Научная статья на тему 'Субъективное переживание эмоционального благополучия подростков, воспитывающихся в разных социально-психологических условиях'

Субъективное переживание эмоционального благополучия подростков, воспитывающихся в разных социально-психологических условиях Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
562
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗ Я / СУБЪЕКТИВНОЕ ПЕРЕЖИВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ / ПОДРОСТКИ / ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ / СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОПЫТ / ЭМОЦИИ / ИНДЕНТИЧНОСТЬ / РИСУНОЧНЫЙ ТЕСТ / ПСИХОТРАВМА / SELF-CONCEPT / SUBJECTIVE EXPERIENCE OF EMOTIONAL WELL-BEING / ADOLESCENTS / ADOLESCENCE / SOCIO-PSYCHOLOGICAL CONDITIONS / EDUCATIONAL ENVIRONMENT / INDIVIDUAL EXPERIENCE / EMOTIONS / IDENTITY / DRAWING TEST / PSYCHOLOGICAL TRAUMA

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Бондарева Марина Юрьевна, Ткач Елена Николаевна, Кузнецов Виктор Андреевич

Статья посвящена выявлению и описанию взаимосвязи образа Я и субъективного переживания эмоционального благополучия личности в подростковом возрасте. В ней представлено авторское понимание терминов образа Я и субъективного переживания эмоционального благополучия, связанного с экзистенциальным направлением исследования. Под субъективным переживанием эмоционального благополучия авторы понимают осознанное принятие всех эмоций, в том числе неприятно-болезненных, деликатное обращение и управление своими эмоциями, с учетом своей субъектности, открытости жизненному пространству в контакте с Другим. Образ Я, с точки зрения авторов, включает в себя систему осознанных в разной степени представлений о самом себе, своих возможностях, социальном предназначении, связанных с самооценкой, в том числе интеллектуальных, физических, эмоциональных, социальных и прочих свойств личности, обеспечивающих допустимость в поведенческих паттернах определенного отношения человека к самому себе и к взаимоотношениям с другими людьми. В статье описываются результаты проведения Рисуночного теста Силвер с подростками 14-15 лет, воспитывающимися в разных социально-психологических условиях: наличие или отсутствие семьи, образовательная среда Школа, Реабилитационный центр, Детский дом. Авторы проводят сравнительный анализ средних значений, качественный анализ рисунков и историй, написанных к ним. В результате полученных данных теста Силвер выделены три группы подростков с условным названием: эмоционально-благополучные, эмоционально-амбивалентные, эмоционально-неблагополучные. Проведенное исследование позволило выявить в каждой вышеобозначенной группе отличительные особенности взаимосвязи образа Я и субъективного переживания эмоционального благополучия подростков, имеющих различный опыт, условия для воспитания и развития. Обозначены необходимые условия для развития целостного образа Я подростков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Бондарева Марина Юрьевна, Ткач Елена Николаевна, Кузнецов Виктор Андреевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Subjective Experience of Emotional Well-Being of Teenagers Brought Up in Diverse Socio-Psychological Conditions

The paper sets out an understanding of self-image and subjective feeling of emotional well-being which is associated with the existential direction of the study. Under the subjective experience of emotional well-being the authors imply the following factors: conscious acceptance of all emotions, including unpleasant and painful; considerate handling of one’s own emotions that takes into account one’s own subjectivity and openness to the living space in contact with the other. From the authors’ point of view, the image of I includes a system of conscious (to a greater or lesser degree) ideas about oneself, one’s abilities, social intentions related to self-esteem. This image also includes physical, intellectual, emotional, social and other personal properties that provide the validity in behavioral patterns of a certain relationship of the person to him-/herself and to others. The paper describes the results of the drawing test “Silver” for teenagers of 14-15 years of age brought up in different socio-psychological conditions, namely, the presence or absence of the family, educational environment (school, rehabilitation centre, orphanage). The authors have carried out a comparative analysis of average values, a qualitative analysis of drawings and stories attached to them. As a result, the three groups of adolescents have been distinguished, provisionally titled as follows: emotionally positive, emotionally ambivalent, and emotionally disfunctional. The conducted study allows us to identify in each of the above-mentioned groups distinctive features as to the relationship between the self-image and subjective feeling of emotional well-being of adolescents that have varying levels of individual experience, education and upbringing. The paper also identifies necessary conditions for the development of an integrated self-image for teenagers.

