Научная статья на тему 'К проблемам формирования городских агломераций'

К проблемам формирования городских агломераций Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
450
110
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОРОДСКАЯ АГЛОМЕРАЦИЯ / РАССЕЛЕНИЕ / СОЦИАЛЬНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ ЦЕЛОСТНОСТЬ / ПЛАНИРОВОЧНАЯ СТРУКТУРА / ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ ДИСПРОПОРЦИИ / МОНОЦЕНТРИЧЕСКИЕ (ПОЛИЦЕНТРИЧЕСКИЕ) СТРУКТУРЫ / MONO-(POLY-)CENTRICAL STRUCTURES / URBAN AGGLOMERATION / POPULATION DISTRIBUTION / SOCIO-SPATIAL INTEGRITY / PLANNING PATTERN / SPATIAL DISPROPORTIONS

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Малоян Гаррик Андреевич

Urban agglomeration is a large city and interrelated rural settlements located within the 1.5-2-hour travel distance from the city-centre and connected with it regular social, labour, cultural, everyday and recreational links as well as with the commonly-used inter-settlement areas, transportation and engineering infrastructures. The basis of the planning pattern of the urban agglomeration is formed by its socio-spatial integrity. Specific features of the existing national urban agglomerations are associated with the excessively high concentration of functions in their central zones and very underdeveloped peripheral areas. Elimination of these is proportions is one of the most important problems of their future sustainable development.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Urban Agglomerations:

Urban agglomeration is a large city and interrelated rural settlements located within the 1.5-2-hour travel distance from the city-centre and connected with it regular social, labour, cultural, everyday and recreational links as well as with the commonly-used inter-settlement areas, transportation and engineering infrastructures. The basis of the planning pattern of the urban agglomeration is formed by its socio-spatial integrity. Specific features of the existing national urban agglomerations are associated with the excessively high concentration of functions in their central zones and very underdeveloped peripheral areas. Elimination of these is proportions is one of the most important problems of their future sustainable development.

Текст научной работы на тему «К проблемам формирования городских агломераций»

К проблемам формирования городских агломераций

Г.А.Малоян

В стране насчитывается 73 города с 250-тысячным и более населением (с такой величиной городских центров, как правило, связано формирование явных ареалов поляризованного расселения), с суммарной его численностью 56 млн. человек. Еще не менее 20 млн. человек (в больших, средних, малых городах, поселках городского типа и сельских поселениях) проживает в зонах их социально-функционального влияния. Всего,таким образом,более половины общего числажителей страны расселяется в урбанизированных районах,образуемых крупными городскими центрами и тяготеющими к ним городскими и сельскими поселениями.

Значение проблем комплексного планирования развития таких районов в настоящее время существенно возрастает в связи с резким увеличением потребности в инфраструктурно и социально-экономически оснащенныхтерриториях. Прилегающие к крупным городам территории с расположенными здесь поселениями - наиболее подготовленный для градостроительного освоения резерв, что объясняется близостью социально-экономических ресурсов города-центра, развитостью сети инженерных и транспортных коммуникаций, сохранившимися пространственными резервами роста, значительностью нереализованного спроса на жилье и т.д. Градостроительно эффективное использование таких территорий не может не опираться на принцип априорности их устройства как, прежде всего, функционально-пространственного базиса решения общих для них и городов-центров вопросов жилищного, производственного, инфраструктурного, рекреационного и других видов строительства.

Вопросы пространственно-планировочного формирования рассматриваемыхтерриторий - давний предмет пристального внимания специалистов-градостроителей. При этом в зависимости от сложности и широты спектра задач взаимосвязанного развития городов и зон их влияния в орбиту исследований и разработок, как правило, вовлекается весьма широкий по радиусам диапазон пространств. Однако наиболее детально рассматриваемая проблема исследуется и разрабатывается применительно к ее агломерационным масштабам.

