Научная статья на тему 'Педагогические идеи мыслителей о профессии учителя в обществе'

Педагогические идеи мыслителей о профессии учителя в обществе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
826
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЫСЛИТЕЛИ / УВАЖЕНИЕ / ПРИМЕР / КУЛЬТУРА / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КАЧЕСТВА / СИСТЕМА / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ ДВИЖЕНИЕ / ДОСТИЖЕНИЯ НАУКИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хайитова Фируза Абдуллаевна, Хуррамов Хаётбек Муродилла Угли

В данной статье рассматриваются педагогические идеи мыслителей по профессии учителя, роль учителей в обществе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Педагогические идеи мыслителей о профессии учителя в обществе»

- Экономит время на уроке (так как может быть использован в ходе одного урока).

- Развивает исследовательские навыки.

- Позволяет получить новые знания и умения.

- Раскрывает творческий потенциал учащегося.

Проекты на уроках физкультуры - это проекты по исследованию влияний физической культуры на организм человека, по исследованию истории спорта, подготовке и проведению соревнований и спортивных праздников, составление индивидуального тренировочного процесса, Формирование программы спортивного самосовершенствования и т.д. Технология проектного обучения делает учебный процесс увлекательным. Учащиеся самостоятельно проводят сбор информации по теме исследования, анализируют необходимость выполнения конкретного комплекса физических упражнений для конкретных целей. Некоторые проекты интегрированные, охватывают содержание других учебных предметов. У учащихся при разработке собственного проекта формируются знания и умения в применении методик поддержания здоровья и физического совершенствования.

Каждый учащийся благодаря проектным технологиям в разнообразных условиях раскрывается как личность.

Таким образом, для индивидуальной траектории образования на уроках физической культуры, проектная технология - идеальный вариант построения процесса физического воспитания учащихся. И является качественной подготовкой по образовательному курсу «Физическая культура».

Список литературы

1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897).

2. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. № 413).

3. Димова А.Л. Построение индивидуальной образовательной траектории студентов по физической культуре в вузах с дистанционным обучением // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта, 2008. № 6 (40). С. 32-37.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИДЕИ МЫСЛИТЕЛЕЙ О ПРОФЕССИИ УЧИТЕЛЯ

В ОБЩЕСТВЕ Хайитова Ф.А.1, Хуррамов Х.М.2

'Хайитова Фируза Абдуллаевна — преподаватель,

кафедра методики начального образования; 2Хуррамов Хаётбек Муродилла угли — студент, направление: начальное образование и спортивное образование, педагогический факультет, Термезский государственный университет, г. Термез, Республика Узбекистан

Аннотация: в данной статье рассматриваются педагогические идеи мыслителей по профессии учителя, роль учителей в обществе.

Ключевые слова: мыслители, уважение, пример, культура, профессиональные качества, система, интеллектуальное движение, достижения науки.

У узбекского народа есть такая пословица: «Если ты хочешь сделать людям год добра, посеешь пшеницу, хочешь десять лет добра, - учить и воспитывать его». Поэтому с давних времен наши предки передавали своих детей в руки учителя, доверяли наставникам «мясо твое, кость наша».

Осуществляет ряд задач, связанных с системой образования Республики Узбекистан. Главная из них-повышение престижа учителей в обществе. Отмечалось, что во многих развитых странах преподавание является одной из самых престижных профессий. Поэтому сейчас повышение авторитета учителя, превращение его в одну из самых престижных профессий должны стать важнейшей задачей сегодняшнего дня, сказал Президент нашей страны. Ш. Мирзиеев отметил следующее: «Я тоже не уважаю руководителя, который не уважает учителя» [1. 5]

История народов Востока уходит в глубь веков. Они внесли бесценный вклад в мировую цивилизацию оставив глубокий след в летописях науки, литературы этнопедагогически и

этнокультуры. Как нам известно, народы дали миру великих поэтов, писателей ученых-энциклопедистов, архитекторов, деятелей искуства, научные труды, письменные памятники. Всё это свидетельствует о богатой истории народной педагогики народов. В частности выявлены: ряд научных негативных тенденций в области монографических проблем в учебно-воспитательном процессе проблемы изучены идеи, мысли ученых о педагогической профессии и роли учителя в обществе [2. 16].