Текст научной работы на тему «Субъективное переживание эмоционального благополучия подростков, воспитывающихся в разных социально-психологических условиях»

Вестник ПСТГУ. Бондарева Марина Юрьевна,

Серия IV: Педагогика. Психология. краевое государственное казенное учреждение

2017. Вып. 45. С. 83—91 «Центр по развитию семейных форм устройства детей,

оставшихся без попечения родителей, и постинтернатному сопровождению», начальник отдела по подбору, подготовке и сопровождению замещающих семей 680013, Россия, г. Хабаровск, ул. Ленинградская, 11 mavi-2011@yandex.ru

Ткач Елена Николаевна, канд. психол. наук, доцент Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Тихоокеанский государственный университет», зав. кафедрой психологии Педагогического института 680000, Россия, г. Хабаровск, ул. Карла Маркса, 68 elenat3004@mail Кузнецов Виктор Андреевич, канд. физ.-мат. наук, доцент, ФГБОУ ВПО «Российская Академия Народного Хозяйства и Государственной Службы при Президенте Российской Федерации» Дальневосточный институт управления 680000, Россия, г. Хабаровск, ул. Муравьева-Амурского, 33

victor_kuznetsov@mail.ru

Субъективное переживание

ЭМОЦИОНАЛЬНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ ПОДРОСТКОВ, ВОСПИТЫВАЮЩИХСЯ В РАЗНЫХ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЯХ

М. Ю. Бондарева, Е. Н. Ткач, В. А. Кузнецов

Статья посвящена выявлению и описанию взаимосвязи образа Я и субъективного переживания эмоционального благополучия личности в подростковом возрасте. В ней представлено авторское понимание терминов образа Я и субъективного переживания эмоционального благополучия, связанного с экзистенциальным направлением исследования. Под субъективным переживанием эмоционального благополучия авторы понимают осознанное принятие всех эмоций, в том числе неприятно-болезненных, деликатное обращение и управление своими эмоциями, с учетом своей субъектности, открытости жизненному пространству в контакте с Другим. Образ Я, с точки зрения авторов, включает в себя систему осознанных в разной степени представлений о самом себе, своих возможностях, социальном предназначении, связанных с самооценкой, в том числе — интеллектуальных, физических, эмоциональных, социальных и прочих свойств личности, обеспечивающих допустимость в поведенческих паттернах определенного отношения человека к самому себе и к взаимоотношениям с другими людьми. В статье описываются результаты проведения Рисуночного теста Силвер с подростками 14—15 лет, воспитывающимися в разных социально-психологических условиях: наличие или от-

сутствие семьи, образовательная среда — Школа, Реабилитационный центр, Детский дом. Авторы проводят сравнительный анализ средних значений, качественный анализ рисунков и историй, написанных к ним. В результате полученных данных теста Силвер выделены три группы подростков с условным названием: эмоционально-благополучные, эмоционально-амбивалентные, эмоционально-неблагополучные. Проведенное исследование позволило выявить в каждой вышеобозначенной группе отличительные особенности взаимосвязи образа Я и субъективного переживания эмоционального благополучия подростков, имеющих различный опыт, условия для воспитания и развития. Обозначены необходимые условия для развития целостного образа Я подростков.

Вопросы сохранения и поддержки психоэмоционального здоровья подростков на сегодняшний день приобретают особую значимость в постоянно развивающемся современном мире. Для психолого-педагогической науки и образования интерес в этом контексте в настоящее время представляет изучение взаимосвязи образа Я и субъективного переживания эмоционального благополучия у подростков, воспитывающихся в разных социально-психологических условиях, под которыми мы понимаем: наличие/отсутствие семьи, образовательную среду.

Понимание терминов «образ Я» и «субъективное переживание эмоционального благополучия» связано с экзистенциальным вектором нашего исследования (А. Маслоу, Р. Мэй, Г. Олпорт, К. Роджерс, В. Франкл, Э. Фромм и др.). Под субъективным переживанием эмоционального благополучия мы подразумеваем осознанное принятие всех эмоций, в том числе неприятно-болезненных, деликатное обращение и управление эмоциями, с учетом своей субъектности1, открытость жизненному пространству в контакте с Другим. Образ Я включает в себя систему осознанных (в разной степени) представлений о самом себе, своих возможностях, социальном предназначении, связанных с самооценкой (интеллектуальных, физических, эмоциональных, социальных и прочих свойств личности), обеспечивающих допустимость в поведенческих паттернах определенного отношения человека к самому себе и во взаимоотношениях с другими людьми.

