Проблемы развития городских агломераций. Е.Н.Перцик
Актуальность и масштабность проблем. Развитие городских агломераций - одна из наиболее сложных проблем современного расселения, все аспекты которой остро дискутируются в профессиональном сообществе.
Под городской агломерацией понимается группа близко расположенных городов, поселков и других населенных мест с тесными трудовыми, культурно-бытовыми и производственными связями и интенсивными маятниковыми передвижениями.
Ключевое значение в современных условиях приобретает объединение в рамках агломерации муниципальных образований на основе добровольных договорных начал с широким привлечением общественных структур и процедур, формированием координационного органа с соответствующим экспертным обеспечением. На этой основе должно осуществляться совместное скоординированное использование земельных и других ресурсов в пределах агломерации, единая экологическая, экономическая, социальная, градостроительная, демографическая, миграционная политика, что пока не полностью реализуется на практике и в законодательстве РФ.
Общепринятой терминологии для обозначения городской агломерации не существует. Наряду с термином «город-
Парижская агломерация в узких и широких границах
1 - Парижский район вне населенных пунктов и зон промышленно-городского заселения;
2 - Париж (город и департамент); 3 - Парижская агломерация в «узких границах»;
4 - агломерация в «широких границах»; 5 - зоны промышленно-городского заселения; 6 - Компьень-Нуайон; 7 - населенные пункты с числом жителей 10-25 тыс. и 25-60 тыс. (вне Парижской агломерации); 8 - коммуны (в пределах Парижской агломерации); 9 - прочие коммуны
ская агломерация» употребляются термины «локальные системы расселения», «районы больших городов», «групповые системы расселения», «ареалы взаимосвязанного расселения», «созвездия городов», «метрополитенские ареалы» «стандартные метрополитенские ареалы», «метрополитенские районы», «города-поля», «конурбации» (последние чаще всего означают многоядерные, «полицентричные» агломерации, образующиеся вокруг не одного, а нескольких больших городов).
Применяются различные критерии выделения городских агломераций: плотность городского населения и непрерывность застройки; наличие большого города-центра (как правило, с населением не менее 100 тысяч человек); интенсивность и дальность трудовых и культурно-бытовых поездок; удельный вес несельскохозяйственных рабочих; доля работающих вне места жительства; количество городских поселений-спутников и интенсивность их связей с городом-центром; число телефонных разговоров с центром; производственные связи; связи по социально-бытовой и технической инфраструктуре (единые инженерные системы водоснабжения, энергоснабжения, канализации, транспорта и прочее). В ряде случаев принимают в качестве критерия комбинацию признаков, в других - ориентируются на один из них (например, выделяют границы агломераций по 1,5-или 2-часовым изохронам трудовых передвижений от города-центра). Ряд авторов приходит к выводу о невозможности совпадения границ, выделенных на основе различных системообразующих факторов, и исследует сочетание («переплетение») систем, формирующихся вокруг основного ядра. Особенности в подходах обусловливают различия в делимитации (определении границ) агломераций: выделяют «границы в узком смысле слова», «в широком смысле слова», «планировочные границы» и т.п.
При больших различиях в подходах и методах сущность явления развития городских агломераций достаточно хорошо изучена. Формирование высококонцентрированных сгустков взаимосвязанного расселения отражает процесс роста и концентрации производительных сил, усиления контрастности расселения, сосредоточения многих видов деятельности в наиболее эффективных для их развития ареалах. Автономный город не отвечает масштабам и интенсивности этого процесса, требующего более широкой территориальной базы.
Границы городской агломерации подвижны во времени благодаря изменению важнейшего параметра агломерации - дальности ежедневных передвижений от места жительства к местам приложения труда; в рамках пространственной самоорганизации этих передвижений их дальность растет про-
порционально увеличению скорости средств транспорта, а затраты времени увеличиваются незначительно.
