Научная статья на тему 'Основы организации и управления массовыми видами спорта в системе непрерывного образования'

Основы организации и управления массовыми видами спорта в системе непрерывного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
234
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛИЗМ / ЗДОРОВОЕ ПОКОЛЕНИЕ / ПАТРИОТИЗМ / ОБРАЗОВАНИЕ / КАЧЕСТВО / ВОСПИТАНИЕ / PROFESSIONALISM / HEALTHY GENERATION / PATRIOTISM / EDUCATION / QUALITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мамирова Диларам Тавакуловна

Данная статья посвящена увеличению спортивно-массовых мероприятий в системе непрерывного образования, целью которой является: усиление внимания к молодежи, широкого привлечения ее к физической культуре и спорту, создание необходимых условий для проявления своих способностей. В статье описывается разработанный ряд предложений по методологии оценки эффективного управления поэтапных соревнований. Наряду с основными результатами были предложены способы оценки дополнительной экономической эффективности на качественно новом уровне. В выводе сообщается, что рационально построенная физическая активность повышает престиж страны, также о необходимости определения источников финансирования для реализации предложений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Bases of organization and management of mass sports events in the system of continuous education

This article is devoted to increasing of the mass sports events in the system of lifelong education, the purpose of which is: to increase attention to young people, to attract them to physical culture and sports, to create the necessary conditions for the manifestation of their abilities. The article describes the developing series of proposals on the methodology for evaluating the effective management of the stage-by-stage competitions. Along with the main results, methods were proposed for assessing additional economic efficiency at a qualitatively new level. The conclusion states that a rationally constructed physical activity increases the prestige of the country, as well as the need to identify sources of funding for the implementation of proposals.

Текст научной работы на тему «Основы организации и управления массовыми видами спорта в системе непрерывного образования»

УДК 796.034.2

ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ И УПРАВЛЕНИЯ МАССОВЫМИ ВИДАМИ СПОРТА В СИСТЕМЕ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Диларам Тавакуловна Мамирова, доцент, Государственный институт искусств и культуры Узбекистана, Ташкент, Узбекистан

Аннотация

Данная статья посвящена увеличению спортивно-массовых мероприятий в системе непрерывного образования, целью которой является: усиление внимания к молодежи, широкого привлечения ее к физической культуре и спорту, создание необходимых условий для проявления своих способностей. В статье описывается разработанный ряд предложений по методологии оценки эффективного управления поэтапных соревнований. Наряду с основными результатами были предложены способы оценки дополнительной экономической эффективности на качественно новом уровне. В выводе сообщается, что рационально построенная физическая активность повышает престиж страны, также о необходимости определения источников финансирования для реализации предложений.

Ключевые слова: профессионализм, здоровое поколение, патриотизм, образование, качество, воспитание.

BASES OF ORGANIZATION AND MANAGEMENT OF MASS SPORTS EVENTS IN THE SYSTEM OF CONTINUOUS EDUCATION Dilaram Tavakulovna Mamirova, the senior lecturer, State Institute of Arts and Culture of Uzbekistan, Tashkent, Uzbekistan

Annotation

This article is devoted to increasing of the mass sports events in the system of lifelong education, the purpose of which is: to increase attention to young people, to attract them to physical culture and sports, to create the necessary conditions for the manifestation of their abilities. The article describes the developing series of proposals on the methodology for evaluating the effective management of the stage-by-stage competitions. Along with the main results, methods were proposed for assessing additional economic efficiency at a qualitatively new level. The conclusion states that a rationally constructed physical activity increases the prestige of the country, as well as the need to identify sources of funding for the implementation of proposals.

Keywords: professionalism, healthy generation, patriotism, education, quality, education.

В первые дни независимости был принят закон «О физической культуре и спорте Республики Узбекистан» для воспитания всесторонне здорового и гармонично развитого поколения, а также для развития физической культуры и спорта как важнейшего условия развития страны и благосостояния нашего народа. Идея воспитания здорового поколения, людей, которые являются свободными с независимыми мыслителями, которые знают свои права, полагаются только на свои знания, силы и способности, трудятся на благо Родины и народа. Прежде всего необходимо было сформировать массовое спортивное движение в духе национальной системы образования, которая воспитывает молодежь с большим интересом и энтузиазмом к сфере спорта здоровья, красоты и молодости.

В 1997-1999 годах, Фонд «Камолот», Министерство народного образования, Министерство высшего и среднего специального образования, Государственный комитет по физической культуре и спорту, Федерация профсоюзов Узбекистана и их региональные подразделения привлекали школьников к занятиям массовыми видами спорта с помощью соревнований по волейболу, баскетболу и другим видам спорта. Тем самым, добились значительного прогресса в обеспечении их дальнейшего участия в спорте. В 2017 году министерство по делам культуры и спорта было разъединено на Министерство по спорту и Министерство культуры для более глубоко рассмотрения «накипевших» проблем и их решения [1, С. 36].

