Научная статья на тему 'Перспективы модернизации легкой промышленности Ростовской области'

Перспективы модернизации легкой промышленности Ростовской области Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
598
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ОТРАСЛЬ / ЛЕГКАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА / ПЕРСПЕКТИВА РАЗВИТИЯ / INDUSTRY BRANCH / LIGHT INDUSTRY / NATIONAL POLICY / DEVELOPMENT PERSPECTIVE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Горшкова Анна Николаевна

Для России характерно крайне неравномерное развитие отраслей экономики. Неравномерность государственной поддержки и инвестиционных потоков усиливает перекосы в структуре национального хозяйства. В целях обеспечения сбалансированного развития экономики, в том числе и легкой промышленности страны, необходимо свести к минимуму воздействие негативных факторов сдерживающих её развитие в регионах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PERSPECTIVES OF ROSTOV REGION LIGHT INDUSTRY MODERNIZATION

Russia is notable for extremely uneven development of economic sectors. Unevenness of governmental support and investment flows aggravates disbalance in the structure of the national economy. In orderto ensure balanced economic development, including the development of light industry, it is necessary to minimize the exposure to the negative factors which hinder its development in the regions.

Текст научной работы на тему «Перспективы модернизации легкой промышленности Ростовской области»

ПЕРСПЕКТИВЫ МОДЕРНИЗАЦИИ ЛЕГКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

УДК 338

Анна Николаевна Горшкова

Соискатель кафедры экономической теории и предпринимательства Северо-Кавказская академия

государственной службы Тел моб.: 8-(928)-900-18-79 E-mail: ZZ WW@mail.ru

Для России характерно крайне неравномерное развитие отраслей экономики. Неравномерность

государственной поддержки и инвестиционных потоков усиливает перекосы в структуре национального хозяйства. В целях обеспечения сбалансированного развития экономики, в том числе и легкой промышленности страны, необходимо свести к минимуму воздействие негативных факторов сдерживающих её развитие в регионах.

Ключевые слова: отрасль, легкая промышленность, государственная политика, перспектива развития.

Gorshkova Anna Nikolaevna

Candidate, Cathedra of Economic Theory and Entrepreneurship

The North-Caucasus Academy of Public

Administration

Cell.: Tel: 8-928-900-18-79

E-mail: ZZ WW@mail.ru

PERSPECTIVES OF ROSTOV REGION LIGHT INDUSTRY MODERNIZATION

Russia is notable for extremely uneven development of economic sectors. Unevenness of governmental support and investment flows aggravates disbalance in the structure of the national economy. In order to ensure balanced economic development, including the development of light industry, it is necessary to minimize the exposure to the negative factors which hinder its development in the regions.

Keywords: industry branch, light industry, national policy, development perspective.

1. Введение

В настоящее время основной задачей структурной политики государства является эффективное и быстрое развитие отраслей промышленности. Легкая промышленность производит большую массу товаров народного потребления и обладает мощным потенциалом, который можно эф-фективно использовать для динамичного экономического и социального развития страны [1].

В Ростовской области легкая промышленность представлена текстильной, трикотажной, швейной, и кожевенно-обувной подотраслями. Её доля в общем объеме отгруженной продукции обрабатывающих отраслей области в 2008 году составила 3,2% , что в три раза превышает среднероссийский показатель. На сегодняшний день доля легкой промышленности в общем объеме промышленного производства Ростовской области составляет 4% - это значительно выше, чем в целом по стране [2]. В 80-х годах XX века на долю легкой промышленности приходилось 10% прибыли, получаемой индустрией области и 11% общего объема промышленного производства [3].

Для определения причин низкого долевого процента в общем объеме производства области, необходимо провести анализ отрасли, её общего состояния и факторов, сдерживающих развитие. Целью данного исследования является обзор потенциала рынка одежды и обуви РФ, выявление предприятий-лидеров в Ростовской области по итогам 2009 года, определение проблем развития, стоящих перед предприятиями области и современная государственная поддержка.

Нами был проведен анализ работ, посвященных проблеме восстановления и развития потенциала легкой промышленности области. В результате было выявлено, что с 1995 года в Ростовской области данная проблема почти не разрабатывается, не уделяется должное внимание состоянию отрасли.

