ватного современным требованиям научного обоснования процесса развития социальной инициативности студентов.
На основе анализа современного состояния проблемы следует утверждать: мировая тенденция такова, что социальная инициативность студенчества возрастает, и это отражается в появлении молодежных общественных движений и реализации студенческих инициатив, однако в то же время наблюдается отсутствие структур, которые позволили бы в полной мере проявлять социальные студенческие инициативы. Отсутствуют механизмы включения студентов в существующие студенческие организации. Также отсутствуют методические рекомендации, которые определяли бы содержание и методы работы со студентами в рамках подобных организаций. Существует опыт передовых отечественных молодежных организаций «Детские и молодежные социальные инициативы», «Российский союз молодежи», «Российские студенческие отряды», однако данный опыт недостаточно описан и научно осмыслен.
Таким образом, творческое наследие отечественных педагогов является хо-
рошей базой для дальнейшей разработки проблемы развития инициативности будущих специалистов. Причем, изменившиеся современные условия требуют от ученых новых подходов к решению данной проблемы.
Библиографический список
1. Revised European Charter on the Participation of Young People in Local and Regional Life: charter without the status of a convention adopted by the Congress of Local and Regional Authorities of Europe
- Страсбург, 2003 - 12 с.
2. Абульханова-Славская, К.А. Стратегия жизни [Текст] / К.А. Абульханова-Славская. - М.: Мысль, 1991. - 296 с.
3. Богоявленская, Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества [Текст] / Д.Б. Богоявленская. - Ростов-на-Дону, 1983. - 173 с.
4. Крупнов, А.И. Психологические проблемы целостного анализа личности и ее базовых свойств [Текст] / А.И. Крупной // Психол.-пед. проблемы формирования личности в учебной деятельности: сб. науч. тр. - М.: Прогресс, 1988. - С. 30.
5. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии [Текст] / С.Л. Рубинштейн.
- СПб: Изд-во «Питер», 2000. - 683 с.
УДК 378
ББК 74.480.03
Е.М. Харланова
РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ: СИ-СТЕМНО-СИНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ПОДХОД
Раскрывается понимание сущности социальной активности, ее структуры, функций. Процесс развития социальной активности будущих специалистов в образовательной системе вуза представлен как полицикличный.
Ключевые слова: социальная активность будущих специалистов, развитие социальной активности, системно-синергетический подход.
Изучение проблемы развития социальной активности будущих специалистов в условиях высших учебных заве-
дений целенаправленно осуществляется в отечественной педагогической науке с 60-х годов ХХ века.
Однако несмотря на полувекой период в изучении данного вопроса его актуальность в наше время только возросла. Это обусловлено изменениями условий: социальных (изменяется социальная структура общества), экономических (изменяется система экономических отношений), политических (изменяется политический строй), культурных (изменяется картина мира, представление о ценностях). Происходит изменение научной картины мира, что проявляется в становлении вероятностной (стохастической) парадигмы.
Системно-синергетический подход рассматривается нами как общенаучная основа исследования проблемы развития социальной активности будущих специалистов. Он позволяет проанализировать данный процесс в стохастической (вероятностой) парадигме как процесс самоуправляемый, открытый, в котором ведущую роль выполняет сам субъект, взаимодействуя с другими субъектами образовательного процесса.
В основе данного подхода - интеграция положений системного и синерге-тического подхода. Системно-синерге-тический подход представляет собой установку на целостное восприятие мира, принципы диалога, интегративности и открытости научных изысканий, позволяет рассматривать систему как в состоянии относительного равновесия (с медленно меняющимися параметрами), так и в неравновесном состоянии, более точно характеризовать процесс воздействия на самоорганизующиеся системы и определять пути их развития. Он представляет также интеграцию элементов детерминистической и вероятностной картины мира. Как отмечает И. Пригожин: «Вблизи бифуркаций основную роль играют флуктуации или случайные элементы, тогда как в интервалах между бифуркациями доминируют детерминистические аспекты» [4, с. 235].
С позиций системно-синергетичес-кого подхода окружающий мир - это открытая система, а точнее, система от-
крытых систем, фундаментальным свойством которой является имманентно присущая ей самоорганизация [3, с. 48]. «Самоорганизация» фиксируется как важнейшее свойство, способность природы (материи) к самопроизвольной активности в направлении роста организованности явлений и процессов в условиях непрерывно меняющейся среды их существования [7, с. 185].
