Научная статья на тему 'Особенности культурного опосредования переживания подростков из детских домов'

Особенности культурного опосредования переживания подростков из детских домов Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
163
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕРЕЖИВАНИЕ / КУЛЬТУРНОЕ ОПОСРЕДОВАНИЕ / ПСИХОСЕМАНТИЧЕСКИЙ ТЕТРАЭДР / КОГНИТИВНЫЕ / ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ И ТЕЛЕСНЫЕ КОМПОНЕНТЫ ПЕРЕЖИВАНИЯ / ПРЕДМЕТНОЕ СОДЕРЖАНИЕ / ЛИЧНОСТНЫЙ СМЫСЛ / ЗНАЧЕНИЕ / СЛОВО / ЗНАК / EXPERIENCE / CULTURAL MEDIATION / PSYCHO-SEMANTIC TETRAHEDRON / COGNITIVE / EMOTIONAL AND SOMATIC COMPONENTS OF EXPERIENCE / SUBJECT CONTENT / PERSONAL SENSE / MEANING / WORD / SIGN

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Лопатина Ирина Александровна, Никитина Александра Александровна

Авторы рассматривают многообразие подходов к пониманию категории переживания и делают акцент на особенностях культурного опосредования переживаний детей-сирот. На русском языке используем термин «переживание» и считаем, что английское словоexperience” адекватно отражает смысл русского слова. Оно часто используется в исследованиях, однако не имеет четкого определения, возможно, из-за кажущейся очевидности его смысла. Переживание понимается как отражения в сознании личности значимых для нее событий и явлений окружающего мира, включающее когнитивные, эмоциональные и телесные компоненты, и в каждом образе сознания представлены предметное содержание, личностный смысл, значение и слово или знак. В статье освещаются результаты эмпирического исследования особенностей культурного опосредования переживания подростков из детских домов. У подростков из детских домов преобладает телесный аспект переживания, у подростков из семей эмоциональный и когнитивный компоненты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features of Cultural Mediation of Experiences of Teenagers from Orphanages

The article considers the variety of approaches to understanding the category of experiences and focus on the features of cultural mediation of orphans’ experiences. The English word “experience” adequately reflects the meaning of the Russian word ««переживание». Interestingly, while it is often used by researchers, the term “переживание” has never been clearly defined, maybe because its meaning seems so obvious. Experience is understood as the reflection important events and phenomena of the surrounding world in consciousness of the personality. It includes cognitive, emotional and physical components, and in every way consciousness presents subject content, personal meaning, value, and word or sign. The results of the research of features of cultural mediation of experiences of teenagers from orphanages are presented in the article. Somatic aspect of experience prevails in teenagers from orphanages while the emotional and cognitive aspects prevail in teenagers from families.

Текст научной работы на тему «Особенности культурного опосредования переживания подростков из детских домов»

УДК 376.64 ББК 74.200.6

ОСОБЕННОСТИ КУЛЬТУРНОГО ОПОСРЕДОВАНИЯ ПЕРЕЖИВАНИЯ ПОДРОСТКОВ ИЗ ДЕТСКИХ ДОМОВ

I И.А. Лопатина, А.А. Никитина

Аннотация. Авторы рассматривают многообразие подходов к пониманию категории переживания и делают акцент на особенностях культурного опосредования переживаний детей-сирот. На русском языке используем термин «переживание» и считаем, что английское слово "experience" адекватно отражает смысл русского слова. Оно часто используется в исследованиях, однако не имеет четкого определения, возможно, из-за кажущейся очевидности его смысла. Переживание понимается как отражения в сознании личности значимых для нее событий и явлений окружающего мира, включающее когнитивные, эмоциональные и телесные компоненты, и в каждом образе сознания представлены предметное содержание, личностный смысл, значение и слово или знак. В статье освещаются результаты эмпирического исследования особенностей культурного опосредования переживания подростков из детских домов. У подростков из детских домов преобладает телесный аспект переживания, у подростков из семей — эмоциональный и когнитивный компоненты.

Ключевые слова: переживание, культурное опосредование, психосемантический тетраэдр, когнитивные, эмоциональные и телесные компоненты переживания, предметное содержание, личностный смысл, значение, слово, знак.

