Научная статья на тему 'О снижении импортозависимости российских товарных рынков'

О снижении импортозависимости российских товарных рынков Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
440
113
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ РЫНОЧНОЕ ХОЗЯЙСТВО / SOCIALLY-ORIENTED MARKET ECONOMY / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ СУВЕРЕНИТЕТ СОЦИАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВ / ECONOMIC SOVEREIGNTY OF A SOCIAL STATE / ПОТРЕБИТЕЛЬСКАЯ КОРЗИНА / CONSUMER BASKET / ИМПОРТОЗАВИСИМОСТЬ РОССИЙСКИХ ТОВАРНЫХ РЫНКОВ / IMPORT DEPENDENCE OF RUSSIAN COMMODITY MARKETS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гриценко Николай Николаевич

Снижение импортозависимости российских товарных рынков является важнейшим направлением деятельности многих российских компаний, которые на основе дорожных карт и реализации программ модернизации решают проблемы импортозамещения в первую очередь в отраслях, производящих одежду, обувь и продукты питания при поддержке социального государства, обладающего экономическим суверенитетом. Статья написана по результатам мониторинга доли импортных товаров текстильной и легкой промышленности, основных продуктов питания, включенных в минимальный набор потребительской корзины для всех возрастных групп населения. Делается вывод о необходимости безотлагательного проведения социальным государством комплексных мер, направленных на импортозамещение в промышленности и сельском хозяйстве.В числе этих мер, в частности, должно быть удвоение объема производства предприятиями легкой, текстильной, обувной промышленности путем модернизации и расширения деятельности работающих предприятий; строительства ряда современных производств в регионах, имеющих инвестиционные возможности; осуществления взаимовыгодной международной кооперации; реализации программ развития подготовки необходимых профессиональных кадров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON REDUCING THE IMPORT DEPENDENCE OF THE RUSSIAN COMMODITY MARKETS

Reducing the import dependence of the Russian commodity markets is a key policy of many Russian companies who use roadmaps and modernization programs to solve the problem of import substitution primarily in industries producing clothing, shoes and food products, with the support of the social state that has economic sovereignty. The paper was written based on the results of monitoring the imports share in the textile and light industry as well as basic foods included into the minimum set of the consumer basket for all age groups. It is concluded that the social state must take urgent comprehensive measures aimed at the imports substitution in the industry and agriculture.These measures, in particular, include the doubling of production outputs of the light, textile and footwear industry enterprises through modernization and business expansion of currently operating companies; construction of modern production facilities in regions with investment opportunities; establishment of mutually beneficial international cooperation; implementation of professional staff training programs.

Текст научной работы на тему «О снижении импортозависимости российских товарных рынков»

УДК 330.341.1

О СНИЖЕНИИ ИМПОРТОЗАВИСИМОСТИ РОССИЙСКИХ ТОВАРНЫХ РЫНКОВ

ГРИЦЕНКО НИКОЛАЙ НИКОЛАЕВИЧ, д-р экон. наук, профессор, президент Академии труда и социальных отношений, заслуженный деятель науки РФ, лауреат премии Правительства РФ в области образования E-mail: presidentatiso@maiL.ru

Снижение импортозависимости российских товарных рынков является важнейшим направлением деятельности многих российских компаний, которые на основе дорожных карт и реализации программ модернизации решают проблемы импортозамещения в первую очередь в отраслях, производящих одежду, обувь и продукты питания при поддержке социального государства, обладающего экономическим суверенитетом. Статья написана по результатам мониторинга доли импортных товаров текстильной и легкой промышленности, основных продуктов питания, включенных в минимальный набор потребительской корзины для всех возрастных групп населения. Делается вывод о необходимости безотлагательного проведения социальным государством комплексных мер, направленных на импортозамещение в промышленности и сельском хозяйстве.

