ОСОБЕННОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ПОДРОСТКОВ, ВОСПИТЫВАЮЩИХСЯ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ИНТЕРНАТНОГО ТИПА, В КОНТЕКСТЕ ВРЕМЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ
I И.А. Лопатина
182
Аннотация. В статье представлены результаты исследования эмоциональной сферы подростков, воспитывающихся в учреждениях интернатного типа в контексте переживания ими своего прошлого, настоящего и будущего. В эмпирическом исследовании выделены и раскрыты параметры эмоциональной сферы депривиро-ванных подростков.
Ключевые слова: депривация, эмоциональная сфера, эмоциональные составляющие, временная организация личной жизни.
Summary. Results of research of emotional sphere of the teenagers who are brought up in homes for unparented children are presented in this article. We have researched their emotion sphere in a context of experience by them the past, the present and the future. Parametres of emotional sphere of deprivational teenagers are allocated and opened in our empirical research.
Keywords: the deprivation, the emotional sphere; the emotional components, the organization of private life according to the past, to the present and to the future.
Современная социальная среда с ее многовариантностью путей самоопределения и конкуренции предъявляет новые требования к эмоциональному развитию личности. В то же время, выпускников учреждений интернатного типа характеризует низкая адаптация к трудовой деятельности, проблемы в семейных и межличностных отношениях, внутреннее переживание эмоционального дискомфорта. Это обусловлено специфическими особенностями эмоциональной сферы
их личности, являющиеся следствием их длительного проживания в особых депривационных условиях.
Дети попадают в приют в силу неблагоприятных жизненных обстоятельств. С раннего возраста они перегружены отрицательным содержанием эмоционального опыта (смерть близкого человека, лишение родителей родительских прав и т.п.), не имеют опыта переживаний разнообразных эмоционально насыщенных событий. Эти дети лишены заботы родителей, эмоционального обще-
ния с ними. Они не дополучают внимания, интимно-личностного общения со взрослыми, значимого для развития психики ребенка.
Возникновение эмоций связано с представлениями о переживаемых событиях или воображаемой ситуации. На основе пережитого опыта или воображаемых ситуаций эмоции способны предвосхищать ситуацию и события. Это позволяет им выступать в качестве механизмов внутренней регуляции практической деятельности и поведения (С.Л. Рубинштейн [1], А.Н. Леонтьев [2], И.А. Васильев. [3], Л.М. Аболин [4]). При этом весь опыт человека, его готовность к прогнозированию новых условий жизни, его прошлое и будущее оказывают влияние на эмоциональную регуляцию личности (Б.В. Зейгарник, Б.С. Братусь [5]). Таким образом, развитие эмоциональной сферы личности опосредуется спецификой временной организацией личности.
В подростковом возрасте происходит рост самосознания, приводящий к появлению рефлексии в области переживаний, связанных с анализом и оценкой испытываемых чувств, что является новым моментом в развитии эмоциональной сферы подростка (П.М. Якобсон [6], Л.С. Выготский [7]). Появляется более осознанное отношение к самому себе, к своим переживаниям, мыслям, поведению. Подростки начинают говорить об идеалах, о будущем, приобретают новый, более глубокий и обобщенный взгляд на мир. Характер рефлексии на собственные чувства детерминирован особенностями индивидуальных различий подростков. Развитие самосознания, а также
личностная рефлексия подростков делают этот возраст благоприятным для повышения уровня собственной эмоциональной регуляции (Л.В. Та-рабакина [8], Н.А. Саблина [9]).
Нами было проведено исследование, направленное на изучение особенностей эмоциональной сферы подростков, воспитывающихся в учреждениях интернатного типа в контексте временной организации психологического пространства личности.
На подготовительном этапе были выделены основные параметры эмоциональной сферы личности: полярность, устойчивость, насыщенность, модальность, интенсивность, предметность, осознанность и осведомленность; определены методы исследования: психосемантический тест Е.Ю. Артемьевой, метод незаконченных предложений, рисуночный тест, контент-анализ сочинений.