FEATURES OF CULTURAL MEDIATION OF EXPERIENCES OF TEENAGERS FROM ORPHANAGES

I I.A. Lopatina, A.A. Nikitina

Abstract. The article considers the variety of approaches to understanding the category of experiences and focus on the features of cultural mediation of orphans' experiences. The English word "experience" adequately reflects the meaning of the Russian word «переживание». Interestingly, while it is often used by researchers, the term "переживание" has never been clearly defined, maybe because its meaning seems so obvious. Experience is understood as

the reflection important events and phenomena of the surrounding world in consciousness of the personality. It includes cognitive, emotional and physical components, and in every way consciousness presents subject content, personal meaning, value, and word or sign. The results of the research of features of cultural mediation of experiences of teenagers from orphanages are presented in the article. Somatic aspect of experience prevails in teenagers from orphanages while the emotional and cognitive aspects prevail in teenagers from families.

Keywords: experience, cultural mediation, psycho-semantic tetrahedron, cognitive, emotional and somatic components of experience, subject content, personal sense, meaning, word, sign.

166

Ситуация сиротства накладывает существенный отпечаток на жизнь ребенка. Дети-сироты изначально находятся в социально-депривационной ситуации развития. Жизненный опыт детей, воспитывающихся в учреждениях интернатного типа, содержит широкий спектр тяжелых переживаний: помещение в детский дом, смерть родителей и других близких, длительное проживание в неблагополучных семьях, унижения и т.п. Неблагоприятные условия оставляют отпечаток на развитие их личности. А подростковый возраст в сопровождении с гормональными, психофизиологическими, эмоциональными, личностными изменениями, с одной стороны, усугубляют неблагоприятную ситуацию, с другой — предоставляет возможности для позитивной динамики. Понимание особенностей культурного опосредования переживаний подростков детских домов позволит подобрать методы эффективного сопровождения их личности и оказания продуктивной психологической помощи.

Проблема переживания актуальна для психологии, поскольку переживания играют важную роль в самопознании и формировании личности, в накоплении жизненного опыта

и приобщении к общечеловеческим ценностям. Переживания зависят от социально-исторических закономерностей формирования индивидуального сознания, так и исторически конкретных социально-психологических, психологических и психофизиологических механизмов его функционирования.

Многие направления психологии не обходят стороной категорию переживания, однако при всем многообразии подходов и определений нет единого понимания.

Долгое время «переживание» использовалось в обыденном значении и не носило статуса научного термина, что наблюдается в трудах философов Античности, Средневековья и Нового времени. Слово «переживание» применялось в качестве синонима эмоциям, чувствам и страстям, как явление эмоциональной сферы. Игнорирование переживаний продолжалось вплоть до конца XIX веж ка, поскольку дискриминировалась вся эмоциональная сфера [1].

Подход, в котором переживание представлено как элемент эмоциональной сферы личности, является наиболее богатым на представителей (У. Джемс, У. Кэннон, Ф. Крюгер,

Б.И. Додонов, В.П. Симонов, Б.Д. Па-рыгин, Е.П. Ильин, А.С. Шаров и др.)

Экзистенциальный подход к пониманию переживания рассматривает его как способ существования и бытия человека в мире, как целостный внутренний опыт личности, непосредственно представленный в сознании (В. Дильтей, Р.Д. Лэйнг, А. Лэнгле и др.).

Основным представителем дея-тельностного подхода является Ф.Е. Василюк. Ученый исследовал процессы, с помощью которых человек преодолевает сложные ситуации [2]. Придерживаются данного подхода О.Е. Хухлаев, Е.А. Рахматуллина.

А.С. Кочаряном и А.М. Лисеной предложен психотерапевтический подход, в котором переживание рассматривается как важный элемент внутренней экзистенции личности, отражающий актуальное состояние [3].

Феноменологический подход к определению переживания связан с именами Э. Гуссерля, Ю.Джендлина, С.Л. Рубинштейна, Л.С. Выготского, Ф.Е. Василюка и др. Его сторонники признают за переживаниями первостепенную роль, ориентируются на анализ способов понимания человеком мира и опирается на использование субъективных отчетов испытуемых и процедур качественного анализа данных, а также на описательный дизайн исследования [4]. В данном исследовании авторы опираются на данный подход, рассматривают его положения более подробно.

