Научная статья на тему 'Особенности психологической структуры инициативности как системного свойства личности'

Особенности психологической структуры инициативности как системного свойства личности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
2399
321
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНИЦИАТИВНОСТЬ / РЕГУЛЯТОРНО-ДИНАМИЧЕСКИЙ АСПЕКТ / ЭНЕРГИЧНОСТЬ / АЭНЕРГИЧНОСТЬ / СТЕНИЧНОСТЬ / АСТЕНИЧНОСТЬ / ИНТЕРНАЛЬНОСТЬ / ЭКСТЕРНАЛЬНОСТЬ / МОТИВАЦИОННО-СМЫСЛОВЫЕ СОСТАВЛЯЮЩИЕ / УСТАНОВОЧНО-ЦЕЛЕВОЙ КОМПОНЕНТ / СОЦИОЦЕНТРИЧНОСТЬ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Сафина Р. Б., Карамова Э. И.

В статье анализируются различные подходы к изучению инициативности личности в отечественной психологии. На основе многомерно-функционального подхода рассматривается проблема проявления инициативности у сотрудников правоохранительных органов с учетом опыта профессиональной деятельности. Проведено исследование корреляционных связей между переменными регуляторно-динамического и мотивационно-смыслового аспектов инициативности, выявлены психологические особенности структуры изучаемого свойства у разных групп сотрудников в зависимости от опыта работы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности психологической структуры инициативности как системного свойства личности»

УДК 159.9

ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОМ СТРУКТУРЫ ИНИЦИАТИВНОСТИ КАК СИСТЕМНОГО СВОЙСТВА ЛИЧНОСТИ

© Р. Б. Сафина*, Э. И. Карамова

Башкирский государственный университет Россия, Республика Башкортостан, г. Уфа, 450074. ул. Фрунзе, 32.

Тел./факс: +7 (347) 273-67-78 *Е-mail: [email protected]

В статье анализируются различные подходы к изучению инициативности личности в отечественной психологии. На основе многомерно-функционального подхода рассматривается проблема проявления инициативности у сотрудников правоохранительных органов с учетом опыта профессиональной деятельности. Проведено исследование корреляционных связей между переменными регуляторно-динамического и мотивационно-смыслового аспектов инициативности, выявлены психологические особенности структуры изучаемого свойства у разных групп сотрудников в зависимости от опыта работы.

Ключевые слова: инициативность, регуляторно-динамический аспект, энергичность,

аэнергичность, стеничность, астеничность, интернальность, экстернальность, мотивационносмысловые составляющие, установочно-целевой компонент, социоцентричность.

Проблема системного изучения свойств личности в современной психологии становится актуальной научно-практической проблемой. Все чаще осознается необходимость рассмотрения целостной индивидуальности человека в условиях развития научнотехнического обеспечения и современных информационных технологий. Высокая восприимчивость к меняющимся условиям жизнедеятельности, социально-профессиональная мобильность, готовность к быстрому обновлению знаний, предприимчивость, рост творческой активности определяют новый уровень требований к тем личностным качествам человека, которые обеспечивают реализацию его созидательного потенциала. Исследования отечественных психологов [1-6] показывают, что инициативность является одним из таких качеств. Как и любое свойство, инициативность имеет психологическую структуру развития, зависящую от внутренних условий и средовых обстоятельств усвоения человеком жизненного опыта. Она является свойством личности, необходимым как для выживания, так и для достижения определённого успеха.

Теоретический анализ литературы показывает, что большинство авторов рассматривает инициативность аналитически, порой, односторонне, делая акцент либо на поведенческой, либо на мотивационноличностной ее стороне. Вместе с тем накопленные данные помогают определить инициативность как признак когнитивной, волевой, эмоциональной сферы. Так, связь инициативности с когнитивными процессами прослеживается в трудах Б. М. Теплова (1961) [7], В. М. Экземплярского (1930), М. С. Говорова (1962) [8], Н. Э Плотниека (1967), О. И. Ложечки (1993) [9], Л. М. Попова (1983) [10] и др. Они рассматривали инициативность как интеллектуальное свойство личности, в большей степени относящееся к способностям. При этом М. С. Говоров отмечал, что инициативность является одним из свойств личности, которое служит не только внутренним условием организации жизнедеятельности человека, но и регулятором важнейших нравственных ценностей. В иссле-