Поскольку развитие агломерации связано с исчерпанием возможностей города для размещения производства и необходимостью его развития на более широкой террито-
Лондонская агломерация: город и новые города-спутники
Агломерация Нью-Йорка: территориальная структура
риальной базе, юридические границы города и наличие в составе агломерации нескольких административных образовании (5, 10 или 15, как это предполагается при различных подходах к выявлению агломерации и определению ее границ) мало существенны для определения агломерации; кроме того, мозаика административных границ препятствует планированию и управлению агломерацией (в том числе исследованию маятниковых передвижений).
Не город, а городская агломерация должна стать на данном этапе развития форм расселения главным звеном системы расселения страны, главной единицей статистического учета, планирования, проектирования и управления.
По исследованиям экспертов ООН, количество городских агломераций в мире исчисляется многими сотнями, и в них проживает 1,3 млрд. человек, или 56,4% городского населения мира. В 2015 году, как ожидается, население городских агломераций превысит 2,2 млрд. человек, что составит 52,6% прогнозируемого городского населения мира. В 30 крупнейших агломерациях с населением свыше 10 млн. человек в каждой будет сосредоточено 478,8 млн. человек, или 11,6% городского населения мира (табл. 1). Большая часть этих крупнейших агломераций будет располагаться в развивающихся странах.
Относительно медленный рост городов в развитых странах связан с изменившейся в этих странах демографической ситуацией и уже достигнутым очень высоким уровнем урбанизации.
Дальнейшая эволюция форм расселения под воздействием процессов развития и концентрации производства приводит к сближению и срастанию агломераций, формированию мегалополи-сов - урбанизированных зон надагломерацион-ного уровня, включающих обширные территории. Афинский центр экистики предполагал, что в начале XXI века их количество составит более 160 и в них будет сосредоточено 45-50% населения мира (табл. 2).
Парадоксальное расхождение между настойчивым стремлением правительств, ученых и градостроителей ограничить рост больших городских агломераций и их фактическим ростом могло бы и не произойти, если бы эти города не развивались в силу объективных закономерностей и не имели крупнейших достоинств как форма человеческого расселения.
Эффект концентрации в одном месте большого количества людей, которые вместе создают громадный экономический, научный и интеллектуальный
Таблица 1
30 крупнейших агломераций мира в 1950-2015 годах
Городская агломерация 1950 год 1990 год ¿015 гад (прогноз.)
н-зсто млн. человек иесто ЧЛ И,. чего век н-есто МЛ н. чеяоеек
1 2 3 4 ь б 7
Нью-Йпрн 1 12,3 2 Ш 11 17,й
Лпвдон 2 87 2% ?.з - -
То кип 3 6.9 1 2^,0 1 26,7
Парим 5Л 14 9.3 29 9Л
Маски а 5,4 17 9.0 - -
Шанхай 6 5гЭ 5 1М 23,4
Эссен (Рур) 7 5,3 27 й.4 - -
Буэнос-Айрес а 5,0 10 10,6 19 12,4
Чикаго 9 4,9 24 6,3 - -
Калькутта 10 4,4 9 10,7 17.6
□сака '.1 4,1 12 10,5 24 10,6
Лос-Анджелес 12 4,0 7 11,5 17 14,3
Печи г- 13 3,9 3 10,9 3 19,4
Милан и 3,6 - - - -
Берлин 15 3,3 - - - -
Мехико 16 3,1 3 15,1 10 13.3
Юила jc.il с з 17 2, 9 - - - -
Санк1-Петербург 13 2,9 - - - -
М^ибаи (Бими.'й) '.9 2,9 б 12,2 2 27А
Рио-де-Жанейро 20 2,9 13 9.5 21 11,6
Детройт 21 2,3 - - - -
Неаполь 22 2,а
Манчестер 23 2,5 -
Сан-Пвуло 24 2,-1 4 14,Е б 20,а
Клир 25 2,4 1В В.б 16 14,5
Тмыцнн 26 2,4 15 9,3 14 17,0
Бирмингем 27 2,3
•ранкфурт-на-Майне 26 2,3 - - - -
бостон 29 г,г - - - -
Гамбург го гх - - - -
Сеул - - 11 18 13,1
Джакарта - - 16 9.3 5 21Л
Дели - - 19 0.2 13
Манила - - го 8.0 15 14.7
Карачи - - п 8.0 7 Ш
- 22 7.7 3 2А.А
1".тпи6ул - гь 6,5 20 123
Лима - 26 Ё.5 гб Ю,5
Тегеран - - гя ел 27 юг
Бангкок - - 29 5.9 25 ю, &
Дакка - - 5.9 19,0
Лахор - - - - 22 :аа
Хайдарабад - - - - 23 -.0.7
Киншаса - - - - 23
Мадрас. - - - - 10 9,5
Примечания:
1. Знак «-» означает, что агломерация не вошла в список 30 крупнейших агломераций на этот год.
