Научная статья на тему 'Проблемы развития и государственной поддержки сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов'

Проблемы развития и государственной поддержки сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
881
244
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ КРЕДИТНЫЙ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ КООПЕРАТИВ (СКПК) / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА / AGRICULTURAL CREDIT CONSUMER COOPERATIVE (ACCC) / STATE SUPPORT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Киндаев Александр Юрьевич, Палаткин Иван Викторович, Тарасова Татьяна Викторовна

Развитие и государственная поддержка сельскохозяйственных потребительских кооперативов как институтов финансовой поддержки малого аграрного бизнеса является актуальной проблемой на современном этапе развития. В статье рассматриваются проблемы развития сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов, а также обосновывается необходимость их поддержки на государственном уровне. Определены преимущества системы кредитной кооперации, задачи государственной поддержки сельскохозяйственных потребительских кооперативов, а также необходимость установления финансовых нормативов для кредитных кооперативов которые определяется нестабильностью финансового рынка страны. Сформулированы приоритетные направления государственной финансовой поддержки кредитных кооперативов. В современных условиях хозяйствования государственная поддержка системы сельскохозяйственных кредитных кооперативов должна осуществляться в рамках установленных государством нормативов их деятельности и эффективного управления, основанного на действенном экономическом анализе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Киндаев Александр Юрьевич, Палаткин Иван Викторович, Тарасова Татьяна Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Problems of development and state support of agricultural credit consumer cooperatives

Development and state support of agricultural consumer cooperatives as institutions of financial support for small agricultural business is a topical issue at the present stage of development. The problems of the development of agricultural credit consumer cooperatives, and the rationale for their support at the state level. Identify the advantages of credit co-operatives, tasks of state support of agricultural consumer cooperatives, as well as the need to set financial standards for credit cooperatives are determined by the instability of the financial market of the country. Identified priority areas of public financial support for credit cooperatives. In the current economic conditions, public support for the agricultural credit cooperatives should be carried out within the framework of regulations set by the state of their operations and effective management based on effective economic analysis.

Текст научной работы на тему «Проблемы развития и государственной поддержки сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов»

УДК 336.5

08.00.00 - Экономика и управление народным хозяйством

Киндаев Александр Юрьевич

Пензенский государственный технологический университет

Россия, Пенза Студент

E-Mail: ale-kindaev@yandex.ru Палаткин Иван Викторович

Пензенский государственный технологический университет

Россия, Пенза

Заведующий кафедрой «Прикладная экономика» Доктор экономических наук, профессор E-Mail: ivpalatkin@bk.ru

Тарасова Татьяна Викторовна

Пензенский государственный технологический университет

Россия, Пенза

Доцент кафедры «Прикладная экономика» Кандидат экономических наук, доцент E-Mail: palass06@mail.ru

Проблемы развития и государственной поддержки сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов

Аннотация: Развитие и государственная поддержка сельскохозяйственных

потребительских кооперативов как институтов финансовой поддержки малого аграрного бизнеса является актуальной проблемой на современном этапе развития. В статье рассматриваются проблемы развития сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов, а также обосновывается необходимость их поддержки на государственном уровне. Определены преимущества системы кредитной кооперации, задачи государственной поддержки сельскохозяйственных потребительских кооперативов, а также необходимость установления финансовых нормативов для кредитных кооперативов которые определяется нестабильностью финансового рынка страны. Сформулированы приоритетные направления государственной финансовой поддержки кредитных кооперативов.

В современных условиях хозяйствования государственная поддержка системы сельскохозяйственных кредитных кооперативов должна осуществляться в рамках установленных государством нормативов их деятельности и эффективного управления, основанного на действенном экономическом анализе.

Ключевые слова: Сельскохозяйственный кредитный потребительский кооператив (СКПК); государственная поддержка.

