Научная статья на тему 'Рынок легкой и текстильной промышленности в период импортозамещения'

Рынок легкой и текстильной промышленности в период импортозамещения Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1737
162
Поделиться
Ключевые слова
CONSUMER PREFERENCES / MARKET CHALLENGES / POTENTIAL FOR GROWTH / THE INTERACTION OF RETAILERS WITH SUPPLIERS / MARKETING TOOLS / EXPORT POTENTIAL / COMPETITIVENESS / ПРЕДПОЧТЕНИЯ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ / ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ РЫНКА / ПОТЕНЦИАЛ РОСТА / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ РИТЕЙЛЕРОВ С ПОСТАВЩИКАМИ / МАРКЕТИНГОВЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ / ЭКСПОРТНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Парамонова Татьяна Николаевна, Урясьева Татьяна Ивановна, Рамазанов Ибрагим Агаевич

В статье рассмотрены проблемы развития рынка текстильной и легкой промышленности, который, по мнению авторов даже в период экономического спада является одним из привлекательных и растущих рынков, имеет потенциал для роста за счет удовлетворения внутреннего спроса и выхода на зарубежные рынки. Исследование показало, что российские потребители готовы покупать российскую продукцию, основные качества которой соответствуют их ожиданиям. Рассмотрены примеры взаимодействия ритейлеров с российскими поставщиками продукции, инновации, внедряемые в торговую отрасль. Обобщены маркетинговые подходы, применяемые участниками рынка в период импортозамещения и экономического спада. Сделан вывод, что поддержание конкурентоспособности российских предприятий на российском рынке требует серьезных инвестиций и стратегического подхода к проблеме импортозамещения. Решение проблем отрасли может быть достигнуто совместными усилиями государства, производителей, торговых работников. Необходимо привлечь внимание правительства к осуществлению инвестиций в серьезные исследования рынка легкой и текстильной промышленности для определения приоритетных рыночных ниш, в которых российские предприятия могут развиваться и занять достойные конкурентные позиции за счет поддержки российских потребителей.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Парамонова Татьяна Николаевна, Урясьева Татьяна Ивановна, Рамазанов Ибрагим Агаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

The Market of Light and Textile Industry during the Import Substitution Period

The article discusses the development problems of the market of textile and light industry which, according to the authors, is one of the attractive and growing markets even during economic recession. It has a growth potential through satisfying internal demand and access to foreign markets. The study showed that Russian consumers are ready to buy Russian products, the main characteristics of which comply with their expectations. Examples of the interaction of retailers with the Russian product suppliers, innovations introduced in the industry sector are given. The article summarizes marketing approaches used by market participants in the period of import substitution and economic recession. It is concluded that maintaining of the competitiveness of Russian enterprises in the Russian market requires major investments and strategic approach to the import substitution problem. The industry problems can be solved by the joint efforts of government, manufacturers, retail workers. The government shall invest in serious research of the light and textile industry market to identify priority market niches in which Russian businesses can develop and take its rightful competitive position with the use of Russian consumers support.

Текст научной работы на тему «Рынок легкой и текстильной промышленности в период импортозамещения»

Парамонова, Т.Н., Урясьева, Т.И., Рамазанов, И.А. (2016). Рынок легкой и текстильной промышленности в период импортозамещения. Торгово-экономический журнал, 3(1), 53-66. doi: 10.18334/tezh.3.1.35072

Язык публикации: русский

Russian Journal of Retail Management, 2016, Volume 3, Issue 1

The Market of Light and Textile Industry during the Import Substitution Period

Tatiana Paramonova1®, Tatiana Uryasieva1, Ibragim Ramazanov1

1 Plekhanov Russian University of Economics, Moscow, Russian Federation

ABSTRACT_

The article discusses the development problems of the market of textile and light industry which, according to the authors, is one of the attractive and growing markets even during economic recession. It has a growth potential through satisfying internal demand and access to foreign markets. The study showed that Russian consumers are ready to buy Russian products, the main characteristics of which comply with their expectations. Examples of the interaction of retailers with the Russian product suppliers, innovations introduced in the industry sector are given. The article summarizes marketing approaches used by market participants in the period of import substitution and economic recession. It is concluded that maintaining of the competitiveness of Russian enterprises in the Russian market requires major investments and strategic approach to the import substitution problem. The industry problems can be solved by the joint efforts of government, manufacturers, retail workers. The government shall invest in serious research of the light and textile industry market to identify priority market niches in which Russian businesses can develop and take its rightful competitive position with the use of Russian consumers support.

