Научная статья на тему 'Приоритетные направления рационализации многолетней спортивной подготовки (обзор современных исследований)'

Приоритетные направления рационализации многолетней спортивной подготовки (обзор современных исследований) Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
1318
171
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
МНОГОЛЕТНЯЯ ПОДГОТОВКА В СПОРТЕ / ЮНЫЕ И КВАЛИФИЦИРОВАННЫЕ СПОРТСМЕНЫ / СТРУКТУРА ПОДГОТОВЛЕННОСТИ СПОРТСМЕНОВ / ХАРАКТЕРИСТИКИ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ / МЕТОДЫ МОДЕЛИРОВАНИЯ И АНАЛИЗА ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Евтух А. В.

В обзоре даны теоретическое обоснование и результаты ряда современных исследований по актуальным вопросам многолетней подготовки в спорте. Выделены основные направления ее рационализации, тесно связанные с решением проблемы комплексного контроля подготовленности юных и квалифицированных спортсменов. Автором предложены нетрадиционные методы анализа и моделирования многолетнего учебно-тренировочного процесса, дано их краткое описание в контексте приведенных литературных данных и экспериментальных исследований

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

In the review the theoretical substantiation and results of some modern researches on pressing questions of long-term preparation in sports are given. The basic directions of its rationalization closely connected with the decision of a problem of the complex control of readiness of young and qualified sportsmen are allocated. The author offers nonconventional methods of the analysis and modelling of long-term training process, their brief description in a context of the literature data and experimental researches is given

Текст научной работы на тему «Приоритетные направления рационализации многолетней спортивной подготовки (обзор современных исследований)»

ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЦИОНАЛИЗАЦИИ МНОГОЛЕТНЕЙ

СПОРТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ (ОБЗОР СОВРЕМЕННЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ)

А.В. ЕВТУХ, ВНИИФК

Аннотация

В обзоре даны теоретическое обоснование и результаты ряда современных исследований по актуальным вопросам многолетней подготовки в спорте. Выделены основные направления ее рационализации, тесно связанные с решением проблемы комплексного контроля подготовленности юных и квалифицированных спортсменов. Автором предложены нетрадиционные методы анализа и моделирования многолетнего учебно-тренировочного процесса, дано их краткое описание в контексте приведенных литературных данных и экспериментальных исследований.

Abstract

In the review the theoretical substantiation and results of some modern researches on pressing questions of long-term preparation in sports are given. The basic directions of its rationalization closely connected with the decision of a problem of the complex control of readiness of young and qualified sportsmen are allocated. The author offers nonconventional methods of the analysis and modelling of long-term training process, their brief description in a context of the literature data and experimental researches is given.

Ключевые слова: многолетняя подготовка в спорте, юные и квалифицированные спортсмены, структура подготовленности спортсменов, характеристики подготовленности, методы моделирования и анализа тренировочного процесса.

Введение

В соответствии с научно-методическими аспектами управления подготовкой спортивных резервов [10, 15, 22, 23] рациональная многолетняя подготовка характеризуется постепенным ростом спортивного мастерства до его высшего уровня, последовательным движением вперед через достижение промежуточных целей на базе широкой разносторонней технической и функциональной подготовки. При этом выполнение специфических требований, предъявляемых к уровню подготовленности юных спортсменов на каждом этапе многолетней подготовки, и оценка учебно-тренировочного процесса базируются, как известно, на трех основных критериях оптимальности - своевременности, эффективности и экономичности. В перечисленных работах, а также в ряде других исследований [1, 7, 12, 22] подчеркивалась недостаточная, с позиций оптимизации подготовки, эффективность подмены средств общей направленности преимущественно специализированными тренировочными средствами. Поэтому одно из фундаментальных положений юношеского спорта заключается в соблюдении должной их пропорции на каждом этапе многолетней тренировки, что выдвигает на первый план эффективность базовой подготовки [11, 15, 23]. При этом рациональность системы подготовки должна отвечать критерию фактора времени - наименьшим затратам времени на учебнотренировочные занятия.

