ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ МАССОВОГО СПОРТА В
СОВРЕМЕННОМ УЗБЕКИСТАНЕ
Жуманазар Хайитбаевич Адамбаев
старший преподаватель кафедры Спортивной деятельности Ургенчский государственный университет jumanazar64@mail. ru
Нуржамол Максуткановна Осмонбекова
старший преподаватель кафедры Теория и методика физической культуры Ургенчский государственный университет nnurjamol @mail. ru
АННОТАЦИЯ
ТЛ "
В статье рассматриваются вопросы, связанные с системной организацией и управлением массовой спортивно-оздоровительной работы на непрерывной основе, направленные на формирование здорового образа жизни в обществе и привлечения широких слоев населения особенно молодежи к занятиям физической культурой и спортом.
Ключевые слова: массовый спорт, уровень, оздоровление, система, соревнования, трехуревневый, модель, звено.
ORGANIZATIONAL BASIS FOR MASS SPORT DEVELOPMENT IN MODERN
UZBEKISTAN
Jumanazar Khayitbayevich Adambayev
Senior teacher of the Department of Sports Activity Urgench State University jumanazar64@mail. ru
Nurjamol Maksutkanovna Osmonbekova
Senior Lecturer of the Department of Theory and Methods of Physical Culture
Urgench State University nnurjamol @mail. ru
ABSTRACT
The article discusses issues related to the systematic organization and management of mass sports and recreational activities on an ongoing basis, aimed at creating a healthy lifestyle in society and attracting wide sections of the population, especially youth, to physical education and sports.
Keywords: mass sport, level, recovery, system, competition, three-level, model, link.
ВВЕДЕНИЕ
В стране на новом этапе развития осуществляются коренные преобразования в сфере физической культуры и спорта, направленные на совершенствование системы государственного управления, комплексное развитие и популяризацию массового спорта, привлечение широких слоев населения, особенно молодежи к занятиям физической культурой и спортом, формирование и пропаганду здорового образа жизни (1), внедрение инновационных форм и методов в процесс отбора (селекции) талантливых спортсменов (2).
Согласно этой политики определены концептуальные и научные приоритеты в области физической культуры и спорта, связанные с развитием уровня физической подготовленности и здоровья нации, профилактики и предупреждения заболеваний. Выдвинуты новые требования, касающиеся целей, задач и мер по системному организации и управлению массового спорта, формированию всесторонне развитой и физически здоровой личности, соответственно повышением квалификации и знаний населения в этой области
(3).
В девяностые годы прошлого века развитие массового спорта в Узбекистане чрезвычайно было затруднено, в связи с реформированием системы организации управления физической культуры и спорта. Социально-экономические условия переходного периода повлияли на повсеместный отток специалистов и тренеров, сокращение детско-юношеских спортивных школ и любительских спортивных клубов, а также оснащения спортивных залов, уровня санитарно-гигиенических условий, недостаток оборудования и инвентаря, в целом массовая спортивно-оздоровительная работа пришла к серьезному отставанию от требуемого показателя.
Крайне плохое состояние дел с организацией и управлением массовой спортивно-оздоровительной работы в стране выявило ряд скрытых проблем, которые проявились в нарушениях физиологии развития учащейся молодежи, а также увеличении количества временной нетрудоспособности населения на производстве.
Негативные тенденции данного периода оказали отрицательное воздействие на сферу жизнедеятельности населения страны. В наиболее сложном положении оказался основной актив человеческого ресурса - здоровье, являющийся индикатором уровня заболеваемости населения, в том числе детей и подростков. Из-за отсутствия в стране эффективной системы и механизмов физического оздоровления населения, особенно учащихся, только число
школьников с отклонениями от нормы развития увеличивался в старших классах по сравнению с начальными в 3 - 4 раза. Большой процентов детей имели различные отклонения в развитии и нуждались в лечебно-оздоровительных мероприятий.
ЛИТЕРАТУРА И МЕТОДОЛОГИЯ
Тенденция поиска эффективных решений, связанных с социальным и физическим оздоровлением всех слоев населения, особенно детей и молодежи на основе новых методических и методологических, организационных и управленческих подходов развития массового спорта находится в центре внимания. Для решения данной проблемы, проводится большая работа по созданию цельно-циклической системы эффективного управления спортивно-оздоровительной работой в масштабе страны. Актуальность исследований обусловлена не только теоретической значимостью проблемы, но и ее практической социальной направленностью. В литературе аналогичные научные исследования в области массовой спортивно-оздоровительной работы в полной мере не рассмотрены, за исключением единичных, связанных с жизнециклическим подходом к формированию человеческого капитала (4), а также непрерывным и длительным воспитанием молодежи (5,7)
Таким образом, создание эффективной национальной модели организации и управления спортивно-оздоровительной работой в масштабе страны, позволит обеспечить существенный прогресс в оздоровлении и накоплении физических и интеллектуальных ресурсов населения и будет залогом научно -практического решения данной проблемы. Организация спортивно-массовой оздоровительной работы в стране. Создание общенациональной многоуревневой циклической модели по организации непрерывной массовой спортивно-оздоровительной работы.
