АНАЛИЗ СИТУАЦИИ В РОССИЙСКОЙ ЛЕГКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ
А.Г. Литвинова
Российский университет дружбы народов ул. Миклухо-Маклая, 6, Москва, Россия, 117198
В статье проанализирована ситуация в легкой промышленности на территории РФ в условиях интеграции страны в мировую экономику и выявлены причины ее слабого развития, такие как отсутствие собственной сырьевой базы, слабое финансирование и поддержка со стороны государства, низкая конкуренция, безграмотность управленцев в отрасли. Цель исследования — выявление факторов, негативно воздействующих на развитие отрасли и разработка эффективных инструментов для завоевания ее устойчивых позиций как на внутреннем, так и на внешнем рынках.
Ключевые слова: легкая промышленность, анализ мировых производителей сырья для отрасли, потребительские качества товаров, государственное регулирование, конкуренция, стратегия развития отрасли в России, SWOT-анализ.
Характеристика отрасли. Легкая промышленность объединяет в себе специализированные отрасли промышленности, производящие главным образом предметы массового потребления из различных видов сырья. Отрасль занимает одно из важных мест в структуре показателей, формирующих валовой национальный продукт и играет значительную роль в экономике страны. На предприятиях отрасли осуществляется как первичная обработка сырья, так и выпуск готовой продукции, удовлетворяющей спрос населения, а также формирующей товарооборот и экономические показатели.
Актуальность темы исследования заключается в необходимости эффективного решения проблем развития легкой промышленности России с учетом закономерностей рыночной трансформации национальной экономики и ее модернизации, а также формирования механизмов устойчивого развития отраслей и промышленных комплексов, обеспечивающих выпуск товаров народного потребления.
Проблемы развития легкой промышленности в России рассматривали многие ученые, например И.В. Празян четко сформулировала и освятила все связанные с данной ситуацией вопросы [1]. В. Радаев выступил с докладом «Ключевые проблемы развития легкой промышленности в России и способы их преодоления» на очередном семинаре тематического цикла «Институциональные проблемы российской экономики», организованном Институтом анализа предприятий и рынков ВШЭ [2]. На базе Ивановской государственной текстильной академии регулярно проводятся межвузовские научно-технические конференции аспирантов и студентов «Молодые ученые — развитию текстильной и легкой промышленности». Многие вузы страны занимаются исследованием отрасли и разработки различных механизмов ее поддержки.
В настоящий период становится очевидным, что одной из составляющих успешного развития легкой промышленности страны является необходимость разработки механизмов совершенствования отрасли с целью обеспечения устойчи-
вого развития и преодоления макро- и микроэкономических дестабилизирующих факторов. В этих условиях от стабильного развития легкой промышленности зависит решение важнейших социальных проблем страны.
Предприятия легкой промышленности производят продукцию товарного, производственно-технического и специального назначения, которая используется в мебельной, авиационной, автомобильной, химической, электротехнической, пищевой и других отраслях промышленности, в сельском хозяйстве, в силовых ведомствах, на транспорте и в здравоохранении.
Одной из особенностей легкой промышленности является быстрая отдача вложенных средств. Технологические особенности отрасли позволяют осуществлять быструю смену ассортимента выпускаемой продукции при минимуме затрат, что обеспечивает высокую мобильность производства.
Легкая промышленность объединяет несколько подотраслей: текстильную, хлопчатобумажную, шерстяную, шелковую, льняную, пенько-джутовую, трикотажную, валяльно-войлочную, сетевязальную, швейную, галантерейную, кожевенную, меховую, обувную.
Отрасль, как один из важнейших многопрофильных секторов экономики, является привлекательной для работы в сфере инновационного развития, влияющей на стабильный рост экономической ситуации страны и обеспечивающей развитие социального и интеллектуального уровней общества.
