ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 18. СОЦИОЛОГИЯ И ПОЛИТОЛОГИЯ. 2013. № 4
Е.Н. Алексеева, ст. преп. кафедры истории и теории социологии социологического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова*
СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СОВРЕМЕННЫХ ТЕНДЕНЦИЙ РАЗВИТИЯ ГОРОДСКИХ АГЛОМЕРАЦИЙ
В статье рассматривается проблема формирования и развития городских агломераций как центров экономической, политической, социальной и культурной жизни современного мирового сообщества. Автором освещены вопросы изменения социальной и пространственной структуры городов под влиянием транснациональных и локальных процессов городского развития, а также в контексте глобальных вызовов современности. Сделан вывод о необходимости обеспечения со-развития городов-центров и городов-спутников в пределах агломерационного ареала.
Ключевые слова: социология города, урбанизация, городская агломерация, мегаполис, субурбанизация, социальная структура, управление городским развитием.
The article examines the problem of the formation and development of urban agglomerations as centers of economic, political, social and cultural life of the modern world community. The author highlights issues of changing social and spatial structure of cities as the result of transnational and local processes of urban development and explores them in the context of the global challenges of our time. The need for co-development of urban centers and satellite towns within the agglomeration area is substantiated.
Key words: urban sociology, urbanization, urban agglomeration, megalopolis, suburbanization, social structure, urban development.
При упоминании городской агломерации в сознании исследователя неизбежно возникает ассоциация с современным крупным городом как местом сосредоточения экономической, политической, социальной, культурной жизни общества и центром притяжения значительного объема финансовых, природных и человеческих ресурсов. В классической дихотомии "город—село" доминирующая роль отводится первому типу социально-экономической общности, черпающему возможности развития и изменения за пределами городского пространства. Крупный город, обладая высоким внутренним потенциалом удовлетворения потребностей современного социума, отличается особой двойственностью, позволяющей ему выступать и в роли гаранта стабильного развития городской и прилегающих территорий, и интегрироваться в сети отношений с другими локальными и глобальными центрами. В условиях глобализации
* Алексеева Екатерина Николаевна, e-mail: alekseeva.ekaterin@yandex.ru
важнейшей задачей управления городом становится обеспечение баланса между соблюдением интересов экономических субъектов за счет создания комфортной бизнес-среды и сохранением социокультурной целостности, преодолением неравенства и кризисных явлений в разных районах города. Ее решение предполагает научное осмысление современных тенденций и проблем развития крупных городов и прилегающих к ним территорий, что и является целью данной статьи.
Основанием актуальных научных представлений о городской агломерации как социальном феномене являются концепции, разработанные в рамках экономической теории, экономической географии и социологии. Сторонники первых двух рассматривают агломерацию как результат пространственного размещения поселений, объединенных интенсивными производственными, трудовыми, культурно-бытовыми и рекреационными связями1. Формирование и развитие агломерации осуществляется в соответствии с закономерностями пространственного развития, обусловленными неравномерным экономическим ростом центра города и хинтер-ланда2 и потребностью общества в рациональном распределении потоков информации, капитала, товаров и рабочей силы3. Следствиями развития интенсивных социально-экономических связей между населенными пунктами, образующими агломерацию, являются повышение их взаимозависимости, утрата автономности и возникновение ряда социокультурных и политических эффектов, не получивших объяснения в экономическо-географических и экономических теориях индустриальной городской агломерации.
Необходимость осмысления социальных явлений, сопровождающих появление городских агломераций, таких как урбанизация, миграция, появление новых форм неравенства на рынке труда, размывание границ социального пространства города, потребовала междисциплинарных исследований развития городов. Многогранность и сложность социальной жизни агломераций позволяют изучать данный феномен с позиций различных наук: философии, социальной антропологии, истории, экономики, географии, этнологии, социологии. Анализом крупных городов как специфического социокультурного пространства, опираясь на достижения социологии культуры, этносоциологии, социальной психологии, экономической социологии, социологии расселения и других социологических наук, занимается социология города.
1 См.: Мосиенко Н.Л. Городская агломерация как объект социологического исследования // Регион: экономика и социология. 2010. № 1. С. 167.
2 Хинтерланд от англ. hinterland — "районы вглубь от прибрежной полосы или границы" (Прим. ред.).
3 См.: Ильин В.А., Селякова С.А., Малышев Р.Ю. Формирование городской агломерации. Вологда, 2006. С. 37.