Л.С. Выготский говорил о переживании как об основной единице для изучения единства среды и личности: «Переживание является определяющим с точки зрения того, как тот или иной момент среды влияет

на развитие ребенка» [5, с. 383]; и как о единице сознания: «Действительной динамической единицей сознания, т.е. полной, из которой складывается сознание, будет переживание» [там же]. Через переживание осуществляется влияние социальной ситуации развития на ребенка: «Ребенок есть часть социальной ситуации, отношение ребенка к среде и среды к ребенку дается через переживание и деятельность самого ребенка; силы среды приобретают направляющее значение благодаря переживанию ребенка» [там же]. Таким образом, можем говорить о своеобразии переживаний подростков из учреждений интернатного типа, а также об особенностях их опосредования.

По мнению Л.Р. Фахрутдиновой, переживания и эмоции не относятся к одному классу психических явлений. Они протекают независимо от функционирования эмоциональной сферы, связано это с психологическими защитами. Переживания являются атрибутом сознания и связаны с его рефлексивной частью [6].

Л.Р. Фахрутдинова рассматривает переживание как многомерное явление, представляющее собой совокупность качеств и свойств, среди которых можно выделить телесный, эмоциональный и когнитивный элементы [7]. К телесному компоненту переживания относятся телесные самоощущения. К эмоциональному компоненту — эмоции, сопровождающие переживания. Когнитивный компонент представляет собой отражение рефлексии переживания на всех уровнях когнитивной иерархии: это могут быть ассоциации, мысли, образы и др., которые сопровождают переживаемые впечатления.

167

168

С.Л. Рубинштейн выделил три основных уровня эмоциональной сферы личности, которые мы можем соотнести с аспектами переживания и представить в определенной иерархии. Первый уровень — это уровень органической аффективно-эмоциональной чувствительности. Следующий, более высокий — предметные чувства. Над ними возвышаются мировоззренческие чувства [8]. Таким образом, мы говорим, что компоненты переживания выстроены в определенной иерархии и имеют уровневую структуру.

Ф.Е. Василюк представил модель структуры образа сознания в виде «психосемантического тетраэдра» как систематизации культурного опосредования переживания. Вершины тетраэдра представляют: предметное содержание образа, личностный смысл, значение и слово или знак. Внутри заполнен чувственной тканью сознания. Каждый образ сознания имеет своего представителя из этих инстанций. Внешний мир выражен предметным содержанием, мир культуры — значением, язык — словом, а внутренний мир — личностным смыслом. Каждая вершина является пограничной сущностью, одной стороной обращенной к объективной реальности, к которой относятся внешний мир, внутренний мир, язык и культура, а другой стороной к непосредственной субъективности. Образы сознания пропитаны чувственной тканью, способом существования которой является переживание [9].

Авторы данной статьи опирались на определение переживания как отражения в сознании личности значимых для нее событий и явлений окружающего мира, включающее когнитивные, эмоциональные и телесные компоненты, и в каждом образе со-

знания представлены предметное содержание, личностный смысл, значение и слово или знак. Культурное опосредование переживания — опосредование переживаний системой культурно-исторических условий, социальной ситуации развития и внутренней позиции личности.

Подростковый возраст может переживаться как критический период для самого подростка, так и для его окружения. Подростковый возраст — это время активной перестройки организма, вызванной половым созреванием и изменением в психическом развитии. Наряду с негативными проявлениями возраста существуют и позитивные новообразования. Происходит активное развитие интеллекта, личностной и эмоциональной сфер, самосознания, рефлексия направляется на себя, на область своих переживаний, на телесность, появляется чувство взрослости, ведущей деятельностью становится интимно-личностное общение. Поле переживаний подростков велико и разнообразно [10]. В настоящее время отмечается тенденция снижения рефлексивности российских подростков [11].

Проживание в учреждениях интернатного типа накладывает свои особенности на психическое развитие подростков. Личностное развитие затруднено невозможностью остаться в одиночестве, что является необходимым условием развития самосознания [12]. Эмоциональная сфера обеднена, однообразна, наблюдаются пониженный фон настроения и тревожность, импульсивность, аффективные вспышки. Контакты с другими людьми носят поверхностный характер [13]. Заниженная самооценка и незаинтересованность в своей собствен-

ной личности не позволяют заинтересоваться личностью собеседника [14]. В связи с этим страдает интимно-личностная сторона общения, являющаяся ведущей деятельностью в подростковом возрасте.