В группу ассортимента производимых отраслью товаров входят ткани и товары для дома; изделия повседневного спроса, в том числе медицинского назначения; трикотажные изделия, одежда и обувь, в том числе лечебно-профилактическая одежда и обувь, способствующие восстановлению и поддержанию здоровья людей; рабочая и специальная одежда; изделия из кожи и меха; широкий ассортимент детских товаров; ковры и ковровые изделия и т.д. Государство потребляет продукцию легкой промышленности в рамках обеспечения потребностей силовых структур и федеральных органов исполнительной власти в вещевом имуществе, в сопутствующих изделиях к военной технике и в средствах индивидуальной защиты. Это полностью управляемый государством сегмент рынка, так как обеспеченность российских силовых структур вещевым довольствием российского производства является одним из важнейших элементов сохранения национальной безопасности.
Наибольший удельный вес в ассортиментной структуре по объему вырабатываемой продукции занимает текстильная, швейная и меховая отрасли, приблизительно на 75%, объединенные вместе не только по видам экономической деятельности, но и в единой технологической цепочке, причем доля текстильной продукции составляет 45%. На швейные изделия и изделия из меха приходится около 30%, на продукцию кожевенно-обувного производства — около 25% [3].
С точки зрения эффективности работы легкой промышленности представляется важным сохранение в перспективе доли товаров, основным потребителем которых является индивидуальный потребитель. Именно нерегулируемый рынок и его важнейшая часть — конечный индивидуальный потребитель — задают через спрос критерии эффективности работы предприятий. Отрасль является при-
влекательным сегментом как с чисто финансовой точки зрения, так и с точки зрения создания новых рабочих мест и развития малого и среднего бизнеса.
Многие страны уделяют особое внимание развитию легкой промышленности и оказывают ей существенную инвестиционную поддержку. В России рост потребительского рынка и удовлетворение потребностей населения в товарах происходит в основном за счет импорта. Российская легкая промышленность нуждается в серьезной государственной поддержке и отнесении отрасли в число приоритетных отраслей экономики страны.
Проблемы легкой промышленности в России. Существенно возрастает роль легкой промышленности в формировании и наполнении внутреннего рынка отечественной продукцией в условиях открытости российского рынка в условиях вхождения России в ВТО.
Рост импорта в настоящий период обусловлен тем, что внутреннее потребление продукции легкой промышленности превышает собственные возможности по ее производству. Большая часть рынка ориентирована на индивидуального потребителя, его предпочтения. В связи с этим потребности покупателей закрываются товарами импорта.
В структуре легального импорта товаров наибольшая доля приходится на одежду и обувь. Основными зарубежными игроками на российском рынке товаров легкой промышленности являются Китай и Турция.
Весьма значимой для экономики отрасли является проблема нелегального импорта и неучтенного (подпольного) производства, объем которых более чем вдвое превышает уровень легального производства и импорта и достигает 43% [4].
С целью удержаться на рынке отечественные производители пытаются конкурировать с контрабандной и контрафактной продукцией. Вынужденное снижение цен на производимую продукцию приводит не только к ухудшению качества товара и уменьшению прибыли, но и к снижению налоговых отчислений в бюджет страны. Ежегодно бюджет несет миллиардные потери.
По мнению предпринимателей, государство должно или ограничить импорт, или экономически помочь российским предприятиям легкой промышленности. Импорт должен дополнять российский рынок необходимыми ассортиментными группами качественных товаров, при этом на рынке не должны присутствовать импортные товары, аналоги которых могут быть выработаны отечественными производителями.
Серьезной проблемой для отрасли является технологическая и научно-техническая отсталость, причинами которой являются:
— отсутствие современных технологических переделов и автоматизированных систем управления производством;
— коэффициент обновления оборудования на российских предприятиях составляет 3—4% в год и осуществляется за счет кредитных и собственных средств собственников. Для сравнения: на зарубежных фирмах этот показатель составляет 15—17%, что в значительной степени связано с инвестиционной поддержкой со стороны государств, заинтересованных в развитии легкой промышленности.
