Принципы архитектурно-пространственной организации систем расселения в структуре Московской агломерации
Е.Г.Прохорская
Сегодня одна из наиболее обсуждаемых тем в современном градостроительстве - развитие территории новой Москвы в связи с расширением ее административных границ. Основным понятием, определяющим взаимодействие города и пригородных территорий, является «агломерация» - компактная территориальная группировка городских и сельских поселений, объединенных в динамичную систему многообразными связями [1].
В начале ХХ века численность городского населения составляла около 13% населения Земли. В последние годы процент жителей городов превысил порог в 50% и продолжает расти в мегаполисах. В крупнейших агломерациях, образовавшихся на основе мегаполисов Токио, Мехико, Нью-Йорк, Сеул, Мумбаи, Шанхай и др., сосредоточено более 230 млн. жителей. Самым крупным из этих образований признана Токийская агломерация (от Токио до Осаки и Кобе) с населением около 37,7 млн., представляющая крупнейший мегалополис Токайдо [2]. Российские регионы и города в конце ХХ века также вступили в фазу активного развития социально-экономических связей, сопровождающегося интенсивным освоением территориальных ресурсов и формированием агломераций.
Московская агломерация - самая развитая, с наиболее высокой плотностью населения городская агломерация России. По состоянию на 2007 год ее население насчитывало 17,4 млн. человек, сегодня, по неофициальным данным, оно составляет более 20 млн. человек, что приближает ее к десятке лидирующих мировых агломераций.
До принятия решения о присоединении юго-западных земель к столице Московский регион являлся моноцентрической агломерацией с ярко выраженным столичным ядром и спутниковой зоной. Расширение границ за счет Московской области нарушило традиционную структуру агломерации, вытянув ядро со 107 до 251 тыс. га (рис.1). Среди возможных проблем Большой Москвы в результате изменения структуры агломерации эксперты отмечают ухудшение экологии, усиление миграционных потоков и другие проблемы, вызванные интересами бизнеса и крупных землевладельцев [3]. Не повлечет ли это решение очередного выплескивания жилой застройки на пригородные территории, необходимые для сохранения природных ландшафтов и уникальных сельских пейзажей?
Сегодня устойчивое развитие расселения ставится во главу угла. Понятие устойчивой среды встречается в таких областях науки и сферах деятельности, как экономика, география,
архитектура. В современной трактовке исследователей под формированием устойчивого градостроительного развития понимается достижение баланса между экономической и социально-демографической,транспортной и природно-экологической подсистемами.
Попытки преобразовать радиально-кольцевую систему Московского региона находили отражение в проектах градостроителей на протяжении многих десятилетий, начиная от «Параболы Ладовского», предложенной на международном конкурсе в 1932 году [4], и заканчивая современными проектами развития Большой Москвы на конкурсе 2012 года.
В 2012 году по итогам конкурса на разработку концепции развития Московской агломерации [5] предпочтение было отдано архитекторам из французского бюро Antoine Grumbach et Associes, имеющим опыт по развитию Большого Парижа. Они предложили выстроить новую Москву в виде линейного города вдоль Калужского шоссе. «Лучевое» развитие у них дополняется ограниченным дисперсным освоением межмагистральных пространств с сохранением зеленых клиньев [6] (рис.3).
В рамках того же конкурса рассматривались предложения по интеграции в существующую транспортную сеть новых элементов: линий экспрессного железнодорожного сообщения между аэропортами Домодедово и Внуково, где предлагалось создание линейного города (LAUC). Итальянская группа Studio 012 Secchi-Vigano трактует юго-западный сектор как урбанизированную территорию, спланированную
Рис. 1. Расширение административных границ Москвы
в форме квадрата, частично встроенного в ткань старой Москвы (рис. 2а). Американский коллектив Urban Design Associates предлагает уделить главное внимание существующим зонам с высокой степенью урбанизации, а леса и природные территории использовать для формирования границ и путей сообщения (рис. 2б). Концепция российско-японской группы во главе с ЦНИИП градостроительства РААСН предусматривает устойчивое развитие агломерации посредством создания «контрмагнитов» в различных поясах: в ЦФО (Тверь, Владимир, Калуга), Московской области (Клин, Сергиев Посад, Серпухов) и Большой Москве (рис.2в).
