Научная статья на тему 'Особенности эмоциональной сферы подростков, воспитывающихся в учреждениях интернатного типа, в контексте образа «я»'

Особенности эмоциональной сферы подростков, воспитывающихся в учреждениях интернатного типа, в контексте образа «я» Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1594
131
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и школа
ВАК
Ключевые слова
ДЕПРИВАЦИЯ / DEPRIVATION / ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ СФЕРА / EMOTIONAL SPHERE / ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ ПРОЯВЛЕНИЯ / EMOTIONAL EXPRESSION / САМООТНОШЕНИЕ / SELF-ATTITUDE / САМОСОЗНАНИЕ / ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ВРЕМЯ ЛИЧНОСТИ / PERSONAL PSYCHOLOGICAL TIME / SELF-ACTUALIZATION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Лопатина И.А.

В статье представлены результаты исследования эмоциональной сферы подростков, воспитывающихся в учреждениях интернатного типа, в контексте образа «Я». В эмпирическом исследовании выделены и раскрыты особенности эмоциональной сферы депривированных подростков в различных содержательных аспектах внутреннего пространства личности

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PECULIAR FEATURES OF UNPARENTED TEENAGERS EMOTIONAL SPHERE IN THE CONTEXT OF THEIR SELF-IMAGE

Results of research of emotional sphere of the teenagers who are brought up in homes for unparented children are presented in this article. On the basis of the empirical research the author singles out and defines peculiar features of deprived teenagers emotional sphere in various aspects of the content of their internal personal space.

Текст научной работы на тему «Особенности эмоциональной сферы подростков, воспитывающихся в учреждениях интернатного типа, в контексте образа «я»»

15. Беккер Г. Человеческое поведение: экономический подход // Избр. труды по экономической теории. - М., 2003.

16. Заика Е.В., Крейдун Н.П., Ячина А.С. Психологическая характеристика личности подростков с

отклоняющимся поведением // Вопр. психологии. - 1990. - № 4. - С.83-85. 17. Криминология / Под ред. В. Н. Кудрявцева, В. Е. Эминова. - 2-е изд., пер. и доп. - М., 2002.

ОСОБЕННОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ПОДРОСТКОВ, ВОСПИТЫВАЮЩИХСЯ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ИНТЕРНАТНОГО ТИПА, В КОНТЕКСТЕ ОБРАЗА «Я»

peculiar features of unparented teenagers' emotional sphere in the context of their self-image

И. А. Лопатина

В статье представлены результаты исследования эмоциональной сферы подростков, воспитывающихся в учреждениях интернатного типа, в контексте образа «Я».В эмпирическом исследовании выделены и раскрыты особенности эмоциональной сферы депри-вированных подростков в различных содержательных аспектах внутреннего пространства личности.

Ключевые слова: депривация, эмоциональная сфера, эмоциональные проявления, самоотношение, самосознание, психологическое время личности.

I. A. Lopatina

Results of research of emotional sphere of the teenagers who are brought up in homes for unparented children are presented in this article. On the basis of the empirical research the author singles out and defines peculiar features of deprived teenagers' emotional sphere in various aspects of the content of their internal personal space.

Keywords: deprivation, emotional sphere, emotional expression, self-attitude, self-actualization, personal psychological time.

Эмоциональная сфера пронизывает всю психическую жизнь человека, являясь одним из ведущих факторов, определяющих субъективное качество бытия личности, характеризуя как индивидуальные, так и социальные процессы. Современная социальная среда с ее информационными перегрузками, нестабильностью, напряженным ритмом жизни, многовариативностью путей самоопределения и конкуренции предъявляет новые требования к ресурсам эмоциональной сферы личности.

Особенно сложная ситуация складывается у воспитанников учреждений интернатного типа (УИТ) в связи с изначально неблагоприятными условиями развития эмоциональной сферы: отягощенной наследственностью, длительным проживанием в условиях депривации. У подростков на всю дальнейшую жизнь остается общее чувство неблагополучия, обиды, небезопасности жизни. Последствия незрелости эмоциональной сферы сказываются на плохой адаптации к трудовой деятельности, на трудностях в семейных и межличностных отношениях.