Низкий уровень обновления оборудования приводит к сокращению производственных мощностей;
— отставание в уровне организации производства, слабый уровень менеджмента и управления предприятиями, не эффективная работа маркетинговых служб предприятий, слабая кадровая политика.
В результате перечисленных выше причин возникает высокая зависимость текстильных предприятий от качества сырья, красителей и текстильно-вспомогательных веществ, которые являются в основном импортируемыми товарами и серьезно отражаются на себестоимости готовой продукции наряду с высокими затратами на энергоносители, цены на которые необоснованно быстро растут.
Низкий уровень инновационной и инвестиционной деятельности в легкой промышленности обусловлен следующими причинами:
— отсутствием инвестиций, необходимых для модернизации отрасли и внедрения «прорывных» инновационных и инвестиционных проектов;
— сокращением объема и результативности научно-исследовательских разработок по причине снижения объемов бюджетного финансирования НИОКР. Многие научные разработки, способные составить новую технологическую основу отрасли для расширения производства конкурентоспособной наукоемкой продукции, не доведены до завершения и требуют продолжения и углубления разработок;
— низким уровнем освоения в промышленности положительных результатов научных разработок и инноваций, что отрицательно сказывается на технологической модернизации и на расширении ассортимента продукции.
Причинами высокого удельного веса теневой экономики являются:
— несоответствие производства, ассортимента и качества продукции спросу российского и мирового рынка;
— слабое развитие российской индустрии моды, ее отставанием от европейских и мировых тенденций на 2—5 лет;
— низкие показатели заработной платы при высокой трудоемкости и ответственности на предприятиях отрасли;
— высокие требования законодательства РФ к оборудованию и аккредитации рабочих мест.
Учитывая общегосударственную значимость легкой промышленности России, а также масштабы и глубину системных проблем, необходимо применение адекватных методов и механизмов их решения, таких как:
— переработка законодательной базы РФ в сфере производства, экспорта и импорта, тарифно-таможенного и налогового регулирования, урегулирования отношений производителя и торговли;
— техническое перевооружение и модернизация производства с участием государственных институтов;
— разработка и внедрение пилотных и государственно-значимых проектов для развития отрасли, отраслевой науки и ее научно-экспериментальной базы;
— реализация мер по защите отечественных товаропроизводителей от «теневого» производства и нелегального импорта, по созданию цивилизованного рынка потребительских товаров и развитию его инфраструктуры;
— уточнение правил происхождения товаров для целей предоставления тарифных преференций и пересмотру перечня стран, которым Россия предоставляет тарифные преференции в одностороннем порядке, а также расширение использования торгово-экономического сотрудничества на условиях зоны свободной торговли [5].
Производители товаров народного потребления, производимых предприятиями легкой промышленности, напрямую зависят от производителей сырья. Макроэкономические данные влияют на процессы построения деловых и торговых отношений в бизнес-среде, а также отражаются на себестоимости товара и формировании экономических показателей рентабельности производства.
Анализ производителей сырья для производства товаров. Долгое время главной отраслью текстильной промышленности мира оставалась хлопчатобумажная, за которой следовали шерстяная, льняная и переработка искусственных волокон. В настоящее время в мировом производстве тканей значительно возросла доля химических волокон, уменьшилась доля хлопка, шерсти и особенно льна. Большое значение имеет создание смесовых тканей из натуральных и химических волокон, трикотажа. В экономике развивающихся стран основными видами текстильного сырья остаются хлопок, шерсть, натуральный шелк, хотя и удельный вес изделий из химических волокон за последнее время сильно возрос.
Текстильная промышленность в целом более быстрыми темпами развивается по группе развивающихся стран. Главным регионом текстильной промышленности в мире стала Азия, дающая сегодня около 70% общего количества тканей, более половины производства хлопчатобумажных и шерстяных тканей [6] (табл. 1—4).
Таблица 1
Производители хлопчатобумажных тканей за 2011 г.
