Научная статья на тему 'Механизм развития Новосибирской агломерации'

Механизм развития Новосибирской агломерации Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
191
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Колесников Д. А.

Today agglomeration processes in Russia are very actual. Development of the Russian economy depends on agglomeration processes. Novosibirsk is the centre of regional agglomeration. The government stimulates development of big cities in the country. Agglomeration processes cause economic growth and raise business activity. Megacities compete among themselves for intellectual and financial resources.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE MECHANISM OF DEVELOPMENT OF NOVOSIBIRSK AGGLOMERATION

Today agglomeration processes in Russia are very actual. Development of the Russian economy depends on agglomeration processes. Novosibirsk is the centre of regional agglomeration. The government stimulates development of big cities in the country. Agglomeration processes cause economic growth and raise business activity. Megacities compete among themselves for intellectual and financial resources.

Текст научной работы на тему «Механизм развития Новосибирской агломерации»

УДК 911.375.22 Д.А. Колесников СГГА, Новосибирск

МЕХАНИЗМ РАЗВИТИЯ НОВОСИБИРСКОЙ АГЛОМЕРАЦИИ

D.A. Kolesnikov

Siberian State Academy of Geodesy (SSGA) 10 Plakhotnogo Ul., Novosibirsk, 630108, Russian Federation

THE MECHANISM OF DEVELOPMENT OF NOVOSIBIRSK AGGLOMERATION

Today agglomeration processes in Russia are very actual. Development of the Russian economy depends on agglomeration processes. Novosibirsk is the centre of regional agglomeration. The government stimulates development of big cities in the country. Agglomeration processes cause economic growth and raise business activity. Megacities compete among themselves for intellectual and financial resources.

Агломерация - это компактное скопление населенных пунктов, местами срастающихся, объединенных в сложную многокомпонентную динамическую систему интенсивными производственными, хозяйственными и культурно бытовыми связями. [1]

В настоящее время процессы формирования и развития городских агломераций в России носят иной характер, нежели они имели место в 19701980-е гг., когда в стране формировались так называемые «промышленные» городские агломерации. Последние складывались в условиях доминировавшей «фордистской» системы организации производства и преобладания в крупных городах административной и производственной функций. В СССР агломерации формировались по принципу удобного объединения групп производств (создающих связанные цепочки добавленной стоимости) и размещения вблизи центров производства необходимых трудовых ресурсов. Это приводило к формированию возле крупного промышленного предприятия спальных районов, комфортность проживания в которых не удовлетворяла экологическим требованиям. Такие агломерации действительно не представляют ценности с точки зрения новых экономических и социальных реалий. Однако сегодняшний интерес к концепции городской агломерации связан с тем, что экспертами зафиксированы принципиально новые процессы развития крупных городских систем. Они напрямую связаны с вызовами, с которыми сталкивается бурно развивающаяся и обновляющаяся экономика России. Для обеспечения устойчивых высоких темпов экономического роста Россия должна переходить к развитию на основе так называемого нового «портфеля ресурсов» (человеческий капитал, емкие и динамичные рынки, инновации, высокотехнологичные основные фонды и постиндустриальный тип организации производства). Городские агломерации являются показателями постиндустриальных процессов и в этой связи источниками будущей конкурентоспособности России в глобальной экономике. Поэтому интенсивное

развитие крупных городских агломераций должно стать важной задачей в рамках стратегии развития РФ на долгосрочную перспективу.

В современной мировой экономике конкурентоспособным является государство (территория), в котором полнее раскрыт и задействован инновационно-управленческий потенциал. В российской экономике основная ставка делается на инновационное развитие крупных российских городов, становление их как «городов-предпринимателей», на территории которых развивается инновационная экономика. К числу таких городов относится и Новосибирск. [2]

В соответствии с новой Концепцией стратегии социально-экономического развития регионов Российской Федерации, разработанной Минрегионразвития РФ в 2008 году, миссия и стратегические цели развития регионов связываются с реализацией ряда принципов. На смену политике выравнивания уровня регионального развития предлагается государственная политика фокусировки финансовых, административно-управленческих, человеческих и других ресурсов в «опорных регионах» («полюсах» роста), а также последующее распространение инновационной активности в другие регионы. Крупные города рассматриваются как элементы будущего каркаса страны, который призван собирать ее, стягивать в единое целое. В Западной Сибири это Новосибирск, Омск, Томск, Кемерово, Новокузнецк, Барнаул. Урбанизированный кластер из этих городов будет играть роль одного из опорных регионов. Его формирование есть шанс, который необходимо использовать, чтобы сохранить за Новосибирском центральную, столичную роль.