В числе этих мер, в частности, должно быть удвоение объема производства предприятиями легкой, текстильной, обувной промышленности путем модернизации и расширения деятельности работающих предприятий; строительства ряда современных производств в регионах, имеющих инвестиционные возможности; осуществления взаимовыгодной международной кооперации; реализации программ развития подготовки необходимых профессиональных кадров.

Ключевые слова: социально-ориентированное рыночное хозяйство; экономический суверенитет социального государств; потребительская корзина; импортозависимость российских товарных рынков.

On Reducing the Import Dependence of the Russian Commodity Markets

NIKOLAI N. GRITSENKO,ScD (Economics), professor, President of the Academy of Labour and Social Relations, Honored Scientist of Russia, winner of the RF Government Award in the field of education

Reducing the import dependence of the Russian commodity markets is a key policy of many Russian companies who use roadmaps and modernization programs to solve the problem of import substitution primarily in industries producing clothing, shoes and food products, with the support of the social state that has economic sovereignty. The paper was written based on the results of monitoring the imports share in the textile and light industry as well as basic foods included into the minimum set of the consumer basket for all age groups. It is concluded that the social state must take urgent comprehensive measures aimed at the imports substitution in the industry and agriculture.

These measures, in particular, include the doubling of production outputs of the light, textile and footwear industry enterprises through modernization and business expansion of currently operating companies; construction of modern production facilities in regions with investment opportunities; establishment of mutually beneficial international cooperation; implementation of professional staff training programs.

Keywords: socially-oriented market economy; economic sovereignty of a social state; consumer basket; import dependence of Russian commodity markets.

Социально-ориентированное рыночное хозяйство как экономическая основа социального государства

В результате вступления в действие с 1 июля 2015 г. Федерального закона от 31.12.2014 № 488-ФЗ «О промышленной политике», предусматриваю-

щего введение специальных инвестконтрактов для создания или модернизации предприятий и организаций в стране и их финансовой поддержки в рамках реализации государственных программ, возникают новые возможности в развитии отечественного, социально-ориентированного рыночного хозяйства, которое должно служить

экономической основой социального государства, в полной мере удовлетворять растущие потребности граждан в качественных и доступных по цене продуктах питания, непродовольственных товарах и услугах и быть конкурентоспособным, импорто-независимым, т. е. обладать экономическим суверенитетом.

В Послании Президента Российской Федерации В. В. Путина Федеральному Собранию сказано: «Чтобы безусловно реализовать все наши планы, выполнить все основные социальные обязательства государства, сформулированные еще в указах Президента в мае 2012 года, необходимо ответить на вопрос, что мы будем делать в экономике, в финансах, в сфере социального развития и, главное, каким будет наш стратегический курс... Так называемые санкции и внешние ограничения — это стимул для более эффективного, ускоренного достижения поставленных целей. Нам многое надо сделать, создать новые технологии и конкурентную продукцию»1.

По существу, Президент Российской Федерации выделил главное в стратегическом курсе государства — развитие и создание отечественной производственно-технической базы такой мощности, которая обеспечит производство высококачественной продукции и оказание услуг населению в объемах, полностью удовлетворяющих потребительский спрос без импорта.

Слова Президента Российской Федерации нашли отклик у Федерации независимых профсоюзов России (далее — ФНПР), которая поддерживает политику государства, направленную на развитие и повышение конкурентоспособности реального сектора экономики, создание во всех отраслях новых производств и высокотехнологичных (высокопроизводительных) рабочих мест с достойной заработной платой и условиями труда, активное стимулирование внутреннего спроса. «Мы остаемся верны позиции: не человек для экономики, а экономика для человека», — сказал в отчетном докладе председатель ФНПР М.В. Шмаков на IX съезде профсоюзов. Съезд, открывшийся 9 февраля 2015 г., в работе которого участвовал Президент Российской Федерации В. В. Путин, принял Программу ФНПР «Достойный труд — основа благосостояния человека и развития страны»2, где определено, что идеологической

1 «Российская газета», № 278, 05.12.2014.