Характерное для последней трети прошлого века нараставшее опережение темпов роста численности населения крупных городов по сравнению со средними и малыми городами актуализировало разработку научно-методических основ преодоления быстро возраставших социально-экономических диспропорций в расселении. Эти проблемы, прямо связанные и с развитием зон непосредственного влияния крупных городов, решались в рамках созданной в

то время теории групповых систем населенных мест (прямых социально-функциональных аналогов и территориально-пространственных эквивалентов агломераций), в границах которых предусматривалась территориально-планировочная координация перспектив развития всей совокупности городов и поселений с обеспечением предпосылок общности их социального функционирования. Положения теории апробировались на разработанных ЦНИИП градостроительства, другими (зональными) градостроительными институтами страны экспериментально-проектных схемах формирования групповых систем населенных мест (Нижегородской, Пермской, Бакинской, Ярославской, Рязанской, Иркутской, Харьковской, Новокузнецкой и др.), результаты реализации которых вошли в соответствующие методики и рекомендации. Необходимость разработки предложений по формированию групповых систем населенных мест в тот период стала обязательной при составлении генпланов крупнейших городов.

Сегодня, на новом этапе роста актуальности агломерационной проблематики возникает большое количество трактовоктермина «агломерация». Трактовки эти чаще всего связаны с поддержкой вхождения крупных городов - центров будущих агломераций в круг так называемых«глобаль-ных городов» - мегаполисов, предполагающей объединение их с возглавляемыми ими областями. В других случаях речь может идти о конурбациях со срастающимися скоплениями поселений вокруг города-центра; зонах 1,5-часовой доступности центра по коридорам-лучам (железнодорожным, автомобильным, речным); доведении численности населения областного центра до миллиона жителей путем его слияния (физического и административного) с близлежащими городами; обеспечении регулярно функционирующих пригородных электропоездов, автобусов, теплоходов и т.д.

Вместе с тем при многообразии предполагаемых критериев образования агломераций в то же время отсутствуют предложения по ключевой для градостроительной сферы проблеме - их границам. Но без границ нельзя планировать, проектировать. Объект градостроительного проектирования -агломерация должна иметь границы1, соответствующие цели ее создания как комплексообразующей системы. А это крупный город и совокупность городских и сельских поселений в зоне 1,5-2-часовой транспортной доступности, объединенных регулярными социальными,трудовыми, культурно-бытовыми,

1 Подробнее см.: Малоян Г.А. Агломерация - градостроительные проблемы. М.:АСВ, 2010.

рекреационными связями, а также совместно используемыми межселеннымитерриториями,транспортными и инженерными инфраструктурами.

Структурообразующей основой формирования агломерации становится таким образом ее социально-территориальная целостность, определяемая единством пространства обеспечения населения местами жительства, занятости, объектами обслуживания, культуры, отдыха и т.д. Способствующий этому фактор обеспечивает общность функционирования агломерации - нарастание в ней с течением времени тенденций совместного использования трудовых ресурсов, природного потенциала, инфраструктурных связей, искусственной среды обитания в целом. Их эффективная реализация оказывается прямо связанной с упорядоченностью функционально-пла-нировочного развития агломераций, совершенствованием сложившейся в их составе сети городских и сельских поселений. Функциональными компонентами этих процессов становятся территориальные параметры и численность населения агломераций, степень плотности освоенности их пространств, тип пространственного сочетания отдельных их частей, конфигурационно-структурные признаки - радиальная, радиально-кольцевая, протяженная планировочная структура, система зеленых зон и открытых пространств в составе агломераций.

С учетом проработок схем территориального планирования, более общих по сравнению с агломерацией систем расселения, должны быть проанализированы структура и тенденции изменений общей численности населения агломерации и его основных групп,а именно: городское, сельское, проживающее и работающее вне города-центра; проживающее в городе-центре и работающее за его пределами; связанное с местами приложения труда в городе-центре, но проживающее за его пределами. Должны быть выявлены тенденции естественного и механического прироста населения, факторы, влияющие на динамику их изменений, для определения потенциальной численности населения агломерации на перспективу.

