Научная статья на тему 'Проблемы развития эмоциональноволевой сферы личности подростков, воспитывающихся в детских учреждениях'

Проблемы развития эмоциональноволевой сферы личности подростков, воспитывающихся в детских учреждениях Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
549
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЯ ПОДРОСТКА / PSYCHOLOGY OF ADOLESCENTS / ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / PSYCHOLOGICAL SUPPORT / ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВАЯ СФЕРА / EMOTIONAL-VOLITIONAL SPHERE / ЛИЧНОСТЬ / PERSONALITY / ДЕПРИВАЦИЯ / DEPRIVATION / СОЦИАЛЬНАЯ ЗАПУЩЕННОСТЬ / SOCIAL NEGLECT

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Волкова Лилия Анатольевна, Родионова Валентина Ивановна

В статье рассматриваются основные проблемы развития эмоционально-волевой сферы личности подростка, воспитывающегося в условиях детского учреждения. Авторы рассматривают внешние и внутренние факторы депривации эмоционально-волевой сферы подростков. В ходе диагностического исследования авторы выделяют критерии депривации эмоционально-волевой сферы, на основе которых строится профиль личности для дальнейшего сопровождения развития этой сферы у подростков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROBLEMS OF DEVELOPMENT OF THE EMOTIONAL-VOLITIONAL SPHERE OF THE PERSONALITY OF ADOLESCENTS BROUGHT UP IN CHILDREN’S INSTITUTIONS

The article deals with the main problems of development of the emotional-volitional sphere of the personality of adolescent who is brought up in the conditions of a children’s institution. The authors consider external and internal factors of deprivation of the emotional-volitional sphere of adolescents. In the course of the diagnostic study, the authors emphasized criteria for deprivation of the emotional-volitional sphere, on the basis of which a personality profile is built to further support of the development of this sphere among adolescents.

Текст научной работы на тему «Проблемы развития эмоциональноволевой сферы личности подростков, воспитывающихся в детских учреждениях»

8. Сорокоумова Г.В. Воспитательная компетентность будущего педаго-га:психологические механизмы и условия развития: автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора психологических наук / Нижегородский госу-дарственныйпедагогический университет. Нижний Новгород, 2011.-с.54

9. Сорокоумова Г.В. Role of scientific-research and educational-professional activities in development of professional personality of the prospective specialist in the field of jurisprudenceScience and Education: Materials of the V international research and practice conference.Vol.II. Munich, February 27-28, 2014/ publishing office Vela Verlag Waldkraiburg / Sorokoumova G.V., Matreshina E.B.- Munich -Germany, 2014.- p.248-252

Волкова Л.А., Родионова В.И.

проблемы развития Эмоционлльно-волЕвой сферы личности подростков, воспитывающихся в детских учреждениях

Кризисные психологические явления общества указывают на понижение гуманизации социальной среды различных возрастных групп. Наиболее ущемленной в социальном и психологическом ракурсе группой являются подростки. Научные психологические исследования неоднократно доказывают истину, что семья является одним из главнейших факторов психического, личностного и эмоционально-волевого развития ребёнка. Как ни странно, не только внутренние процессы, происходящие в семье, но и политические, экономические преобразования, происходящие в России, приводят к нарушению взаимоотношений в семье, оказывают негативное воздействие на функционирование семьи и развитие ребенка, как в социальном, так и психологическом направлении. В XXI столетии идет рост безнадзорности, беспризорности, увеличивается количество детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, так называемых социальных сирот (ежегодно количество детей, оставшихся без попечения родителей, увеличивается на 115 тыс.). В сложившейся социальной ситуации развития таких детей отсутствует основной институт социализации детей - семья. Система общественного воспитания не может обеспечить полноценного развития личности ребенка, ее полноценной социализации [3].

Появился термин «социальное сиротство», что означает сиротство при живых родителях. Все это оставляет неизгладимый отпечаток на психическом состоянии и развитии ребенка.

Сказанное означает, что с точки зрения физиологического и психического здоровья, с учетом отягченного генетического фактора, неблагоприятного течения внутриутробного развития, несоизмеримых с возрастом условий жизни в раннем детстве, родившихся в таких семьях, детей и подростков необходимо соотносить в «группу риска».

Анализ научной психологической литературы (С.В.Алексеев, А.Г. Асмолов, И.В.Вачков, И.В.Дубровина и др.) показывает, что подростковый возраст у таких детей протекает особенно критически. Объективная кризисная ситуация развития в этом возрасте сопровождается сложным комплексом собственных переживаний ребенка, что нарушает развитее его эмоционально-волевой сферы.