2 ШЬ: www.fnpr.ru.

основой деятельности ФНПР является положение Конституции о России как социальном государстве. Из этого следует, что объектом заботы профсоюзов является в том числе развитие эффективного конкурентоспособного социально-ориентированного рыночного хозяйства.

Участие государства в решении социально-экономических проблем

В число конкурентоспособных производств как важнейших субъектов социально-ориентированного рыночного хозяйства социального государства должны входить, по нашему мнению, прежде всего предприятия, организации и учреждения тех сфер деятельности, которые в полном объеме обеспечивают население страны качественными товарами, продуктами питания и услугами на рациональном уровне.

Сколько их должно быть, чтобы поддерживать социальные нормы и нормативы на рациональном, а не только минимальном уровне, должны определить соответствующие государственные органы, в том числе экономические и социальные министерства и ведомства федерального, регионального и муниципального уровня, опираясь на научные исследования, статистические данные и предложения социальных партнеров.

Ведущая роль государственных органов и науки в разработке целевых программ развития социально-ориентированного рыночного хозяйства обусловлена тем, что стихийный рынок с ориентацией на получение прибыли не обеспечит сам по себе выполнение такой задачи.

Программно-целевой метод стратегического планирования и создания новых технологий и производств для выпуска конкурентной продукции, снижения импортозависимости особенно сейчас, на первой стадии разработки таких программ, должен быть государственной прерогативой и функцией органов стратегического управления экономикой. По нашему мнению, доля государственного участия в решении таких значимых проблем для страны должна быть обратно пропорциональной положению дел, обстоящих с решаемой проблемой: чем она меньше решена, тем должно быть больше там участия государства. И наоборот, по мере создания государством условий для решения им и бизнесом назревшей проблемы его участие должно уменьшаться. Но в любом случае участие государства должно выражаться в разработке и применении прогнозов и

планов развития производительных сил страны в разрезе отраслей и регионов, финансово-экономических стимулов, правовых норм и механизмов, методических рекомендаций по определению потребительской корзины и др. К числу функций государства следует отнести разработку социальных, причем не только минимальных, но и рациональных норм и нормативов, которые позволяют определять общероссийскую потребительскую корзину для основных социально-демографических групп населения, степень ее наполнения на данный период и в перспективе по годам отечественными продуктами питания, а также непродовольственными товарами и услугами, что поможет формировать социальный заказ их производителям.

Важные меры, направленные на выполнение этой задачи, определены Генеральным соглашением между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством РФ на 20142016 гг. в экономической политике государства, которая должна быть ориентирована на обеспечение устойчивости экономического развития страны и рост инвестиций в человеческий капитал (далее — Генеральное соглашение)3. В связи с этим к числу основных приоритетов государственной политики в сфере экономического развития стороны Генерального соглашения отнесли прежде всего обеспечение и поддержание конкурентных возможностей России, создание конкурентоспособной экономики и высоких технологий, расширение глобальных конкурентных преимуществ в традиционных секторах экономики.

Это позволяет дать сигнал бизнесу для инвестиций, а рынку труда и сфере образования — определить, сколько, каких, где необходимо создавать производства и соответственно сколько и каких специалистов необходимо готовить, чтобы обеспечить конкурентность российских товаров и снижение импортозависимости страны.

Проблема снижения импортозависимости настолько назрела, что промедление с ее разрешением чревато и без санкций угрозой социальной безопасности, так как доля импорта по оценке экспертов составляет:

• одежды — 80% (фактически больше);

• медикаментов — 70%;

• бытовой техники — 40-95%;

3 ШЬ: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_156312.

• автомобилей — 70%;

• пищевой продукции — более 35% [1].