Страна % от мирового производства
Китай 30
Индия 10
США, Япония, Тайвань, Индонезия, Пакистан, Италия, Египет 60
Таблица 2
Производители шерстяных тканей за 2011 г.
Страна % от мирового производства
Китай 25
Италия 14
Япония, США, Индия, Турция, Республика Корея, ФРГ, Великобритания, Испания 61
Таблица 3
Производители шелковых тканей за 2011 г.
Страна % от мирового производства
США 50
Индия, Китай, Япония 40
Другие страны 10
Источник: Составлено автором на основе данных International Trade Centre.
По данным International Trade Centre, максимальная доля импорта хлопчатобумажных тканей в денежном выражении приходится на Китай. Следует отметить, что импорт в Китай в 2011 г. снизился по отношению к 2007 г. на 32,5%, но при этом увеличился в другие страны: Италию — на 3%, Республику Корею — на 22%, Турцию — на 24%.
Более 50% мирового объема импорта хлопчатобумажных тканей пришлось на 10 стран. Лидирующую позицию в которых занимает Китай [7] (табл. 4).
Таблица 4
Импорт хлопчатобумажных тканей (тыс. долл. США)
Страна Год
2007 2008 2009 2010 2011
Китай 4 813 338 4 293 498 3 414 388 3 499 269 3 630 995
Италия 1 232 960 1 211 518 862 943 1 074 770 1 271 598
Турция 991 353 910 629 806 593 1 099 439 1 232 895
США 1 117 584 977 513 691 668 885 249 1 020 837
Германия 976 864 880120 644 457 703 396 886 506
Тунис 866 043 900 757 742 269 753 098 576 189
Марокко 680 218 644 085 467 604 493 107 565 418
Румыния 752 003 630 466 451 630 462 732 538 996
Франция 642 575 584 693 438 947 452 521 462 537
Республика Корея 376 098 360 839 323 114 439 253 457 826
Источник. Составлено автором на основе данных International Trade Centre.
Максимальная доля экспорта хлопчатобумажных тканей также приходится на Китай. В табл. 5 представлен анализ 10 стран, на которые в 2011 г. ориентировочно пришлось 83% мирового экспорта хлопчатобумажных тканей.
Таблица 5
Экспорт хлопчатобумажных тканей (тыс. долл. США)
Страна Год
2010 2011
Китай 12 795 833 15 153 844
Италия 2524132 2 607 282
Пакистан 2 071 692 2 643 159
Индия 1 045 998 799 780
Турция 988 641 1 154 270
Германия 961 185 1 145 650
Япония 812 111 914 232
США 604 792 755 999
Испания 592 013 687 936
Источник. Составлено автором на основе данных International Trade Centre.
В России, прежде являвшейся одним из крупнейших изготовителей всех видов натуральных тканей в мире, в их производстве наблюдается сильнейший спад.
По данным Минпромторга России, текстильная промышленность занимает около 50% объема производства из всех отраслей легкой промышленности. Наиболее востребованной подотраслью является производство хлопчатобумажных
изделий, затем шелковых и синтетических тканей. Суммарный объем этих производств составляет 70% от общего объема выпускаемой продукции [4].
В текстильной и швейной промышленности государства занято около 326 тыс. человек, работающих на 653 крупных и средних предприятиях. Кроме того, в отрасли функционируют около 4000 предприятий мелкого и среднего бизнеса. Объем произведенной продукции составляет 180 млрд руб. По данным Минпромторга России, в 2011 г. рост объема производства составил 104,6% по отношению к 2010 г.
Российское правительство ставит одним из приоритетных направлений разработку стратегии развития легкой промышленности в РФ с целью обеспечения внутреннего рынка страны товарами народного потребления. С учетом потребительского спроса и сложившейся экономической ситуации после вступления России в ВТО 16 декабря 2011 г. в стране постепенно вводятся общие принципы стран — членов организации. Россия должна будет снизить среднюю пошлинную ставку с нынешнего уровня в 10% до 7,8% к 2018 г. Китай, например, связан средним потолком по пошлинам на уровне 10,4%, Бразилия — 10,9% [8; 9].
