УДК 151.7 ББК 88. 834.023
Г.Р. Шагивалеева
психология переживаний
в юношеском возрасте
Статья посвящена исследованию переживания одиночества в юношеском возрасте. Переживание представляет собой процесс осознания и прочувствования личностного значения и смысла факта, события, ситуации, в котором происходит непрерывное взаимодействие когнитивных и аффективных компонентов при сохранении результирующей роли последних. В статье представлены также результаты эмпирического исследования особенностей переживания одиночества студентами.
Ключевые слова: переживание, психические состояния, одиночество, ситуация, чувства, ценности, эмоции.
G.R.. Shagivaleeva psychology of experience in youth
The research of youth loneliness is discussed. The experience is a process of awareness and feeling of personal significance and fact's meaning, events, situations in which there is a continuous interaction between the cognitive and affective components with the keeping the resulting role of the affective component. The experimental research results of the students' loneliness are presented.
Key words, experience, state of mind, loneliness, situation, feelings, values, emotions, youth.
Главное психологическое приобретение ранней юности - это открытие своего внутреннего мира. Открытие своего внутреннего мира - ценнейшее психологическое приобретение ранней юности, но оно вызывает много тревожных драматических переживаний. Вместе с осознанием своей уникальности, неповторимости, непохожести на других приходит чувство одиночества [7].
В нашей работе мы будем определять «одиночество» через понятие «ситуация». Б.С. Алишев определяет ситуацию как «... фрагмент взаимодействия субъекта с окружающим миром, который характеризуется относительной неизменностью основных параметров этого взаимодействия и, как следствие, наличием у него целостного содержания и смысла» [1]. Таким образом, мы определяем одиночество как специфическую ситуацию, сложившуюся в системе социальных, культурных, межличностных связей и отношений человека, для которой характерно его изолированное положение в тех или иных аспектах этих связей и отношений. Эта ситуация яв-
ляется и объективной и субъективной одновременно: она существует независимо от того, осознается или не осознается, но ее нет без самой находящейся в ней личности.
Наиболее точным понятием, обозначающим целостную реакцию человека на ситуацию, в том числе ситуацию одиночества, является понятие «переживание».
Проблема переживаний изучалась в работах Ф.В. Бассина, Л.И. Божович, Ф.Е. Василюка, Л.С. Выготского, В.К. Ви-люнаса, Ю.Б. Гиппенрейтер и др. [2; 3; 4; 5; 6]. Л.С. Выготский отметил: «Во всяком переживании различают акт и содержание переживания: первый - есть деятельность, связанная с возникновением данного переживания, второе - содержание, состав, то, что переживается» [5, с. 128]. Точно также и в нашем случае: одиночество - это то, что переживается, содержание переживания, а само последнее - форма психической деятельности.
Аналогичных позиций придерживается Ф.Е. Василюк: «Переживание понимается нами как особая деятельность,
го
ш
ф
ф ^
го ш
го
3
особая работа по перестройке психологического мира, направленная на установление смыслового соответствия между сознанием и бытием, общей целью которой является повышение осмысленности жизни» [4, с. 30]. Согласно Ф.Е. Василю-ку, переживание связано с объективной необходимостью перенести ситуацию, ставшую критической, справиться с ней. Критическая ситуация определяется им как такая ситуация, в которой субъект сталкивается с невозможностью реализации необходимостей своей жизни, а переживание понимается как особая эмоциональная деятельность большой напряжённости и продуктивности, способствующая перестройке внутреннего мира личности, достижению необходимого равновесия. Переживание, как отмечал Ф.В. Бассин, тесно связано со значением, смыслом и представляет собой комплекс разнообразных, противоречивых эмоций [2].
Переживание, с нашей точки зрения, представляет собой процесс осознания и прочувствования личностного значения и смысла факта, события, ситуации, в котором происходит непрерывное взаимодействие когнитивных и аффективных компонентов при сохранении результирующей роли последних. В переживании выражается отношение человека к явлениям и событиям окружающего мира, к людям, к самому себе.
Негативные переживания часто связаны с неудачами в общении, приводящими к формированию «предваряющих» переживаний. Известно, что негативный опыт общения способствует развитию тревожности, которая заставляет определённый тип людей обособляться, уходить в себя, чтобы не сталкиваться с неудачами. Вместе с тем они испытывают потребность выговориться, найти у окружающих поддержку. Отсюда, с одной стороны, избегание широких контактов, робость в незнакомой компании, но, с другой стороны, такие люди нередко проявляют активность и инициативу в выборе партнеров узкого, эмоционально-комфортного круга общения. Если такая задача успешно решается, вряд ли можно считать человека оди-
ноким, несмотря на ограниченность его социальных и межличностных связей.
