так и 2019 г. занимает ориентация на профессиональную самореализацию, затем на комфортные условия, на социальные и материальные факторы и замыкает иерархию2 ценностных ориента-ций внетрудовая ориентация. Следует отметить, что характер ценностных ориентаций студентов, обучающихся на различных направлениях за прошедший между исследованиями период времени практически не изменился.
Установление взаимосвязи ценностных ориентаций студентов и привлекательности различных должностей сферы физической культуры и спорта позволило определить роль, которую играют различные ценностные ориентации в привлекательности конкретной должности (табл. 3).
Подготовка педагогических кадров
Таблица 3
Влияние видов ценностных ориентаций на привлекательность должностей сферы физической культуры и спорта
Виды ценностных ориентаций Разность средних оценок привлекательности должностей в группах студентов с сильной и слабой ценностной ориентацией
Тренер Преподаватель в вузе Учитель физкультуры Научный сотруд ник Методист Инструктор ОргРабот ник
1 Ориентация на профессиональную самореализацию 0,32 0,23 0,65 0.25 0,33 0,05 -0,04
2 Ориентация на комфортные условия 0,03 0,16 0,02 0,20 0,35 0,10 0,02
3 Ориентация на социальные факторы 0,14 -0,05 0.08 0,10 0.08 -0,07 0.01
4 Ориентация на материальные факторы 0,04 0,10 0,03 -0,28 0,24 0,19 0,02
5 Внетру-довая ориентация -0,02 0,22 -0,30 -0,22 0,52 0,07 -0,07
Результаты исследования позволяют сделать следующие выводы:
1. Профессиональная направленность личности возникает как непосредственная форма осознания объективных ценностей профессий и собственных интересов и потребностей, и в качестве таковой выступает как активный момент управления деятельностью человека.
2. Наибольшее влияние на привлекательность должностей сферы физической культуры и спорта оказывают ценностные ориентации, связанные с профессиональной самореализацией и с комфортными условиями. Возможности по реализации этих ценностных ориентаций на должностях тренера по виду спорта, преподавателя физического воспитания в вузе и учителя физической культуры в школе выдвигают эти должности в число наиболее привлекательных для выпускников институтов физической культуры.
3. Отсутствие связи ценностных ориентаций, связанных с профессиональной самореализацией, и привлекательности должностей инструктора, методиста и оргработника указывает на то, что содержание образования, полученного студентами в спортивных факультетах педагогических вузах, в том числе и институте физической культуры, не может в полной мере реализоваться в работе на этих должностях. Поэтому для повышения привлекательности этих должностей необходимо совершенствовать содержание физкультурного образования в плане его приближения к требованиям этих рабочих мест.
2 Иерархия (от др.-греч. ¡ерар/^а букв. «священноначалие») — положение частей или элементов чего-либо в порядке от высшего к низшему. Понятие «иерархия» было введено древнегреческим автором Псевдо-Дионисием Ареопагитом
64 е-шай: [email protected] №5-2020
Подготовка педагогических кадров
Литературы:
1. Постановление Президента Республики Узбекистан «О мерах по дальнейшему развитию физической культуры и массового спорта» г. Ташкент, 3 июня 2017г.
2. Пальтов А.Е. Инновационные образовательные технологии: Учебное пособие. - Владим. Гос. ун-т им. А.Г. Столетовых. - Владимир: Изд-во ВлГУ, 2018. - 119 с.
3. Ильин, Г. Л. Инновации в образовании [Текст]: учебное пособие / Г. Л. Ильин. М.: Прометей, 2015. - 426 с.
4. Лечебная физическая культура: учеб. для студ. высш. учеб. заведений / Т.С. Гарасева [и др.]; под ред. С.Н. Попова. - 3-е изд., стереотип. - М.: Изд. центр «Академия», 2006. - 416 с.
5. Мандель, Б. Р. Инновационные технологии педагогической
деятельности / учебное пособие для магистрантов // Б. Р. Мандель. М.: Берлин: Директ-Медиа, 2016. - 260 с.
6. Здоровье и физическая культура студента / Под ред. В.А. Бароненко: Учеб, пособие. // М.: Альфа-М: ИНФРА-М, 2006. - 352с.
7. Т.Т.Юнусов «Организация управления физкультурным движениям в Республике Узбекистан». / Учебное пособие // Ташкент 1995г.
8. Яхонтов Е.Р. Методология спортивно-педагогических исследований. Курс лекций / СПб ГАФК им. П,Ф. Лесгафта. 2002 - 151 с.
9. Методика оценки психологической атмосферы в коллективе (по А.Ф.Фидлеру) / Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. - М., Изд-во Института Психотерапии. 2002. С.190-191.