Рассмотрим агломерационные процессы Новосибирска. Развитие Новосибирска напрямую связано с процессами, происходящими в зонах его окружения - на территориях агломерации, в пригородной зоне, в поселениях, находящихся в зоне влияния города-центра. Эти процессы привели к формированию современной структуры агломерации:

1. Ядро. (одночасовая транспортная доступность до центра города). В ядро Новосибирской агломерации включаются территории с плотностью не менее 4000 чел./км2 и разрывами в застройке не более 5 км. Это территория города в существующих административных границах.

2. Внешняя зона. (двухчасовая транспортная доступность). Территория агломерации в зоне 2-х часовой транспортной доступности включает населенные пункты: Бердск, Искитим, Обь, Чик, Коченево, Колывань, Мошково, а также соседние с областным городом районы. Эта территория составила на 2004 г. - 25,57 тыс. км2, вместе с Новосибирском - 26,05 тыс. км2.

3. Отдельные секторы агломерации. В структуре внешней зоны Новосибирской агломерации выделяются 7 секторов: Черепановский, Болотнинский, Тогучинский, Колыванский, Ордынский, Мочищенский и Гусинобродский со своими узлами, линиями транспортных коммуникаций, рекреационными и сельскохозяйственными территориями. Эти направления следует оценить как возможные для развития агломерации в сочетании с другими градостроительными факторами.

Общая численность городского и сельского населения Новосибирской агломерации составила (с учетом Новосибирска) 1827200 человек, территория агломерации 26050 км2, плотность населения 70,14 чел/км2. Территория внешней зоны составила 25570 км2, численность населения 414,2 тыс. человек,

Л

плотность 16,2 чел/км .

Новосибирская агломерация является крупнейшей в сибирском регионе. Агломерационные процессы оказывают существенное влияние на пространственно-территориальный рост Новосибирска, и они должны учитываться при определении параметров планировочной и транспортной структуры города. Мониторинг агломерационных процессов выявил следующие моменты. Во внешней зоне агломерации:

1. Наиболее динамично развивается южный (Черепановский) сектор, находящийся в русле урбанизированного коридора Новосибирск - Барнаул -Бийск. Это единственный сектор, стабильно наращивающий численность населения.

2. Развитие многих городских поселений (Мошково, Тогучин, Колывань, Коченево) практически остановилось. Эти населенные пункты растеряли не только население, но и производственный потенциал.

3. В последнее десятилетие (1995-2005 гг.) усилились центростремительные тенденции. Активизировалась маятниковая миграция (трудовые и культурно-бытовые связи) как в ядре агломерации, так и в ее секторах. Города Обь, Бердск, пос. Краснообск практически срослись с Ново сибирском.

Во внутренней зоне агломерации - Новосибирске (ядре агломерации):

1. Активизация маятниковых передвижений населения (трудовые, культурно-бытовые, рекреационные поездки) создала дополнительную нагрузку на магистрали, ориентированные на внешние связи (Гусинобродское шоссе -ул. Никитина; ул. Богаткова; Бердское шоссе - ул. Большевистская; ул. Станционная).

2. Обозначились дополнительные нагрузки на систему общегородского центра, обслуживающего жителей агломерации и региона.

3. Бурный территориально-пространственный рост города (в 50-90-е годы) сопровождался дальнейшей централизацией каркаса, наращиванием общегородских функций в исторически сложившемся городском центре. Система городского центра не получила в этот период желаемого пространственного развития, она составляет всего около 1% от территории города, что значительно ниже нормативных значений.

