Д.В. Дорошкевич
ПРИМИНЕНИЕ ЛОГИСТИЧЕСКИХ КЛАССТЕРОВ НА РЕГИОНАЛЬНОМ .
номическими субъектами за счет перемещения потоков во времени и пространстве. Организация перемещения потоков невозможна без информационных коммуникаций, позволяющих оперативно реагировать на изменяющиеся условия рыночной среды. Следовательно, принцип коммуникационного единства, заключающийся в наличии единого информационного пространства, интегрирующего, систематизирующего и предоставляющего информацию стратегического и оперативного порядка участникам логистического кластера и обслуживающим его структурам, должен лежать в основе построения кластера.
Выводы. Целью формирования логистического кластера является использование конкурентных преимуществ определенной территории посредством совместного выполнения участниками кластера взаимосвязанных видов деятельности, общих ресурсов, упрощения доступа к инновационным технологиям, мобилизации материальных и нематериальных активов и снижения транзакционных издержек за счет увеличения доверия. Главной особенностью логистической кластерной формы является трансформация отношений между ее участниками от стихийно рыночных к административно-плановым. Логистические кластеры формируются на пересечении основных грузовых потоков и объединяют в себе множество профильных объектов.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1 Гриценко С.Г. Стратепя випереджального роз-витку транспортно-лопстичних кластерiв в Укра!ш / Гриценко // Маркетинг в УкраМ. - 2007.- № 10. - С. 3537.
1 Лопатников Л.И. Экономико-математический словарь: словарь современной экономической науки. 5-е изд., перераб. и доп. М. : Дело, 2003.
1 Легнер Б.А. Логистика / Легнер Б.А. - М.: Нова, 2006. - 136 с.
1 Омельченко И.Н. Логистическая система - основа создания эффективно действующих предприятий / И.Н. Омельченко // Дистрибуция и логистика. - 2005. - № 6.-С. 81 - 86.
1 Бареев Т.Ф. Классификация кластеров в современной экономической теории // Актуальные проблемы экономики и права. 2012. № 3. С. 57-61.
1 Гакашев М.М. Методика отбора и формирования экономических промышленных кластеров // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Экономика и управление. 2013. № 1 (12). С. 20-23.
1 Иваненко А.А. Методологические основы выявления кластеров // Вестник Поволжского государственного университета сервиса. Серия: Экономика. 2011. № 16. С. 47-50.
1 Ильичева О.В. Кластерный подход в стратегии инновационного развития сельского хозяйства // Вестник НГИЭИ. 2011. Т. 1. № 5 (6). С. 24-39.
1 Гакашев М.М. Модели организации региональных промышленных кластеров: обзор международного опыта // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. 2013. № 4 (26). С. 86-89.
1 Евтодиева Т.Е. Экономическая сущность логистического кластера // Вестник Поволжского государственного университета сервиса. Серия: Экономика. 2011. № 18. С. 3034.
1 Игошин А.Н. Логистика производства зерна как один из путей повышения его экономической эффективности // Вестник НГИЭИ. 2011. Т. 1. № 3 (4). С. 48-57.
1 Туктарова Р.И., Чирва О.Г. Логистический аудит как инструмент повышения эффективности деятельности предприятия // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. 2013. № 4 (26). С. 167-171.
© 2014
APPLICATION OF LOGISTICAL CLUSTERS AT THE REGIONAL LEVEL
D.V. Doroshkevich, candidate of economic sciences, associate Professor the Department
of management and tourism
National Transport University, Kiev (Ukraine)
Annotation: The article deals with theoretical issues of development of the logistics cluster. Determined the specific features of the logistics cluster and the conditions of its formation. Main characteristics and classifications of the logistics cluster are disclosed. Specific principles of formation of clusters are highlighted.
Keywords: logistics, form of organization, logistics system, logistics cluster, cluster infrastructure, logistics cluster formation.
УДК 332.025.1
ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА В САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ
© 2014
С.В. Дунин, инженер-программист
ЗАО «КОМСОФТ», Тольятти (Россия)
Аннотация: Рассматривается текущая ситуация с развитием малого и среднего бизнеса в Самарской области. Нормативно-правовая база в разрезе развития малого и среднего предпринимательства. Предлагаются основные пути дальнейшего развития.
Ключевые слова: предпринимательство, малый и средний бизнес, нормативно-правовое обеспечение, государственная поддержка предпринимательства, Самарская область.