KEYWORDS_

consumer preferences, market challenges, potential for growth, the interaction of retailers with suppliers, marketing tools, export potential, competitiveness

CITATION_

Paramonova, T.N., Uryasieva, T.I., Ramazanov, I.A. (2016). The Market of Light and Textile Industry during the Import Substitution Period. Russian Journal of Retail Management, 3(1), 53-66. doi: 10.18334/tezh.3.1.35072

JEL: F52, L67, L81 Original Research Language: Russian

Received: 6 Feb 2016, Published: 30 Mar 2016

© Paramonova T.N., Uryasieva T.I., Ramazanov I.A. / Publication: Creative Economy Publishers This work is licensed under a Creative Commons BY- NC- ND 3.0

HIGHLIGHTS

► Russian light industry market remains one of the fastest growing and most attractive markets, and, according to experts, it can take its rightful place in the traditional middle segment of the global world market in terms of price and quality

► one of the effective mechanisms of textile and light industry market development is the willingness of retailers to interact with manufacturers and suppliers of Russian goods

► Russian enterprises apply marketing approaches to the development and introduction of new collections into the market; there is an ongoing process of apparel market testing with products designed under its own trademarks

► an important innovation is the appearance of the commodities with the state quality mark in retail trading in the near future

► changes in the light industry market occur in the sales channels; the volumes of e- tail are growing, according to statistics, 57% of Russians aged 16-64 years use this channel to buy products

► the "Volgograd cotton" project, which was developed under the import substitution program, was an experimental platform and proved that the Volgograd lint cotton is in high demand for textile enterprises

► the economic impact of import substitution programs is determined not only by the share of the domestic goods on the Russian consumer market, but also by science-based sequential displacement of imported feedstocks, materials, semifinished products and finished products, that are used in the manufacturing process

Торгово-экономический журнал, 2016, Том 3, Выпуск 1

Рынок легкой и текстильной промышленности в период импортозамещения

Татьяна Парамонова1®, Татьяна Урясьева1, Ибрагим Рамазанов1

1 Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова, г. Москва, Россия

АННОТАЦИЯ_

В статье рассмотрены проблемы развития рынка текстильной и легкой промышленности, который, по мнению авторов даже в период экономического спада является одним из привлекательных и растущих рынков, имеет потенциал для роста за счет удовлетворения внутреннего спроса и выхода на зарубежные рынки. Исследование показало, что российские потребители готовы покупать российскую продукцию, основные качества которой соответствуют их ожиданиям. Рассмотрены примеры взаимодействия ритейлеров с российскими поставщиками продукции, инновации, внедряемые в торговую отрасль. Обобщены маркетинговые подходы, применяемые участниками рынка в период импортозамещения и экономического спада. Сделан вывод, что поддержание конкурентоспособности российских предприятий на российском рынке требует серьезных инвестиций и стратегического подхода к проблеме импортозамещения. Решение проблем отрасли может быть достигнуто совместными усилиями государства, производителей, торговых работников. Необходимо привлечь внимание правительства к осуществлению инвестиций в серьезные исследования рынка легкой и текстильной промышленности для определения приоритетных рыночных ниш, в которых российские предприятия могут развиваться и занять достойные конкурентные позиции за счет поддержки российских потребителей.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА_

предпочтения потребителей, проблемы развития рынка, потенциал роста, взаимодействие ритейлеров с поставщиками, маркетинговые инструменты, экспортные возможности, конкурентоспособность

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ:_

Парамонова, Т.Н., Урясьева, Т.И., Рамазанов, И.А. (2016). Рынок легкой и текстильной промышленности в период импортозамещения. Торгово-экономический журнал, 3(1), 53-66. doi: 10.18334^.3.1.35072

