БОЛАЛАР -УСМИРЛАР СПОРТИ / ДЕТСКО-ЮНОШЕСКИЙ СПОРТ
Н.Х. ФЕТХУЛЛОВА, КАНДИДАТ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ НАУК, ДОЦЕНТ
УзГИФК, ЧИРЧИК
СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ВЫПОЛНЕНИЯ УПРАЖНЕНИЙ В РАВНОВЕСИИ НА РУКАХ В ВИДАХ СПОРТАСО СЛОЖНОЙ КООРДИНАЦИЕЙ ДВИЖЕНИЙ
Аннотация. Мувозанат саклаш функцияси ва унинг хар хил спорт турида дастурий машкларнинг бажарилиш сифатига таъсири аникланган. Спорт тури, спортчиларнинг малакаси ва тайёргарлиги хусусиятларига боглик х,олда кулларда мувозанат саклаш машкларини бажарилиш хусусиятлари тажрибада аникланган.
Калит сузлар: кулларда тик туриш, акробатика машклари, махсус х,аракат тайёргарлигини, координацион кобилиятлар, техник тайёргарлик.
Актуальность. В сложнокоорди-национных видах спорта к функции равновесия и предъявляются повышенные требования, так как от уровня ее развития зависят качество освоения программы упражнений и достижение высоких спортивных результатов (1,2,4,5).
В этих видах двигательной деятельности сохранение равновесия необходимо:
- при выполнении исходного положения ( в прыжках в воду);
- при балансировании предметами (в художественной гимнастике);
- в условиях ограниченной или повышенной опоры (в спортивной гимнастике);
- при балансировании партнеров в парно-групповых видах акробатики.
Анализ специальной литературы свидетельствует о том, что по вопросам применения средств и методов обучения упражнениям в равновесии на руках мнения авторов весьма разноречивы. Несмотря на наличие ряда научных разработок (1,5), этот вопрос требует дальнейшего рассмотрения и нуждается в существенном уточнении особенностей работы с конкретным контингентом занимающихся, учета этапа подготовки, вида спорта и специализации.
Цель: изучить особенности выполнения упражнений в равновесии на руках в видах спорта со сложной координацией движений.
Организация исследования.
Объектом наблюдений были 74 квалифицированных спортсмена (28 гимнастов, 12 акробатов, 14 прыгунов в воду и 30 цирковых акробатов). Изучались методы и средства обучения, количественные и качественные показатели выполнения стоек на руках.
Уровень специально-физической
(СФП), функциональной (ФП) и специально-двигательной подготовленности (СДП) определялся по результатам выполнения комплекса специальных упражнений (3,5).
Результаты исследования.
Сравнительный анализ полученных данных показал, что уровень специальной
физической подготовленности прыгунов в воду достоверно выше аналогичных данных акробатов и гимнастов (Р<0,05), за исключением наклона вперед.
Наилучшие координационные
способности (разница в прыжке Абалакова) у гимнастов КМС - 8,3 см. Несколько ниже у цирковых акробатов -8,0 см. и упрыгунов в воду - 7,0 см. (рис 1.).
Квалифицированные спортсмены должны сохранять устойчивость в пробе Яроцкого в течение 60-80 с. Однако, если у цирковых акробатов показатели были близки к нормативным требованиям (43,8±15,4 с.), то у спортсменов они ниже и находятся в пределах от 19,6 с. до 38,9 с. (рис.2).
Рис 1. Разница в показателях прыгучести по Абалакову (см)
Рис.2 Тест Яроцкого (с)
В пробе Ромберга лучший результат также у цирковых акробатов (19,8±5,9 с.). Среди спортсменов наибольший показатель у прыгунов в воду (13,2±3,7 с.), что обусловлено выполнением специальных упражнений, совершенствующих функцию равновесия (стойка на одной ноге руки вверх, равновесие на носках и др.) и имеющих
специфическое значение, так как они являются исходным положением при выполнении прыжка в воду (рис.3).
Наибольшее время удержания стойки на руках у цирковых акробатов-юношей -55±13,0 с. Результаты спортсменов находились в пределах 10-30 с. (рис. 4,5).