«Человек, вставший за преподавательский стол, ответственен за все, он обязан все знать и уметь. Именно ответственность за судьбу каждого воспитуемого, общества и государства возлагается на преподавателей. Каким будут результаты труда педагогов сегодня - таким будет наше общество завтра. Поэтому к профессиональным и личностным качествам преподавателя требования были всегда жестокими» [3. 49].

Испокон веков к личностным качествам педагога относились с особыми требованиями. По мере, развития обшества совершенствовались и требования к профессиональным и личностным качествам педагога.

Еще в священной книге «Авеста» были записаны обязанности учителя - наставников которые обучали детей грамоте, нравственным нормам Заратустра. В свяшенной книге было отмечено, что учителя-наставники обязаны учить детей хорошим нравам чтобы дети умели «отличать добро от зла и могли бы выбирать правильный жизненный путь»; идеи Заратустры были продолжены суфистами которые сформулировали восемь заповедей относительно требовании к деятельности педагога: обрашаться с учениками как с собственным детьми, относиться к ним с радостью и добром и. т. д.

Как отметил первый президент И.А. Каримов «Думая об учителях, естественно, каждый из нас, независимо от того, где и кем работает, какую должность занимает, вспоминает как лучшее время жизни своих школьные годы беззаботное детство, оставившие неизгладимый след в памяти, испытывает искреннее чувство уважения и педагогам, которые давали не только знания, но уроки человечности» [4. 42].

Обучать детей - это ответственная обязанность учителей, писал Абу Али ибн Сина, и перечислил их профессиональные качества: он указал семь педагогических заповедей. Ибн Сино глубоко понимал сложности и трудности процесса воспитания. Анализ его произведений убеждает в том, что он предлагал разрешить их с гуманистических позиций. Он предпочитает внушение и добрый пример педагогов, воспитателей и взрослых людей [5. 32].

Ибн-Исхак Кинди - он выдвинул концепцию четырех видов интеллекта: актуального, потенциального, приобретенного и проявляющегося. Считая науку выше религии, Кинди полагал, что при воспитании надо формировать не мусульманский фанатизм, а высокий интеллект.

Ибн Рушд как педагог известен прежде всего благодаря трактату «Система доказательств». Последовательный рационалист, ибн Рушд утверждал важные дидактические принцип сознательности, научности, наглядности.

Ибн Хамадун подчеркивал, что овладение наукой требует систематических интеллектуальных усилий.

Педагогические взгляды Навои глубоко гуманистичны, мысль об учителе «Учитель должен не только в совершенстве знать свои предмет и обладать глубокими знаниями, но и понимать нужды народа, показывать во всем пример».

Улугбек отмечал что: «Мударрис должен владеть умением передавать другим свои знания, доказывать шогирдам правильность своих утверждений, помогать им в усвоении, запоминании и применении приобретаемых знаний»

О профессиональных качествах преподавателей говорили и выдающиеся педагоги Запада, начиная с античных времен, к примеру, Сократ считал главной задачей наставника пробуждение мощных душевных сил ученика. В поисках истины ученик и наставник должны находиться в равном положении, руководствоваться тезисом: «Я знаю только то, что я нечего не знаю» [5.61].

Гельвеций отмечал: «Человек, взявший на себя труд обучения других, не имея для этого глубоких знаний, поступает безнравственно».

Я.А. Коменский призывал учителей любить свою профессию, понимать что она «настолько превосходная, как никакая другая под солнцем».