Проблема рационализации многолетней подготовки юных спортсменов и - как следствие - качественной подготовки спортивного резерва сборных команд стра-

ны по-прежнему остается актуальной, прежде всего в связи с бурным прогрессом олимпийского спорта [1, 2,

16, 17, 19]. Вместе с тем следует подчеркнуть достаточно выраженную в настоящее время тенденцию методологической разобщенности исследований, направленных на разработку более эффективных тренировочных средств и методов, технологий восстановления спортсменов -с одной стороны, и на углубленное, неформальное изучение соревновательной деятельности - с другой.

Исходя из требований современного олимпийского спорта, научное наследие результатов, ранее полученных в комплексных исследованиях спортивной деятельности в возрастном и квалификационном аспектах, по-видимому, требует существенного дополнения и коррекции, а в ряде видов спорта - проведения комплексных исследований.У спешная реализация данного подхода предполагает непростое решение проблемы рационализации подготовки и комплексной диагностики спортивной подготовленности юных и квалифицированных спортсменов на этапах многолетней подготовки. Для эффективного решения данной проблемы необходимо не только разработать критерии разных видов подготовленности юных и квалифицированных спортсменов на этапах многолетней подготовки в разных видах / группах видов спорта [5], но и унифицировать аппаратные средства и методики, стандартизировать условия измерений в ходе комплексных обследований [8].

В настоящее время перед российскими спортсменами вновь обозначены высокие цели - многие юные атлеты связывают надежды с выступлениями на Всемирной

ШШ)

универсиаде 2013 года в г. Казани, на зимней Олимпиаде-2014 в г. Сочи.

В этой связи цель данного обзора - обозначить приоритетные направления совершенствования учебнотренировочного процесса, обусловливающие его рациональное построение и содержание на этапах многолетней спортивной подготовки юных и квалифицированных спортсменов.

Обоснование приоритетных направлений рационализации многолетней спортивной подготовки

Гармоничное развитие и совершенствование способностей человека в так называемом восходящем онтогенезе являются следствием реализации генетических предпосылок развития в благоприятных условиях окружающей среды [1, 4, 13].

В этой связи анализ и обобщение научной литературы по вопросам многолетней подготовки в спорте показывают, что большинство исследователей [7, 8, 11, 12] в той или иной степени затрагивает физиологические аспекты спортивного совершенствования, оценки соревновательной деятельности и разных сторон подготовленности спортсменов.

Структура характеристик спортивной подготовленности спортсменов как объект направленного воздействия многолетней подготовки

В практической работе тренерам и специалистам необходимо учитывать неодинаковую значимость отдельных компонентов в рамках структуры характеристик подготовленности юных спортсменов на этапах многолетней подготовки, а также особенности динамики их взаимосвязей [13, 18, 25]. Поэтапное изучение и комплексный анализ подготовленности юных и квалифицированных спортсменов способствуют наиболее полному раскрытию их индивидуальных возможностей, рационализации индивидуальных программ подготовки на основе научно обоснованной коррекции параметров тренировочных и соревновательных нагрузок на этапах многолетней подготовки [4, 8]. Ключевым связующим звеном здесь являются так называемые типологические комплексы юных спортсменов.

Возрастная динамика межфункциональных связей двигательных способностей, морфофункциональных признаков и свойств нервной системы обнаруживает существенные изменения по тесноте и направленности этих связей [9, 18]. Так, в возрасте 9-11 лет отмечен довольно высокий уровень межфункциональных связей; примерно в 12-14 лет уменьшается количество связей со свойствами нервной системы и наблюдается, напротив, их увеличение между двигательными способностями и морфологическими признаками. В возрастном диапазоне 10-13 лет показатели различных систем организма взаимодействуют в условиях доминирования свойств ЦНС, а позднее отмечаются менее интенсивные изменения свойств нервной системы. Примерно в 15-

17 лет наблюдается определенное усиление межфункцио-нальных связей, не наблюдавшихся в предшествующий возрастной период; при этом значительно проявляются индивидуальные особенности в структуре признаков физического развития в соответствии с установленными сенситивными периодами [1, 14]. Показано также, что если двигательные способности и морфологические признаки неизменно повышаются, то координационные способности, оптимальный темп и двигательная чувствительность претерпевают некоторые колебания с последующим возрастанием; при этом свойства ЦНС характеризуются более выраженной стабильностью. Таким образом, в каждый возрастной период индивидуального развития у спортсмена проявляется индивидуальный типологический комплекс - специфический набор признаков подготовленности.