Наиболее остро последствия дефицитарного развития проявляются в подростковом возрасте: ситуация усугубляется интенсивным психофизиологическим развитием, эмоциональной нестабильностью, импульсивностью, повышенной уязвимостью и особой чувствительностью подростка к воздействиям среды.

Какими особенностями обладает эмоциональная сфера подростка, проживающего в ситуации депривации? Какова специфика его эмоционального отношения к самому себе, к психологическому времени своей жизни? Поиску этих ответов было посвящено наше исследование.

Теоретическое обоснование. В психологии существуют разные точки зрения, определяющие эмоциональную сферу и родственные ей категории как системное целостное образование. Исследователи, занимавшиеся проблемой психологии эмоций (Л. С. Выготский [1], С. Л. Рубинштейн [2], П. М. Якобсон [3], К. Изард [4], В. К. Вилю-нас [5] и др.), отмечают, что в эмоциях представлено целостное отношение человека к явлениям и событиям окружающего мира, к другим людям. Оно выражается в форме непосредственного переживания, характеризующееся знаком (положительным или отрицательным), интенсивностью (глубиной переживания или величиной физиологических сдвигов), длительностью протекания, модальностью, предметностью (степенью осознанности и связи с конкретным предметом).

На каждом возрастном этапе существуют свои специфические особенности эмоциональной сферы. Анализ результатов психологических исследований эмоциональной сферы детей подросткового возраста (А. Фрейд [6], Л. С. Выготский [7], П. М. Якобсон [4], Л. И. Божович [8], В. С. Му-

Таблица 1

Распределение типов реакций на депривацию отдельных звеньев самосознания у подростков, воспитывающихся в учреждениях интернатного типа, в % (по В.С. Мухиной)*

Звено самосознания Тип реакции

адекватный позитивный неадекватный позитивный адекватный негативный агрессивный адекватный негативный игнорирующий безразличный

Имя 16,03 28,0 42,4** 10,1 3,5

Притязание на признание 11,0 28,1 50,0** 7,4 3,5

Половая принадлежность 13,5 41,8** 26,5 13,9 4,3

Психологическое время личности 27,4 22,8 21,5 24,3 4,0

Всего по сериям 17,02 30,2 35,3 13,9 3,8

* Достоверность в частоте конкретных реакций определялась при помощи критерия Л. Закса. ** Показатели статистически значимых величин.

хина [9] и др.) позволяет выделить основные ее характеристики: нестабильность эмоциональной сферы, противоречивость, большая эмоциональная возбудимость, состояния эмоционального дискомфорта - тревоги, страха, ощущения одиночества, высокая агрессивность. Особенности эмоциональной сферы в данном возрасте обусловлены расширением круга общения и ростом самосознания. Появляется рефлексия на область переживаний, связанных с анализом и оценкой испытываемых чувств, более осознанное отношение к самому себе, к своим переживаниям, мыслям, поведению.

Дети, воспитывающиеся в УИТ, находятся в особой социальной ситуации, отличной от ситуации проживания в семье. Они попадают в приют в силу неблагоприятных жизненных обстоятельств, с раннего возраста лишены заботы родителей (или заменяющих их взрослых), внимания, эмоционального общения, недополучают внимания взрослых, интимно-личностного общения с ними, значимого для развития психики ребенка. При этом они с раннего возраста сталкиваются с большим количеством людей - им приходится жить с группой детей, контактировать с множеством лиц, заменяющих им мать, с приходящими, часто сменяющимися воспитывающими взрослыми, - вследствие чего они перегружены постоянным общением.