Идентификационный номер статьи в журнале 15EPZ613

Alexander Kindaev

Penza State Technological University

Russia, Penza Student

E-Mail: ale-kindaev@yandex.ru

Ivan Palatkin

Penza State Technological University

Russia, Penza

Head of the department "Applied economy" E-Mail: ivpalatkin@bk.ru

Tatyana Tarasova

Penza State Technological University

Russia, Penza Associate professor "Applied economy" E-Mail: palass06@mail.ru

Problems of development and state support of agricultural credit consumer cooperatives

Abstract: Development and state support of agricultural consumer cooperatives as institutions of financial support for small agricultural business is a topical issue at the present stage of development. The problems of the development of agricultural credit consumer cooperatives, and the rationale for their support at the state level. Identify the advantages of credit co-operatives , tasks of state support of agricultural consumer cooperatives, as well as the need to set financial standards for credit cooperatives are determined by the instability of the financial market of the country. Identified priority areas of public financial support for credit cooperatives.

In the current economic conditions, public support for the agricultural credit cooperatives should be carried out within the framework of regulations set by the state of their operations and effective management based on effective economic analysis.

Key words: Agricultural credit consumer cooperative (ACCC); state support.

Identification number of article 15EPZ613

В XXI веке успехи развития экономики в мировом сообществе и в России во многом будут зависеть от того, насколько человечество сможет эффективно использовать положительный опыт, накопленный предыдущими поколениями. Современная мировая практика, так же как и отечественный опыт, свидетельствуют о том, что поступательное развитие сельского хозяйства будет определяться использованием преимуществ кооперации. Однако в условиях конкуренции с крупными рыночными интегрированными компаниями и при отсутствии достаточной ресурсной базы развиваются кооперативы крайне медленно. Они нуждаются в поддержке государства на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.

Современный этап развития сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов характеризуется периодом глубоких преобразований в организации их деятельности и методах управления. Главным в надежной работе кооператива и, соответственно эффективность их государственной поддержки, становится качественное управление, основой которого служит оценка результатов их деятельности. При этом основным инструментом оценки должен выступать экономический анализ[1].

В системе базовых методологических принципов экономического анализа хозяйственной деятельности особое место принадлежит организациям сельскохозяйственной кредитной потребительской кооперации, что обусловлено совмещением в их деятельности признаков, характерных для различных объектов анализа.

Однако в настоящее время в системе экономического анализа деятельности организаций и их результатов отсутствует единая комплексная методика анализа функционирования сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов и их системы. Исследования работ российских учёных показали, что изучаются в большинстве своём отдельные аспекты экономического состояния кредитных кооперативов.

В основу действия системы сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов положены интересы сторон, участвующих в кооперации, при приоритете интересов малых форм хозяйствования. Особенности механизма функционирования системы заключается в выявлении экономических интересов как участников всей системы в целом, так и отдельного ее объекта - сельскохозяйственного кредитного потребительского кооператива. Интересы сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов рассматриваются как результат совместной деятельности его членов - сельхозтоваропроизводителей, направленной на удовлетворение их интересов в получении тех или иных услуг, которые могут представить сельскохозяйственные кредитные потребительские кооперативы[8.

При этом преимущества системы кредитной кооперации состоят в том, что она способствует:

• совершенствованию структуры кредитного кооператива, стабильно получающего поддержку, в том числе и финансовую, со стороны ОАО «Россельхозбанк» и государства, а также сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов второго уровня;

• осуществлению финансового регулирования деятельности

сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов в целях снижения рисков;

• применению единой нормативной документации, единой унифицированной системы бухгалтерского и управленческого учета, подбора и подготовки кадров;

• возможности создания единой системы гарантий, ревизии (аудита) и обеспечения сотрудничества с государственными органами;

• использованию временно свободных средств одних сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов для удовлетворения финансовых и материальных потребностей других кооперативов [6].

Преимущества работы кредитных кооперативов в системе неоспоримы. Однако до сих пор в России существуют факторы, сдерживающие или даже препятствующие развитию таких систем.

Во-первых, недостаточная пропаганда преимуществ развития сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов через региональные системы.

Во-вторых, нежелание некоторых российских и зарубежных партнеров признать, что только региональная система может обеспечить в полной мере стабильную и эффективную работу сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов первого уровня и гарантировать возврат предоставленных кредитными кооперативами займов.