С 6 февраля 2014 года вступило в силу Постановление правительства Самарской области от 4 февраля 2014 года №45 "О внесении изменений в отдельные постановления Правительства Самарской области в сфере государственной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства". Данное постановление уточняет и расширяет цели и задачи программы "Развитие малого и среднего предпринимательства в Самарской области" на 2009 - 2015 годы, утвержденной постановлением Правительства Самарской области от 27.03.2009.
Одним из ключевых нововведений, установленных в Постановлении является продление сроков государственной поддержки малого и среднего бизнеса в Самарской области на период до 2019 года. Уточняется порядок перечисления субсидий Организациям, отдель-
ным пунктом оговаривается необходимость обязательной проверки соблюдения Организациями условий, целей и порядка предоставления субсидий. Данное постановление явилось еще одним необходимым звеном по укреплению нормативно-правовой базы обеспечивающей развитие малого и среднего предпринимательство в Самарской области.
Одной из особенностей субъектов малого и среднего бизнеса является выстраивание основных ориентиров их деятельности на потребности прежде всего местных, региональных рынков. При наличии развитого крупного промышленного сектора, тем не менее, опрос поддержки малого и среднего предпринимательства в Самарской области остается одной и приоритетных задать всех ветвей региональной власти. И здесь очевидно, что имен-
но власти субъектов Федерации, региональные власти, должны в основном обеспечивать правовое регулирование мер государственной поддержки малого и среднего бизнеса.
Согласно Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) налоговое регулирование, сбор налогов с субъектов малого и среднего бизнеса осуществляется согласно Федеральным законам и постановлениям. На уровне субъектов Федерации, местный уровень, делегирована возможность прямого субсидирования малых и средних предприятий.
К мерам государственного регулирования развития малого и среднего предпринимательства реализованными на федеральном уровне относятся:
- специальные налоговые режимы, упрощенные правила ведения налогового учета, упрощенные формы налоговых деклараций по отдельным налогам и сборам для малых предприятий [1];
- система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог);
- упрощенная система налогообложения;
- система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности;
- патентная система налогообложения.
- упрощенная система ведения бухгалтерской отчетности для малых предприятий, осуществляющих отдельные виды деятельности [2];
- упрощенный порядок составления субъектами малого и среднего предпринимательства статистической отчетности [3];
- льготный порядок расчетов за приватизированное субъектами малого и среднего предпринимательства государственное и муниципальное имущество [4];
- особенности участия субъектов малого предпринимательства в качестве поставщиков (исполнителей, подрядчиков) в целях размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд [5];
- меры по обеспечению прав и законных интересов субъектов малого и среднего предпринимательства при осуществлении государственного контроля (надзора) [6];
- меры по обеспечению финансовой поддержки и развитию инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства [7].
В целом в Российской Федерации создана достаточная система правового регулирования мер государственной поддержки малого и среднего предпринимательства. Но, тем не менее, показатели развития малого и среднего бизнеса говорят о назревшей необходимости дальнейшего её совершенствования.
Очередным этапом в развитии нормативно-правовой базы малого и среднего предпринимательства был принятый федеральный закон от 25.06.2012 № 94-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», в части введения патентной системы налогообложения, заменяющий действовавшую ранее упрощенную систему налогообложения на основе патента. Большим шагом в сторону дальнейшего развития явилась норма закона наделяющая регионы самостоятельно определять размеры потенциально возможного годового дохода по каждому виду предпринимательской деятельности, переводимого на патентную систему налогообложения, в пределах от 100 тысяч рублей до 1 миллиона рублей.
Так же из нововведений Федерального Закона № 94-ФЗ следует отметить следующие нормы:
- предельный годовой объем выручки в целях применения упрощенной системы налогообложения установлен в размере 60 миллионов рублей;
- индивидуальные предприниматели при применении патентной системы налогообложения смогут при-
влекать до 15 человек;
- действие системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход будет сохранено до 2018 года.
Предприниматель при добровольном выборе патентной системы налогообложения приобретает патент на право осуществления определенного вида деятельности сроком от одного месяца до одного года. При этом сама система максимально проста: к примеру, полное отсутствие налоговых деклараций или кассовых аппаратов. Региональными властями определяется стоимость патента в размере шести процентов (размер налоговой ставки) от потенциально возможного дохода предпринимателя за год.