Авторы данной статьи поставили перед собой цель выявить особенности культурного опосредования переживания подростков из детских домов. Гипотезой исследования послужило предположение о том, что культурное опосредование переживаний подростков из детских домов будут отличаться от переживаний их сверстников, воспитывающихся в семьях:

• переживания подростков из детских домов находятся на уровне органической аффективно-эмоциональной чувствительности, в то время как переживания подростков из семей находятся на уровне предметных чувств;

• культурное опосредование переживаний подростков из детских домов характеризуется ориентацией на общекультурные понятия и значения слов, в то время как у подростков из семей — на личностный смысл;

• у подростков из детских домов и из семей существуют различия в содержательном наполнении переживаний: значимыми аспектами переживаний у подростков из детских домов являются отношения с учителями и воспитателями, а у подростков из семей — собственные достижения.

В соответствии с целью и гипотезой было организовано и проведено эмпирическое исследование, в котором принимало участие 92 подростка: 45 подростков из учреждений интернатного типа г. Москвы, из которых 18 девочек и 27 мальчиков, и 47 подростков из семей, из которых 21 девочка и 26 мальчиков.

Для проверки гипотезы были реализованы психодиагностические методики: особенности переживаний подростков, их содержание и тематика выявляются контент-анализом «Личной анкеты участника исследования» А.В. Томиловой [15]. Исследовать переживания в соответствии с представлениями Ф.Е. Василюка о структуре сознания, представленной в виде психосемантического тетраэдра, позволяет методика Л.Р. Фах-рутдиновой «Опросник структур сознания» [7]. Когнитивный компонент переживания, связанный с рефлексивностью, измеряется методикой «Дифференциальный тип рефлексии» Д.А. Леонтьева, Е.М. Лаптевой, Е.Н. Осина и А.Ж. Салиховой [16].

Тест-опросник механизмов психологической защиты «Индекс Жизненного Стиля» или "Life Style Index" (LSI) Р. Плутчика, Г. Келлермана и Х.Р. Конте, в адаптации Е.С. Романовой и Л.Р. Гребенникова соответственно, позволяет выявить преобладающие защитные механизмы и оценить общую напряженность защит (ОНЗ). Наличие выраженной напряженности защит свидетельствует о наличии у субъекта внутренних или внешних конфликтов [17]. Наличие психологических защит может затруднять процесс переживания. С.Л. Рубинштейн отметил возможность «бессознательного» переживания, предмет которого субъект еще не осознал. Само переживание не является не осознанным, не осознается его связь с предметом, к которому оно относится. «Поэтому можно очень сильно переживать какое-нибудь чувство и не осознавать его — возможно бессознательное или, вернее, неосознанное чувство. Бессозна-

169

тельное или неосознанное чувство — это, само собой разумеется, не чувство, не испытанное или не пережитое (что было бы противоречиво и бессмысленно), а чувство, в котором переживание не соотнесено или неадекватно соотнесено с объективным миром» [8, с. 24]. Наличие или отсутствие общей напряженности защит у опрашиваемых подростков нами использовалось в качестве группирующей переменной, наряду с полом и проживанием в детском доме или семье.

Основные результаты представлены в таблице.

У подростков из детских домов, не имеющих общей напряженности защит, выше значения по шкале Биодинамическая ткань действия (Н (3, N = 92) = 22,16967 р = ,0024), чем у подростков из семей. Подростки из детских домов демонстрируют более высокую осознанность своих действий, целесообразность и произвольность движений и ориентированы на телесный компонент переживания и выражение переживания посредствам телесных проявлений. Они лучше воспринимают свое тело, эффективнее им управляют. Подростковый возраст характеризуется направленностью личности на свою телесность из-за интенсивных физиологических изменений, происходящих в организме и вызывающих необходимость преобразовать образ физического «Я».

У подростков из детских домов менее выражен когнитивный компонент переживания. Подростки из семей демонстрируют более высокий уровень развития рефлексии, которая составляет когнитивный компонент переживания, и в то же время, они не склонны отмечать у себя на-

личие мыслей, образов, сопровождающих переживание впечатление.

