НАЦИОНАЛЬНАЯ СИСТЕМА МАССОВОГО ВОВЛЕЧЕНИЯ ВСЕХ
СЛОЕВ НАСЕЛЕНИЯ В СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНУЮ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
X,. Туробов
Преподаватель, УзГУФКС
АННОТАЦИЯ
В статье рассматриваются вопросы разработки национальной много уровневой системы, последовательного вовлечения каждого возрастного уровня населения в физическую активность, ее методологические и организационные основы.
Ключевые слова: здоровье, многоуровневый, уровень, модель, система, соревнования, дети, молодежь, мотивы, массовый, деятельность.
NATIONAL SYSTEM OF MASS INVOLVEMENT OF ALL POPULATION IN SPORTS AND HEALTHCARE ACTIVITIES
H. Turobov
Teacher, UzSUPCS
ABSTRACT
The article discusses the development of a national multi-level system, the consistent involvement of each age level of the population in physical activity, its methodological and organizational foundations
Keywords: health, multi-level, level, model, system, competitions, children, youth, motives, massive activity.
ВВЕДЕНИЕ
Сегодня здоровье, его производные физические и интеллектуальные человеческие ресурсы являются стратегическим капиталом инновационного развития страны, которые могут существенно повыситься в масштабе страны, при системной организации массовой спортивно-оздоровительной деятельности. В последние годы в Узбекистане осуществляются коренные преобразования в области физической культуры и спорта, где вопросы дальнейшего совершенствования законодательства сферы спорта, повышения уровня здоровья населения страны, организации оздоровительных,
физкультурных, спортивно-массовых работ среди учащихся и студентов образовательных учреждений, а также широких слоев населения работников государственных органов, предприятий и организаций, увеличения объема недельной двигательной активности граждан путем организации различных массовых спортивных мероприятий, которые определены как приоритетные ( 1,2,3 ).
Вместе с тем, несмотря на принимаемые меры ее эффективность не достаточна для укрепления физического здоровья и двигательной активности населения, особенно детей и молодежи, с их низкой вовлеченностью в систематические занятия.
Сегодня без системного решения вопросов концептуального и методологического обеспечения массовой спортивно-оздоровительной работы, его решение будет осуществляться неэффективно, и в конечном счете, не будут соответствовать тем социальным ожиданиям, которые на него возлагаются. В связи с этим актуализируется поиск новых подходов к организации непрерывного массового процесса физической активности всех слоев населения, отвечающих требованиям современности.
В последние годы спортивными специалистами и управленцами страны предлагаются различные мероприятия и методы по совершенствованию развития массового спорта, однако предложений, связанных с системным подходом по организации непрерывного процесса массового вовлечения различных слоев населения, настоящее время практически мало. Поэтому вопросы разработки модели целостной системы массовой спортивно -оздоровительной деятельности ее эффективное управление являются актуальным как с точки зрения спортивной науки, так и с точки зрения экономических наук.
ЛИТЕРАТУРА И МЕТОДОЛОГИЯ
Для создания инновационного инструментария массового вовлечения всех слоев населения страны, необходимо сконструировать многоуровневую систему последовательного охвата всех слоев населения в физическую активность. В связи с этим, модельный подход должен опираться на доминирующую роль цельной системы по отношению к составным частям элементов.(4).Межэлементные взаимосвязи национальной модели структурно составлены из нескольких чередующихся возрастных уровней населения: первый уровень - дошкольный; второй уровень- школьный; третий уровень -
лицеи и колледжи; четвертый уровень - вузы; пятый уровень -
трудоспособные люди, пенсионеры (5, 6).
К основным характеристикам модели является целостность и последовательность, при этом каждый автономный уровень решает конкретные и четко сформулированные целевые задачи в массовом двигательном цикле, с учетом того, что полноценное осуществление задач предыдущего уровня будет определять успех последующего.
Модельная система была построена на основе следующих признаков:
- определением целевого функционального значения системы и, в соответствии с ней, подборее элементов, с позиции целостности и единстваее функционирования;
- разного строения(дети, подростки, молодежь, семьи, трудящиеся, ветераны и пр.),включающим организационно выделенные, отличимые друг от друга части;
- наличия взаимных связей (министерства, ведомства, общественные организации) между образующими систему частями;
- особого типа или формы«сильных» связей, в результате которых возникают особые целостные свойства, присущие системе ( 7 ).