В Узбекистане, массовая спортивно-оздоровительная работа впервые была исследована в социально - многолетнем, жизненно циклическом непрерывном процессе, последовательной взаимосвязанности государственных и общественных органов управления в масштабе страны. На этой основе была разработана «Национальная модель массовой спортивно-оздоровительной работы», направленная на формирование здорового образа жизни в обществе и привлечения широких слоев населения особенно молодежи к занятиям физической культурой и спортом»
Целостная национальная многоуревневая (многозвеньевая), последовательно-цепная, социально- жизнециклическая массовая спортивно -
оздоровительная модель, построена из пяти последовательно взаимосвязанных уровней (звеньев), с целевыми и функциональными задачами и принципами поэтапно - возрастному охвату населения страны.
РЕЗУЛЬТАТЫ
Структура модели; 1) Первый, дошкольный уровень - Семья, махалля, детсад. 2) Второй, образовательный уровень - Школа 3) Третий, образовательный уровень - Лицей и колледж 4) Четвертый, образовательный уровень- Вузы 5) Пятый, производственный уровень и возрастное население -Работники социальной сферы и производства, Пожилые.
В целом, научная философия данной модели заключалась в следующем -будущее страны физические и интеллектуальные ресурсы - молодое поколение, которое в непрерывном активном процессе проходя через этапы каждого уровня (звена) спортивно - оздоровительных соревнований, на последующих жизненных циклах развития, по своим накопленным физиологическим и ресурсным возможностям, будет обладать потенциалом, способным воспроизводить генетически обновленные как в качественном, так и в количественном отношении новое поколение «баркамол авлод».
В государственном масштабе были определены стратегические, поэтапно реализуемые цели национальной модели, ориентирами начального периода были намечены следующие задачи: - формирование устойчивого мотивационного интереса и эмоционального порыва всех слоев населения, особенно детей, подростков и молодежь к занятиям физической культуры и спортом, а также желания участия в соревновательной деятельности на зрелищности «малых олимпийских игр»; -создание материально-технической базы спорта на местах посредством проведения в областных центров республиканских этапов соревнований(малые олимпийские игры).
В соответствии с намеченными задачами, образовательные уровни(звенья) национальной модели были выделены как приоритетные, так как учебные заведения являются основным и значимым местом в организации массовости, где обучаются миллионы учащиеся, формируются навыки к здоровому образу жизни, а также имеются преподаватели по физической культуре, тренеры по видам спорта и спортивная база. Участие в массовых соревнованиях в рамках и других разновидностей спорта помогает активизировать глубинные мотивационн - потребностные механизмы и вырабатывает спортивную стиль жизни (7). Учащиеся как социальная группа, наиболее восприимчивы к различным формирующим и обучающим
воздействиям и мобильны в изменении социального статуса, а также к происходящим переменам.
В связи с этим, было принято решение поэтапной реализации стратегических целевых задач национальной модели в образовательных ступеней(звеньев) на основе соревновательности - от массовости в учебных заведениях, поэтапно к качественным спортивным результатам. При этом учитывалось, что не просто соревнование может вызвать интерес к занятиям физической культурой и спортом, а именно система спортивных соревнований (8), которая способствует не только увеличению мотивационного значения у детей и молодежи в занятиях физической культурой и спортом, а также выступает инструментом приобщения их к здоровому образу жизни.
Системный подход требовал необходимость упорядочивания существующих в стране многочисленных неэффективных соревнований и обозначения их под едиными названиями, что делало их привлекательными и притягательными для всех учащихся и организаторов.
В связи с этим, практическую работу по реализацию целевых задач многоступенчатой модели, организационно начали осуществлять с его ступеней(звеньев), охватывающих учащихся всех образовательных учреждений страны, которые были выделены под названием «Трехуревневая система непрерывных соревнований». Данная система была направлена на формирование массовости в образовательных учреждениях, посредством разработки новых инновационных механизмов непрерывного вовлечения учащейся и студенческой молодежи к массовому спорту. В данной системе второй уровень(звено) национальной модели был обозначен как соревнования -«Умид нихоллари», которые объединяли -школьников; третий уровень(звено) национальной модели как соревнования «Баркамол авлод», которые объединяли - слушателей лицеев и колледжей; четвертый уровень(звено) национальной модели как соревнования-«Универсиада», которые объединяли - студентов вузов. Соревнования каждого уровня(звена) подразделялись на несколько этапов, основным главным этапом каждого звена были соревнования, непосредственно проводимые внутри каждого учебного заведения страны непрерывно. Последующие этапы - районные, городские, областные и республиканские (малые олимпийские игры) были стадиями роста мастерства и будущего спортивного резерва.