Причины негативного переживания одиночества чаще всего проявляются в комплексе, т.е. в определённой взаимосвязанности и взаимообусловленности. Говоря о молодых людях, в этом комплексе можно выделить объективные факторы: неблагоприятную обстановку в семье, конфликтные отношения с учителями и сверстниками; потерю учебной мотивации, наличие позиции изолированного и отвергаемого в учебном заведении и т.д. Следует отметить, что такие причины существуют объективно и независимо от самой личности. Поэтому следует говорить об объективной обусловленности одиночества молодежи. Однако объективные причины преломляются через личность и приобретают субъективный характер. Например, неадекватная идентичность как результат не преодоленного возрастного кризиса может привести личность к одиночеству. Ключевым звеном возникновения одиночества является именно сам субъект, т.е. внутренние причины находятся в самой личности, в ее личностных особенностях, в структуру которых входят характер, направленность, способности, параметры психических процессов, вся система навыков, привычек и знаний, индивидуальный опыт человека, особенности природно-биологической организации. Несомненно, что некоторые личностные характеристики ведут к одиночеству. Например, неадекватная самооценка, застенчивость, замкнутость, чрезмерная собственная оригинальность и т.д. Диагностируя вышеназванные личностные особенности: характер, направленность, систему навыков, привычек, знаний, - педагоги и специалисты могут выявить предрасположенность личности молодого человека к одиночеству, что позволяет вести определённую работу по его профилактике.
Таким образом, причины негативных переживаний одиночества в юности могут быть связаны с возрастными доминантами в психосоциальном развитии личности. Эти доминанты хорошо изучены и описаны в работах крупнейших отечественных психологов и педагогов:
И.С. Кона, Ю.М. Орлова, П.Н. Осипова, Д.И. Фельдштейна и др. [7; 8; 9; 10]. Они полагают, что в юности важнейшими социальными потребностями становятся: потребность в общении, прежде всего -со сверстниками, и в формировании собственной сети коммуникаций и социальных взаимодействий; потребность в достижении определенного положения в этой сети, т.е. удовлетворительного социального и межличностного статуса; потребность в признании другими людьми этого статуса, а со стороны взрослых -в признании своей самостоятельности, взрослости; потребность в самопознании, в понимании собственного внутреннего мира и, вместе с этим, в осознании своей особенности, индивидуальности.
Известно, что в юношеском возрасте велика роль коллективно-групповых форм общения и, вместе с тем, нарастает значение индивидуальных контактов и привязанностей. Усиливается потребность в установлении более широких аф-филиативных отношений, выходящих за пределы семьи. Блокирование данной потребности создает ситуацию одиночества, которая вызывает у многих негативные переживания, чувство отчужденности, порождает фрустрацию - эмоционально тяжелое переживание неудачи. На границе подросткового и юношеского возраста резко усиливается потребность в статусе, в признании и уважении
со стороны сверстников и старших, в подтверждении своей личностной состоятельности. В свою очередь, все это вызывает необходимость в резком расширении социальных и межличностных контактов. Затруднения в реализации указанных потребностей часто становятся базой для формирования негативно переживаемого одиночества.
Целью нашего работы является исследование особенностей переживания одиночества разными студентами. В анкете было обозначено 27 чувств и эмоций, среди которых студенты указали характерные для себя переживания, возникающие в ситуации одиночества, без ограничения количества.
В приведенной далее таблице показана частота их возникновения у разных групп студентов. Если люди называли себя одинокими и не стремились избежать одиночества, то чаще всего они указывали на следующие чувства: спокойствие - 57,1%, скука - 52,4%, тревога - 42,9%, равнодушие, безразличие -36,7%, смирение - 33,3%. Если же такое стремление имелось, то актуальными становились следующие переживания: тревога - 62,7%, скука - 50,0%, жалость и сочувствие к себе - 47,3%, плохое настроение - 41,8%, тоска - 35,5%. Можно заметить, что две эмоции - тревога и скука - совпадают в обеих группах, а остальные отличаются.
