НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МНОГОЛЕТНЕЙ ПОДГОТОВКИ СПОРТСМЕНОВ
А.В. ЕВТУХ, П.В. КВАШУК, Б.Н. ШУСТИН,
ВНИИФК
Аннотация
В статье представлены научно-методические положения, задачи, содержание и критерии эффективности многолетней спортивной подготовки. Изложены ее научно-методические принципы на основе результатов современных исследований в детско-юношеском и олимпийском
спорте.
Abstract
In article, modern representations about the contents of long-term sports preparation are covered. The basic scientific - methodical positions of system of long-term sports preparation and principles of their realization in children and youth sports and preparations of elite sportsmen are stated.
Ключевые слова: многолетняя спортивная подготовка, содержание этапов подготовки, юные спортсмены, высококвалифицированные спортсмены, система спортивных соревнований.
Многолетняя спортивная подготовка - это единый процесс соревновательной и тренировочной деятельности, обеспечивающий преемственность задач, средств, методов, организационных форм подготовки на этапах: спортивно-оздоровительном, начальной подготовки, учебно-тренировочном, совершенствования спортивного мастерства и высшего спортивного мастерства.
Основным критерием эффективности многолетней подготовки является наивысший спортивный результат, достигнутый в оптимальных возрастных границах для определенного вида спорта.
Важнейший компонент спортивной подготовки -формирование личности спортсмена, обладающего высоким духовно-нравственным потенциалом.
В ходе многолетней спортивной подготовки обеспечивается оптимальное соотношение различных сторон подготовленности спортсмена, строгое соблюдение постепенности в процессе использования тренировочных и соревновотельных нагрузок, особенно в занятиях с детьми, подростками, юношами и девушками, учет возрастных и индивидуальных особенностей спортсменов.
Средства и методы педагогического воздействия, применяемые в ходе многолетней подготовки, не должны принципиально изменять закономерности возрастного психофизического развития человека.
I. Методические положения системы многолетней спортивной подготовки
1. Цeлeвaя нaпpaвлeннocть пoдгoтoвки юных cпopтcмeнoв по отношению к высшему спортивному мастерству. Учет требований высшего спортивного мастерства позволяет определитъ наиболее значимые факторы, на которые следует обратитъ внимание в системе многолетней подготовки юных спортсменов [1, 4, 10, 11]. Ориентация на целевую направленность обеспечивает должную преемственность в процессе ис-
пользования средств, методов, организационных форм подготовки на учебно-тренировочном этапе и этапе спортивного совершенствования, тесную взаимосвязь между тренировочными и соревновательньми нагрузками юных и взрослых спортсменов [3, 6, 9].
2. Соразмерность развития и утилизации основных физических качеств. В соответствии с этим положением необходимо обеспечить оптимальное соотношение развития физических качеств и их эффективную реализацию в соревновательной и тренировочной деятельности юных спортсменов, учтывая возрастные особенности организма детей и подростков [1, 2, 3, 4, 5].
3. Перспективное опережение формирования спортивно-технического мастерства. Юные спортсмены должны овладевать основным арсеналом двигательных умений и навыками в объеме, необходимом для успешного освоения значительных соревновательных и тренировочных нагрузок в будущем [4, 10].
4. Основой процесса многолетней подготовки является дифференцированный подход, который определяется сочетанием коллективной и индивидуальной форм подготовки, что позволяет организовать процесс обучения и спортивной тренировки детей, подростков, юношей и девушек в соответствии с их типоспецифическими и индивидуальными особенностями [1, 3, 7, 8].
II. Содержание этапов многолетней подготовки спортсменов
Цели и задачи спортивной подготовки, решаемые последовательно, определяют преемственность ее содержания, а также критерии успешности учебно-тренировочного процесса.
1. Основное содержание подготовки и ведущие критерии подготовленности спортсменов на этапах многолетнего учебно-тренировочного процесса. Каждому этапу многолетней подготовки спортсменов соответствуют определенные задачи и критерии ее эффективности (табл. 1).
1аа)
Таблица 1
Основные задачи и критерии подготовленности спортсменов
Этапы подготовки Основные задачи спортивной подготовки Ведущие критерии подготовленности
Спортивно- оздорови- тельный - Укрепление здоровья; - овладение основами техники выполнения разнообразных физических упражнений; - расширение функциональных возможностей организма; - формирование потребности в здоровом образе жизни - Состояние здоровья; - уровень общей физической подготовленности; - естественность выполнения отдельных базовых элементов и различных целостных движений; - базовый уровень знаний о здоровом образе жизни, основах физической культуры и спорта, самоконтроля, гигиены, основах оказания первой медицинской помощи.
