Научная статья на тему 'Визуальные методы обучения как средство повышения мотивации к изучению английского языка в средних и старших классах'

Визуальные методы обучения как средство повышения мотивации к изучению английского языка в средних и старших классах Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2510
368
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК / ВИЗУАЛИЗАЦИЯ / ВИЗУАЛЬНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ / ПРИНЦИП НАГЛЯДНОСТИ / СРЕДСТВА ВИЗУАЛИЗАЦИИ ЗНАНИЙ / ИНТЕРАКТИВНЫЕ ТРЕНАЖЁРЫ / ОБЛАКО ТЕГОВ / МУЛЬТИМЕДИЙНАЯ ПРЕЗЕНТАЦИЯ / МЕНТАЛЬНЫЕ КАРТЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Коваленко Елена Викторовна, Маслякова Юлия Юрьевна

В статье анализируется методы визуализации информации и способы их использования на уроках английского языка в средних и старших классах среднеобразовательной школы. Особое внимание уделяется использованию мультимедийных презентаций, облаков тегов, ментальных карт и интерактивных игр.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Визуальные методы обучения как средство повышения мотивации к изучению английского языка в средних и старших классах»

- создание методических пособий факультативного курса для учащейся молодёжи, проведение различных внеклассных мероприятий, во время которых изучались биография учёных, труды, произведения, мысли, идеи о профессии учителя и их педагогическое мастерство.

Формирование культуры, речи национальной и межнациональной а также в области педагогической технологии интердеятельности, применение, использование электронных средств, слайдов, инновационных кластерных методов, создание банка данных по проблемам педагогической мысли и идей ученых.

Это означает, что нынешние учителя будут нацелены на обучение и воспитание молодежи, прежде всего, на то, чтобы они сами учились получать светские знания, вместе с достижениями современной науки изучали мнения мыслителей о наставниках и внедряли их в свою деятельность.

Список литературы

1. Мирзиёев Ш. Пресс-Служба Президента Республики Узбекистан. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.youtube.com/2019/ (дата обращения: 17.05.2019).

2. Курбанов Ш. и. др. Мечта о совершенном поколении. Т. «Шарк», 1999.

3. Кожаспирова Г.М. Педагогика. Москва. Кнорус, 2010.

4. КаримовИ.А. Гармонично развитое поколение - основа прогресса Узбекистана. Т.: «Шарк», 1999.

5. Таллашев Х.Х. Общепедагогические идеи ученых-энциклопедистов Ближнего и Среднего Востока эпохи Средневековые. Т. «Фан», 1999.

6. «Наследия наших великих предков - достояние всего человечества». Газета «Правда Востока», 16 мая 2014 года. № 95.

ВИЗУАЛЬНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ К ИЗУЧЕНИЮ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В СРЕДНИХ И СТАРШИХ КЛАССАХ Коваленко Е.В.1, Маслякова Ю.Ю.2

'Коваленко Елена Викторовна — учитель английского языка; 2Маслякова Юлия Юрьевна—учитель английского языка, Муниципальное общеобразовательное учреждение Средняя образовательная школа 12 № г. Энгельс

Аннотация: в статье анализируется методы визуализации информации и способы их использования на уроках английского языка в средних и старших классах среднеобразовательной школы. Особое внимание уделяется использованию мультимедийных презентаций, облаков тегов, ментальных карт и интерактивных игр.

Ключевые слова: английский язык, визуализация, визуальные методы обучения, принцип наглядности, средства визуализации знаний, интерактивные тренажёры, облако тегов, мультимедийная презентация, ментальные карты.

С появлением информационно-коммуникационной сети Интернет как результата научно -технического прогресса увеличилась роль потребляемой информации. Для быстрого усвоения огромного количества этой информации стал меняться тип мышления. Поэтому у современного подрастающего поколения сформировался феномен клипового мышления. Учащимся средних и старших классов труднее акцентировать длительное внимание на текстовой информации больших объемов, а также труднее происходит восприятие и запоминание. Следовательно, в контексте клипового мышления необходимо учитывать восприятие материалов урока и применение методов визуального обучения для более глубокого усвоения предмета. Также, известно, что до 90 % информации человек получает через зрительные органы чувств, поэтому в современной науке принято считать зрительное, то есть визуальное восприятие основным средством получения информации.

