Научная статья на тему 'Современное состояние рынка хлопчатобумажных тканей детского ассортимента г. Санкт-Петербурга: перспективы, инновации и развитие'

Современное состояние рынка хлопчатобумажных тканей детского ассортимента г. Санкт-Петербурга: перспективы, инновации и развитие Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
118
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИИ / ХЛОПЧАТОБУМАЖНЫЕ ТКАНИ ДЕТСКОГО АССОРТИМЕНТА / РАЗВИТИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Худик Дарья Дмитриевна

Исследовано современное состояние рынка хлопчатобумажных тканей детского ассортимента г. Санкт-Петербурга. Проведено сравнение с социально-экономическим развитием легкой промышленности зарубежных стран, с точки зрения перспектив инновационного развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Худик Дарья Дмитриевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Современное состояние рынка хлопчатобумажных тканей детского ассортимента г. Санкт-Петербурга: перспективы, инновации и развитие»

УДК 339.1

СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ РЫНКА ХЛОПЧАТОБУМАЖНЫХ ТКАНЕЙ ДЕТСКОГО АССОРТИМЕНТА Г.САНКТ-ПЕТЕРБУРГА: ПЕРСПЕКТИВЫ, ИННОВАЦИИ И РАЗВИТИЕ

Худик Дарья Дмитриевна, студент (e-mail: khudik_dasha95@mail.ru)

Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого

Исследовано современное состояние рынка хлопчатобумажных тканей детского ассортимента г. Санкт-Петербурга. Проведено сравнение с социально-экономическим развитием легкой промышленности зарубежных стран, с точки зрения перспектив инновационного развития.

Ключевые слова: инновации, хлопчатобумажные ткани детского ассортимента, развитие.

Санкт-Петербург является городом федерального значения и занимает важное положение в социально-экономическом развитии мегаполиса и страны в целом. В 2017 г. население России составило 146,8 млн. человек, а территория - 17,1 млн. кв. км. Поэтому, одной из важнейших задач развития России и Санкт-Петербурга в частности является улучшение уровня и качества жизни населения посредством заимствования передового европейского опыта и внедрения инновационных технологий в легкой промышленности. Информация об основных поставщиках текстильной продукции на рынке г.Санкт-Петербурга представлена в табл.1.

Таблица 1 - Основные поставщики-производители

№ п/п Наименование производителя Объем поставки, тыс. руб. Отклонение

2015 2016 +/" %

1. Белоруссия (Гомель) 4200,00 5500,00 1300,00 130,95

2. Белоруссия (Минск) 4800,00 5200,00 400,00 108,33

3. Италия 2100,00 2700,00 600,00 128,57

4. Китай 3400,00 3900,00 500,00 114,70

5. Великобритания 13800,00 15500,00 1700,00 112,31

6. Россия (Иваново) 19500,00 20600,00 1100,00 105,64

7. Россия (Красный Октябрь) 5500,00 6100,00 600,00 110,91

8. Россия (Шуя) 15000,00 16200,00 1200,00 108,00

9. Франция 2500,00 3000,00 500,00 120,00

10. Другие 1200,00 1220,00 20,00 101,66

Итого 72000,00 79920,00 7920 111,00

Из данных табл. 1 видно, что за период 2015 - 2016 гг. наибольший объем поставки был у российского поставщика (Иваново) - 19500,00 тыс. руб.

Стоит отметить, что важным поставщиком текстиля является Великобритания. Поставщик Белоруссия (Гомель) увеличил свои поставки на 1300,00 тыс. руб. (на 30,95%), что является очень хорошим показателем.

Для того чтобы повысить возможность развития отечественных производителей - нужно разработать целый комплекс мероприятий [14], которые должны быть направлены на обновление производства и распространение продукции.

Метод SWOT-анализа используется для исследования внутренней и внешней среды торговых предприятий. На основе SWOT-анализа были выявлены следующие характеристики предприятий Санкт-Петербурга в области легкой промышленности (см. рис. 1):

53 Сильные стороны (strength} Сла бые cntop он ы (weakness)

Z: 2)широкий ассортимент товаров: 1) уровень качества обслуживания

Q. и 3) оптимальные цены на продукцию. покупателей;

К которые обеспечиваются за счет 2) неразвитость маркетингового

| использования эффективных технологий обеспечения продаж;

Q. логистики и бюджетного контроля 3)не хватает квалифицированных

затрат; р абочих кадр об .

X к 4) контроль качества продукции; 4) покупательский трафик не растет.