В исследовании особенностей взаимосвязи образа Я и субъективного переживания эмоционального благополучия приняли участие 138 подростков 14— 15 лет: 52 учащихся 8-х классов МБОУ СОШ №11 г. Хабаровска; 58 воспитанников детских домов (КГБОУ «Детский дом № 7 г. Хабаровска; КГБОУ «Детский дом № 33» п. Тополево Хабаровского края; КГБОУ «Детский дом № 31» п. Корсаково Хабаровского края); 28 обучающихся КГБОУ «Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции» г. Хабаровска2.

Для выявления актуального уровня эмоционального благополучия и идентификации образа Я среди подростков нами был использован рисуночный тест

1 Бондарева М. Ю., Ткач Е. Н. Специфика проявления субъектности в подростковом возрасте // Акмеология. 2015. № 3 (55). С. 158-160.

2 Бондарева М. Ю., Ткач Е. Н. Особенности субъективного переживания эмоционального благополучия личности в подростковом возрасте // Вестник ПСТГУ. Сер. IV: Педагогика. Психология. 2014. № 3 (34). С. 97-109.

Силвер для оценки когнитивной и эмоциональной сфер личности (далее — Рисуночный тест Силвер, или РТС)3. Данный тест достаточно прост в проведении и не требует долгих временных затрат. Подросткам раздаются стимульные изображения (рис. 1) и бланк с инструкцией следующего содержания: «Выберите две картинки и вообразите историю, какая может произойти между картинками, которые Вы выбрали. Когда будете готовы, нарисуйте картинку, которую Вы вообразили. Покажите, что случится в Вашем рисунке. Вы можете также делать изменения и рисовать другие вещи. Когда закончите рисовать, напишите название или историю. Сообщите, что происходит и может случиться позже».

Как показал опыт проведения исследования, подростки не одинаково воспринимают предложенные стимульные изображения, на их выбор влияет имеющийся прошлый опыт, актуальное психологическое состояние. Однако рисование является у них привычной формой самовыражения еще с детства, поэтому для подростков не составляет труда выполнить данное задание. РТС обеспечивает доступ к фантазиям и облегчает раннюю идентификацию подростков с эмоциональными нарушениями.

3 Силвер Р., Копытин А. И. Рисуночный тест Силвер диагностика когнитивной и эмоциональной сфер личности: методическое руководство. СПб., 2006.

Высокий уровень валидности и надежности РТС (коэффициент достоверности составляет по шкале «оценка эмоционального содержания» — 0,94, по шкале «оценка образа Я» — 0,74) позволил разделить всю выборку подростков на три группы и дать им условные названия: «эмоционально-благополучные», «эмоционально-амбивалентные», «эмоционально-неблагополучные», что представляет особую ценность данного теста в рамках нашего исследования (табл. 1).

Таблица 1

Сравнительный анализ деления подростков (чел.) на группы.

Группы Школа Реабилитационный центр Детский дом Всего

п % п % п % п %

1. «эмоционально-неблагополучные» 10 22,7 14 31,8 20 45,5 44 100

2. «эмоционально-амбивалентные» 25 38,5 12 18,5 28 43,1 65 100

3. «эмоционально-благополучные» 17 58,6 2 6,9 10 34,5 29 100

Всего 52 28 58 138

Такое количественное распределение подростков обусловлено отличительными особенностями социальных групп (Школа, Реабилитационный центр, Детский дом) по параметрам социальной ситуации их развития и наличием (реальным или условным) или отсутствием семьи. Первая группа «эмоционально-неблагополучные» включает большее количество подростков Детского дома (п=20, 45,5%), вторая группа «эмоционально-амбивалентные» состоит в основном из выборки Школы (п=25, 38,5%) и Детского дома (п=28, 43%) и третью группу «эмоционально-благополучные» большую часть составляют подростки Школы (п=17, 58,5%).

При анализе средних значений мы обнаружили согласованность полученных данных по шкале «оценка эмоционального содержания» и «оценка образа Я» по группам. Наглядно это хорошо видно на представленном графике средних значений по шкалам (рис. 2), что свидетельствует о взаимосвязи образа Я и содержания эмоционального благополучия.

Для более подробного изучения полученных результатов мы провели качественный анализ рисунков подростков и написанных к ним историй.