В результате депривации у детей, воспитывающихся в УИТ, происходит искажение процесса развития самосознания, нарушается система их отношений с другими людьми (В. С. Мухина [10], Е. А. Счастная [10], А. М. Прихожан, Н. Н. Толстых [11] и др.). Так, например, невозможность реализации потребности в притязании на признание взрослого приводит к аффективным срывам, к ощу-

щениям гнетущего напряжения, тревожности, отчаяния, гнева. Следствием этого может стать ощущение отвергну-тости, одиночества, что в итоге приводит к негативному восприятию мира и себя в нем.

Организация эмпирического исследования. В эмпирическом исследовании особенностей эмоциональной сферы депривированных подростков использовались следующие эмпирические методы исследования эмоциональной сферы:1 - проективный метод депривации структурных звеньев самосознания (В. С. Мухина, К. А. Хвостов); 2 - психосемантический тест Е. Ю. Артемьевой; 3 - метод незаконченных предложений; 4 - контент-анализ сочинений; 5 - проективный рисуночный тест; а также методы статистической обработки данных.

Экспериментальная выборка состояла из подростков, проживающих в Люльпанском детском доме и в Волжской средней общеобразовательной школе-интернате: 114 мальчиков и девочек в возрасте от 10 до 15 лет. Контрольную группу составили учащиеся 5-9-х классов общеобразовательных школ г. Москвы и г. Йошкар-Олы, проживающие в семье: 124 мальчика и девочки в возрасте от 10 до 15 лет. Общее количество испытуемых, принявших участие в исследовании, составило 238 человек.

Обсуждение результатов и интерпретация. В контексте образа «Я» подростков, воспитывающихся в УИТ, нами были проанализированы особенности эмоциональной сферы по основным содержательным темам: «Я», структурные звенья самосознания - имя, притязание на признание, половая принадлежность, психологическое время личности (по В. С. Мухиной).

Таблица 2

Неосознаваемый эмоциональный образ «Я» подростков, воспитывающихся в учреждениях

интернатного типа

Шкалы методики Среднее значение Дисперсия Критерий различия и-критерий Манна — Уитни

Младшие подростки 0,035 0,492 U = 349; р = 0,056

Старшие подростки 0,247 0,426

Таблица 3

Неосознаваемый эмоциональный образ будущего у подростков

Шкалы методики Среднее значение Дисперсия Критерий различия и-критерий Манна — Уитни

Подростки, воспитывающиеся в УИТ 0,082 0,496 Fкр. = 8,78;

Подростки, живущие в семьях 0,186 0,643 р = 0,004

Младшие подростки (УИТ) 0,160 0,474 и = 385,0;

Старшие подростки (УИТ) -0,023 0,515 р = 0,051

1. Результаты, полученные посредством проективного метода депривации структурных звеньев самосознания В. С. Мухиной.

Для подростков, воспитывающихся в УИТ, характерно (табл. 1) доминирование агрессивного поведения в ситуации фрустрации имени, притязаний на признание и неадекватных позитивных реакций при депривации третьего структурного звена самосознания - половой принадлежности (р < 0,001). Безразличный тип реагирования наименее встречается в проективной ситуации депривации звеньев самосознания.

В проективной ситуации депривации дети, лишенные родительского попечительства, чаще проявляют неадекватно позитивное поведение (р = 0,001), реже -безразличное при фрустрации имени (р < 0,01) и притязаний на признание (р < 0,05), чем дети, живущие в семьях. Не обнаружено значимых различий в адекватной негативной агрессивной и адекватной негативной игнорирующей реакциях в исследуемых группах. Выявлены гендерные различия подростков, воспитывающихся в УИТ, при депривации имени: мальчики ведут себя агрессивней, чем девочки (р < 0,01).

В проективной ситуации депривации психологического времени своей жизни у подростков, воспитывающихся в УИТ, не выявлено преобладания какого-либо типа эмоционального поведения (табл. 1), что свидетельствует о высокой когнитивно-аффективной неопределенности в отношении своего будущего.

2. Результаты, полученные посредством психосемантического теста Е. Ю. Артемьевой.