Стоит отметить, что специфический процесс обучения можно наблюдать и в изучении английского языка. Нужно учитывать не только правильное теоретическое усвоение материалов урока, но и речевые аспекты обучения. Ведь главное в процессе обучения заключается не только в формировании, но и в дальнейшем развитии умений и навыков использовать английский язык как

средство общения. В этом случае, визуальные средства и методы, применяемые при обучении английскому языку могут повысить уровень заинтересованности учащихся, а также даст возможность развивать все виды речевой деятельности.

Из выше сказанного следует определить основную цель создания системы обучения с помощью средств визуализации как основную систему функционирования средств обучения английскому языку.

Для начала стоит также отметить, что особое место в обучении языковой компетенции принято считать принцип наглядности, который часто синонимизируют с такой парадигмой как визуализация. С помощью наглядности создаются учебные ситуации, в которых отрабатывается устная коммуникация. Однако Дж. Л. Уотсон считает, что наиболее правильно представлять себе процесс визуализации как создание внутреннего образа воспринимаемого подростком объекта. В этом смысле границы понятия «визуализация» значительно шире понятия «наглядность».

Для реализации принципа наглядности в процессе обучения английскому языку предусмотрена возможность размещения в кабинете тематических стендов, информационных материалов, учебников и книг на английском языке. В данном случае задача наглядности заключается в формировании психической активности учащихся средних и старших классов, а также вызывает интерес к занятиям языком, увеличении объём усваиваемого материала и способствует развитию творческой составляющей у молодого поколения. Сама языковая наглядность, то есть карточки и тематические стенды, объясняющие языковые особенности изучаемого предмета, может включать в себя следующие виды:

1. коммуникативно-речевую наглядность, наглядную демонстрацию коммуникативно-смысловой функции языкового явления в речи (устной и письменной).

2. демонстрацию языковых явлений в изолированном виде (фонем, морфем, слов, предложений и другое) в устной или письменной форме.

3. лингвистическую и грамматическую схемную наглядность (схемы, таблицы и т. д.) [3].

Таким образом, размещение информационных стендов, отражающих предмет изучения английского языка, является одной из основных методов визуализации. Во время обучения учащиеся могут не только узнать полезную информацию, но и по возможности вспомнить ранее пройденный материал с помощью информационных таблиц, картинок и схем.

Теперь мы рассмотрим методы самой визуализации, применяемые непосредственно в процессе обучения английскому языку для лучшего усвоения получаемых знаний. В частности отметим особую роль применения технологических средств и компьютерных технологий в образовательном процессе. Сейчас тяжело представить какое-либо образовательное учреждение без двух составляющих: интерактивная доска и компьютер с проектором. Интеграция данных устройств в общеобразовательный процесс возникла из-за необходимости использования визуальных методов обучения.

Существует большое разнообразие методов визуализации на уроке с использованием технического оборудования: видеоролики, фрагменты кинофильмов, презентации, матрицы-подсказки, речевые штампы, тренажеры, ментальные карты, облака тегов, инфографики и т.д. Рассмотрим подробнее некоторые из них:

• Мультимедийные презентации

Мультимедийные презентации представляет собой «учебные материалы, подготовленные с помощью редактора мультимедийных презентаций Power Point. М. п. используется для организации работы по определенной теме, привлечения внимания учащихся к лексико-грамматическому или страноведческому материалу» [1]. Использование мультимедийной презентации способствует повышению интереса обучающихся и мотивирует учащихся на изучение английского языка. Такая подача материла позволяет учителю сфокусировать внимание учеников на самом процессе обучения. А разнообразие средств представления информации, которые можно использовать при создании презентации, помогает выбрать наиболее подходящую демонстрацию материалов урока, тем самым дополнив иллюстративный материал учебника. Педагог вправе сам составлять презентации или использовать уже готовые методические рекомендации с учительских веб-ресурсов.