Истоком социологического исследования мегаполисов и городских агломераций являются работы представителей Чикагской школы социологии (Р. Парк, Л. Вирт, Э. Берджесс и др.), раскрывающие особенности образования и функционирования крупных городских поселений. Разработанная ими социологическая теория города позволила составить представление о мегаполисе как урбанизированном пространстве, разрастающемся за счет ближайшей периферии, о мегаполисе, который концентрирует, специализирует и диверсифицирует политические, административные, экономические функции общества. Развитие в трудах Ф. Тенниса, Г. Зиммеля, М. Вебера представлений о ведущей роли городов в становлении социальных и экономических отношений позволило их последователям интерпретировать мегаполис как паутину сетей, связей пересекающихся сфер разделения труда, распределения, коммуникаций, денежной экономики, обмена товарами, интеллектуальных и культурных кругов4. Социальное пространство большого города исследуется в данном случае как сложная система функциональных контактов, а его ключевыми признаками оказываются замкнутость, обособленность, отчужденность.
Идея о сетевой организации городского социального пространства получила развитие в работах Д. Харвея, Д. Логана, А. Лефевра, М. Кастельса, по мнению которых мегаполис можно рассматривать как социопространственную сетевую структуру, корпоративного актора, субъект экономической деятельности в экономиках разного масштаба5. Социальное пространство большого города рассматривается как центр локализации капитала, его организация и структура являются механизмами контроля "за деньгами, пространством и временем как пересекающимися источниками власти"6. По мнению М. Уайта, структуру мегаполиса следует рассматривать в зависимости от соотнесенности, соподчинения и иерархии образующих его элементов: центра города, зон стагнации, ниш бедности, сегрегированных анклавов и анклавов элиты, мест институциональной принадлежности и общественных секторов, эпицентров и коридоров (зоны перехода)7. Изменения, происходящие в одном или нескольких элементах, "перетекают" в другие элементы, меняя и систему в целом. В результате поддерживается некоторый уровень стабильности и при этом сохраняется способность города к развитию.
4 См.: Дулина Н.В. Город в трансформирующемся обществе: методология и практика исследования. Волгоград, 2006. С. 31.
5 Там же. С. 49.
6 Хохлова А.М. Стратегии освоения мигрантами культурного пространства большого города: Дисс. ... канд. соц. наук. СПб., 2007. С. 50.
7 Там же. С. 55.
Социально-экономический, сетевой и ресурсный подходы к изучению городов, мегаполисов и городских агломераций используются современными исследователями в работах, посвященных оценке возможностей и условий развития крупных городов методами административно-управленческого воздействия. Согласно Э. Бозе, городская агломерация характеризуется как целостностью систем производства и расселения, так и целостностью рынков (труда, недвижимости, земли), а также уровнем их функциональной связанности8. Следовательно, процесс агломерирования происходит не только в силу объективных закономерностей развития мегаполиса и его объединения с прилегающей территорией, но во многом вследствие направленного управления инфраструктурным развитием территорий и основных рынков. Интерпретация агломерации с позиции слияния рынков позволяет рассматривать ее развитие как линейный процесс перехода от индустриальной агломерации, образованной на базе промышленных связей, к постиндустриальной, характеризующейся высокой емкостью рынков труда, земли и капитала, центров потребления и развлечений, активным встраиванием в глобальную иерархию городских центров9.
Объяснение развития городских агломераций через чередование концентрации и децентрализации, последовательную смену стадий подъема, стабилизации и спада10 актуализирует вопрос о критериях идентификации крупного города как агломерации и включенности территорий в агломерационный ареал. По сведениям статистического учета, пик развития мегаполисов пришелся на вторую половину ХХ в.: в период с 1970 по 1990 г. темпы среднегодового прироста численности городского населения в среднем превышали 2,8%, в отдельных случаях достигая 18% (Шэньчжень)11. В 1990— 2011 гг. отмечалось некоторое снижение темпов прироста по данному показателю, что в значительной степени объясняется сокращением притока населения в города США и Европы, в то время как в Азиатско-Тихоокеанском регионе и Латинской Америке сохраняется положительная динамика. Согласно данным прогнозных моделей, темпы прироста населения в крупных городах мира в ближайшие 15 лет неуклонно будут сокращаться, однако это не упрощает задачу идентификации города как агломерации. Если
8 См.: Бозе Э. Городская агломерация: старое название — новое содержание // Российское экспертное обозрение. 2007. № 4—5.