Следовательно, активностью обладают лишь открытые неизолированные системы. Система (ее элементы) - это носитель энергии, внутренней силы, которая дает ей движение, жизнь [2, с. 63]. Соглашаясь с мнением В.Е. Хвощева, полагаем, что можно рассматривать активность как внутреннюю (самопроизвольную) энергию системы [6, с. 41].
В зависимости от материи данной системы выделяются и типы активности: химическая, механическая, электрическая, биологическая, психическая, социальная. Только на социальном уровне возникает социальная активность, которая определяется всей социальной системой, и в то же время ее носителями являются подсистемы и элементы этой системы.
В рамках исследования носителем социальной активности выступает студент (будущий специалист), обучающийся в учреждении высшего профессионального образования и являющийся субъектом образовательной системы вуза.
При этом система образования вуза рассматривается как открытая, т.е. обменивающаяся со средой веществом, энергией или информацией, находящаяся в неравновесном состоянии, обладающая нелинейной динамикой. Взаимодействие образовательной системы вуза с социальной средой является необходимым условием повышения качества подготовки будущих специалистов в целом и развития социальной активности в частности. Необходимо определить роль и место социальной активности будущих специалистов в метасистеме.
С позиций современного общества социальная активность будущих специалистов рассматривается как важнейший ресурс его развития. Согласно вероятностной парадигме разнообразие (закон дивергенции) выступает как основа общественной жизни людей, источник ее развития [7, с. 200], так как внутренне более многообразная система имеет большие шансы выживаемости за счет потенциально больших вариаций активных центров (аттракторов). Развитие социальной активности будущего специалиста как раз и обеспечивает это многообразие, способствуя раскрытию заложенного в каждой личности потенциала в социальном взаимодействии. Поэтому социальная система формирует социальный заказ образовательной системе в целом и образовательной системе вуза, в частности, на развитие социальной активности будущих специалистов.
Данный социальный заказ на уровне образовательной системы вуза преобразуется в цели образования. Так, например, в руководстве по менеджменту качества Челябинского государственного педагогического университета определены следующие требования к подготовке будущих специалистов: «...подготовка компетентных специалистов, свободно ориентирующихся на рынке труда, способных осуществлять научный поиск, социально активных и лояльных граждан» [5]. В то же время социальная активность студентов, проявляемая в процессе образования в вузе, влияет на качество получаемого профессионального образования будущего специалиста.
Следовательно, развитие социальной активности будущего специалиста представляет процесс, связанный с качественным изменением такой открытой и самоорганизованной системы, как личность в процессе ее взаимодействия с образовательной системой вуза и социальной средой.
Основываясь на положениях систем-но-синергетического подхода, социальную активность будущего специалиста
представляем как системно-функциональную целостность.
Социальная активность будущего специалиста является интеграционным свойством личности, возникающим как результат взаимосодействия ее структурных компонентов (а именно компонента отношений личности к себе и социуму, когнитивного компонента, поведенческого компонента) и проявляющимся во внутренней психической и внешней практической деятельности в процессе взаимосодействия компонентов личности посредством реализации ими функций, которые, в свою очередь, являются компонентами социальной активности (мотивационно-ценностный, ориентационно-целевой, содержательно-гностический, рефлексивно-оценочный, операционно-деятельностный, организационно-коммуникативный).
Согласованную самоорганизацию данных компонентов обеспечивает целесообразность («способность к опережающему и предвосхищающему восприятию мира в виде осознанной цели и свободно ориентированной жизнедеятельности» [2, с. 102]).
Основными функциями социальной активности будущего специалиста являются: конструктивная (состоит в согласовании составляющих внутреннего мира личности и внешних условий, в построении некоего плана, реализация которого позволяет личности самореализоваться в социальном взаимодействии), ориентировочная (состоит в овладении личностью ориентацией в жизни, как личной, так и профессиональной, способности достраивать личностную систему знаний, навыков, отношений для достижения определенных планов), энергетическая (представляет силу, энергию человека, обеспечивающую самореализацию, раскрытие и проявление его потенциала в социальном взаимодействии), интеграционная (состоит в согласовании интересов личности и социума).
С позиций системно-синергетичес-кого подхода человек - элемент соци-
альной системы. Система обладает параметрами порядка, которые, как отмечает Е.Н. Князева, представляют консенсус между отдельными элементами системы и определяют поведение элементов системы [1, с. 154]. В исследуемом процессе развития социальной активности будущих специалистов такими параметрами порядка выступают принятые личностью нравственные установки на основе отражения прав и законов государства и морали общества.
