Роль планировочных элементов в структуре расселения юго-восточной части Московской области
Е.Г.Прохорская
Расселение на территории Московской области начало складываться с древних времен, формируя определенную среду существования человека.
Как свидетельствуют многочисленные археологические источники, первоначальными элементами, составлявшими основу расселения, были места концентрации жилой среды - древние стоянки, селища и городища, датируемые ранним железным веком, эпохой раннего и среднего неолита, мезолита, V веком до н.э. - VII веком н.э., а также ХП-Х^ веками.
В ХП-Х^ веках шел процесс формирования поселений, сел, деревень. Сельское расселение этого периода носило в основном прирусловый характер, так как села и деревни располагались на берегах рек. Это доказывает, что природ-но-ландшафтные элементы, в частности гидрографическая сеть, влияют на планировочную структуру поселений и составляют основу формирования любого градостроительного объекта [1].
Русла рек Москвы и Оки, а также их притоков имели определяющее значение в развитии сети поселений - именно вдоль исторических природных осей сформировалась структура сельского расселения на юго-востоке (рис.1).
В Средние века на территории московского края постоянно шла борьба между княжествами за владение землями, которая способствовала строительству городов. В местах укрепленных поселений, у слияния рек как основных торговых артерий, на волоках возникали оборонительные сооружения, крепости. На юго-востоке наиболее древними укреплениями были Коломенский и Зарайский кремли, Голутвин и Бобренев монастыри близ Коломны.
Одним из первых городов, известных с того времени, является Коломна, представлявшая собой укрепленный форпост. Построенная рязанскими князьями для закрепления низовий Москвы-реки и прилегающего течения Оки, она регулярно переходила из Рязанского княжества в Московское и обратно. В конце XIV века Коломна окончательно закрепилась за Московским княжеством и к XV веку превратилась в его самый богатый после Москвы город (рис. 2).
Рис. 1. Схема исторических ландшафтных осей юго-восточной части Московской области
Рис. 2. Коломна. Кремль. Исторический вид
Укрепленные города в XIV-XV веках выполняли роль узловых элементов и служили планировочными ядрами расселения.
Постепенно, с развитием торговых связей между соседними поселениями начинают складываться первые системы расселения. Особенностью этого этапа было формирование системы поселений вдоль радиальной сети укрепленных трактов и дорог, которые обеспечивали кратчайшие сухопутные связи центра Московского княжества с периферией. В юго-восточном направлении основной планировочной осью становится Астраханский тракт, связывавший Москву с Коломной, Зарайском и Рязанью.
С развитием транспортных связей большое значение приобретает ремесленное производство, растет население городов, сельское расселение формируется вокруг торгово-ремесленных центров. Ремесленное производство способствует образованию новых городов на базе крупных сел, например города Бронницы на базе торгового села Броничи.
В это время именно пространственные связи выступают главными элементами, определяющими рисунок расселения.
Развитие промышленности в ХШ-Х1Х веках сопровождалось бурным ростом городов, а также строительством железных дорог. Ведущая роль теперь принадлежит линейным элементам - транспортным магистралям [2]. Основное развитие линейных элементов юго-восточного луча Московской области связано со строительством транспортных осей - нового Рязанского тракта и Рязанской железной дороги, строившейся в два этапа - от Москвы до Коломны и позднее от Коломны до Рязани.
Вдоль созданных транспортных осей новое развитие получили крупные промышленные города (Коломна, Бронницы), формировались пристанционные поселки (Луховицы, Воскресенск), промышленные села получили статус городов (село Ново-Троицкое стало городом Раменское, село Либе-рицы - городом Люберцы). Через реку Оку был возведен первый в России совмещенный мост для железнодорожного и гужевого транспорта.
В середине XX века сеть развитых поселений начинает формироваться в систему территориально сближенных и экономически взаимосвязанных населенных мест, объединенных устойчивыми трудовыми, культурно-бытовыми и производственными отношениями [3].
На основе Московской губернии была образована Московская область, которая включила в свои границы некоторые территории Рязанской и других губерний. Разрастание городов и поселков вблизи Москвы, увеличение интенсивности связей между ними, появление крупных дачных поселков (Красково, Малаховка, Ильинский) в пригородной зоне способствовали постепенному формированию агломерации.
