ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ МНОГОЛЕТНЕЙ ПОДГОТОВКИ ЮНЫХ СПОРТСМЕНОВ (ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ)
А.В. ЕВТУХ, ВНИИФК
Аннотация
В обзоре дается научно-методическое обоснование разработки ведущих компонентов информационного обеспечения многолетней спортивной подготовки.
Предлагаются основные направления ее рационализации, тесно связанные с решением проблемы комплексного контроля подготовленности юных и квалифицированных спортсменов.
Ключевые слова: многолетняя подготовка в спорте, юные и квалифицированные спортсмены, структура подготовленности спортсменов, методы моделирования и анализа тренировочного
процесса.
Abstract
In the review the scientifically-methodical substantiation of development of leading components of a supply with information of long-term sports preparation is given. The basic directions of its rationalization closely bound to the decision of the complex control of readiness of young and elite athletes are offered.
Key words: multiyear training in sport, young and elite athletes, athlete readiness structure, training modeling and analysis methods.
Введение
Информационное обеспечение подготовки спортсменов различной квалификации - один из сложнейших компонентов научно-методического сопровождения учебно-тренировочного процесса - предполагает сбор, накопление, обработку и анализ информации об учебно-тренировочном процессе с целью разработки практических рекомендаций по коррекции подготовки спортсменов. Объективно говоря, на протяжении четырех минувших десятилетий в современном спорте практически не удалось создать полномасштабной информационной системы, отвечающей требованиям современного спорта и способной успешно решать задачи по координации деятельности служб научно-методического обеспечения подготовки юных спортсменов. В этой связи поиск перспективных направлений и методов информационного обеспечения представляется актуальным для совершенствования системы подготовки спортивного резерва сборных команд.
Основная часть
Еще в середине 1980-х специалисты спорта неоднократно подчеркивали, что совершенствование системы информационного обеспечения подготовки спортивного резерва должно быть ориентировано на конечные цели и результаты подготовки; считалось также, что собственно система информационного обеспечения развивалась без должного научного обоснования, что и привело к возникновению ряда проблем. Была также отмечена крайне низкая степень реализации основных функций в структуре системы подготовки спортивного резерва: из 16 основных функций полностью реализовалась только одна, девять - преимущественно и шесть - лишь частично. Недавние исследования также показывают [5], что подобное состояние дел неизбежно отражается на
качестве подготовки спортивного резерва - упущения и издержки подготовки перспективных юных спортсменов наблюдаются на этапах начальной специализации и углубленной тренировки. Именно в ходе указанных этапов многолетней подготовки направленная работа по формированию и совершенствованию технического мастерства юных атлетов нередко подменяется интенсивной тренировкой, что подчеркивалось и в предшествующих работах [6, 7]. Показано, в частности, что в структуре спортивной подготовленности на этапах многолетней тренировки значимость различных ее компонентов трансформируется от наиболее консервативных к наиболее лабильным признакам [4].
В этой связи необходимо отметить, что с повышением квалификации спортсменов их технико-тактические показатели в рамках годового тренировочного цикла, как известно, становятся все более стабильными по сравнению с функциональными показателями. Поэтому для своевременного и обоснованного решения о коррекции тренировочного процесса необходимо систематическое поступление информации о динамике показателей, характеризующих не только физическое, но и функциональное и психологическое состояние спортсмена на текущий момент времени. Обеспечение этих (первичных) звеньев информационного сопровождения тренировочного процесса способствует рационализации пути достижения промежуточных целей спортивной подготовки [8]. При этом указывалось, что даже в период высокого уровня спортивной подготовленности диапазон варьирования каждого из показателей у разных спортсменов может оказаться весьма значительным. Поэтому с целью определения индивидуальных особенностей регуляторных процессов также представляется необходимым наличие объективной исходной информации о тренировочном процессе (основные параметры упражнений и методов их выполнения, величин физических нагрузок в рамках раз-
работанных классификаций, а также возрастные нормы реакции на нагрузку и диапазон варьирования ведущих контрольных параметров и т.д.).
С биологических позиций развитие принципиальных вопросов отбора, и в частности индивидуальной конституции и соматотипирования в спорте, в значительной степени обусловлено совершенствованием системы комплексного контроля подготовленности юных спортсменов. С помощью методов комплексного контроля [4, 6] выявлены системно-структурные связи различных характеристик юных спортсменов, разработана методология программно-нормативного похода к реализации функции комплексного контроля, раскрыты возможности практического использования методов спортивного отбора. Применительно к индивидуализации спортивной подготовки считается, что наиболее информативным признаком соматотипирования по-прежнему остается габаритная и компонентная изменчивость [2]. Выявлены также три основных конституциональных (соматических) типа спортсменов для формирования экспериментальных групп, обучения детей спортивным умениям, а в дальнейшем - и целенаправленного развития и совершенствования двигательных способностей. Все большую значимость приобретает изучение индивидуальных типологических и психолого-педагогических характеристик, отражающих особенности проявления различных способностей детей и подростков [1, 7].