9 См.: Марков М., Тонков М. В ожидании агломераций // Эксперт — Сибирь. 2008. URL: http://csr-nw.ru/upload/file_category_763.pdf
10 См.: Бок К.Дж. Модель стратегического управления мегаполисом: социологический аспект: Дисс. ... канд. соц. наук. М., 2003. С. 28.
11 Скорость роста крупнейших городов меняется, изменяется и топ-лист крупнейших городов // Демоскоп Weekly. 2013. N 551—552. URL: http://demoscope.ru/ weekly/2013/0551/barom04.php
изначально к этой категории относились крупные урбанизированные территории с населением от 1 до 2 млн человек, то по мере их разрастания критерий, в соответствии с которыми город получал статус агломерации, увеличивался до 4, 8, 10 млн человек12.
В настоящее время масштабы ряда городских поселений таковы, что провести четкую границу между городом, образующим ядро агломерации, и прилегающей территорией оказывается достаточно проблематично. Согласно данным ООН, в 2011 г. численность населения крупнейших городов мира варьировалась от 9 млн человек в Лондоне до 37,2 млн человек в Токио, проживающих как на территории мегаполисов, так и в пределах агломерационного ареала. Н.Л. Мосиенко указывает, что в современной экономическо-геогра-фической научной литературе для идентификации границ агломераций используются показатели ее состояния (величина, структура, плотность) и динамики (внутренние связи и взаимодействия)13. В частности, решение о включении территории в структуру городской агломерации может приниматься на основе количественных данных о ее доступности от центра города, развитости и интенсивности производственных связей.
Представленный выше подход к определению границ городской агломерации позволяет зафиксировать тенденции развития прилегающих к ядру города территорий. На начальном этапе формирования агломерации пространство за пределами города служит источником ресурсов развития городского центра, однако по мере переноса ряда производственных и рекреационных функций ядра агломерации на периферию развитие за счет ресурсной базы города получают главным образом пригороды. Крупные урбанизированные образования, находящиеся на этих стадиях развития, можно охарактеризовать как протоагломерации, отличающиеся значительной концентрацией человеческих и производственных ресурсов, образовательного и научного потенциала, развитой социальной и экономической инфраструктурой. На последней стадии формирования городской агломерации завершается процесс слияния рынков центра и хинтерланда, обеспечивающий интенсивный обмен ресурсами на территории города и пригорода.
И хотя данный подход фиксирует основные тренды в развитии городской агломерации как социально-экономический феномен, он тем не менее не лишен недостатков, главным из которых является представление о крупном городе как о компактной форме расселения, границы которой могут быть четко идентифицированы. Как отмечает С. Сассен, несмотря на удобство изучения города
12 Город в процессах исторических переходов / Под ред. Э.В. Сайко. М., 2001. С. 291.
13 См.: Мосиенко Н.Л. Указ. соч. С. 174.
в традициях Чикагской школы, необходимо учитывать многообразие взаимосвязанных транснациональных и транслокальных процессов, определяющих возникновение разных социопространствен-ных городских формаций14. Формирование и развитие современных городских агломераций осуществляются как под влиянием локальных тенденций концентрации и аллокации, так и в соответствии с необходимостью интеграции города в систему глобальных экономических отношений. В последнем случае развитие городской агломерации согласуется с историческими, экономическими и социокультурными особенностями города, его технологическими и политическими возможностями на мировой арене.
Глобализация предъявляет новые требования ко всем подсистемам городских агломераций, отмечает А.С. Новосельцева. Она выделяет императивы развития крупных городов: соответствие динамично изменяющимся параметрам внешнего окружения; многостороннее единство устойчивости и безопасности внутренней среды города; высокая конкурентоспособность экономики; социальная эффективность; рост уровня разработки и внедрения инновационных продуктов, технологий и видов деятельности. Результатом соблюдения данных условий становится появление определенных типов и форм городских агломераций, релевантных внутренним и внешним ограничениям15.
Наиболее распространенным типом агломерации является моноцентрический, при котором развитие пригородной зоны происходит вокруг центра и сопровождается созданием компактных, плотно заселенных, многофункциональных районов, связанных обширной сетью транспорта и инфраструктуры. Среди крупнейших агломераций этого типа следует выделить:
— Большой Лондон — городское поселение площадью свыше
11 тыс. км2, населенное более чем 13 млн человек, проживающих в центральном Лондон-сити и 34 городах-спутниках. Образование этой агломерации было обусловлено главным образом объективными закономерностями развития метрополии;
— Большой Париж — городское поселение площадью более
12 тыс. км2, населенное более чем 12 млн человек и представляющее собой результат как планомерного развития города, так и направленных действий по превращению Парижа в глобальную полицентрическую метрополию;
— Большой Нью-Йорк — городское поселение площадью свыше 7,2 тыс. км2, населенное более чем 18 млн человек, проживающих
14 Sassen S. Urban sociology in the 21st century // The Blackwell City Reader. 2004. С. 477.
15 См.: Новосельцева А.С. Мегаполисы как центры формирования глобального экономического пространства: Дисс. ... канд. экон. наук. Волгоград, 2011.