2. Параметры рынка одежды и обуви в России

Рынок России, а так же других бывших советских республик был и остается довольно выгодным для иностранных компаний. «Бум потребления, спровоцированный ростом доходов населения и развитием современных форматов розничной торговли, способствовал ежегодному росту заказов, в докризисный период, на импортируемую продукцию на 25-30%» [4]. На фоне этого наметилась тенденция постоянного снижения качества поставляемой продукции. Это отрицательно отразилось на имидже не только товаров иностранного производства, но и отечественных производителей.

Согласно официальным данным, в России доля расходов на одежду и обувь составляет 18% от общего объема расходов на непродовольственные товары. В западноевропейских странах данный показатель не превышает 5-9%. По данным маркетингового агентства Fashion Consulting Group объем российского рынка в 2009 году составил $40 млрд. Его докризисный объем составлял $45 млрд. [5].

В соответствии с категориями покупателей российский рынок сегментирован на 3 базовые группы товаров по ценовым характеристикам: низкий (65%), средний (33%) и премиум (2%) класс. Основными потребителями одежды и обуви являются женщины - по разным оценкам их доля в структуре спроса составляет 57%. Мужская одежда и обувь в структуре спроса составляет 24%. Самый низкий долевой процент приходится на сегмент детской одежды - 19%.

Важным показателем российского рынка является доля отечественных производителей в структуре рынка, которая составляет в общем объеме продаж товаров легкой промышленности около 20 %, это примерно $8 - 9 млрд. Оставшаяся часть одежды и обуви, представленной на российском рынке, произведена зару-бежом. Доля легального и теневого импорта, по подсчетам специалистов, на российском рынке одежды и обуви в среднем составляет примерно 80%. По данным Росстата, доля теневого импорта сократилась в период с 2005 по 2008 год на 23,3 % и составила 44,6%. В то же время официальный импорт за этот же интервал времени увеличился на 25%, что составило 38,6% [6]. Фактическая доля импорта на рынке РФ осталась неизменной.

По оценкам британской компании Verdict Research, российский рынок одежды и обуви в докризисный период рос минимум на 12% в год [5]. Мировой экономический кризис повлиял и на количественные показатели объемов импорта одеж-

Экономика, Статистика и Информатика

№6, 2010

39

ды в Россию - в 2009 году произошло снижение поставок более чем на 30%. В стоимостном выражении объемы импорта снизились на 20 % [4].

Причина колоссального интереса со стороны российских покупателей к импорту кроется не столько в эстетических и ценовых предпочтениях - это было характерно для покупателя советского периода. Важным фактором здесь является то, что зарубежным поставкам, на сегодняшний день нет отечественной альтернативы. В последнее время снижение динамики роста наблюдалось в текстильной и швейной промышленности РФ: в 2008 году она составила 95,5% к уровню 2007 году, а в 2009 году - 84,2% к 2008 году. Индекс промышленного производства кожи, изделий из кожи и производства обуви в 2008 году составил 101, 7%, в 2009году - 98%.

Таким образом, объемы, потенциал и динамика роста российского рынка одежды и обуви очень привлекательны как для иностранных, так и для отечественных производителей своим потенциалом.

3. Лидеры отраслей легкой промышленности Ростовской области

В рамках изучения поставленной проблемы, предприятия легкой промышленности были разделены на три подотрасли - швейная, текстильная, ко-жевенно-обувная. Нами были проанализированы статистические данные отчета об итогах деятельности предприятий легкой промышленности России в 2009 году Жукова Ю.В. (канд. экон. наук) и данные Росстата.

Швейная промышленность. Рынок одежды разделен на сегменты, которые были выделены согласно Общероссийскому классификатору: брюки; блузки; сорочки; платья (включая сарафаны и халаты); пиджаки; пальто и полупальто; куртки (включая рабочие); костюмы.

Брюки. По оценкам разных специалистов, на ЮФО приходится около 55% производимых в России брюк. Крупнейшим в России производителем брюк

является ЗАО «Корпорация «Gloria Jeans & Gee Jay», доля которой в 2009 году составила 48% (6 379 тыс. шт.), ближайший конкурент - ООО «Компания «Сплав» (г.Москва) - 248 тыс.шт. [7].