JEL: F52, L67, L81

Язык публикации: русский

© Парамонова Т.Н., Урясьева Т.И., Рамазанов И.А. / Публикация: Издательство «Креативная экономика»

Статья распространяется по лицензии Creative Commons BY- NC- ND 3.0

ТЕЗИСЫ

► российский рынок легкой промышленности остается одним из самых быстрорастущих и привлекательных рынков и, по мнению экспертов, может занять достойное место на глобальном мировом рынке в традиционном среднем сегменте по соотношению цены и качества продукции

► одним из действенных механизмов развития рынка текстильной и легкой промышленности является готовность ритейлеров к взаимодействию с производителями и поставщиками российских товаров

► российские предприятия применяют маркетинговые подходы к разработке и выведению на рынок новых коллекций; идет процесс тестирования рынка одежды изделиями, разработанными под собственными торговыми марками

► одной из важных инноваций является появление в ближайшее время в розничных торговых предприятиях товаров с государственным знаком качества

► изменения на рынке легкой промышленности происходят в каналах продаж; растут объемы интернет торговли, по статистическим данным 57% россиян в возрасте 16-64 лет пользуются этим каналом при покупке товаров

► проект «Волгоградский хлопок», разработанный в рамках программы импортозамещения является экспериментальной площадкой и доказал, что волгоградское хлопковое волокно востребовано текстильными предприятиями

► экономический эффект программ по импортозамещению определяется не только по доле товаров отечественного производства на российском потребительском рынке, но и по научно обоснованному последовательному вытеснению импортного сырья, материалов, полуфабрикатов, готовых изделий, используемых в производственном процессе

Об авторах:

Парамонова Татьяна Николаевна, доктор экономических наук, профессор, кафедра технологий и управления продажами, Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова, г. Москва (t_paramonova@inbox.ru)

Урясьева Татьяна Ивановна, кандидат экономических наук, доцент, кафедра технологий и управления продажами, Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова, г. Москва

Рамазанов Ибрагим Агаевич, доктор экономических наук, профессор, кафедра технологий и управления продажами, Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова, г. Москва

В годы рыночных экономических реформ объем и структура наполнения отечественного потребительского рынка стали уравновешиваться потребительским спросом. Исчезло прежнее понятие дефицита, в которое вкладывалось несоответствие объема наличных денег и сбережений у населения с массой и ассортиментом потребительских товаров в системе розничной и оптовой торговли. Переменились и доли потребительских групп товаров в их общей совокупности. Сегодня на первом месте по объему и удельному весу находятся продовольственные товары, а на втором месте товары легкой промышленности. Причем их объемы значительно превосходят объемы рынков легковых автомобилей, бытовой электроники и других технических товаров (Маклахов, 2010).

В настоящее время потребительский рынок России испытывает период спада экономической конъюнктуры под давлением многочисленных экономических факторов, таких как сокращение денежных доходов населения, снижение их платежеспособности, усиление их дифференциации на фоне роста розничных цен на основные товары и услуги (Рамазанов, Парамонова, Урясьева, и др., 2015). Совокупное влияние этих факторов неизбежно приводит к замедлению темпов роста и сокращению объемов продаж непродовольственных товаров. Сокращаются продажи и изделий легкой и текстильной промышленности. В 2015 г. объемы продаж непродовольственных товаров составили 89,3% к уровню 2014 г. В 2015 г. продажи тканей составили 88,7% к уровню 2014 г., верхней одежды 90,3%, нательного белья 91%, обуви кожаной 88,8%. По данным Росстата в 2015 г. экспорт продукции легкой промышленности значительно сократился. Так, за январь-ноябрь 2015 г. экспорт текстиля, текстильных изделий и обуви составил 78,1% по отношению к аналогичному периоду прошлого года, кожевенного сырья, пушнины и изделий из них 72,7%. Сокращение присутствия российских производителей в глобальном пространстве во многом обусловлено экономическими реалиями, когда выпуск в текстильной, швейном и меховом производстве в I полугодии 2015 г. составил 82,8%, а за 9 мес. -86,7% к аналогичным периодам прошлого года, кожи, обуви, изделий из кожи - 84% и 86,3% соответственно. С конца 2014 года наблюдается устойчивая динамика к падению производства по всем видам продукции, кроме спецодежды, производство и продажа которой увеличилась почти на 14,6%. Изменение курса валют вызвало удорожание импортного сырья и полуфабрикатов и соответственно повысились цены. В январе 2016 г. индексы потребительских цен на ткани составили 116,8%, одежду и белье