на территории Нью-Йорк-сити и округов нью-йоркской метро-полии16.
К другим крупным моноцентрическим агломерациям можно отнести Лос-Анджелес, Токио, Мехико, Сан-Паоло, Рио-де-Жанейро, Каир, а также московскую агломерацию, площадь которой после расширения составляет более 2,55 тыс. км2. В последнем случае также можно говорить о сочетании объективных факторов развития и направленного управления изменениями территории города с целью преобразования мегаполиса и его пригородов в полицентрическую агломерацию.
Следует отметить, что на современном этапе урбанизации процесс разрастания городов постепенно отклоняется от классической моноцентрической модели развития в пользу образования рассеянных и лучевых агломерационных форм. Появление подобных моделей расселения становится возможным за счет создания обширной сети транспортных и коммуникационных коридоров, связывающих дальние поселения между собой и с несколькими городскими центрами. Другим мощным фактором возникновения агломераций с подобной усложненной пространственной структурой является усиление внешнего воздействия на развитие городских территорий. Выбор стратегии их экономического роста определяется не столько необходимостью получения позитивных интер-нальных эффектов за счет более компактной структуры поселения, сколько потребностью в создании комфортной городской среды как для граждан, так и для местного и международного бизнеса. За счет диверсификации производства, застройки и расположения элементов инфраструктуры формируется оптимальная для конкретного региона форма урбанизированного образования.
В социологии для обозначения полицентрических городских агломераций, возникающих на основе высокоурбанизированных регионов, используются термины "мегалополис", предложенный О. Шпенглером для обозначения результата срастания нескольких городских агломераций17, и "конурбация", введенный П. Геддесом для описания единой территории городской застройки, возникшей на базе небольших городов, растущих и соединяющихся друг с другом18. Среди подобных крупных городских поселений отдельного упоминания заслуживают следующие:
— Европейские мегалополисы: "Голубой банан", объединяющий лондонскую агломерацию, сеть городов на севере и юге Англии,
16 World city network 2012 // Globalization and World Cities. URL: http://www. lboro.ac.uk/gawc/projects.html
17 Spengler O. The decline of the West. Oxford, 1991.
18 Geddes P., LeGatesR.T., Stout F. Cities in evolution. L., 1949.
рейнско-рурскую конурбацию, города и провинции "Фламандского ромба", Ранстада и Миланской метрополии (численность населения 110 млн человек); "Золотой банан", территория которого простирается от Турина до Картахены и охватывает агломерации и регионы на юге Италии, Франции и Испании (свыше 30 млн человек);
— Североамериканские мегалополисы района Великих озер (включающего города Северного Онтарио, Пенсильвании, Нью-Йорка и Квебека и простирающегося вдоль коридоров Милуоки — Чикаго и Детройт — Торонто (около 60 млн человек)); района девяти северо-восточных штатов США, образованного при слиянии Новой Англии и средне-атлантических штатов (свыше 55 млн человек);
— Азиатско-Тихоокеанские мегалополисы: Дельта Жемчужной реки, включает несколько префектур провинции Гуандун (Гуанчжоу, Шэньчжэнь, Чжухай, Дунгуань, Чжуншань, Макао, Гонконг и др.; свыше 120 млн человек); Дельта реки Янцзы — один из наиболее плотно населенных районов планеты, состоящий из нескольких городских центров (Шанхай, Нанкин, Сучжоу, Нинбо, Ханчжоу) и городов провинций Цзянсу и Чжэцзян (свыше 88 млн человек); Токайдо — урбанизированный район Японии, состоящий из ряда провинций, расположенных от Токио до Осаки (80 млн человек).