В соответствии с Национальной учебной программой, разработанной под руководством Первого Президента Ислама Каримова, трехступенчатые соревнования по разным возрастным группам: «Умид Нихоллари», «Баркамол авлод», «Универсиада». Учащиеся общеобразовательных школ, лицеев и профессиональных колледжей, а также студенты высших учебных заведений, основанные на образовательной модели, постоянно привлекаются к занятиям физической культурой и спортом. Трехступенчатая система публичных спортивных соревнований успешно внедрена в практику.

Основным компонентом национальной модели является система трехступенчатых спортивных соревнований среди молодежи Республики Узбекистан, направленная на улучшение отношения к спорту, демонстрацию своих физических способностей, создание условий на уровне современных требований.

До широкого внедрения модели на национальном уровне, среди учащихся и студентов были организованны спортивные соревнования по всем видам спорта и по полученным результатам проведен сравнительный анализ. На основе соответствующих выводов, в непрерывном образовании внесено предложение организовать трехступенчатые соревнования, разработать соответствующие механизмы критериев проведения соревнований (церемония внесения, зажжения факела и т.п.) [5. С. 102]. Кроме того, в системе образования, во всех учебных заведениях, организационному комитету поручено создавать рабочие группы на местах для своевременного исполнения поставленных задач.

Старт первых республиканских соревнований, изучив все стороны системы, был начат с «Универсиады», которая проводилась по семи различным видам спорта. В следствии того, что в третьем этапе приняло участие более 100 000 студентов, управляющим и организационным механизмам второго и первого уровней позволило вовлечь миллионы учащихся в соревнования и, при необходимости, вносить быстрые изменения. Вторая часть модели - соревнования «Баркамол авлод», еще более улучшили организационные и управляющие механизмы и создали прочную основу для игр «Умид Нихоллари», которая является важнейшей составляющей миллионов учащихся. На начальных этапах внедрения системы эта процедура основывалась на целесообразности ежегодно завершающего этапа соревнований [2. С. 61].

Посредством этой процедуры, более шести миллионов учащихся средних, средне-специальных и высших образовательных учреждений привлечены к занятиям физкультурой и спортом. Участие мальчиков и девочек в массовых видах спорта, выявляют перспективных участников на следующий этап.

Таким образом, в 2000 году связанные с проведением финального этапа игры «Универсиада» были проведены на установленных правилах нормативных документов и применены на практике.

Только 42 вуза смогли принять участие в соревнованиях, и то, не смогли обеспечить участие студентов по всем, семи видам спорта. Легкая атлетика, включенная в программу соревнований, не развивалась среди студентов, так как 15 высших учебных заведений базируются на легкой атлетике, 30 - волейбол, 28 - баскетбол, 26 - футбол, 28 - шахматы, 27 - настольный теннис, 27 - кортовый теннис, 29 - по национальной борьбе Кураш.

Завершающий этап спортивных соревнований «Баркамол авлод» среди учреждений среднего специального и профессионального образования прошел в Джизакской области в 2001 году по 9 видам спорта.

В 2000-2001 годах была проведена подготовка на высоком уровне к первой и основной части системы - финала «Умид Нихоллари», которая была успешно проведена в 2002 году в Ферганской области.

В рамках системных соревнований в этапах конкурса приняли участие 9672 общеобразовательных школ, 860 академических лицеев и профессиональных колледжей и более шести миллионов студентов высших учебных заведений. А также, в финальных соревнованиях, проведенных в Наманганской, Джизакской и Ферганской областях, приняли

участие 6977 спортсменов [3. С. 200].

По результатам финальных соревнований было обнаружено, что внимание, уделяе -мое физическому воспитанию и спорту в образовательных учреждениях недостаточно, тогда как в документах отражались фальсифицированные показатели.

На всех финальных этапах соревнований город Ташкент занимал первое место, спортсмены из Наманганской, Бухарской, Ферганской, Андижанской, Самаркандской и Ташкентской областей, занявшие второе и седьмое места по легкой атлетике, плаванию, спортивным играм и другим видам спорта имели низкие разряды или вовсе не имели спортивного разряда.

Спортсмены из Хорезмской, Каракалпакстанской, Навоийской, Кашкадарьинской, Джизакской, Сурхандарьинской и Сырдарьинской областей смогли соревноваться в легкой атлетике, плавании, настольном теннисе заняв последние места.