112%, трикотажные изделия 112,1%. Тем не менее, российский рынок легкой промышленности остается одним из самых быстрорастущих и привлекательных рынков и, по мнению экспертов, может занять достойное место на глобальном мировом рынке в традиционном среднем сегменте по соотношению цены и качества продукции, а при условии достаточных инвестиций и разработке действенных мер по повышению конкурентоспособности отечественной продукции, и в высоком ценовом сегменте.

Изучение современного состояния рынка текстильной и легкой промышленности позволяет констатировать, что даже в условиях экономического спада этот рынок имеет достаточный потенциал роста за счет внутреннего спроса и выхода на зарубежные рынки. Доля российской продукции легкой промышленности в общих продажах на внутреннем рынке достаточно стабильна и занимала в 2014 г. по данным Национальной Ассоциации Институтов закупок - 24,3%, а в 2015 г. незначительно увеличилась до 24,6%. Проведенные исследования свидетельствуют, что основные качества российской продукции соответствуют потребительским ожиданиям и потребительский рынок готов ее покупать. По опросам рабочей группы Дымшица 32% опрошенных респондентов отдают предпочтение при покупке отечественным изделиям по причине их соответствия требованиям качества и удобства, 30% руководствуются доступной ценой, 16% привлекает дизайн и внешний вид изделия, а 22% в качестве основной причины покупки отметили «потребительский патриотизм»1. В структуре расходов домашних хозяйств, доля расходов на покупку изделий легкой промышленности достаточно высокая - 9,7% расходов и более 26% расходов на непродовольственные товары направляется на покупку изделий легкой промышленности (Радаев, Данилина, Котельникова, и др., 2014). И даже в условиях кризиса 28,3% россиян не экономят на покупке одежды и обуви (для сравнения на продуктах питания не экономят 55,4%, а на медикаментах - 35,7%).

Одним из действенных механизмов развития рынка текстильной и легкой промышленности является готовность ритейлеров к взаимодействию с производителями и поставщиками российских товаров. В российской практике уже есть примеры, когда крупные торговые предприятия, работающие на рынке одежды, начинают активное сотрудничество с российскими производителями, они переориентируют размещение коллекций одежды на частичное размещение заказов

на российских фабриках. Так, компания ЗАО «Одежда 3000», 80% изделий которой производят в странах Азии, планирует заменить азиатских поставщиков российскими. Производственные предприятия начинают осознавать необходимость перестройки работы с ритейлерами, основными требованиями которых к поставщикам являются разработка дизайна, коллекции, оперативные поставки товаров, способность работать в условиях быстро меняющейся конъюнктуры рынка. Активно включаются в сотрудничество с торговыми предприятиями российские дизайнеры, которые готовы подстраивать свои работу под запросы торговли, т.е. применять гибкие поставки, реализацию изделий небольшими партиями. Развитие долгосрочных отношений с поставщиками в условиях импортозамещения облегчает доступ к ресурсам для всех участников торгового процесса, способствует снижению логистических затрат и росту объемов продаж (Красюк, 2014).

Российские предприятия применяют маркетинговые подходы к разработке и выведению на рынок новых коллекций. Идет процесс тестирования рынка одежды изделиями, разработанными под собственными торговыми марками. Применяются методики стимулирования продаж в условиях спада покупательской активности. Эффективные методики стимулирования продаж рассматриваются на тренингах в процессе выставочной деятельности, в работах российских ученых2. Производители осознают важность анализа потребностей рынка, учатся определять и презентовать свои конкурентные преимущества. По существу, российские производители и ритейлеры понимают необходимость создания потребительской ценности рыночного предложения, основные этапы которого представляют последовательное инвестирование в основные маркетинговые мероприятия: начиная от изучения мотивов покупок, рыночных тенденций и заканчивая разработкой конкурентной стратегии (Гришина, 2015).