Основными целями, преследуемыми Россией при присоединении к ВТО, являются:
— получение лучших условий для доступа российской продукции на иностранные рынки;
— доступ к международному механизму разрешения торговых споров;
— создание более благоприятного климата для иностранных инвестиций в результате приведения законодательной системы в соответствие с нормами ВТО;
— расширение возможностей для российских инвесторов в странах — членах ВТО, в частности, в банковской сфере;
— участие в выработке правил международной торговли с учетом своих национальных интересов;
— улучшение имиджа России в мире как полноправного участника международной торговли;
— создание условий для повышения качества и конкурентоспособности отечественной продукции в результате увеличения потока иностранных товаров, услуг и инвестиций на российский рынок.
Конкурентоспособность производимой в отрасли продукции. Появление на рынке большого количества иностранных товаров высокого качества стимулирует внутренних производителей к совершенствованию производства, внедрению новых технологий и разработке новых стратегий бизнеса, продвижению своей продукции на рынке совершенной конкуренции при высоких показателях эластичности товара.
Производители заинтересованы в выпуске конкурентоспособной качественной продукции, отличной от других по разным показателям, что может определить приоритеты при принятии потребителем решения о покупке. Эстетические преимущества товара в сочетании с оригинальной формой объекта, гармоничностью и целостностью конструкции, соответствие формы объекта стилю и среде, цвето-
вое и декоративное решение объекта, художественное решение упаковки товара позволяют на стадии предварительного контроля оценить реакцию рынка на товар.
Анализ показателей конкурентоспособности товаропроизводителей показывает, что их конкурентоспособность определяется комплексом свойств, к которым относятся стратегия развития предприятия, эффективность управления, забота о безопасности людей, финансовое состояние, качество товаров и многое другое.
Основная задача при оценке конкурентоспособности предприятий — выразить количественно данные свойства и учесть их разную значимость для конкурентоспособности рассматриваемых производителей. Для этого используются соответствующие показатели.
Уровни конкурентоспособности предприятий можно определить по формуле
Кпред - X а в,
г-1
где аг — весовой коэффициент показателей конкурентоспособности, характеризующий их значимость в общей оценке конкурентоспособности данных предприятий или весомость каждого качества конкурентоспособности предприятия; Рг- — оценка показателей конкурентоспособности предприятия экспертом по пяти бальной системе.
С методической точки зрения оценку конкурентоспособности предприятия рекомендуется считать как средневзвешенную величину по показателям конкурентоспособности конкретных товаров.
Корт = Ё а •б} • К ^ ^
г-1
где аг — удельный вес г-го товара организации в объеме продаж за анализируемый период, доли единицы; бг- — показатель значимости рынка, на котором представлен товар организации. Для промышленно развитых стран (США, Япония, страны Евросоюза, Канада и др.) значимость рынка рекомендуется принимать равной 1,0; для остальных стран — 0,7; для внутреннего рынка — 0,5; К — конкурентоспособность г-го товара на]-м рынке.
аг = Ог /0; Ог — объем продаж г-го товара за анализируемый период, ден. ед.; Q — общий объем продаж организации за тот же период, ден. ед. [10. С. 47].
При разработке стратегии бизнеса и на этапе принятия управленческих решений менеджмента организации, применим универсальный аналитический инструмент SWOT-анализ (табл. 6), используемый как первичный стратегический прием. Он дает понятие об объекте, которым является производитель, ориентированный на потребителя, с целью завоевания устойчивых позиций на внутреннем рынке и продвижению на внешний рынок. Анализ дает представление о структуре маркетинга, ориентирует на принятие правильных управленческих решений о разработке и внедрении товара с характеристиками бренда на уровне потребительского восприятия, чтобы занять лидерские позиции в конкурентной борьбе, увеличить спрос на товар и повлиять на длительность его жизненного цикла [11].