Таким образом, основываясь на результатах исследований перечисленных авторов, а также ряда других спортивных специалистов, представляется возможным наметить определяющие структурные компоненты информационного обеспечения многолетней подготовки юных спортсменов [3].
В системе многолетней подготовки юных и квалифицированных спортсменов целесообразно, на наш взгляд, выделить семь основных разделов информационного обеспечения:
1 - оценка биологического развития; 2 - анализ соревновательной деятельности; 3 - программирование и моделирование (коррекция) тренировочных и соревновательных нагрузок и внетренировочных средств воздействия на организм юных спортсменов; 4 - научное обоснование и разработка критериев (модельных характеристик) разных видов подготовленности юных и квалифицированных спортсменов и разработка унифицированного комплекса тестов на этапах многолетней тренировки; 5 - системно-структурный анализ и разработка моделей подготовки юных и квалифицированных спортсменов на этапах многолетнего тренировочного процесса; 6 - разработка и координация системы баз данных по основным разделам подготовки юных и квалифицированных спортсменов, представляющих основные специализации в пяти группах олимпийских дисциплин; 7 - разработка пакета документов анализа и отчетности.
Оценку биологического развития целесообразно осуществлять в соответствии с установленными возрастными особенностями и закономерностями. Анализ соревновательной деятельности спортсмена должен включать не только определение традиционных показателей, но
и выявление индивидуальных особенностей выполнения соревновательного упражнения в основной и смежных специализациях - для выявления ведущих и отстающих звеньев в структуре спортивной подготовленности. Эти данные служат отправным пунктом при разработке моделей тренировочной и соревновательной деятельности, критериев подготовленности и унифицированного комплекса контрольных тестов на этапах многолетней подготовки юных спортсменов.
Одним из наиболее ответственных разделов в системе информационного обеспечения подготовки юных спортсменов является комплексное моделирование вариантов построения не только годовых, но и многолетних циклов подготовки юных и квалифицированных спортсменов. Моделирование осуществляется на основе системноструктурного анализа учебно-тренировочного процесса и структуры подготовленности спортсмена на каждом этапе многолетней подготовки при помощи стандартных методов математической статистики и других вычислительных методов (MathWoгks, Ма^аЬ и др.).
Следует особо подчеркнуть значимость качества исходной информации. По-видимому, объективно необходим переход на временной критерий оценки физической нагрузки во всех пяти группах олимпийских видов спорта. Критерий времени позволяет применять сопряженные методы анализа, унифицировать средства контроля учебно-тренировочного процесса на всех его этапах. Главными отличительными параметрами различных видов анализа являются время и интенсивность упражнений, выполняемых в хронологической последовательности. В этой связи вместо традиционных показателей (километров, тонн, повторений и т.п.) предлагается регистрировать универсальную характеристику - время выполнения упражнения, а также его интенсивность и направленность, отражаемые в зависимости от вида спорта и специализации спортсмена. При этом следует учитывать такие категории, как состояние систем и функций организма, физические, функциональные, техникотактические, психологические и другие способности, параметры тренировочных и соревновательных нагрузок, которые программируются и анализируются с учетом корректив по условиям и содержанию (методам и средствам) подготовки. Следовательно, качество исходной информации, предшествующей системно-структурному анализу подготовленности юных и квалифицированных спортсменов, по существу, предопределяет ожидаемое качество научно-методических и практических рекомендаций по коррекции учебно-тренировочного процесса.
Необходимы также формирование и отработка связующих функций информационного обеспечения в системе управления многолетней подготовкой спортсменов. Периодическое повышение квалификации спортивных тренеров и специалистов, по-видимому, позволит устранить очевидное недопонимание того факта, что простое копирование тренировочного процесса, по существу, исключает гарантию его успешности вследствие биологической неповторимости и высокой степени индивидуальности каждого организма.
На основе вышеизложенного в отделе теории и методики детского и юношеского спорта ВНИИФК разработан универсальный подход к анализу различных зависимостей, функций и их содержания (параметрические / непараметрические), в том числе - кумулятивного вида, которые отражают результаты динамических наблюдений за характеристиками спортивной подготовленности юных и квалифицированных атлетов.