Дальнейшее развитие торговли в условиях импортозамещения возможно при условии внедрения инноваций, в первую очередь тех, которые позволят получить быстрый эффект и укрепить конкурентные позиции предприятий на рынке (Митина, Шубина, Саликова, 2013). Одной из важных инноваций является появление в ближайшее время в розничных торговых предприятиях товаров с государственным знаком качества. Международный опыт свидетельствует, что продажи таких товаров увеличиваются на 20-40%. Роскачество планирует создание

информационных материалов, проведение обучающих мероприятий и т.д., производители также начнут осуществлять маркетинговые действия по поддержке лучшей отечественной продукции в СМИ, розничных торговых предприятиях. Маркетинговые инструменты формирования долговременных устойчивых конкурентных преимуществ торговых предприятий путем повышения имиджа, создания собственных торговых марок, разработки конкурентоспособного торгового ассортимента, включая инновационные подходы к маркетинговой деятельности рассмотрены в работах российских ученых3. Изменения на рынке легкой промышленности происходят в каналах продаж. Растут объемы интернет торговли, по статистическим данным 57% россиян в возрасте 16-64 лет пользуются этим каналом при покупке товаров. На внутреннем рынке доля интернет торговли составляет 4%, а в сфере международной торговли менее 0,1% (для сравнения в зарубежных европейских странах - до 12%). Этот сегмент продаж имеет большой потенциал роста, но российское законодательство пока не готово к регулированию международной сферы интернет-торговли.

Российские предприятия производители обуви готовы расширять ассортимент, производить продукцию с использованием современных технологий и поставлять ее не только на российский рынок, но и на зарубежные. Российское предприятие «Русская кожа» вышло на европейский рынок и открыло предприятия неполного цикла в Китае, где производятся изделия для азиатского и американского рынков. С 2010 г. российское производство обуви превышает ее импорт, с 2011 г. зависимость от импорта снизилась с 18% в 2010 г. до 10% в 2013 г. Динамика зависимости российского производства обуви и ее российского рынка от импорта позволяет оптимально оценивать перспективы этого производства при ослаблении национальной валюты и ограниченном потребительской спросе (Березинская, Ведев, 2014). Таким образом, российский рынок готов к принятию отечественной продукции. В то же время существуют проблемы, которые препятствуют удовлетворению растущего внутреннего спроса на российскую продукцию, одной из которых, относящейся к числу ключевых, является обеспеченность собственными сырьевыми ресурсами.

На мировом и российском рынке растет интерес к продукции, выработанной их натуральных тканей. У российских производителей есть потенциал для увеличения производства конкурентоспособной

3 Парамонова, Т.Н., Красюк, И.Н. (2013). Конкурентоспособность предприятия розничной торговли. М.: КноРус.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

экологически чистой продукции не только для удовлетворения внутреннего спроса, но и выхода с ней на зарубежные рынки. Основным поставщиком натурального сырья для легкой промышленности является отрасль сельского хозяйства - льноводство. Размещено льноводство в России неравномерно: свыше 60% заготавливаемого сырья приходится на Центральный район, 25% - Северо-западной и Вологодскую область Северного района и только 15% - на все остальные (Волго-Вятский, Уральский, Западно-Сибирский и Восточно-Сибирский). Посевы льна-долгунца в России сокращаются, падает его урожайность. Традиционно сложилось, что долгие годы сырье для льняной промышленности ввозилось преимущественно из Украины. В настоящее время решается вопрос о возрождении отечественного льноводства. Поднять льняное производство в стране стратегически важно. Главы более десяти субъектов РФ поддерживают необходимость разработки федеральной программы «Развитие льняного комплекса России до 2020 года». После распада СССР льноводство стало основой Российской текстильной промышленности.