Начальной подготовки - Укрепление здоровья; - овладение основами техники выполнения различных физических упражнений и в избранном виде спорта; - разносторонняя физическая подготовка; - расширение функциональных возможностей организма; участие в массовых командных соревнованиях; - гармоничное развитие личности; - формирование мотивации к занятиям - Состояние здоровья; - уровень освоения базовых элементов техники и целостных движений в избранном виде спорта; - выраженная динамика прироста индивидуальных показателей общей физической подготовленности
:Е 2 X т о сс 0 а 5 X 6 н 1 о X ко т 1-2 год обучения - Укрепление здоровья; - углубленная техническая подготовка в избранном виде спорта; общая и специальная физическая подготовка; воспитание волевых качеств; - расширение функционального потенциала средствами общей физической подготовки; - освоение объемов учебной и тренировочной нагрузок по видам подготовки, предусмотренных программой спортивной подготовки в избранном виде спорта; приобретение соревновательного опыта в избранном виде спорта (технический компонент) - Состояние здоровья; - уровень технической подготовленности в избранном виде спорта; - положительная динамика показателей физической и функциональной подготовленности; - уровень психологической подготовленности (моральноволевые качества и дисциплинированность); - выполненные объемы тренировочных нагрузок по программе подготовки в избранном виде спорта
3-4 год обучения - Освоение объемов учебной и тренировочной нагрузок по компонентам подготовки, предусмотренным программой спортивной подготовки; - повышение и расширение физического и функционального потенциала средствами специальной физической подготовки; - совершенствование технико-тактической подготовленности в избранном виде спорта; - формирование эмоционально-волевой готовности к тренировочной и соревновательной деятельности; - расширение опыта соревновательной деятельности - Состояние здоровья; - прогрессирующая динамика основных показателей общей и специальной физической подготовленности, функционального состояния, технико-тактической подготовленности; - уровень психологической подготовленности (готовность к повышению требований учебнотренировочного процесса); - выполнение нормативов и спортивных разрядов, предусмотренных программой подготовки; - освоение объемов учебно-тренировочных нагрузок, предусмотренных примерной программой спортивной подготовки по избранному виду спорта; - выполнение модельных показателей общей и специальной физической подготовленности; - выполнение требований по зачислению в училища олимпийского резерва (УОР); - отбор в юношеские сборные команды по видам спорта
Спортивного совершен- ствования - Углубленная индивидуализация тренировочного процесса; - совершенствование различных сторон подготовленности, в соответствии с требованиями основного соревновательного упражнения; - повышение способности противостоять стрессовым условиям; - расширение соревновательной практики - Уровень спортивного мастерства; - выполнение модельных характеристик, определяющих высокий уровень специальной физической, функциональной и технико-тактической подготовленности; - уровень психологической подготовленности (способность противостоять стрессовых условиям спортивной деятельности); - выполнение классификационных требований МС и МСМК
Высшего спортивного мастерства - Максимальная реализация двигательного, психического и интеллектуального потенциала в соревновательной деятельности - Уровень и стабильность спортивных достижений во всероссийских и международных соревнованиях
2. Система спортивных соревнований. Соревнова- плексности, сохранения спортивного потенциала с уче-
тельная деятельность на этапах многолетней подготов- том половозрастных особенностей детей, подростков,
ки - системообразующий фактор прогресса в спорте - юношей и молодежи (табл. 2).