• Ментальные карты

Ментальные карты (также принято называть «диаграммы связей», «ассоциативные карты», «мыслительные карты», «карты памяти», «умственные карты» и «интеллект карты») представляют собой «метод графического выражения процессов восприятия, обработки и запоминания информации, решения творческих задач, а также инструмент развития памяти и мышления, благодаря которому можно задействовать оба полушария для формирования учебно-познавательной компетенции учащихся» [5]. Диаграммы связей работают по принципу запоминания ключевых слов и помогают структурировать материал урока в доступной форме. Ментальные карты изображаются в виде древовидной схемы, на которой изображены слова или другие понятия, связанные «ветвями» и

83

отводящиеся от центрального понятия. Применение таких карт на уроках английского языка в средних и старших классах дает возможность создать мотивацию к активному участию в учебном процессе и овладению английским языком как средством коммуникации, а также позволяет конструировать содержания учебного материала урока, научить учащихся пользоваться словарями и справочниками с целью поиска необходимых значений. Учитель с помощью компьютера и интерактивной доски может прямо на уроке показать учащимся логику создания умственной карты и соответственно логику построения материала урока или темы.

• Облака тегов

Среди большинства представителей современного поколения принято выделять всю имеющуюся информацию по основным словам, объясняющим суть того или иного коммуникативного сообщения. Проще говоря, среди молодёжи особое значение имеет такое понятие как теги. По ним ищут информацию в коммуникационной сети Интернет, с помощью них ориентируются в необъятном медиа пространстве. Поэтому эффективным можно считать создание облаков тегов. «Применение данной методики на занятиях по иностранному языку является одним из средств повышения интереса к обучению, позволяет обеспечить более качественное овладение учащимися устной речью, повысить уровень языковой и речевой подготовки, способствует формированию и совершенствованию лексических навыков» [2].

• Интерактивные тренажеры

Интерактивные тренажеры представлены в виде развивающей игры. На первый взгляд использование такого метода является не подходящим для средних и старших классов. Однако сейчас процесс игры актуален как среди начальных классов, так и для старшеклассников в виду его уникального алгоритма построения самого учебного процесса. Включиться в процесс игры намного легче и удобнее. Аркадные типы игр и игры-головоломки улучшают мозговую деятельность и процесс запоминания, а если в процессе этих игр идет употребление англоязычных выражений и фраз, то подросток запоминает речевую и текстовую информацию значительно лучше. В распоряжении педагога представлена огромная база интерактивных тренажеров. Некоторые из них являются онлайновыми. К примеру, для использования игровых онлайновых тренажеров Dualingo и Lingualeo необходимо только доступ к Интернету.

Таким образом, мы можем сделать вывод, что визуализация информации на уроках английского языка в средних и старших классах общеобразовательных учреждений является эффективным способом передачи информации. Большое разнообразие методов позволяет учителю выбрать наиболее подходящий способ и дополнить уже имеющиеся материалы урока визуальным сопровождением для ассимиляции знаний. При методически грамотном использовании, визуализация поможет создать мотивацию учащихся к активному участию в учебном процессе и овладению английским языком как средством коммуникации, а также повысит качество знаний.

Список литературы

1. Азимов Э. Г., Щукин А. Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). М.: Издательство ИКАР, 2009.

2. Изотова Н.В., Буглаева Е.Ю. Система средств визуализации в обучении иностранному языку // Вестник БГУ. 2015. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sistema-sredstv-vizuaHzatsii-v-obuchenii-inostrannomu-yazyku (дата обращения: 10.05.2019).

3. Оглуздина Т. П. К вопросу о принципах обучения иноязычной языковой компетенции в теории и методике обучения иностранным языкам // Известия ПГУ им. В.Г. Белинского. 2012. №28. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-o-printsipah-obucheniya-inoyazychnoy-yazykovoy-kompetentsii-v-teorii-i-metodike-obucheniya-inostrannym-yazykam (дата обращения: 10.05.2019).

4. Полякова Е.В. Применение способов и методов визуального мышления в современном образовании // Известия ЮФУ. Технические науки. 2012. №10. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/primenenie-sposobov-i-metodov-vizualnogo-myshleniya-v-sovremennom-obrazovanii (дата обращения: 10.05.2019).

5. Пфейфер Е.П. Использование «Mind Map» на уроках английского языка. [Электронный ресурс] Социальная сеть работников образование nsportal.ru. URL: http://nsportal.ru/shkola/inostrannye-yazyki/angliiskiy-yazyk/library/2014/02/17/ispolzovaniemind-map-na-urokakh(дата обращения 10.03.2015).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.