Научная статья на тему 'Трехступенчатые спортивные соревнования как фактор формирования у молодежи гуманистических качеств'

Трехступенчатые спортивные соревнования как фактор формирования у молодежи гуманистических качеств Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1395
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Трехступенчатые спортивные соревнования как фактор формирования у молодежи гуманистических качеств»

ТРЕХСТУПЕНЧАТЫЕ СПОРТИВНЫЕ СОРЕВНОВАНИЯ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ У МОЛОДЕЖИ

ГУМАНИСТИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ

С. У. Ибрахимов

Одним из направлений воспитания гармонично развитого поколения в Узбекистане является формирование у молодежи духовно нравственных качеств в семье, школе, средних специальных и высших профессиональных учебных заведениях. Эту задачу можно решить путем приобщения молодежи к общественно полезной деятельности, формирования понятий о здоровом образе жизни. Необходимо также оградить молодежь от вредных привычек -курения табака, употребления спиртных напитков и наркотиков, вести профилактическую работу по предупреждению возможных заболеваний. Формирование сознания молодежи связано с осмыслением и усвоением идеи национальной независимости. Исламская религия является также важным фактором утверждения в сознании молодежи понятий о нравственной чистоте, преданности родине, совершенствовании духа. Это проверено веками.

Духовная основа спорта ассоциируется с гуманистическими принципами. Спорт опирается на педагогические, психологические и социологические подходы. Поэтому спорт непосредственно связан с человеческой личностью и оценивается как явление гуманистического порядка. С помощью спорта формируются гуманистические цели и ценности, которые определяют отношения личности и общества. Возможности спорта в формировании духовности у молодежи достаточно широкие. Благодаря спорту у человека развиваются такие качества, как активность, творчество, упорство, целеустремленность, выдержка и др. Спорт способствует установлению межличностных отношений. Например, соревнования «Умид нихоллари» («Ростки надежды»), «Баркамол авлод» («Гармоничное поколение»), Универсиада (Олимпийские соревнования) представляют собой не только праздники физической культуры и спорта, но и превращаются в праздники дружбы и красоты и выполняют огромную социально-педагогическую функцию.

В годы независимости в Республике Узбекистан утвердилась традиция проведения «трехступенчатых спортивных соревнований» в системе непрерывного образования. На первой ступени проводятся соревнования среди учащихся средних общеобразовательных школ, на второй - среди учащихся лицеев и колледжей, и в соревнованиях третьей ступени участвуют студенты высших учебных заведений. Эти соревнования способствуют непрерывному духовному, нравственному, интеллектуальному, физическому развитию учащейся молодежи. Соревнования «Умид нихоллари» среди школьников яркое подтверждение сказанному. Соревнования объединяют в себе 12 видов спорта, которые играют важную роль в физическом, эстетическом, интеллектуальном, духовно-нравственном развитии. Достаточно назвать такие виды спорта, как лёгкая атлетика, гимнастика, шахматы, спортивные игры и др. В целом в спортивных соревнованиях всех ступеней участвует почти половина

52

населения страны. К «трехступенчатым спортивным соревнованиям» (на всех этапах) привлечена вся молодежь, которая учится. По инициативе Президента Республики Узбекистан И. А. Каримова создан «Фонд развития детского спорта в Узбекистане». Финал «трехступенчатых спортивных соревнований» (на республиканском уровне) поочередно проводится в разных областях республики.

Понятие «развитие» применительно к учащейся молодежи в педагогике имеет широкое и узкое значение. В широком смысле развитие означает процесс восприятия и активного усвоения социального опыта, в котором отражается отношение человека к природе и обществу. Это отношение проявляется в целенаправленной деятельности субъекта. Отношение к природе и обществу служит основой всестороннего развития учащейся молодежи и успешного решения социальных задач. В узком значении развитие понимается как процесс становления личности самого субъекта. В этом процесс деятель наставников, воспитателей заключается в воздействии на ум, чувства, желания молодого поколения, благодаря чему у учащихся формируются потребности, склонности, жизненный опыт, которые перерастают в жизненную активность. И в том, и в другом случае цели и задачи воспитания ориентированы на развитие и совершенствование личности. Основной целью спортивных соревнований является обеспечение материальных, духовных, организационных условия для формирования социально значимых качеств у учащейся молодежи и на этой основе их успешного развития. Правильная организация физического воспитания и спортивных занятий неразрывно связана с нравственным, трудовым, эстетическим воспитанием. То же самое можно сказать о гармонической связи физического и интеллектуального развития, так как систематические занятия спортом благотворно влияют на развитие умственных способностей молодежи.

Очевидно, что при организации физического воспитания и занятий спортом учителя, тренеры, наставники должны учитывать возрастные особенности учащихся и в зависимости от этого планировать учебные и физические нагрузки, структуру и содержание занятий. В то же время физическая культура и спорт должны быть открыты для всех.

53

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.