Рисунки группы «эмоционально-неблагополучные» отражают отрицательное содержание эмоционального неблагополучия, связанное с одиночеством, страхом, агрессией, враждебностью, смертельной опасностью. Взаимоотношения между персонажами деструктивные (напряженные, враждебные, неприятные). Примером может служить рисунок Наташи П., 15 лет, воспитанницы Детского дома. Из предложенной серии картинок (рис. 1) Наташа выбрала картинки с изображением мальчика и ножа. На рисунке в верхней части листа схематично нарисованы два человека: один человек сидит, другой лежит. Между ними нарисован нож. Девочка написала следующую историю к этому рисунку: «Сидел

0,5----

О -I---

1 2 3

Группы

Рис. 2. График средних значений по шкалам «Оценка образа Я» и «Оценка эмоционального содержания» в группах (1 — «эмоционально-неблагополучные», 2 — «эмоционально-амбивалентные», 3 — «эмоционально-благополучные»)

мальчик на стуле, думал, тут вдруг ворвался маньяк-убийца и зарезал мальчика! Его похоронили и забыли все!» Изображенные на рисунке человечки одного размера с ножом. У человека, который изображен убитым, не обозначены черты лица. Так как «черты лица» в проективном рисовании являются символом сферы общения, импульсом к социальному контакту, то можно предположить, что отсутствие глаз, носа, рта свидетельствует об аутичности, закрытости подростка от социума4. Нож в рисунке выступает как символ агрессии, разрушения. Таким образом, содержание рисунка Наташи выражает неопределенность в самоидентификации (отождествление себя с противоположным полом), аутоагрессию, изоляцию от социума.

Качественный анализ рисунков и сочиненных к ним историй «эмоционально-неблагополучных» подростков позволил выявить различия проявления эмоционального неблагополучия представителей разных социальных групп (Школа, Реабилитационный центр, Детский дом). В описании рисунков наблюдались следующие высказывания подростков: «собрала вещи и уехала», «его похоронили и все забыли», «хозяин его выкинул», «пошел гулять и больше никогда не вернулся» — в этих фразах проявляется симптоматика посттравматического стрессового расстройства воспитанников Детских домов. Основными причинами эмоционального неблагополучия таких подростков являются травматичный опыт утраты семьи, «брошенности», материнская депривация. Переживание бесконечного одиночества, депрессии, связанной с виной и стыдом собственного существования, когда невозможно быть признанным5.

Подростки Реабилитационного центра группы «эмоционально-неблагополучные» в своих историях демонстрируют агрессивно-враждебный, разрушающий смысл: «змея съела мышь», «сдохла», «убивает», «взяли ножик», «заплакал и

4 Лебедева Л. Д., Никонорова Ю. В., Тараканова Н. А. Энциклопедия признаков и интерпретаций в проективном рисовании и арт-терапии. СПб., 2010. С. 111.

5 Мэй Р. Человек в поисках себя. М., 2013.

спрыгнул с балкона первого этажа». Следует отметить, что в Реабилитационном центре находятся подростки с девиантным и делинквентным поведением, попавшие в трудную жизненную ситуацию: неблагополучная социальная ситуация развития подростков, проживание в кровных или опекунских семьях, в которых родители (законные представители) ведут асоциальный образ жизни. Такие последствия внешних неблагоприятных влияний воспитания на детей Й. Лангмей-ер и З. Матейчик в своей работе «Психическая депривация в детском возрасте» называют «запущенностью»6. При запущенности ребенок не всегда оказывается депривированным, однако социально-неблагоприятные условия являются пусковым механизмом для переживания интенсификации эмоционального неблагополучия.

Совершенно иначе выстроена смысловая часть в историях «эмоционально-неблагополучных» подростков Школы, проживающих в кровных семьях, чьи родители ведут социально-приемлемый образ жизни. На рисунках этих подростков воплощаются истории, наполненные агрессивным юмором, подростковым разочарованием в людях, несчастным одиночеством.

Типичным примером может служить рисунок Марины П., 14 лет. Из серии картинок стимульного материала (рис. 1) девочка выбрала женскую и мужскую фигуры, дополнительно она взяла еще третью картинку — портрет женщины. Изображение персонажей передано максимально точно, по образцу. Пространство рисунка пересекают две диагональные линии, перечеркивая все фигуры. К этому рисунку девочка сочинила следующую историю (дословно, с сохранением авторской пунктуации): «Жила была девочка у нее было все: любящая семья, друзья и парень. Но как это сказка значит можно сочинять. Потому что в этом мире нет любви, счастья и другого. Все люди делают все для себя. Ведь все мы полные эгоисты и сволочи».