Сейчас в России насчитывается около 22 агломераций-миллионников. Московская агломерация считается крупнейшей и, по разным источникам, находится на 9-16-м месте в мире [4]. Это самая развитая городская агломерация России
с наиболее высокой плотностью населения, насчитывающего от 14,5 до 17,4 млн. человек [5].
В середине XX века на базе городов-спутников в Московской агломерации начали формироваться локальные системы расселения, или агломерации второго порядка, - контактные территории вокруг центров [2].
Таким образом, в едином генплане развития Москвы и области 1989 года насчитывалось 10 агломераций второго порядка [6]. А.Махрова выделяет в составе Московской агломерации 22 локальные системы расселения [7, 8], а согласно Схеме территориального планирования Московской области - основным положениям градостроительного развития - на территории области планируется сформировать 18 устойчивых систем расселения по доминирующим признакам функционального освоения [9].
Архитектурно-пространственная организация таких систем расселения зависит от ее основных планировочных элементов, что, в свою очередь, оказывает существенное влияние на форму агломерации в целом. Их исследование, выявление характерных особенностей и определение роли в структуре расселения позволяет определить основные направления развития всей агломерации, важным условием устойчивого развития которой является комплексный подход к решению вопросов развития Москвы и области, создание единого генплана.
Значительный интерес представляют системы расселения юго-восточной части Московской области на оси Москва-Рязань. Это направление наряду с некоторыми другими является стратегическим в масштабах страны, обеспечивает связь Центральной России с Восточной Сибирью, соединяя крупнейшие города - Москву, Рязань, Пензу, Саратов, Самару, Уфу, Челябинск, Омск, Новосибирск, Барнаул, Красноярск, Иркутск, Читу, Хабаровск (рис.3). Значение этого региона усиливается его расположением вдоль важнейших водных артерий (рек Москвы и Оки). Так, в Рязани имеется два реч-
Условные о&азотишия;
Грвмйи,ы РОИлИнМля Фад^щдия | 1 Манные м^жтйтСы ТринОпор1каи №ь
кгрчгасютнота гятнапвнни
Границы Мотжнэв области ^^ Крупна е- и бальи*» города - Осн сен ые трян скртчьи
магистрат
О Опорные це(пгры
Рис. 3. Схема юго-восточного луча в системе расселения России
ных порта, обеспечивающих выход к морям бассейнов Атлантического и Северного Ледовитого океанов. Вдоль рек и исторических сухопутных трактов юго-востока Московской области на протяжении нескольких веков формировалось расселение, пространственная организация которого играет важную роль в развитии страны.
Сегодня основными элементами, формирующими архитектурно-пространственную организацию расселения на территории юго-восточной части Московской области, являются населенные пункты, транспортные оси, население, градообразующие объекты, пространственные связи, при-родно-экологические элементы. Динамические процессы в локальных системах расселения зависят от особенностей и соотношения планировочных элементов.
Характер систем расселения напрямую зависит от типов населенных пунктов, из которых они складываются. Опорные населенные пункты выполняют роль основных узлов поселенческого каркаса, являясь важнейшими факторами социально-экономического развития окружающего пространства, определяющими формирование в нем систем расселения, транспортной сети, территориально-рекреационных систем [2].
Изучение населенных пунктов позволяет выявить особенности размещения городов, поселков городского типа, сельского расселения, индивидуальной жилой застройки и садоводческих объединений в структуре юго-восточной части Московской области, а также количественные показатели расселения. Современный поселенческий каркас формируют шесть муниципальных районов (Люберецкий, Раменский, Воскресенский, Коломенский, Луховицкий и Зарайский), в состав которых входят 54 городских и сельских поселения, а также шесть самостоятельных муниципальных образований - городских округов. Узловыми элементами поселенческого каркаса являются 11 городов и 14 поселков городского типа. Ареалы сельского расселения сформированы 686 сельскими населенными пунктами.
Оценка поселенческого каркаса выявила зоны концентрации городского и сельского расселения, наиболее освоенные и неосвоенные территории, зоны исторического ландшафтного, промышленного расселения, садовой и коттеджной застройки. Наибольшая концентрация городского расселения сосредоточена в зонах влияния ядра и спутников, где общим пятном вырисовывается непрерывный ареал из шести городов (Люберцы, Дзержинский, Котельники, Лыткарино, Жуковский, Раменское) и девяти поселков городского типа. Сельское расселение сконцентрировано в значительной степени в Раменском, Коломенском и Зарайском районах (рис.4).