Хлопчатник в России не выращивается, поэтому хлопчатобумажная промышленность развивается полностью за счет импортного сырья. Хлопок сырец поступает преимущественно из среднеазиатских государств (основная часть из Узбекистана, а также из Туркменистана, Таджикистана, Кыргызстана), небольшая часть из Казахстана, Азербайджана, Египта, Сирии, Судана и др. В последние годы поставки сырья из государств, бывших союзных республик нарушаются по причине их продажи по демпинговым ценам зарубежным производителям за валюту. В настоящее время отечественное хлопководство стремительно развивается, так на Юге страны урожайность хлопка в 2011 г. была признана конкурентоспособной. Российские ученые-аграрии считают, что хлопок может стать традиционной культурой возделывания в Волгоградской области. Проект «Волгоградский хлопок», разработанный в рамках программы импортозамещения, является экспериментальной площадкой, он доказал, что волгоградское хлопковое волокно востребовано текстильными предприятиями.

Натуральную шерсть дают преимущественно овцы, очень небольшую долю (менее 1,5%) - козы и др. Поголовье овец в стране сокращается, а значит и производство шерсти, шерстяных тканей, производство которых в 2014 г. составило 89,8% к уровню 2013 г. При этом резко ухудшилось качество поставляемой шерсти, основная масса которой не соответствует мировым стандартам. В настоящее время потребности

шерстяной промышленности в натуральном сырье не удовлетворяются. Основные регионы - поставщики сырья: Северо-Кавказский, Поволжский и Восточно-Сибирский.

Натуральным кожевенным сырьем легкая промышленность могла бы обеспечить себя практически полностью, однако из России значительная часть его вывозится. Взамен приходится закупать полуфабрикаты для производства обуви и другой продукции, что повышает цену готовых изделий. Влияет на цену готовых изделий и рост затрат на производство кожсырья вследствие удорожания содержания скота (расходов на корма, оборудование, удобрения). Так, индексы цен производителей кожи, изделий из кожи и производителей обуви за период с января 2015 г. по январь 2016 г. составили129,7%.

Кроме натурального сырья, в легкой промышленности широко используются синтетические и химические волокна, искусственные кожи, поставляемые химической промышленностью. Исходное сырье для их производства - отходы нефтепереработки, природный газ, каменноугольная смола. Основные районы - поставщики химических волокон - Центр и Поволжье, а также Западно-Сибирский, СевероКавказский, Центрально-Черноземный экономические районы. Некоторые виды искусственной кожи, синтетических волокон в России не производятся. В настоящее время организация отечественного производства синтетических волокон является частью стратегии развития легкой промышленности. Современная российская нанонаука использует нанотехнологии в производстве волокнистых материалов (текстильного полотна, кожи, искусственной кожи, меха, искусственного меха, комплексных материалов и т.п.), которые заняли определенное место, развиваются и углубляются в целях совершенствования технологии и улучшения качества продукции4. В Ивановской области строится комбинат синтетического волокна, который будет представлять инновационный текстильный промышленный кластер.

Отечественные производители испытывают серьезное давление со стороны иностранных конкурентов. Примерно $17 млрд официально импортированной продукции розничной торговли в России приходится на Китай, остальное - это Турция, Вьетнам и другие азиатские страны. Кроме того, доля незаконно ввезенного товара на российском потребительском рынке, так называемого серого импорта, составляет от 30 до 40%. В то же время на рынок приходят новые игроки. 16 февраля состоялся

Бизнес-форум «Сотрудничество производителей Кыргызстана и Таджикистана и российских компаний в сфере легкой промышленности». Продукцию представили 25 компаний Кыргызстана и 8 компаний Таджикистана, которые имеют серьезные намерения проникновения на российский рынок.