2. Москва ошибочно не вошла в прогнозный список агломераций на 2015 год (население города уже в 2002 году превысило 10,4 млн. человек).
потенциал, огромен и в конечном счете стимулирует рост этих городов.
Проекты развития городских агломераций. Отметим большое разнообразие концепций развития планировочной структуры больших городских агломераций, разработанных в нашей стране и за рубежом.
Важнейшие из них следующие:
1. Поясное зонирование - создание вокруг главного города зеленого пояса, ограничивающего разрастание городской застройки. За пределами зеленого пояса проектируется кольцо городов-спутников с собственной градообразующей базой. Эта концепция последовательно сформулирована в районной планировке Большого Лондона, а затем повторена в ряде крупных проектов, разработанных для Парижа, Токио и др.
2. Секторное развитие - расширение города вдоль сходящихся к нему радиальных направлений, как это предусматривалось в «пальцеобразном плане» Большого Копенгагена, либо развитие вдоль этих направлений цепочек городов-спутников, как это намечалось в «Плане 2000 года» Большого Вашингтона, первоначальной схеме районной планировки Большого Гамбурга. При этом в секторах между радиальными направлениями застройки сохраняются зеленые клинья.
3. «Параллельный город» - создание большого города рядом с основным для воссоздания в «параллельном» городе таких же условий «общественной среды»; впервые предложена в одном из проектов Парижской агломерации, в котором предлагалось создать «параллельный Париж» с населением 2 млн.человек; проект вызвал серию подражаний -проекты «параллельных» Лиона, Марселя, Токио и др.
4. Направленное развитие вдоль одной или нескольких специально избранных осей. Наиболее четко эта концепция сформулирована в проекте развития Парижского района, в котором предусматривалось развитие Парижской агломерации вдоль «национальной оси» Франции - реки Сены.
Проблемы развития крупнейших агломераций России могут быть показаны на примере наиболее крупной из них -Московской. Следует здесь выделить следующие проблемы:
Крупнейшие мегалополисы мира
Наименование нагалополисов а I £ 1 ■т. -т а, ± г £ ® £ 3 X £ 5 9 % Т 11 _П г. т. £ ^ ¡1 г. -. с ¥ £ 1 I у ¡1 II
«60£вдши (Боспи-Ьаинпо»0 40 45 100 450 ррр
сгЧнрКТТОА (Чикаго- Пчттсбург) Э5 3& 160 г го 900
аСан-Сан* (£ан-Диега -Сан-Фрл н цк ско) 1Й 100 180 аоо
«ТонАйДО» (ГоКЮ-Оина) го 55 70 300 700
Английский (Лондон-Ливерпупь} 30 30 60 500 400
РейнскиИ за 30 6(1 5(М 500
(Ра чдшталт- Рейн-Р^р-Рен н-Ма« н)
• в Московской агломерации наиболее интенсивно идут процессы агломерирования; по некоторым оценкам, к собственно Московской агломерации примыкают 19 агломераций второго порядка (менее интенсивно, но также явно развиваются агломерационные процессы вблизи других миллионных городов);
• очевидна необходимость сопряженного анализа и проектного решения проблем Москвы и Московской области в рамках Московского столичного региона. Столь же необходимо рассмотреть совместно в широких границах Санкт-Петербург и тяготеющие районы Ленинградской области. Это же относится ко всем агломерациям крупнейших городов, в состав которых нередко входят другие большие города (Саратов-Энгельс, Волгоград-Волжский, Красноярск-Железно-горск-Дивногорск, Иркутск-Ангарск-Шелехов, Владивосток-Находка, Самара-Новокуйбышевск-Чапаев и др.);