-установления внутренних принципов, по которым система функционирует и развивается ( 8 ).
Архитектура конструкции целостной жизненно-циклической модели была построена:
-на основе системного управления государственных и общественных организаций по непрерывному вовлечению всех слоев населения, особенно молодое поколение «баркамол авлод» спортивно -массовой и оздоровительной работы в масштабе страны;
-на предположенииотом, что основу здоровья составляют человеческие ресурсы - физические и интеллектуальные и социальные, которые формируются и накапливаются посредством занятия массовым спортом, и эту оздоровительную деятельность можно превратить в образ жизни, только при последовательно циклическим и системным управлением данным процессом.
Концепция целостной национальной конструкции:
-массовая спортивно-оздоровительная работа должна представлять собой самостоятельную отрасль нематериального производства и выступать в качестве специфического объекта государственного и общественного управленияследующими принципами и направлениями;
-спортивно-массовая оздоровительная работа - это целенаправленный, последовательный и постоянно циклический процесс, данную работу невозможно полноценно организовать и привести к желаемому результату, не принимая во внимание его составные участвующие элементы и существующие взаимосвязи между ними;
-эффнетивную массовую спортивно - оздоровительную работу в стране можно решить только при взаимодействии и взаимосвязанности всех государственных и общественных структурных органов управления, правильном определении формы и методов руководства, связанных с организацией спортивно-массовой оздоровительной работы;
-системная организация массового спорта, требует правильной и последовательной расстановки, а также определения целевых задач каждой автономной - государственной и общественной структуры, объединяя их в одно - единое целое;
На этих принципах можно построить спортивно- ориентированную( 9 ) национальную жизнециклическую модельную систему, доступную людям разного возраста и разного уровня физического состояния. При этом в непрерывном и последовательном порядке структурно необходимо определить ее основные субъекты (дети, подростки, молодежь, семьи, трудящиеся, ветераны и пр.) и объекты (учебные заведения, производственная сфера, спортивно-массовые мероприятия, спортивные сооружения и пр.)
РЕЗУЛЬТАТЫ
Модельный подход, как методология системной организации массовой спортивно-оздоровительной деятельности. Модельный подход к проблеме массового вовлечения всех слоев населения обосновывается тем, что приоритетное внимание в познании этого сложного процесса, должен быть сосредоточен на выявлении системо образующих факторов и комплексных связей, объединяющих циклические периоды социального или учебного заведения в непрерывное целое. Ибо только через установление таких факторов, связей и отношений можно понять закономерности формирования и функционирования системы, а также научиться управлять ими.
В образовательном структурном уровне системы доступные соревнования, это высоко эмоционально - мотивационная, личностно -значимая физическая деятельность, которая формирует двигательные и игровые навыки, а процесс превращения их в жизненный образ, в обязательном порядке, должен длиться годами, в циклических периодах. В модельной системе
основным инструментом развития и совершенствования человеческих ресурсов являются непрерывные доступные соревнования, которые как человеческий капитал вносят изменение в состояние организма учащихся.
В каждом определенном возрастном - циклическом периоде, приобретенные ранее базовые двигательно -игровые навыки, поэтапно совершенствуясь рано или поздно должны проявляться в последующих жизненных уровнях, в качественно-новом востребованном выражении. Иными словами, в детском, подростковом и юношеском возрасте, именно в образовательном учреждении, субъект будет испытывать интерес к общедоступным непрерывным соревнованиям, которые как основополагающий устойчивый мотив стимуляции развития, станут полноценным адаптационным фундаментом к накоплению им новых и новых физических качеств, мобилизации внутренних ресурсов организма.
Различные системо образующие мотивационные формы побуждения последовательно трансформируясь в определенный вид спорта, за счет непрерывного участия в массовом соревновательном этапе, в дальнейшем как приобретенные навыки будут воспроизводиться в новых жизненных циклах в форме естественного желания и устойчивой жизненной потребности в ежедневных самостоятельных занятиях. Значит, непрерывное участие в массовых соревнованиях помогает активизировать глубинные мотивационно-потребностные механизмы, формирует спортивный стиль жизни (10). От развития компонента мотивации зависит продолжительность и эффективность двигательной деятельности. Однако, массовость, количество занимающихся определяется не только мотивационными основами вовлечения, но и возможностью обеспечить их желающих материальной базой, спортивным инвентарем и оборудованием.