Выявлено в целом положительное отношение к собственной личности. Наблюдается возрастная динамика положительного эмоционального отношения к себе: эмоциональный образ «Я» из отрицательного (младший подростковый возраст) становится положительным (старший подросток) (см. табл. 2).

Выявлена отрицательная возрастная динамика отношения к своему будущему: с положительного значения в младшем подростковом возрасте меняется на отрицательное в старшем подростковом возрасте (см. табл. 3).

Будущее для старшего подростка становится пугающим своей неопределенностью, отсутствием внешних и внутренних психологических опор.

Обнаружены статистически значимые различия в отношении к будущему у подростков, воспитывающихся в УИТ и проживающих в семье: подростки, проживающих в условиях депривации, более безразлично относятся к своему будущему, чем подростки из семьи (см. табл. 3).

3. Результаты, полученные посредством метода контент-анализа незаконченных предложений.

На вербальном уровне подростки, воспитывающиеся в УИТ, демонстрируют преимущественно амбивалентное (49,3%) и положительное (32,8%) отношение к собственной личности.

Наблюдаются различия в интенсивности эмоционального переживания себя, психологического времени своей

Таблица 4

Эмоциональное отношение к себе у подростков, воспитывающихся в учреждениях интернатного типа и живущих в семьях

Шкалы методики Подростки из детского дома Подростки, живущие в семье Критерий различия и-критерий Манна Уитни

Среднее значение Дисперсия Среднее значение Дисперсия

Отношение к себе Полюс 3,30 1,168 3,50 1,743 и = 1185; р = 0,148

Интенсивность 1,31 0,408 1,67 0,786 и = 832,5; р = 0,001

Отношение к прошлому Полюс 3,40 1,715 3,55 2,039 и = 1264,5; р = 0,346

Интенсивность 1,40 0,687 1,67 0,801 и = 1088; р = 0,038

Отношение к будущему Полюс 3,04 1,804 3,57 2,120 и = 1176; р = 0,125

Интенсивность 1,39 0,528 1,73 0,798 и = 961; р = 0,004

вопросы психологии и воспитания

Положительный эмоциональный фон в рисунках подростков из детского дома

И

Прошлое

Будущее

В защита (отсутствие эмоций)

□ высокий уровень

Рис. Сравнение положительного эмоционального фона рисунков у подростков из детского дома

жизни у детей, воспитывающихся в УИТ и проживающих в семье: у подростков, лишенных родительского попечительства, интенсивность переживаний ниже, чем у «домашних» детей (см. табл. 4).

Выявлены различия в полюсе эмоционального отношения к себе у девочек: воспитанницы УИТ статистически значимо хуже относятся к себе, чем «домашние» девочки (р = 0,05); у старших подростков - более негативное у воспитанников УИТ, чем у «домашних» сверстников (р = 0,05).

Чаще всего по отношению к себе подростки, воспитывающиеся в УИТ, выражают спокойствие, агрессию, психологическую защиту, в то время как «домашние» подростки -спокойствие, уверенность, состояние психологической защиты, радость. Данные показатели являются следствием необходимости подросткам, лишенным родительского попечительства, постоянного отстаивания собственного внутреннего пространства в социальной реальности: во взаимодействии со сверстниками, живущими вместе с ними, воспитателями, людьми за пределами детского дома.

Частотный анализ показателей отношения к своему будущему выявил неоднозначность данного показателя у этих подростков: наряду с положительным (38,8%) наблюдается отрицательное (22,4%) и амбивалентное (22,4%) отношение к временной перспективе своей жизни. Наряду с амбивалентностью эмоциональных проявлений у подростков, воспитывающихся в УИТ, наблюдается явление психологической защиты, когда испытуемый отказывается отвечать на отдельные вопросы теста. В отношении к будущему выражается: 1 - интерес; 2 - спокойствие; 3 - радость; 4 - горе. Горе упоминается также частью подростков, как и радость. Можно предположить, что отсутствие доверия к себе, уверенности, безусловных значимых отношений вызывает ожидания потери тех, с кем имеются близкие отношения.