Индивидуально выраженные двигательные способности связаны с комплексами типологических особенностей индивида [18]. Наличие или отсутствие связей между различными психомоторными функциями детерминировано общей нейродинамической основой, свойственной данному конституциональному типу юного спортсмена, но при этом имеются ярко выраженные индивидуальные компоненты в структуре подготовленности. На ранних этапах подготовки юных спортсменов признаки подготовленности, составляющие ее структуру, достаточно консервативны вследствие жесткого генетического контроля, наличия тесной связи ЦНС с развитием двигательных качеств [8, 13]. На последующих этапах подготовки ранее консервативные признаки постепенно трансформируются в другие, более лабильные характеристики, отражающие сформировавшиеся специфические способности к повышению надежности соревновательной деятельности. Эти способности, как показывают современные психологические исследования [3, 17, 24], проявляются благодаря поэтапному повышению значимости свойств личности спортсмена и его «стрессогенной» устойчивости, формирующейся в результате многолетней специализированной подготовки. Таким образом, типологические комплексы, формирующиеся у спортсменов в ходе многолетней подготовки, представляются как индивидуальная структура специфических признаков, обусловливающая рост спортивного мастерства.

В связи с усилением значимости и роли соревновательной деятельности [16, 17, 19, 20] в группах олимпийских видов спорта выделены факторы влияния на спортивный результат и определена их иерархия в многолетнем аспекте [8]. Показано, в частности, что на этапах начальной подготовки и начальной спортивной специализации наиболее значима биологическая зрелость морфофункциональных структур, в то время как на этапе высшего спортивного мастерства мера влияния этих факторов на результат спортсмена может составлять не более 10%. Следовательно, тренировочную и соревновательную деятельность в спорте следует рассматривать как процесс стимулированного, целенаправленного совершенствования структуры признаков подготовленности спортсмена. Учитывая нарастающую динамику

ІШ)

напряженности многолетнего учебно-тренировочного процесса и соревновательной деятельности, необходимо, в соответствии с биологическими закономерностями становления спортивного мастерства, в первую очередь регламентировать основные параметры и содержание как тренировочной, так и соревновательной деятельности спортсменов [5].

Сенситивные и критические периоды развития на разных этапах онтогенеза проявляются на разных уровнях человеческой индивидуальности (морфологическом, физиологическом, психологическом и социальнопсихологическом), достигая особой «концентрации» в детстве [13]. В этой связи правомерно говорить о сенситивных периодах для целого комплекса взаимосвязанных между собой способностей и качеств, обусловленных совпадением сроков созревания морфологических структур и развитием функциональных взаимосвязей. Сенситивные периоды в большей степени ассоциируются с благоприятными факторами, а критические периоды, как правило, связывают с переходными возрастными фазами развития. Поэтому, во избежание путаницы, целесообразно исходить из биологической сущности этих периодов. Возможности сенситивных периодов нельзя упустить и важно их своевременно использовать; в переходные (или критические) периоды главная задача - уберечь ребенка от неблагоприятных воздействий.

Системно-структурный подход к решению проблемы

комплексного контроля подготовленности в спорте

Обобщение материалов современных научных исследований убедительно показывает, что организация и реализация комплексного контроля в современном спорте - процесс достаточно сложный и тонкий [7, 12, 15, 16, 20]. В специальной литературе подчеркивается тесная связь методологии комплексного контроля с биологическими закономерностями роста и развития молодого организма [12, 13, 22], возрастными особенностями проявлений тех или иных способностей у детей и подростков [2, 4, 5, 15, 18, 23].