В сфере обеспечения модернизации секторов экономики и перехода от сырьевой экономики к инновационной модели развития стороны Генерального соглашения приняли на себя ряд обязательств, в том числе по следующим направлениям:

• анализ возможностей реализации дополнительных мер, в том числе налоговых льгот, направленных на поддержку инвестиционной и инновационной активности организаций, развитие человеческого капитала;

• развитие сельского хозяйства, способного обеспечивать продовольственную безопасность страны, повышение эффективности агропромышленного комплекса;

• проведение оперативного мониторинга доли импортных товаров на российских товарных рынках в целях реализации мер, направленных на увеличение производства российских товаров, повышение конкурентоспособности российских товаров и снижение импортозависи-мости.

Определение доли импортных промышленных и продовольственных товаров на российских товарных рынках

Руководствуясь указанием Генерального соглашения, нами был проведен мониторинг доли ряда импортных товаров текстильной и легкой промышленности по основным видам продукции текстильного и швейного производства, обуви, а также 10 основных наименований продуктов питания, входящих в минимальный набор потребительской корзины.

Пальто и костюмы. Численность всего населения России на 1 января 2014 г. составляла 143,7 млн человек. Из табл. 1 следует, что наше отечественное швейное производство изготавливает из верхней пальтовой группы 1 пальто на 112 человек и 1 куртку на 50 человек.

Для подсчета необходимого объема производства нами были взяты нормы, содержавшиеся в Методических рекомендациях по минимальному набору непродовольственных товаров индивидуального пользования для трудоспособного населения и утвержденные постановлением Правительства РФ от 17.02.1999 № 192, согласно которым в среднем рекомендовалось иметь на

человека по 4-3 минимальных набора изделий верхней пальтовой группы. Следовательно, для удовлетворения потребностей трудоспособного населения численностью 86 млн 137 тыс. человек и 33 млн 100 тыс. человек старше трудоспособного возраста, в том числе пенсионеров, для которых рекомендуемый минимальный набор товаров верхней пальтовой группы составлял, как и для трудоспособного населения для мужчин (их 66 млн 353 тыс.), — 4 штуки, для женщин (их 76 млн 994 тыс.) — 3 штуки, требуется 357 млн штук пальто, полупальто и курток.

Кроме этого, для лиц моложе трудоспособного возраста, а их 24 млн 110 тыс., в том числе детей в возрасте 0-5 лет, также рекомендовалось иметь 4 наименования верхней пальтовой группы для холодной зоны, а для детей 7-15 лет для всех трех зон — 3 штуки таких товаров. Иными словами, на всех детей необходимо иметь еще 73 млн штук изделий. Итого 430 млн штук изделий — минимальный набор товаров верхней пальтовой группы. Учитывая примерно четырехлетний срок устаревания и износа таких изделий, их ежегодное производство должно составлять примерно 100 млн штук. В России производится около 1,3 млн штук изделий в год, т. е. 1,3% потребности, а остальные 98,7 % составляет импорт (выше называлась доля импорта одежды 80%, куда входит верхняя костюм-но-платьевая группа, белье, чулочно-носочные изделия, головные уборы и галантерейные изделия).

Потребность в костюмах для 66 млн 353 тыс. мужчин из расчета по 8 шт. наборов костюмов составляет 530 млн штук.

Допуская срок службы и обновления костюма пять лет, годовое производство этих изделий должно составлять 106 млн штук (530 млн:5).

Произведено же отечественных костюмов в 2013 г. 4 млн 498 тыс. штук, т. е. примерно 4% потребности, а 96% — это был импорт.

Платья и сарафаны. Для 76 млн 994 тыс. женщин (по норме 9 шт. наборов для каждой) примерно необходимо иметь 693 млн штук изделий этой группы товаров. Произведено же в 2013 г. платьев, сарафанов женских или для девочек 8,012 млн штук, т. е. примерно 11% потребности, а 89% потребности покрывал импорт.

Ткани. Так как швейное производство напрямую связано с текстильным производством, надлежит выяснить, сколько всего производится тканей.