В основе подхода лежит формирование исходных данных матричного типа - стандартизированного набора информативных характеристик и параметров, отражающих разные стороны подготовленности спортсменов во временном диапазоне от одного тренировочного задания до больших циклов подготовки, включая этапы многолетней подготовки. При этом используются, как правило, различные динамические характеристики - подготовленности и состояния организма спортсмена, коррекции этих характеристик путем варьирования тренировочных методов и параметров нагрузки.
Обработка и анализ исходных данных могут осуществляться на больших массивах исходных данных с помощью вычислительных методов, основу которых составляют автоматизированные расчеты в сферической системе координат, что в результате вычислений позволяет адекватно формализовать пространственные взаимоотношения изучаемых характеристик и оценить меру их взаимного влияния в значительном временном диапазоне. Количество характеристик при этом не является лимитирующим фактором в ходе вычислений.
Научная новизна предлагаемого подхода и его отличия от других, нередко используемых в практике, заключаются в следующем: 1) информативности и наглядности отображения особенностей методики тренировки, содер-
жания подготовки и адаптационного процесса; 2) возможности точного определения соотношения нагрузок разной направленности (парциальных объемов) в каждый момент времени в любом диапазоне времени; 3) обеспечении непосредственного перехода к моделированию подготовки на основе методов системно-структурного анализа, программирования и моделирования учебно-тренировочного процесса на этапах многолетней подготовки юных и квалифицированных спортсменов.
Методы многомерного анализа позволяют визуализировать, интерпретировать и рассчитывать необходимые дополнительные показатели и характеристики применительно к оценке взаимоотношения групп (классов) показателей, относящихся к разным иерархическим уровням структуры подготовленности спортсменов. Успешная реализация предложенного подхода предполагает, таким образом, поиск путей рационализации всех компонентов учебно-тренировочного процесса, осуществление периодической комплексной диагностики спортивной подготовленности, программирование и коррекцию тренировочного процесса юных и квалифицированных спортсменов на этапах многолетней подготовки.
Заключение
Предлагаемый подход позволяет непосредственно перейти к моделированию параметров учебнотренировочного процесса, обеспечивает унификацию аналитических схем, способов и методов на основе временного фактора, создает основу для постепенного перехода к типизации моделей каждого адаптационного типа и, таким образом, создает предпосылки к эффективной индивидуализации многолетнего учебнотренировочного процесса.
Литература
1. Горская Г.Б. Психологическое обеспечение многолетней подготовки спортсменов: учеб. пособие. - Краснодар: КГУФКСТ, 2008. - 220 с.
2. Губа В.П. Подготовка спортивного резерва - анализ пути и пути совершенствования тренировочного процесса / В.П. Губа // Человек, здоровье, физическая культура и спорт в изменяющемся мире: материалы XIX Международной научно-практической конференции по проблемам физического воспитания учащихся / ГОУ ВПО МО «Коломенский государственный педагогический институт». - Коломна: КГПИ, 2009. - С. 284-287.
3. Евтух А.В. Приоритетные направления рационализации многолетней спортивной подготовки (обзор современных исследований) // Вестник спортивной науки. - 2009. - № 6. - С. 26-31.
4. Квашук П.В. Дифференцированный подход к построению тренировочного процесса юных спортсменов на этапах многолетней подготовки: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. - М.: ВНИИФК, 2003. - 49 с.
5. Квашук П.В., Шустин Б.Н. О путях совершенствования системы многолетней подготовки спортсменов высокой квалификации / П.В. Квашук, Б.Н. Шустин // Человек, здоровье, физическая культура и спорт в изменяющемся мире: материалы XIX Международной научно-практической конференции по проблемам физического воспитания учащихся / ГОУ ВПО МО «Коломенский государственный педагогический институт». - Коломна: КГПИ, 2009. - С. 294-301.
6. Никитушкин В.Г. и др. Методология комплексного текущего контроля уровня подготовленности юных спортсменов: методические рекомендации / В.Г. Ники-тушкин, П.В. Квашук, Г.Н. Семаева и др. - М.: ВНИИФК, 2004. - 21 с.
7. Тимакова Т.С. Еще раз о биологическом возрасте // Вестник спортивной науки. - 2008. - № 4. - С. 58-63.
8. Ширковец Е.А. Система оперативного управления при тренировке в циклических видах спорта: дис. . д-ра пед. наук. - М.: ВНИИФК, 1995. - 286 с.