Методами комплексного контроля спортивной подготовленности выявлены системно-структурные связи различных характеристик юных спортсменов, разработана методология и раскрыты возможности спортивного отбора [2, 7, 21], а также индивидуализация подготовки в аспекте наиболее полного ее решения на этапе спортивного совершенствования [4, 8, 12, 20].

Развитие принципиальных вопросов индивидуальной конституции и соматотипирования в спорте [4, 13] в значительной степени обусловлено совершенствованием системы комплексного контроля подготовленности юных спортсменов [12, 15, 22]. Известную значимость приобретает изучение так называемых психологопедагогических характеристик различных способностей детей и подростков, и в этой связи разрабатываются биологические критерии ориентации и отбора в контексте связи их с типологическими особенностями детей и подростков [3, 18, 21].

Результаты перечисленных исследований, по-видимому, позволяют говорить о целесообразности разра-

ботки поэтапных информативных критериев (модельных характеристик) разных видов подготовленности юных и квалифицированных спортсменов с целью рационализации подхода к анализу иерархической структуры и взаимосвязей различных характеристик и способностей на этапах многолетнего учебно-тренировочного процесса.

Подводя некоторые итоги изучения современной отечественной литературы по проблеме рационализации многолетнего учебно-тренировочного процесса юных спортсменов, можно выделить приоритетные направления рационализации.

Следование биологическим закономерностям роста и развития юных спортсменов в ходе многолетней подготовки - принципиальное положение, которое следует определить в качестве первого, ведущего направления целенаправленного совершенствования адаптационных возможностей юных спортсменов.

Вторым важнейшим направлением рационализации многолетней подготовки является адекватность осваиваемых тренировочных и соревновательных нагрузок адаптационным возможностям организма. Данное положение нашло экспериментальное обоснование и подтверждение в ряде исследований [4, 8, 9, 15, 22, 23]. В этих исследованиях, начиная с этапа начальной подготовки юных спортсменов, обобщены экспериментальные данные относительно индивидуального использования упражнений в ходе поэтапного освоения и совершенствования двигательных спортивных действий. В частности, показано, что на этапах многолетней подготовки увеличение трудности (варьирование) выполнения различных спортивных упражнений, включая соревновательные упражнения, обусловлено в первую очередь индивидуальными особенностями юных спортсменов, а также уровнем развития комплекса двигательных качеств и соотношением частных объемов специализированных и неспециализированных упражнений. Определена также последовательность реализации функций дифференцированного подхода (целевая, организационная, информационная, контролирующая), разработана его направленность на индивидуализацию многолетней подготовки до этапа высшего спортивного мастерства [4, 8]. На этапе высшего спортивного мастерства узкая специализация спортивной подготовки имеет ярко выраженные индивидуальные черты, поэтому наибольший удельный вес приобретают влияния личностно-психических факторов в условиях «стрессогенных» ситуаций [1, 3, 17, 18].

Третьим направлением рационализации многолетней подготовки в спорте, на наш взгляд, следует определить совершенствование системы поэтапного комплексного контроля разных сторон подготовленности спортсменов: физической, функциональной, координационной, технико-тактической и особенно - психологической. Результаты современных экспериментальных исследований в разных олимпийских дисциплинах выявляют эффективность тех методологических подходов и методов оценки подготовленности юных и квалифицированных спортсменов на этапах многолетней подготовки, с помощью которых подвергаются анализу не только отдель-

ШШ)

ные стороны подготовленности, но и функциональные взаимодействия различных свойств спортсмена в рамках многоуровневой структуры характеристик подготовленности. С теоретических позиций, по-видимому, немалую практическую пользу могли бы принести так называемые «сквозные обследования» со стандартным набором измеряемых характеристик подготовленности спортсмена на всех этапах многолетней подготовки. Однако, учитывая отсутствие специализированных центров для проведения таких обследований, их высокую стоимость в связи со значительным аппаратурным и штатным обеспечением, а также наличие организационных проблем, в настоящее время целесообразна разработка единых информативных критериев подготовленности спортсменов разных специализаций в группах видов спорта.

