Научная статья на тему 'SWOT-анализ факторов, влияющих на конкурентоспособность предприятий легкой промышленности Вьетнама'

SWOT-анализ факторов, влияющих на конкурентоспособность предприятий легкой промышленности Вьетнама Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
3353
298
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛЕГКАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / СИЛЬНЫЕ СТОРОНЫ / СЛАБЫЕ СТОРОНЫ / ПЕРСПЕКТИВЫ / УГРОЗА / LIGHT INDUSTRY / COMPETITIVENESS / STRENGTHS / WEAKNESSES / PROSPECTS / THREATS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Нгуен Тхи Тху Тхыонг

Проанализированы основные характеристики легкой промышленности, выявлены ее сильные, слабые стороны, перспективы и угрозы и на основе этого анализа предложены некоторые направления формирования конкурентоспособных, высокотехнологичных производств легкой промышленности Вьетнама.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SWOT ANALYSIS OF FACTORS AFFECTING THE COMPETITIVENESS OF ENTERPRISES OF LIGHT INDUSTRY OF VIETNAM

The main characteristics of light industry are analyzed, its strong and weak points prospects and threats are pointed out, on the basis of the analysis some directions of forming competitive, high tech light industry enterprises of Vietnam are proposed.

Текст научной работы на тему «SWOT-анализ факторов, влияющих на конкурентоспособность предприятий легкой промышленности Вьетнама»

УДК 005.52:005.332.4:338.45:[685+687]

SWOT - АНАЛИЗ ФАКТОРОВ, ВЛИЯЮЩИХ НА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЙ ЛЕГКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ ВЬЕТНАМА

Нгуен Тхи Тху Тхыонг

Проанализированы основные характеристики легкой промышленности, выявлены ее сильные, слабые стороны, перспективы и угрозы и на основе этого анализа предложены некоторые направления формирования конкурентоспособных, высокотехнологичных производств легкой промышленности Вьетнама.

Ключевые слова: легкая промышленность; конкурентоспособность; сильные стороны; слабые стороны; перспективы; угроза.

Легкая промышленность Вьетнама - это важнейший многопрофильный и инновационно привлекательный сектор экономики, обеспечивающий укрепление экономической, социальной и интеллектуальной безопасности страны. Она способствует повышению жизнедеятельности населения, решению проблем социально-экономического развития регионов и Вьетнама в целом, становлению и развитию малого и среднего бизнеса.

В настоящее время в промышленности функционирует более 4700 специализированных и зарегистрированных на территории страны независимо от организационно-правовых форм и форм собственности крупных, средних и малых предприятий, расположенных в 6 экономических регионах страны. В настоящее время многие предприятия во Вьетнаме приватизированы.

Организационно и технологически законченный и взаимоувязанный, промышленный комплекс (от процесса глубокой первичной обработки сырья до выпуска готовой продукции) с экспортной ориентацией способен вырабатывать современный ассортимент продукции в соответствии с требованиями рынка, главным образом предметов массового потребления из различных видов натурального и химического сырья и их сочетаний.

Основными территориями размещения базовых предприятий, определяющих промышленную и экономическую политику отрасли, являются Юго-восточный регион (58 %) и регион Дельта Красной Реки (27 %) [1]. Выпуск продукции легкой промышленности в структуре промышленного производства этих и других регионов составляет от 10 до 30 процентов. Вьетнамским текстильным лидером является город Хо Ши Мин, в которой сосредоточены две трети отечественных производственных мощностей по выпуску хлопчатобумажного текстиля и который наращивает мощности по выпуску экологически чистого ассортимента из льна, обладающего уникальными природными свойствами.

