Научная статья на тему 'Проблемы регулирования развития Московской агломерации'

Проблемы регулирования развития Московской агломерации Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
388
88
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОРОДСКИЕ АГЛОМЕРАЦИИ / ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / КАЧЕСТВО ЖИЗНИ / URBAN AGGLOMERATION / INNOVATIVE TECHNOLOGIES / QUALITY OF LIFE

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Вильнер М. Я.

The article discusses the determinants of the objective character of agglomerative processes of settlement and the necessity of their regulation, a place of the Moscow city agglomeration among the largest urban agglomeration in the world, features of conditions and a problem of regulation of its development

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Problems of the Management of the Moscow City Agglomeration

The article discusses the determinants of the objective character of agglomerative processes of settlement and the necessity of their regulation, a place of the Moscow city agglomeration among the largest urban agglomeration in the world, features of conditions and a problem of regulation of its development

Текст научной работы на тему «Проблемы регулирования развития Московской агломерации»

Проблемы регулирования развития Московской агломерации

М.Я.Вильнер

В основе развития человеческой личности, являющейся носителем интеллектуального потенциала общества, лежит качество жизни, определяемое в решающей мере характеристиками среды ее формирования. Такой средой всегда были и остаются населенные места, в которых человек проживает, трудится и отдыхает, получает воспитание, образование, социальные услуги. Особую роль играют города, граждане которых имеют возможность более широкого выбора мест приложения труда, общения, обмена знаниями, опытом, эмоциями, пользования созданными ими условиями воспитания и образования представителей следующих поколений, повышения уровня культуры, развития интеллекта, в конечном счете. Рост количества городов, рост численности их населения, образование крупных и крупнейших городов, их агломераций и мегалополисов способствуют ускорению социального и экономического развития государств.

В развитии сети населенных мест, особенно вблизи крупных и крупнейших городов, огромную роль играют агломерационные процессы расселения, благодаря которым возрастает количество людей, получающих предоставляемые этими городами преимущества пользования инфраструктурами, которые способствуют интеллектуальному развитию их граждан.

История развития сети населенных мест во всех развитых странах мира свидетельствует о том, что агломерационные процессы расселения имеют объективный характер. С появлением больших городов еще до наступления эпохи капитализма было связано образование в их пригородных зонах групп населенных мест в радиусе пешеходной и осуществляемой на конной тяге доступности центра. Сосредоточение большого количества граждан в условиях постоянного общения в своей трудовой и общественной деятельности способствовало приобретению городами роли центров культурного, экономического и социального развития. Появление агломераций населенных мест, таким образом, способствовало прогрессивному развитию человеческого общества.

Однако оно же порождало серьезнейшие экологические и социальные проблемы - обеспечение населения водой и отведение стоков, удаление мусора, поддержание благополучного санитарного состояния городской среды (отсутствие которого приводило к эпидемиям и пандемиям), транспортное обслуживание населения и хозяйственной деятельности и многое другое. Решение проблем было связано с научно-техническим прогрессом, обеспечивалось появлением автомобильного и железнодорожного транспорта, инженерных систем доставки

воды питьевого качества, очистки канализационных стоков, появлением других необходимых технических решений.

Достижения научно-технического прогресса привели к появлению современных городских агломераций с радиусами доступности центров, определяемыми использованием распространенных ныне транспортных и других инженерных систем. На этом витке развития форм расселения в городских агломерациях сосредоточились миллионы и даже десятки миллионов граждан.

В условиях глобализации процессов, происходящих в современном мире, основными местами формирования интеллектуального потенциала человечества, реализуемого в используемых им инновационных технологиях и созданных на этой основе инфраструктурах, становятся крупные и крупнейшие агломерации. Большая доля населения развитых стран и стран, претендующих на приобретение этого статуса, теперь живет в них. Однако с их развитием связано обострение экологических, а за ними социальных и экономических проблем. Решение этих проблем, также как и ранее, лежит на пути градостроительного регулирования с использованием достижений научно-технического прогресса, а именно появления скоростных видов наземного транспорта, новейших систем инженерного обустройства территории, развития современных информационно-ком-муникационных технологий.

Рассматривать проблемы регулирования развития Московской агломерации соответственно необходимо в свете возможностей использования инновационных технологий, которое может быть осуществлено в ближайшие десятилетия, в свете учета внешних связей Москвы на региональном, общегосударственном и международном уровне.