Подростки, участвовавшие в нашем исследовании, не склонны проявлять системную рефлексию, заключающуюся в самодистанцировании от себя и взглядом со стороны. Подростки из детских домов мало рефлексируют себя и свое поведение (Н (3, N = 92) = 35,80080 р = ,0000), подростки из семей демонстрируют большую направленность на сферу своих переживаний, состояний. Низкие показатели рефлексии подростков из детских домов могут быть объяснены тем, что они в оценке себя полагаются на мнения окружающих взрослых, а собственное мнение о себе не развивается. Из-за нарушения эмоционального общения со взрослыми на ранних этапах онтогенеза происходит нарушение рефлексии на последующих этапах развития, поскольку рефлексивные механизмы формируются в общении с окружающими.

У подростков из семей с общей напряженностью психологических защит выше показатели квазирефлексии — способности рассуждать об оторванных от актуальной действительности вещах — (Н (3, N = 92) = 27,21591 р = ,0003), что соотносится с представлениями о том, что квазирефлексию можно рассматривать как одну из форм психологической защиты «через уход от неприятной ситуации, реальное разрешение которой не просматривается» [16].

Девочки-подростки из детских домов без общей напряженности защит склонны отмечать у себя переживания, опосредованные общекультурным значением, нежели девочки из семей (Н (3, N = 92) = 20,71808

Сравнительный анализ показателей методик критерием Краскел-Уоллеса

Среднее значение в группах

Зависимые переменные Девочки из семьи с ОНЗ Девочки из семьи без ОНЗ Мальчики из семей с ОНЗ Мальчики из семей без ОНЗ Девочки из детских домов с ОНЗ Девочки из детских домов без ОНЗ Мальчики из детских домов с ОНЗ Мальчики из детских домов без ОНЗ Значение критерия Уровень значимость*

Биодинамическая 28,95833 39,83333 56,61538 57,11538 38,03846 73,20000 35,09375 61,04545 Н=22,16967 р =,0024

ткань действия

Чувственная ткань 53,33333 37,38889 47,65385 60,96154 44,00000 50,50000 29,71875 53,59091 Н=13,00178 р =,0721

образа

Смысл 46,25000 64,00000 40,11538 48,57692 50,26923 55,40000 39,25000 39,59091 Н=7,427363 р =,3858

Значение 32,37500 40,16667 37,88462 57,53846 46,03846 87,80000 41,46875 53,31818 Н=20,71808 р =,0042

Системная 45,54167 64,22222 52,69231 55,42308 43,07692 51,50000 38,15625 29,09091 Н=12,81590 р =,0767

рефлексия

Интроспекция 64,45833 79,05556 48,11538 24,92308 42,53846 32,20000 31,56250 56,77273 Н=35,80080 р=,0000

Квазирефлексия 71,20833 59,88889 59,69231 39,65385 42,88462 42,80000 33,28125 26,27273 Н=27,21591 р=,0003

Н — значение критерия Краскела-Уоллеса. ОНЗ — общая напряженность защит

172

р = ,0042). В переживаниях девочек из детских домов актуализируются типичные, стандартные, стереотипные ассоциации, отсутствует личност-но-эмоциональное осмысление. Это может быть объяснено нарушением интимно-личностного общения, направленностью на освоение культур -ных норм, правил и ролей для адаптации к жизни в учреждении [18], нежеланием делиться своими переживаниями с посторонними или действием психологических защит.

Подростки из семей ориентированы на эмоциональный компонент переживания и выражение переживаний посредствам эмоциональных проявлений (Chi-square = 5,12, р = 0,0236). Подростки из семей в большей степени отмечали наличие у себя проявлений эмоционального компонента переживаний, они могут не только осознать наличие у себя переживания, но и связать с конкретным предметом, что соответствует уровню предметных чувств. Подростки из детских домов в больше степени отмечали отсутствие тех или иных проявлений эмоционального компонента переживания. Малая выраженность эмоционального компонента переживания у подростков из дет-

ских домов может быть обусловлена уплощенностью эмоциональной сферы, низкой эмоциональной регуляцией [13], низким уровнем развития эмоционального интеллекта [19].