дованиях В. П. Прядеина (1982) инициативность, в основном, изучается в связи с волевыми процессами и качествами личности [11]. А. Г. Ковалев определяет собственный почин как фрагмент инициативности [12]. С. Л. Рубинштейн понимает инициативность как «умение хорошо и легко взяться за дело по собственному почину, не дожидаясь стимуляции извне». К. А. Абульханова-Славская определяет инициативность как опережающую внешние требования, или встречную по отношению к ним свободную активность субъекта, которая феноменологически выражается в починах, начинаниях личности. Мотивационные аспекты инициативности рассматривались такими авторами как Д. Б. Богоявленская, М. С. Говоров, Т. Г. Егоров, С. М. Зиньковская и др., [8, 13]. При этом инициатива определялась ими как выход за пределы заданных условий, как стремление искать новые пути для более успешного решения стоящих задач. Инициативность как системное свойство личности стала изучаться сравнительно недавно (в трудах К. А. Абульхановой-Славской [1], Л. М. Попова [10], А. И. Крупнова [14], А. Э. Пятинина [15], Н. В. Тучака [6], С. М. Зиньковской [16] и др.), хотя первые подходы к этой проблеменамечены еще в работах Б. М. Кедрова, С. Л. Рубинштейна, К. К. Платонова [2, 4, 5]. В начале 1990-х годов, в рамках многомернофункциональной концепции изучения черт личности и индивидуальности, А. И. Крупнов определил инициативность как свойство, «обеспечивающее процесс инициации и его завершение, характеризующее побуждение к новому, к опережению наличной стимуляции» [14]. На основе многомерно-функционального подхода к анализу базовых свойств личности и индивидуальности с позиций целостного единства динамического, мотивационного, регуляторного, эмоционального и продуктивного их компонентов были проведены исследования О. Б. Барабаш, С. М. Зиньков-ской, О. М. Пономаревой, В. П. Прядеиным, А. Э. Пятининым, Н. В. Тучаком, Линь Яцян и др.) [6, 13, 11, 15-18]. И все же остается немало нерешенных проблем, в частности, связанных с изучением психо-

логической структуры и особенностей инициативности личности в зависимости от опыта работы. Исследования различных авторов показывают, что инициативность является профессиональной особенностью и определяет успешность деятельности [6, 19], непременно включается в систему основных профессиональных качеств учителя [15, 20-23], влияет на специфику и эффективность профессиональной деятельности людей опасных профессий [13, 16]. Особое место, как мы считаем, она должна занимать в структуре профессионально важных качеств сотрудников правоохранительных органов.

Актуальность нашего исследования заключается в том, что инициативность сотрудников органов внутренних дел рассматривается как системное свойство личности, которое является не только способом жизнедеятельности, но и выступает как базовая предпосылка развития психологических процессов, состояний и свойств. В исследовании приняло участие 287 сотрудников органов внутренних дел с разным стажем работы: до 5 лет, до 10 лет, до 15 лет службы.

Инициативность в рамках многомернофункционального подхода понимается нами как системное свойство личности, включающее мотивационно-смысловые и регуляторно-динамические составляющие, обеспечивающие состояние готовности и постоянство стремлений к процессу инициации [24]. Указанные компоненты и их переменные (установочно-целевые, личностно-мотивационные, когнитивные, продуктивные; динамические, эмоциональные, регуляторные и рефлексивно-оценочные) составляют психологическую структуру инициативности, а их отношения и взаимосвязи фиксируют индивидуальнокачественную специфику ее проявлений на уровне личности.

Содержательно-смысловая подсистема инициативности включает в себя мотивационные, когнитивные, продуктивные составляющие и обеспечивает, прежде всего, приоритет тех или иных побуждений (социоцентрических или эгоцентрических), глубину и точность смысловых значений (осмысленность или осведомленность), сферу развития черт характера в предметной деятельности или в самовыражении, саморазвитии субъекта. При этом ведущей стратегией функционирования данной подсистемы является выбор субъектом доминирующих смыслов, ориентаций, побуждений в инициативных начинаниях по принципу «и то, и другое, но чего-то в большей степени». Инструментально-стилевая подсистема инициативности представляет собой единство динамических, эмоциональных и регуляторных переменных. При этом большинство из них состоит из биполярных, внутренне противоположных признаков. Поэтому основная функция этого аспекта, прежде всего, связана с обеспечением регуляторно-энергической базы инициативности личности. Здесь достаточно четко очерчены полюса, а жесткая оппозиция признаков строится по принципу «или то, или другое» [14].

Вместе с тем между указанными подсистемами инициативности личности существуют специфиче-

ские связи, которые определяют неразрывное единство и специфическое строение изучаемого свойства у разных групп сотрудников. В таблицах 1, 2, 3 представлены корреляции между мотивационносмысловыми и регуляторно-динамическими составляющими инициативности сотрудников органов внутренних дел с разным стажем практической деятельности.