Повышение конкурентоспособности российских предприятий легкой промышленности является необходимым условием выживания в условиях жесткой конкуренции. С это целью необходимы серьезные финансовые вливания, но это сложно сделать по многим причинам. Одной из основных проблем является ограничение доступа к кредитным ресурсам и самые высокие процентные ставки по сравнению с другими отраслями, что не позволяет реализовывать инвестиционные проекты, вызывает рост цен на выпускаемую продукцию, не позволяет обеспечить предприятия необходимыми запасами сырья для сглаживания сезонности производства. Эксперты считают, что необходимы меры государственной поддержки и регулирования текстильной и легкой промышленности. Прежде всего требуется:

— отрегулировать вопросы налогообложения, в числе которых установление ставки на добавленную стоимость в размере 10%, по аналогии с детским ассортиментом, возврат к ранее существовавшему порядку взимания НДС и налога на прибыль, а также признание момента возникновения налоговой базы по факту получения производителем выручки за реализованную продукцию, а не по факту отгрузки покупателю;

— распространить государственную поддержку Агентства кредитных гарантий (Федеральная корпорация по развитию малого и среднего бизнеса) на предприятия текстильной и легкой промышленности без ограничения численности работников этих организаций для стимулирования деятельности и обеспечения малого и среднего бизнеса кредитными ресурсами;

— ввести индикативные цены на все ввозимые товары легкой промышленности, что предотвратит демпинг со стороны импортной продукции;

— ввести временный запрет на экспорт кожевенного и мехового сырья и полуфабрикатов с целью сохранения сырьевых ресурсов и выполнения программ импортозамещения;

— освободить от ввозных пошлин импортируемые сырье, материалы и комплектующие, не производимые на территории России, для обеспечения ими отечественных производителей;

— при подписании соглашений о зонах свободной торговли с другими государствами сохранять изъятия по наиболее чувствительным группам продукции (обувь, одежда) в соответствии с предложениями, внесенными отраслевыми союзами и ассоциациями.

В настоящее время утверждена программа поддержки легкой промышленности в 2016 г., предусматривающая среди ключевых мер и облегчение доступа предприятий легкой промышленности к кредитным ресурсам, в том числе в целях реализации проектов импортозамещения. Государственная поддержка предприятий кожевенной отрасли осуществляется посредством механизма субсидирования. Начинают преобладать субсидии на индексацию процентных ставок по кредитам, которые привлекают предприятия на пополнение оборотных средств, а не на модернизацию производства как это было ранее.

Несмотря на существующие трудности предприятия легкой промышленности России в настоящее время возрождаются. На специализированной выставке «Текстильлегпром-2016» более 80% экспонатов были представлены отечественными производителями, что показывает большие возможности российской отрасли текстильной и легкой промышленности в плане импортозамещения. Ивановские текстильные предприятия, по оценкам экспертов, могут заменить своей продукцией от 15% до 85% импортных товаров. Мероприятия по импортозамещению разработанные Минторгом РФ должны обеспечить снижение доли импорта текстильной продукции к 2020 г., а по отдельным позициям - уже сейчас.

Выводы

Изучение проблем российского рынка текстильной и легкой промышленности показало, что рынок, несмотря на стагнацию, имеет достаточный потенциал для роста и развития. Мощной поддержкой для данного рынка являются российские потребители, которые готовы инвестировать в покупку отечественной продукции и чувство патриотизма является одной из доминирующих причин покупки.

Экономические и геополитические условия создали определенные стимулы к проявлению интереса ритейлеров к закупке российской продукции. Осуществляется взаимодействие ритейлеров

с производителями и поставщиками товаров, крупные торговые предприятия планируют замещение иностранных поставщиков отечественными. Усиливаются требования к российским поставщикам продукции, в числе которых способность оперативно поставлять товары, гибко работать в условиях меняющейся конъюнктуры рынка.

Применяются маркетинговые подходы к разработке и выведению на рынок швейных изделий, идет процесс тестирования рынка одежды, произведенной под собственными торговыми марками, применяются методики стимулирования продаж в условиях спада покупательской активности. Производители и ритейлеры приходят к пониманию необходимости изучения рынка с целью создания и продвижения потребительской ценности предложения. Внедряются инновации, в числе которых разработка и продвижение продукции со знаком качества, растут продажи одежды и обуви в интернет пространстве.