Экспериментальная выборка состояла из подростков, проживающих в Люльпанском детском доме и в Волжской средней общеобразовательной школе-интернате: 114 чело- I83 век в возрасте от 10 до 15 лет (республика Марий Эл). В качестве контрольной выборки были взяты учащиеся 5-9 классов общеобразовательных школ г. Москвы и г. Йошкар-Олы, проживающие в семье (124 человека).
Анализ результатов исследования показал, что для подростков характерен общий положительный фон переживания настоящего. Однако интенсивность эмоциональных переживаний низкая (значимо ниже, чем у детей, проживающих в семьях, р < 0,01). Наиболее часто наблюдаются проявления таких эмоцио-
3 / 2009
Преподаватель
184
нальных составляющих, как спокойствие и агрессия, что указывает на амбивалентную организацию эмоциональной сферы подростков, воспитывающихся в учреждениях интернатного типа. Полученные данные свидетельствуют о низкой выраженности эмоционально значимых отношений, срабатывании психологических защит, вытеснения из психологического пространства личности воспитанника детского дома других людей (количество упоминаний об отношениях с другими людьми, изображений людей на рисунках статистически значимо меньше, чем у подростков, живущих в семье, р < 0,001).
Чаще всего для выражения своего эмоционального состояния, подростками детского дома используются слова: «нравится», «хорошо», «удобно». Они отражают первый уровень развития эмоциональной сферы личности (по С.Л. Рубинштейну [1]) — уровень элементарных чувствований, низкую осознанность эмоциональных переживаний и низкую эмоциональную осведомленность.
Наибольшее количество слов, обозначающих эмоции, используется детьми при описании своего настоящего, по сравнению с прошлым и будущим временем (р < 0,05). Это свидетельствует о более выраженной насыщенности эмоций в переживании настоящего.
Отношение к прошлому в целом положительное, но при этом наблюдается высокий уровень напряженности, тревоги. Наряду с выражением радости проявляется действие психологической защиты. Далее по частоте проявлений следует инте-
рес, а за ним — любовь. Это свидетельствует о низком уровне осознанности эмоционального переживания прошлого: подростки позволяют себе чувствовать только положительные эмоции, пытаясь найти отсутствующий «порт внутренней уверенности» (Дж. Боулби [10]). Наряду с тем, что в рисунках детство представлено в большей степени без людей или с одним ребенком, либо изображены только сверстники без взрослых, в вербальных описаниях прошлого больше всего слов, указывающих на значимые эмоциональные отношения, чем в другом временном аспекте. Это говорит о нарушении эмоционально значимых отношений со взрослыми, а в отдельных случаях — о не пережитых критических ситуациях, требующих психотерапевтической коррекции. При этом интенсивность эмоционального переживания прошлого ниже, чем настоящего или будущего.
Самыми неоднородными являются показатели эмоциональных составляющих по отношению к своему будущему. Наряду с положительным (38,8%) и амбивалентным (22,4%) отношением выражено отрицательное отношение к будущему (22,4%). Наиболее частыми эмоциональными переживаниями временной перспективы подростков, воспитывающихся в учреждениях интернатного типа, являются интерес, спокойствие, радость и горе. Причем, горе упоминается практически также часто как радость. Можно предположить, что недостаток безусловных значимых отношений вызывает ожидание потери даже тех, которые есть. Именно ожидание горя в будущем отличает подростков, воспитывающихся в
ВЕК
учреждениях интернатного типа от детей, проживающих в семьях (р < 0,001). Психологические защиты по отношению к своему будущему проявляются как у воспитанников детских домов, так и у детей из семей (р > 0,05). По-видимому, это характерно для подросткового возраста, является одним из способов управления разнонаправленным и интенсивным эмоциональным содержанием внутреннего мира.