Четвертое направление - совершенствование информационного обеспечения многолетнего тренировочного процесса. Несмотря на основательную проработку программно-нормативных основ подготовки юных спортсменов и спортивного резерва [4, 6, 12, 15, 20], данный компонент системы подготовки, на наш взгляд, нуждается в существенном расширении и дополнении.

В системе многолетней спортивной подготовки предлагается выделить пять основных разделов информационного обеспечения:

1 - анализ соревновательной деятельности;

2 - программирование тренировочных и соревновательных нагрузок;

3 - научное обоснование и разработку критериев (модельных характеристик) разных видов подготовленности юных и квалифицированных спортсменов и на этой основе - разработку комплекса тестов на этапах многолетней тренировки;

4 - системно-структурный анализ и разработку моделей подготовки юных и квалифицированных спортсменов на этапах многолетнего тренировочного процесса;

5 - разработку и координацию системы баз данных по основным разделам подготовки спортивного резерва и подготовленности спортсменов, представляющих различные специализации в пяти основных группах спортивных дисциплин.

Первый раздел, на наш взгляд, разработан достаточно глубоко и широко для нужд спортивной практики.

По второму разделу требуется более корректная реализация подхода к решению этой сложной проблемы -прежде всего целесообразно исходить из временного фактора (секунды, минуты, часы) воздействия тренировочных и соревновательных нагрузок, а не из показателей объемов (в км, тоннах, количестве повторений и т.д.). Внедрение данного подхода в спортивную практику позволит программировать распределение тренировочных средств, различных по характеру воздействия, в любом временном формате.

В третьем разделе отражены методология и особенности комплексного контроля на этапах многолетней подготовки в разных видах /группах видов спорта [8, 12].

В данном разделе основная задача заключается в преемственности и аддитивности функций оперативного

и этапного контроля на основе использования поэтапных модельных характеристик подготовленности спортсменов. Поэтому успешная реализация данного раздела информационного обеспечения в значительной мере зависит от унификации аппаратурно-диагностического комплекса, используемого в ходе обследований юных и квалифицированных спортсменов.

Четвертый раздел предполагает научное обоснование и разработку моделей построения и коррекции подготовки спортсменов в структуре многолетнего процесса.

Практика показывает, что известные варианты представления динамики объемов и интенсивности нагрузок обладают минимальным качеством наглядности, но главное - недостаточным количеством информации, необходимой для применения стандартных статистических методов обработки данных.

В этой связи для повышения качества и информативности анализа можно рекомендовать к использованию разработанный нами универсальный подход к анализу любого числа функциональных зависимостей, в том числе - кумулятивного характера, отражающих результаты динамических наблюдений (так называемые методы «квадрата» и «пирамиды» - А.Е.). В основе обоих методов лежит принцип матричного формирования стандартизированного набора характеристик и параметров, в той или иной степени отражающих разные стороны подготовленности спортсменов во всем временном диапазоне (от одного тренировочного задания до этапов и всего периода многолетней подготовки).

Упрощенный метод «квадрат», в котором шаблон представлен двумя ортогональными осями (X и У) в одной размерности - в виде 100%-ных шкал, является частным случаем аналитического метода «пирамида».

С использованием более мощного «-мерного метода «пирамида» появляется возможность интерпретировать взаимоотношения отдельных групп характеристик подготовленности, относящихся к разным иерархическим уровням и классам. Данный метод предназначен для работы с большими массивами динамических характеристик, комплексный анализ которых способствует построению интегральных моделей - состояний и подготовленности спортсмена, коррекции этих состояний на основе целесообразного варьирования параметров тренировочных нагрузок и т.д.