Появление подобных урбанизированных образований становится возможным не только вследствие создания инфраструктуры соответствующих городов и районов, но и выбора стратегии эффективного и безопасного развития крупных городов и их пригородов в контексте локальных и глобальных вызовов. Согласно исследованию "Города будущего — глобальная конкуренция, локальное лидерство", проведенному крупнейшей в мире консалтинговой компанией Рпсе^^егИошеСоореге, современным городам приходится находить непростые ответы на следующие вызовы:
— повышение уровня конкуренции на рынке высококвалифицированного труда в экономике, основанной на знаниях;
— требование транспарентности управления городским развитием и готовности городской администрации к открытому диалогу с жителями;
— обеспечение высокого качества жизни горожан за счет создания чистой, зеленой и безопасной окружающей среды;
— повышение требований к совершенствованию городской инфраструктуры, ее физической доступности для граждан и технологического совершенства;
— ужесточение требований к бюджетному планированию городского развития, обеспечению гибкости финансовой стратегии
органов управления, возрастающее влияние частного сектора на экономику агломерации19.
Невозможность найти однозначное разрешение этих социальных противоречий проявляется в неравномерности развития территорий городских агломераций, в том числе ввиду отсутствия целостного видения перспектив данного процесса. Например, периметральное расползание московского мегаполиса по основным транспортным лучам, отмечают А. Махрова и Т. Нефёдова, является итогом несистемного подхода к развитию города. Островное решение отдельных проблем, в том числе за счет расширения границ агломерации, не учитывает сложности социально-экономической структуры и функциональных связей Москвы и приграничных районов соседних областей. Как следствие фактически бесперспективным оказывается проект создания центрального мегалополиса за счет интеграции московской агломерации и городов Центрального федерального округа (Тверь, Калуга, Рязань, Смоленск, Владимир, Тула, Ярославль, Кострома, Иваново). В то же время, отмечает М. Кушниренко, стихийный рост городской агломерации по принципу "масляного пятна" является лишь одной из закономерностей развития крупных городов. Данный процесс обусловлен спецификой концентрации, специализации, диверсификации экономических функций, отраслевого, территориального и пространственного разделения труда, повышения доли третичного и четвертичного секторов промышленности в экономике города.
Другой социальный феномен, связанный с развитием городских агломераций, получил название пульсирования пространственной структуры и связан с тем, что по мере развития агломерации циклически преобразуется ее форма, совершается переход от моноцентрической агломерации к полицентрической. Впоследствии она может вновь преобразоваться в моноцентрическую форму, находящуюся на более высоком уровне развития, например представляющую собой многополюсное объединение территорий. Данный вывод подтверждается сведениями о динамике и особенностях изменения структуры расселения на территории современных ме-галополисов США, Канады, Китая, Кореи, Японии, ряда европейских стран20. Подобный переход обеспечивается использованием модели управления, основанной на со-развитии всех элементов структуры агломерационного образования: центральных городов и мегаполисов, городов-спутников, объектов информационной, транс-
19 Cities of the future — global competition, local leadership // PricewaterhouseCoopers, 2005. URL: http://www.pwc.com/gx/en/government-public-sector-research/pdf/cities-final.pdf
20 См.: Булеев А.И. Рост агломераций в современном мире и тенденции развития мегаполисов // Российский экономический интернет-журнал. 2011.
портной и технологической инфраструктуры. Как отмечает А. Ко-лодин, целостное единство крупного городского образования создается в процессе передачи функций города-центра агломерациям второго порядка21. Дальнейшее усложнение внутренних связей пространственных элементов агломерации происходит на основе развития прямых связей, возрастания емкости, повышения разнообразия рынков труда, недвижимости, земли и финансовых услуг. Релокация производственных, торгово-развлекательных, рекреа-ционно-туристских и транспортно-логистических комплексов на территорию хинтерланда и городов-спутников позволяет сформировать альтернативную сеть расселения и компенсировать гипертрофированное развитие городского центра.
Социально-экономическая привлекательность крупного городского поселения, возникающего вследствие указанных процессов, заключается в появлении ряда специфических возможностей, обусловленных агломерационными эффектами:
— созданием благоприятной среды для деловой, политической, экономической, социальной, культурной активности;
— увеличением потенциала интеграции города в систему глобальных связей и взаимодействий;
— транснационализацией и виртуализацией социально-экономической активности;
— обеспечением доступа к глобальным ресурсам и источникам информации;
— созданием условий для технологического и инновационного развития на базе инвестиционно-привлекательных районов и кластеров внутри агломерации;
— оптимизацией систем жизнеобеспечения, энергоснабжения и транспортного сообщения агломерации, созданием комфортной городской среды.