Подростки, участвовавшие в исследовании, как из детских домов, так и из семей, в качестве содержаний переживания называют школьные проблемы, свое будущее (рис. 1.), собственное «я», а также взаимоотношения с родителями и сверстниками (рис. 2).

Специфическим содержанием переживаний у подростков из детских домов является следующее: значимыми людьми выступают учителя или воспитатели детского дома, чего не наблюдается у подростков из семей (Fisher exact p, one-tailed р = 0,0000) (рис. 2.)

Актуальными событиями для подростков из детских домов выступают события, происходящие вокруг (Fisher exact p, one-tailed, р = 0,0001). Подростки из детских домов придавали субъективную значимость событиям, происходящим вокруг, например, трагическим событиям в Петербурж-ском метро в начале апреля. Подростки из детских домов отмечают свои достижения как значимые для них события, но подростки из семей назы-

Значимые события

Мои Происходящее Попадание в Будущее Школьные достижения вокруг детский дом проблемы

■ Подростки из семей I Подростки из детских домов

Рис. 1. Значимые события для подростков из детских домов и из семей

60%

50%

40%

30%

20%

10%

0%

Значимые люди

90% 80% 70% 60% 50% 40% 30% 20% 10% 0%

Родители

Ровесники

Учителя, воспитатели

■ Подростки из семей

Подростки из детских домов

Рис. 2. Значимые люди для подростков из семей и детских домов

вают свои достижения субъективно важными статистически значимо чаще. В качестве значимых событий подростки из детских домов отмечают факт попадания в детский дом — отмечается амбивалентное отношение подростков к этому событию (рис. 1.).

Специфическим содержательным наполнением у подростков из семей является высокая значимость собственных достижений (СЫ^иаге = 4,67, р = 0,0307).

На основе проведенного исследования можно сформулировать следующие выводы:

Переживания подростков из детских домов находятся на уровне органической аффективно-эмоциональной чувствительности, в то время как переживания подростков из семей находятся на уровне предметных чувств. Подростки из детских домов осознают у себя наличие переживаний на телесном уровне, но не могут связать их с конкретным событиями, чувствами и т.п. Подростки из семей могут назвать само переживание и связать их с конкретным событиями, чувствами, то есть опредметить их.

Культурное опосредование переживаний девочек из детских домов

характеризуется ориентацией на общекультурные понятия и значения слов. В переживаниях девочек из детских домов актуализируются типичные, стандартные, стереотипные ассоциации. Они демонстрируют направленность на освоение культур -ных норм, правил и ролей, нежели мальчики из детских домов или подростки из семей.

У подростков из детских домов и из семей существуют различия в содержательном наполнении переживаний: значимыми аспектами переживаний у подростков из детских домов являются отношения с учителями и воспитателями, а у подростков из семей — собственные достижения. Для всех опрошенных подростков характерно: в качестве содержания переживания названы школьные проблемы, собственное будущее, собственное «я», взаимоотношения с родителями и сверстниками.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Токарева, С.Б. Проблема духовного опыта и методологические основания анализа духовности [Текст] / С.Б. Токарева. — Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2003. — 256 с.

173

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

174

2. Василюк, Ф.Е. Психология переживания (анализ преодоления кризисных ситуаций) [Текст] / Ф.Е. Василюк. — М.: Изд-во МГУ, 1984. — 200 с.

3. Кочарян, А.С. Психология переживания [Текст] / А.С. Кочарян, А.М. Лисеная. — Харьков: ХНУ, 2011. — 220 с.

4. Улановский, А.М. Изучение религиозных переживаний и дискурса (на материале исследования кришнаитов) [Текст] / А.М. Улановский, А.Б. Матюхина // Психология. Журнал Высшей школы экономики. — Т. 7. — № 1. — С. 55-73.

5. Выготский, Л.С. Собрание сочинений в 6-ти т. — Т. 4. — Детская психология [Текст] / Л.С. Выготский / Под ред. Д.Б. Эльконина.

— М.: Педагогика, 1984. — 432 с.

6. Фахрутдинова, Л.Р. Психология переживания: современное состояние, актуальные исследования, перспективы развития [Текст] / Л.Р. Фахрутдинова // Материалы международного Форума и школы молодых ученых ИП РАН «Образ российской психологии в регионах страны и в мире».