Рис.3. Проба Ромберга (с)
прыгуны в воду гимнасты акробаты цирк. акробаты
Рис.4. Стойка на руках (с) 8
Результаты сравнительного анализа выполнения стойки на руках на полу и на гимнастических стоялках позволили выявить следующие особенности:
1. У акробатов и цирковых акробатов время удержания равновесия в обоих упражнениях не имеет существенных различий, что связано со спецификой подготовки их к парно-групповым акробатическим упражнениям. Так, у цирковых акробатов-юношей оно составило 55,0±13,0 и 57,3±18,3 с. соответственно (табл.1).
2. У гимнасток МС результаты в первом упражнении значительно выше, чем во втором - 42,3±17,0 и 8,0±4,2 с. соответственно (табл.2). Это, видимо, объясняется тем, что в процессе тренировки в видах женского многоборья практически не используются вспомога-
тельные приспособления (стоялки, «кубики» и др.).
3. У гимнастов КМС наибольшая устойчивость при выполнении стойки на руках на возвышении, т.е. на гимнастических стоялках (28,2±8,2 сек.). Это обусловлено особенностями подготовки к видам многоборья (брусья, кольца), требующей предварительного освоения программных упражнений на вспомогательных снарядах и
приспособлениях.
Все контрольные упражнения выполнили только цирковые акробаты (8,6±2,2 балла), достоверно ниже показатели у прыгунов в воду (КМС) (6,3±1,8 балла), а подавляющее большинство занимающихся в ДЮСШ смогли выполнить только 1-2 теста.
Показатели Вид Стойка на руках на полу Стойка на стоялках
вид спорта n спорта (сек) (сек)
Min-max М+ 5 Min-max М+ 5
Прыжки в воду 14 КМС 13,0-60,0 25,7±12,1 0 0
Гимнастика 10 КМС 5,0 - 30,0 10,7±5,6 19,0 - 48,0 28,2±8,2
Акробатика 12 КМС 5,0 - 17,0 11,7±3,4 7,0 - 17,0 10,9±4,9
Цирк.акробатика 15 -- 26,0 - 75,0 55,0±13,0 28,0 - 90,0 57,3±18,3
Таблица 2
Длительность сохранения равновесия на руках (девушки)
Показатели Вид Стойка на руках на полу Стойка на стоялках
вид спорта n спорта (сек) (сек)
Min-max М+ 5 Min-max М+ 5
Гимнастика 10 КМС 3,0 - 40,0 9,5±7,3
Гимнастика 8 МС 15,0 - 60,0 42,3±17,4 0 - 30,0 8,0±4,2
Цирк.акробатика 15 - 15,0- 70,0 41,4±15,2 3,0 - 70,0 38,0±15,8
Таблица 1
Длительность сохранения равновесия на руках (юноши)
Вышеизложенное указывает на то, что используемые в практике тренировки методы и средства обучения не позволили своевременно развить специальные физические качества и функциональные способности, столь необходимые для эффективного освоения упражнений структурной группы стоек.
На основе анализа специальной литературы, классификационных
программ и результатов педагогических наблюдений определены особенности выполнения упражнений в равновесии на руках в видах спорта со сложной координацией движений.
Выводы. 1. Наиболее существенными ошибками, допускаемыми спортсменами в спортивных видах гимнастики, является нарушение равновесия. Отмечено, при хорошем функциональном состоянии развитие умений и навыков происходит гораздо успешнее. На начальном этапе подготовки следует применять методику комплексной двигательной тренировки.
2. В каждом виде спорта стойке на руках отведена определенная роль, а именно:
- в прыжках в воду - исходное положение;
- в спортивной гимнастике -исходное, промежуточное (проходящее) или конечное положение большинства маховых и силовых упражнений;
- в спортивной акробатике -
основное, базовое упражнение, без которого невозможно освоение других элементов.
3. Положение туловища в стойке в цирковой акробатике имеет сходство со спортивной. Но если в спортивной акробатике стойка выполняется с прямым положением тела, то в спортивной гимнастике и в прыжках в воду с небольшим прогибом в пояснице.
4. В спортивной гимнастике снаряды имеют различные характеристики: высоту, подвижность (кольца), форму опоры, которые требуют специальной подготовки выполнения стойки на каждом из них.
Так, на бревне, гимнастке приходится выполнять упражнение на уменьшенной площади опоры и преодолевать защитный рефлекс, связанный с высотой бревна. Техника выполнения стойки отличается узким хватом рук, где опорой служат ладони и большие пальцы, в то время как остальные пальцы охватывают бревно с боков.