В случае успешной реализации указанных возможностей городская агломерация может быть преобразована в глобальный городской регион, охватывающий городские поселения с прилегающими окраинами различной протяженности, чьи внутренние экономические и политические проблемы оказывают влияние на наднациональные отношения22. Города, выступающие центрообразующими элементами данной сложной урбанизированной структуры, приобретают статус глобального города, занимающего стратегически важное положение в мировой экономике благодаря аккумуляции функций управления и контроля в сферах наднационального зна-
21 См.: Колодин А.В. Тенденции и перспективы развития современных городских агломераций России // Бизнес. Образование. Право. Вестн. Волгоградск. ин-та бизнеса. 2012. № 3.
22 См.: Новосельцева А.С. Указ. соч.
чения. Согласно определению С. Сассен, город, в процессе развития приобретающий высокое значение для функционирования политической, экономической и социокультурной сфер жизни крупных регионов мира, можно обозначить как альфа-город (alpha-city)23. Агломерации, образованные на основе таких городов, превращаются в площадку для деятельности различных транснациональных и транслокальных субъектов экономики, и в настоящее время к таким агломерациям можно отнести Лондон, Нью-Йорк, Гонконг, Париж, Сингапур, Токио, Шанхай, Чикаго, Дубай, Сидней24. Московская агломерация также рассматривается исследователями как один из наиболее влиятельных глобальных центров25, что в свою очередь накладывает на город серьезные обязательства по преодолению социальных противоречий, с которыми сталкиваются все городские агломерации по мере развития.
Развитие городской агломерации связано с появлением сложностей контроля за ее территорией, увеличением экономических издержек воспроизводства необходимой инфраструктуры, ростом временных затрат и деформацией структуры занятости городов и хинтерланда, а также управления всеми этими элементами. В производственной структуре агломерации имеет место сокращение доли занятых в промышленности и увеличение доли занятых в секторе услуг (управление, финансы, торговля, обслуживание, наука и образование), в то время как технологичные сферы материального производства переносятся на прилегающие урбанизированные территории. Следствием данного процесса является изменение со-циопространственной структуры населения, связанное с корректировкой привычных маршрутов внутригородских перемещений и направлений маятниковой миграции от мест проживания к местам трудовой деятельности. На исторически сложившуюся систему расселения на территории агломерации накладывается новая модель распределения локусов повседневной активности жителей города, несущая отпечаток множественного выбора оптимальных мест для работы, отдыха и досуга.
Среди множества факторов, обусловливающих пространственную архитектуру агломерации, одним из ведущих является столкновение интересов разных сообществ городских жителей и способ его разрешения в конкретной социально-исторической ситуации. Ярким типичным примером здесь может служить превращение пригородов американских мегаполисов в районы плотной мало-
23 Sassen S. The global city: introducing a concept // Brown Journal of World Affairs. 2005. Vol. 11 (2)
24 World city network 2012 // Globalization and World Cities. URL: http://www. lboro.ac.uk/gawc/projects.html
25 The global financial centres index 12 // Qatar Financial Centre. 2012. N 3.
этажной застройки, или субурбии. Изначально расценивавшиеся в качестве экологически безопасного и комфортного места проживания представителей среднего класса, по мере разрастания агломерации и все большего удаления пригородов от центра, повышения плотности их застройки при одновременном ослаблении требований к покупателям жилья субурбии начали превращаться в перенаселенные американские трущобы, отличающиеся высоким уровнем бедности и преступности. В силу закономерностей цикличного развития агломераций тенденция расширения субурбанизированных "колец" центральных мегаполисов сменилась джентрифика-цией, или процессом реконструкции отдельных районов города с целью создания комфортной среды проживания среднего и высшего классов. Феномен джентрификации возникает вследствие социального неравенства и сегрегации городского населения и неизбежно сопутствует развитию агломерации как процессу, связанному с постепенным вытеснением малообеспеченных и маргинальных жителей города за его пределы.
Джентрификация и субурбанизация как два взаимодополняющих процесса характерны для многих крупных городских агломераций, таких как Лондон, Москва, Бостон, Филадельфия, Монреаль, Париж; они указывают на усиление социально-экономической функции крупных городов, рост их финансово-банковского сектора и повышение влияния на деловые отношения в мировом сообществе. Слабым звеном активизации данных процессов является возрастание диспропорций в городском развитии, появление гетто, кризисных районов и ареалов бедности, ликвидация которых принципиально необходима для решения проблем регионального развития. Одним из наиболее сложных вопросов остается разрешение противоречий, возникших вследствие увеличения миграционного давления на городскую агломерацию.