• около 60% нового жилищного строительства Московской области сосредоточено в 10-километровой зоне вокруг Москвы и более 90% - в 30-километровой зоне от Москвы. Таким образом, происходит расползание Москвы подобно масляному пятну с захватом под застройку территорий лесопаркового защитного пояса (ЛПЗП), который во многих документах лишен этого важного по смысловому значению названия и именуется центральной зоной Московской области. Учитывая большое экологическое и планировочное значение лесопарковых защитных поясов вокруг городов, важно их сохранять и не допускать расползания городов по принципу «масляного пятна»;
• исторические места и рекреационные зоны вокруг городов следует всемерно сохранять, рассматривая их как долговременные опорные объекты во всех проектных схемах развития городских агломераций;
• первостепенное значение при проектировании районов больших городов следует придавать транспортной и инженерной инфраструктуре. Объекты инфраструктуры (особенно транспортной) следует также рассматривать как базовые, долговременные, во многих случаях определяющие планировочное решение районов больших городов;
• в еще большей степени определяющее значение при проектировании районов крупных городов имеют экологические факторы: экологический каркас проектируемых районов должен оказывать доминирующее влияние на проектные решения;
• с учетом изложенных соображений взаимосвязанное и рациональное развитие городов в районе крупнейшего города (в Московском столичном регионе 75 городов, в других регионах, конечно, меньше) с учетом большого числа сельских населенных мест представляет весьма сложную планировочную задачу, в связи с чем своевременная разработка генеральных планов этих районов (районных планировок, комплексных схем планирования территорий) обязательна.
Таблица 2
Концепция планировочной структуры городов и городских агломераций
Большой Лондон. Поясное зонирование. Развитие городов-спутников за пределами зеленого пояса
Большой Токио. Проект создания городов-спутников вокруг города
«Пальцеобразный» план развития Копенгагена
Вашингтон. План 2000 г. Развитие городов-спутников вдоль шоссейных дорог
Планировка Большого Гамбурга. Развитие городов-спутников вдоль «строительных осей» (железных дорог)
«Параллельный» Париж. Проект создания «параллельного» Парижа к западу от существующего
Проект направленного развития Парижа вдоль «национальной оси» Франции - реки Сены в сторону Руана -с созданием городов-спутников
Большой Токио. Проект развития города в сторону моря с сооружением новых районов на бетонных плитах над заливом
2 2009 67
Кроме того, важно подчеркнуть, что в прогнозах численности населения городов ошибки в сторону завышения проектной численности населения менее опасны, чем в сторону ее занижения: в последнем случае неизбежны
нехватка резервных территорий для развития, чересполосица промышленных и литерных территорий, неправильный выбор трасс инженерных и транспортных коммуникаций.