5) д оп о лни тельны е у слуги;

Возможности (opportunities) Угрозы {,threats}

я 1) повышение спроса; 1) замедление роста рынка:

э 1—1 2) расширение ассортимента; 2) медленный рост покупательской

__ '■J 3) более активная реклама; способности населения;

я К 4) выход на новые сегменты рынка. 3)рост цен у поставщиков;

Z 4) приход сильных западных

а> т конкурентов.

Рисунок 1 - Матрица SWOT-анализа предприятий Санкт-Петербурга в

области легкой промышленности

Правильная ассортиментная политика, ее выбор и осуществление - это одно из условий, которое способствует более эффективному удовлетворению спроса потребителей и роста эффективности труда, а также улучшению реализации товаров. Решение большинства социальных и экономических задач находится в прямой зависимости от гармоничного формирования ассортимента продукции народного потребления в сельском хозяйстве и промышленности [1-4].

В товарном классификаторе представлена информация о разделении на товарные группы, подгруппы и категории (см. табл.2).

Таблица 2 - Товарный классификатор

№ п/п Товарная группа Товарная подгруппа Товарная категория

1 Ткани Хлопчатобу мажные Бязь

Ситец

Сатин

Бельевые

Платьевые

Одежные

Ворсовые

Платочные

Шелковые

Шерстяные

Льняные

2 Ткани для интерьера — —

3 Фурнитура — —

4 Наборы для рукоделия — —

5 Декоративные изделия — —

Таким образом, из таблицы 2 следует, что на предприятиях легкой промышленности г. Санкт-Петербурга представляется широкий ассортимент текстильных материалов для населения разной возрастной категории и с разным уровнем дохода, удовлетворяя их спроса.

Широта и устойчивость ассортимента хлопчатобумажных тканей для детей в пределах нормы товарных запасов способствует решению политики импортозамещения. Если необходимый товар отсутствует или если покупатель не доволен качеством предлагаемого ему товара, он совершает покупку аналогичного товара. Это и называется взаимозаменяемостью. Выполним оценку широты, глубины, полноты и новизны хлопчатобумажных тканей для детей, в соответствии с ассортиментом предприятий, представленных на рынке г. Санкт-Петербурга [1].

Определить широту можно с помощью формулы (1):

= 100%,

1= (1)

где $ - фактическое число категорий товара, которое имеется в продаже;

т-

1 н - общее число категорий товара.

Кш=--100%=100%

Для определения объема ассортимента продукции нужно провести сравнительную характеристику фактического количества разновидностей товара согласно ассортименту и имеющимся спросом.

Полноту ассортимента можно рассчитать по формуле (2):

где ^ - фактическое количество видов товара, которое имеется в продаже; - число видов, предусмотренное ассортиментным перечнем.

Кш=-.100%=100%

Под объемом наименования товара в пределах каждой товарной группы понимается глубина ассортимента.

Коэффициент глубины хлопчатобумажных тканей для детей рассчитывается по формуле (3):

к. = ^-100%,

где - фактическое количество разновидностей товара, которое имеется Р

в продаже; н - количество разновидностей, предусмотренное ассортиментным перечнем.

Кг =-.100%= 12,1%

14

Коэффициент устойчивости хлопчатобумажных тканей для детей рассчитывается по формуле 4:

где Оп _ количество разновидностей товара, которое отсутствует

в продаже в момент проверок; а - количество разновидностей товара, которое предусматривает ассортиментный перечень;11 - число проверок.

КУе- = 1-^^=84,3

• %

Коэффициент новизны хлопчатобумажных тканей для детей рассчитывается по формуле 5:

^ , (5)

р

где п - число новых разновидностей товаров, появившихся в момент проверки; т - количество разновидностей.

Кн = -'100%= 29,4%

" 37

В соответствии с вычисленными значениями: широты, глубины, полноты, новизны и устойчивости хлопчатобумажных тканей детского ассортимента составим сводную таблицу 3 по всем показателям.

Ассортимент хлопчатобумажных тканей для детей на предприятиях г. Санкт-Петербурга широкий, полный и устойчивый. Однако он обладает недостаточной степенью глубины и новизны (см. табл.3).

Таблица 3 - Сводная основных параметров, составляющих торговый _ассортимент_

№ п/п Наименование параметра Результат, %

1. Коэффициент широты 100,00

2. Коэффициент полноты 100,00

3. Коэффициент глубины 12,10

4. Коэффициент устойчивости 84,30

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Коэффициент новизны 29,40

Представленность текстильной продукции России на мировом рынке небольшая. На текущий момент в Российской Федерации по отношению к другим странам присутствует существенный недостаток потребления детских товаров. В США, например, процент потребления выше на 40 %, а в Великобритании на 70 %. Если представить то, что в России потребление текстильных товаров для детей выйдет на уровень британского, то доля нашей страны должна будет составлять 9 % от мирового рынка товаров из текстиля для детей. Несмотря на все вышеуказанное, темп увеличения объемов выпускаемой продукции из текстиля для детей превышает общемировой и составляет 15 %. Эксперты оценивают этот рынок как самый быстрорастущий и привлекательный в мире [5-9].