Транснационализм становится отличительной чертой крупнейших городских агломераций, следовательно, возрастает роль миграции в их развитии. Внутренние и внешние миграционные потоки на территории городских агломераций разнообразны и разнона-правлены, они имеют ключевое значение для достижения стратегических экономических целей высокоурбанизированных регионов. По данным статистики, доля мигрантов в структуре населения крупных агломераций может составлять от 12—17% (Берлин, Москва, Мадрид26) до 40% (Лондон, Пекин27), причем внутригородское
26 См.: Битюкова Д. Где живут мигранты в европейских столицах? // Демоскоп Weekly. 2013. № 557-558. URL: http://www.demoscope.ru/weekly/2013/0557/tema08. php
27 Там же; Население Пекина превысило 18 млн человек // Newsland.com. 2011.06.05. URL: http://newsland.com/news/detail/id/694146/
распределение горожан и приезжих неравномерно. Так, отмечает Д. Битюкова, доля мигрантов в разных районах Лондона составляет 30—40%, Парижа — 10—30, Берлина — 3—10, а в семи районах германской столицы доля мигрантов превышает 30%. Социальное зонирование территории агломерации с учетом расселения мигрантов осуществляется как сообразно общим тенденциям концентрации и субурбанизации, так и по признакам социокультурной и этнической близости мигрантов и местного населения. Изменение объективно сложившейся структуры расселения представляет собой сложную управленческую задачу, поскольку она основана на разветвленной сети социальных контактов и взаимодействий, используемых в качестве инструмента социальной адаптации (трудоустройство, поиск жилья, первичное знакомство с городом, материальная и психологическая поддержка). Близость к данным сетям определяет выбор мигрантами маршрута перемещения и места локализации, а горизонтальная структура социальных связей — сферы деятельности.
В результате наличия и трудовой активности различных категорий мигрантов (гастарбайтеры, бизнес-мигранты, представители транснациональной деловой и научной элиты) отраслевая структура городской агломерации усложняется; принимая во внимание поток нелегальной миграции, можно сделать вывод о фрагментации пространственной организации современных крупных городов. Наряду с другими глобальными процессами миграция оказывает преобразующее воздействие на образ жизни населения агломерации. Рассматривая социальное пространство мегаполиса с позиции постструктуралистского подхода как систему городских социальных сред, обладающих символическим характером, фиксируемым в повседневных практиках, нарративах, коллективной памяти28, можно сделать вывод, что по мере размывания границ между поселениями, появления новых путей, городских узлов и районов изменяется структура восприятия жителями городского пространства. Исчезновение привычных смысловых ориентиров и символов, которое неизбежно происходит по мере разрастания агломерации и слияния близкорасположенных населенных пунктов, изменяет систему пространственной идентификации личности и городских сообществ.
Проведенный социологический анализ развития городских агломераций позволяет зафиксировать следующие современные тенденции.
1. Появление новых моделей функционирования городских агломераций:
28 См.: Пирогов С.В. Социология города. Томск, 2003. С. 59.
— размывание границ городских поселений, образующих агломерацию, слияние и повышение емкости рынков, обеспечивающих интенсивный обмен ресурсами на территории города и пригорода, появление новых форм связи и коммуникации городских центров и пригорода;
— цикличность изменения смены модели развития агломерации, пульсирующий переход от моноцентрической к полицентрической модели более высокой сложности;
— переход к специфическим, оптимальным для конкретного региона формам пространственной организации агломерации, согласующимся с историческими, экономическими и социокультурными особенностями города и пригородов.
2. Изменение социально-экономической структуры городских агломераций:
— встраивание центральных мегаполисов в глобальную иерархию городских агломераций, усиление социально-экономических функций агломераций как глобальных городских районов, рост их влияния в сферах наднационального значения;
— диверсификация экономических функций агломерации, повышение доли третичного и четвертичного секторов экономики, релокация производственных, торгово-развлекательных, рекреа-ционно-туристских и транспортно-логистических комплексов на территорию пригородов;
— повышение социально-экономической роли агломераций второго порядка, формирование субурбанизированных территорий и создание альтернативной городскому центру сети расселения в пригородах;
— повышение сложности контроля и управления территорией агломерации, рост экономических, социальных и временных издержек воспроизводства инфраструктуры, антропогенного воздействия на экологическую ситуацию в высокоурбанизированных районах.