Выполняя стойку на руках на кольцах, гимнаст находится на подвижном снаряде и вынужден гораздо точнее балансировать телом, чтобы не упасть. При этом плечевой пояс неподвижен, ведущая роль в сохранении равновесия принадлежит контрольной точке в области крестца.
Литература
1. Болобан В. Н. Макрометодика обучения акробатическим упражнениям сложным по координации / В.Н. Болобан // Педагогика, психология и медико-биологические проблемы физического воспитания и спорта. -. № 6, 2010
2. Гавердовский Ю.К. Обучение спортивным упражнениям. Биомеханика. Методология. Дидактика. М.; Советский спорт, 2008
3. Спортивная гимнастика (мужчины и женщины): Примерная программа спортивной подготовки для ДЮСШ, СДЮШОР и ШВСМ. - М.: Советский спорт, 2005.
4. Спортивная акробатика. Свод Правил 2017 - 2020 гг.
5. Умаров М.Н., Якубова Н.Х. Обучение упражнениям в равновесии на руках методом предписаний алгоритмического типа. \Учебное пособие.- Ташкент. УзГосИФК, 2000.
Н.Х. Фетхуллова
Определена значимость функции равновесия и его влияние на качество выполнения программных упражнений в различных видах спорта. Экспериментально выявлены особенности выполнения упражнений в равновесии на руках в зависимости от вида спорта, квалификации и специфики подготовки спортсменов.
Meaning fulness of function of equilibrium and its influence on quality of implementation of programmatic exercises in the different types of sport are determined. The features of implementation of exercises in equilibrium on hands depending on the type of sport, qualification, and specific of preparation of sportsmen are experimentally educed.
М.С. АХМАТОВ, КАНДИДАТ БИОЛОГИЧЕСКИХ НАУК, ДОЦЕНТ, УзГИФК,
ЧИРЧИК
Х.Н. УТАШЕВ, УзГИФК, ЧИРЧИК
ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ МАССОВОЙ СПОРТИВНО- ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛАХ
Аннотация. Маколада умумтаълим муассасаларида оммавий спортни ривожлантириш, хдмда мактаб укувчиларини жисмоний х,аракатга булган кизикиши пастлиги ва жисмоний ривожининг заифлиги билан боглик муаммолар кутарилган. Мактаб укувчиларини жисмоний хдракатга булган кизикишини умумузбек узлуксиз спорт хдракати тизими оркали шакллантириш таклиф этилади.
Калит сузлар: мактаб, укувчилар, оммавий, спорт, тизим, согломлик, методология, муаммо.
Актуальность. Социально-экономические изменения, происходящие в стране, требуют подготовки молодежи к быстро текущей жизни в нагруженном физическом и информационном поле. Страна заинтересована в том, чтобы его молодое поколение было здоровым и работоспособными. Массовый спорт рассматривается как достижение этой цели. Сегодня развитие массового спорта, повышение его эффективности является ключевой проблемой современного общества [1]. Вместе с тем уровень развития массового спорта в образовательных учреждениях не соответствует задачам социально-экономического
преобразования страны.
За последние годы наблюдается тенденция устойчивого отставания сферы физкультурного образования от других образовательных направлений. Оно отчетливо проявляется в том факте, что подрастающее поколение в большинстве своем сравнительно успешно овладевает новыми знаниями, осваивает
производственные и информационные технологии, и в то же время, физически не готово к трудовой и воинской деятельности, часто не способно противостоять стрессовым воздействиям социума на принципах здорового образа жизни [2].
По статистическим данным в стране прослеживается тенденция ухудшения состояния здоровья детей. За годы обучения возрастает число детей с нарушениями зрения и осанки, психического здоровья, а также с заболеваниями органов пищеварения.
В школе, во время обучения детей, суточная двигательная активность снижается примерно в два раза, так как большую часть дневного времени учащиеся находятся в статическом положении. Недостаточная двигательная активность ведет к заболеваниям, а низкий уровень здоровья детей сказывается и на процессе их адаптации к учебным нагрузкам.
К числу основных проблем, влияющих на качество физического воспитания школьников, необходимо отнести также недостаточное количество спортивных секций, отсутствие
внеклассной спортивно-оздоровительной работы. К тому же, в последние годы в связи с повышением стоимости платных физкультурно-оздоровительных услуг, а также роста цен на спортивную экипировку и инвентарь для большинства детей занятия физической культурой и спортом стали труднодоступными.
Сложившаяся ситуация, вне всяких сомнений, является острой. Такое