Истории подростков группы «эмоционально-благополучные» отличаются положительным содержанием, связаны с описанием дружественных или приятных взаимоотношений. Персонажи историй достигают своих целей, справляются с трудностями, например, в истории, написанной к рисунку Матвеем З., 15 лет, воспитывающимся в благополучной семье (дословно, с сохранением авторской пунктуации): «Пацан, который рисовал граффити не дотягивался до верхушки своего рисунка, но он нашел старый телевизор и встал на него. Благодаря этому он нарисовал очень хорошего персонажа».

Многие подростковые истории наполнены любовью и заботой. Ярким примером является рисунок Любы Ч., 14 лет, воспитанницы Детского дома. Из предложенной серии картинок она выбрала девочку и жука. Девочка изображена возле окна и подает руку маленькому жуку, который сидит на краю ветки возле окна. К этому рисунку Люба сочинила следующую историю: «Девочка встала, выглянула в окно и увидела жучка, который чуть ли не падает с веточки. Она подала ему руку, чтобы он не упал».

Качественный анализ рисунков с историями подростков этой группы подтверждает тесную взаимосвязь позитивного образа Я с переживанием эмоционального благополучия. Моделирование ситуации успеха в проективной методи-

6 Лангмейер Й., Матейчик З. Психическая депривация в детском возрасте. Прага, 1984.

ке интерпретируется как благоприятный прогноз в выстраивании собственной картины мира. В дружественной среде ребенку проще заявлять и удовлетворять свои потребности, что позволяет ему относиться к себе как к субъекту и быть независимым от мнения окружающих людей, быть спонтанным и аутентичным, эмоционально-устойчивым. Положительная корреляционная связь между шкалами «оценка эмоционального содержания» и «оценка образа Я» (р<0,05), подтверждает тесную взаимосвязь образа Я и субъективного переживания эмоционального благополучия.

Подростки группы «эмоционально-амбивалентные» составляют большую часть из всей выборки (п=65, 47%). Истории к рисункам у подростков этой группы отличаются от историй представителей других групп нейтральным, неясным или противоречивым содержанием. Образ Я не просматривается или неясен, подросток или идентифицирует себя с равнодушным персонажем, или с персонажем, переживающим противоречивые чувства. Мы предполагаем, что образ Я подростков этой группы еще не определен. Подросток будто находится в роли пассивного наблюдателя, приспосабливаясь к социальным требованиям. Приведем в пример несколько рисунков с историями подростков этой группы. Из предложенной серии картинок (рис. 1) Эдик М., 15 лет, воспитанник Детского дома выбрал портрет мужчины, кровать, кота и мышку. К рисунку он написал следующую историю: «Я сидел дома, смотрел телевизор. Мимо меня пробежала мышь, а за ней бежал кот, чтобы ее поймать». Лена Д., 14 лет, из группы Реабилитационный центр нарисовала холодильник, в котором находится бутылка пива, и написала следующий комментарий: «В холодильнике лежит пиво». Данные примеры подтверждают нейтральный характер выбранных сюжетов, подростки выступают в роли рассказчика, стороннего наблюдателя.

Таким образом, статистический анализ средних значений по группам шкалы «оценка эмоционального содержания» и «оценка образа Я», проведенный качественный анализ рисунков подростков и написанных к ним историй подтверждает нашу гипотезу о тесной взаимосвязи образа Я подростков и содержания эмоционального благополучия. У подростков, воспитывающихся в разных социально-психологических условиях, проявляются отличительные особенности восприятия предлагаемого стимульного материала. На выбор картинок значительное влияние оказывал прошлый индивидуальный опыт подростков, который затем нашел свое отражение в рисунках и историях. Общение со сверстниками, значимыми взрослыми является необходимым условием развития целостного образа Я подростков. Удовлетворенность в сфере общения, наличие друзей, внимание значимых взрослых способствует развитию эмоционального благополучия подростков. Первичным и незаменимым источником успешной социализации ребенка является семья. Подростки, воспитывающиеся вне семьи (в учреждениях интернатного типа) и в условиях неблагополучной семьи, переживают отчуждение и травматизацию, нуждаются в особой психолого-педагогической помощи.

Ключевые слова: образ Я, субъективное переживание эмоционального благополучия, подростки, подростковый возраст, социально-психологические условия, образовательная среда, индивидуальный опыт, эмоции, индентичность, рисуночный тест, психотравма.