Патентная система требует активных действий от властей региона. Региональные власти получают право самостоятельно дополнять установленный обязательный перечень иными видами деятельности, которые востребованы малыми и средними компаниями Самарской области. Так же региональные власти имеют право устанавливать предпринимателей, начинающий свое дело, что дает право предпринимателю воспользоваться различного рода поддержкой за счет регионального бюджета.
В Самарской области региональными властями приняты и находятся в реализации несколько областных целевых программ в секторе развития малого и среднего бизнеса: «Областная целевая программа развития инновационной деятельности в Самарской области на 20122015 годы», «Областная целевая программа «Программа развития торговли в Самарской области» на 2012-2015 годы», «Областная целевая программа «Субсидирования создания рабочих мест в монопрофильных городских округах Самарской области» на 2013-2015 годы». Предстоит работа по развитию целевых программ, как то по дальнейшей их доработке, продлению сроков исполнения либо замещению действующих программ новыми в периоде после 2015 года. При этом важно учесть уже имеющийся опыт работы и реальные результаты в секторе развития малого и среднего предпринимательства.
В области успешно функционирует фонд «Региональный центр развития предпринимательства Самарской области», осуществляющий бесплатные консультационные услуги предпринимателям малого и среднего бизнеса. Так же в фонде доступны бесплатные семинары, тренинги, мастер-классы, функционируют другие программы обучения. При фонде функционирует «Центр поддержки экспортеров». Основной задачей центра является помощь предпринимателям-экспортерам Самарской области в выходе предприятий на иностранный рынок. Специалисты цента и компании-партнеры помогают провести оценку экспортного потенциала компании, проводят консультации в области бухгалтерского учета при ведении внешнеэкономической деятельности, помогают в подготовке и переводе всешнеэкономических контрактов.
Органы власти выступают гарантом для предпринимателей в малом и среднем бизнесе по созданию условия и формированию благоприятного предпринимательского климата [8-21]. Уже как аксиома преподносится тезис о том, что необходимо еще более упростить процедуру регистрации малых предприятий, сократить число контролирующих органов, а так же упростить процедуру лицензирования и сократить количество лицензируемых видов деятельности. И, в месте с тем, в отношениях органов власти и предпринимательского сообщества сохраняются отдельные черты, сдерживающие развитие малого и среднего бизнеса.
Характерной чертой современной ситуации взаимоотношения власти и бизнес сообщества является то, что основная масса инициатив по улучшению предпринимательского климата и дальнейшего развития спускаются «сверху в низ». Инициативы приобретают форму
прямых распоряжений и становятся обязательными для исполнения. Не заостряя внимание на качестве и результате инициатив от вышестоящих органов власти, отметим сами методы реализации программ. В обществе очень мало, или вообще отсутствуют центры влияния, способные самостоятельно выдвигать серьезные инициативы по улучшению предпринимательского климата, что является явным показателем неразвитости институтов гражданской инициативы и наличия определенной дистанции между органами государственной власти и бизнес сообществом [22].
Органы власти совершенно искренне уверены, что создавая благоприятные условия для развития малого и среднего бизнеса, выполняют руководящую и направляющую роль, чем способствуют созданию хорошего инвестиционного климата. Но при этом совершенно очевидно, что взгляд на текущие проблемы только с одной стороны не может кардинально изменить ситуацию в лучшую сторону. Крайне желательно более широкое и активное вовлечение предпринимательского сообщества к законотворческой инициативе, разработке программ развития региона.
В настоящее время в Самарской области действую организации в том числе занимающиеся развитием инновационной инфраструктуры. При этом сдерживающим фактором развития именно инновационного бизнеса является отсутствие механизмов внедрения инновационных решений. Инновационный малый бизнес, в силу своей специфики, особенно испытывает острую нехватку в качественном законодательном регулировании. И крайне нуждается в принятии на региональном, а так же федеральном уровне, актов о господдержке в области инновационной деятельности. Отсутствие федерального закона не позволяет сформировать нормативную систему на региональном уровне. Региональные нормативные акты хоть и содержат перечень критериев инновационных предприятий, но не дают возможности полноценного решения вопроса поддержки инновационной деятельности в области малого и среднего предпринимательства.
Основными направлениями поддержки малого и среднего бизнеса должны стать:
- продолжение процесса по совершенствованию нормативно правовой базы для малых и средних предприятий;
- максимальное сокращение административных барьеров;
- повышение информированности и доступности информации различного рода для владельцев бизнеса. Расширение сети бесплатных для предпринимателей, финансируемых из областного бюджета, информационных ресурсов, в том числе ресурсов нормативно-правовой направленности;
- распространение положительного опыта и стимулирование обмена в среде предпринимателей навыками и опытом успешной деловой практики.