Блузки. На территорию ЮФО приходится около 8,2 % всего российского производства блузок. Лидером производства данной категории в Ростовской области является ГК «Elis» (ЗАО «ПКФ «Элегант»). Доля ЗАО «ПКФ «Элегант» в структуре российского производства блузок в 2009 году составила 3,7% (78 тыс. шт.), а у лидера - ЗАО «Вязниковс-кая швейная фабрика» (Владимирская область) - 6 % (129 тыс.шт.). На предприятиях с выпуском блузок свыше 40 тыс. шт. (лидеров РФ) приходится 37% от общего объёма, включая малые предприятия [7].

Сорочки. На Южный федеральный округ приходится, по разным оценкам, около 33 %, на Центральный округ -40% всего объема производства. На территории Ростовской области - 10,1% от всего объема российского производства сорочек: ПК «Азовская швейная фабрика № 13» - 7,1 % (234 тыс.шт.) и Корпорация «Глория Джинс» - 3% (94 тыс. шт.). В данном сегменте лидирует ЗАО «Александрия» (Краснодарский край) - 14,3% (468 тыс.шт.) [7].

Платья (включая сарафаны и халаты). Характерной чертой для данного сегмента является то, что объемы выпуска меняются год за годом. На Ростовскую область приходится около 18,4 % всего производства платьев: Корпорация «Глория Джинс» - 11,7% (457 тыс.шт.), ОАО «Донецкая Мануфактура» - 5,5% (209 тыс.шт.), ГК «Elis» (ЗАО «ПКФ «Элегант») - 1,2% (45 тыс.шт.) [7].

Пиджаки. В данном сегменте в 2009году нет предприятий Ростовской области, выпускающих более 20 тыс. шт. пиджаков.

Пальто и полупальто. В 2008 году прекратилось падение выпуска пальто и полупальто для взрослых, длившееся с 2005 года, в связи с тем, что они вошли в моду. Это положительно отразилось на динамике выпуска швейных

изделий. В данном сегменте в РФ лидирует предприятие ЗАО «Маяк» (Нижегородская область) - 10,3% (128 тыс.шт.), а на втором месте - ГК «Elis» (ЗАО «ПКФ «Элегант», Ростовская область) - 7,8% (96 тыс.шт.) [7].

Куртки. На ЮФО приходится 39,8% объема всего производства курток в России. Крупнейшим российским и донским предприятием по производству в данном сегменте является Корпорация «Глория Джинс» - 13% (607 тыс.шт). Доля Корпорация «Глория Джинс» в структуре российского производства сократилась с 29% до 13% -падение производства в данном сегменте началось еще до наступления кризиса [7].

Костюмы. В данном сегменте в 2009году нет предприятий Ростовской области, выпускающих более 59 тыс. шт. костюмов.

Таким образом, в данной подотрасли Ростовской области можно выделить следующих лидеров: Корпорация «Глория Джинс», ОАО «Донецкая мануфактура», ГК «Elis» (в состав которого входит ЗАО «ПКФ «Элегант»), ПК «Азовская швейная фабрика №13 ».

Текстильная промышленность. Южный федеральный округ в 2008 году занял третье место в России по производству тканей, но это только 6% от общего объёма (Таблица 1). Доля лидера по производству тканей в 2008 году -Центрального федерального округа -составила 78%.

Ростовская область занимает 18 место по производству тканей среди других субъектов РФ. Самым крупным является предприятие ЗАО «Дон-Текс», которое специализируется на выпуске тканей для спецодежды и постельного белья, сорочечных тканей.

Чулочно-носочные изделия. ЮФО по итогам 2008 года занял четвертое место по количеству произведенных чулочно-носочных изделий - 2 % от общего объема (Таблица 2). Ростовская область заняла только 18 место среди субъектов РФ.