Архитектурно-дизайнерская мастерская Андрея Чернихова разрабатывает трехуровневую агломерационную структуру с включением территории Москвы и ближнего Подмосковья в радиусе 15-20 км, Московской агломерации с городами-спутниками на расстоянии 30-40 и 60-70 км и внешнего пояса, образованного крупными городами - центрами соседних областей (рис.2г). Архитектурное бюро «Остоженка» предлагает разбить Московский регион на двенадцать секторов по основным направлениям автомобильных и железнодорожных магистралей. Акцент делается на сохранении природоохранных и рекреационных функций, а основные территории
развития планируются в границах старой Москвы с учетом неиспользуемых территорий вдоль Москвы-реки и коридоров МЖД (рис.2д). Испанская команда во главе с Рикардо Бо-филлом главной своей задачей ставит комплексное развитие юго-западного сектора, обеспечивающего баланс между жилыми районами и зонами приложения труда, застроенными и свободными территориями. Новой осью станет парк, протянувшийся на 55 км по холмистой местности (рис. 2е). Голландская группа ОМА предлагает развивать территории в радиусе 60 км от столицы во всех направлениях, начиная с юго-западного сектора агломерации (рис. 2ж). В основу концепции положено формирование новых логистических узлов вокруг существующих аэропортов, связанных с городом высокоскоростными железными дорогами [7].
Относительно Московской области также закреплены основные положения устойчивого пространственного развития, приоритетами которого являются реорганизация сложившихся поселений в устойчивые системы расселения, сохранение историко-культурного наследия, оздоровление экологической ситуации. Проблему сокращения центростремительных потоков и территориальной неравномерности предполагается решить путем перераспределения градостроительной актив-
70-?0kph
140-200 kph 300-400 kph
ен ssi^; Гч ™™
г - Мастерская Андрея Чернихова
б - Urban Design Associates
.ESXKl
e - Рикардо Бофилл
в - ЦНИИП градостроительства РААСН д - Архитектурное бюро «Остоженка»
Рис. 2. Концепция развития Московской агломерации
ж - группа ОМА
ности за счет формирования опорных территорий роста экономики и сетевой транспортной структуры, базирующейся на создании ЦКАД [8].
Как же все-таки должна развиваться агломерация с учетом ее исторических особенностей и современных предложений? И если концепция развития юго-западного луча проработана, то вопрос дальнейшего развития других направлений Московской области остается открытым. Как будут сочетаться новые планировочные акценты со сложившимся расселением, с историческим наследием городов и сельских населенных пунктов?
При всем разнообразии вариантов развития Московской агломерации основной задачей остается разгрузка ее центрального ядра и сбалансированное формирование качественной жилой среды, благоприятной транспортной доступности и природно-экологического равновесия на всей территории столицы и области.
Наиболее важным на сегодняшний день аспектом представляется необходимость определения основных принципов преобразования агломерации. Реорганизация сложившихся функционально-территориальных и связевых структур в пределах планировочных направлений опирается на выявление подцентров и подзон локального расселения [9]. Главную роль здесь играет формирование локальных систем расселения - контактных территорий вокруг центров. Такие территории с повышенной плотностью населения получили название агломераций второго порядка [10]. Их архитектур-
но-пространственная организация оказывает существенное влияние на форму агломерации в целом.
Направления Московской агломерации сильно различаются по густоте поселений, размерам и типу городов, развитию промышленного сектора, по природно-рекреаци-
Рис. 4. Юго-восточное направление Московской области. Вид со спутника
' ' -а* 1 £ «Л ЩНОШ -J- ^ Е
^tKHOONYA ^^ -
•Дут»/ 4
* \
à
....4.............