Недостаточно высокий уровень предпринимательской активности сохраняется в России во все последние годы. Так же развитие малого и среднего бизнеса идет не достаточными темпами как в основных рыночных секторах, в производстве, так и в прочих локальных инфраструктурных секторах, например в жилищно-коммунальном хозяйстве. Здесь малые и средние компании могут играть значительную роль, как для создания новых рабочих мест, так и формирования новых инновационных кластеров [23].
Поддержка предпринимательства и малого и среднего бизнеса представляет из себя один из важных элементов политики по стимулированию экономического развития Самарской области и служит обеспечению постоянного расширения базы для экономического роста. В секторах, может быть достигнут наибольший эффект для социально-экономического развития, а также там, где имеется неиспользованный потенциал 32
лять особое внимание развитию малого и среднего предпринимательства.
В Самарской области уже имеются и получили развитие многие инструменты поддержки малого и среднего бизнеса, такие как бизнес-инкубаторы, фонды поддержки предпринимательства, но их потенциал остается недостаточно раскрытым. В большинстве случаев предприниматели весьма низко оценивают эффективность предпринимаемых региональными властями усилий по развитию и стимулированию предпринимательства и поддержки малого и среднего бизнеса. Необходимо сделать программы поддержки более доступными и эффективными, увеличить масштаб, в том числе за счет финансовых аспектов, добиться более высоких результатов, повысив механизмы реализации программ, например путем регулярного мониторинга эффективности и результативности, с непосредственным привлечением участников предпринимательского сообщества.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Налоговый кодекс Российской Федерации
2. Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»
3. Федеральный закон от 29.11.2007 № 282-ФЗ «Об официальном статистическом учете в системе государственной статистики в Российской Федерации»
4. Федеральный закон от 22.07.2008 № 159-ФЗ «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства»
5. Федеральный закон от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд»
6. Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»
7. Постановление Правительства Российской Федерации от 27.02.2009 № 178 «О распределении и предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства»
8. Вавилов Д.Л., Курганский А.А. Кредитование малого и среднего бизнеса: проблемы и тенденции развития // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Экономика и управление. 2012. № 4 (11). С. 29-32.
9. Авдонина С.Г., Грудина С.И., Подгорная А.И. Роль государства в формировании интеграции малого и крупного бизнеса в инновационной сфере // Актуальные проблемы экономики и права. 2013. № 4 (28). С. 83-90.
10. Лузан Ю.П. Роль стандартизации в деятельности предприятий малого бизнеса в сфере строительства // Вестник Поволжского государственного университета сервиса. Серия: Экономика. 2013. № 6 (32). С. 146-151.
11. Тараскина Ю.В. Методические аспекты развития бизнес-процессов организаций // Актуальные проблемы экономики и права. 2013. № 3 (27). С. 153-158.
12. Эльмамуз Б.И.О. Социально-психологические проблемы управления бизнесом (результаты исследования) // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2011. № 4. С. 315-318.
13. Никифорова Е.В., Шнайдер О.В. Экономический потенциал как совокупность ресурсов финансово-хозяйственной деятельности // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2013. № 1. С. 20-22.
14. Вахтина М.А. Особенности российской экономической ментальности // Философия хозяйства. 2011. № 3.
С. 158-166.
15. Рябов В.М. Формы и механизмы взаимодействия органов власти и бизнес-структур региона // Вестник Поволжского государственного университета сервиса. Серия: Экономика. 2011. № 20. С. 54-58.
16. Вахтина М.А. Особенности становления и развития различных типов экономических организаций // Вестник Самарского государственного экономического университета. 2006. № 6. С. 23-27.
17. Каримова А.И. Устойчивое развитие малого предпринимательства и его влияние на экономику региона // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. 2012. № 1. С. 135-137.
18. Фролова О.А. Малые формы хозяйствования: проблемы и перспективы развития // Вестник НГИЭИ. 2012. № 3. С. 144-162.
19. Глухова А.А., Бурганова Ю.А., Кулагина А.В., Макеева Ю.Н. Эффективность использования инновационных финансовых продуктов в деятельности органи-
заций в условиях кризиса // Вестник Казанского технологического университета. 2009. № 4. С. 310-318.