В системо образующих циклах физического воспитания, развития и совершенствования физического уровня детей и подростков, важное место занимает учет психологических аспектов мотивации, связанный с приспособлением к последующим двигательно-соревновательным навыкам, которые проявляются в нескольких формах: постоянные - устойчивые, непостоянные - колебательные и спонтанные - взрывные мотивы. Значительную роль в процессе массового вовлечения и формирования стабильных навыков занимают непостоянные - колебательные мотивы, которые последовательно могут трансформироваться в постоянные, только в соревновательном режиме на принципе непрерывности и цикличности внутри учебного этапа.
ОБСУЖДЕНИЕ
В механизме формирования и накопления физических и интеллектуальных человеческих ресурсов, посредством многоступенчатой соревновательной системы, необходимо выделить системо образующие циклы соревновательного этапа в учебном пространстве: 1)цикл массового вовлечения и охвата; 2) цикл формирования желаемого игрового поведения; 3) цикл последующего самостоятельного воспроизводство полноценной физической активности. Образовательные учреждения, как основные учебно-прикладные, социально-возрастные полигоны по эволюционному формированию устойчивых мотивов к физической активности, являются ядром формирования основ массовости и ареной закрепления стабильных мотивов к здоровому образу жизни. В системе соревнований приобретенные физкультурно-игровые и спортивные навыки, способствуют повышению уровня мотивации к занятиям физической культурой и массовым спортом, а последующих производственных и отдаленных возрастных жизненных циклов становятся естественным образом жизни
Отличительная особенность организации непрерывных соревнований.
Соревновательная система логически должна быть выстроена на взаимосвязанности каждого возрастного уровня и их последовательного и непрерывного прохождения внутри учебного этапа, связанных сразличными циклами освоения подвижных и спортивных игр. Сформированные двигательные умения и навыки на внутренном учебном этапе доступных соревнований, вырабатывают у учащихся устойчивую мотивацию, приспособление к двигательному самовыражению, удовлетворение внутренних побуждений учащихся, инстинкта радости в движении, а также игровые качества для участия в последующих качественных соревновательных этапах.
Принцип постоянного внутри учебного процесса соревновательности, в первую очередь, заключается в получении учащимися физкультурных знаний, которые непосредственно осваиваются на игровой практике. К сожалению, проблема состоит в том, что понимание как чиновников, так и многих учителей физкультуры, сводится к тому, что соревнования - это формальные или разовые мероприятия. На самом деле, непрерывные соревнования и подготовка к ней, как неотъемлемая часть физического воспитания, дадут результаты, в том случае, если у ребенка обязательно будет мотивационный стимул к дополнительным после урочным занятиям, в этом случае он научится осваивать и совершенствовать различные двигательные варианты, посредством которых
будет познавать внутримышечные физиологические процессы, находить ответы как функционируют мышцы, как не уставать и т. п.
ВЫВОДЫ
Таким образом, в Узбекистане для эффективного осуществления процесса вовлечения всех слоев населения, особенно детей, подростков и молодежи в массовую спортивно-оздоровительную деятельность, необходимо осуществлять организационно-управленческую работу на модельной в системной основе и циклической непрерывности.
REFERENCES
1. Тошпулатов, Х. М., Ибрагимов, Ф. З., & Исмаилов, Д. Х. (2019). Профессионально-прикладная физическая подготовка. Среднее профессиональное и высшее образование в сфере физической культуры и спорта: современное состояние и перспективы развития, 71-72.
2. Ашуркова, С. Ф. (2019). Установочно-профилактическая начимость предсоревновательной разминки у волейболистов разной квалификации. Фан-спортга, 37-40.
3. Maxkamov, I. (2020). Oliy ta'lim muassasalari o'qituvchilarining jismoniy tarbiyada kasbiy mahoratini rivojlantirish moduli. Xalq-Ta'limi, 83-85.
4. Tajibayev, S. S. (2016). Use of innovative technologies in registration and processing of indicators of special efficiency of athletes. European Journal of Research and Reflection in Educational Sciences Vol, 4(2).
5. Жахонгиров, Б. Б. (2020). Научно-технические связи Узбекистана с зарубежными странами. Бюллетень науки и практики, 6(8).