В 2008 году было принято решение

Таблица 1. Производство тканей (мил. кв. метров) [8]

1990 1995 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008

Российская Федерация 8449 1774 2329 2625 2783 2869 2690 2785 2804 2700 2485

Центральный фе дер аль ный о круг 6130 1339 1888 2158 2268 2266 2106 2152 2181 2086 1949

Южный федеральный округ 470,3 1 00,8 73,1 74,3 147,7 221,8 215,6 221,7 207,2 203,9 151,5

№6, 2010

Таблица 2. Производство чулочно-носочных изделий (тыс. пар)[8]

1990 1995 2000 2001 2003 2005 2006 2007 2008

Российская Федерация, млн. пар 872,4 287,5 291,0 281,7 274,3 281,6 325,3 337,7 318,9

Центральный федеральный округ 328687 160780 170963 178177 1 52274 141663 170184 179035 176686

Южный федеральный округ 105929 37717 20355 15657 11417 8796 9146 5575 6949

Таблица 3. Производство кожи на предприятии ОАО «Таганрогский кожзавод», млн. дм2 [10].

Доля в Доля в

Вид кожи 2009 выпуске РФ,% 2008 выпуске РФ,% 2007 2006

Кожи

хромового дубления 23,8 1,2% 9,3 0,5% 9,2 4,0

Юфть 8,4 16,8% 19,9 28,8% 30,6 40,1

Кожи для

низа 1,7 3,4% 3,7 6,2% 5,9 4,2

обуви

ИТОГО 33,9 32,9 45,7 48,3

о закрытии простаивающего производства чулочной фабрики «Колфа» (Ростовская обл.). Рентабельность продукции предприятия в 2006 году упала с -1,1% до -116%. Одной из основных причин закрыггия предприятия стали неравные условия для товаров отечественного производства и импорта (например, по российским стандартам колготки для детей до определенного возраста должны производиться из стопроцентного хлопка, а импортируемые в Россию колготки - полиамидные, которые в производстве более дешевые). Предприятие пробовало производить на аутсорсинге бесшовное белье для 6 московских сетей, но данные сети отказались от выпуска белья [9]. Фабрика была единственным крупным производителем чулочно-носочных изделий в Ростовской области. Ближайшим конкурентом выступало шахтинское предприятие ЗАО «Дон-Текс ТРЕПОН», которое закрыло производство в 2005 году из-за его убыточности. На территории области работают и мелкие предприятия, но на статистические показатели оказывают незаметное влияние.

Кожевенно-обувная промышленность.

Производство натуральной кожи. Среди наиболее крупных производителей натуральной кожи в России выделяется ОАО «Таганрогский кожзавод». Данный завод относится к предприятиям с многоассортиментным производством. Завод входит в число производителей, которые увеличили выпуск кожи в 2009 г. Динамика производства отражена в таблице 3.

Производство обуви. ЮФО занимает второе место среди округов по производству обуви. Ростовская область стоит на 7 месте среди субъектов федерации [8]. В период с 2008 по 2009 год для российских предприятий в целом характерен рост производства. Например, крупнейший изготовитель кожаной детской обуви ОАО «Егорьевск-обувь» (Московская обл.) в период кризиса увеличил выпуск вдвое. В то же время на наиболее крупном предприя-

тии Ростовской области - ЗАО «Доно-бувь» - выпуск продукции сократился почти вдвое - на 313 тыс. пар.

По данным Российского союза кожевенников и обувщиков, емкость обувного рынка России в последнее время значительно расширилась и достигла 1012 млрд. долларов. При этом рыночная доля отечественного производителя обуви снизилась на 9% и достигла показателя в 10% за период с 2005 по 2008 годы [11].

4. Факторы, сдерживающие развитие легкой промышленности на Дону

Проведя анализ работы ведущих предприятий области до 2009 года, нами были отобраны основные факторы, сдерживающие развитие легпрома в целом (Таблица 4).

Таким образом, данная таблица хорошо демонстрирует однородность сдерживающих развитие факторов в подотраслях легкой промышленности. Как показал анализ, указанные проблемы характерны не только для предприятий Ростовской области, но и для всех российских производителей.