EUROPE STATlQH
NEW MOStÔwSg*
X\)-KOMMUNARKA \
« i. B^KOVO
OSTAFYEVOl
High speed train 1яо1""
High sfjeed metrcN^,^,» PAK.HR A
Mkad express X, xr
' • сжникКДmf
Existing network
RIZHOJ^mL _\
ТраШюртная
У
BLACK SEA^Afto*
система
Рис. 3. Концепция развития Московской агломерации. Antoine Grumbach et Associes [4]
онной значимости. Для изучения вопроса особый интерес представляют системы расселения юго-восточного луча Московской области на оси Москва-Рязань (рис.4). Несмотря на то что эта часть области не является стратегическим направлением в масштабах страны, она сконцентрировала на своей территории большое типологическое разнообразие функционально-пространственных элементов, что позволяет выявить формирование различных типов систем расселения, составляющих агломерацию.
Исследуя закономерности локальных систем расселения, можно определить направления развития крупной агломерации, а также применить разработанные методы для других направлений Московской агломерации, адаптировав возможность перехода от моноцентрической организации пространства к полицентрической.
Важную роль в планировочной структуре локальных систем расселения играют опорные центры, сложившиеся на основе населенных пунктов, иерархия которых, в частности, определяет характер расселения [10].
В результате оценки населенных пунктов юго-восточного направления Московской области по условиям исторического формирования, численности населения, местоположению в структуре агломерации и т.д. было определено, что пространственную структуру данного луча формируют три основные доминанты. Это города с населением более 100 тыс. жителей - Коломна, Жуковский и Люберцы. Типологически они представляют различные опорные центры.
Историческое ядро - город Коломна. Это большой по численности населения город (144,963 тыс. человек) [11] в срединной зоне агломерации, сформировавшийся как важный исторический торговый узел и получивший новый толчок развития в промышленный период ^Ш-Х1Х века). Коломна является многофункциональным административным центром муниципального района, подчиненным ядру агломерации. Такие населенные пункты формируют вокруг себя локальные системы расселения и являются доминирующим локальным ядром [12].
Город-спутник - Жуковский. Наукоград, получивший официальный статус в связи с размещением в экспериментальном поселке научно-производственной базы. Исторически город возник на основе пристанционного поселка для работников железной дороги, где в середине ХХ века разместились важнейшие стратегические объекты (ЛИИ им. М.М.Громова, ЦАГИ им. Н.Е.Жуковского, НИИ авиационного оборудования и др.), которые определили значение города как центра российской авиационной науки [13]. Сегодня город Жуковский является крупным инновационным и многофункциональным ядром с населением 106,2 тыс. человек [11].
Ближний город-спутник - Люберцы. Третий доминирующий опорный центр формирует пространство прилегающих населенных пунктов ближнего пояса агломерации. Является крупным индустриальным центром. Близкое расположение к ядру агломерации и интенсивные трудовые связи вызвали
здесь резкое увеличение численности и плотности населения (по переписи 2010 года, оно составило 171 978 человек) [11], что спровоцировало размывание территориальных границ и срастание застройки с прилегающими населенными пунктами.
Линейные элементы рассматриваемого направления сформированы тремя планировочными осями, на которые словно нанизаны перечисленные ядра. Это Рязанское направление Московской железной дороги, автомобильная магистраль М-5 «Урал», повторяющая направление исторического Астраханского тракта, а также водные артерии - реки Москва и Ока.
В формировании систем расселения участвуют и другие города юго-восточной территории Московской области. Вблизи Коломны планировочными узлами служат Воскресенск и Луховицы, сегодня крупные производственные центры. Город Жуковский по интенсивности связей тесно сопряжен с Раменским, являющимся доминантой второго порядка в иерархической структуре. А Люберцы образуют единую урбанизированную зону с соседними городами и поселками (Котельниками, Лыткариным, Дзержинским, Октябрьским и др.) (рис. 5). Говоря о юго-востоке области, нельзя не обратить внимания на сплошную застроенную полосу вдоль основных транспортных магистралей. Это протянувшиеся от ближнего пояса до зоны спутников рабочие и дачные поселки (Крато-во, Малаховка, Красково, Томилино и др.), представляющие типичную картину агломерационного расселения ХХ века.