Социальная активность - это проявление сущностных сил личности, заинтересованного отношения к удовлетворению общественных и личных интересов в их единстве.
Движущими силами развития социальной активности с позиций системно-синергетического подхода одновременно выступают и противоречия (рождающие неравновесное состояние системы, а следовательно, ее движение), и системный синергизм (сообразное, гармоническое, согласованное взаимодействие элементов системы или систем).
Студент, обучающийся в высшем учебном заведении, к моменту поступления в вуз - личность с уже сформировавшимися уровнем и типом социальной активности. Поэтому мы изучаем процесс развития как процесс и результат количественных и качественных изменений в проявлении студентом способностей к осознанному взаимодействию с социальной средой по преобразованию себя и социума в соответствии с задачами общественного развития и собственной системой отношений. На этот процесс влияет как прошлое - посредством жизненного опыта личности, так и будущее - посредством построения личностью перспективы своего развития. В рамках взаимодействия «студент - образовательная система вуза» студент выступает субъектом образовательного процесса и собственной образовательной деятельности.
Динамика открытой системы представлена циклами (фазами). Переход си-
стемы от фаз неустойчивости, открытости различным путям развития, когда малые, но точные воздействия приводят к радикальному изменению развития системы к фазе возникновения упорядоченных структур, когда спонтанность исчезает, уступая место относительно устойчивому состоянию системы (аттрактору). В результате действия механизма самоуправления в системе возникает направленность на возникающее целое, она выбирает свой путь эволюции (своего рода внутренний план действий, план движения с целью «выпадения» на аттрактор, т.е. самодостраивания и самодвижения).
Развитие социальной активности будущего специалиста в образовательной системе (процессе) вуза с позиций си-стемно-синергетического подхода также можно представить как полицикличный процесс, в котором цикл - совокупность последовательной смены трех этапов.
Первый этап - развитие неустойчивости, возникновение многообразия, выбор путей развития. Под воздействием флуктуаций, в качестве которых выступают осознаваемые личностью противоречия, снижается эффективность в реализации системой ее функций, нарушается гармония. Система стремится к сохранению энергии, гомеоста-зу.
Второй этап - система приходит к точке бифуркации, в которой она особенно чувствительна к малейшим изменениям окружающей среды, а потому в это время нуждается в толчке в сторону наиболее благоприятного для нее пути развития, соответствующего ее внутренней природе; выбор пути, попадание под действие определенного аттрактора означает начало структурирования. В качестве такого аттрактора может выступать и определенный человеком план, проект, мечта, цель. Процессы ускоряются, происходит взрыв активности.
Третий этап - рост упорядоченности, период устойчивого развития после того, как система попадает в «конус», в
поле притяжения определенного аттрактора, она с неизбежностью начинает эволюционировать к этому относительно устойчивому состоянию, проявляя способность к самодостраиванию. Увеличивается эффективность реализации функций. Система выплескивает энергию в среду. Достижение определенного предела упорядоченности приводит к возникновению неустойчивости.
Опыт, новообразования предыдущего цикла являются ступенькой (основой) для возникновения нового. В соответствии с логикой цикла у системы по-разному проявляется и ее интегративное свойство - социальная активность. В одну фазу система стремится к состоянию гомеостаза, поэтому максимально использует внешнюю энергию и минимально «рассеивает энергию» во вне, а в другую фазу осуществляет выплеск энергии в среду. Это связано с тем, что преобладает на данном этапе - необходимость сохранения основных структурных параметров системы или значимость открытости системы для разных путей эволюции. Развитие социальной активности предполагает рост самоорганизованности системы, что проявляется в возрастании субъектности будущего специалиста в учебно-профессиональной и социальной деятельности.
В соответствии с педагогической интерпретацией образования, на первый план выдвигается проблема целенаправленной организации процесса развития социальной активности будущих специалистов в образовательной системе вуза.
С позиций системно-синергетичес-кого подхода управление нелинейной системой возможно в процессе перевода ее с одного характерного для нее пути развития на другой, что осуществимо, если параметры внешнего воздействия соответствуют собственным параметрам самоорганизующейся системы, то есть имеет место феномен резонанса. Для осуществления этого необходимо соблюдать ряд принципов.