УУК (УДК, UDC):
Муаллиф билан богланиш учун. [email protected]
Мустакил изланувчи И.Б. БОБОМУРАТОВ1
1 Узбекистон Республикаси Куролли Кучлари Академияси Тошкент шахар, Узбекистон
РОССИЯ ФЕДЕРАЦИЯСИ ЦУРОААИ КУЧЛАРИДАГИ ЖИСМОНИЙ ТАЙЁРГАРАИКНИНГ ПЕДАГОГИК ТАХДИАИ
Аннотация
Annotation
В данной статье проводиться анализ современной физической подготовки в Вооруженных Силах Российской Федерации для всех категорий военнослужащих. Кроме того, с учетом проведенного ретроспективного анализа представлены учебно-методические предложения по совершенствованию физической подготовки в подразделения Министерства обороны Республики Узбекистан.
Ключевые слова: профессиональная деятельность; физическая культура; физическая подготовка военнослужащих; организаторско-методические умения; выполнения нормативов; возрастные группы военнослужащих; военно-учебные заведения; формы физической подготовки.
Россия Федерациясининг куролли Кучларида профессионал жисмоний тарбия жисмоний тайёр-гарлик тизимининг мухим йуналишларидан бири булиб, харбий хизматчиларнинг муваффакиятли касбий фаолиятга объектив тайёрланишига хисса кушадиган амалий билимлар, сифатлар, куникма ва малакалар хосил килиш учун мулжалланган. Бундан келиб чикадики, тайёргарлик даражаси мутахассис сифатида шаклланишнинг самарадорлигига бево-сита таъсир курсатадиган энг мухим курсаткичдир. Шунинг учун бизнинг кейинги тадкикотларимиз куролли Кучлар сафларида касбий сифатларни ри-вожлантириш учун касбий жисмоний тайёргарлик воситалари ва усулларидан фойдаланиш самара-дорлигини ва касбий куникмаларни куллашнинг истикболларини аниклаш эди. Касбий тайёргарлик узига хос сифатларни намоён этишни талаб килади. Муайян касбий сифатлар таълим фаолиятининг бар-ча турларида устивор таъсир курсатади. Уларнинг ривожланиш даражаси тингловчи(курсант)ларнинг Россия Федерацияси куролли Кучларида хизматга тайёргарлик даражасини белгилайди.
Ушбу маколада Россия Федерацияси Куролли Кучларининг барча тоифадаги харбий хизматчиларини замонавий жисмоний тайёргарлиги тахлили келтирилган. Бундан ташкари, ретроспектив тахлилни хисобга олган холда, Узбекистон Республикаси Мудофаа Вазирлиги булинмаларида жисмоний тайёргарликни яхшилаш буйича укув-услубий таклифлар такдим этилган.
Калит сузлар: касбий фаолият; жисмоний тарбия; уарбий хизматчиларнинг жисмоний тайёргарлиги; ташкилий ва услубий мщорат; меъёрларни бажарилиши; уарбий хизматчиларнинг ёш гуруулари; уарбий-укув юртлари; жисмоний тайёргарлик шакллари
This article analyzes modern physical training in the armed Forces of the Russian Federation for all categories of military personnel. à addition, taking into account the conducted retrospective analysis, educational and methodological proposals for improving physical training in the units of the Ministry of defense of the Republic ofUzbekistan are presented.
Key words: professional activity; physical culture; physical training of military personnel; organizational and methodological skills; compliance with standards; age groups of military personnel; military educational institutions; forms of physical training.
Максад билан боглик холда биз касбий жисмоний тайёргарликнинг куйидаги умумий методологик ва махсус ёндашувларига асосланган тингловчилар тай-ёргарлигининг асосий сифатларини шакллантирдик:
- махсус билимларни, касбий куникмаларни шакллантириш;
- касбий мухим жисмоний сифатларни, психомотор кобилиятларни ва иродавий сифатларни ривожлантириш;
- жисмоний машкларга нисбатан онгли муноса-батни тарбиялаш;
- махсус билимлар ва касбий куникмаларни шакл-лантириш;
- восита ва функционал имкониятларни такомил-лаштириш буйича шахсий тажрибани урганиш;
- келажакда касб учун умумий ва касбий кулла-ниладиган жисмоний тайёргарликни таъминлаш;
- бутун укиш даврида психофизик курсаткичлар даражасини ошириш.
куролли Кучлардаги жисмоний тарбиянинг ахамияти, максади ва вазифалари. Жисмоний тайёргарлик- бу жанговар тайёргарликнинг асосий
№5-2020 e-mail: [email protected] 65