В-третьих, грубые ошибки, допущенные в создании региональных систем в отдельных регионах, позволившие сомневаться в целесообразности формирования структуры второго уровня.

Одна из главных задач системы - способствовать развитию и совершенствованию деятельности первичного кооператива, расширению сферы его влияния, улучшению условий предоставления займов, наращиванию объемов и видов финансовых услуг для удовлетворения в них спроса членов кооператива.

В качестве основного из направлений увеличения конкурентоспособности сельского хозяйства России выделялось формирование системы сельскохозяйственной потребительской кооперации. Реализация государственных и муниципальных программ положила начало формированию в регионе системы сельскохозяйственной кредитной потребительской кооперации.

В свою очередь, рассматривая основные проблемы развития сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов, созданных в рамках реализации приоритетного национального проекта, представляется целесообразным остановиться на наиболее существенных:

• недостаток финансовых ресурсов;

• снижение платежеспособности членов сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов;

• отсутствие финансовой инфраструктуры: института стабилизации и гарантии в системе сельскохозяйственной потребительской кредитной кооперации, системы резервирования, продуманной системы мониторинга;

• несовершенство правовой базы;

• недостаток квалифицированных кадров;

• заниженные требования к членству в кооперативе;

• недостаток пропаганды принципов и целей кооперативного движения.

Как показывает и мировой, и отечественный опыт, сельскохозяйственные кредитные потребительские кооперативы требуют экономической поддержки на муниципальном, региональном и федеральном уровнях, поскольку на начальном этапе своего функционирования, объём финансовых средств, образуемый за счет средств пайщиков, оказывается недостаточным для удовлетворения спроса на кредитные ресурсы[7].

Государственная поддержка в настоящее время осуществляется в основном посредством предоставления субсидий за счет средств федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам. Субсидии на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах крестьянскими (фермерскими) хозяйствами и сельскохозяйственными потребительскими кооперативами, предоставляется субъектам Российской Федерации на условиях их софинансирования за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации в размере не менее 5 % ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на дату заключения договора кредита (займа). Субсидии предоставляются в размере не менее 95 % ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на дату заключения договора кредита (займа) [6].

Задачами государственной поддержки сельскохозяйственных потребительских кооперативов являются:

1. разработка механизма развития и совершенствования двухуровневой системы сельской кредитной кооперации;

2. обеспечение взаимодействия органов государственной власти, органов местного самоуправления и сельскохозяйственных потребительских кредитных кооперативов по различным вопросам совместной деятельности, создание условий для развития инфраструктуры кредитной кооперации;

3. содействие привлечению инвестиций на цели формирования фонда финансовой взаимопомощи в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах;

4. насыщение рынка финансовых услуг доступными для малых форм хозяйствования на селе финансовыми ресурсами;

5. аккумулирование средств граждан и субъектов малого предпринимательства для инвестирования в экономику региона;

6. создание условий для подготовки и повышения квалификации специалистов в сфере микрофинансирования[10].

Регулирование кредитной кооперации со стороны государства должно осуществляться на федеральном и региональном уровнях через использование им нормативно-правовых, организационных и экономических мер внешнего характера и не затрагивать вопросы внутреннего механизма ее функционирования.

На федеральном уровне госрегулирование, в первую очередь, связано с созданием правового поля формирования и функционирования кредитных кооперативов, определяющего их правовой статус в кредитно-финансовой системе страны, порядок контроля и надзора за их деятельностью, а также основы государственной кредитно-финансовой, налоговой и страховой политики по отношению к ним. Немаловажную роль в поддержке кредитных кооперативов должна сыграть служба информационно-консультационного обеспечения [3].

В свою очередь информационно-консультационная служба обеспечит:

1. консультирование сельскохозяйственных товаропроизводителей по широкому кругу вопросов и, прежде всего, касающихся повышения эффективности их деятельности и безубыточности ведения хозяйства;

2. помощь сельскохозяйственным товаропроизводителям в освоении

ресурсосберегающих малозатратных технологий;

3. уровень знаний и профессионализма сельхозтоваропроизводителей и сельского населения;

4. эффективность реализации региональных программ;

5. эффективность прикладных научных исследований [4].