Так, в группе с 5-летним опытом работы выявлена 31 кросскорреляция между переменными регуляторно-динамической и мотивационно-смысловой сферы инициативности (см. табл. 1). На 1% уровне обнаружена 21 положительная связь, 10 связей на 5% уровне, из них - 2 обратные связи. В группе сотрудников с 10-летним стажем практической деятельности (см. табл. 2) взаимосвязи содержательных и инструментальных аспектов у ее членов выражены достаточно слабо. Из выявленных 18 связей, на 1% уровне обнаружено 4 корреляции, из них - 1 отрицательная; на 5% уровне обнаружено 14 связей, из них - 2 обратные. В группе сотрудников с 15-летним стажем установлено 24 положительные корреляции между содержательными и инструментальными составляющими инициативности (см. табл. 3), из них на 1% уровне -19 корреляций (при этом 1 связь - отрицательная), на 5% - 5 взаимосвязей.

Рассмотрим общие связи между различными компонентами инициативности, совпадение которых обнаружено у членов исследуемых групп. Основные корреляционные плеяды, выявленные в структуре изучаемого свойства во всех группах сотрудников, дислоцируются в динамическом компоненте вокруг энергичности; эмоциональной стеничности и экстер-нальности. Наличие общих элементов структуры инициативности сотрудников с разным опытом профессиональной деятельности приводит к выводу о том, что обнаруженные идентичные элементы есть общая тенденция, раскрывающая наиболее центральные механизмы функционирования инициативности как системного свойства личности. Более того, заметим, что наличие положительных связей между гармоническими переменными инициативности является фактором, облегчающим процесс инициирования и реализации данного свойства в поведении личности, а концентрация основных связей внутри регуляторнодинамического аспекта, в частности, вокруг переменных энергичности и стеничности, свидетельствует о центральной роли этих переменных в целостной структуре инициативности личности сотрудника. Таким образом, своеобразным «системообразующим» ядром инициативности как системного свойства личности человека являются динамический и эмоциональный компоненты, обеспечивающие единство внутренней структуры и реализацию изучаемого свойства в поведении. Обратимся к анализу специфических свойств, существующих в психологической структуре инициативности сотрудников органов внутренних дел с разным опытом работы и влияющих на своеобразие ее проявлений.

Основная особенность психологической структуры инициативности сотрудников с 5-летним стажем - концентрация связей, в первую очередь, вокруг регуляторных, а также мотивационных и эмоциональных характеристик, что, по всей видимости, обеспечивает соответствующий уровень саморегуляции и самоконтроля в ходе реализации данного свойства. Сотрудники с 5-летним стажем испытывают определенные проблемы с завершением начатых дел, зачастую сообразуя свои действия скорее с особенностями обстоятельств, чем с необходимостью довести начатое дело до конца. В такой ситуации особую роль в структуре инициативности начинает играть именно регуляторный компонент, обеспечивающий, в конечном счете, возможность проявления инициативности в поведении. Мотивационный и эмоциональный компоненты служат дополнительными импульсами для успешного функционирования данного свойства, делая его более оправданным, то есть востребованным, повышая его субъективную ценность для сотрудников и сопровождая его реализацию положительным и отрицательным эмоциональным фоном, способным существенно влиять на регуляцию самого процесса. Известно, что развитие регуляторной сферы в период профессионального становления интенсивно формируется, о чем свидетельствуют полученные нами факты.

У сотрудников с 10-летним стажем основное звено специфических корреляций находится в контуре эмоционального и регуляторного компонентов. Это указывает на тот факт, что инициативность для сотрудников - это регулируемый процесс, чаще зависимый от внешних условий, чем от собственных усилий сотрудников. Этап формирования регуляторной сферы у сотрудников сопровождается эмоциональными переживаниями в ходе реализации данного свойства. Когнитивный компонент обеспечивает осознанное понимание инициативности как свойства, которое можно формировать и развивать. Именно такое положительное отношение к инициативности как к качеству личности способствует эффективному развитию инициативности сотрудников, которые в

условиях регламентированной деятельности стремятся к проявлению творчества и реализации новых идей.