Оценка транспортной доступности, социальных и трудовых связей юго-восточной части Московской области позволила определить взаимосвязанность поселений и выделить локальные системы расселения. В данном направлении сформировались несколько таких систем.
Люберецкая, расположенная в ближнем поясе агломерации. Представляет собой сильноурбанизированное образование городского типа. Особенностями данной системы являются высокая плотность городской застройки, интенсивные центростремительные потоки в ядро, отсутствие резервов для развития, дефицит природных территорий и зеленых зон, усугубляющий экологическую ситуацию.
Жуковско-Раменская, расположенная в зоне спутников. Включает также город Бронницы (культурный центр) и поселки городского и дачного типа Малаховку, Красково, Кратово, Удельную, Быково и др.
Сближенность населенных пунктов формирует практически единую полосу расселения. Однако характер связей, плотность населения и степень урбанизации территории позволяют рассматривать каждую систему обособленно и определять различные принципы ее функционально-пространственной организации.
Коломенская, сформированная в срединной зоне агломерации на основе городов Коломна и Воскресенск. Включает также город Луховицы и ряд крупных рабочих поселков.
В самостоятельную систему расселения может быть выделена расположенная в периферийной зоне агломерации
Зарайская, образованная на базе города Зарайск - типичного образца малых исторических городов и ряда сельских населенных пунктов (рис.6).
Перечисленные системы представляют собой различные типы расселения в разных поясах агломерации. Анализ их типологии позволяет выявить позитивные и негативные особенности планировочной структуры и сформулировать принципы архитектурно-пространственной организации для каждой зоны агломерации. На основе такого анализа можно определить приоритеты в преобразовании пространственной структуры расселения рассматриваемого направления, которые зависят от ряда обстоятельств.
Историческое формирование юго-восточной территории Московской области происходило по трем параллельным осям (река Москва, автомобильная дорога Москва-Рязань
и железнодорожная магистраль) и имело лучевой характер. Это спровоцировало параллельное развитие поселенческих, промышленных и рекреационных функций. Поэтому преобразование должно базироваться на развитии именно лучевого направления, что позволит сохранить особенности функционально-пространственной организации данной территории.
Сложившаяся притрактовая система расселения, характерная для всей Московской области, на сегодняшний день является и основной ее проблемой, так как практически все вылетные магистрали проходят через уникальные в историческом отношении города (Коломну, Бронницы и др.), разрушая их планировочную целостность. В основе трансформации планировочной структуры должно лежать развитие новых, альтернативных транспортных связей как в линейном, так и в поперечном направлении, которые дадут возможность сохра-
ЭБЕРЦЫ
МИЛИНО
"КОТЕЛЬНИКИ
ДЗЕРЖИНСКИЙ"0"1 ЛЫТКАРИНОГ
УСЛОВНЫЕ ОБОЗНАЧЕНИЯ
^^ Исторически сформировавшиеся ядра Промышленный центр
л Поселки городского типа: рабочие поселки Дачные и жилые поселки
Города-спутники
Сельское расселение
О
о
о о
Большой город (население более 100 тыс.)
Средний город (население 50-100 тыс.) Малый город (население до 50 тыс.) Крупный поселок Средние и малые поселки
Рис. 5. Опорные центры локальных систем расселения юго-восточного направления Московской агломерации
нить историческую трассировку лучей и планировку городов.