В вопросах формирования и функционирования правового поля кредитных кооперативов, совершенствование законодательства должно идти по направлению охвата единым правовым понятием различных направлений и фаз развития кредитно-сберегательной деятельности, начиная с простых кооперативов для взаимного кредитования через кредитные потребительские кооперативы вплоть до полностью развитых кооперативных банков.

Такие меры позволят не только устранить существующие противоречия в правовой сфере функционирования кредитных кооперативов, но и создать условия для дальнейшего развития кооперативного финансового сектора.

Правовое решение вопроса включения кредитных кооперативов в качестве равноправных участников в финансовую систему страны потребует совершенствования надзора и контроля за их деятельностью. Эти вопросы можно решить через систему их учета, лицензирования и формирования системы их аудита с разработкой стандартов и финансовых нормативов их деятельности[9].

Необходимость установления финансовых нормативов для кредитных кооперативов определяется нестабильностью финансового рынка страны, что объективно ведет к повышенному риску их деятельности. Во избежание их банкротства, целесообразно законодательно устанавливать для них нормативы финансовой устойчивости, достаточности собственных средств, допустимого риска и резервы эффективности. Наличие таких нормативов при грамотном и регулярном аудите может выступать как профилактический инструмент управления, позволяющий провести юридическую экспертизу всех документов на предмет их соответствия требованиям действующего законодательства, всех договорных отношений кооператива, документации, являющейся основанием для налогообложения и льгот по нему. Иными словами, государство должно разработать правила игры для кредитных кооперативов.

В то же время государство должно стимулировать к финансовой поддержке кредитной кооперации сторонних инвесторов. Например, для банков может быть установлено льготное налогообложение прибыли для снижения ставки по кредитам, выдаваемым кредитным кооперативам. Приоритетными направлениями государственной финансовой поддержки кредитных кооперативов следует считать:

• субвенции на формирование их стартового капитала и создание национального гарантийного фонда;

• субсидии по процентным ставкам в кредитных кооперативах;

• бюджетное финансирование подготовки и повышение квалификации специалистов кредитных кооперативов;

• бюджетное финансирование прикладных исследований и издание специальной литературы;

• улучшение материально-технического и информационного обеспечения[5].

Подводя итоги, следует отметить, что сельскохозяйственные кредитные потребительские кооперативы в своей деятельности сталкиваются со множеством проблем, которые подчас им решить самостоятельно (без государственной поддержки) не представляется возможным. Реализация вышеуказанных мер будет способствовать созданию широкой, многоуровневой и устойчивой сети кооперативов в сельской местности. В перспективе система сельскохозяйственной кредитной потребительской кооперации должна стать на финансовом рынке равноправным участником.

ЛИТЕРАТУРА

1. Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 -2020 годы (утверждена Постановлением Правительства РФ от 14 июля 2021 г. №717).

2. Веселовский М.Я.. Социально-экономические предпосылки формирования информационно-консультационной службы. Аграрная Россия. - 2001. - №5. - С. 4-7.

3. Веселовский М.Я. Развитие информационно-консультационной службы АПК России (теория, методология, практика). Диссертация на соискание ученой степени доктора экономических наук. - Москва, 2002. - 308 с.

4. Палаткин И.В. Институциональные преобразования в АПК: теория,

методология, практика. Диссертация на соискание ученой степени доктора экономических наук. - Москва, 2004. - 343с.

5. Палаткин И.В., Кудрявцев А.А., Павлов А.Ю. и др. Развитие системы сельскохозяйственной потребительской кооперации на региональном уровне. -Пенза: ИП Тугушева С.Ю., - 2011 г. - 104с.

6. Формирование региональной системы потребительской кооперации и её государственная поддержка в условиях реализации государственных и муниципальных программ /под общей редакцией И.В. Палаткина. - Пенза, 2008. - 186 с.

