Научная статья на тему 'Учёные мыслители средневекового востока об идеальной личности'

Учёные мыслители средневекового востока об идеальной личности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
894
304
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Учёные мыслители средневекового востока об идеальной личности»

УЧЁНЫЕ МЫСЛИТЕЛИ СРЕДНЕВЕКОВОГО ВОСТОКА ОБ ИДЕАЛЬНОЙ ЛИЧНОСТИ

Д. А. Захидова

Одним из существенно важных принципов реформирования системы образования в Республике Узбекистан является его национальная направленность, заключающаяся в органическом единстве образования с национальной историей, народными традициями и обычаями, в сохранении и обогащении культуры народов Узбекистана, признании образования важнейшим инструментом национального развития, уважения к истории и культуре других народов.

Как показало предварительное изучение литературы в области антологии педагогической мысли узбекистана, истории узбекской национальной культуры и народных ремёсел, фундаментальные основы воспитания и подготовки кадров имеют глубокие исторические корни и заложены в центральной азии ещё в VIN-XIN вв.

В процессе отделения науки от религии, развития фундаментальных наук и создания философско-педагогической концепции образования, воспитания и обучения огромная заслуга принадлежит таким выдающимся ученым средневекового востока, как аль-хорезми (787-ок. 850), аль-кинди (ок. 800-870), аль-фараби (870-950), абу рай-хан беруни (973-ок. 1050), абу али ибн сина (ок. 980-1037), ибн рушд (хИ в.), омар хайям (ок. 1048-ок.1123), туси (1201-1274), ибн халдун (хИ в.), а также представителям религиозно-философского союза «братья чистоты» аль-бусти, аз-занджани, ан-нахраджури, аль-ауфи, зейд бну-рифаа (вторая половина X в.). Философско-педагогическое наследие этой плеяды ученых содержит целостную систему общепедагогических идей, дидактических учений, гуманистическую концепцию воспитания и формирования личности.

Специфическая особенность научной деятельности ученых-энциклопедистов средневекового востока заключалась в теснейшей связи изысканий в области отдельных наук с разработкой вопросов педагогики. Каждый из них был не только философом-исследователем, но учителем, имея собственных учеников и последователей. Почти в любом научном трактате, книге или сочинении средневековых мыслителей содержатся педагогические наставления и комментарии, элементы философско-педагогической концепции обучения и воспитания.

Учёные-мыслители средневекового Востока в своих произведениях важное место отводили трудовому профессиональному обуче-

521

нию и воспитанию молодёжи. Обучение ремеслу рассматривалось ими как необходимый и обязательный элемент образования, который должен сочетаться с умственным, физическим и нравственным воспитанием. Идеалом учёных был совершенный человек, владеющий какой-либо наукой или ремеслом и наделённым лучшими человеческими качествами. В своих произведениях они подвергали критике тех, кто воспитывал своих детей в духе презрения к труду, предостерегая, что это приведёт к духовному обнищанию и моральному разложению, поскольку нравственное начало в человеке закладывается в процессе труда. Труд в их произведениях рассматривается как материальная и моральная основа жизни человека, источник человеческого счастья. Фараби говорил, что способности человека к ремёслам и искусству не являются врождёнными, естественными. Если бы они были таковыми, то правители достигли бы своего положения не благодаря собственным усилиям, а в силу своих врождённых качеств. Давани писал, что обучение детей с ранних лет продиктовано тем, что в раннем возрасте быстрее усваивает основы науки или ремесла: «Душа ребёнка похожа на чистую доску, на которой легко начертить любое изображение». И еще: «Один человек не должен заниматься различными ремёслами, потому что (это) противоречит природе, (тот человек) никогда не достигнет положительного (результата), ибо каждое ремесло требует достойного внимания и времени.» ... «У человека нет способности ко всем ремёслам, наоборот, каждый имеет склонность к определённому ремеслу».

Фараби описывает высокие нравственные качества человека, пути их воспитания и нормы поведения. К таким качествам он относит храбрость, доброту или щедрость, остроумие, правдивость, дружественность и многое др. Однако он требует строгого соблюдения разумной меры, иначе благое может переходить в свою противоположность: «Мы говорим, что храбрость - это хорошее нравственное качество и достигается оно за счёт умеренной смелости, проявленной в опасных делах и в воздержании от них. Чрезмерная смелость в этих делах приводит к безрассудству, а недостаток смелости - к трусости, а это уже плохое нравственное качество. И когда вырабатываются эти нравственные качества, то из них проистекают соответствующие действия».

И в заключение считаем необходимым отметить, что мы разделяем мнение А. Эркаева о том, что при оценке каждой конкретной ценности культурного наследия, практическом его использовании основным критерием должно стать то, насколько оно может способствовать укреплению духовных основ независимости Узбекистана и активизации нашего народа в общемировом историческом процессе.

522

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.