УДК 378.18+37.032.5 ББК 74.58
И.С. Попова
ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ИНИЦИАТИВНОСТИ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ
Суммированы современный национальный и европейский опыт решения проблемы социальной инициативности, выделяем ряд противоречий. Дан анализ литературы, нормативно-правовых документов и научных исследований.
Ключевые слова: инициативность, развитие социальной инициативности студентов, генезис социальной инициативности студентов.
Развитие инициативности будущего специалиста - одна из актуальных проблем высшего образования, так как инициативность является неотъемлемым качеством современной конкурентоспособной личности, способной самостоятельно увидеть проблему, поставить задачу по данной проблеме и решить ее. Сегодня мы часто сталкиваемся с ситуациями, когда молодые специалисты не отвечают новым социальным требованиям. Данная проблема находит отражение в отечественной педагогической и психологической науке: наблюдается увеличение количества исследований по инициативности. Ученые раскрывают отдельные аспекты данной проблемы, исследования приобретают более конкретный характер, анализируются различные средства и условия развития инициативности. Все это обусловлено в первую очередь интересом государства к данной проблеме и закреплено в нормативно-правовых документах: «Национальной доктрине образования Российской Федерации до 2025 года», «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года», где проблема общественного воспитания молодежи поставлена как одна из приоритетных, а воспитание конкурентоспособной личности -как одна из главных задач современной педагогики.
Актуальность развития инициативности отмечается не только на национальном, но и на европейском уровне. Входя в состав Совета Европы, Российская Федерация разделяет концепцию евро-
пейской гражданственности, которая строится на четырех ценностях: демократии, правах человека, терпимости и участии в жизни общества. В Европейской хартии об участии молодежи в жизни общества на местном и региональном уровне говорится, что участие в жизни любого общества - это нечто больше, чем участие в выборах. Участие в жизни общества и активная гражданственность - это наличие прав, средств, пространства, возможностей и поддержка тех инициатив, которые вносят свой вклад в построение лучшего общества. В хартии представлен инструментарий для включения молодежи в общественную жизнь: тренинг, информированность, волонтерская работа, поддержка инициатив, создание и продвижение негосударственных некоммерческих молодежных организаций [1].
Проблема развития инициативности молодежи имеет давнюю научную традицию. Историко-педагогический анализ научной литературы показал, что большинство исследователей выделяют три периода в развитии социальной инициативности детей и молодежи: досоветский или начальный (до 1917 г.); советский или комсомольский (1917 - 1991 гг.) и постсоветский или период демократизации (с 1991 г. и до наших дней).
Началом досоветского этапа развития проблемы, на наш взгляд, стала первая студенческая корпорация Петербургского университета под руководством князя Г.А. Щербатова, в рамках которой был
реализован ряд студенческих инициатив: стали издаваться студенческие сборники, были созданы библиотеки и читальни, кассы взаимопомощи, организованы концерты в пользу бедных студентов. Корпорация просуществовала недолго и прекратила свою деятельность со сменой правительства. Вторая половина XIX в. прошла в непрекращающихся безрезультатных попытках студенчества и профессуры обратить внимание правительства на свои нужды. Несмотря на это, инициативы прогрессивной образованной молодежи мы можем наблюдать в 70-х гг. XIX века. Они выражались в «хождении в народ». Теоретики революционного народничества М.А. Бакунин, .Л. Лавров, П.Н. Ткачев не занимаются специально теоретической разработкой проблем воспитания, но вопросы инициативности и активности личности тесно переплетаются в их трудах с социально-политической теорией и революционной деятельностью. В 80-х гг. XIX в. данная проблема получает развитие в теории прогресса П.Л. Лаврова, Н.К. Михайловского.
Анализ досоветского этапа развития проблемы показал, что развитие инициативности студентов тесно связано с проблемой развития студенческого самоуправления и закреплением официального статуса студенческих организаций в законодательной базе. Как правило, в этот период инициативность рассматривается в тесной связи с самостоятельностью и активностью, а порой и синонимично им.