— М: Изд-во «Институт психологии РАН», 2006. — С. 101-104.

7. Фахрутдинова, Л.Р. Структурно-динамическая организация переживания субъекта: дис. ... д-ра психол. наук [Текст] / Л.Р. Фахрутдинова. — Казань, 2012. — 535 с.

8. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии [Текст] / С.Л. Рубинштейн. — СПб.: Питер, 2015. — 713 с.

9. Василюк, Ф.Е. Структура образа [Текст] / Ф.Е. Василюк // Вопросы психологии. — 1993. — № 5. — С. 5-19.

10. Мещерякова, И.А. Проблемное поле и мир переживаний старшеклассников [Текст] / И.А. Мещерякова // Психологическая наука и образование. — 1998. — № 3-4. — С. 18-30.

11. Прихожан, А.М. Подросток в учебнике и в жизни: кризис тринадцати лет [Текст] / А.М. Прихожан, Н.Н. Толстых // На пороге взросления. Сборник статей. — 2011.

— С. 14-22.

12. Мухина, В.С. Психологическая помощь детям, воспитывающимся в учреждениях интернатного типа [Текст] / В.С. Мухина // Вопросы психологии. — 1989. — № 1.

— С. 32-39.

13. Лопатина, И.А. Исследование особенностей эмоциональной сферы подростков, воспитывающихся в учреждениях интернатного типа в контексте профессиональной подготовки педагогов [Текст] / И.А. Лопатина // Высшее образование в России. — 2011. — № 1. — С. 182-186.

14. Психическое развитие воспитанников детского дома [Текст] / Под ред. И.В. Дубровиной, А.Г. Рузской. — М.: Педагогика, 1990. — 264 с.

15. Томилова, А.В. Динамика развития типа и предметного содержания переживания в старшем подростковом возрасте: дис. ... д-ра психол. наук [Текст] / А.В. Томилова.

— М., 2005. — 130 с.

16. Леонтьев, Д.А. Рефлексия «хорошая» и «дурная»: от объяснительной модели к дифференциальной диагностике [Текст] / Д.А. Леонтьев, Е.Н. Осин // Психология. Журнал Высшей школы экономики. -2014. — Т. 11. — № 4. — С. 110-135.

17. Романова, Е.С. Механизмы психологической защиты: генезис, функционирование, диагностика [Текст] / Е.С. Романова, Л.Р. Гребенников. — Мытищи: Издательство «Талант», 1996. — 144 с.

18. Кожевникова, О.А. Рефлексия и идентичность как психологические условия адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в социуме [Текст] / О.А. Кожевникова // Сибирский педагогический журнал. — 2007. — № 1.

— С. 184-192.

19. Никитина, А.А. Особенности эмоционального интеллекта подростков, воспитывающихся в учреждениях интернатного типа [Текст] / А.А. Никитина // Психология — наука будущего будущего / Материалы VI Международной конференции молодых ученых «Психология — наука будущего» / Под ред. А.Л. Журавлева, Е.А. Сергиенко. — М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2015. — С. 321-324.

REFERENCES

1. Fakhrutdinova L.R., "Psikhologiya perezhi-vaniya: sovremennoye sostoyaniye. aktual-nyye issledovaniya. perspektivy razvitiya", in: Collection of scientific of the International Forum i shkoly molodykh uchenykh IP RAN

"Obraz rossiyskoy psikhologii v regionakh strany i v mire", Moscow, Institut psikhologii RAN, 2006, pp. 101-104. (in Russian)

2. Fakhrutdinova L.R., Strukturno-dinamiches-kaya organizatsiya perezhivaniya subyekta, ScD Dissertation (Psychology), Kazan, 2012, 535 p. (in Russian)

3. Kocharyan A.S., Lisenaya A.M., Psikhologi-ya perezhivaniya, Kharkov, 2011, 220 p. (in Russian)

4. Kozhevnikova O.A., Refleksiya i identich-nost kak psikhologicheskiye usloviya adap-tatsii detey-sirot i detey. ostavshikhsya bez popecheniya roditeley v sotsiume, Sibirskiy pedagogicheskiy zhurnal, 2007, No. 1, pp. 184-192. (in Russian)