3. Изменение социопространственной структуры городских агломераций:
— возрастание диспропорций в социопространственной структуре агломерации, связанное с деформацией структуры занятости, джентрификацией, появлением кризисных районов и ареалов бедности;
— появление новой структуры социального зонирования территории под влиянием возрастающего миграционного давления;
— расширение транслокальной сети социальных связей мигрантов как инструмента их социальной адаптации в городском пространстве;
— появление новых форм социального взаимодействия жителей агломерации и способов интерпретации ими социально значимых объектов городского пространства (центральных районов, пригородов, основных маршрутов).
Таким образом, развитие современных городских агломераций проявляется в интенсивном социально-экономическом, технологическом и инфраструктурном развитии крупных урбанизированных центров и прилегающих пригородных территорий. Происходящие изменения масштабны, указывают на повышение роли городов на глобальном уровне и одновременно уникальны для каждого конкретного региона мира. Облик городских агломераций меняется настолько стремительно, что не представляется возможным выработать единую универсальную схему, которая могла бы быть заложена в основу управления городским развитием любой агломерации. Основу городской агломерации как сложного конгломерата центральных, периферийных поселений, транспортных, коммуникационных и иных связей между ними составляет сеть формальных и неформальных взаимодействий, определяющих конфигурацию структурных элементов агломерации. Данный аспект необходимо учитывать при разработке и реализации стратегии управления развитием городской агломерации, которая должна опираться как на базовые принципы существующих эффективных моделей (например, моделей умного города, креативного города, эко-города, интеллектуального города и др.), но и учитывать особенности, диспропорции и возможности развития конкретной городской агломерации.
Статья подготовлена при поддержке Российского гуманитарного научного фонда (проект № 13-03-00546).
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Артоболевский C.C. Крупнейшие агломерации и региональная политика: от ограничения роста к стимулированию развития (европейский опыт) // Крупные города и вызовы глобализации / Под ред. В.А. Колосова, Д. Эк-керта. Смоленск, 2003.
Битюкова Д. Где живут мигранты в европейских столицах // Демоскоп Weekly. 2013. № 557-558. URL: http://www.demoscope.ru/weekly/2013/0557/ tema08.php
Бозе Э. Городская агломерация: старое название — новое содержание // Российское экспертное обозрение. 2007. № 4-5.
Бойкова М.В., Ильина И.Н., Салазкин М.Г. Города как агенты глобализации и инноваций // Форсайт. 2011. Т. 5. № 4.
Булеев А.И. Рост агломераций в современном мире и тенденции развития мегаполисов // Российский экономический интернет-журнал. 2011.
Город в процессах исторических переходов / Под. ред. Э.В. Сайко. М., 2001.
Дулина Н.В. Город в трансформирующемся обществе: методология и практика исследования. Волгоград, 2006.
Колодин А.В. Тенденции и перспективы развития современных городских агломераций России // Бизнес. Образование. Право. Вестн. Волгоградск. ин-та бизнеса. 2012. № 3.
Максимов С.Н., Семененко В.В. Особенности и проблемы развития современных мегаполисов // Проблемы современной экономики. 2012. № 2.
Марков М., Тонкое М. В ожидании агломераций // Эксперт — Сибирь. 2008. URL: http://csr-nw.ru/upload/file_category_763.pdf
Мосиенко Н.Л. Городская агломерация как объект социологического исследования // Регион: экономика и социология. 2010. № 1.
Скорость роста крупнейших городов меняется, изменяется и топ-лист крупнейших городов // Демоскоп Weekly. 2013. № 551—552. URL: http:// demoscope.ru/weekly/2013/0551/barom04.php
Cities of opportunity // PricewaterhouseCoopers. 2012. URL: http://www. pwc.com/us/en/cities-of-opportunity/assets/cities-opp-2012.pdf
Cities of the future — global competition, local leadership // Pricewaterhouse-Coopers. 2005. URL: http://www.pwc.com/gx/en/government-public-sector-research/pdf/cities-final.pdf
Nallari R., Griffith B. Geography of growth. Spatial economics and competitiveness // World Bank. 2012.
Pope A., Patterson T. Two sides of the megalopolis: educating for sustainable citizenship // J. of Social Studies Education Research. 2012. Vol. 3. N 2.
Sassen S. The global city: introducing a concept // Brown J. of World Affairs. 2005. Vol. 11. N 2.
The global financial centres index 12 // Qatar Financial Centre. 2012. N 3.
Walks A. Suburbanism as a way of life, slight return // Urban Studies. 2013. 3 May.
World city network 2012 // Globalization and World Cities. URL: http:// www.lboro.ac.uk/gawc/projects.html