5. Государственная поддержка предприятий легпрома

Министерством промышленности и торговли РФ был разработан план мероприятий по развитию легкой промышленности России на период 20062008, который не принес ощутимых результатов. В связи с этим была принята «Стратегия развития легкой промышленности до 2020 года», которая долж-

на привлечь внимание к развитию отрасли потенциальных инвесторов. Затраты на реализацию стратегии составляют 145,63 млрд. руб. [1], которые распределены по источникам финансирования следующим образом: собственные средства предприятий - 45%; привлеченные средства - 43%; средства федерального бюджета - 8%; средства субъектов РФ - 4%. В данной стратегии «основными территориями размещения предприятий, определяющих промышленную и экономическую политику отрасли, являются Центральный (55 предприятий), Приволжский (30) и Южный (17) федеральные округа», которые имеют наибольший удельный вес в общем объеме производимой продукции. Министерством промышленности и торговли России разработаны правила предоставления субсидий из федерального бюджета в 2011-2013 годах организациям, реализующим пилотные проекты в рамках данной стратегии [12].

Результатом реализации данной стратегии должно стать увеличение доли продукции отраслей легкой промышленности в общем объеме производства к 2020 году до 2,5% (сейчас менее 1%). Это будет способствовать пополнению бюджетов всех уровней за счет перечисления 523,4 млрд. налогов, что превысит в 3,6 раза размер расходов на реализацию стратегии [13].

В 2004-2008 гг. принят ряд постановлений Правительства РФ по снижению

Экономика, Статистика и Информатика Щ №6, 2010

— |

Таблица 4. Факторы, сдерживающие развитие

Текстильная пр омышленно сть Швейная промышленность Кожевенно-обувная промышленность

1. Острая нехватка квалифицированных кадров 2. Необходимость приобретения иностранного оборудования в связи с отсутствие отечественных машин 3. Развитие и перевооружение осуществляется за счет собственных средств 4. Отсутствует отечественное сырье, красители 5. В стоимости текстильных изделий очень высока энергетическая составляющая 6. Сбыт готовой продукции 7. Импорт 1. Острая нехватка квалифицированных кадров 2. Необходимость приобретения иностранного оборудования в связи с отсутствие отечественных машин 3. Развитие и перевооружение осуществляется за счет собственных средств 4. Импорт сырья, доля которого в стоимости готового изделия доходит до 40% 5. Отсутствие отечественной фурнитуры 6. Неравные требования к товару отечественного производителя и импортируемым товарам (например, по составу) 7. Сбыт готовой продукции 8. Нелегальный импорт, доля которого в общем объеме товаров доходит до 60% 1. Острая нехватка квалифицированных кадров 2. Необходимость приобретения иностранного оборудования в связи с отсутствие отечественных машин 3. Развитие и перевооружение осуществляется за счет собственных средств 4. Снижение объемов и качества отечественного сырья ввиду уменьшения поголовья скота 5. Отсутствие обувных комплектующих деталей -подошв, стелек, шнурков, пряжек, каблуков. 6. Проблема сбыта 7. Нелегальный импорт

ввозных таможенных пошлин до нуля на всю товарную номенклатуру (ВЭД) Таможенного Союза технологического оборудования, комплектующих и специальных частей для текстильной и легкой промышленности. Постановлением Правительства №372 от 30.04.2009 был отменен НДС на ввозимое оборудование для легкой промышленности, аналоги которого не производящееся на территории РФ.

В Ростовской области постановлением губернатора области в 2001 году была утверждена программа стабилизации и развития текстильной и легкой промышленности на 2000 - 2002 год. Данная программа предусматривала ряд мер, обеспечивающих создание организационных и экономических условий по производству на предприятиях текстильной и легкой промышленности региона конкурентоспособных товаров преимущественно на базе местных сырьевых ресурсов. Основным источником финансирования проектов стали собственные средства компании, кредиты коммерческих банков, в том числе и под гарантии администрации области, кредиты из фондов развития области, а так же прямое финансирование программных мероприятий за счет средств областного бюджета. Результатом реализации данной программы стало сохранение производства на ЗАО РПФ «Виктория», ЗАО «Дон-Текс», ЗАО «Донская обувь», ОАО «Таганрогский кожзавод». Решением Администрации Ростовской области действие данной стратегии не было про-

лонгировано.