С 2000 года до 2007 года темп ежегодного роста отрасли достиг

20 % [2]. Глобальный экономический кризис оказывает заметное влияние на текстильную и швейную промышленность Вьетнама. 2008 г. не был особо удачным для вьетнамской текстильной и швейной промышленности. По данным Экономической палаты Вьетнама, производство в текстильной промышленности снизилось по сравнению с предыдущим годом на 11,2 %, в швейной промышленности на 11,5 %. Падение производства в отраслях легкой промышленности в еще большей степени продолжилось с начала 2009 г. За первые два месяца текущего года выпуск продукции в текстильной промышленности сократился по сравнению с сопоставимым периодом 2008 г. на 24,5 %, в швейной промышленности на 26,5 %, в кожевеннообувной — на 25,9 %. Имеет место сильное сокращение в поступлении заказов для промышленности. По данным отраслевого объединения текстильной, швейной и кожевенной промышленности при Экономической палате Вьетнама, портфель заказов уменьшился на 35-30 %. Другой крупной проблемой являются задержки в оплате за поставленную продукцию, в том числе и за выполненные государственные заказы. В отдельных случаях поставщики вынуждены ждать оплаты свыше 125 дней. Промышленность испытывает также давление со стороны большого объема импорта (включая «серый» импорт) из КНР.

Основными факторами стагнации рынка товаров стало снижение потребительского спроса на швейные изделия, а также трудности в финансировании текущих кредитов и привлечении кредитов на развитие. В сложившейся ситуации организациям необходимо найти ресурсы для восстановления докризисных результатов и дальнейшего обновления технологической базы, с тем, чтобы по окончании кризиса выйти на качественно новый уровень развития.

Для борьбы с ослаблением спроса правительство предоставляет предприятиям больше свободы действий в финансовой сфере, снизить налоги и ускорить оплату за отгруженную продукцию. Многие компании пытались снизить затраты на производство и свои цены на продукцию, чтобы сохранить клиентов. В результате в начале 2012 года текстильная и швейная промышленность Вьетнама вела весьма успешно экспортную деятельность и стоимость экспорта этого года составляет более 9,5 млрд. долл. США.

Легкая промышленность Вьетнама играет важную роль в создании рабочих мест. Среднесписочная численность промышленно-производственного персонала, занятого в отрасли, 2,6 млн. человек (20 % от общей численности обрабатывающих отраслей), 70 % которого составляют женщины.

Главным рынком экспорта продукции легкой промышленности Вьетнама являются США (49,97 %), страны ЕС (18,11 %) и Япония (11,73 %) [3].

В условиях интенсивной интеграции в мировую экономику, особенно при исполнении всех соглашений как с отдельными странами, так и

в рамках таких организаций, как ВТО и АСЕАН, усиливается конкурентное давление на экспортный товар Вьетнама. В этих условиях нужно указать слабые, сильные места, присущие вьетнамским предприятиям легкой промышленности. Принципы SWOT-анализа классифицируют относительно слабые и сильные стороны легкой промышленности Вьетнама в настоящее время. Кроме того, выделены возможности и угрозы, которые могут возникнуть в ближайшем будущем.

Отрасль сохраняет ряд сильных сторон, позволяющий значительно преодолеть препятствия, которые могут появляться в ближайшие десятилетия. Вьетнам имеет обильную, умелую, быстрообучаемую рабочую силу. Низкая стоимость рабочей силы повышает сравнительную конкурентоспособность вьетнамских товаров на мировом рынке по цене. Многие предприятия отрасли являются хорошо организованными и могут производить качественные, сложные товары.

Вьетнам также поддерживает хорошие отношения с крупными импортерами и розничными торговцами продукций легкой промышленности, особенно США. И по сравнению со многими странами в регионе Вьетнам имеет устойчивую социальную, экономическую и политическую среду.

Однако низкое качество образования и трудовых ресурсов, а также отсутствие квалифицированных работников с опытом работы в области технологий, дизайна и управления является одной из слабых сторон отрасли. Это негативно влияет на инвестиционную привлекательность предприятий легкой промышленности Вьетнама. Нехватка адекватных знаний английского языка препятствует дальнейшему развитию быстрых рабочих навыков. Это приводит к трудностям в связи с импортом, в понимании их технических требований и использовании современного программного обеспечения.