Реализации агломерационных процессов расселения в России к началу XX века наглядно характеризуются появлением 25 складывающихся агломераций с населением более 0,5 млн. человек, из них 15 - с населением более 1 млн. человек, из которых б агломераций с населением более 1,5 млн. человек, в том числе Нижегородская с населением более 2 млн. человек, Санкт-Петербургская с населением более 5 млн. человек и Московская с населением более 10 млн. человек. В таблице 1 приведен их перечень.

Сейчас создаются предпосылки формирования агломераций нового типа, связанные с появлением и использованием инновационных технологий развития транспортных, инфор-мационно-коммуникационных и других инженерных систем. В таблице 2 приведен перечень крупнейших городских агло-

Таблица 1

Складывающиеся в России городские агломерации с населением более 3 млн. человек

Наименование агломерации Площадь агломерации, тыс. км2 Численность городского населения, тыс. человек

Всего В городе-центре В ядре агломерации

1. Московская 8,2 12713 8575 10424

2. Санкт-Петербургская 5,2 5342 4362 4861

3. Нижегородская 3,2 2061 1430 1648

4. Екатеринбургская 4,2 1870 1356 1553

5. Новосибирская 3,4 1715 1430 1578

б. Самарская 3,3 1577 1236 1388

7. Челябинская 3,0 1432 1135 1303

8. Ростовская 3,6 1,431 1014 1145

9. Волгоградская 3,2 1357 998 1317

10. Омская 4,1 1237 1167 1176

11. Уфимская 3,9 1163 1094 1106

12. Тульская 3,8 1139 535 581

13. Саратовская 3,1 1139 902 1128

14. Воронежская 3,8 1025 898 974

15. Красноярская 3,0 1024 919 942

16. Краснодарская 3,4 821 635 763

17. Ярославская 3,6 734 630 639

18. Кировская 3,0 725 491 544

19. Барнаульская 3,2 722 597 715

20. Хабаровская 3,0 664 609 617

21. Пензенская 3,3 603 548 554

22. Астраханская 3,0 578 507 515

23. Оренбургская 3,4 572 553 561

24. Рязанская 3,0 560 525 548

25. Тюменская 3,3 553 492 515

Таблица 2

Наиболее крупные городские агломерации нового типа, формируемые на инновационной основе с использованием скоростных транспортных коммуникаций

Наименования агломераций Ориентировочная численность городского населения, млн.человек

Московская (включая Тульскую, Рязанскую, Ярославскую) более 25

Санкт-Петербургская более 8

Новосибирская (включая Кемеровскую, Томскую, Барнаульскую, Новокузнецкую) более 8

Нижегородская (включая Казанскую, Набережно-Челнинскую, Ижевскую, Кировскую) более 8

Екатеринбургская (включая Челябинскую, Пермскую, Уфимскую, Тюменскую) более 8

Самарская (включая Саратовскую, Тольятти некую, Ульяновскую, Оренбургскую, Пензенскую) более 8

Ростовская (включая Краснодарскую, Волгоградскую) более 8

Воронежская более 8

мераций нового типа (мегалополисов), которые могут сформироваться в первой половине XXI века.

Московская агломерация к 2007 году занимала 12-е место по численности населения среди городских агломераций мира с населением более 10 млн. человек. В соотношении с 23 другими агломерациями это можно увидеть в таблице 3.

Ниже приведено определение термина «городская агломерация», используемого в международной практике и нами далее.

ГОРОДСКАЯ АГЛОМЕРАЦИЯ, компактная пространственная группировка поселений (главным образом городских), объединенных в одно целое интенсивными производственными, трудовыми, культурно-бытовыми и рекреационными связями. Выделяются: моноцентрические городские агломерации - с одним городом-центром, который подчиняет своему воздействию все остальные поселения, расположенные в его пригородной зоне (или в т.н. внешней, периферийной зоне городской агломерации - пригороды, города-спутники и т .п.), и намного

превосходит их по своему размеру и экономическому потенциалу; полицентрические городские агломерации - с несколькими взаимосвязанными городами-центрами (Википедия).

Рассмотрение места Московской агломерации среди крупнейших агломераций мира с градостроительных позиций должно стать предметом специального исследования. В рамках данной статьи это сделано только в постановочном плане, в свете рейтингов, предложенных известными американскими фирмами,предоставляющими информацию международным корпорациям о степени предпочтительности условий размещения их офисов и предприятий в крупнейших городах и агломерациях мира. Ознакомиться с результатами рейтингов можно по данным, представленным в таблицах 4 и 5.

