Научная статья на тему 'Проблемы развития инициативности будущих специалистов'

Проблемы развития инициативности будущих специалистов Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
164
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНИЦИАТИВНОСТЬ / РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ИНИЦИАТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ / ГЕНЕЗИС СОЦИАЛЬНОЙ ИНИЦИАТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ / INITIATIVE / DEVELOPMENT OF STUDENT SOCIAL INITIATIVE / GENESIS OF STUDENT SOCIAL INITIATIVE DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Попова Инна Сергеевна

Суммированы современный национальный и европейский опыт решения проблемы социальной инициативности, выделяем ряд противоречий. Дан анализ литературы, нормативно-правовых документов и научных исследований.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The problem of future specialists' initiative development

The article contains the description of genesis of student social initiative development, analyses of literature, normative legal documents and scientific researches. The author summarizes modern national and European experience in this field and extracts some contradictions.

Текст научной работы на тему «Проблемы развития инициативности будущих специалистов»

УДК 378.18+37.032.5 ББК 74.58

И.С. Попова

ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ИНИЦИАТИВНОСТИ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ

Суммированы современный национальный и европейский опыт решения проблемы социальной инициативности, выделяем ряд противоречий. Дан анализ литературы, нормативно-правовых документов и научных исследований.

Ключевые слова: инициативность, развитие социальной инициативности студентов, генезис социальной инициативности студентов.

Развитие инициативности будущего специалиста - одна из актуальных проблем высшего образования, так как инициативность является неотъемлемым качеством современной конкурентоспособной личности, способной самостоятельно увидеть проблему, поставить задачу по данной проблеме и решить ее. Сегодня мы часто сталкиваемся с ситуациями, когда молодые специалисты не отвечают новым социальным требованиям. Данная проблема находит отражение в отечественной педагогической и психологической науке: наблюдается увеличение количества исследований по инициативности. Ученые раскрывают отдельные аспекты данной проблемы, исследования приобретают более конкретный характер, анализируются различные средства и условия развития инициативности. Все это обусловлено в первую очередь интересом государства к данной проблеме и закреплено в нормативно-правовых документах: «Национальной доктрине образования Российской Федерации до 2025 года», «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года», где проблема общественного воспитания молодежи поставлена как одна из приоритетных, а воспитание конкурентоспособной личности -как одна из главных задач современной педагогики.

Актуальность развития инициативности отмечается не только на национальном, но и на европейском уровне. Входя в состав Совета Европы, Российская Федерация разделяет концепцию евро-

пейской гражданственности, которая строится на четырех ценностях: демократии, правах человека, терпимости и участии в жизни общества. В Европейской хартии об участии молодежи в жизни общества на местном и региональном уровне говорится, что участие в жизни любого общества - это нечто больше, чем участие в выборах. Участие в жизни общества и активная гражданственность - это наличие прав, средств, пространства, возможностей и поддержка тех инициатив, которые вносят свой вклад в построение лучшего общества. В хартии представлен инструментарий для включения молодежи в общественную жизнь: тренинг, информированность, волонтерская работа, поддержка инициатив, создание и продвижение негосударственных некоммерческих молодежных организаций [1].

Проблема развития инициативности молодежи имеет давнюю научную традицию. Историко-педагогический анализ научной литературы показал, что большинство исследователей выделяют три периода в развитии социальной инициативности детей и молодежи: досоветский или начальный (до 1917 г.); советский или комсомольский (1917 - 1991 гг.) и постсоветский или период демократизации (с 1991 г. и до наших дней).

Началом досоветского этапа развития проблемы, на наш взгляд, стала первая студенческая корпорация Петербургского университета под руководством князя Г.А. Щербатова, в рамках которой был

реализован ряд студенческих инициатив: стали издаваться студенческие сборники, были созданы библиотеки и читальни, кассы взаимопомощи, организованы концерты в пользу бедных студентов. Корпорация просуществовала недолго и прекратила свою деятельность со сменой правительства. Вторая половина XIX в. прошла в непрекращающихся безрезультатных попытках студенчества и профессуры обратить внимание правительства на свои нужды. Несмотря на это, инициативы прогрессивной образованной молодежи мы можем наблюдать в 70-х гг. XIX века. Они выражались в «хождении в народ». Теоретики революционного народничества М.А. Бакунин, .Л. Лавров, П.Н. Ткачев не занимаются специально теоретической разработкой проблем воспитания, но вопросы инициативности и активности личности тесно переплетаются в их трудах с социально-политической теорией и революционной деятельностью. В 80-х гг. XIX в. данная проблема получает развитие в теории прогресса П.Л. Лаврова, Н.К. Михайловского.