По данным Росстата, в 2013 г. было произведено всего 4132 млн м2 тканей [2, с. 255], т. е. на одного жителя России приходится около 29 м2 тканей. В Советском Союзе были установлены нормы рационального потребления важнейших изделий легкой промышленности, в том числе тканей и швейных изделий (в пересчете на ткани), — 49,8 м2 на одного жителя.

Для вывода страны из импортозависимости требуется, как минимум, удвоить объем производства предприятиями легкой и текстильной промышленности в течение ближайших лет за счет, во-первых, модернизации, расширения и создания новых высокопроизводительных рабочих мест на всех 15 593 действующих организациях по виду экономической деятельности «текстильное и швейное производство», во-вторых, строительства ряда современных производств в регионах, имеющих инвестиционные возможности для создания предприятий легкой промышленности; в-третьих, осуществления взаимовыгодной международной кооперации производства на основе долгосрочных договоров; в-четвертых, создания и реализации программ развития и подготовки необходимых профессиональных кадров.

Удвоение объемов производства легкой и текстильной отрасли позволит создать дополнительно около 300 тыс. рабочих мест во многих регионах России и получить увеличение ВВП на 250 млрд руб.

Производство швейных изделий в России в 2013 г. Таблица 1

Наименование изделия Количество, тыс. шт.

Пальто и полупальто 1267

Куртки 2859

Костюмы 4498

Платья, сарафаны женские или для девочек 8012

Брюки, бриджи, шорты (млн штук) 20,9

В свою очередь по принципу мультипликатора возрастает спрос на продукцию машиностроения для легкой и швейной промышленности, на производство ниток, пуговиц и другую смежную продукцию, которую могут производить надомные работники и работники с ограниченными возможностями.

Увеличатся также посевные площади технических сельскохозяйственных культур (например, в 1992 г. лен-долгунец занимал 327 тыс. га, а в 2013 г. — 55 тыс. га).

Важно и то, что появится возможность полностью по доступной цене удовлетворять потребность школьников в качественной одежде, расширять ассортимент спецодежды для работников, а также увеличить экспорт продукции текстильного и швейного производства.

Изделия из кожи и обувь. Что касается решения проблемы импортозамещения по виду экономической деятельности «Производства кожи, изделий из кожи и производства обуви», то исходя из нормативов, согласно которым предлагалось в вышеназванных Методических рекомендациях для всех категорий населения в среднем иметь по 6 пар обуви, оптимальная потребность для 143,7 млн жителей России составляет 862,2 млн пар обуви. Произведено же в 2013 г. 114 млн пар, или немногим больше 13% потребности (0,8 пар обуви на одного жителя), а 778,2 млн пар обуви, или почти 87%, — это импорт.

Поэтому для импортозамещения необходимо, по нашему мнению, удвоить мощности предприятий и организаций по виду экономической деятельности «Производство кожи, изделий из кожи и производства обуви».

Эта работа должна быть выполнена при активной поддержке социального государства в целях развития его производственно-технической базы как путем создания условий для расширения производства на 1566 действующих профильных производствах, так и посредством стимулирования создания новых современных организаций.

В результате развития этой отрасли будет решаться комплекс взаимосвязанных социально-экономических задач, а именно будет развиваться машиностроение; повышаться спрос на кожсырье, шерсть, которые во многом экспортируются; увеличиваться поголовье скота; вновь осваиваться ранее заброшенные земли для пастбищ и сенокосов; расти выпуск минеральных удобрений; повышаться занятость и уровень жизни сельского

населения; строиться дороги в сельской местности; развиваться система подготовки профессиональных кадров и др.

Продукты питания. Для определения потребности в отечественных продуктах питания, включаемых в потребительскую корзину, нами были проведены подсчеты по группам:

1) хлебные продукты;

2) картофель;

3) овощи и бахчевые;

4) фрукты свежие;

5) сахар и кондитерские изделия;

6) мясопродукты;

7) рыбопродукты;

8) молоко и молокопродукты;

9) яйца;

10) масло растительное, маргарин и другие жиры;

11) прочие продукты питания.