Важную роль в планировочной структуре играет иерархия опорных центров, на основе которых формируются локальные системы расселения [2]. Классификация населенных пунктов по численности населения выявила доминирующее положение трех ядер с населением более 100 тыс. жителей (Люберцы, Жуковский и Коломна). Город
Раменское благодаря своему близкому расположению к городу Жуковскому, а также численности населения, приближающейся к рубежу большого города, усиливает доминанту, сформированную Жуковским. При этом по условиям формирования и функциональной направленности перечисленные ядра представляют собой совершенно различные опорные центры.
Возникшие и множащиеся в последнее время садоводческие объединения, поселки коттеджного и индивидуального строительства играют немаловажную роль в поселенческой структуре. Их ареалы также являются элементами планировочной организации территории и характеризуются дисперсным освоением, дополняющим сельское расселение.
Основные линейные элементы рассматриваемого луча сформированы планировочными осями, на которые словно нанизаны города и крупные населенные пункты. Прежде всего это рязанское направление Московской железной дороги, автомобильная магистраль М5 «Урал» (исторический Астраханский тракт), а также водные артерии - реки Москва и Ока. Общая протяженность железных дорог составляет здесь более 150 км, а автомобильных - более 2280 км (рис. 5).
Оценка линейных элементов по условиям транспортной доступности, а также социальным и трудовым отношениям юго-восточной части Московской области позволяет определить взаимосвязанность поселений, формирующих локальные системы расселения. Межселенные связи, фокусирующиеся на центральном городе и главных подцентрах, в производственной, социальной, экологической сферах являются основой формирования и развития этих систем [10].
Рис. 4. Схема поселенческого каркаса юго-восточной части Московской области
Градоформирующие объекты - не менее важные пространственные элементы в структуре расселения. Со времен промышленной революции в городах и рабочих поселках региона сконцентрировалось значительное количество производственных и научных объектов (Коломенский машиностроительный завод, Луховицкий машиностроительный завод авиационного производства, Раменский приборостроительный завод, Жуковский машиностроительный завод, ЛИИ им. М.М.Громова, ЦАГИ им. Н.Е.Жуковского, вертолетный завод им. Н.И.Камова в Люберцах и др.). Сегодня многие города юго-восточного направления Московской области являются многофункциональными центрами с административными, жилыми, производственными или научными, рекреационными и культурными функциями.
Оценка градоформирующих объектов позволила выявить зоны концентрации административных, производственных, транспортных, рекреационных и культурных объектов, а также зоны недостаточного развития тех или иных функций.
Основная зона концентрации производственных объектов сосредоточена в ближайшем поясе агломерации (Люберецкий район), достаточно равномерно они распределены в срединной зоне и на периферии. Большинство объектов научного профиля находятся в зоне спутников (Люберцы, Жуковский) и в многофункциональном центре - Коломне.
В срединной зоне на базе трех аэродромов (Раменское, Быково и Мячково) формируется мощный авиационный узел, претендующий на включение его в орбиту основных аэропортов вокруг столицы. Другой транспортный узел в районе Коломны включает не только железнодорожный центр, но и
Рис. 5. Схема транспортного каркаса юго-восточной части Московской области
речной порт, а также зону концентрации малых аэродромов. Авиационный узел сформирован также в коломенской системе расселения, южнее города Луховицы (рис.6).
Не менее важными функциональными элементами, влияющими на архитектурно-пространственную структуру расселения, являются объекты культурного наследия. В юго-восточном направлении они сконцентрированы вблизи городов Коломна и Зарайск, что обусловлено их историческим значением, наличием древних кремлей и монастырей. Концентрация объектов культурного наследия отчетливо прослеживается и вдоль основных исторических планировочных осей, особенно вдоль главной природно-ландшафтной оси - реки Москвы. Представлены они многочисленными храмовыми и усадебными комплексами.
Природно-экологические элементы выполняют стабилизирующую функцию в освоении территории юго-восточной части Московской области.