Анализ досоветского этапа развития проблемы показал, что развитие инициативности студентов тесно связано с проблемой развития студенческого самоуправления и закреплением официального статуса студенческих организаций в законодательной базе. Как правило, в этот период инициативность рассматривается в тесной связи с самостоятельностью и активностью, а порой и синонимично им.

С началом советского этапа 20-е гг. XX века характеризуются поисками новых подходов к организации и методам обучения, в том числе усиление внимания педагогов к взаимосвязанным проблемам самостоятельности, активности и инициативности. Проводимые в стране преобразования требовали от педагогов Единой Трудовой Школы подготовки активных, инициативных воспитанников, способных включиться в различные виды производственной и общественно-политической деятельности, успешно решать

жизненные проблемы. В связи с этим следует особо отметить Опытные Станции Наркомпроса РСФСР, которые стали своеобразными лабораториями, центрами педагогических исследований. В эти годы проблема находит свое отражение в трудах М.И. Вайсфельда, П.Ф. Капте-рева, Н.К. Крупской, А.С. Макаренко, С.Т. Шацкого, которые рассматривают инициативность как важную составляющую нравственно-волевых качеств. Н.К. Крупская в своих трудах раскрывает особую роль комсомола в развитии инициативности молодежи, подчеркивая, что в организации общественно полезной работы важна инициатива самих ребят, их увлеченность деятельностью, которая должна носить коллективный характер и соответствовать возможностям ее участников, добровольность и сознательность выбора вида работы. Необходимо, чтобы труд происходил не по чьему-то заказу, а по собственной инициативе, чтобы ребята сами придумывали себе трудовые задачи и сообща эти трудовые задачи осуществляли. В работах педагогов этого периода четко прослеживается идея значимости инициативы и инициативности, необходимость стимулирования этого качества: развитие инициативности требует содействия. В 30-50-е гг. основные требования, предъявляемые к личности и деятельности будущих специалистов, определялись, прежде всего, идеологической политикой. Студенческие инициативы поощряются только в направлении, определяемом идеологией. Основной целевой установкой в системе воспитания, начиная с тридцатых и до шестидесятых годов, была ориентация на исполнителя, а не на инициатора. Интенсивный рост психологических и педагогических исследований по проблеме развития инициативности наметился в конце 60-х -начале 70-х гг. В психологии инициатива и инициативность рассматривается в работах С.Л. Рубинштейна, Б.М. Теплова, М.С. Говорова, Н.Д. Левитова и др. С.Л. Рубинштейн выделяет инициативность среди важнейших волевых качеств

личности и определяет как «умение хорошо и легко взяться за дело по собственному почину, не дожидаясь стимуляции извне» [5]. Б.М. Теплов не относит инициативность к волевым качествам личности, рассматривая ее как способность предвидения и способность быстро находить новые решения. М.С. Говоров также связывает инициативность с когнитивными процессами. В 80-е гг. годы проблема развития инициативности получает новый виток развития в исследованиях отечественных психологов Д.Б. Богоявленской, К.А. Абульхановой-Славской, А.И. Крупнова и др.

К.А. Абульханова-Славская рассматривает инициативу в личностном аспекте, говоря о развитии «способности к инициативе». В своих работах она предлагает типологию личности, в которой раскрывается взаимосвязь инициативы и ответственности [2]. Д.Б. Богоявленская в своих работах рассматривает интеллектуальную инициативу, определяя ее как продолжение мыслительной деятельности человека за пределами заданной ему и решённой им задачи, причем это продолжение не обусловлено ни практическими нуждами человека, ни внешней оценкой работы [3]. А.И. Крупнов рассматривает инициативность в контексте многомерно-функционального подхода и понимает ее как свойство, обеспечивающее процесс инициации и его завершение, характеризующее побуждение к новому, к опережению наличной стимуляции [4].

