ПРЕССО-ДЕПРЕССОРНАЯ РАЗМИНКА КАК ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО НАСТРОЙКИ ПСИХОФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГОТОВНОСТИ СПОРТСМЕНОВ К СОРЕВНОВАНИЯМ
М. А. Кдырова
Узбекский Государственный Университет физической культуры и спорта
Г. Н. Абатова
Узбекский Государственный Университет физической культуры и спорта
svetlana [email protected]
АННОТАЦИЯ
В статье расматриваются результаты исследования признаков негативных психических реакций, возникающих у волейболистов на кануне и перед соревновательными играми. Установленая возможность устранения таких отрицательных психофизических чувств путем приеменения прессо-депрессорной (расстяжка-расслабление мыщц) разминки с аутогенным внушением на формирование боевой готовности.
Ключевые слова: прессо-депрессорная разминка, волейболисты, соревнование, аутогенное внушение, анкетирование, психическое чувство.
PRESS-DEPRESSION WARM-UP AS AN EFFECTIVE MEANS OF ADJUSTING THE PSYCHO-FUNCTIONAL READINESS OF ATHLETES
FOR COMPETITIONS
M. A. Kdyrova
Uzbekistan State University of Physical Culture and Sports
G. N. Abatova
Uzbekistan State University of Physical Culture and Sports E-mail: svetlana_ashurkova@mail. ru
ABSTRACT
The article discusses the results of a study of signs of negative mental reactions that occur in volleyball players on the eve and before competitive games. The established possibility of eliminating such negative psychophysical feelings by taking a press depressive (stretching-relaxing muscles) warm-up with autogenous suggestion on the formation of combat readiness.
Keywords: press-depressor warm-up, volleyball players, competition, autogenous suggestion, questionnaires, mental feeling.
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. Одной из ярко выраженной тенденцией современного спорта является всевозрастающая острота конкуренции за достижение высших спортивных результатов. В игровых видах спорта наблюдается и другая тенденция выражающаяся в увеличении объема технико-тактических действий и игровых комбинаций, выполняемых в единицу времени. Если учесть ежедневные двухразовые интенсивные тренировки, насыщенность соревновательных игр, то такие объемы скоростных нагрузок требуют предельной мобилизации функционально-психической энергетики, которая возможна только при наличии избыточного резерва ресурсов аэробно-анаэробной выносливости игроков. Именно такая выносливость может развивать сенсорно-координационную выносливость, обеспечивающую впоследствии, сохранение надежности выполнения игровых действий на протяжении продолжительного времени. Но это требует от игроков максимальных физических и психических усилий, благодаря которым создаются условия для адекватной переносимости организмом применяемых тренировочно-соревновательных нагрузок [2].
ЛИТЕРАТУРА И МЕТОДОЛОГИЯ
С точки зрения специфики волейбола вся ежедневная психофизическая нагрузка, связанная с тренировочными занятиями, соревновательными играми и прочими двигательными действиями, падает на нижние конечности. Следовательно, рано или поздно в зависимости от величины применяемой нагрузки и уровня функционально-физических возможностей волейболиста наступает локальное утомление, которое, быстро иррадируясь по всему организму, доходит до сенсорных механизмов управления движениями. Поэтому в практике спорта, в частности в волейболе, очень важно своевременное устранение признаков текущего утомления и срочное восстановление психофизической работоспособности с помощью кратковременных релаксационно-растягивающих или так назимаемых прессо-депрессорных упражнений, выполняемых в режиме аутогенного погружения.
Известно, что человек в силу влияния различных факторов внешней и внутренней среды испытывает определенные психологические синдромы (волнение, тревога, апатия, лихорадка и т.п.), которые возникают по закономерностям действия условно -рефлекторных стресс-стимулов. Такие
реакции приобретают ярко выраженную окраску, если человек попадает в такую среду или в ситуацию впервые (первое свидание, первое выступление, первое соревнование и т.д.). По мере повторения участия в таких ситуациях сила воздействия внешней обстановки (соперник, зрители, овация и т.д.) начинает угасать, возникает постепенная адаптация к окружающим стресс-факторам. Специалисты и ученые, занимающиеся разработкой теоретических и методических основ обучения и спортивной тренировки, а также подготовкой спортсменов к соревнованиям, всегда учитывают эти нюансы психологических проблем спорта [3;4;5;6].