Результаты подсчетов приведены в табл. 2 и 3.

В данном случае мы говорим лишь о минимальном наборе продуктов питания, входящих в потребительскую корзину, а постепенно надо переходить на рациональный набор продуктов, который должен быть разработан и утвержден в установленном порядке.

Выводы и предложения

Проведенный нами анализ обеспеченности основных социально-демографических групп населения Российской Федерации отечественными продуктами питания и непродовольственными товарами в минимальных объемах потребительской корзины подтверждает назревшую необходимость безотлагательного проведения социальным государством целенаправленных комплексных мер, направленных на импортозамещение в промышленности и сельском хозяйстве, а именно необходимо:

• ускорить решение задачи наращивания производства отечественных товаров и продуктов питания высокого качества по доступным ценам в соответствии с потребностью населения;

• включить в число приоритетных отраслей, нуждающихся в импортозамещении, предприятия и организации по видам экономической деятельности, направленной на обеспечение населения продуктами питания и непродовольственными товарами;

• провести в каждом субъекте Российской Федерации оперативный мониторинг состояния

№ п/п Наименование продукта Минимальный набор продукта 1 зоны для возрастной группы, кг (в год) Минимальный набор продукта X зоны для возрастной группы, кг (в год) Средний минимальный набор продуктов зон 1+ Х:2 зоны для возрастной группы, кг (в год) Численность населения в возрасте (тыс. чел.) Средняя годовая потребность продукта для возрастной группы (млн т в год)

трудоспособная старше трудоспособной моложе трудоспособной трудоспособная старше трудоспособной моложе трудоспособной трудоспособная старше трудоспособной моложе трудоспособной трудоспособном ста р ш с трудоспособного моложе трудоспособного трудоспособная старше трудоспособной моложе трудоспособной общая потребность

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18

1 Хлебные продукты 157,2 122,7 96,0 134,1 107,9 80,2 145,6 115,3 88,1 86137 33100 24110 12,541 3,8 1,9 18,24

2 Картофель 70,3 60,0 70,5 75,0 65,0 73,1 72,65 42,25 71,8 - «» - - «» - - «» - 6,25 2,06 1,73 10,04

3 Овощи и бахчевые 112,6 99,0 113,1 122,0 107,0 124,7 117,3 103,0 118,9 - «» - - «» - - «» - 10,1 3,4 2,86 16,36

4 Фрукты свежие 65,0 50,0 125,3 60,0 45,0 118,2 62,5 47,5 121,75 - «» - - «» - - «» - 5,38 1,67 2,93 9,98

5 Сахар и кондитерские изделия (всего) 26,2 25,2 26,4 23,7 21,2 21,9 24,95 23,0 24,15 - «» - - «» - - «» - 2,15 0,768 0,582 3,5

6 Мясопродукты 70,2 65,0 54,7 58,5 54,0 44,4 64,35 59,5 49,55 - «» - - «» - - «» - 5,54 1,95 1,14 8,63

7 Рыбопродукты 35,1 31,0 28,4 14,0 11,0 15,2 24,55 21,0 21,8 - «» - - «» - - «» - 2,11 0,691 0,525 3,326

8 Молоко и молокопродукты 252,8 217,6 360,0 257,0 224,4 360,0 254,9 221,0 360,0 - «» - - «» - - «» - 21,95 7,31 8,679 37,939

9 Яйца (штук) 260,0 220,0 226,0 210,0 200,0 202,0 235,0 210,0 214,0 - «» - - «» - - «» - 20,24 млрд шт. 6,95 млрд шт. 5,159 млрд шт. 32,349 млрд шт.