Во внутренней структуре инициативности сотрудников с 15-летним стажем характер специфических связей определяется силой эмоционального, динамического компонентов, а также значимостью когнитивных признаков. Это указывает на то, что инициативность для сотрудников - средство не только востребованное, но и активно используемое в повседневной жизни и профессиональной деятельности. Стремление членов этой группы быть инициативными, испытывать удовлетворение от проявления творческой активности носит системообразующий характер. Однако для обеспечения необходимого и частого использования данного качества сотрудникам потребуется откорректировать понятия, способствующие активному саморазвитию инициативности. Данная особенность структуры инициативности у работников правоохранительных органов собранности с 15летним стажем, скорее, соотносима с процессами овладения профессией, требующей от сотрудника собранности, четкости, способности продуцировать новые идеи и осмысливать свои начинания, а эти результаты зачастую достигаются именно в ходе использования инициативности как свойства личности.

Итак, корреляционный анализ связей между различными переменными инициативности позволяет сделать некоторые выводы. С одной стороны, имеются общие инвариантные связи между различными ее компонентами, обеспечивающими структурное ядро. С другой,- выделяются более подвижные, динамичные, характерные для различных возрастнопрофессиональных групп и отражающие специфические моменты функционирования инициативности свойства. Таким образом, многомерный подход к изучению инициативности показал свою продуктивность в раскрытии психологической структуры данного свойства, имеющего как общие, так и специфические особенности его проявлений у сотрудников с разным профессиональным опытом.

Таблица 1.

Кросскорреляции регуляторно-динамических и мотивационно-смысловых переменных инициативности сотрудников с 5-летним стажем работы.

№ Переменные Сотрудники с 5-летним стажем

9 Энерг. 10 Аэн. 11 Стен. 12 Астен. 13 Интерн. 14 Экст. 15 Оп.тр. 16 Личн.тр.

1 Общественные цели 0.25 ХХ 0.13 0.12 -0.07 0.18 Х 0.04 -0.02 0.01

2 Личностные цели 0.16 0.19 Х 0.18 Х 0.11 0.17 Х 0.17 Х 0.07 0.13

3 Социоцентричность 0.32 ХХ -0.07 0.29 ХХ -0.11 0.29 ХХ 0.05 -0.20 Х -0.13

4 Эгоцентричность 0.21 Х 0.20 Х 0.22 Х 0.24 ХХ 0.35 ХХ 0.29 ХХ 0.09 0.13

5 Осмысленность 0.27 ХХ -0.06 0.40 ХХ 0.14 0.32 ХХ 0.24 ХХ 0.15 0.16

6 Осведомленность 0.16 0.29 ХХ 0.09 0.30 ХХ 0.30 ХХ 0.31 ХХ 0.24 ХХ 0.30 ХХ

7 Предметность 0.34 ХХ 0.01 0.28 ХХ -0.06 0.29 ХХ 0.08 -0.22 Х -0.12

8 Субъектность 0.31 ХХ -0.09 0.23 ХХ 0.00 0.25 ХХ 0.14 -0.05 0.00

Примечание: значимые корреляции выделены - 0,05 - Х; 0,01 - ХХ'

Таблица 2.

Кросскорреляции регуляторно-динамических и мотивационно-смысловых переменных инициативности сотрудников с 10-летним стажем работы.

№ Переменные Сотрудники с 10-летним стажем

9 Энер. 10 Аэн. 11 Стен. 12 Астен. 13 Интер. 14 Экст. 15 Оп.тр. 16 Лич.тр.

1 Общественные цели 0,19 0,13 0,13 -0,06 0,25 Х 0,20 -0,05 0,02

2 Личностные цели 0,02 0,18 0,17 -0,12 0,24 Х 0,17 -0,05 -0,02

3 Социоцентричность 0,31 Х -0,10 0,22 Х -0,15 0,20 0,23 Х -0,18 -0,12

4 Эгоцентричность 0,27 Х 0,01 0,10 -0,10 0,12 0,24 Х 0,04 0,00

5 Осмысленность 0,35 ХХ -0,09 0,34 ХХ -0,07 0,23 Х 0,31 Х 0,03 -0,11

6 Осведомленность 0,08 0,29 Х 0,12 0,02 0,19 0,25 Х 0,13 0,20

7 Предметность 0,38 ХХ -0,16 0,20 -0,36 ХХ 0,20 0,16 -0,11 -0,21 Х

8 Субъектность 0,13 -0,17 0,25 Х -0,30 Х 0,17 0,13 -0,11 -0,19

Таблица 3.

Кросскорреляции регуляторно-динамических и мотивационно-смысловых переменных инициативности сотрудников с 15-летним стажем работы

№ Переменные Сотруд ники с 15-летним стажем

9 Энер. 10 Аэн.. 11 Стен. 12 Астен. 13 Интер. 14 Экст. 15 Оп..тр. 16 Лич.тр.