Таблица 3
Территориальная структура крупнейших агломераций
г/г Структурные зоны Моснвз Сачит- Петербург Париж Лондон Нью-Йорк Токи
1 г 3 & б 7
1 Исторячкчк нцро год ФА* ЦЁнГр н Границах С$|дрп0г0 км'ммм млн. жителей) Цемр в граница* иммшл 1,пк1,1Л1:п и центральный стащив метро ки'г ад ^лн. жителей) аСайщен-1ый вил» ОТ Нотр-Дам до гл Де Голля (20 ки'; ад млн. жителей) Сити. Цестнин-стгр^ Вкт.Зид (26 нч'; 0.2 ЧПЧ. жителей) Южнаи часть граф- гтпл |||,к1 йпрк - 0 Мэчхзттен, к югу (ут Центрального парка (25 км"-: ад или. жителей) Городские РАЙОНЫ (-хну«) Тнеца. Тюо. Мината еокруг ни те [Егор с нп га Дворца (42 1м;'.: А.? млн. ингелнй)
2 Центральной Ина Фртца Центральна* зо-1,1 в граница* Окружной ж/д 1.9 ИНН. жителей) Центральная зона Н'.Ч+.И.у 11 !Ч! ий и Обводным каналом, Васильевен нй острое, Пе1роградснан ГТЧРОНА и цр, (50 н^-1,2 адн. жителей) Деларгаиент Парит н черте старых крепостных стен (ЮЗ нм'; 1Л или. жителей) Б. Лондонс<ое графство -Сити ч 12 округов Бчутрвчнег-П ню^ьца «старых Пригородов (311 ин-'г члн. жителей) Грас^гьл Ньо-йпрк - 0(тр<1и Маниэттон кч'; ХЛ члн. жителей) Городские районы Минато. Сччдзюку, Сибуя. буже.Дайто (97 км': 1,25 млч. киелеА)
3 Собственна город Москва в основной в гааница* МКАД (ЗМО кн5; ¡=:.Ь ИЛ 1. жителей) Санкт Петербург в аичмннстрэтнв-ных границах (606 КМ'; 4/ мни. »(и1гпрй; Парижская (гаглочерацин в узких границах» - дет. Ларин и Здеп, первого ппяса (460 уц*'-, 5^1 «лн. жителей) ^Большой Лондона - Снтч, 12 округов внутренних и ¿0 акругоа пнгшмик нОпец ■уст^ры* ПРК1Г0[М ■ ДОВ^(]!?Й0 Км'г 6,7 члн. жителей) С-обствончо город Иьге-Йорк - нью-йаач-снти {731 кг*.; 7,1 или. НИТШе^ Собет&еннА Токио - 23 ^ку» (6?1 ки:; а члн. жигелей)
А «Большой город* (ядра л"-лоче раций- № бФЧННДОН ИМ* мна аглочера- ЦИИ ГОРОДС первым енут- рОчнИи ЛаЯСОи при гОДСянОй ИНН} Москва с ЛПЗП (2бК> км': нлп, шмелей) Петербург с поселениям н, под-■иненнь ни городу (1 ЗГИ !? нмч. кителей) Парижская ^агломерация а широних граница*» - дел- Г1 а-рнж, Э доп. Пер-вогя пояс^суб-урфанпираван-ная зона 4-х деп. нгОрОгО гпнО (1870 кн'; япн. жителей) 1 Большой Лондон» с первым внутренний нег-рОлОпитеиСннм полсоч {5^00 км'; члн. жителей) большой НгО-Йорк - урбанизированный ареал Нью-Й0|К ('7272 ни : "лн, чителей} Большой Токио (префектур! Токио) - аКу»: АНВЙ Таил, петрова (2Шнч'; И.& ил н. жителей)
* Аглпмтрпция (город с при га ради ой иной) Моснва ^ пригородной зоной {134С0 ки'; 12,7 нлп, шмелей) Петербург С пригородной мной (141Й0 км'; ад млн. жителей) ПярнщскИЙ район - район Пль-де-Фраис -Вдеп. {ШДОцн2; ипн. чште.К'й) Лондонский чет ропопчтененчй район (11400 км': 1?,1 млн. жнта-мй) Агломерация Ньч-Йорка: а) СКА - статистнч. консоли^, ареал <и434нн?; 16,1 "лн, жителей )- б) Р«А(1«0О кч1; 16,6 млн. жи^елеЛ) аглочсраичн Кейичы (Точно -Иокогама) -лр^фентуры Токио Щинга^д, слйто-мд. Тй6а(1ИЫ н*'; 32.? илч. жителей)
& Регион Москва н Иос-ноквая область (470:0 ки; 15А гнлм. ¡КИ'^НН-Н } Петербург V Лени и градская область щ»Ег ад нлн. »(и1г11рй; Парнчский регнон - 20 дег. (?окю н*': 1 ^ ипн. шшилей) Юго-восток Великобритании (2т4:0 ки ; 1ад мЛн. Н1И1гпей) ньгс-Йорнскнй район - лссоциацич районной плрнн-рнш или, щчтелеи^ Стзлннный регион (3 префе<_ур -Токио, Канапьа, [,нйт1>и,1, Тиёа, Гумлч, И бзраии, Тотнь^. Яманаси (ЗИ14 км"-: 40,5 или. жителей)
Схема наложения карт Иль-де-Франса и Московской области (по М.Талачану)
По всем этим соображениям при градостроительном проектировании крупнейших городов и агломераций представляется необходимым предусматривать значительные резервы в расчетах численности населения (не менее 10-20% от определяемой в демографических прогнозах), и особенно при выделении территорий и трасс различного функционального назначения.