По результатам трехступенчатых соревнований были проанализированы причины недостатка физической культуры и спорта в Республике Каракалпакстан, регионах, городе Ташкенте и получены следующие выводы:

- вовлечение студентов в занятия физической культурой и спортом на местах проводится, не как запланированное, а как поверхностные, сезонные мероприятия;

- поверхностное проведение нормативов «Барчиной» и «Альпомиш», которое является основой занятий по предмету физическая культура и спорт;

- не уделено достаточного внимания олимпийским и национальным видам спорта, а только развитию единоборств;

- отсутствие литературы (учебников, пособий) по физическому воспитанию и спорту на уровне современных требований, отсутствие игр и занятий спортом по возрастным параметрам для мальчиков и девочек;

- нехватка учителей по физической культуре и спорту в 5-м и 9-м классах, отсутствие навыков преподавания в младших 1-го - 4-го классах, не соответствие уровня профессионализма учителей старших классов;

- признана неудовлетворительной работа по организации спортивных и оздоровительных мероприятий в школе во вне урочное время;

- ненадлежащая практическая работа по формированию у молодежи интереса к спорту в системе образования;

- неудовлетворительное состояние спортивных сооружений в школах, нехватка спортивного инвентаря, формального открытия спортивных секций;

- детско-юношеские спортивные школы для детей и подростков не направлены рационально на образовательное направление, несоответствие в подготовке спортсменов;

- отбор талантливых молодых спортсменов по олимпийским видам спорта на местах, участие в районных, областных соревнованиях для повышения спортивного мастерства, воспитания патриотизма к Родине;

- федерацией спорта не были организованы курсы повышения квалификации для судей, так как их опыт был недостаточен;

- упор был сделан не на подготовку талантливых спортсменов среди молодежи, а на использование некомпетентности судей для получения легкой победы.

Для этого, с целью устранения существующих недостатков в сфере спорта, под эгидой главы Республики Узбекистан для укрепления материально-технической базы спорта на местах, было организованно строительство современных детских спортивных комплексов в сельской и городской местности, обеспечение их эффективного использования особенно для детского спорта, был создан Фонд развития детского спорта Узбекистана [4. С. 111]. Итак, для популяризации массовых видов спорта в образовательных учреждениях необходимо:

- устраивать разрозненные, не связанные между собой и нецелевые соревнования;

- формирование молодежным движением «Ёшлар иттифоки» работу с молодежью по привлечению к таким видам спорта, как плавание, легкая атлетика и тяжелая атлетика;

- составить базу данных талантливых спортсменов, и развивать такой элегантный вид спорта, как художественная гимнастика, получившая широкое развитие в регионах;

- реконструировать или построить заново центральные стадионы, студенческие общежития и другие объекты в соответствии с мировыми стандартами в областях и районах;

- привлечение учащихся и студентов спортивных федераций страны и специалистов Высшей школы спорта к спортивным соревнованиям, формирование судей и членов жюри в нашей стране.

- проведение в течение всего учебного года среди всех учащихся, всей страны массовых видов спорта и убедиться, что это движение стало возможным благодаря высококвалифицированным спортсменам каждого уровня;

- первый этап соревнований - основа для участия молодежи в спортивном движении, достаточного мастерства и интереса к любому виду спорта;

- самые сильные и наиболее конкурирующие команды устраивают встречи с лучшими командами в регионе за призовые места. Этот режим мотивирован тем, что команды с недостаточными навыками в спортивных соревнованиях стараются быть равными сильнейшим, а судьи объективны в проведении соревнований, избегая «случайных» ошибок.

В целях дальнейшего совершенствования системы соревнований Кабинет Министров Республики Узбекистан принял Постановление № 244 от 3 июня 2003 года «О создании системы непрерывных спортивных соревнований для школьников и студентов». Согласно указу, о выполнении задач, изложенных в Указе Президента Республики Узбекистан «Об учреждении Фонда развития детского спорта в Узбекистане», укрепление стремления молодежи к спорту, принципов здорового образа жизни в обществе, постоянное вовлечение в спорт учащихся и студентов, определить задачи по организации и эффективному функционированию национальной модели подготовки кадров.

В указе установлен план республиканского финала в регионах для студентов и учащихся спортивных соревнований «Умид нихоллари», «Баркамол авлод» и «Универсиада». Согласно плану, финальные соревнования проводятся один раз в три года с 2004 года, первый тур заканчивается в 2011 году, а второй тур начинается в 2012 году. В течение трех лет, по результатам системных соревнований предыдущих годов, было привлечено более 6,5 миллионов студентов в поэтапные занятия [6. С. 10].