При составлении таблиц (с участием Н.И.Наймарка, Б.А.Сорокина и А.Б.Зайцева) были использованы:

1) рейтинги городов мира по качеству жизни и качеству инфраструктуры, составленные компанией «Mercer Human Resources Consulting»;

Таблица 3

Крупнейшие в мире городские агломерации с населением более 10 млн. человек (по состоянию на 21 апреля 2007 года)

Центр агломерации Население Включает в себя большие города Государство

1 Токио 33,4 млн. Иокогама, Кавасаки, Саитама Япония

2 Сеул 23,2 млн. Пучхон, Коян, Инчхон, Соннам, Савеон Южная Корея

3 Мехико 22,1 млн. Несахуалькоэтль, Экатепек, Наукальпан Мексика

4 Нью-Йорк 21,8 млн. Ньюарк, Патерсон США

5 Мумбаи 21,3 млн. Кальян, Тхане, Ульхаснагар Индия

б Дели 21,1 млн. Фаридабад, Газиабад Индия

7 Сан-Паулу 20,4 млн. Гуарульюс Бразилия

8 Лос-Анджелес 17,9 млн. Риверсайд, Анахайм США

9 Шанхай 17,3 млн. Китай

10 Осака 16,б млн. Кобе, Киото Япония

11 Каир 15,9 млн. Гиза, Шубра Аль-Шайма Египет

12 Москва 15,8 млн. Россия

13 Калькутта 15,5 млн. Хаура Индия

14 Манила 15,4 млн. Калоокан, Кесон Филиппины

15 Джакарта 14,9 млн. Бекаси, Богор, Депок, Тагенганг Индонезия

16 Карачи 14,8 млн. Пакистан

17 Гуанчжоу 14,5 млн. Фошань Китай

18 Дакка 13,8 млн. Бангладеш

19 Буэнос-Айрес 13,5 млн. Сан-Хусто, Ла-Плата Аргентина

20 Пекин 12,7 млн. Китай

21 Рио-де-Жанейро 12,2 млн. Нова-Игуасу, Сан Гонсало Бразилия

22 Тегеран 12,1 млн. Кередж Иран

23 Лондон 12,0 млн. Англия

24 Стамбул 11,7 млн. Турция

25 Лагос 10,0 млн. Нигерия

2) список самых населенных городских агломераций мира, составленный по данным источника: Demographia. World Urban Areas & Population Projections. Edition 6.1. July 2010;

3) список «столиц будущего», журнал «Forbes».

В табл. 4 и 5 приняты следующие условные обозначения:

ООО число, указывающее место города в рейтинге;

***** первые 12 мест;

**** вторые 12 мест;

*** вторые 25 мест;

** третьи 25 мест;

* после 75-го места.

Способы выделения городских агломераций и критерии их рейтинга связаны со спецификой задач, решавшихся

устанавливавшими их организациями. В рамках данной статьи не проводится их анализ и оценка корректности с градостроительных позиций. Здесь они рассматриваются как некий взгляд со стороны, учитывая который можно сделать некоторые выводы о направления мер градостроительного регулирования развития Московской агломерации.

Требования к оценке условий, определяющих характер мер регулирования развития агломерации, по мнению автора, должны учитывать ее роль в качестве:

1) политического центра - места сосредоточения международных или имеющих международное значение межгосударственных и государственных, политических и других общественных организаций;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таблица 4

Московская агломерация в сопоставлении с некоторыми из крупных агломераций США, Европы и Азии по основным используемым критериям

Наименования городов, центров агломераций Критерии рейтинга

Крупнейшие городские агломерации Самые влиятельные города мира в 2009 году Крупнейшие города мира по ВВП в 2025 году (прогноз) Самые имиджевые города мира Ведущие финансовые центры мира Самые комфортные для жизни города мира Рейтинг городов мира по качеству жизни