По отношению к прошлому подростки, воспитывающихся в УИТ, испытывают: 1 - радость, состояние психологической защиты; 2 - интерес; 3 - любовь. То есть воспитанники к своему прошлому позволяют себе чувствовать только положительные эмоции, пытаясь найти отсутству-

ющий «порт внутренней уверенности» (по Боулби).

Выявлены более низкие показатели по полюсу и интенсивности отношения к прошлому (р = 0,01, р = 0,05) и будущему (р = 0,001) у девочек, воспитывающихся в УИТ, чем у сверстниц из семьи.

Полученные данные позволяют сделать вывод о внутреннем напряжении, тревоге, отсутствии уверенности в себе, нестабильности эмоциональной сферы, нарушении системности внутреннего мира подростков, воспитывающихся в УИТ.

4. Результаты, полученные посредством проективного рисуночного теста.

Анализ рисунков подростков, воспитывающихся в УИТ, изображающих прошлое, выявил нарушение значимых отношений со взрослыми у подростков, а в отдельных случаях - непережитые критические ситуации, требующие психотерапевтической коррекции. Детство представлено в большей степени рисунками без людей или с одним ребенком либо сверстниками без взрослых.

Тематическое содержание рисунков будущей перспективы жизни подростков, воспитывающихся в УИТ, характеризует их профессиональную направленность, желание быть экономически успешным, жить в достатке, иметь развлечения. Тема семьи, дома практически не представлена (1,8%).

По отношению ко времени своей жизни от прошлого к будущему наблюдается рост проявлений психологической защиты, выраженность положительного отношения снижается, отрицательного - остается без изменений (см. рисунок).

5. Результаты, полученные посредством метода контент-анализа сочинений.

Эмоциональная насыщенность текстов сочинений подростков, воспитывающихся в УИТ, имеет тенденцию к снижению от описания прошлого времени к описанию будущей жизненной перспективы. Низкая частотность слов, указывающих на эмоциональные состояния в межличностных отношениях у подростков из детского дома, позволяет судить о выраженности их депривации.

Сравнительный анализ показателей эмоциональной сферы подростков, воспитывающихся в УИТ и проживающих в семье, выявил значимо меньшее наличие характеристик и слов, обозначающих эмоции (р < 0,01 и р < 0,001 соответственно), у подростков, проживающих в условиях деприва-ции. Эмоциональные отношения выражаются преимущественно словами: «нравится», «хорошо», «удобно», отражающими уровень элементарных чувствований (проявления органической аффективной чувствительности - первый уровень эмоциональной саморегуляции, по С. Л. Рубинштейну [2]). Это свидетельствует о низком эмоциональном словаре, эмоциональной безграмотности и неосознанности эмоциональных явлений у подростков, воспитывающихся в УИТ.

424

2вгв

136

10

0

вопросы психологии и воспитания

6. Результаты, полученные посредством метода контент-анализа сочинений.

Выявлено спокойное положительное отношение подростков к своему прошлому. Сравнивая показатели отношения к своему прошлому подростков, воспитывающихся в УИТ и проживающих в семье, обнаружено: более широкий эмоциональный словарь у детей из семьи, но большее количество слов, указывающих на значимые эмоциональные отношения у подростков, проживающих в условиях депривации. Прошлое оказывается эмоционально значимым за счет присутствия привязанностей, важных, но депривированных межличностных отношений.

От прошлого к будущему у подростков, воспитывающихся в УИТ, увеличивается количество слов, обозначающих эмоциональные переживания. При описании будущего используются слова «нравится», «хорошо», «удобно», выражающие эмоциональные отношения на уровне элементарных чувствований (проявления органической аффективной чувствительности - первый уровень эмоциональной саморегуляции).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Продолжительность психологической временной перспективы подростков, воспитывающихся в УИТ, ограничивается 25-30 годами. Образ будущего связан с материальной обеспеченностью, профессиональной направленностью - часто неадекватной (быть известным футболистом, певицей и т. д.). Отсутствует образ собственной будущей семьи.