Нарушения эмоционально-волевой сферы подростков, воспитывающихся в сиротских учреждениях, давно стали предметом психологического анализа (Л.С.Выготский, Л.И.Божович, В.И.Лубовский). Новые, не существовавшие ранее, тенденции деприваций в эмоционально-волевой сфере личности пока еще не стали предметом детального психологического изучения, как в теоретической, так и в практической области.

Особую актуальность проблема изучения особенностей развития эмоционально-волевой сферы имеет для подростков, воспитывающихся в условиях детского дома. Именно в этом возрастном периоде еще возможна коррекция негативного развития эмоционально-волевой сферы подростка, если ему будет оказана соответствующая психологическая поддержка. Своевременное позитивное развитие эмоционально-волевой сферы подростков из детских домов и других сиротских учреждений является необходимой гарантией того, что последующие возрастные этапы развития личности будут сопровождаться проявлениями все более позитивного развития не только эмоционально-волевой сферы, но и всей формирующейся личности в целом [1].

Актуальность исследуемой проблемы определяется важностью изучения эмоционально-волевой сферы подростка, воспитывающегося в условиях детского дома и своевременным его психологическим сопровождением. Подростки этой группы отличаются рядом особенностей, т.к. такие дети находятся в ситуации социальной и эмоциональной депривации. Дети, попавшие в трудные, стрессовые жизненные условия жизни, нуждаются в систематической, всеобъемлющей специализированной помощи.

В этой связи, цель нашего исследования - выделить основные депривационные критерии, оказывающие негативное влияние на развитие эмоционально-волевой сферы личности подростка, воспитывающегося в условиях детского учреждения.

Из многочисленных исследовательских наработок как отечественных, так и зарубежных психологов выявлено, что развитие личности ребенка, подростка, воспитывающегося в условиях детского дома или интерната, идет

по особому пути. У этих детей формируются специфические индивидуально-психологические особенности и черты характера, которые отличаются от личностных характеристик «семейных» детей. Если рассматривать, в чем эти характеристики отличны, то про них зачастую сложно сказать, в негативную или позитивную сторону они отличаются, проще сказать, что они другие.

В то же время результаты социологических исследований свидетельствуют о том, что в большинстве случаев семейная депривация приводит к патохарактерологическому развитию личности этих детей и подростков. По данным Генпрокуратуры, из 15 тысяч подростков - ежегодных выпускников сиротских учреждений России - в течение года 5 тысяч попадают на скамью подсудимых, 3 тысячи остаются без жилья и 1,5 тысяч заканчивают жизнь самоубийством.

Ситуации, в которых чаще всего происходит депривация эмоционально-волевой сферы, могут быть весьма разнообразными и сложными. М. Раттер выделяет основные внутренние недостатки личности, ведущие к депривации эмоционально-волевой сферы подростка.

1. Условия развития детей и подростков. Одни и те же условия бытового, социально-психического характера по-разному влияют на личность каждого подростка. У каждого из них своя потребность в чем-либо и индивидуальная восприимчивость к условиям проживания. Каждый ребенок попал в данную жизненную ситуацию из разных условий, в разном возрасте, с разным жизненным опытом.

2. Половая разница. В медицинском аспекте отмечается, что мальчики чаще в 4 раза имеют повреждения мозга, чем девочки, что откладывает определенный отпечаток на психическое развитие.

3. Морфологические различия. Конституциональное устройство личности также может закладывать и формировать различия в принятии своего физического «Я», что также значимо для подростка.

4. Патосоматические и другие патологические различия. Одинаковый депривирующий фактор по-разному влияет на обычного «нормального» подростка и на подростка, с каким-либо соматическим дефектом или умственной затрудненностью.

В.А. Лазарева разработала классификацию типов депривированной личности подростка. В эту классификацию она включала детей младшего подросткового возраста и подросткового возраста (10 - 14 лет):

1 тип - подростки с высокой социальной гиперактивностью. Такой тип чаще всего встречается у подростков, которые были направлены в детские учреждения из дошкольных учреждений или из семей;

2 тип - подростки, склонные к социальной провокации. Чаще всего встречается у подростков из исправительных учреждений или у подростков школ-интернатов;

3 тип - подросток с подавленностью или подавленный тип. Такого подростка часто относят в ряд слабоумных детей, т.к. он не проявляет активности, пассивен,

даже встречается апатичный тип. В исследованиях Й. Лангмейера отмечается, что такой тип поведения встречается у 25 % младших школьников из числа детей детских учреждений и далее у 12 % подростков тех же детей, чаще всего у мальчиков. Чаще всего его констатируют как задержку психического развития. В такой ситуации развитие эмоционально-волевой сферы подростка и всей его личности еще больше затрудняется с учетом всех факторов [6];

4 тип - это подростки хорошо приспособленные. Такие подростки чаще всего попадают в разряд хороших или любимых детей, они привязываются чаще всего к одному взрослому и легко завоевывают его расположение;

5 тип - подростки с замещающим удовлетворением аффективных и социальных потребностей.