7. Худякова Е.В. Совершенствование организационно-экономического механизма сельской кредитной кооперации. - М.: Триада, 2003. - 192 с.

8. Чаянов А.В. Основные идеи и формы развития крестьянской кооперации // А.В. Чаянов А.В. Избранные произведения. - М.: Московской рабочий, 1989. - 223 с.

9. Палаткин И.В. Салмина А.С. Государственная поддержка сельскохозяйственных потребительских кооперативов в Пензенской области. Научно-практический и аналитический журнал: Региональная экономика: Теория и практика. - М.: ИД. Финансы и кредит. - №11 (242), 2012. - С. 47-51.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Палаткин И.В., Салмина А.С., Терюшков Р.И. Современное состояние сельскохозяйственных потребительских кооперативов в Пензенской области: проблемы функционирования и перспективы развития. Научно-практический и аналитический журнал: Региональная экономика: Теория и практика. - М.: ИД. Финансы и кредит. - №48 (279), 2012. - С. 23-29

Рецензент: Барышников Николай Георгиевич, д.э.н., профессор, заведующий

кафедрой «Анализ и аудит» Пензенской государственной сельскохозяйственной академии.

REFERENCES

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

Gosudarstvennaja programma razvitija sel'skogo hozjajstva i regulirovanija rynkov sel'skohozjajstvennoj produkcii, syr'ja i prodovol'stvija na 2013-2020 gody (utverzhdena Postanovleniem Pravitel'stva RF ot 14 ijulja 2021 g. №717).

Veselovskij M.Ja.. Social'no-jekonomicheskie predposylki formirovanija informacionno-konsul'tacionnoj sluzhby. Agrarnaja Rossija. - 2001. - №5. - S. 4-7.

Veselovskij M.Ja. Razvitie informacionno-konsul'tacionnoj sluzhby APK Rossii (teorija, metodologija, praktika). Dissertacija na soiskanie uchenoj stepeni doktora jekonomicheskih nauk. - Moskva, 2002. - 308 s.

Palatkin I.V. Institucional'nye preobrazovanija v APK: teorija, metodologija, praktika. Dissertacija na soiskanie uchenoj stepeni doktora jekonomicheskih nauk. - Moskva, 2004. - 343s.

Palatkin I.V., Kudrjavcev A.A., Pavlov A.Ju. i dr. Razvitie sistemy sel'skohozjajstvennoj potrebitel'skoj kooperacii na regional'nom urovne. - Penza: IP Tugusheva S.Ju., - 2011 g. - 104s.

Formirovanie regional'noj sistemy potrebitel'skoj kooperacii i ejo gosudarstvennaja podderzhka v uslovijah realizacii gosudarstvennyh i municipal'nyh programm /pod obshhej redakciej I.V. Palatkina. - Penza, 2008. - 186 s.

Hudjakova E.V. Sovershenstvovanie organizacionno-jekonomicheskogo mehanizma sel'skoj kreditnoj kooperacii. - M.: Triada, 2003. - 192 s.

Chajanov A.V. Osnovnye idei i formy razvitija krest'janskoj kooperacii // A.V. Chajanov A.V. Izbrannye proizvedenija. - M.: Moskovskoj rabochij, 1989. - 223 s.

Palatkin I.V. Salmina A.S. Gosudarstvennaja podderzhka sel'skohozjajstvennyh potrebitel'skih kooperativov v Penzenskoj oblasti. Nauchno-prakticheskij i analiticheskij zhurnal: Regional'naja jekonomika: Teorija i praktika. - M.: ID. Finansy i kredit. - №11 (242), 2012. - S. 47-51.

Palatkin I.V., Salmina A.S., Terjushkov R.I. Sovremennoe sostojanie sel'skohozjajstvennyh potrebitel'skih kooperativov v Penzenskoj oblasti: problemy funkcionirovanija i perspektivy razvitija. Nauchno-prakticheskij i analiticheskij zhurnal: Regional'naja jekonomika: Teorija i praktika. - M.: ID. Finansy i kredit. -№48 (279), 2012. - S. 23-29

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.