Москва ■^2* * * * * 4g*** 67** 69** 168*

Нью-Йорк 5* * * * * * * * * 2* * * * * 5* * * * * 2* * * * * 54** 49**

Лондон 2Q* * * 2* * * * * 4* * * * * 2* * * * * 1* * * * * 51** 38**

Париж 24** * * 2* * * * * д* * * * * j* * * * * 19* * * * 1У * * * * * *

Берлин 85* g* * * * * 86* * * * * 22* * * * lg* * * *

Вашингтон •^2* * * * * 15* * * * g* * * * к 35* * * 44***

Токио 1* * * * * 4* * * * * 1* * * * * 22* * * * у* * * * * 19* * * * 35* * *

Пекин 1 g * * * * д* * * * * 1у* * * * 43* * * 22* * * * 76* 113*

Дели 4* * * * * Зб*** * * * 114* 145*

Таблица 5

Московская агломерация в сопоставлении с некоторыми из крупных агломераций США, Европы и Азии по вспомогательным используемым критериям

Наименования городов, Рейтинг городов Рейтинг городов Лучшие страны Самые дорогие

центров агломерации мира по размеру мира по уровню для ведения города по

заработной платы цен бизнеса стоимости

номеров в

гостиницах

Москва 41*** 55** 123* 1

Нью-Йорк 4* * * * * g** * * * 5* -к а * * 3

Лондон 2 i** * * 2 i* * * * 51**

Париж 22* * * * д** * * * и* * * * 4

Берлин 10* * * * 27* * * 22* * * *

Вашингтон 35* * * 9

Токио lg* * * * 5** * * * 19* ** *

Пекин 64** 52**

Дели 70** -j 2* * 114*

2) финансово-экономического центра - места сосредоточения международных или имеющих международное значение финансовых и управляющих экономическим развитием межгосударственных, государственных и частных организаций - банков и их отделений, бирж, офисов корпораций и фирм;

3) культурного центра - места сосредоточения международных или имеющих международное значение творческих организаций и их объединений - творческих союзов и школ, известных в мире творческих коллективов художников, писателей, артистов; музеев, библиотек, театров и других зрелищных градостроительных и архитектурных комплексов;

4) научного и университетского центра - места сосредоточения международных или имеющих международное значение научных организаций и их объединений, коллективов и школ, академий, институтов, научных и научно-произ-водственных центров и предприятий,университетов, высших учебных заведений;

5) транспортно-коммуникационного центра - места сосредоточения узлов транспортных и других инженерных коммуникаций международного и общегосударственного значения;

6) информационно-коммуникационного центра - места сосредоточения информационных и информационно-комму-никационных систем международного и общегосударственного значения, международных или имеющих международное значение библиотек, архивов, СМИ и других информационных учреждений;

7) рекреационно-туристического центра - места организации проведения рекреационно-туристических мероприятий международного и общегосударственного значения, развитой инфраструктуры обслуживания туристов, размещения имеющих международное значение объектов историко-культурного, градостроительного и архитектурного наследия, других объектов туризма,туристических фирм, общественных туристических организаций;

8) центра спортивных мероприятий - места организации проведения международных спортивных состязаний международного и общегосударственного значения (олимпиад, международных и региональных чемпионатов и др.), размещения спортивных зрелищных комплексов, пригодных для их проведения; места сосредоточения выдающихся спортивных организаций и спортсменов;

9) места поддержания высокого качества жизни граждан -совокупности условий поддержания высокого трудового и интеллектуального потенциала человека: широкого выбора доступных мест проживания в комфортных условиях, приложения труда с его достойной оплатой, отдыха и поддержания здоровья, получения образования, социально-культурных и бытовых услуг; стабильного эффективного функционирования транспортных и других инженерных инфраструктур; благополучия экологической ситуации; доступности и устойчивости цен.

Ознакомление с рейтингами, характеризующими относительно объективное представление о месте Москвы среди крупнейших городских агломераций мира с предложенных позиций, позволяет сделать следующие выводы.

1. Претензии на приобретение Москвой высоких мест в первой десятке крупнейших городских агломераций мира могут быть реализованы только ценой больших усилий государства и города.

2. Наиболее близка Москва к реализации этих претензий в качестве:

- политического центра международного значения. После развала СССР ее рейтинг резко снизился, и сейчас она занимает место в начале второй десятки самых влиятельных городских агломераций мира;

- культурного, научного и университетского международного центра. За последние десятилетия ее рейтинг в этом качестве заметно снизился, здесь она занимает место в конце второй десятки городских агломераций мира.

3. Заметно дальше от реализации этих претензий Москва в качестве центра проведения спортивных мероприятий, финансового, рекреационно-туристического, транспортного и информационно-коммуникационного международного центра. За последние десятилетия ее рейтинг в этом качестве повысился, однако здесь она занимает место только в конце седьмой десятки городских агломераций мира, конкурируя с Пекином и Дели.