В рамках реализации «Стратегии развития легкой промышленности до 2020 г» руководство Ростовской области считает необходимым сформировать обувной и текстильный кластеры. Якорными предприятиями в текстильном кластере могут стать предприятия ЗАО «Дон-Текс» и ОАО «Донецкая Мануфактура», в обувном кластере - ЗАО «Донобувь». Поддерживающими факторами развития данных кластеров станет стимулирующая политика региональных властей (региональные программы), а так же макроэкономическая политика государства. На сегодня ни один кластер не сформирован.

Предприятия-лидеры легкой промышленности области являются стратегической базой данной отрасли. Но немаловажная роль отводится малому и среднему бизнесу, которые в перспективе должны увеличить свою долю в общем объеме производства. На сегодняшний день на территории Ростовской области действует «Областная целевая программа развития субъектов малого и среднего предпринимательства в Ростовской области на 2009-2011 годы» и «Областная целевая программа поддержки экспорта в Ростовской области на 2009-2010 годы», а так же ряд областных законов, которые призваны обеспечить рост в приоритетных сферах экономики - производстве импортозамещающей продукции. Основная форма господдержки - это субсидии на возмещение расходов (например, выста-вочно-ярма-рочных, субсидирование

процентной ставки по кредиту и т.д.), что дает возможность предприятиям вкладывать большие средства в техническое перевооружение производства.

6. Заключение

Таким образом, исследование показало, что российские потребители отводят значительную роль своему стилю одежды как показателю социального статуса и выделяют в важную статью потребительских расходов. Рынок одежды и обуви РФ, с учетом темпов роста и объемов потребления продукции, открывает возможности для роста количества отечественных производителей и качества производимой продукции.

Как показал анализ, уровень развития подотраслей легкой промышленности Ростовской области во многом определяется следующими ведущими предприятиями: ЗАО Корпорация «Глория Джинс», ОАО «Донецкая мануфактура», ГК «БИб» (в состав которого входит ЗАО «ПКФ «Элегант»), ПК «Азовская швейная фабрика №13», ЗАО «Дон-Текс», ЗАО «Донобувь», ОАО «Таганрогский кожзавод». На данные предприятия приходится 80% от общего объема производимой продукции лег-прома области, на малые и средние предприятия - оставшиеся 20%.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Следует отметить, что большинство проблем, стоящие пред предприятиями-лидерами области, не отличаются от общероссийских, то есть возможность их устранения напрямую зависит от деятельности федеральных властей. Мы считаем необходимым обратить внимание на то, что разработанная на

№6, 2010

42

федеральном уровне «Стратегия развития легкой промышленности до 2020 года», призванная вывести из кризиса отрасль, не нашла должного отражения на региональном уровне. Без системного подхода в разрешении острых проблем в развитии легкой промышленности региональные и федеральные власти не смогут обеспечить необходимые условия развития. С нашей точки зрения, наиболее востребованным инструментом государственной поддержки легпрома должны стать: таможенно-тарифное регулирование в отношении как готовой импортируемой продукции, так и в отношении приобретения сырья отечественными предприятиями; структурно-инвестиционная политика, направленная на увеличение доли привлеченных источников финансирования по сравнению с долей собственных средств предприятий, выделенных на развитие; увеличение количества торговых площадей на одного жителя области; увеличение образовательных учреждений, обеспечивающих кадрами предприятия легкой промышленности; единая система стандартов для продукции отечественных производителей и импортируемых товаров.

Подводя итоги, мы так же считаем важным обратить внимание на то, что особую роль в развитии отрасли необходимо отвести готовности собственников предприятий и органов государственной власти к открытому диалогу для совместного достижения поставленных целей.

Литература

1. Стратегия развития легкой промышленности России на период до 2020 года. Принята Приказом Президента РФ от 3 июля 2008 г. № Пр-1369. Одобрена Приказом Президента РФ от 24 сентября 2009 г. №853. - С.45, 104.

2. Официальный сайт Администрации Ростовской области [Электронный ресурс]. - Режим доступа http:// donland.ru/content/info.asp? partId=77&infoId=1762&topicInfoId= 1262 (дата обращения 06.07.10).

3. Народное хозяйство Ростовской области: информационно-аналитичес-

кий обзор / Ростовский-на-Дону ордена «Знак Почета» институт народного хозяйства. - Ростов н/Д, 1988. - С.137.