На базе научных и промышленных городов могут быть сформированы пространственные акценты, которые сегодня обладают достаточными резервами для размещения зон градостроительной активности, например акценты вблизи трех основных ядер - городов 100-тысячников (Коломны, Жуковского, Люберец), равномерно распределившихся по поясам агломерации. Новые линейные связи, обеспечивающие скоростное сообщение между функциональными доминантами, позволят им развиваться равномерно (рис. 7).
В зависимости от размещения в зоне агломерации могут быть обобщены основные принципы архитектурно-пространственной организации систем расселения.
Зона ближайшего пояса агломерации: для функционально-планировочной организации - принцип стабилизации, в основе которого лежит ограничение уплотнения застройки; для организации транспортного обслуживания - принцип перераспределения потоков с учетом формирования связей поперечного каркаса, предоставляющего выбор поясных зон и лучей для трудовых передвижений; для создания природно-экологического равновесия - принцип фиксации, исключающий любую хозяйственную деятельность в существующих природных и зеленых зонах.
Зона спутников: для функционально-планировочной организации - принцип интенсивного развития, предполагающий интенсификацию и расширение научно-инновационной
с.:>
Опорные центры систем расселения
Границы систем расселения Пространственные связи
Рис. 6. Системы расселения юго-восточного направления Московской агломерации
3 2013 83
и производственной деятельности на базе планировочных акцентов; для организации транспортного обслуживания -принцип линейности, сохраняющий приоритеты развития линейной структуры; для природно-экологического равновесия - принцип рекреационного зонирования, предполагающий создание на базе природных и городских ландшафтов экологического каркаса.
Срединная зона агломерации: для функционально-планировочной организации - принцип сбалансированного развития, предполагающий сосуществование современных узлов развития и исторически сложившегося расселения; для организации транспортного обслуживания - принцип сетевой
структуры, предполагающий формирование сети связей с другими направлениями; для природно-экологического равновесия - принцип экологического баланса, ограничивающий нагрузку урбанизированных территорий на природный комплекс.
Периферийная зона агломерации: принцип умеренного развития для функционально-планировочной организации, принцип параллельного развития для организации транспортного обслуживания и принцип преобладающего экологического развития для создания природно-экологического равновесия.
Соблюдение вышеперечисленных принципов позволит преобразовать архитектурно-пространственную организацию
УСЛОВНЫЕ ОБОЗНАЧЕНИЯ Опорные пункты
Населенные пункты
Новые транспортные коридоры
Пересадочные узлы
— 111111 Формирование нового урбанизированного коридора развития
Сохранение сложившегося поселенческого коридора
Формирование экологического коридора
¿У.
Рис. 7. Принципиальная схема устойчивого развития систем расселения юго-восточного направления в структуре Московской агломерации
84 3 2013
систем расселения юго-восточной части Московской агломерации, обеспечить устойчивое ее развитие с сохранением опорного каркаса поселенческой структуры, историко-культурной значимости территории, природно-экологической среды, а также сформировать полноценную жилую среду, включив в планировочную структуру агломерации необходимую социальную, административно-деловую и производственную активность.
Литература
1. Лаппо Г.М. Городские агломерации СССР-России: особенности динамики в ХХ в. // Российское экспертное обозрение. 2007. H4. С.б.
2. 10 крупнейших агломераций мира // http://pro100news. info/nauka/goroda/10-krupnejjshikh-aglomeracij-mira.html.
3. Бочаров Ю.П. Ультрамегапроект «Большая Москва» и геополитические риски России // Academia. 2013. Hl. С.50.
4. КосицкийЯ.В. Архитектурно-планировочное развитие городов. М.: Архитектура-С. 2005. С.39.
5. Официальный сайт Комитета по архитектуре и градостроительству города Москвы: http://www.mka.mos.ru/mka/ mka.nsf/.
6. Колонтай А. Кратко об итогах конкурса // Проект «Россия. Большая Москва». H66. НО культуры «А-Фонд». М., 2013. С.61-73.
7. Муратов А. Концепция развития Московской агломерации // Проект «Россия. Большая Москва». H66. НО культуры «А-Фонд». М., 2013. С. 73.
