Научная статья на тему 'Проблемы развития легкой промышленности в РФ'

Проблемы развития легкой промышленности в РФ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
319
90
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ЛЁГКАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ / АССОРТИМЕНТ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / ПОТРЕБНОСТИ / НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ / ИНВЕСТИЦИИ / НИОКР / ИННОВАЦИИ / R & / LIGHT INDUSTRY / RANGE / EFFICIENCY / DEMAND / SCIENTIFIC AND TECHNICAL INDICATORS / INVESTMENT / D / INNOVATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Литвинова Анжела Геннадьевна

Выявление проблем развития легкой промышленности. Анализ состояния отрасли. Разработка эффективных инструментов длямаксимального привлечения в индустрию инновационных иинвестиционных институтов, а также представителей малого и среднего бизнеса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF DEVELOPMENT OF LIGHT INDUSTRY IN THE RUSSIAN FEDERATION

Identifying the problems of development of light industry. Analysis of the state sector. Development of effective tools to maximize theinvolvement of industry in innovation and investment institutions as well asrepresentatives of small and medium businesses.

Текст научной работы на тему «Проблемы развития легкой промышленности в РФ»

ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ЛЕГКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ В РФ

Литвинова Анжела Геннадьевна

ассистент кафедры Технологии сервиса и дизайна, ФИЛИАЛ ФГБОУ ВПО «РГУТИС» В г. Самаре E-mail: angeUitvmova@Jist ru

PROBLEMS OF DEVELOPMENT OF LIGHT INDUSTRY IN THE RUSSIAN FEDERATION

Anzhela Litvinova

Assistant Professor Technology and design service, Samara АННОТАЦИЯ

Выявление проблем развития легкой промышленности. Анализ состояния отрасли. Разработка эффективных инструментов для максимального привлечения в индустрию инновационных и инвестиционных институтов, а также представителей малого и среднего бизнеса.

ABSTRACT

Identifying the problems of development of light industry. Analysis of the state sector. Development of effective tools to maximize the involvement of industry in innovation and investment institutions as well as representatives of small and medium businesses.

Ключевые слова: лёгкая промышленность; ассортимент;

эффективность; потребности; научно-технические показатели; инвестиции; НИОКР; инновации.

Keywords: Light industry; range; efficiency; demand; scientific and technical indicators; investment; R & D; innovation.

Легкая промышленность — это важнейший многопрофильный сектор экономики, привлекательный для работы в сфере инновационного развития, влияющий на стабильный рост экономической ситуации страны и обеспечивающий социальный и интеллектуальный уровни общества.

Предприятия отрасли производят широкий ассортимент товаров потребительского, производственно-технического и специального

назначения. Основными потребителями продукции в секторе товаров конечного спроса являются индивидуальные покупатели, на них приходится около 40 % от всей производимой в отрасли продукции. В группу ассортимента входят: ткани и товары для дома, изделия повседневного спроса, в том числе медицинского назначения, трикотажные изделия, одежда и обувь, в том числе лечебно-профилактическая одежда и обувь, способствующие восстановлению и поддержанию здоровья людей, рабочая и специальная одежда, изделия из кожи и меха, широкий ассортимент детских товаров, ковры и ковровые изделия и т. д.

С точки зрения эффективности работы легкой промышленности представляется важным сохранение в перспективе доли товаров, основным потребителем которых является индивидуальный потребитель. Именно нерегулируемый рынок и его важнейшая часть — конечный индивидуальный потребитель — задают через спрос критерии эффективности работы предприятий. Отрасль является привлекательным сегментом как с чисто финансовой точки зрения, так и с точки зрения создания новых рабочих мест и развития малого и среднего бизнеса.

Многие страны уделяют особое внимание развитию легкой промышленности и оказывают ей существенную инвестиционную поддержку. В России рост потребительского рынка и удовлетворение потребностей населения в товарах происходит в основном за счет импорта. Легкая промышленность Российской Федерации нуждается в серьезной государственной поддержке и отнесении отрасли в число приоритетных отраслей экономики страны.

Для совершенствования системы достижения цели в отрасли необходимо определить ряд задач, решение которых требует новых подходов не только на краткосрочную, но и на долгосрочную перспективу. Существенно возрастает роль легкой промышленности в формировании и наполнении внутреннего рынка отечественной продукцией в условиях открытости российского рынка при вхождении России в ВТО.

Рост импорта обусловлен тем, что внутреннее потребление продукции легкой промышленности превышает собственные возможности по ее производству. Большая часть рынка завязана на индивидуального потребителя, его предпочтения, ориентир на доступность, качество и дизайн продукции, сервис продаж и маркетинг. В связи с этим потребности покупателей закрываются импортом.