10 Масло растительное, маргарин и другие жиры 15,8 12,0 7,9 12,5 11,0 6,4 14,15 11,5 7,15 - «» - «» - «» 1,22 0,38 0,172 1,772

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11 Прочие продукты (соль, чай, специи) (всего) 4,9 4,1 3,5 4,9 4,1 3,5 4,9 4,1 3,5 Статистические данные отсутствуют

Баланс потребности и предложений минимального набора продуктов питания, входящих в потребительскую корзину, 2013 г.

Потребность в год (в среднем) Предложения

№ п/п Наименование продукта Отечественное производство Импорт

Всего Из стран СНГ Из стран дальнего зарубежья

1 2 3 4 5 6 7

1 Хлебные продукты 18,24 млн т 92,4 млн т (зерно в весе после доработки) 1,486 млн т (злаки) 0,942 млн т (злаки) 0,544 млн т (злаки)

2 Картофель 10,04 млн т 30,2 млн т Статистические данные отсутствуют

3 Овощи и бахчевые 16,36 млн т 14,7 млн т (овощи)

4 Фрукты свежие 9,98 млн т 3,4 млн т (плоды, ягоды и виноград) 1,703 млн т (цитрусовые плоды, свежие или сушеные) 9,4 тыс.т (цитрусовые плоды, свежие или сушеные) 1694 тыс.т (цитрусовые плоды, свежие или сушеные)

5 Сахар и кондитерские изделия 3,5 млн т 3,161 млн т (сахар) (продажа в 2012 г.) 530 тыс. т (сахар сырец); 79,7 тыс. т (сахар белый) 0,3 тыс.т (сахар сырец); 26,0 тыс.т (сахар белый) 530 тыс.т (сахар сырец); 53,7 тыс.т (сахар белый)

6 Мясопродукты 8,63 млн т 8,5 млн т (скот и птица на убой) (в убойном весе) 1,285 млн т (мясо свежее и мороженое) (без мяса птицы); 523 тыс. т (мясо птицы свежее и мороженое) 114 тыс.т (мясо свежее и мороженое) (без мяса птицы); 119 тыс.т (мясо птицы свежее и мороженое) 1,171 млн т (мясо свежее и мороженое) (без мяса птицы); 404 тыс.т. мясо птицы свежее и мороженое

7 Рыбопродукты 3,326 млн т 1,393 млн т (рыба) (добыча) 775 тыс.т (рыба свежая и мороженая) 11,8 тыс.т (рыба свежая и мороженая) 763 тыс.т (рыба свежая и мороженая)

8 Молоко и молочные продукты 37,939 млн т 30,7 млн т (молоко) 142 тыс.т (масло сливочное и прочие молочные жиры) 44,4 тыс.т (масло сливочное и прочие молочные жиры) 97,7 тыс.т (масло сливочное и прочие молочные жиры)

9 Яйца (млрд штук) 32,349 32,2 - - -

18,1 тыс.т 16,9 тыс.т 1,2 тыс.т

10 Масло растительное, маргарин и другие жиры 1,772 млн т 1668 млн т (продажа в 2012 г.) (масло подсолнечное, сафлоровое или хлопковое и их фракции) (масло подсолнечное, сафлоровое или хлопковое и их фракции) (масло подсолнечное, сафлоровое или хлопковое и их фракции)

Примечание к таблицам: 1. Минимальный набор продуктов питания для трех основных социально-демографических групп населения в субъектах Российской Федерации сформирован по X зонам в зависимости от факторов, влияющих на особенности потребления продуктов питания, и утвержден постановлением Правительства РФ от 28.01.2013 № 54.

2. Не имея полных данных о численности этих групп населения в каждой из зон, для подсчета веса минимальной «общероссийской продуктовой корзины» взяты средние величины продуктов в кг на год для каждой группы.