А. Дистервег отмечал: «Хороший учитель никогда не относится от своих принципов. Учитель постаянно должен работать над собой. Плохой преподаватель расскажет правду, а хороший научит учашихся добывать эту правду».

К.Д. Ушинский требовал от учителя систематически обновить и пополнять свои знания: «Учитель учить до тех пор, пока учится сам как только он перестает учиться в нем умирает учитель». [6. 3]

Для глубокого изучения духовного, нравственного мировоззренческого наследия этих гениев можно использовать следуюшие формы:

- создание методических пособий факультативного курса для учащейся молодёжи, проведение различных внеклассных мероприятий, во время которых изучались биография учёных, труды, произведения, мысли, идеи о профессии учителя и их педагогическое мастерство.

Формирование культуры, речи национальной и межнациональной а также в области педагогической технологии интердеятельности, применение, использование электронных средств, слайдов, инновационных кластерных методов, создание банка данных по проблемам педагогической мысли и идей ученых.

Это означает, что нынешние учителя будут нацелены на обучение и воспитание молодежи, прежде всего, на то, чтобы они сами учились получать светские знания, вместе с достижениями современной науки изучали мнения мыслителей о наставниках и внедряли их в свою деятельность.

Список литературы

1. Мирзиёев Ш. Пресс-Служба Президента Республики Узбекистан. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.youtube.com/2019/ (дата обращения: 17.05.2019).

2. Курбанов Ш. и. др. Мечта о совершенном поколении. Т. «Шарк», 1999.

3. Кожаспирова Г.М. Педагогика. Москва. Кнорус, 2010.

4. КаримовИ.А. Гармонично развитое поколение - основа прогресса Узбекистана. Т.: «Шарк», 1999.

5. Таллашев Х.Х. Общепедагогические идеи ученых-энциклопедистов Ближнего и Среднего Востока эпохи Средневековые. Т. «Фан», 1999.

6. «Наследия наших великих предков - достояние всего человечества». Газета «Правда Востока», 16 мая 2014 года. № 95.

ВИЗУАЛЬНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ К ИЗУЧЕНИЮ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В СРЕДНИХ И СТАРШИХ КЛАССАХ Коваленко Е.В.1, Маслякова Ю.Ю.2

'Коваленко Елена Викторовна — учитель английского языка; 2Маслякова Юлия Юрьевна—учитель английского языка, Муниципальное общеобразовательное учреждение Средняя образовательная школа 12 № г. Энгельс

Аннотация: в статье анализируется методы визуализации информации и способы их использования на уроках английского языка в средних и старших классах среднеобразовательной школы. Особое внимание уделяется использованию мультимедийных презентаций, облаков тегов, ментальных карт и интерактивных игр.

Ключевые слова: английский язык, визуализация, визуальные методы обучения, принцип наглядности, средства визуализации знаний, интерактивные тренажёры, облако тегов, мультимедийная презентация, ментальные карты.

С появлением информационно-коммуникационной сети Интернет как результата научно -технического прогресса увеличилась роль потребляемой информации. Для быстрого усвоения огромного количества этой информации стал меняться тип мышления. Поэтому у современного подрастающего поколения сформировался феномен клипового мышления. Учащимся средних и старших классов труднее акцентировать длительное внимание на текстовой информации больших объемов, а также труднее происходит восприятие и запоминание. Следовательно, в контексте клипового мышления необходимо учитывать восприятие материалов урока и применение методов визуального обучения для более глубокого усвоения предмета. Также, известно, что до 90 % информации человек получает через зрительные органы чувств, поэтому в современной науке принято считать зрительное, то есть визуальное восприятие основным средством получения информации.

Стоит отметить, что специфический процесс обучения можно наблюдать и в изучении английского языка. Нужно учитывать не только правильное теоретическое усвоение материалов урока, но и речевые аспекты обучения. Ведь главное в процессе обучения заключается не только в формировании, но и в дальнейшем развитии умений и навыков использовать английский язык как

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.