РЕЗУЛЬТАТЫ
Несомненно то, что разнородные психические чувства и реакции характерны не только для обычного человека, но они имеют исключительно важное прикладное значение для жизненной и спортивной деятельности спортсменов. Поэтому при воспитании и подготовке спортсменов на всех этапах многолетней спортивной тренировки тренеры должны учесть технологическую суть формирования, совершенствования и управления этими чувствами. Они должны обладать профессионально-педагогическими навыками устранения отрицательных эмоционально-психических чувств и стимулирования положительных из них. Накануне и перед выступлением спортсменов на соревнованиях в любом случае возникают определенные эмоционально -психические реакции. Положительность или отрицательность природы этих реакций зависит от таких факторов, как сила действующего стресс-стимула (обстановки), опыта участия спортсмена на соревнованиях, способности управлять своими чувствами, физической и технико-тактической готовности, характера и темперамента спортсмена, настроения и семейного благополучия, владения методами аутогенного самовнушения. Однако известно, что многих перечисленных факторов человек просто не может «избежать», но в таком случае профессионально-педагогическая компетентность тренера и его мастерство выходит на ведущую позицию и играет решающую роль в плане нейтрализации отрицательных психических реакций и формирования положительной психологической готовности спортсмена. Именно тренер как управляющий субъект в таких случаях должен действовать на объект (спортсмена), проникая в его внутреннюю психическую «кухню», рождаемую те или иные отрицательные реакции. Он должен уметь отвлекать своего подопечного от излишних забот и переживаний, убедить его в своих силах, напомнить ему о том, как он вырвал победу у сильного соперника на предыдущем соревновании, и
наконец, уметь настроить его на предстающую соревновательную нагрузку, формируя у него состояние боевой готовности.
В комплексе этих процедур ведущее значение имеет персональная предигровая разминка. Именно она способна нейтрализовать признаки апатии и лихорадки или еще каких-либо других отрицательных психических реакций. В последние годы во многих видах спорта, особенно в спортивных играх предтренировочную и предигровую разминку начинают с нетрадиционных упражнений, так называемых «стретчинг», то есть с упражнений на растягивание и расслабление мышечных групп в положениях сидя, лежа на спине, животе, сгибание и разгибание туловища, скручивание рук, ног, повороты туловища вправо и влево, выполняемых в режиме кратковременного фиксирования положения тела по принципу «поза - антипоза». Такие упражнения «глубоко доходят до структур мышечных волокон, тканей и клеток» и способны предупредить возможные травмы - ушибы, разрывы, вывихи и т.п. Более того, полагают, что выполнение подобных упражнений с акцентированным самовнушением удваивает их эффекты, усиливая результат действия через психические каналы на соответствующие функциональные органы.
ОБСУЖДЕНИЕ
Исходя из этого нами на заключительном этапе подготовки волейболистов команды, «СКУФ» - спортивного клуба Узбекского государственного университета физической культуры и спорта к Республиканской универсиаде 2019 путем анкетирования изучались некоторые психические чувства, возникающие в предигровых условиях. Для этого была разработана специальная программа вопросов, на которые респонденты должны были дать однозначные ответы - «Да» или «Нет». После первого анкетирования исследуемые волейболисты в течение шести месяцев перед тренировочными и соревновательными играми выполняли разработанный вариант предигровой разминки, в программу которого были включены так называемые прессо-депрессорные упражнения в виде - «стретчинг - релаксация». По истечении указанного срока они вновь подверглись анкетированию.