Таблица 6
вШОТ-анализ
Возможности Сильные стороны
Увеличение интенсивности конкуренции за счет имиджа повышает конкурентоспособность товара. Подготовка грамотного отраслевого менеджмента. Договоренность с поставщиками о совместном распределении и построении денежных потоков. Сила конкуренции за счет узнаваемости среди товаров заменителей-субститутов. Разработка стратегии при поддержке Правительства РФ. Взаимодействие с международными финансовыми институтами. Использование финансовых инструментов при осуществлении международных взаимоотношений связанных с товарооборотом. Проникновение на новые рынки. Возможность продвижения товара по собственным каналам. Ориентация на потребителей с устойчивыми постоянными доходами Имидж товара, бренда за счет инструментов, узнаваемых всеми и дающих информацию о производителе. Возможность самостоятельной подготовки кадров для собственного производства и бизнеса. Многолетнее сотрудничество с иностранными партнерами. Знание рынка сырья. Знание рынка товаров. Опыт при взаимодействии с компаниями при построении логистических путей. Грамотность менеджмента в области международных торговых отношений. Опыт в построении финансового механизма и денежного потока производственной компании. Самостоятельное обеспечение новейшим технологическим оборудованием. Разработка собственной корпоративной политики
Угрозы Слабые стороны
Появление на рынке новых иностранных производителей с более дешевой продукцией. Сложность таможенных процедур. Частый пересмотр и введение к рассмотрению новых законов в РФ. Высокие налоги. Нестабильная политическая ситуация. Частые законодательные изменения. Жесткий контроль власти. Отсутствие грамотной стратегии поддержки представителей малого и среднего бизнеса. Высокие ставки по кредитам. Слабые инвестиционные показатели в отрасли Слабые знания в области технологий. Спад интереса молодежи к инженерным специальностям и работе на производстве. Отсутствие эластичного рынка сырья — фактор высоких затрат на склад. Невозможность быстрой смены моделей и их внедрения. Отсутствие инвесторов в отрасли. Высокие ставки аренды. Невозможность приобретения в собственность земель либо недвижимости во избежание рисков в процессе работы производства
Источник. Составлено автором.
Потребитель предъявляет к товарам в данный период серьезные требования. Жизнь в обществе формирует психологические аспекты, которые указывают на способность и желание людей совершать покупки. Способность совершать покупки часто связана с образом жизни и стабильностью доходов общества. Решение купить что-то обусловлено конкретными требованиями клиента. Часто эти требования являются характеристикой индивидуальных особенностей личности, связанных с самовыражением.
Производители много времени и средств выделяют на разработку стратегии маркетинга для успешного продвижения и реализации своего товара. Спрос ориентирует бизнес на производство качественной, конкурентоспособной продукции. Весь мир работает над поддержкой и стимулированием представителей среднего класса в обществе, способных осознанно принимать решения и совершать покупки. Человек, умеющий жить в условиях динамично развивающегося ритма жизни, постоянно анализирует и совершенствует свои предпочтения, стремится к более высокому развитию, является характеристикой зрелого общества, благоприятно отражающегося на экономике любой страны.
Изученные в процессе работы проблемы в легкой промышленности дают возможность определить приоритеты развития отрасли и разработать механизм ее поддержки для завоевания устойчивых позиций как на внутреннем так и на внешнем рынках.
ЛИТЕРАТУРА
[1] Празян И.В. Проблемы выживания предприятий легкой промышленности в процессе глобализации и вступления России в ВТО // Вестник Волгоградского государственного университета, Серия 9: Исследования молодых ученых. — Вып. № 4-2. — 2005.
[2] URL: http://www.hse.ru/news/media/109794868.html — доклад «Ключевые проблемы развития легкой промышленности в России и способы их преодоления» (request data 06/03/2014).