Список литературы

Бондарева М. Ю., Ткач Е. Н. Специфика проявления субъектности в подростковом возрасте // Акмеология. 2015. № 3 (55). С. 158-160.

Бондарева М. Ю., Ткач Е. Н. Особенности субъективного переживания эмоционального благополучия личности в подростковом возрасте // Вестник ПСТГУ. Сер. IV: Педагогика. Психология. 2014. № 3 (34). С. 97-109.

Силвер Р., Копытин А. И. Рисуночный тест Силвер диагностика когнитивной и эмоциональной сфер личности: методическое руководство. СПб., 2006.

Лебедева Л. Д., Никонорова Ю. В., Тараканова Н. А. Энциклопедия признаков и интерпретаций в проективном рисовании и арт-терапии. СПб., 2010.

Мэй Р. Человек в поисках себя. М., 2013.

Лангмейер Й., Матейчик З. Психическая депривация в детском возрасте. Прага, 1984.

St. Tikhons University Review. Bondareva Marina,

Series IV: Pedagogy. Psychology. Regional State Institution "Centre for Family Placement

2017. Vol. 45. P. 83—91 of Children Left Without Parental Care and for Post-Orphanage Support"

11 Leningradskaia ul., Khabarovsk 680013, Russian Federation

mavi-2011@yandex.ru

Tkach Elena, Candidate of Science in Psychology Pacific National University 6 Leningradskaia ul., Khabarovsk 680000, Russian Federation

elenat3004@mail .ru Kuznetsov Viktor, Candidate of Science in Physics and Mathematics Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration

Far East Institute of Management 46 Pionerskaia ul., Khabarovsk 680000, Russian Federation victor_kuznetsov@mail.ru

Subjective Experience of Emotional Well-Being of Teenagers Brought Up in Diverse Socio-Psychological Conditions

M. Bondareva, E, Tkach, V. Kuznetsov

The paper sets out an understanding of self-image and subjective feeling of emotional well-being which is associated with the existential direction of the study. Under the subjective experience of emotional well-being the authors imply the following factors: conscious acceptance of all emotions, including unpleasant and painful; considerate handling of one's own emotions that takes into account one's own subjectivity and openness to the living space in contact with the other. From the authors' point of view, the image of I includes a system of conscious (to a greater or lesser degree) ideas about oneself, one's abilities, social intentions related to self-esteem. This image also includes physical, intellectual, emotional, social and other personal properties that provide the validity in behavioral patterns of a certain relationship of the person to him-/herself

and to others. The paper describes the results of the drawing test "Silver" for teenagers of 14-15 years of age brought up in different socio-psychological conditions, namely, the presence or absence of the family, educational environment (school, rehabilitation centre, orphanage). The authors have carried out a comparative analysis of average values, a qualitative analysis of drawings and stories attached to them. As a result, the three groups of adolescents have been distinguished, provisionally titled as follows: emotionally positive, emotionally ambivalent, and emotionally disfunctional. The conducted study allows us to identify in each of the above-mentioned groups distinctive features as to the relationship between the self-image and subjective feeling of emotional well-being of adolescents that have varying levels of individual experience, education and upbringing. The paper also identifies necessary conditions for the development of an integrated self-image for teenagers.

Keywords: self-concept, subjective experience of emotional well-being, adolescents, adolescence, socio-psychological conditions, educational environment, individual experience, emotions, identity, drawing test, psychological trauma

References

Bondareva M. Ju., Tkach E. N., Osoben-nosti sub'ektivnogo perezhivanij a jemocio-nal'nogo blagopoluchija lichnosti v podrost-kovom vozraste, in: Vestnik PSTGU. Ser. IV: Pedagogika. Psihologija, 2014, 3 (34), 97109.

Bondareva M. Ju., Tkach E. N., Specifika projavlenija sub'ektnosti v podrostkovom vozraste, in: Akmeologja, 2015, № 3 (55), 158-160.

Langmejer J., Matejchik Z., Psihicheskaja deprivacja v detskom vozraste, Praga, 1984.

Lebedeva L. D., Nikonorova Ju. V., Tarakano-va N. A., Jenciklopedija priznakov i inter pretacij v proektivnom risovanii i art-terapii. St. Petersburg, 2010.

Mjej R., Chelovek v poiskah sebja, Moscow, 2013.

Silver R., Kopytin A. I., Risunochnyj test Silver diagnostika kognitivnoj i jemocional'noj sfer lichnosti: metodicheskoe rukovodstvo, St. Petersburg, 2006.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.