4. Наиболее далека от реализации этих претензий Москва в качестве места поддержания высокого качества жизни граждан. Здесь она занимает место в семнадцатой десятке городских агломераций мира,более низкое, чем Пекин и Дели.

5. По темпам роста численности населения и ВВП Московская агломерация занимает первое место в мире. Это позволяет предусматривать возможность перехода ее на более высокие уровни рейтинга и по другим показателям. При этом следует учитывать, что положение в первой десятке по ним очень тесно связано с высоким рейтингом по качеству жизни граждан, который характерен для крупнейших агломераций США и Европы.

Выбор приоритетных целей изменения рейтинга Московской агломерации в мире - предмет политического решения. Однако в любом случае его повышение будет связано с мерами повышения качества жизни, базирующегося на качестве городской среды, и с решением наиболее острых проблем ее развития, к числу которых следует отнести:

• невнимание органов государственной власти РФ к решению задач согласования градостроительного регулирования развития Москвы с развитием городов, входящих в состав Московской агломерации и городских агломераций, входящих в состав узлов пространственного (транспортно-расселенческого) каркаса России;

• невнимание органов власти города Москвы и субъектов РФ ЦФО к решению задач согласования развития Московской агломерации с учетом внешних связей Москвы в пределах этого округа;

• недостаточное внимание к использованию инновационных технологий при подготовке и принятии градостроительных решений, реализация которых ориентирована на длительные сроки;

• ориентация на решение задач согласования интересов территориальных образований Москвы и Московской области только административно-управленческими мерами (например, посредством заключения соглашений между органами власти Москвы и Московской области, рассмотрения возможности их административного объединения и т.п.); недоучет возможности привлечения к решению этих задач общественных организаций (в США, например, правила подержания безопасности на Тихоокеанском побережье, установленные общественной организацией на профессиональной основе, приняты органами власти территориальных образований);

• недостаточное внимание органов власти города Москвы к сохранению его наиболее ценного градостроительного наследия, а не только отдельных объектов архитектуры (как, например, в Париже, где охране подлежат градостроительные комплексы);

• ориентация органов власти города Москвы на кардинальное повышение этажности и плотности застройки без учета долгосрочных интересов города, для которого приоритетом должно стать увеличение доли самых ценных для него земель общего пользования (общегородских зеленых насаждений, площадей и улично-дорожной сети);

• ориентация федеральных органов власти на принятие стратегии социально-экономического развития России без привязки ее к стратегии пространственной организации обустройства ее территории, стимулирующая подобную ориентацию региональных и муниципальных органов власти; это приводит к разбалансированности принятия конкретных решений по обустройству территории и связанным с этим ущербам стране и ее гражданам;

• отказ федеральных органов власти решать проблемы формирования и проведения градостроительной политики страны на профессиональной основе, нежелание считаться с мнением профессионалов, проявившееся в принятии ряда таких положений Градостроительного кодекса РФ и закона №94 РФ, которые приводят к росту числа градостроительных просчетов, и в итоге - к огромным материальным и моральным ущербам гражданам нашей страны;

• негативные последствия несогласованности отраслевых управленческих решений по обустройству территории и скоропалительного принятия локальных градостроительных решений в местах обострения проблем;

• задержка перехода к методам комплексного (согласованного социально-экономического и территориального) стратегического планирования на профессиональной основе, учитывающим объективные закономерности развития территории и долгосрочные интересы страны и ее столицы (принятие градостроительной доктрины, разработка схем пространственной организации обустройства территории

страны, ЦФО и Московской агломерации, формирование градостроительной политики на научной основе).

Для ускорения подготовки профессионально обоснованной стратегии развития Московской агломерации можно предложить организацию ее разработки объединенным творческим коллективом ведущих специалистов Москвы и Московской области (специалистов ЦНИИП градостроительства РААСН, институтов генплана Москвы и Московской области, других профессиональных организаций градостроительного профиля) по заказу правительства РФ или Москвы.

Problems of the Management of the Moscow City

Agglomeration. By M.Ya.Vilner

The article discusses the determinants of the objective character of agglomerative processes of settlement and the necessity of their regulation, a place of the Moscow city agglomeration among the largest urban agglomeration in the world, features of conditions and a problem of regulation of its development

Ключевые слова: городские агломерации, инновационные технологии, качество жизни.

Key words: urban agglomeration, innovative technologies, quality of life.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.