Эффективность и результативность соревновательной системы напрямую был связан с мониторингом ведения учета состояния здоровья, улучшения показателей здоровья, а также оценки физических, спортивных,
физиологических и диагностических показателей и ежедневной информации о результатах участников соревновательной системы. Эти показатели, для организаторов и участников, становились мотивационным стимулом вовлечения и формирования устойчивого интереса к соревновательной деятельности, а также желание каждого стать участников социально-спортивного - движения. К сожалению система мониторинга не была разработана.
Необходимо отметить, что разработчики не завершив формирование организационных и управленческих механизмов первого- соревновательного этапа массового вовлечения учащихся внутри учебного заведения, непосредственно приступили к реализации четвертого республиканского финального этапа соревнований (малые олимпийские игры), который сыграл роль социального амортизатора.
ОБСУЖДЕНИЕ
Соревнования трехуревневой системы в качестве малых олимпийских игр стали проводиться во всех областных центрах страны, которые как консолидирующее спортивно-культурное событие общенационального масштаба, вышли за рамки спортивных игр. Традиция зажжения огня и церемония открытия игр приобрели значение мотивационного спортивного праздника для подрастающего поколения, объединяя их вокруг идеалов физической активности и здорового образа жизни.
Организация и проведение этих игр обязывал руководителей местных органов и оргкомитет строить современные спортивные сооружения различных типов, создавать материально - техническую базу спорта
(стадионы, бассейны, тренировочные базы, олимпийскую деревню, пресс-центр и др.), они финансировали строительство спортивных и неспортивных объектов и иных мероприятий, связанных с подготовкой проведения игр. Кроме того большие средства направлялись на развитие инфраструктуры, включая строительство и ремонт дорог, благоустройство города, коммунальное хозяйство, транспорт, освещение и др.
Благодаря этим играм: на государственном уровне для поддержки и развития материально-технической базы массового спорта был учрежден «Фонд развития детского спорта»; образовательных учреждениях были созданы спортивные организации - «Ёшлик» -школа, «Баркамол авлод»-лицеи и колледжи, «Талаба»-вузы и др.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Посредством национальной системы в стране были решены следующие проблемы:
-в течении одиннадцати лет на местах (области, города, районы) возведены сотни новых спортивных сооружений, старые были реконструированы и приведены в соответствующее состояние для проведения спортивных соревнований, огромное количество учащихся были охвачены внеурочной и внешкольной формой досуга;
-в масштабе страны были упорядочены разрозненные не связанные между собой, не имеющие конкретные целевые назначения, соревнования;
-на местах были восстановлены и широкое развитие получили олимпийские виды спорта, потерявшие свой престиж и значение;
-усилия местных органов, соответствующих министерств и общественных организаций были объединены под общую целевую задачу- по массовому охвату и вовлечения учащейся молодежи в физическую активность;
-были сохранены Детско-юношеские спортивные школы и приняты меры по их дальнейшему развитию;
-в учебных заведениях были созданы спортивные секции по олимпийским видам спорта, а также игровые спортивные площадки.
REFERENCES
1. Указ Президента Республики Узбекистан от 05.03.18г. №5368 «О мерах по коренному совершенствованию системы государственного управления в области физической культуры и спорта»
2. Постановление Президента Республики Узбекистан от 03.06.17г. № 30-31 «О мерах по дальнейшему развитию физической культуры и массового спорта»
3.Указ Президента Республики от 24.01.20г. №5924 «О мерах по дальнейшему совершенствованию и популяризаци физической культуры и спорта в Республике Узбекистан»
4 Писарева А.В. «Жизнециклический подход к формированию человеческого капитала»// Актуальные вопросы экономических наук» 2010г., №15-1, 267272стр
5.Шхагоев Р.В., Полочанская О.Г. «Совершенствование управления развитием физической культуры и спорта: региональный аспект» // Государственное и муниципальное управление, ученые записки СКАГС. 2012 г., №3, 50-63стр
6. Корольков Е.П. «Физическая культура и спорт России как перспективная система полного жизненного цикла по укреплению человеческого капитала» Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2018. - № 5 (159)
7. Литвиненко С.Н. «Конверсия соревновательных технологий в физическом воспитании, фитнесе и спорте для всех»//Фундаментальные и прикладные исследования физической культуры,спорта,олимпизма: традиции и инновации.Конференция. Москва 25-27мая 2017г., С136-140.
8. Родиченко B.C. «Спортивные соревнования как социальное явление» // Теория и практика физической культуры. 1972. - №6. - С.7-10.