В своем исследовании мы рассмотрели и внешние факторы, которые оказывают депривирующее воздействие на личность, а именно на эмоционально-волевую сферу подростка, воспитывающегося в условиях детского дома. Все эти ситуации являются достаточно разнородными и относить депривацию к какой-то определенно типичной ситуации невозможно не только теоретически, но и практически.

Весьма внушительное число ситуаций складывается под влиянием различных социальных факторов, возникает в результате тех или иных отношений субъектов. Помимо пространственно-временных характеристик ситуации, особая роль среди прочих ее составляющих компонентов принадлежит субъекту, который способен своими действиями трансформировать наличную ситуацию в качественно новую [2, с. 42]. Разнородность ситуации слагается из таких факторов, как социальная запущенность, различные позиции взрослых, конфликтные ситуации, ситуация условий проживания, запущенной гигиены, питания, наличия или отсутствие бытовых условий. Все эти факторы трудно поддаются классификации, так как в одних случаях выступает один фактор, оказывающий влияние на личность, в других случаях это может быть несколько факторов, которые плавно расплываются в данной ситуации и не имеют четких границ и критериев, четкого проявления и стабильности [5].

Ученый Й. Лангмейер из опыта работы с детьми и подростками, воспитывающихся в условиях детских учреждений, выделил еще один тип, который он назвал универсальным, так как этот тип включает целый ряд совместных признаков депривации и в каждой ситуации с разными сочетаниями этих признаков и с различной степенью их влияния.

Психологи также отмечают, что большая часть детей адаптированы к условиям детского учреждения и эмоциональная сторона их жизни проявляется стабильно при условии, что эта жизненная среда не изменяется или изменяется минимально. Степень поражения эмоционально-волевой сферы личности различна, она быстро подвергается изменениям в зависимости от окружающих взрослых, сверстников, от условий жизни, от возраста самого подростка. Проявляется также отлично в зависимости от сочетания всех этих компонентов.

Этот факт показывает, что развитие каждого подростка происходит

индивидуально и уникально и этот вопрос всегда будет открытым.

Исходя из нашего теоретического исследования, эмоционально-волевая сфера подростков, воспитывающихся в условиях детского дома, требует специальных психологических технологий развития. А также требует создания специальных психологических условий ее целенаправленного формирования и поддержания.

Сущность психологического сопровождения развития эмоционально-волевой сферы заключается в осуществлении комплексного исследования и восстановления, когда его индивидуально-психологические особенности изучаются в единстве, во всех взаимосвязях [7].

Психологическое сопровождение включает в себя не только психологический аспект развития личности, но также и педагогический, воспитательный.

На первом этапе психологического сопровождения все участники этого процесса должны осознать важность коррекции и развития эмоционально-волевой сферы. Здесь обязательно включается понимание условий, факторов, которые оказывают влияние на эмоционально-волевую сферу. Также необходимо осознать требования социальной среды, общества к уровню развития эмоционально-волевой сферы личности. Каждый участник сопровождения, как сам подросток, так и педагогический работник должны понимать потребности подростка в определенном уровне развития эмоционально-волевой сферы.

На втором этапе психологического сопровождения развития эмоционально-волевой сферы подростков, воспитывающихся в условиях детского дома, важно создать мотивацию и психологическую готовность подростка к развитию эмоционально-волевой сферы. Подростки и педагоги должны понимать направленность такого сопровождения.

На третьем этапе важно знать уровень развития эмоционально-волевой сферы подростков из детского учреждения. Для этого необходимо знать критерии депривации эмоционально-волевой сферы, которые необходимо измерять.

В нашей программе мы используем трехуровневую систему сформированности эмоционально-волевой сферы подростков, воспитывающихся в условиях детского дома.

1. Заниженный уровень, который показывает нам необходимость дальнейшего развития и коррекции изучаемого процесса.

2. Адекватный уровень, который показывает нам норму развития эмоционально-волевой сферы.

3. Оптимальный уровень, который является идеальным или тем, к чему надо стремиться.