5. Leontyev D.A., Osin E.N., Refleksiya "khoroshaya" i "durnaya": ot obyasnitelnoy modeli k differentsialnoy diagnostike, Psik-hologiya. Zhurnal Vysshey shkoly ekonomi-ki, 2014, Vol. 11, No. 4, pp. 110-135. (in Russian)

6. Lopatina I.A., Issledovaniye osobennostey emotsionalnoy sfery podrostkov, vospityvay-ushchikhsya v uchrezhdeniyakh internatnogo tipa v kontekste professionalnoy podgotovki pedagogov, Vyssheye obrazovaniye v Rossii, 2011, No. 1, pp. 182-186. (in Russian)

7. Meshcheryakova I.A., Problemnoye pole i mir perezhivaniy starsheklassnikov, Psikho-logicheskaya nauka i obrazovaniye, 1998, No. 3-4, pp. 18-30. (in Russian)

8. Mukhina V.S., Psikhologicheskaya pomoshch detyam, vospityvayushchimsya v uchrezh-deniyakh internatnogo tipa, Voprosy psik-hologii, 1989, No. 1, pp. 32-39. (in Russian)

9. Nikitina A.A., "Osobennosti emotsionalnogo intellekta podrostkov. vospityvayushchikh-sya v uchrezhdeniyakh internatnogo tipa", Psikhologiya — nauka budushchego budu-shchego, Proceedings of the XVIrd International Conference molodykh uchenykh

"Psikhologiya — nauka budushchego", ed. A.L. Zhuravleva. E.A. Sergiyenko, Moscow, Institut psikhologii RAN, 2015, pp. 321324. (in Russian)

10. Prikhozhan A.M., Tolstykh N.N., "Podrostok v uchebnike i v zhizni: krizis trinadtsati let", in: Na poroge vzrosleniya. Sbornik statey, 2011, pp. 14-22. (in Russian)

11. Psikhicheskoye razvitiye vospitannikov det-skogo doma, ed. I.V. Dubrovinoy, A.G. Ru-zskoy, Moscow, Pedagogika, 1990, 264 p. (in Russian)

12. Romanova E.S., Grebennikov L.R., Mekha-nizmy psikhologicheskoy zashchity: genezis. funktsionirovaniye. Diagnostika, Mytishchi, Izdatelstvo "Talant", 1996, 144 p. (in Russian)

13. Rubinshteyn S.L., Osnovy obshchey psikhologii, St. Petersburg, Piter, 2015, 713 p. (in Russian)

14. Tokareva S.B., Problema dukhovnogo opyta i metodologicheskiye osnovaniya analiza dukhovnosti, Volgograd, 2003, 256 p. (in Russian)

15. Tomilova A.V., Dinamika razvitiya tipa i predmetnogo soderzhaniya perezhivaniya v starshem podrostkovom vozraste, ScD dissertation (Psychology), Moscow, 2005, 130 p. (in Russian)

16. Ulanovskiy A.M., Matyukhina A.B., Izuche-niye religioznykh perezhivaniy i diskursa (na materiale issledovaniya krishnaitov), Psik-hologiya. Zhurnal Vysshey shkoly ekonomi-ki, Vol. 7, No. 1, pp. 55-73. (in Russian)

17. Vasilyuk F.E., Psikhologiya perezhivaniya (analiz preodoleniya krizisnykh situatsiy), Moscow, 1984, 200 p. (in Russian)

18. Vasilyuk F.E., Struktura obraza, Voprosy psikhologii, 1993, No. 5, pp. 5-19. (in Russian)

19. Vygotskiy L.S., Sobraniye sochineniy v 6 vols., Vol. 4, Detskaya psikhologiya, ed. D.B. Elkonina, Moscow, Pedagogika, 1984, 432 p. (in Russian)

175

Лопатина Ирина Александровна, кандидат психологических наук, доцент, кафедра психологии развития, Московский педагогический государственный университет, ia.lopatina@mpgu.edu

Lopatina I.A., PhD in Psychology, Associate Professor, Psychology of Development Department, Moscow State University of Education, ia.lopatina@mpgu.edu

Никитина Александра Александровна, магистр, alexnikitina01@gmail.com

Nikitina A.A., M.A., alexnikitina01@gmail.com

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.