4. Ритейл: итоги 2009, перспективы 2010. Усечение розницы // Индустрия моды. - № 1 (36) 2010 - С. 16.

5. Левинский А. Жегулев И. Почему мы платим за одежду и обувь втридорога [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.forbesrussia.ru/ ekonomika/torgovlya/36415-pochemu-my-platim-za-odezhdu-i-obuv-vtridoroga (дата обращения 29.07.10).

6. Объем продаж товаров легкой промышленности [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// www.roslegprom.ru/Go/ViewArticle/ id=1675&printer=1 (дата обращения 29.07.10).

7. Жуков Ю.В. Итоги работы легкой промышленности в 2009г. / Ю.В. Жуков // Швейная промышленность. - 2010. -№2. - С.8.

8. Регионы России. Социально-экономические показатели 2009: Р32. Стат. Сб. / Росстат. - М., 2009. -С.476,493.

9. Джумайло А. Чулки сняли с производства / А. Джумайло // Город N. -2008. - 5 августа - С.7.

10. Жуков Ю.В. Итоги работы легкой промышленности в 2009г. / Ю.В. Жуков //Кожевенно-обувная промышленность. - 2010. - №2. - С.8-9.

11. Капкаев А.В. Российская обувная промышленность в зеркале немецкой прессы // Кожа & Обувь. ЛегПром-Бизнес. - 2009. - №3(34). - С.6.

12. Субсидирование пилотных проектов в легпроме (16 декабря 2009 г.) [Электронный ресурс]. Режим доступа: - http ://www. minprom. gov. ru/activity/ light/news/104 (дата обращения 21.04.10).

13. Будущее легпрома прописали до 2020 года (25 октября 2009 г.) [Электронный ресурс]. Режим доступа: - http:// legport.ru/articles/18203/ (дата обращения: 06.09.10).

References

1. Strategy for development of light industry of Russia until 2020. Adopted by Order of the President of the Russian Federation on July 3, 2008 № Pr-1369. Ap-

proved by Order of the President of the Russian Federation on September 24, 2009 №853. - P.45, 104.

2. Official website of the Administration of Rostov region [Electronic resource]. - Mode of access: http:// donland.ru/content/info.asp? partId=77&infoId=1762&topicInfoId= 1262 (date of referral 06.07.10).

3. The economy of Rostov region: Information and analytical review / Institute of nationally economy. - Rostov on Don, 1988. - P.137.

4. Retail reduction// Fashion industry. - № 1 (36) 2010 - P. 16. Levinsky A. , Zheg-ulev I. Why do we pay for clothing and footwear three times as much [Electronic resource]. - Mode of access: http:// www.forbesrussia.ru/ekonomika/torgov-lya/36415-pochemu-my-platim-za-odezh-du-i-obuv-vtridoroga (date of referral 29.07.10).

5. Sales volume of light industrial goods [Electronic resource]. - Mode of access: http://www.roslegprom.ru/Go/ ViewArticle/id=1675&printer=1 (date of referral 29.07.10).

6. Zhukov U.V. Light industry work results in year 2009/ U.V Zhukov // Wearing-apparel industry. - 2010. - №2. - P.8.

7. Regions of Russia. Social and economic indexes. 2009: P32. Stat. Sb. / Rosstat. - M., 2009. - P.476,493.

8. Dzhumailo A. Stockings are not produced any more / A. Dzhumailo // Gorod N. -2008. - 5 august - P.7.

9. Zhukov U.V. Light industry work results in year 2009. / UV Zhukov // Leather and foot-wear industry. - 2010. - №2. -P.8-9.

10. Kapkaev A.V Russian footwear industry in the mirror of the German Press // Leather & foot-wear. LegPromBusiness.- 2009. - №3(34). - P.6.

11. Subsidizing pilot projects in light industry (December 16, 2009) [Electronic resource]. Mode of access: - http:// www.minprom.gov.ru/activity/light/news/ 104 (date of referral 21.04.10).

12. The future of light industry has been planned up to year 2020 (October 25, 2009) [Electronic resource]. Mode of access: - http://legport.ru/articles/18203/ (date of referral 06.09.10).

Экономика, Статистика и Информатика

43

№6, 2010

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.