3.Данные табл. 3 показывают, что из 10 наименований продуктов питания, входящих в потребительскую корзину, 5 наименований продуктов - хлебные продукты (кроме семенного фонда злаков), картофель, сахар, яйца, масло растительное обеспечиваются отечественными производителями, а другие 5 наименований продуктов - овощи и бахчевые, фрукты свежие, мясопродукты, рыбопродукты, молоко и молочные продукты в том или ином объеме импортируются в Россию.

реального наполнения зональной потребительской корзины отечественными продуктами питания и непродовольственными товарами и разработать с участием сторон социального партнерства комплексные меры, направленные на увеличение производства импортозамещающей продукции в объеме минимальных и в последующем рациональных норм с установлением сроков достижения этих целей;

• в рамках Программы создания 25 млн высокопроизводительных рабочих мест предусмотреть в текстильной и легкой промышленности создание и техническое переоснащение 120 тыс. рабочих мест и реализовать программу подготовки около 200 тыс. соответствующих профессиональных кадров, способных обеспечить осуществление программ импор-тозамещения;

• осуществить разработку и применение дополнительных государственных стимулирующих и компенсационных мер поддержки предприятий и организаций текстильной и легкой промышленности, агропромышленного комплекса, малого и среднего бизнеса путем совершенствования системы налогообложения, денежно-кредитной политики, упрощения бухгалтерского учета и финансовой отчетности;

• ввести регулярную статистическую отчетность по показателям доли производства отечественных основных продовольственных и потребительских товаров в динамике по сравнению с предыдущим периодом;

• соответствующим органам государственной власти, местного самоуправления и институтам гражданского общества разработать и осуществить меры морального и материального поощрения лучших коллективов производителей отечественных высококачественных товаров, продуктов питания и услуг населению; постоянно показывать в СМИ опыт их работы по импортозамещению;

• ускорить разработку перспективного перечня товаров текстильной и легкой промышленности и продуктов питания, социальных норм и нормативов обеспечения населения страны материальными благами и услугами на рациональном уровне, а также оптимального набора важнейших продуктов питания, непродовольственных товаров, услуг и нормативов

их потребления, входящих в состав восстановительной потребительской корзины, для основных социально-демографических групп населения;

• в рамках системы государственно-частного партнерства подготовить специалистов, которые могут провести социальный аудит и оценить на предприятии или в организации состояние экономических, финансовых, правовых, маркетинговых, технических, технологических, ресурсных, кадровых и других факторов с целью создания «дорожной карты» по импортозамещению.

На наш взгляд, ускорение решения вопросов импортозамещения в контексте развития экономического суверенитета России будет своевременным ответом социально-ориентированного рыночного хозяйства социального государства на вызовы времени.

Литература

1. Эскиндаров М.А. Доклад на заседании Круглого стола Вольного экономического общества 4 февраля 2015 г. на тему: «Экономический рост России: финансовая система России, условия и риск устойчивости». URL: www.iuecon.org/econom-56-2-2015-web.pdf.

2. Россия в цифрах. 2014: крат. стат. сб. М.: Рос-стат, 2014.

3. Алексеева Т.О. России надо укреплять экономический суверенитет // Путеводитель российского бизнеса. 2015. № 3 (47).

References

1. Eskindarov M. A. Report in the session of the Round table of the Free economic society. 04.02.2015. Subject: "Economic growth of Russia: financial system of Russia, conditions and stability risk" [Doklad na zasedanii Kruglogo stola Vol'nogo jekonomicheskogo obshhestva 4 fevralja 2015 g. na temu: «Jekonomicheskij rost Rossii: finansovaja sistema Rossii, uslovija i risk ustojchivosti]. URL: www.iuecon.org/econom-56-2-2015-web.pdf.

2. Russia in figures. 2014: brief stat. coll. Book [Rossija v cifrah. 2014: krat. stat. sb.]. Moscow: Rosstat, 2014.

3. Alekseeva T. O. Russia needs to enforce its economic sovereignty [Rossii nado ukrepljat' jekonomicheskij suverenitet]. Guide of Russian business, 2015, No 3 (47).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.