6. Кдырова, М. А., & Назарова, Г. О. (2016). Профессионально-педагогическая подготовленность тренеров и возможности её совершенствования с использованием обучающих тестов. In Актуальные проблемы физической культуры и спорта (pp. 165170).
7. Кдырова, М. А., & Абатова, Г. Н. (2021). Прессо-депрессорная разминка как эффективное средство настройки психофункциональной готовности спортсменов к соревнованиям. Academic Research in Educational Sciences, 2.
8. Пулатов, А. А. (2017). Явление укачивания при занятиях волейболом и его влияние на результативность подач. In ЛУЧШАЯ НАУЧНАЯ СТАТЬЯ 2017 (pp. 215-218).
9. Сафарова, Д. Д., Алиева, К. К., & Серебряков, В. В. (2017). Об особенностях компонентного состава массы тела у спортсменок, специализирующихся в спортивных единоборствах. Наука и спорт: современные тенденции, 15(2).
10. Abduraxmonova, J. N., & Xolisov, B. A. (2020). Turkiston iqtisodiy kengashining o'lka ijtimoiy-iqtisodiy hayotiga ta'siri. Утмишга назар, (2), 63-73.
11. Xolisov, B. A. (2020). Sovet hokimiyatini o'matilishi va boshqaruv siyosati. Oriental art and culture, 115-118.
12. O'tayev, A. Y. L. (2020). Zamonaviy ta'limda bo'lajak boshlang'ich sinf o'qituvchilarining siyosiy tarbiyasi. Science and Education, 1(Special Issue 4).
13. O'tayev, A. Y., & Eshmanova, N. N. (2020). Ta'lim taraqqiyotida renassansning o'rni. Academic research in educational sciences, 1(4), 788-794.
14. Арипов, Ю. Ю. (2021). Умумий урта тaълим муaссaсaлaридa AapcAaH ташгари жисмоний тaрбия-соFломлaштириш Ba оммaвий тaдбирлaрини тaшкил этишнинг узига хос хусусиятлaри. Academic Research in Educational Sciences, 2.
15. Эштaев, С. А. (2020). Зтачимость коордитационных способностей в рaмкaх учебно-тренировочного процессa. Фан-Спортга, 67-69.
16. Постaновление Президентa Республики Узбекистaн от 03.06.17г. ПП-3031 «О мерaх по дaльнейшему рaзвитию физической культуры и мaссового спорта».
17. Укaз Президентa Республики Узбекистaн от 05..03.18г. № 5368. « О мерaх по коренному совершенствовaнию системы госудaрственного упрaвления в облaсти физической культуры и спортa»
18. Укaз Президентa Республики Узбекистaн от 24.01.20г. № 5924 «О мерaх по дaльнейшему совершенствовaнию и популяризaции физической культуры и спортa в Республике Узбекистaн»
19. А.А.Передельский «Теоретико методологические основaния системного подходa в общей теории спортa» // Личность.Культурa.Общество 2016. Том XVIII. Вып. 1-2 (№№ 89-90)С.- 231
20. Рискиев Т. Ахмaтов М.«Всеузбекскaя системa непрерывного спортивного движения" Госудaрственнaя пaтентнaя оргaнизaция Республики Узбекистaн 5(43) 2002г., стр. 178-179.
21. Рискиев Т. АхмaтовМ. «Системa оргaнизaции и эффективного упрaвления непрерывными спортивными соревновaниями среди учaщейся молодежи нa основе тациотальной модели обрaзовaния». Госудaрственнaя пaтентнaя оргaнизaция Республики Узбекистaн 5(43) 2002г., стр. 180-181.
22. Прохоровa И.А. «Теория систем и системный aнaлиз»//Учебное пособие .Челябинск Издaтельский центр ЮУрГУ 2013 С-7
23. Бaлтaбaев М.Р..Ахмaтов М., Ахмaтовa Х.М. « Менежмент здоровья, формировaние и рaзвитие человеческого кaпитaлa нa основе целостной жизнециклической тациотальной системы мaссовой спортивно-оздоровительной рaботы». //Журтал Фaн-спортгa, 2019г., №2, 69-76 стр
24. Лубышевa Л.И. «Конверсия высоких спортивных технологий гак методологическийпринцип спортизировaнного физического воспитaния и «спортa для всех» // Физичесгая культурa: воспитание, обрaзовaние, тренировкa. - 2015. - № 4.