[3] URL: http://www.minpromtorg.gov.ru/industry/light/53 — Тезисы доклада заместителя директора департамента лесной и легкой промышленности Минпромторга России (request data 06/11/2013).
[4] URL: http://www.geoglobus.ru/info/review20/geo_otrasl_m_h_510.php — Легкая промышленность (request data07/19/2013).
[5] Таможенный Кодекс Таможенного союза.
[6] URL: http://marketing.rbc.ru/research/562949984561327.shtml — Исследования рынков (request data 07/21/2013).
[7] URL: http://www.trademap.org/ — Market Analysis and Research International Trade Centre (ITC) (request data 06/11/2013).
[8] URL: http://www.km.ru/economics/2012/08/22/minpromtorg-rf/tyazhelye-vremena-dlya-legkoi-promyshlennosti (request data 07/01/2013).
[9] URL: http://www.wto.org/english/news_e/news11_e/acc_rus_10nov11_e.htm — Вступление России в ВТО (request data 07/08/2013).
[10] Фатхутдинов Р.А. Стратегический маркетинг: Учебник. — М.: Бизнес-школа «Интел-Синтез», 2010.
[11] Philip Kotler, Roland Berger, Nils Bikhoff. Strategic Management by Kotler. Best practices and techniques = The Quintessence of Strategic Management: What You Really Need to Know to Survive in Business. — Moscow: Alpina Publisher, 2012.
LITERATURA
[1] Prazyan I.V. // Vestnik Volgogradskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya 9. Issledova-niya molodyh uchenyh. — Vyp. № 4-2. — 2005.
[2] URL: http://www.hse.ru/news/media/109794868.html — doklad «Kluchevyae problemy raz-vitiya legkoy promyshlennosti v Rossii I sposoby ih preodoleniya» (request data 06/03/2014).
[3] URL: http://www.minpromtorg.gov.ru/industry/light/53 — Tezisy doklada zamestitelya direktora departamenta lesnoy I legkoy promyshlennosti Minpromtorga Rossii (request data 06/11/2013).
[4] URL: http://www.geoglobus.ru/info/review20/geo_otrasl_m_h_510.php — Lyogkaya pro-myshlennost (request data07/19/2013)
[5] Tamozhenniy Kodex Tamozhennogo soyuza
[6] URL: http://marketing.rbc.ru/research/562949984561327.shtml — Issledovaniya rynkov (request data 07/21/2013)
[7] URL: http://www.trademap.org/ — Market Analysis and Research International Trade Centre (ITC), (request data 06/11/2013)
[8] URL: http://www.km.ru/economics/2012/08/22/minpromtorg-rf/tyazhelye-vremena-dlya-legkoi-promyshlennosti (request data 07/01/2013)
[9] URL: http://www.wto.org/english/news_e/news11_e/acc_rus_10nov11_e.htm — Vstuplenie Rossii v VTO (request data 07/08/2013)
[10] FathutdinovR.A. Strategicheskiy marketing: Uchebnik — M.: ZAO "Biznes-shkola", 2010.
[11] Philip Kotler, Roland Berger, Nils Bikhoff. Strategic Management by Kotler. Best practices and techniques = The Quintessence of Strategic Management: What You Really Need to Know to Survive in Business. — Moscow: Alpina Publisher, 2012.
ANALYSIS OF THE SITUATION IN THE LIGHT INDUSTRY IN RUSSIA
A.G. Litvinova
Peoples' Friendship University of Russia
Miklukho-Maklaya str., 6, Moscow, Russia, 117198
This article analyzed the situation in the light industry in Russia in terms of integration into the world economy and the causes of its underdevelopment such as: lack of own raw materials, poor funding and support from the state, low competition, illiteracy managers in the industry. Purpose of the research was to identify the factors that negatively influence the development of the industry and the development of effective tools for gaining its stable positions in both domestic and foreign markets.
Key words: light industry, analysis of world producers of raw materials for the industry, the quality of consumer goods, State regulation, competition, industry development strategy in Russia, SWOT analysis.