Результаты исследования и их обсуждение. В таблице 1 представлены результаты первичного анкетирования респондентов. Из таблицы видно, что на вопрос «За день до игры чувство волнения возникало?»из 12 респондентов 9 человек ответили «Да», а 3 из них якобы не почувствовали каких-либо волнений.
Таблица 1
Результаты исходного анкетирования (n=12)
№ Вопросы ответы
Да Нет
1. За день до игры возникало ли чувство волнения? 9 3
2. Проходил ли ночной сон спокойно? 7 5
3. Перед игрой чувствовали ли тревогу? 10 2
4. Перед игрой чувствовали ли страх? 5 7
5. Перед игрой чувствовали ли апатию-безразличие? 3 9
6. Перед игрой чувствовали ли лихорадку-чрезмерное возбуждение? 8 4
7. После типовой разминки исчезли ли отрицательные чувства? 2 10
В практике спорта нередко бывают случаи, когда не только юные, но и квалифицированные спортсмены накануне предстоящих соревнований при ночном сне подвергаются беспокойству, испытывают различные сновидения, у них меняется привычной ритм дыхания и сердечной деятельности. Второй вопрос программы анкетирования как раз был посвящен такой проблеме: ответы расположились в следующем соотношении: «Да» - 7 человек, «Нет» - 5 человек.
Вопросы №3 и №4 касались наличия чувства предигровой тревоги и страха. Следует подчеркнуть, что тревога и страх - это не одно и то же. Тревога - это первая и начальная стадия естественной психоэмоциональной реакции, выражающаяся в побуждении и некоторой боязни перед ответственным выступлением на предстоящем мероприятии (соревновании). Излишняя тревога легко может перейти в чувство страха, и потому некоторые спортсмены четко не могут различить эти два явления. И поэтому, очевидно, соотношение ответов соответственно сложилось: 10:2 и 5:7. Страх, в свою очередь, может формировать либо апатию-безразличие, либо лихорадку-чрезмерное возбуждение.
Вопросы №5 и №6, охватывающие чувства апатии и лихорадки, характеризовались соответственно 3:9 и 8:4, то есть у 3 респондентов из 12 возникало чувство апатии, а у 9 из них такое чувство якобы не проявлялось. Наличие чувства лихорадки отмечалось у 8 респондентов, а 4 спортсмена такие чувства не испытывали.
Характерно подчеркнуть, что после выполнения типовой предигровой разминки у большинства респондентов (10 человек) вышеперечисленные психические чувства не исчезли, а значит, они были в состоянии неуравновешенности и не были полноценно готовы в психическом отношении к предстоящей соревновательной игре. Результаты исходного анкетирования и
характер проявляемых психических чувств ориентируют на необходимость целенаправленной организации работы по психологической подготовке спортсменов к успешному участию в соревнованиях. Таким образом, результаты первичного анкетирования респондентов - волейболистов на предмет изучения характера проявления психических чувств в предстартовых условиях и после выполнения типовой предигровой разминки позволили выявить наличие устойчивого неблагоприятного психического состояния.
Иначе говоря, обнаруженные у участников анкетирования перед началом соревновательной игры неблагоприятные психические чувства сохраняются и после типового варианта предигровой разминки. Это свидетельствует о том, что используемая перед игрой типовая разминка не обладает свойством нейтрализовать неблагоприятные психические реакции, возникающие в предстартовых условиях, и не способна выводить психические функции на уровень состояния боевой готовности спортсменов к предстоящей игре. Именно эти обстоятельства побудили нас на принятие решения разработать более эффективный вариант предигровой разминки, которая могла бы устранить предстартовые отрицательные реакции и настраивать психические функции на состояние боевой готовности (табл. 2).
Предполагалось, что упражнения типа «растяжка» (стретчинг) или прессо-депрессорные упражнения, применяемые в самом начале предигровой разминки, будут способствовать:
- разминанию и «разогреванию» внутренних органов, мышечных волокон, тканей и клеток, суставно-связочных сумок;
- вырабатыванию функциональных систем и настраиванию их функций;
- предупреждению травм-ушибов, вывихов и разрывов сухожилий;
- устранению имеющихся отрицательных психических реакций, чувств и явлений;
- настраиванию психических функций на уровень состояния боевой готовности.