В соответствии с принимаемой схемой расселения должны разрабатываться предложения по структурно-терри-ториальной соподчиненности пространств агломерации и организации системы ее межселенного культурно-бытового обслуживания населения, определяться структура центров обслуживания разных уровней и связанные с ними зоны доступности. Территориально-дифференцированная система центров обслуживания агломерации в наиболее общем виде формируется в составе ее главного центра, подцентров и центров локального значения. Функции главного центра с наиболее полным комплексом объектов обслуживания всех видов выполняет город - центр агломерации, учреждения эпизодического пользования которого обеспечивают удовлетворение потребностей всего населения агломерации в пределах максимума затрат времени на доступность до 1,5-2 часов. Функции подцентров общеагломерационного значения удовлетворяют потребности населения поселений в составе

агломерации с радиусом доступности 15-30 км и затратами времени (брутто) на транспортные передвижения до 30-40 мин. Местные центры, как правило малые города, являясь центрами локального расселения, рассчитаны на обслуживание населения объектами расширенного повседневного, а также отдельными учреждениями периодического пользования с радиусом доступности до 5-10 км.

Различия в степени градостроительной освоенности территорий агломераций, связанные со сверхконцентрацией функций в центральных зонах и слаборазвитостью периферии,-одно из характерных следствий экстенсивного характера их развития. Наиболее контрастно они проявляются в радиальных и ради-ально-кольцевых планировочных структурах,технологические характеристики которых указывают на доминирование цен-тральныхядер расселения. Решающее значение приобретает при этом необходимость усиления качеств полицентричности территориально-планировочных структур. Без этого невозможно ослабление тенденций социально-экономического «переполнения» центральных ядер расселения и «разрежения» их периферийных зон, а следовательно, решение задач градостроительно оправданной децентрализации, стимулирования развития срединных и внешних поясов агломераций.

В масштабах агломераций в этой связи возникает необходимость в реорганизации сложившихся функционально-территориальных и связевых структур с выявлением подцентров и подзон локального расселения (в пределах секторов, сегментов, планировочных направлений) и развитием их структуроформирующего потенциала. Следует попутно заметить, что решение этих проблем не может быть обеспечено на основе учета одних лишь количественных аспектов, как если бы задачи деконцентрации, децентрализации крупных горо-дов-центров и роста потенциала зон их влияния могли быть решены путем физического перемещения ставших рутинными для центра производств на периферию. Цели преобразований могут быть достигнуты, если реализующие их процессы будут способствовать повышению прежде всего качественныххарак-теристиксоциально-экономического потенциала внешних зон агломераций, что только и явится фактором роста их поляризующего и, следовательно, функционально-пространственно уравновешивающего ситуацию в целом ресурса.

Эффективной методической предпосылкой совершенствования сложившихся агломерационных структур в перспективные может явиться градостроительное районирование, нацеленное на различные режимы и виды освоения ихтерриторий: интенсивное либо сдерживаемое жилищное, промышленное, преимущественно сельскохозяйственное, рекреационное и др. В соответствии с ними дифференцируются и комплексы мероприятий социального, экономико-производственного, инфраструктурного, экологического характера применительно к агломерации в целом и ее крупным структурно-планировоч-ным частям - по поясным относительно города-центра зонам, планировочным направлениям,секторам градостроительного развития.

84 2 2012

Преодоление социально-территориальных диспропорций в расселении,функциональной перегруженности центральных зон агломераций потребует развития отобранных в их составе «точек роста» социально-экономического потенциала периферии и смещения акцентов в транспортно-коммуника-ционном строительстве в направлении совершенствования местных связевых структур, повышающих поляризующие качества подцентров внешних зон агломераций. Эти мероприятия должны рассматриваться как приоритетные по сравнению с обычной практикой постоянно опережающего наращивания объемов и скоростей сообщений в центральных зонах, на их диаметрах и радиусах.