К основным категориям товаров на мировом рынке товаров для детей относят игрушки и игры - 40 %, а также одежда - 36 %.

Главные тенденции в развитии товаров для детей на внутреннем рынке:

1. Увеличение доли магазинов по реализации товаров для детей;

2. Существенный рост доли реализации товаров через интернет;

3. Создание специальных зон по привлечению потребителей;

4. Прогнозируемое распространение сетей реализации товаров в страны Азии и развивающиеся страны;

5. Рост объема доли частных товарных марок ритейлеров в сфере производства товаров для детей в ассортименте крупных сетей розничной торговли;

6. Рост популярности магазинов формата торговой точки, которые открываются на краткий срок, например для реализации лимитированной серии или на сезон.

Итоги 2015 года показывают то, что отечественный рынок товаров сократился на 4,3 % и составил в 1423 миллиардов рублей.

Аналитическая оценка размеров продаж основных групп текстильных товаров объясняет необходимость модернизации политики государства в области социального развития, устанавливает важность установления инновационной и многопрофильной индустрии детских товаров в России.

Таким образом, следует сделать вывод о том, что рынок текстильной продукции детского ассортимента нуждается в инновационном развитии, насыщении его новыми тканями, предложении новых форм работы с потребителями, организации дальнейшего взаимодействия между поставщи-

ками текстильной продукции и розничной торговли, например выпуск текстильной продукции под маркой СТМ [10-12].

Список литературы

1. Парамонова Т.Н., Красюк И.Н. Конкурентоспособность предприятия розничной торговли: Учебное пособие. - М.: КНОРУС, 2010. С. 84-89.

2. Кириллова Т.В. Перспективы развития автосборочных производств и их вклад в развитие экспортного потенциала Российской Федерации //В мире научных открытий. 2015. № 5 (65). С. 143-159.

3. Панкова Н.В., Стародубцев Ю.И., Кириллова Т.В. Бизнес-технология индивидуализированного обслуживания в условиях массового потока покупателей //Проблемы экономики и управления в торговле и промышленности. 2013. № 1. С. 95-98.

4. Красюк И.А., Кхалаф К.З., Худик Д.Д. Инновации в сетевой торговле как инструмент формирования конкурентных преимуществ // Практический маркетинг. 2017. № 21 (240). С 54-60.

5. Дудакова И. А. Изучение рынка как фактор развития розничной торговли //Российский внешнеэкономический вестник. 2009. № 11. С. 51-59.

6. Кириллова Т. В. Обоснование выбора оптимального варианта приобретения складского комплекса большой площади //В сборнике: «Результаты научных исследований; межд. научн.-практ. конф. Научно-издательский центр «Аэтерна». 2015. 276с., С. 137144.

7. Кириллова Т. В. Таможенные процедуры: особенности и практика применения //Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Экономика и право. 2013. № 12. С. 85-88.

8. Крымов С.М., Дудакова И.А. Концептуальные основы территориального маркетинга в сфере розничной торговли //Актуальные проблемы организации производства, менеджмента и маркетинга: коллективная монография. Ростов-на-Дону: Издательский центр ДГТУ, 2011.166 с., С.108-119.

9. Крымов С.М., Дудакова И.А. Научно-практические и методические основы организации розничной торговой сети в регионах //Актуальные проблемы организации производства, экономики и маркетинга: коллективная монография. Ростов н/Д: Издательский центр ДГТУ, 2011. 140с., С.72-88.

11. Кольган М.В., Медведева Ю.Ю. Проблемы и перспективы применения инновационных методов стимулирования сбыта в розничной торговле // Практический маркетинг. 2017. № 3 (241). С. 15-23

12. Красюк И. А., Медведева Ю.Ю. Роль СТМ в снижении потребительских рисков в условиях импортозамещения //Экономика и предпринимательство. 2015. № 6-2 (59-2). С. 692-696.

Khudik Daria Dmitrievna, student

Peter the Great St.Petersburg Politechnic University, St.Petersburg, Russia

CURRENT STATE OF THE MARKET OF COTTON FABRICS FOR CHILDREN IN ST. PETERSBURG: PERSPECTIVES, INNOVATIONS AND DEVELOPMENT.

Abstract. A study of the current state of the market of cotton fabrics for children in St. Petersburg, in comparison with socio-economic development of light industry of foreign countries, from the point of view of innovative development.

Key words: innovation, cotton fabric for children, development.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.