Пространственная структура городских агломераций. Анализ статистических источников и большого числа проектов показывает, что в городских агломерациях при существенных особенностях их планировочной структуры и административного деления могут быть выделены принципиально различающиеся зоны (в известной мере совпадающие в одномасштабных агломерациях), что позволяет рассматривать эти зоны как типичные и функционально закономерные образования. Рассмотрим их на примере крупнейших столичных агломераций и регионов (табл. 3).
Большие агломерации. Охарактеризуем взаимосвязи между понятиями «агломерация» и «мегалополис». Отметим, что поиск адекватного термина для обозначения обширных ареалов взаимосвязанного городского расселения не завершен и термин «мегалополис» не всегда идентичен сложившимся беспрецедентным формам расселения. Этот термин, заимствованный американским специалистом Ж.Готтманом из античной истории (в древней Греции «мегалополисом», т.е. «большим городом», называли Союз аркадских городов) не соответствует современным формам расселения ни по масштабам, ни по охвату территорий. Поэтому его часто заменяют другими терминами (регион, столичный регион, урбанизированный регион, урбанизированная зона), территории кото-
рых могут охватывать сотни тысяч квадратных километров. Особенно это касается стран с очень большими территориями, в пределах которых формируются обширные зоны взаимосвязанного расселения с многообразными и интенсивными связями внутри них. Эти регионы, зоны можно было бы условно назвать «большими агломерациями», имея в виду тяготение ряда агломераций к центральной, главной агломерации.
Понятие «город-спутник» можно трактовать в двух значениях: во-первых, это города, целеустремленно создаваемые, как правило, на «пустом месте», для выполнения определенных функций по заранее составленному проекту, отличающемуся единством замысла и архитектурно-планировочного решения (Харлоу, Сен-Контен, Зеленоград, Веллингбю и др.) - именно о таких городах-спутниках чаще всего говорится в градостроительной литературе, и, во-вторых, города-спутники, вырастающие из небольших городов, исторически формировавшихся вокруг главного города и постепенно начинающих играть, по существу, ту же роль, что целеустремленно создаваемые города-спутники, часто оказываясь более значительными по своим размерам и потенциалу (например, Мытищи, Подольск, Реутов).
Таким образом, территория городской агломерации, т.е. город и его окружение, представляет собой единый территориальный комплекс, хотя управление им и проектирование нередко связаны с определенными трудностями административного характера (принадлежностью к различным субъектам Федерации и т.п.).
Преодоление этих административных и ведомственных границ - одна из существенных проблем в развитии агломерации, которая должна быть решена в процессе проектирования и реализации проектных решений.
Problems of Urban Agglomeration Development.
By E.N.Percik
The development of urban agglomerations is one of the most complicated problems discussed by professional community.
The article takes up questions of urgency and range of strategic problems development of urban agglomerations on the terms of the globalization, forecasts and conceptions of their spatial structure development are shown on the examples of hugest agglomerations.