Таблица 2
Объем и содержание экспериментального варианта предигровой разминки
для волейболистов
№ Содержание упражнений Доз-ка
Прессо-депрессорные и специальные упражнения
1. Лежа на спине- наклоны до колен 10р.
2. Лежа на животе - наклоны назад до отказа 10р
3. Сидя на полу - повороты вправо и влево до отказа по 10р
4. Лежа на спине - вертикальное положение ног -встряхивание 30 сек.
5. Тоже положение - упражнение «велосипед» 30 сек.
6. Тоже - продольные «ножницеобразные» упражнения 30 сек.
7. То же - поперечные 30 сек.
8. Легкие прыжки и имитационные упражнения 2 мин.
9. Медленный бег с последующими ускорениями по меняющимся направлениям 5 мин.
10. Упражнения с мячом 20 мин.
Основными требованиями выполнения упражнений типа «расстяжка»
являются:
а) медленный темп;
б) глубокий вдох и форсированный выдох;
с) точное и фиксированное положение исходных поз, наклонов, поворотов.
Данный комплекс предигровой разминки волейболисты регулярно выполняли перед тренировочными и соревновательными играми в течение шести месяцев до окончания периода педагогического эксперимента. После завершения эксперимента и перед началом игр Универсиады все спортсмены вновь были подвергнуты анкетированию (табл. 3).
Таблица 3
Результаты вторичного анкетирования (после эксперимента)
№ Вопросы Ответы
Да Нет
1. За день до игрывозникало ли чувство волнения? 5 7
2. Проходил ли ночной сон спокойно? 4 8
3. Перед игрой чувствовали ли тревогу? 6 6
4. Перед игрой чувствовали ли страх? 3 9
5. Перед игрой чувствовали ли апатию -безразличие? - 12
6. Перед игрой чувствовали ли лихорадку-чрезмерное возбуждение? - 12
7. После типовой разминки исчезли ли отрицательные чувства? 9 3
Из таблицы видно, что анкетирование, проведенное в конце эксперимента, в течение которого все волейболисты перед игрой выполняли разработанную предигровую разминку, показало, что отрицательные психические чувства были менее выражены, чем в первоначальном анкетировании. А после выполнения экспериментального варианта предигровой разминки и эти отрицательные психические чувства почти исчезли (у 9 человек из 12). Так, за день до игры чувство волнения проявилось только лишь у 5 человек из 12, а по данным исходного анкетирования волнения были у 9 спортсменов. Такой низкий уровень проявления отрицательных психических чувств был обнаружен и по остальным вопросам, по сравнению с данными первоначального анкетирования. Следует особо подчеркнуть, что даже менее выраженные отрицательные психические чувства, имевшие место у волейболистов после эксперимента, на 75% исчезли после выполнения экспериментального варианта предигровой разминки.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Разработанная и использованная программа анкетирования по выявлению психических чувств у волейболистов высших разрядов перед соревнованиями позволила определить факт наличия значительных отрицательных психических реакций в виде тревоги, апатии и лихорадки в предстартовых условиях. Установлено, что эти негативные чувства не исчезли даже после выполнения типовой предигровой разминки. Получены убедительные результаты опроса респондентов, свидетельствующие о том, что регулярное выполнение специально разработанной предигровой разминки с использованием фиксированных упражнений на растягивание и расслабление мышц в течение
шести месяцев приводит к устранению имевшихся ранее отрицательных психических чувств перед игрой. А после выполнения экспериментального варианта предигровой разминки были выявлены выраженные признаки повышения психической активности. Следовательно, результаты эксперимента подтверждают высокую эффективность разработанной программы анкетирования и варианта предигровой разминки в плане формирования психологической готовности к соревнованиям, и поэтому их можно рекомендовать для внедрения в практику соревновательной подготовки волейболистов различного возраста и квалификации.