Оба метода позволяют определить характер взаимных влияний любого числа функций независимо от смыслового содержания и количественно оценить меру их соотношений во времени. Такой подход позволяет непосредственно перейти к моделированию параметров учебно-тренировочного процесса и, на основе фактора времени, обеспечивает унификацию аналитических схем, способов и методов.

Научная новизна и перспектива применения представленных здесь аналитических методов «квадрат» и «пирамида» заключена в обеспечении пошагового программирования, моделирования и анализа учебнотренировочного процесса (средствами дисперсионного анализа и пошаговой регрессии) на этапах многолетней

ІШ)

подготовки юных и квалифицированных спортсменов. На наш взгляд, это создает основу для постепенного перехода к типизации индивидуальных вариантов моделей каждого типа и, таким образом, создает реальные предпосылки к полной индивидуализации многолетнего учебно-тренировочного процесса юных и квалифицированных спортсменов.

Наконец, пятый раздел информационного обеспечения, наиболее объемный и самый сложный в научноорганизационном аспекте, по существу, аккумулирует эффективность разработки предшествующих разделов, требуя к тому же привлечения значительных материальных и людских ресурсов. Однако успешная реализация этого раздела информационного обеспечения способствует решению одной из наиболее важных задач -накоплению и сохранению опыта многолетней спортивной подготовки для последующих поколений российских спортсменов.

Выводы

1. Рационализация многолетней спортивной подготовки обусловлена специфическими особенностями структуры, содержания и сбалансированности воздействий на организм в условиях тренировочной и соревновательной деятельности спортсменов разного возраста и квалификации.

2. Определены следующие направления рационализации многолетней подготовки в спорте:

- совершенствование адаптационных возможностей юных спортсменов на основе биологических закономерностей их роста и развития в ходе многолетней подготовки;

- последовательное достижение промежуточных целей подготовки на отдельных этапах с направленностью на полную реализацию индивидуальных возможностей квалифицированных юных спортсменов на этапе высшего мастерства;

- обеспечение адекватности осваиваемых тренировочных и соревновательных нагрузок адаптационным возможностям организма юных спортсменов на всех этапах многолетней подготовки путем реализации комплексного контроля на основе поэтапных информативных критериев подготовленности;

- кардинальное усовершенствование информационного обеспечения учебно-тренировочного процесса спортсменов разного возраста и квалификации на всех этапах многолетней подготовки.

3. С научно-методических позиций необходим переход на использование прогрессивных технологий поэтапного моделирования, построения и анализа тренировочного процесса юных и квалифицированных спортсменов.

Литература

1. Бомпа Т. Подготовка юных чемпионов: пер. с англ. / Т. Бомпа. - М.: ООО «Издательство Астрель»; ООО «Издательство АСТ», 2003. - 259 с.

2. Булгакова Н.Ж. Отбор и подготовка юных пловцов. -М.: Физкультура и спорт, 1986. - 190 с.

3. Горская Г.Б. Психологическое обеспечение многолетней подготовки спортсменов: учеб. пособие. - Краснодар: КГУФКСТ, 2008. - 220 с.

4. Губа В.П., Никитушкин В.Г., Квашук П.В. Индивидуализация подготовки юных спортсменов. - М.: Физкультура и спорт, 2009. - 276 с.

5. Евтух А.В., Квашук П.В., Шустин Б.Н. Научнометодические основы многолетней подготовки спортсменов // Научно-спортивный вестник. - 2008. - № 4. -С. 16-19.

6. Ивочкин В.В. Программно-нормативные основы подготовки спортивного резерва // Всероссийскому научноисследовательскому институту физической культуры и спорта 60 лет: сб. науч. трудов. - М.: ВНИИФК, 1993. -С. 237-242.

7. Ивочкин В.В. и др. Комплексный контроль в системе подготовки юных спортсменов / В.В. Ивочкин,

В.Г. Никитушкин, Г.А. Гончарова // Теория и практика физической культуры. - 1983. - № 11. - С. 50-52.

8. Квашук П.В. Дифференцированный подход к построению тренировочного процесса юных спортсменов на этапах многолетней подготовки: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. - М.: ВНИИФК, 2003. - 49 с.