20. Шнайдер О.В., Лапаев П.Ю. О взаимосвязи инноваций и малого бизнеса на современном этапе развития экономических отношений // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2013. № 4. С. 44-46.
21. Вахтина М.А. Институционализм как отражение социокультурного подхода в экономике // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2005. № 11-2. С. 23-25.
22. Вороненко В.В. // Организационно-правовые проблемы развития малого предпринимательства // Вестник Тамбовского университета. Издательство: Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина (Тамбов) 1810-0201
23. Глухова А.А. Управление энергоемкостью ЖКХ в регионе на основе процессного подхода // Вестник Самарского государственного экономического университета. 2008. № 6. С. 15-20.
PROBLEMS OF SMALL AND MEDIUM-SIZED BUSINESSES IN SAMARA REGION
© 2014
S.V. Dunin, Software Engineer
CJSC "Comsoft", Togliatti (Russia)
Annotation: The current situation with the development of small and medium-sized businesses in the Samara region. Regulatory framework in the context of the development of small and medium-sized businesses. Offers basic ways of further development.
Keywords: entrepreneurship, small and medium business, regulatory support, state support of entrepreneurship, Samara region.
УДК459 © 2014
МАРКЕТИНГОВЫЕ КОММУНИКАЦИИ В СФЕРЕ СЕРВИСА
Т.А. Журавлева, кандидат экономических наук, доцент кафедры «Менеджмент» Поволжский государственный университет сервиса, Тольятти (Россия)
Аннотация: Возможность разделять влияние конкуренции и маркетинговых коммуникаций на предприятиях сервиса, маркетинговые коммуникации в сфере сервиса необходимы для успеха деловой репутации при продвижении услуг, товаров
Ключевые слова: маркетинговые коммуникации, сервис, услуга, клиент деловая репутация. Передача сообщения (обращения) от источника ин- отличный текст, но и организация работы после подачи
формации к ее получателю посредством определенного канала должна иметь не только прямую, но и обратную связь, а именно ответную реакцию от получателя информации.
Коммуникация с каждым годом не только приобретает большое количество форм, но и становится основным объектом исследования маркетинга в сфере сервиса, от которого зависит результат предпринимательской деятельности. Сложность системы коммуникаций и ее значимость проявляется в том, что они являются:
- носителем информации и ее источником;
- воздействием на рынок в форме осознанного средства;
- отражением эффективности маркетинговой деятельности предприятий сферы сервиса.
Для достижения эффекта распространяемого сообщения для предприятий в сфере сервиса об их услугах автором статьи Журавлевой Т.А. в 2005 году в диссертационном исследовании была разработана оценка эффективности подачи информации, которая не потеряла своей актуальности, по цепочке:
Услуга - Реклама - Клиент - Предприятие сервиса
Наиболее эффективное обеспечение коммуникативного воздействия будет достигаться за счет контроля реакции потребителей на всех этапах предлагаемой цепочки, поэтому ее целесообразно разбить на три части.
Первый этап: «Услуга - Реклама»
Второй этап: «Реклама - Клиент»
Третий этап: «Клиент - Предприятие сервиса»
Вместе с тем, для получения эффекта от рекламного сообщения важно не только его правильное размещение,
рекламы.
Первый этап: «Услуга - Реклама» предусматривает:
- анализ результатов предыдущих рекламных мероприятий;
- определение стадии жизненного цикла рекламируемой услуги;
- выявление необходимости выбранного вида рекламы для услуги;
- определение цели последующего рекламного мероприятия (единовременное стимулирование сбыта, работа на имидж сервисного предприятия, сезонная продажа услуг, специальное предложение, напоминание о том, что вы готовы предложить своим клиентам);
- выявление потенциальных клиентов (количество клиентов, пол, возраст, их платежеспособность, предпочтения в выборе услуг и СМИ);
- соответствие формы подачи рекламной информации с предлагаемыми услугами их характеристикам (например, что предпочтительнее: рациональная или эмоциональная информация).
Второй этап: «Реклама - Клиент». Эффективность рекламы на этом этапе будет зависеть от того, насколько учтены все компоненты воздействия:
- когнитивный (на уровне ощущения, восприятия, внимания, ассоциативного мышления, памяти);
- эмоциональный (на уровне цвета, звука, изображения);
- поведенческий (на осознанном и неосознанном уровне, степени влияния тех или иных мотивов в потреблении услуг).
Реклама является частью системы маркетинговых