REFERENCES
1. Тошпулатов, Х. М., Ибрагимов, Ф. З., & Исмаилов, Д. Х. (2019). Профессионально-прикладная физическая подготовка. Среднее профессиональное и высшее образование в сфере физической культуры и спорта: современное состояние и перспективы развития, 71-72.
2. Ашуркова, С. Ф. (2019). Установочно-профилактическая начимость предсоревновательной разминки у волейболистов разной квалификации. Фан-спортга, 37-40.
3. Maxkamov, I. (2020). Oliy ta'lim muassasalari o'qituvchilarining jismoniy tarbiyada kasbiy mahoratini rivojlantirish moduli. Xalq-Ta'limi, 83-85.
4. Tajibayev, S. S. (2016). Use of innovative technologies in registration and processing of indicators of special efficiency of athletes. European Journal of Research and Reflection in Educational Sciences Vol, 4(2).
5. Жахонгиров, Б. Б. (2020). Научно-технические связи Узбекистана с зарубежными странами. Бюллетень науки и практики, 6(8).
6. Кдырова, М. А., & Назарова, Г. О. (2016). Профессионально-педагогическая подготовленность тренеров и возможности её совершенствования с использованием обучающих тестов. In Актуальные проблемы физической культуры и спорта (pp. 165-170).
7. Кдырова, М. А., & Абатова, Г. Н. (2021). Прессо-депрессорная разминка как эффективное средство настройки психофункциональной готовности спортсменов к соревнованиям. Academic Research in Educational Sciences, 2.
8. Пулатов, А. А. (2017). Явление укачивания при занятиях волейболом и его влияние на результативность подач. In ЛУЧШАЯ НАУЧНАЯ СТАТЬЯ 2017 (pp. 215-218).
9. Сафарова, Д. Д., Алиева, К. К., & Серебряков, В. В. (2017). Об особенностях компонентного состава массы тела у спортсменок, специализирующихся в спортивных единоборствах. Наука и спорт: современные тенденции, 15(2).
10. Abduraxmonova, J. N., & Xolisov, B. A. (2020). Turkiston iqtisodiy kengashining o'lka ijtimoiy-iqtisodiy hayotiga ta'siri. Утмишга назар, (2), 63-73.
11. Xolisov, B. A. (2020). Sovet hokimiyatini o'rnatilishi va boshqaruv siyosati. Oriental art and culture, 115-118.
12. O'tayev, A. Y. L. (2020). Zamonaviy ta'limda bo'lajak boshlang'ich sinf o'qituvchilarining siyosiy tarbiyasi. Science and Education, 1(Special Issue 4).
13. O'tayev, A. Y., & Eshmanova, N. N. (2020). Ta'lim taraqqiyotida renassansning o'rni. Academic research in educational sciences, 7(4), 788-794.
14. Арипов, Ю. Ю. (2021). Умумий ypTa тaълим муaссaсaлaридa дaрсдaн тaшкapи жисмоний тaрбия-соFломлaштириш Ba оммaвий тaдбирлaрини тaшкил этишнинг узига хос хусусиятлaри. Academic Research in Educational Sciences, 2.
15. Эштaев, С. А. (2020). Зшчимость коордишционных способностей в paMKax учебно-тренировочного пpоцессa. Фан-Спортга, 67-69.
16. Godik M.A. Physical training of volleyball players. M .: Terra-sport, 2006 .- p. 34.
17. Gorbunov G.D. Psychopedagogy of Sport, M, Soviet Sport, 2006. - 198 p.
18. Makhmudov I.I. The possibilities of psychological training in the training of athletes. // T "Fan-sport", No. 3, 2011. S. 37-41.
19. Popov A.L. The psychology of sports. // Tutorial. M .: Flint, 1998 .- 312 p.
20. Radionov A.V. The practice of psychology and sports. T .: LiderPress. 2008 .- 218 p.