Успехи в комплексном анализе отрицательных и положительных результатов соревнований в предыдущие годы при формулировании модели организационных и управленческих механизмов на основе принципов «Умид нихоллари», «Баркамол авлод» и «Универсиада» будет фактором процветания всей страны.

ВЫВОД

Воспитание здорового и всесторонне развитого поколения в Республике Узбекистан является важной и приоритетной задачей, поскольку требует создания великого государства с благородной целью о будущем. Поэтому особое внимание уделяется развитию физкультурно-оздоровительному массовому спорту и его эффективному управлению, в основе которого лежат методологические требования Родины, мира и благополучия людей.

Следующие выводы были сделаны на основе результатов, полученных в краткосрочных исследованиях.

Массовые виды спорта для развития физического, умственного и духовного потенциала подрастающего поколения и обеспечения их эффективного общественного контроля впервые представлены в категории трехступенчатых соревнований.

Разработаны и внедрены передовые механизмы и инструменты, направленные на эффективное управление и обеспечение трехступенчатых соревнований посредством улучшенной системы. Эта система способствует развитию массового спортивного движения и

является средством достижения престижа, профессионализма и таланта страны.

С системой трехступенчатых соревнований было разработано управление физическими и интеллектуальными ресурсами, в частности роль физических и интеллектуальных ресурсов в системе национального процветания, и разработаны рекомендации по снижению неспособности к целенаправленному управлению в развитии массового спорта, профессионального и физического воспитания. Управление физической культурой и спортом основана на способах решения проблем, которые необходимо решить в первую очередь.

Разработано предложение о систематическом управлении финансовыми ресурсами при рациональном использовании существующих финансовых ресурсов и развитии физических и интеллектуальных ресурсов.

Выводы и рекомендации помогут эффективно управлять физическими и интеллектуальными ресурсами, что еще больше поможет популяризировать физическую культуру и спорт среди молодежи и тем самым воспитать гармонично развитое, высококвалифицированное поколение нашей страны.

ЛИТЕРАТУРА

1. Курбанов, Ш.Э. Национальная модель и программа по подготовке кадров - достижение и результат независимости Узбекистана / Ш.Э. Курбанов, Э.А. Сейтхалилов. - Ташкент : Изд-во «Маърифат-Мададкор», 2001. - 655 с.

2. Ахматов, М.А. Базовые вопросы развития и управления физическими интеллектуальными ресурсами / М.А. Ахматов // Тезисы научной конференции «Десять лет экономических реформ в Узбекистане: достижения, проблемы и перспективы». - Ташкент ; Берлин ; Бонн, 2001. - С. 61.

3. Бабуров, С.Т. Система организации и проведения соревнований среди учащейся молодежи Узбекистана / С.Т. Бабуров // Международная научно-практическая конференция «Актуальные проблемы теории и практики физической культуры». - Алма-Ата, 2001. - С. 200.

4. Дадаев, К. Л. Управление физической культурой и спортом в новой модели образования Узбекистана / К. Л. Дадаев // Народное образование. - 2002. - № 1. - С. 111.

5. Тухтаев, М.В. Управление массовой физкультурно-оздоровительной и спортивной работой с детьми и учащейся молодежи / М.В. Тухтаев // Народное образование. - 2002. - № 3. - С. 102.

6. Улмасов, М.Р. Организация и управление массовыми видами спорта в системе непрерывного образования / М.Р. Улмасов // Наука в спорте. - 2008. - № 2. - С. 10.

REFERENCES

1. Kurbanov, Sh.S, and Seitkhalilov, KE. (2001), The national training program is the basis for the achievement and the result of the independence of Uzbekistan, Tashkent.

2. Akhmatov, М.А. (2001), "Basic Issues of the Development and Management of Physical Intellectual Resources", Theses ofscientific conference, "Ten years of economic reforms in Uzbekistan: achievements, problems and prospects ", Tashkent-Berlin-Bonn, рр. 61.

3. Baburov, S.T. (2001), "The system of organizing and conducting competitions among students of Uzbekistan, International", Scientific-practical conference "Actual problems of the theory and practice of physical culture", Almaty, рp. 200.

4. Dadaev, K.L. (2002), "Management of physical culture and sports in the new model of education in Uzbekistan", Popular Education, No. 1, рp. 111.

5. TuH^^ M.V. (2002), "Management of mass sports and improving and sports work with children and the studying youth", Popular Education, No. 3, рp. 102.

6. Ulmasov, M.R. (2008), "Organization and management of mass sports in the system of continuous education", Science-Sport, No. 2, рp.10.

Контактная информация: tavakulovna123@mail.ru

Статья поступила в редакцию 28.06.2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.