Значительная часть этой территории относится к Мещерской низменности в междуречье Оки, Москвы и Клязьмы, водный фонд юго-восточного луча представлен более чем 15 крупными реками (Москва, Ока, Пахра, Гжелка, Осетр, Цна, Северка, Коломенка и др.) и великим множеством мелких рек, ручьев, озер и прудов.
Рис. 6. Схема размещения основных градоформирующих объектов юго-восточной части Московской области
Леса юго-востока области занимают территорию более 150 тыс. га. Значительная часть ее экологического каркаса относится к особо охраняемым природным территориям (Томилинский и Кузьминский лесопарки, «Москворецкий пойменный заказник», «Коломенский природный комплекс», «Озеро Осетринное с водяным орехом», «Долина реки Уница» и др.) (рис.7). Планируемые элементы каркаса - ключевые и транзитные территории - обеспечивают непрерывность природного пространства путем создания экологических коридоров [9].
Оценка экологических элементов в системах расселения позволяет выявить территории ограниченного использования и определить наиболее конфликтные зоны. Совмещение экологических территорий и производственных зон характерно для расселенческой структуры почти всей Московской области, что обусловлено особенностями ее исторического формирования. Чаще всего такое сочетание встречается в исторических городах, таких, как Бронницы, Коломна, Зарайск, где на природные ландшафты оказывается максимальная нагрузка со стороны производственных объектов. При этом в зоне влияния Москвы практически отсутствует необходимое экологическое равновесие.
Еще одним планировочным элементом, характеризующим расселение, является население и связанные с ним социальные процессы. Это наиболее динамичный элемент пространственной структуры, характеризующий город с разных точек зрения. Население - главная подсистема города, определяющая параметры и организацию всех других подсистем [11]. Социальные показатели отражают численность,
Рис. 7. Схема природно-экологического каркаса юго-восточной части Московской области
плотность населения, соотношение его городского, сельского и сезонного состава, количество трудовых ресурсов и долю трудовой миграции. Маятниковые миграции населения являются главным определителем фактических границ зон влияния городов [2].
Общая численность населения территории юго-восточного направления составляет 1 260 000 жителей, из них 1 029 000 (более 80 %) - городское население. Трудовые ресурсы представляют 592 тыс. человек (рис.8). В самом большом по численности и плотности населения Люберецком районе, расположенном в зоне влияния Москвы, проживает 279 тыс. жителей, а в самом малочисленном - Зарайском, в периферийной зоне, - 41, 5 тыс. человек [12].
Наиболее благоприятные условия по соотношению численности городского и сельского населения, а также притоку сезонного населения отмечены в зоне спутников и срединной зоне. Последняя характеризуется наиболее сильным оттоком рабочей силы в другие районы и столицу, что связано с недостаточным количеством мест приложения труда.
Можно сказать, что на разных этапах развития расселения попеременно преобладали различные планировочные элементы. Их роль определялась тенденциями времени -оборонительные сооружения, прирусловое и притрактовое расселение, промышленные объекты, дачные поселения. Однако на протяжении разных лет населенные пункты и природные факторы служили постоянными (стабильными) планировочными элементами, а население и пространственные связи (транспортные, социальные, производственные и рекреационные) - переменными (динамичными).
Рис. 8. Схема социально-экономической оценки юго-восточной части Московской области
Поскольку архитектурно-пространственная форма расселения определяется сочетанием тех или иных планировочных элементов, комплексное изучение их особенностей и проблем позволяет определить наиболее оптимальные пути развития агломераций. Сегодня как в юго-восточном направлении, так и на всей территории Московской области стабилизация постоянных элементов служит первоочередным условием для формирования устойчивого развития расселения.
Литература
1. Яргина З.Н., Косицкий Я.В., Владимиров В.В., Гутнов А.Э., Микулина Е.М., Сосновский А.А. Основы теории градостроительства. М.: Стройиздат, 1986.
2. Лаппо Г.М. География городов. М.: Гуманитарный издательский центр «Владос», 1997.
3. Перцик Е.Н. Города мира: география мировой урбанизации. М.: Международные отношения, 1999.
4. Лаппо Г.М. Городские агломерации СССР-России: особенности динамики в ХХ в. // Российское экспертное обозрение. 2007. H4.