основана на принципах равноправия, доступности, ком-
Таблица 2
Цели, задачи и направленность соревновательной деятельности на этапах многолетней подготовки
Этапы подготовки Цели соревнователь ной деятельности Основные задачи Направленность и результаты соревновательной деятельности
Спортивно- оздорови- тельный Формирование навыков выполнения технически разнообразных упражнений игрового и комплексного характера. Укрепление здоровья Привлечение максимального количества занимающихся. Комплексное физическое и психическое оздоровление юных спортсменов. Развитие командных форм соревнований, основанных на освоении простых и целостных двигательных навыков Командные и игровые соревнования с высоким уровнем эмоциональности, не требующие чрезмерных психофизических напряжений юных спортсменов
Начальной подготовки Формирование двигательных (технических) навыков в состязаниях комплексного характера Обеспечение привлекательности и широкой доступности соревнований Массовые командные соревнования многоборного характера с высоким уровнем эмоциональности на основе разнообразных упражнений из различных видов спорта
Учебно-тренировочный я и н е ч у б о д о г ч Формирование спортивнотехнических навыков умений в соответствии с требованиями избранного вида спорта, по возможности многоборного характера Сохранение численности занимающихся. Обеспечение равных прав на участие в соревнованиях. Обеспечение открытости состязаний. Освоение основных методов и приемов ведения соревновательной борьбы. Патриотическое воспитание, основанное на принципах честной спортивной борьбы (Fair Play) Комплексные соревнования, преимущественно на основе средств ОФП. Достижение преимущественно спортивно-технических результатов, соответствующих половозрастным нормам и критериям эффективности процесса подготовки
3-4 год обучения Повышение физических, функциональных и психологических возможностей путем выполнения основного соревновательного упражнения Дифференциация учебно-тренировочных групп по критерию спортивной специализации. Повышение качества физической, функциональной и психологической подготовленности. Совершенствование спортивнотехнического мастерства в условиях ответственных соревнований. Приобретение опыта участия в соревнованиях различного уровня Спортивные достижения, соответствующие модельным показателям подготовленности и соревновательной деятельности в соответствии с требованиями программы подготовки
Спортивного совершен- ствования Развитие спортивнотехнических возможностей, в соответствии с требованиями основного соревновательного упражнения и индивидуальных особенностей спортсменов Специализированная физическая, технико-тактическая и психологическая подготовка. Накопление опыта соревновательной борьбы. Совершенствование способности показывать высокий спортивный результат в условиях ответственных состязаний и высокой конкуренции Ориентация на достижение спортивных результатов МС и МСМК и модельных характеристик разных сторон подготовленности и соревновательной деятельности
Высшего спортивного мастерства Максимальная реализация спортивного потенциала в условиях ответственных соревнований Совершенствование всех видов специальной подготовленности. Совершенствование опыта соревновательной борьбы в условиях ответственных соревнований. Совершенствование способности показывать высокий спортивный результат на главных соревнованиях сезона Ориентация на достижение максимально возможного спортивного результата
Заключение
Основные методические положения подготовки предусматривают преемственность задач, средств и методов тренировки детей, подростков, юношей, юниоров и взрослых спортсменов, поступательный рост объема средств общей и специальной физической подготовки, соблюдение принципа постепенности в про-
цессе многолетней тренировки спортсменов. Эти положения должны лежать в основе программно-нормативных документов, регламентирующих работу физкультурно-спортивных организаций, осуществляющих подготовку спортивного резерва и спортсменов высокого класса.
Литература
1. Бомпа Т. Подготовка юных чемпионов. - М.: Изд-во АСТ - Астрель, 2003. - 260 с.
2. Верхошанский Ю.В. Закономерности функциональной специализации организма в ходе становления спортивного мастерства // Теория и практика физической культуры. - 1970. - № 6. - С. 10-13.
3. Квашук П.В. Дифференцированный подход к построению тренировочного процесса юных спортсменов на этапах многолетней подготовки // Вестник спортивной науки. - 2003. - № 1. - С. 32-35.
4. Набатникова М.Я. О содержании тренировки юных спортсменов // Научно-спортивный вестник. -1987. - № 1. - С. 6-9.
5. Никитушкин В.Г. Методология программно-нормативного обеспечения многолетней подготовки квалифицированных спортсменов: Автореф. дис. ... д-ра пед. наук в виде научного доклада. - М.: ВНИИФК, 1995. - 88 с.
6. Никитушкин В.Г., Квашук П.В., Бауэр В.Г. Организационно-методические основы подготовки спортивного резерва. - М., 2005.
7. Смирнов Ю.И. Разработка и реализация программ стандартизации комплексного контроля в теории и практике спортивной тренировки // Научно-спортивный вестник. - 1981. - № 4. - С. 22-25.
8. Современная система спортивной подготовки / Под ред. Ф.П. Суслова, В.Л. Сыча, Б.Н. Шустина. -М.: Изд-во «СААМ», 1995. - 448 с.
9. Тимакова Т.С. Критерии управления многолетней подготовкой квалифицированных спортсменов (циклические виды спорта): Автореф. дис. ... д-ра пед. наук. -М., 1998. - 76 с.
10. Филин ВП. Воспитание физических качеств у юных спортсменов. - М.: Физкультура и спорт, 1974. - 232 с.
11. Филин В.П., Фомин Н.А. Основы юношеского спорта. - М.: Физкультура и спорт, 1980. - 255 с.
СЙ
1