4. В циклическом развитии Новосибирской градостроительной системы наступает стадия структурной реорганизации (реконструкции, качественного обновления всех элементов градостроительной системы), которая неизбежно даст толчок к развитию системы общегородского центра, к ее пространственному рассредоточению.

Интеграция Российской Федерации в глобальную экономику в ближайшее время приведет к выделению на ее территории специализированных зон, в отношении которых должны быть сформулированы различные цели социально-экономического развития и сформированы различные методы достижения данных целей. Применительно к Новосибирску это означает, что в рамках государственной стратегии развития страны он имеет хорошие стартовые возможности приобрести иной типологический статус - «мирового города». Концепт мирового города рассматривается в двух аспектах.

1. Внешний аспект. Город как локомотив, тянущий за собой развитие крупного региона, страны, мира.

2. Внутренний аспект. Город, выстраивающий свою политику на принципах открытости, мобильности, доступности услуг, привлекательности, интегрированности в мировую систему.

Эти два аспекта сопрягаются, но не механистически. С точки зрения внутреннего аспекта вовсе не означает, что мировой город - обязательно мегаполис и национальная столица. Хотя функции столичности и привлекательности здесь обязательны.

С точки зрения внешнего аспекта эксперты называют ряд городов, являющихся мировым и городами. Критерии здесь следующие:

1. Численность и мобильность населения.

2. Масштабы и разнообразие финансовой деятельности.

3. Число штаб-квартир ТНК.

4. Роль в международной политике (в том числе размещение офисов международных организаций).

5. Высокие темпы роста бизнес услуг (город как бизнес центр).

6. Масштаб и специфика (уникальность) городской экономики.

7. Развитость сети транспортных и иных инфраструктурных коммуникаций.

Все эти черты воплощаются в основное качество - город становится самостоятельным субъектом мировой политики. Узлом в мировой сети, каркасе, стягивающем территории мира.

Крупнейшие мировые города в мире насчитывают порядка 10-15 городов. Лидерами среди них являются Нью-Йорк, Лондон, Париж, Токио, Гонконг.

В дополнение к функции лидера мирового развития добавляются такие принципы организации внутренней городской среды, как:

- Открытость внешних и внутренних границ,

- Доступность ресурсов

- Пространство возможностей

- Мобильность (социальная, образовательная, профессиональная, про странственная)

- Сочетание централизованных и демократических форм и методов управления

Связность и интегрированность пространства

Таким образом, конкурентоспособность и привлекательность города определяются не просто количеством жителей и заводов на его территории, а степенью включенности его в мировые информационные процессы, в пространство потоков знаний и информации, степенью включенности его в мировую практику управления этими потоками.

Само по себе место расположения уже не становится тормозом или родимым пятном для города. Можно быть и в центре Азии, не быть портовым городом, но становиться мировым городом. Пока же крупные российские города переживают ситуацию перехода. Они пока еще находятся в рамках модели соцгорода. Стратегической задачей становится перевод крупнейших российских городов, к числу которых относится и Новосибирск, в модель мирового города.

Принципы мирового города воплощаются в стандартах жизни, в качестве городской среды. Город, чтобы стать конкурентоспособным и привлекательным, должен стать удобным и комфортабельным для жизни, притягательным местом для миграционных потоков. В этом плане качество жизни - ключевой фактор конкурентоспособности города. [1]

Качество жизни в свою очередь воплощается в некие параметры: качество образа жизни (уровень жизни и стиль жизни), управление городским бюджетом, отношения власти и бизнеса, участие граждан в управлении городом, участие бизнеса в процессе принятия решений и разработке социальных городских программ. Это воплощается в принципы хорошего городского управления .Мировой город в этом плане это город-эколог. Не в смысле количества экологических сооружений, а в смысле того, что этот город - для людей, для нормальной жизни человека, а не поселение для заводов и обороны. Город - это среда по развитию человеческого потенциала, пространства актуализации человеческого ресурса. В этой среде человек раскрывается и развивается. И через это развитие происходит капитализация самой территории.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Аналитические материалы [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.antropolog.ru.

2. Территориальная организация Западной Сибири как общероссийский проект [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.citystrategy.

© Д.А. Колесников, 2009

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.