УЧЁНЫЕ МЫСЛИТЕЛИ СРЕДНЕВЕКОВОГО ВОСТОКА ОБ ИДЕАЛЬНОЙ ЛИЧНОСТИ
Д. А. Захидова
Одним из существенно важных принципов реформирования системы образования в Республике Узбекистан является его национальная направленность, заключающаяся в органическом единстве образования с национальной историей, народными традициями и обычаями, в сохранении и обогащении культуры народов Узбекистана, признании образования важнейшим инструментом национального развития, уважения к истории и культуре других народов.
Как показало предварительное изучение литературы в области антологии педагогической мысли узбекистана, истории узбекской национальной культуры и народных ремёсел, фундаментальные основы воспитания и подготовки кадров имеют глубокие исторические корни и заложены в центральной азии ещё в VIN-XIN вв.
В процессе отделения науки от религии, развития фундаментальных наук и создания философско-педагогической концепции образования, воспитания и обучения огромная заслуга принадлежит таким выдающимся ученым средневекового востока, как аль-хорезми (787-ок. 850), аль-кинди (ок. 800-870), аль-фараби (870-950), абу рай-хан беруни (973-ок. 1050), абу али ибн сина (ок. 980-1037), ибн рушд (хИ в.), омар хайям (ок. 1048-ок.1123), туси (1201-1274), ибн халдун (хИ в.), а также представителям религиозно-философского союза «братья чистоты» аль-бусти, аз-занджани, ан-нахраджури, аль-ауфи, зейд бну-рифаа (вторая половина X в.). Философско-педагогическое наследие этой плеяды ученых содержит целостную систему общепедагогических идей, дидактических учений, гуманистическую концепцию воспитания и формирования личности.
Специфическая особенность научной деятельности ученых-энциклопедистов средневекового востока заключалась в теснейшей связи изысканий в области отдельных наук с разработкой вопросов педагогики. Каждый из них был не только философом-исследователем, но учителем, имея собственных учеников и последователей. Почти в любом научном трактате, книге или сочинении средневековых мыслителей содержатся педагогические наставления и комментарии, элементы философско-педагогической концепции обучения и воспитания.
Учёные-мыслители средневекового Востока в своих произведениях важное место отводили трудовому профессиональному обуче-
521
нию и воспитанию молодёжи. Обучение ремеслу рассматривалось ими как необходимый и обязательный элемент образования, который должен сочетаться с умственным, физическим и нравственным воспитанием. Идеалом учёных был совершенный человек, владеющий какой-либо наукой или ремеслом и наделённым лучшими человеческими качествами. В своих произведениях они подвергали критике тех, кто воспитывал своих детей в духе презрения к труду, предостерегая, что это приведёт к духовному обнищанию и моральному разложению, поскольку нравственное начало в человеке закладывается в процессе труда. Труд в их произведениях рассматривается как материальная и моральная основа жизни человека, источник человеческого счастья. Фараби говорил, что способности человека к ремёслам и искусству не являются врождёнными, естественными. Если бы они были таковыми, то правители достигли бы своего положения не благодаря собственным усилиям, а в силу своих врождённых качеств. Давани писал, что обучение детей с ранних лет продиктовано тем, что в раннем возрасте быстрее усваивает основы науки или ремесла: «Душа ребёнка похожа на чистую доску, на которой легко начертить любое изображение». И еще: «Один человек не должен заниматься различными ремёслами, потому что (это) противоречит природе, (тот человек) никогда не достигнет положительного (результата), ибо каждое ремесло требует достойного внимания и времени.» ... «У человека нет способности ко всем ремёслам, наоборот, каждый имеет склонность к определённому ремеслу».
Фараби описывает высокие нравственные качества человека, пути их воспитания и нормы поведения. К таким качествам он относит храбрость, доброту или щедрость, остроумие, правдивость, дружественность и многое др. Однако он требует строгого соблюдения разумной меры, иначе благое может переходить в свою противоположность: «Мы говорим, что храбрость - это хорошее нравственное качество и достигается оно за счёт умеренной смелости, проявленной в опасных делах и в воздержании от них. Чрезмерная смелость в этих делах приводит к безрассудству, а недостаток смелости - к трусости, а это уже плохое нравственное качество. И когда вырабатываются эти нравственные качества, то из них проистекают соответствующие действия».
И в заключение считаем необходимым отметить, что мы разделяем мнение А. Эркаева о том, что при оценке каждой конкретной ценности культурного наследия, практическом его использовании основным критерием должно стать то, насколько оно может способствовать укреплению духовных основ независимости Узбекистана и активизации нашего народа в общемировом историческом процессе.
522