Одной из ключевых проблем для удовлетворения внутреннего спроса является недостаток сырьевых ресурсов, но эту проблему можно решить, и она уже решается за счет разработки и внедрения различных проектов в рамках программ импортозамещения. Для повышения конкурентоспособности отечественной продукции легкой промышленности требуются инвестиции в модернизацию этой отрасли, что позволит ослабить производственную зависимость от импорта. По существу речь идет о стратегическом подходе к проблеме импортозамещения, когда экономический эффект программ по импортозамещению определяется не только по доле товаров отечественного производства на российском потребительском рынке, но и по научно обоснованному последовательному вытеснению импортного сырья, материалов, полуфабрикатов, готовых изделий, используемых в производственном процессе. Государственное регулирование отрасли и экономические стимулы должны быть направлены на последовательное достижение данных целей.

ИСТОЧНИКИ:

Березинская, О.Б., Ведев, А.Л. (2014). Инвестиционный процесс в российской экономике: потенциал и направления активизации. Вопросы экономики, 4, 4-16.

Гришина, В.Т. (2015). Возможные маркетинговые решения магазина одежды на этапе открытия. В книге Социально-экономическое развитие регионов на инновационной основе (С. 69-78). М.: Научный консультант.

Красюк, И.А. (2014). Направления инновационного развития торговой отрасли в условиях

импортозамещения. Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Экономика и право, 12, 87-91.

Маклахов, А.В. (2010). Льняной текстиль - резерв роста экономики. Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз, 4, 80-85.

Митина, Н.Н., Шубина, Е.А., Саликова, Е.Ю. (2013). Инновации в торговле: характеристика, проблемы и перспективы. Экономика и социум, 1, 503-512.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Радаев, В.В., Данилина, В.Н., Котельникова, З.В., и др. (2014). Текущее состояние и

перспективы развития легкой промышленности в России. М.: ИД Высшей школы экономики.

Рамазанов, И.А., Парамонова, Т.Н., Урясьева, Т.И., и др. (2015). Цены и потребительские

настроения населения России в кризисный период. Инициативы XXI века, (1-2), 13-20.

Актуальные проблемы развития и территориальная организация легкой промышленности мира (2007). Режим доступа:

http://knowledge.allbest.ru/geography/3c0a65625b2ad68a5d43a88521316c27_0.html

В Волгоградской области получили первый урожай самого северного хлопка (2015, 9

октября). Режим доступа: http://importozamechenie.ru/v-volgogradskoj-oblasti-poluchili-pervyj-urozhaj-samogo-severnogo-xlopka/

Ивановская область готова к импортозамещению, заявил в эфире Русской службы

новостей губернатор региона Павел Коньков (2015, 16 января). Режим доступа:

http://importozamechenie.ru/ivanovskaya-oblast-gotova-k-importozameshheniyu-zayavil-

v-efire-russkoj-sluzhby-novostej-gubernator-regiona-pavel-konkov/

Итоги работы легкой промышленности. Режим доступа:

http://www.roslegprom.ru/Go/AllArticles/feed=itog_otr

Минпромторг России: Комбинат синтетического волокна в Ивановской области станет локомотивом отечественной легкой промышленности (2016, 28 января). Режим доступа: http://importozamechenie.ru/minpromtorg-rossii-kombinat-sinteticheskogo-volokna-v-ivanovskoj-oblasti-stanet-lokomotivom-otechestvennoj-legkoj-promyshlennosti/

Парамонова, Т.Н., Красюк, И.Н. (2013). Конкурентоспособность предприятия розничной торговли. М.: КноРус.

Президент ОАО «Рослегпром», генеральный директор ООО «РЛП- Ярмарка» А.А. Круглик -о ситуации в легкой промышленности в сложившихся финансово-экономических условиях и необходимых мерах поддержки (2016). Вестник «Текстильлегпрома», Весна, 26-27. Режим доступа: http://www.textilexpo.ru/vestnik/index.html#p=26

Проблемы текстильной промышленности России. Режим доступа: http://www.consultant-textile.com/

Сайт Информационного агентства «ТПП-Информ».

Cайт Министерства промышленности и торговли Российской Федерации.

Сайт Федеральной службы государственной статистики.

Тимакова: товары легкой промышленности из Турции пока не ограничивают (2015, 22 декабря). Режим доступа:

https://ria.ru/economy/20151222/1346827038.html#ixzz40FKum98j