9. Квашук П.В., Власов А.Е. Взаимосвязь эргометрических и морфофункциональных критериев работоспособности с функциональным состоянием центральной нервной системы высококвалифицированных хоккеистов: сб. науч. трудов ВНИИФК 2001 г. - М.: ВНИИФК, 2002. - С. 161-166.

10. Набатникова М.Я. Организационно-методические аспекты управления подготовкой спортивных резервов // Научно-спортивный вестник. - 1982. - № 5. -

С. 7-9.

11. Набатникова М.Я. О содержании тренировки юных спортсменов // Научно-спортивный вестник. -1987. - № 1. - С. 6-9.

12. Никитушкин В.Г. и др. Методология комплексного текущего контроля уровня подготовленности юных спортсменов: методические рекомендации / В.Г. Никитушкин, П.В. Квашук, Г.Н. Семаева и др. - М.: ВНИИФК, 2004. - 21 с.

13. Никитюк Б.А. Сомато-психологические связи и их роль в управлении деятельностью // Теория и практика физической культуры. - 1988. - № 7. - С. 44-46.

14. Никитюк Б.А., Черкасова Р.С. К вопросу о сенситивных, критических и кризисных периодах // Труды ученых ГЦОЛИФКа. Ежегодник, посвященный 75-летию института. - М.: ГЦОЛИФК, 1993. - С. 252-260.

15. Основы управления подготовкой юных спортсменов / Под общ. ред. М.Я. Набатниковой. - М.: Физкультура и спорт, 1982. - 280 с.

(ШШ>

16. Платонов В.Н. Современный олимпийский спорт: проблемы, вопросы, противоречия // Вестник спортивной науки. - 2004. - № 3 (5). - С. 10-15.

17. Родионов А.В. Проблемы психологии спорта высших достижений // Проблемы и перспективы развития российской спортивной науки: сб. трудов Всероссийской науч.-практ. конференции, посвященной 75-летию ВНИ-ИФК. - М.: Советский спорт, 2008. - С. 182-184.

18. Сальников В.А. Возрастные и индивидуальные особенности физического развития на различных этапах спортивного совершенствования: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. - СПб.: СПбГАФК им. П.Ф. Лесгафта, 1994. - 42 с.

19. Суслов Ф.П. О стратегии соревновательной практики в индивидуальных видах спорта в олимпийские годы // Теория и практика физической культуры. - 2002. -№ 11. - С. 30-33.

20. Сыч В.Л. Научно-организационные основы подготовки спортивных резервов по зимним видам спорта: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - М.: ВНИИФК, 1985. -24 с.

21. Тимакова Т.С. Еще раз о биологическом возрасте // Вестник спортивной науки. - 2008. - № 4. - С. 58-63.

22. Филин В.П. Итоги научных исследований актуальных проблем юношеского спорта // Особенности построения тренировки юных спортсменов: сб. науч. трудов. - М.: ВНИИФК, 1983. - С. 3-17.

23. Филин В.П., Фомин Н.А. Основы юношеского спорта. - М.: Физкультура и спорт, 1980. - 256 с.

24. Худадов Н.А., Васильев Г.Ф. Психологические особенности тренировочной и соревновательной деятельности в спорте // Использование информационных технологий для повышения эффективности учебно-методической и научно-исследовательской работы в училищах олимпийского резерва: сб. материалов науч.-практ. конф. -Брянск, 2008. - С. 217-221.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

25. Ширковец Е.А. и др. Структура работоспособности квалифицированных спортсменов и ее зависимость от аэробного потенциала / Е.А. Ширковец, Э.С. Озолин, М.В. Арансон, Л.Н. Овчаренко, Н.А. Ермакова // Проблемы и перспективы развития российской спортивной науки: сб. трудов Всероссийской науч.-практ. конференции, посвященной 75-летию ВНИИФК. - М.: Советский спорт, 2008. - С. 158-161.

ІШ)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.