С началом советского этапа 20-е гг. XX века характеризуются поисками новых подходов к организации и методам обучения, в том числе усиление внимания педагогов к взаимосвязанным проблемам самостоятельности, активности и инициативности. Проводимые в стране преобразования требовали от педагогов Единой Трудовой Школы подготовки активных, инициативных воспитанников, способных включиться в различные виды производственной и общественно-политической деятельности, успешно решать
жизненные проблемы. В связи с этим следует особо отметить Опытные Станции Наркомпроса РСФСР, которые стали своеобразными лабораториями, центрами педагогических исследований. В эти годы проблема находит свое отражение в трудах М.И. Вайсфельда, П.Ф. Капте-рева, Н.К. Крупской, А.С. Макаренко, С.Т. Шацкого, которые рассматривают инициативность как важную составляющую нравственно-волевых качеств. Н.К. Крупская в своих трудах раскрывает особую роль комсомола в развитии инициативности молодежи, подчеркивая, что в организации общественно полезной работы важна инициатива самих ребят, их увлеченность деятельностью, которая должна носить коллективный характер и соответствовать возможностям ее участников, добровольность и сознательность выбора вида работы. Необходимо, чтобы труд происходил не по чьему-то заказу, а по собственной инициативе, чтобы ребята сами придумывали себе трудовые задачи и сообща эти трудовые задачи осуществляли. В работах педагогов этого периода четко прослеживается идея значимости инициативы и инициативности, необходимость стимулирования этого качества: развитие инициативности требует содействия. В 30-50-е гг. основные требования, предъявляемые к личности и деятельности будущих специалистов, определялись, прежде всего, идеологической политикой. Студенческие инициативы поощряются только в направлении, определяемом идеологией. Основной целевой установкой в системе воспитания, начиная с тридцатых и до шестидесятых годов, была ориентация на исполнителя, а не на инициатора. Интенсивный рост психологических и педагогических исследований по проблеме развития инициативности наметился в конце 60-х -начале 70-х гг. В психологии инициатива и инициативность рассматривается в работах С.Л. Рубинштейна, Б.М. Теплова, М.С. Говорова, Н.Д. Левитова и др. С.Л. Рубинштейн выделяет инициативность среди важнейших волевых качеств
личности и определяет как «умение хорошо и легко взяться за дело по собственному почину, не дожидаясь стимуляции извне» [5]. Б.М. Теплов не относит инициативность к волевым качествам личности, рассматривая ее как способность предвидения и способность быстро находить новые решения. М.С. Говоров также связывает инициативность с когнитивными процессами. В 80-е гг. годы проблема развития инициативности получает новый виток развития в исследованиях отечественных психологов Д.Б. Богоявленской, К.А. Абульхановой-Славской, А.И. Крупнова и др.
К.А. Абульханова-Славская рассматривает инициативу в личностном аспекте, говоря о развитии «способности к инициативе». В своих работах она предлагает типологию личности, в которой раскрывается взаимосвязь инициативы и ответственности [2]. Д.Б. Богоявленская в своих работах рассматривает интеллектуальную инициативу, определяя ее как продолжение мыслительной деятельности человека за пределами заданной ему и решённой им задачи, причем это продолжение не обусловлено ни практическими нуждами человека, ни внешней оценкой работы [3]. А.И. Крупнов рассматривает инициативность в контексте многомерно-функционального подхода и понимает ее как свойство, обеспечивающее процесс инициации и его завершение, характеризующее побуждение к новому, к опережению наличной стимуляции [4].
Анализируя инициативы студентов всего советского периода: студенческие поездки на сельскохозяйственные работы, освоение целины, «стройки века», дружины охраны общественного порядка - мы видим, что они носят добровольно-принудительный характер или осуществляются скорее по инициативе государства. Наблюдается отстраненность от студенческих интересов и инициатив, неразвитость студенческого самоуправления, безальтернативность среди студенческих организаций. Однако к
концу данного периода мы видим повышение интереса отечественных психологов к проблеме инициативности, обоснована ее значимость.