Табл. 1. Частота конкретных эмоций, возникающих в ситуации одиночества у студентов (абсолютные частоты и %)
№ Название эмоции, чувства, переживания Субъективно одинокие (152) Субъективно не одинокие (232)
п/п Избегающие (110) Не избегающие (42) Избегающие (194) Не избегающие (38)
1 2 3 4 5 6
1 Отчаяние 4 (3,6) 1 (2,4) 3 (1,5) 0
2 Депрессия 15 (13,6) 3 (7,1) 13 (6,7) 0
3 Страх 27 (24,5) 6 (14,3) 40 (20,5) 2 (5,3)
4 Тревога 69 (62,7) 18 (42,9) 115(59,0) 16 (40,0)
5 Плохое настроение 46 (41,8) 10 (23,9) 125 (64,1) 18 (45,0)
6 Тоска 39 (35,5) 12 (28,6) 72 (36,9) 13 (32,5)
7 Тоска по конкретному человеку 31 (28,3) 4 (9,5) 61 (31,3) 5 (13,2)
8 Незащищенность, ранимость 32 (29,1) 8 (19,0) 55 (28,2) 7 (18,4)
9 Жалость, сочувствие к себе 52 (47,3) 6 (14,3) 74 (38,0) 5 (13,2)
ф
Ь
го ^
со О
СО
о
О Ф
3
о
X
2
х
го
ей ^
И ф
^ ф
с
о с; о
X ^
о С
Окончание табл. 1
1 2 3 4 5 6
10 Стыд, неловкость 10 (9,1) 2 (4,8) 22 (11,3) 1 (2,6)
11 Беспомощность, бессилие 19 (17,3) 3 (7,1) 17 (8,8) 0
12 Опустошенность, безнадежность 6 (5,5) 1 (2,4) 8 (4,1) 0
13 Отчужденность, покинутость 31 (28,3) 3 (7,1) 51 (26,2) 6 (15,8)
14 Раздражение, обида 15 (13,6) 2 (4,8) 17 (8,8) 1 (2,6)
15 Гнев,злость 7 (6,4) 1 (2,4) 7 (3,6) 0
16 Скука 55 (50,0) 22 (52,4) 129(66,2) 27 (67,5)
17 Смирение 5 (4,5) 14 (33,3) 8 (4,1) 11 (27,5)
18 Равнодушие, безразличие 17(15,5) 15(36,7) 19 (9,8) 16 (40,0)
19 Спокойствие 14 (12,7) 24 (57,1) 20 (10,3) 25 (62,5)
20 Удовлетворенность 12 (10,9) 12(28,6) 18 (9,3) 9 (22,5)
21 Хорошее настроение 11 (10,0) 10 (23,8) 17 (8,8) 11 (27,5)
22 Уверенность 10 (9,1) 10 (23,8) 15 (7,7) 5 (13,2)
23 Радость 3 (2,7) 7 (16,7) 1 (0,1) 1 (2,6)
24 Умиротворенность 2 (1,8) 5 (11,7) 0 0
25 Активность, сосредоточенность 4 (3,6) 3 (7,1) 1 (0,01) 0
26 Увлеченность, занятость 5(4,5) 3 (7,1) 0 0
27 Безмятежность, беспечность 2 (1,8) 3 (7,1) 0 1 (2,6)
Субъективно одинокие студенты по-разному реагируют на свое одиночество в зависимости от того, как они сами к нему относятся. Очевидно, что тех, кто стремится его активно избегать, оно тревожит и пугает гораздо сильнее, чем тех, кто к этому не стремится. Очевидно также, что первые при этом испытывают негативные переживания, связанные с неудовлетворенностью своим положением в сложившейся вокруг них системе социальной и межличностной коммуникации. Отсюда жалость, обращен-т ная к себе, ощущение незащищенности ^ и покинутости, обусловленный своим § несоответствием социальным нормам то стыд. Для вторых же характерно преоб-^ ладание спокойствия, смирения, безраз-и. личия. Студенты, легче переживающие
одиночество, представляют его себе как вполне удовлетворительную ситуацию.
В субъективном плане не одинокие студенты, т.е. те, кто не считает себя таковым, показали похожие ответы. Например, теми, кто не считает себя одиноким и стремится избежать одиночества, чаще всего упоминаются такие же эмоции и психические состояния, что и субъективно одинокими студентами, стремящимися изменить свою ситуацию. Выделяются три эмоциональных состояния: скука, плохое настроение, тревога, на каждое из них указывает примерно 60% студентов, отнесенных к данной группе. Эти студенты не одиноки, но они либо имеют свои предположения о том, какие переживания сопровождают одиночество, либо им приходилось переживать их ра-
нее. Точно также мы видим близость ответов одиноких и не одиноких студентов, не старающихся избегать одиночества. И первые и вторые считают основными эмоциональными состояниями, возникающими в одиночестве, скуку и спокойствие. Однако субъективно не одинокими студентами одиночество нередко воспринимается (оценивается) более негативно, чем субъективно одинокими. Результаты исследования свидетельствуют о том, что: не одинокие студенты в большей степени, чем одинокие, считают, что одиночество должно формировать плохое настроение, печаль, стыд и неловкость. Явно меньше среди них тех,
кто может получить удовлетворение, радость от одиночества.