8. Схема территориального планирования Московской области - основные положения градостроительного развития. Утверждена Постановлением Правительства Московской области от 11.07.2008 H 517/23.
9. Малоян Г.А. К проблемам формирования городских агломераций // Academia. 2012. H2. С.83-85.
10. Лаппо Г.М. География городов. М.: Гуманитарный издательский центр «Владос». 1997. С.97, 174.
11. Статистический сборник. ИИЦ «Статистика России». М., 2011. С. 32-86.
12. Официальный сайт городского округа Коломна: http:// www.kolomnagrad.ru/.
13. Официальный сайт наукограда Жуковский: http:// www.zhukovskiy.ru/.
Literatura
1. Lappo G.M. Gorodskie aglomeracii SSSR-Rossii: osoben-nosti dinamiki v ХХ v. // Rossijskoe ekspertnoe obozrenie. 2007. H4. S.6.
2. 10 krupnejshikh aglomeracij mira // http://pro100news. info/nauka/goroda/10-krupnejjshikh-aglomeracijj-mira.html.
3. Bocharov Yu.P. Ultramegaproekt «Bolshaya Moskva» i geopolititcheskie riski Rossii // Academia. 2013. Hl. S.50.
4. Kositskiy I.V. Arhitekturno-planirovochnoe razvitie gorodov. M.: Architectura-C. 2005. S.39.
5. OficiaLnyj sait Komiteta po arhitekture и gradostroitelstvu goroda Moskvy: http://www.mka.mos.ru/mka/mka.nsf/.
6. KolontajA. Kratko ob itogah konkursa // Projekt «Ros-sia. BoLshaya Moskva». № 66. NO kuLtury «А-Fond», M. 2013 г. S. 61-73.
7. MuratovA. Kontseptciya razvitiya Moskovskoj aglomeracii // Projekt «Rossia. BoLshaja Moskva». № 66. NO kuLtury «А-Fond». M., 2013. S. 73.
8. Shema territoriaLnogo pLanirovanija Moskovskoj obLasti -osnovnye poLozheniya gradostroiteLnogo razvitiya. Utverzhdena PostanovLeniem PraviteLstva Moskovskoj obLasti ot 11.07.2008 № 517/23.
9. Maloyan G.A. K probLemam formirovania gorodskih agLomeratcij // Academia. 2012. № 2. S.83-85.
10. Lappo G.M. Geografiya gorodov. M.: Gumanitarnyj izdateLskij centr «VLados». 1997. S.97, 174.
11. Statistitcheskij sbornik. IIC «Statistika Rossii». M., 2011. S.32-86.
12. OficiaLnyj sait gorodskogo okruga KoLomna: http://www. koLomnagrad.ru/.
13. OficiaLnyj sait naukograda Zhukovskij: http://www. zhukovskiy.ru/.
Foundations of Architectural Spatial Structure and
Settled Development in the Moscow Agglomeration.
By E.G.Prokhorskaya
The objects of this articLe are systems of settLing in the structure of aggLomeration. The aim of scientific work is anaLyze reguLarity evoLution of settLing in the south-east direction of Moscow region and actuaLization of the foundations of the architecturaL spatiaL structure in the contemporary town pLanning. There are different systems of settLing forming in this direction. This work reveaLs the basic dependence of the architecturaL spatiaL structure system of settLing on the factors of forming, main structure eLements and Location. The resuLts of this thesis are proposaLs of settLed deveLopment and foundations of architecturaL spatiaL structure for the organization of functionaL space, transport infrastructure, ecoLogicaL baLance in different zones of aggLomeration.
Ключевые слова: агломерация, система расселения, архитектурно-пространственная организация, устойчивое развитие, опорные центры, транспортная сеть, экологический каркас.
Key words: aggLomeration, system of settLing, architecturaL spatiaL structure, settLed deveLopment, main point, road network, ecoLogy structure.