Важность розничной торговли как функциональной деятельности отрасли почти не оценивается полностью, хотя много предприятий начинают понимать ее необходимость. Это приводит к снижению объема продаж продукций отрасли на внутреннем рынке. Многие компании имеют небольшой опыт в поиске источников поставки тканей, дизайна и назначения цены.

Что касается маркетинговой деятельности, только некоторые предприятия проводят маркетинг их продукций, но в основном на внутреннем рынке, а не на рынке экспорта.

Торговая марка товаров Вьетнама не очень известная на мировом рынке. Кроме этого, предприятия не достаточно уделяют внимания на создание новых товаров с высокой конкурентоспособностью. Большинство сырья импортируется из разных стран, такие как Индонезия, Малайзия, Великобритания, Корея, Тайвань, Китай и Гонконг.

Вступление Вьетнама в ВТО открывает новые возможности для доступа вьетнамских товаров на мировые рынки, поиска иностранных инве-

стиций, передачи техники и технологии. Глобализация приносит Вьетнаму шанс расширения экспорта продукции легкой и текстильной промышленности на мировой рынок. Кроме того, торговые соглашения в рамках Ассоциации государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН), а также между АСЕАН и Китаем предлагают возможность перемещения производства во Вьетнаме.

Большой внутренний рынок страны обеспечивает прочную основу для промышленности. Согласно результатам опроса, торговая группа отрасли, вьетнамские потребители потратят 9-30 долл. США в месяц на современные продукции, что составляет 18 % от их общего ежемесячного расхода. Для тех, кто в возрасте 20-25 лет, расход на одежду составляет 46 % их потребительской корзины.

Большой угрозой для легкой промышленности Вьетнама является сильная конкуренция из Китая, Таиланда, Тайваня, Индии, Индонезии и др. стран. В связи со вступлением Вьетнама в ВТО, текстильно-швейная промышленность столкнется со многими трудностями. Главной проблемой останется недостаточный уровень развития сопутствующих отраслей и зависимость от импорта. Она ставит Вьетнам в крайне невыгодное положение по сравнению с основными конкурентами - Китаем, Индией и Пакистаном. Кроме того, подавляющее большинство вьетнамских текстильношвейных компаний относятся к малому и среднему бизнесу. Такая структура отрасли не способствует выживанию в условиях экономической интеграции. Вероятнее всего, для повышения конкурентоспособности продукции небольшим предприятиям придется объединяться в более крупные.

Еще одной угрозой является возможное дальнейшее ухудшение ситуации в связи с риском финансового кризиса, при этом многие предприятия будут находиться в состоянии недостатка капитала.

Любые планы по развитию должны учитывать представленные факторы, чтобы использовать сильные стороны с целью капитализации возможностей, а также принятия мер для устранения слабых сторон, которые могут стать угрозой для инвестиционной привлекательности отрасли.

Ниже сведены результаты SWOT - анализ факторов, влияющих на конкурентоспособность предприятий легкой промышленности Вьетнама (таблица).

В связи с этим, к основным направлениям формирования конкурентоспособных, высокотехнологичных производств легкой промышленности Вьетнама, устойчивого развития и повышения социально-экономического уровня жизни работников легкой промышленности относятся следующие:

- повышение производственного потенциала легкой промышленности на основе технического перевооружения и модернизации производств, внедрения прорывных технологий и создание новых высокопроизводительных производств, обеспечивающих активизацию инновационной деятельности предприятий, импортозамещение, снижение технологической и товарной зависимости отрасли от зарубежных стран;

Анализ SWOT легкой промышленности Вьетнама

Сильные стороны

• Членство страны в ВТО

• Избыток относительно дешевой рабочей силы

• Наличие сырья (несмотря на ограничения)

• Относительно хорошо организованные предприятия, которые могут производить качественные и сложные товары

• Сильные предприятия стремятся к улучшению и внедрению новых технологий

• Либерализованный инвестиционный режим

• Стабильные социальные, экономические и политические условия

Как мы используем свою силу чтобы не упустить возможности?