В результате факторного анализа данных исследования были выделены следующие факторы:

Фактор 1. «Отрицательные эмоции» (вес 5,57; процент корреляций - 8,43%). Содержание фактора: горе, отвращение, презрение, страх, стыд, вина (значение корреляции с фактором - 0,574-0,650). Проведенные попытки кластерного анализа данных, не включенные в работу из-за неравного количества членов кластера, показали, что большинство подростков характеризует низкий уровень переживания эмоций разной модальности. Этот результат получил многократное подтверждение в данных различных методик. Отрицательная связь с фактором показателей возраста свидетельствует о том, что чем старше становятся подростки, тем меньше они отмечают у себя отрицательные эмоции. Показатели проективных методик позволяют сделать вывод о вытеснении этих переживаний в бессознательное. Таким образом, отрицательные эмоциональные состояния являются фактором, обусловливающим все другие показатели отношений и эмоциональных реакций.

Фактор 2. «Принятие жизненной ситуации» (вес 4,81; процент корреляций - 7,29%). Содержание фактора: положительное отношение к своему прошлому, конструктивное переживание ситуации нарушения привязанности, интенсивность отношений со сверстниками, отсутствие подавления реагирования в ситуациях фрустрации со стороны взрослых и воспитателей (значение связи с фактором - 0,669), - эти особенности составляют фактор, обеспечивающий наибольшую адаптивность подростка к условиям жизни в УИТ.

1

Фактор 3. «Самоуважение» (вес 4,15; процент корреляций - 6,28). Содержание фактора: положительное отношение к себе, отсутствие вербальной агрессии. Можно предположить, что этот фактор проявляется в способности сохранять самоуважение и конструктивно реагировать в конфликтных ситуациях.

На основе полученных результатов исследования были сделаны следующие выводы.

1. Исследование эмоциональной сферы подростков, воспитывающихся в учреждениях интернатного типа, в аспекте изучения образа «Я» было выявлено в целом положительное отношение к собственной личности.

2. В проективной ситуации фрустрации подростки, воспитывающиеся в учреждениях интернатного типа, реагируют выраженной агрессией на депривацию имени (особенно мальчики) и притязания на признание. Неадекватно позитивные реакции наблюдаются при депривации половой принадлежности.

3. Переживание психологического времени своей жизни у подростков, воспитывающихся в учреждениях интернатного типа, достаточно противоречиво. Прошлое обычно оценивается более положительно, чем настоящее и будущее. Перенесенные в прошлом стрессы не оцениваются в настоящем как травмирующие. Долговременная депривация условий учреждений интернатного типа осознается как нежелательные условия бытия. К старшему подростковому возрасту наблюдается тревога перед будущим: будущее пугает своей неопределенностью, отсутствием внешних и внутренних опор, вызывает напряжение, тревогу, неуверенность в себе.

4. Организация эмоциональной сферы подростков, воспитывающихся в учреждениях интернатного типа, характеризуется проявлениями аффективной чувствительности, нестабильностью, неосознанностью, низкой эмоциональной культуры, свидетельствующие о низкой эмоциональной саморегуляции.

5. Эмоциональная сфера подростков, воспитывающихся в учреждениях интернатного типа, имеет специфические особенности, позволяющие адаптироваться к социуму, сохранять самоуважение и способность конструктивно реагировать в конфликтных ситуациях: положительное отношение к прошлому, конструктивное переживание ситуации нарушения привязанности, положительное отношение к себе, отсутствие вербальной агрессии к себе.

список источников и ЛИТЕРАТУРЫ

1. Выготский Л. С. Учение об эмоциях // Собр. соч. в 6 т. - Т. 6. - М.: Педагогика, 1984. - С. 91318.

2. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. -СПб., 1998. - 685 с.

3. Якобсон П. М. Эмоциональная жизнь школьника. - М.: Просвещение, 1966. - 291 с.

4. Изард К. Психология эмоций. - СПб.: Питер, 2007. - 464 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.