5. Лаппо Г., Полян П., Селиванова Т. Агломерации России в XXI веке. Городские агломерации России // Демоскоп. 25 января - 7 февраля 2010. H 407, 408.
6. Бочаров Ю.П. От Ленина до Путина // Academia. 2005. H2.
7. Махрова А.Г., Трифонов А.А. Некоторые черты развития урбанизационных процессов в Московском регионе // Русский город (исследования и материалы). Вып. 9. М., 1990.
8. Махрова А., Нефедова Т., Трейвиш А. Москва: Мегаполис? Агломерация? Мегалополис? // Демоскоп. 1-19 августа 2012. H 517, 518.
9. Схема территориального планирования Московской области - основные положения градостроительного развития. Утверждена постановлением Правительства Московской области от 11.07.2007 H 517/23.
10. Лаппо Г.М., Маергойз И.М. География и урбанизация // Вопросы географии. Урбанизация мира. М., 1974.
11. Сосновский В.А. Планировка городов. М.: Высшая школа, 1988.
12. Численность населения Российской Федерации по муниципальным образованиям на 1 января 2013 года // Федеральная служба государственной статистики Росстат. М., 2013.
Literatura
1. Jargina Z.N., Kosickij Ja.V., Vladimirov V.V., Gutnov A.Je., Mikulina E.M., Sosnovskij A.A. Osnovy teorii gradostroitelstva. M.: Strojizdat, 1986.
2. Lappo G.M. Geografija gorodov. M.: Gumanitarnyj izdatel-skij centr «Vlados», 1997.
3. Percik E.N. Goroda mira: geografija mirovoj urbanizacii. M: Mezhdunarodnye otnoshenija, 1999.
4. Lappo G.M. Gorodskie aglomeracii SSSR-Rossii: osoben-nosti dinamiki v XX v. // Rossijskoe ekspertnoe obozrenie. 2007. №4.
5. Lappo G., Pojan P., Selivanova T. Aglomeracii Rossii v XXI veke. Gorodskie aglomeracii Rossii // Demoskop. 25 janvarja - 7 fevralja 2010. № 407, 408.
6. Bocharov Ju.P. Ot Lenina do Putina // Academia. 2005. №2.
7. MahrovaA.G., TrifonovA.A. Nekotorye cherty razvitija urba-nizacionnyh processov v Moskovskom regione // Russkij gorod (issledovanija i materialy). Vyp. 9. M., 1990.
8. Mahrova A., Nefedova T., Trejvish A. Moskva: Megapolis? Aglomeracija? Megalopolis? // Demoskop. 1-19 avgusta 2012. № 517, 518.
9. Shema territorialnogo planirovanija Moskovskoj oblasti -osnovnye polozhenija gradostroitelnogo razvitija. Utverzhdena postanovleniem Pravitelstva Moskovskoj oblasti ot 11.07.2007 № 517/23.
10. Lappo G.M., Maergojz I.M. Geografija i urbanizacija // Voprosy geografii. Urbanizacija mira. M., 1974.
11. Sosnovskij V.A. Planirovka gorodov. M.: Vysshaja shkola, 1988.
12. Chislennost naselenija Rossijskoj Federacii po munici-palnym obrazovanijam na 1 janvarja 2013 goda // Federalnaja sluzhba gosudarstvennoj statistiki Rosstat. M., 2013.
The Role of Planning Elements in the Structure of Settling
in the South-Eastern Part of Moscow Oblast.
By E.G.Prokhorskaya
The article looks at the stages of settling in the SouthEastern part of Moscow Oblast, it reveals main planning elements that form its architectural and spatial structure. These are settlements, transportation axes, population, town-forming elements, spatial connections, natural and ecological elements. The author arrives at the conclusion that different stages of settling are characterized by different planning elements. The dynamic processes in the systems of settling depend on the distinctive features and the correlation of planning elements. That is why a complex studying of these processes makes it possible to determine the optimal ways of settling development not only in the South-East, but in all Moscow Oblast, which influences on the formation of the agglomeration as a whole.
Ключевые слова: расселение, агломерация, планировочные элементы, опорные центры, транспортная сеть, природно-экологический каркас, население, архитектурно-пространственная организация.
Key words: settling, agglomeration, planning elements, support centers, transportation system, natural and ecological framework, population, architectural and spatial organization.