В структуре легального импорта товаров наибольшая доля приходится на одежду и обувь. Основными зарубежными игроками на

российском рынке товаров легкой промышленности являются Китай и Турция.

Весьма значимой для экономики отрасли является проблема нелегального импорта и неучтенного (подпольного) производства, объем которых более чем вдвое превышает уровень легального производства и импорта, и достигает 43 %.

С целью удержаться на рынке, отечественные производители пытаются конкурировать с контрабандной и контрафактной продукцией. Вынужденное снижение цен на производимую продукцию, приводит не только к ухудшению качества товара и уменьшению прибыли, но и к снижению налоговых отчислений в бюджет страны. Ежегодно бюджет несёт миллиардные потери.

По мнению предпринимателей, государство должно или ограничить импорт, или экономически помочь российским предприятиям легкой промышленности. Импорт должен дополнять российский рынок необходимыми ассортиментными группами качественных товаров и не заполнять его товарами, которые могут быть выработаны отечественными производителями.

Необходимо принятие мер по нормализации внешней торговли, особенно с Китаем и Южной Азией.

Серьезной проблемой для отрасли является техно и научнотехническая отсталость, причинами которой являются [2]:

• отсутствие современных технологических переделов и автоматизированных систем управления производством;

• коэффициент обновления оборудования на российских предприятиях составляет 3—4 % в год и осуществляется за счет кредитных и собственных средств собственников, на зарубежных фирмах, для сравнения, этот показатель составляет 15—17 %, что в значительной степени связано с инвестиционной поддержкой со стороны их государств, заинтересованных в развитии легкой промышленности. Низкий уровень обновления оборудования приводит к сокращению производственных мощностей.

• отставание в уровне организации производства, слабый уровень менеджмента и управления предприятиями, не эффективная работа маркетинговых служб предприятий, слабая кадровая политика;

• В результате перечисленных выше причин возникает высокая зависимость текстильных предприятий от качества сырья, красителей и текстильно-вспомогательных веществ (ТВВ), которые являются в основном импортируемыми товарами и серьезно отражаются на себестоимости готовой продукции наряду с высокими затратами на энергоносители, цены на которые необоснованно быстро растут.

Проблема низкого уровня инновационной и инвестиционной деятельности в легкой промышленности обусловлена следующими причинами:

• отсутствие инвестиций, необходимых для модернизации отрасли и внедрения «прорывных» инновационных и инвестиционных проектов;

• сокращением объема и результативности научноисследовательских разработок по причине снижения объемов бюджетного финансирования НИОКР. Многие научные разработки, способные составить новую технологическую основу отрасли для расширения производства конкурентоспособной наукоемкой продукции, не доведены до завершения и требуют продолжения и углубления разработок.

• низкий уровень освоения в промышленности положительных результатов научных разработок и инноваций. Это отрицательно сказывается на технологической модернизации и на расширении ассортимента продукции. Причинами высокого удельного веса теневой экономики являются:

• несоответствие производства, ассортимента и качества продукции спросу российского и мирового рынка;

• слабое развитие российской индустрии моды, ее отставанием от европейских и мировых тенденций на 2—3 года [3];

• низкие показатели заработной платы при высокой трудоемкости и ответственности на предприятиях отрасли;

• высокие требования законодательства РФ к оборудованию и аккредитации рабочих мест;

• результат воздействия первой группы системных проблем.

Учитывая общегосударственную значимость легкой

промышленности России, а также масштабы и глубину системных проблем, необходимо применение адекватных методов и механизмов их решения:

• переработка законодательной базы РФ в сфере производства, экспорта и импорта, тарифно-таможенного и налогового регулирования, урегулирования отношений производителя и торговли;

• техническое перевооружение и модернизация производства с участием государственных институтов;

• разработка и внедрение пилотных и государственнозначимых проектов для развития отрасли, отраслевой науки и ее научноэкспериментальной базы;

• реализация мер по защите отечественных товаропроизводителей от «теневого» производства и нелегального

импорта, по созданию цивилизованного рынка потребительских товаров и развитию его инфраструктуры;

• уточнение правил происхождения товаров для целей предоставления тарифных преференций и пересмотру перечня стран, которым Россия предоставляет тарифные преференции в одностороннем порядке, а также расширение использования торговоэкономического сотрудничества на условиях зоны свободной торговли [1].

Необходима выработка четкой последовательности и взаимосвязанности действий предпринимательских и финансовых структур с федеральными и региональными органами государственной власти для совершенствования механизмов взаимодействия и максимального участия в производстве товаров представителей малого и среднего бизнеса.

Список литературы:

1. Таможенный Кодекс Таможенного Союза (в ред. Протокола от 16.04.2010г.)

2. http://legport.ru (дата обращения 05.06.2012 г.)

3. http://www.roslegprom.ru (дата обращения 10.06.2012 г.)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.