Принцип холизма, или равноправия всех субъектов образовательного процесса, направленного на их самоопределение и самореализацию, ощущение возможности выбора. Обучение должно предстать как нелинейная ситуация открытого диалога, прямой и обратной связи, попадания - в результате разрешения проблемных ситуаций - в один и тот же, самосогласованный, темпомир [1, с. 137]. Необходимо обеспечить согласование, интеграцию целей педагогической деятельности и деятельности по самообразованию субъектов. Корчагин В.Н. считает, что для создания такого резонанса необходимо обеспечить согласованность функций педагогической деятельности и деятельности по самообразованию [2, с. 249-251]. Если системе навязать цель, ей не свойственную, то данная система будет постоянно нуждаться во внешней энергии и управлении для реализации поставленной цели, что характеризуется как пассивность. Аналогично: если функции планирования, конструирования, организации, оценивания образования будут выполняться только педагогом, то студент будет оставаться пассивным в данном процессе.
Принцип фрактальный, или гологра-фический. Создание в рамках образовательной системы вуза такой системы взаимоотношений, которая поддерживала бы инициативы своих субъектов, сотрудничество, преобразование как самой системы, так и социальной среды. С позиций системно-синергетического подхода компоненты могут выступать фрактальными объектами, т.е. обладать свойством самоподобия или масштабной ин-вариантости. Взаимодействуя в системе, компонент приобретает свойства, характерные для данной системы. Студент (будущий специалист), один из компонентов образовательной системы вуза в процессе взаимодействия в данной системе, приобретает свойства системы.
Принцип дивергенции. Для развития социальной активности будущего специалиста важна многовариативность
форм образования и самообразования в вузе. Признание ценности разных типов социальной активности будущих специалистов, создание условий для реализации активности разного типа.
Принцип синергизма, согласно которому системные свойства процесса обусловлены не чем иным, как синергизмом, то есть объективной необходимостью соединения, слияния, взаимодействия всех его элементов. Развитие социальной активности осуществляется во взаимодействии личности с внешней средой. В рамках образовательной системы вуза необходима многовариатив-ность взаимодействия субъектов как внутри образовательной системы вуза, так и с внешней социальной средой.
Принцип системогенеза, согласно которому процесс развития социальной активности будущих специалистов познаваем только в контексте того развития, которое связано с прошлым, настоящим, будущим в неразрывном единстве; с теми условиями, которые существовали или существуют на конкретном этапе.
Таким образом, системно-синергети-ческий подход позволяет рассмотреть социальную активность будущих специалистов как интегративное свойство открытой самоорганизующейся системы - личности, которое проявляется в самодетерминированном социальном взаимодействии, обеспечивающем самореализацию личности, в единстве личных и социальных интересов.
Развитие социальной активности будущих специалистов в образовательной системе вуза является самоорганизующимся процессом, характеризующимся
ростом организованности системы (личности). Для осуществления целенаправленного влияния на данный процесс в образовательной системе вуза необходимо соблюдение принципов холизма, фрактального принципа, принципа дивергенции, синергизма и системогенеза.
Библиографический список
1. Князева, Е.Н. Основания синергетики. Человек, конструирующий себя и свое будущее [Текст] / Е.Н. Князева. -М.: КомКнига, 2006. - 232 с.
2. Корчагин, В.Н. Становление и развитие системно-синергетической парадигмы в педагогике [Текст]: дис. ... д-ра пед. наук / В.Н. Корчагин. - Казань, 2005. - 345 с.
3. Николис, Г. Самоорганизация в неравновесных системах: от диссипа-тивных структур к упорядоченности через флуктуации [Текст] / Г. Николис, И. Пригожин. - М.: Мир, 1979. - 512 с.
4. Пригожин, И. Порядок из хаоса [Текст] / И. Пригожин, И. Стенгерс. -М.: Прогресс, 1986. - 432 с.
5. Руководство по качеству. Система менеджмента качества ЧГПУ. - Челябинск: Бонити, 2008. - 86 с.
6. Хвощев, В.Е. Теория активности: от истоков к началам [Текст]: моногр. / В.Е. Хвощев. - Челябинск: Изд-во Юж-но-Урал. гос. ун-т; Изд-во ЮВИГ, 2008. - 168 с.
7. Шалаев, В.П. Генезис и социальный смысл системно-синергетической парадигмы [Текст]: дис. . д-ра филос. наук / В.П. Шалаев. - Н. Новгород, 1997. - 305 с.