Анализ данных показал, что продолжительность временной перспективы подростков ограничивается 25-30 годами. Воспитанники детского дома видят свое будущее в профессии, в развлечениях или построении межличностных отношений, что говорит о важности социальной идентичности для подростков, значимости адаптированности в обществе. Но себя как семьянина воспитанники детского дома практически не изображают (4% исследуемой выборки
выразили желание иметь собственную семью), что является следствием нарушения интимно-личностных связей.
Сравнивая показатели эмоциональной сферы детей младшего и старшего подросткового возраста, было выявлена возрастная динамика изменения эмоционального образа будущего: полюс эмоционального отношения к своему будущему меняется с положительного значения на отрицательное от младших подростков к старшим (р = 0,05). Это может быть следствием процесса развития самосознания подростка, благодаря чему происходит осознание последствий особой социальной ситуации, в которой находится ребенок, воспитывающийся в учреждении интернатного типа: неопределенность своего будущего, отсутствие внешних и внутренних психологических опор. В результате этого от младшего подросткового возраста к старшему рас-
Рис. 1. Сравнение положительного эмоционального фона рисунков у подростков из детского дома
185
3 / 2009
Преподаватель
тет амбивалентность эмоциональных переживаний временной перспективы собственной жизни (р < 0,05), действие психологических защит (р < 0,05). Все это свидетельствует о неблагоприятном эмоциональном состоянии внутреннего мира подростка, воспитывающегося в учреждениях интернатного типа: высокого уровня внутренней нестабильности, напряжения, тревоги, неуверенности в себе и окружающих людях.
Сравнивая показатели эмоциональных составляющих временной перспективы будущей жизни воспитанников детского дома и детей из семьи, было выявлено, что подростки, лишенные родительской опеки, отличаются большей представленностью амбивалентных и негативных переживаний (р < 0,01), более низким уровнем интенсивности (р < 0,01), насыщенности (р < 0,05), осознанности (р < 0,01) переживаний, меньшей эмоциональной осведомленности (значимо меньше характеристик и слов, обозначающих 186 эмоции, р < 0,001).
Анализ полученных данных свидетельствует о достаточно противоречивых показателях эмоциональных составляющих временной организации личной жизни подростков, воспитывающихся в учреждении интернатного типа (рис. 1). Прошлое воспринимается в большей степени положительно. От прошлого к будущему выраженность положительного отношения снижается, растет уровень психологической защиты. Будущее вызывает значительную тревогу, неуверенность в себе, что приводит к вытеснению этих эмоций из сознания. Уровень интен-
сивности переживания своего будущего выше, чем прошлого (р <
0.05..
Итак, особенности эмоциональных составляющих временной организации личной жизни подростков учреждений интернатного типа обусловлены депривационными условиями проживания и развития. Проявления эмоциональной сферы этих детей характеризуется уникальным сочетанием содержательных характеристик, высокой амбивалентностью и низким уровнем показателей устойчивости, насыщенности, интенсивности, осознанности и осведомленности эмоциональной сферы.
ЛИТЕРАТУРА
1. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. — СПб., 1998.
2. Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы и эмоции. — М., 1971.
3. Васильев И.А. Эмоции и мышление / И.А. Васильев, В.Л. Поплужный, О.К. Тихомиров. — М., 1980.
4. Аболин Л.М. Психологические механизмы эмоциональной устойчивости человека. — Казань, 1987.
5. Зейгарник Б.В., Братусь Б.С. Очерки по психологии аномального развития личности. — М., 1980.
6. Якобсон П.М. Психология чувств. — М., 1961.
7. Выготский Л.С. Учение об эмоциях // Собр. соч. в шести томах. — Т. 6. — М., 1984.
8. Тарабакина Л.В. Эмоциональное развитие подростков. — М., 2006.
9. Саблина Н.А.. Поведенческие проявления агрессивности в подростковом возрасте и возможности их преодоления / / Дис. ... канд. психол. наук. — Ставрополь, 2004.
10. Боулби Дж. Детям - любовь и заботу // Лишенные родительского попечительства / Ред.-сост. В.С. Мухина. — М., 1991. ■