1 Общественные цели 0.40 ХХ -0.05 0.39 ХХ -0.07 0.16 -0.19 -0.31 ХХ -0.19

2 Личностные цели 0.34 ХХ -0.05 0.37 ХХ 0.07 0.28 ХХ 0.08 -0.17 -0.15

3 Социоцентричность 0.42 ХХ -0.09 0.40 ХХ -0.02 0.18 0.07 -0.21 -0.09

4 Эгоцентричность 0.12 0.07 0.23 Х 0.18 0.23 Х 0.31 ХХ -0.07 0.03

5 Осмысленность 0.31ХХ -0.06 0.49 ХХ 0.28ХХ 0.12 0.15 0.15 0.20

6 Осведомленность 0.08 0.43 ХХ 0.24 Х 0.22 Х 0.18 0.30 ХХ 0.07 0.19

7 Предметность 0.43 ХХ -0.04 0.64 ХХ 0.08 0.26 Х 0.14 -0.17 -0.02

8 Субъектность 0.38ХХ 0.09 0.51 ХХ 0.11 0.29 ХХ 0.21 -0.10 0.12

ЛИТЕРАТУРА

1. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. М.: Мысль, 1991. - 229с.

2. Кедров Б. М. О повторяемости в процессе развития. Сер. «Из наследия Б.М. Кедрова». М.: КомКнига, 2006. - 152с.

3. Крупнов А. И. // Психолого-педагогические проблемы формирования личности в учебной деятельности студента. М.: РУДН, 1988. С. 28-39.

4. Платонов К. К. Структура и развитие личности. М.: Наука, 1986.

5. Рубинштейн С. Л. Принципы и пути развития психологии. М.: 1959. -123с.

6. Тучак Н. В. Психологическая структура и типы реализации инициативности предпринимателя: автореф. дис. ... канд. пси-хол. наук. М., 1993.

7. Теплов Б. М. Проблемы индивидуальных различий. М.: АПН РСФСР, 1961. - 536 с.

8. Говоров М. С. Психологическая характеристика инициативы школьников-подростков: дис. ... канд. психол. наук. М., 1962. - 261 с.

9. Ложечка О. И. Исследование индивидуальных характеристик познавательной активности личности: дис. ... канд. психол. наук, М., 1993. - 185 с.

10. Попов Л. М. Инициатива и общение в творчестве. Казань: Изд-во Казанского ун-та, 1983. - 88 с.

11. Прядеин В. П. // Психология и психофизиология индивидуальных различий в активности и саморегуляции поведения человека. Свердловск, 1982. С. 84-86.

12. Ковалев А.Г. Личность воспитывает себя. М: Политиздат,

1983. -266с.

13. Зиньковская С.М. Связь инициативности личности с учебно-

профессиональной активностью курсантов-пожарных: автореф. дис. ... канд. психол. наук. М., 1999. -25с.

14. Крупнов А.И. // Вестник РУДН. Сер. «Психология и педагогика». 2006. №1 (3), С. 63-73.

15. Пятинин А.Э. Сравнительный анализ изучения инициативности личности у студентов педагогического ВУЗа и опытных учителей: дис. ... канд. психол. наук, М.: Институт молодежи, 1993. -130с.

16. Зиньковская С.М. Рисковать профессионально: Системный взгляд на проблему человеческого фактора в опасных профессиях. Екатеринбург, 2006. -514с.

17. Барабаш О.Б. Психолого-педагогические основы самовоспитания настойчивости в студенческом возрасте: дис. ... канд. пед. наук, М.,1992. -185с.

18. Линь Яцян. Сравнительная характеристика инициативности у российских и китайских студентов: автореф. дис. ... канд. психол. наук, М., 2005. -17с.

19. Деркач А.А., Щербина А.В. Эффективность деятельности руководителей в экстремальных управленческих ситуациях. М.: МААА, 1998. -99с.

20. Деркач А.А. Акмеологические основы развития профессионала. М.: МПСИ, 2004. -752с.

21. Кузьмина Н.В. // Тезисы докладов. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та,

1984. -369с.

22. Кухарев Н.В. На пути к профессиональному совершенству. М.: Просвещение, 1990. -159с.

23. Маркова А.К. Психология профессионализма. М.: Знание, 1996.

24. Сафина Р.Б., Карамова Э.И., Муратшина Я.Б. // Вестник Башкирского университета. Серия «Педагогика и психология». 2007. Том 12, №2, С. 129-131.

Поступила в редакцию 28.10.2007 г. Поступила в редакцию после доработки 04.12.2007 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.