Далее необходимо выделить критерии, которые показывают нам основные моменты отклонения или депривации, т.е. то, над чем в дальнейшем надо работать. Эти показатели должны быть в количественных данных, для того, чтобы в дальнейшем была возможность увидеть положительный или отрицательный результат нашего сопровождения.

Такие критерии дают возможность составить профиль развития эмоционально-волевой сферы подростка изучаемой категории.

При организации психологического сопровождения необходимо учитывать уровень развития всех характеристик, которые задействованы в развитии эмоционально-волевой сферы подростка. У каждого подростка этот набор может быть уникально-различным.

Наше исследование проходило на базе муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Средняя школа № 23 имени В.А. Шеболдаева. В этой школе обучаются дети, которые являются воспитанниками детского дома «Гуковская специальная школа-интернат № 11».

Эмпирическое исследование позволило сформулировать нам основные особенности эмоционально-волевой сферы изучаемых подростков и выделить критерии депривации эмоционально-волевой сферы подростка, воспитывающегося в условиях детского дома: эмоциональная неустойчивость; подверженность чувствам; низкий самоконтроль; напряженность; высокая школьная тревожность; низкая волевая активность; высокая агрессивность.

Профиль личности согласно этим критериям у подростков, воспитывающихся в условиях детского дома, оказался низким, что говорит о деструктивных отклонениях в эмоционально-волевой сфере личности.

Нами была разработана и проведена программа психологического сопровождения развития личности подростка, воспитывающегося в условиях детского дома. Программа была направлена на устранение выявленных нами в ходе диагностики депривационных критериев, оказывающих негативное влияние на развитие эмоционально-волевой сферы подростков.

Таким образом, по результатам исследования можно резюмировать, что программа показала свою эффективность. Профиль личности достиг адекватного уровня. Внедрение нами программы психологического сопровождения развития эмоционально-волевой сферы личности подростка, воспитывающегося в условиях детского дома, позволило нам показать, что развитие эмоционально-волевой сферы подростка имеет огромный психолого-педагогический потенциал. Это необходимо учесть при организации психологического сопровождения изучаемого процесса в детских учреждениях.

ЛИТЕРАТУРА

1. Волкова, Л.А. Депривационные нарушения подростков, лишенных родительской заботы / Л.А. Волкова, Д.С. Курицина // Интеграция науки и практики в современных условиях: Материалы X Международной научно-практической конференции. Сборник научных трудов. - М.: Издательство

«Перо», 2017. - 179 с.

2. Волкова, Л.А. Криминальная ситуация в детерминации преступного поведения несовершеннолетних / Л.А. Волкова // Российский психологический журнал. - 2011 - том 8. - №2. - С. 42 - 45.

3. Кузнецова Л.Э. Образ мира как фактор социализации детей, лишенных родительского попечения / Л.Э. Кузнецова // Гуманизация образования - 2016 -№2 - С. 19 - 25.

4. Прихожан, A.M., Толстых, Н.Н. Психология сиротства / А.М. Прихожан, Н.Н. Толстых. - СПб., : Питер-Пресс. - 2005. - 250 с.

5. Родионова, В.И. О социальной работе с неблагополучными семьями / В.И. Родионова, О.В. Юдина, Д.Б. Бохаев // Социально-экономические и политические процессы в современном обществе : международный сборник научных трудов. - Новочеркасск: ЮРГТУ (НПИ), 2016. - С. 150 -152.5.

6. Швачкина, Л.А. Опыт социальной работы с неблагополучными семьями и детьми «группы риска» на примере города Каменск-Шахтинский Ростовской области / Л.А. Швачкина // Современная наука: теоретический и практический взгляд: сборник статей международной научно-практической конференции. -2015. - С. 237 - 241.

7. Швачкина, Л.А. Социальная работа с трудными подростками: обзор отечественного и зарубежного опыта / Л.А. Швачкина // Исследование различных направлений развития психологии и педагогики: сборник статей международной

Маслова Е. С.

психология профессионального выбора личности: динамика и факторы становления предметной области

Становление предметной области профессионального выбора личности нами определяется в качестве пролонгированного историко-психологического процесса, детерминированного, как минимум, двумя объективными факторами. Первый из них, согласно нашим представлениям, задается самим контекстом оформления и развития в психологической науке исследовательского направления, занимающегося изучением особенностей субъектных выборов человека. Профессиональный выбор - это одна из разновидностей субъектных выборов человека, содержательно определяемая спецификой предметной сферы своей реализации, т.е. трудовой деятельности.

В силу этого развитие научных представлений о профессиональном выборе базируется на использовании тех научных фактов, выводов и обобщений, кото-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.