Слабые стороны

• Нехватка квалифицированных кадров

• Экспорт слишком много зависит от импорта тканей и аксессуаров

• Неразвитость брендинга

• Слабая конкурентоспособность отечественных компаний

• Неполная загрузка производственных мощностей

• Нехватка оборотных средств

• Технологическое отставание

• Ассортимент продукции, разработка новой продукции

• Слабый маркетинг

• Отсутствие возможности интеграции в национальную цепочку добавленной стоимости

• Низкая продуктивность

• Недостаточное развитие отечественных систем сертификации и контроля качества экспортной продукции

• Неэффективное государственное управление

Перспективы

• Вступление в ВТО обеспечивает доступ к новым рынкам и иностранным инвестициям

• Использование ноу-хау зарубежной промышленности

• Создание совместных предприятий и предприятий с иностранными стратегическими инвесторами

• Возможность перемещения производства из Китая во Вьетнаме

• Большой внутренний рынок

• Повышение конкурентоспособности экспортной продукции, производство новых изделий и продукции

Угрозы

• Конкуренты из Китая, Индии, Таиланда, Тайваня, Корея

• Дальнейшее ухудшение ситуации в связи с риском финансового кризиса

• Недостаток капитала

• Рост международной торговли и технических барьеров

С чем мы должны справиться, чтобы избежать опасностей?

- обеспечение экономической эффективности производств, существенного роста производительности труда, экологической безопасности технологических процессов и продукции, ресурсосбережения, повышения культуры производства;

- усиление борьбы с теневым производством и нелегальным импортом с целью доведения доли товаров Вьетнама на внутреннем рынке к 2015 году

минимум до 30 процентов;

- формирование цивилизованного потребительского рынка и рыночной инфраструктуры, развитие межрегиональной и межотраслевой товаропроводящей сети, коммерческих связей с регионами страны, со странами в регионе;

- стимулирование инвестиционной активности, повышение эффективности инновационных и развитие наукоемких производств, привлечение инновационных фондов развития;

- углубление процессов кооперации, интеграции и развития межте-рриториального и межотраслевого взаимодействия субъектов науки, промышленности, малого предпринимательства;

- развитие системы воспроизводства трудовых ресурсов, подготовки и переподготовки рабочих, менеджеров и управленческих кадров, способных умело вести производство и бизнес в условиях открытого рынка;

- обеспечение бюджетного финансирования научных работ в соответствии с принятыми государством приоритетами в области науки и техники;

- законодательное обеспечение устойчивого положения отечественных производителей на внутреннем рынке, совершенствование таможенной и кредитной политики, стимулирование экспорта продукции.

Список литературы

1. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.source Asean.com.

2. Вьетнамская текстильная и швейная ассоциация [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.vietnamtextile.org.vn.

3. Экономическая палата Вьетнама [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.vietrade.gov.vn.

Нгуен Тхи Тху Тхыонг, аспирант, 8(920) 751-71-78, [email protected], Россия, Тула, Тульский Государственный Университет

SWOT - ANALYSIS OF FACTORS AFFECTING THE COMPETITIVENESS OF ENTERPRISES OF LIGHT INDUSTRY OF VIETNAM

Nguyen Thi Thu Thuong

The main characteristics of light industry are analyzed, its strong and weak points prospects and threats are pointed out, on the basis of the analysis some directions of forming competitive, high-tech light industry enterprises of Vietnam are proposed.

Keywords: light industry; competitiveness; strengths; weaknesses; prospects;

threats.

Nguyen Thi Thu Thuong, graduate student, 8(920) 751-71-78, [email protected], Russia, Tula, Tula State University

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.