Современный этап характеризуется большим интересом к проблеме развития инициативности. Несмотря на то, что данная проблема имеет давнюю научную традицию, только в настоящее время к ней наблюдается интерес государства: современная ситуация в обществе обуславливает значимость проблемы развития молодежной инициативности. Отмечается особая роль студенческой молодежи в данном процессе, так как она представляет собой социальную группу, которая является носителем потенциальных возможностей будущих специалистов. Большой вклад в разработку современных представлений о молодежной инициативе внесли концепции С.С. Гиля и С.В. Тетерского.
Анализ литературы отечественного и зарубежного опыта в разработке данной проблемы показывает, что и на сегодняшний день нет однозначной трактовки понятия инициативности: ее рассматривают как свойство личности, нравственное качество, совокупность усилий и действий. Анализ сущностных признаков инициативности показал, что в более ранних исследованиях рассматриваются лишь отдельные аспекты инициативности, современные диссертационные исследования используют системный подход, как правило, основываясь на концепции многомерно-функциональной организации свойств личности и индивидуальности А.И. Крупнова. Анализ работ также показывает следующую закономерность: в работах авторов советского периода преобладают внешние системообразующие факторы, в работах современного этапа - внутренние.
Современная нормативно-правовая база позволяет проследить социальный заказ общества на социально инициативную личность, однако, анализ современных исследований и наработанного опыта показывает отсутствие адек-
ватного современным требованиям научного обоснования процесса развития социальной инициативности студентов.
На основе анализа современного состояния проблемы следует утверждать: мировая тенденция такова, что социальная инициативность студенчества возрастает, и это отражается в появлении молодежных общественных движений и реализации студенческих инициатив, однако в то же время наблюдается отсутствие структур, которые позволили бы в полной мере проявлять социальные студенческие инициативы. Отсутствуют механизмы включения студентов в существующие студенческие организации. Также отсутствуют методические рекомендации, которые определяли бы содержание и методы работы со студентами в рамках подобных организаций. Существует опыт передовых отечественных молодежных организаций «Детские и молодежные социальные инициативы», «Российский союз молодежи», «Российские студенческие отряды», однако данный опыт недостаточно описан и научно осмыслен.
Таким образом, творческое наследие отечественных педагогов является хо-
рошей базой для дальнейшей разработки проблемы развития инициативности будущих специалистов. Причем, изменившиеся современные условия требуют от ученых новых подходов к решению данной проблемы.
Библиографический список
1. Revised European Charter on the Participation of Young People in Local and Regional Life: charter without the status of a convention adopted by the Congress of Local and Regional Authorities of Europe
- Страсбург, 2003 - 12 с.
2. Абульханова-Славская, К.А. Стратегия жизни [Текст] / К.А. Абульханова-Славская. - М.: Мысль, 1991. - 296 с.
3. Богоявленская, Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества [Текст] / Д.Б. Богоявленская. - Ростов-на-Дону, 1983. - 173 с.
4. Крупнов, А.И. Психологические проблемы целостного анализа личности и ее базовых свойств [Текст] / А.И. Крупной // Психол.-пед. проблемы формирования личности в учебной деятельности: сб. науч. тр. - М.: Прогресс, 1988. - С. 30.
5. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии [Текст] / С.Л. Рубинштейн.
- СПб: Изд-во «Питер», 2000. - 683 с.
УДК 378
ББК 74.480.03
Е.М. Харланова
РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ: СИ-СТЕМНО-СИНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ПОДХОД
Раскрывается понимание сущности социальной активности, ее структуры, функций. Процесс развития социальной активности будущих специалистов в образовательной системе вуза представлен как полицикличный.
Ключевые слова: социальная активность будущих специалистов, развитие социальной активности, системно-синергетический подход.
Изучение проблемы развития социальной активности будущих специалистов в условиях высших учебных заве-
дений целенаправленно осуществляется в отечественной педагогической науке с 60-х годов ХХ века.