В компактных,характеризующихся сплошной, интенсивной освоенностью территорий агломерациях (с плотностью населения, включая город-центр, 200-400 чел. / км2) главные направления совершенствования планировочной организации должны быть связаны с активным сокращением масштабов центростремительных процессов, созданием предпосылок для увеличения объемов движения на периферии и взаимодействия периферийных районов. В агломерациях с активно выраженной расчлененной территориальной структурой акценты преобразований смещаются в направлении большего насыщения территорий относительно обособленных зон и районов местами занятости, объектами всех ступеней обслуживания в целях повышения комплексности и сбалансированности их локально ориентированного функционирования. В агломерациях с протяженной (линейной) планировочной структурой преимущественное развитие должно предполагать мероприятия по повышению функционально-связевой целостности наиболее удаленных от их общесистемного центра планировочных подзон расселения. Использование принципов поясного зонирования агломераций целесообразно сочетать с системой мер поупорядочению развития их городов-центров в направлении децентрализации и деконцентрации перегружающих объектов и функций.

Выбор схемы планировочного развития определяется возможностями увязки всей совокупности градостроительных мероприятий, охватывающих агломерацию в целом и связанных с использованием ее территории, включая: определение размещения площадок для развития города-центра, других городов и поселений, создание в случае необходимости новых поселений; выявление масштабов жилищно-гражданского строительства и определение мест приложения труда в соответствии с планами перспективного функционально-пла-нировочного формирования города-центра агломерации; определение участков развития межрайонных транспортно-коммуникационных коридоров, направлений, требующих усиления пропускной способности транспорта, создания технических полос для трубопроводного транспорта; определение территорий, входящих в единый природно-экологический каркас агломерации, и смежных участков, способствующих сохранению и восстановлению экологического равновесия.

Важной составляющей территориальной организации агломерации является также формирование в ее составе систем зеленых зон и открытых пространств, связанное с направленностью градостроительного и экологического регулирования развития прежде всего города-центра и городских поселений, поскольку основными функциями таких зон будут оздоровление воздушного бассейна и улучшение его микроклиматических показателей.

Пространственная организация и масштабы формирования системы зеленых зон обусловливаются особенностями природныхусловий функционального зонирования и планировочной организации агломерации. Структуру зеленых зон и их конфигурацию целесообразно увязывать с контурами периферийных районов городской застройки, создавая при этом резерв для проникновения зеленых клиньев во внутренние пространства городов. В то время как по отношению к компактным структурам городов формирование зеленых зон должно быть нацелено на противодействие срастанию массивов застройки города-центра и поселений центрального ядра агломерации, для городов с расчлененной структурой, напротив, - на противодействие дальнейшему рассредоточе-ниюзастройки при сохранении предпосылки купорядочению структуры застроенных территорий путем рационального укрупнения и функционального зонирования.

Urban Agglomerations: То the Formation Problems.

By G.A.Maloyan

Urban agglomeration is a large city and interrelated rural settlements located within the 1.5-2-hour travel distance from the city-centre and connected with it regular social, labour, cultural, everyday and recreational links as well as with the commonly-used inter-settlement areas, transportation and engineering infrastructures. The basis of the planning pattern of the urban agglomeration is formed by its socio-spatialintegrity. Specific features of the existing national urban agglomerations are associated with the excessively high concentration of functions in their central zones and very underdeveloped peripheral areas. Elimination of these isproportions is one of the most important problems of their future sustainable development.

Ключевые слова: городская агломерация, расселение, социально-территориальная целостность, планировочная структура, территориальные диспропорции, моноцентрические (полицентрические) структуры.

Key words: urban agglomeration, population distribution, socio-spatialintegrity, planning pattern, spatial disproportions, mono-(poly-)centrical structures.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.