Анализируя инициативы студентов всего советского периода: студенческие поездки на сельскохозяйственные работы, освоение целины, «стройки века», дружины охраны общественного порядка - мы видим, что они носят добровольно-принудительный характер или осуществляются скорее по инициативе государства. Наблюдается отстраненность от студенческих интересов и инициатив, неразвитость студенческого самоуправления, безальтернативность среди студенческих организаций. Однако к

концу данного периода мы видим повышение интереса отечественных психологов к проблеме инициативности, обоснована ее значимость.

Современный этап характеризуется большим интересом к проблеме развития инициативности. Несмотря на то, что данная проблема имеет давнюю научную традицию, только в настоящее время к ней наблюдается интерес государства: современная ситуация в обществе обуславливает значимость проблемы развития молодежной инициативности. Отмечается особая роль студенческой молодежи в данном процессе, так как она представляет собой социальную группу, которая является носителем потенциальных возможностей будущих специалистов. Большой вклад в разработку современных представлений о молодежной инициативе внесли концепции С.С. Гиля и С.В. Тетерского.

Анализ литературы отечественного и зарубежного опыта в разработке данной проблемы показывает, что и на сегодняшний день нет однозначной трактовки понятия инициативности: ее рассматривают как свойство личности, нравственное качество, совокупность усилий и действий. Анализ сущностных признаков инициативности показал, что в более ранних исследованиях рассматриваются лишь отдельные аспекты инициативности, современные диссертационные исследования используют системный подход, как правило, основываясь на концепции многомерно-функциональной организации свойств личности и индивидуальности А.И. Крупнова. Анализ работ также показывает следующую закономерность: в работах авторов советского периода преобладают внешние системообразующие факторы, в работах современного этапа - внутренние.

Современная нормативно-правовая база позволяет проследить социальный заказ общества на социально инициативную личность, однако, анализ современных исследований и наработанного опыта показывает отсутствие адек-

ватного современным требованиям научного обоснования процесса развития социальной инициативности студентов.

На основе анализа современного состояния проблемы следует утверждать: мировая тенденция такова, что социальная инициативность студенчества возрастает, и это отражается в появлении молодежных общественных движений и реализации студенческих инициатив, однако в то же время наблюдается отсутствие структур, которые позволили бы в полной мере проявлять социальные студенческие инициативы. Отсутствуют механизмы включения студентов в существующие студенческие организации. Также отсутствуют методические рекомендации, которые определяли бы содержание и методы работы со студентами в рамках подобных организаций. Существует опыт передовых отечественных молодежных организаций «Детские и молодежные социальные инициативы», «Российский союз молодежи», «Российские студенческие отряды», однако данный опыт недостаточно описан и научно осмыслен.

Таким образом, творческое наследие отечественных педагогов является хо-

рошей базой для дальнейшей разработки проблемы развития инициативности будущих специалистов. Причем, изменившиеся современные условия требуют от ученых новых подходов к решению данной проблемы.

Библиографический список

1. Revised European Charter on the Participation of Young People in Local and Regional Life: charter without the status of a convention adopted by the Congress of Local and Regional Authorities of Europe

- Страсбург, 2003 - 12 с.

2. Абульханова-Славская, К.А. Стратегия жизни [Текст] / К.А. Абульханова-Славская. - М.: Мысль, 1991. - 296 с.

3. Богоявленская, Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества [Текст] / Д.Б. Богоявленская. - Ростов-на-Дону, 1983. - 173 с.

4. Крупнов, А.И. Психологические проблемы целостного анализа личности и ее базовых свойств [Текст] / А.И. Крупной // Психол.-пед. проблемы формирования личности в учебной деятельности: сб. науч. тр. - М.: Прогресс, 1988. - С. 30.

5. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии [Текст] / С.Л. Рубинштейн.

- СПб: Изд-во «Питер», 2000. - 683 с.

УДК 378

ББК 74.480.03

Е.М. Харланова

РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ: СИ-СТЕМНО-СИНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ПОДХОД

Раскрывается понимание сущности социальной активности, ее структуры, функций. Процесс развития социальной активности будущих специалистов в образовательной системе вуза представлен как полицикличный.

Ключевые слова: социальная активность будущих специалистов, развитие социальной активности, системно-синергетический подход.

Изучение проблемы развития социальной активности будущих специалистов в условиях высших учебных заве-

дений целенаправленно осуществляется в отечественной педагогической науке с 60-х годов ХХ века.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.