Таким образом, исходя из полученных результатов, можно сделать вывод о том, что понятие одинокой личности и одиночества по-разному воспринимается в зависимости от конкретного человека, и люди, как правило, используют различные стандарты при оценке своего одиночества. Человек исходит из комплекса своих чувств, поступков, мыслей. Поэтому, когда два человека говорят: «Я чувствую себя одиноким», - они необязательно понимают одиночество однозначно и переживают одни и те же эмоции и чувства.
Библиографический список
1. Алишев, Б.С. Психологические проблемы построения теории ситуаций и её приложения к педагогическим взаимодействиям [Текст] / Б.С. Алишев // Социально-психологические проблемы среднего профессионального образования. - Казань: ИСПО РАО, 2002. - С. 4-24.
2. Бассин, Ф.В. «Значащие» переживания и проблема собственно психологической закономерности [Текст] / Ф.В. Бассин // Вопросы психологии. - 1972. - № 3. - С. 105-124.
3. Божович, Л.И. Проблемы формирования личности [Текст] / Л.И. Божович. - М.: Издво ИПП, 1995. - 352 с.
4. Василюк, Ф.Е. Психология переживания (анализ преодоления критических ситуаций) [Текст] / Ф.Е. Василюк. - М.: Изд-во Московского ун-та, 1980. - 192 с.
5. Выготский, Л.С. Этюды по истории поведения: Обезьяна. Примитив. Ребёнок [Текст] / Л.С. Выготский, А.Р. Лурия. - М.: Педагогика-Пресс, 1993. - 224 с.
6. Гиппенрейтер, Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? [Текст] Ю.Б. Гиппенрейтер. - М.: Че Ро, 2002. - 240 с.
7. Кон, И.С. Многоликое одиночество: (Психол. исслед.) [Текст] / И.С. Кон // Знание - сила. -1986. - № 12. - С. 40-42.
8. Орлов, Ю.М. Восхождение к индивидуальности [Текст] / Ю.М. Орлов. - М.: Просвещение, 1991. - 294 с.
9. Осипов, П.Н. Диагностика самовоспитания учащихся: метод. рекомендации [Текст] / П.Н. Осипов. - М.: АПН СССР, 1991. - 104 с.
10. Фельдштейн, Д.И. Психология взросления: структурно-содержательные характеристики процесса развития личности: Избранные тр. [Текст] /Д.И. Фельдштейн. - М.: Московский психолого-соц. ин-т: Флинта, 1999. - 672 с.
Referencеs
1. Alishev B.S. Psychological problems of the building a situation theory and its applications to pedagogical interaction. Sotsialnopsikchologicheskieproblemy srednegoprofessionalnogo obrazovania. Kazan: ISPO RAO, 2002. P. 4-24. [in Russian].
2. Bassin F.V. «Meaningful» experiences and problems psychological of laws. Voprosy psikhologii, 1972. №3. P. 105-124. [in Russian].
3. Bozovic L.I. Issues of formation of personality. M.: Izdvo IPP, 1995. P. 352. [in Russian].
4. Vasilyuk F.Y. Psychology of the sufferings (analysis of critical situation). M.: Izdatelstvo Moskovskogo uni-versiteta, 1980. P. 192. [in Russian].
5. Vygotsky L.S., Luria A.R. Studies on the history of behavior: Monkey. Primitive. The child.. M.: Pedagogika Press, 1993. P. 224. [in Russian].
ф
Ь
го ^
to
о ca
x
го ш s
И ф
^ ф
с
6. Gippenreiter Y.B. Communicate with your child. How? M.: « Che Ro », 2002. P. 240. [in Russian].
7. Kon I.S. Multifaceted loneliness: (Psychological research). Znanie-sila, 1986. № 12. P. 40-42. [in Russian].
8. Orlov Yu.M. Assent to the individuality. M.: Prosveschenie, 1991. P. 294. [in Russian].
9. Osipov P.N. Diagnostic student self-education. M.: APN USSR., 1991. P. 104. [in Russian].
10. Feldstein D.I. Growing-up Psychology: structurally-substantial characteristics of the process of personality development: Selected Works. M.: Moscow Psychological and Social Institute: Fliita, 1999. P. 672. [in Russian].
Сведения об авторе: Шагивалеева Гузалия Расиховна,
кандидат психологических наук, доцент, кафедра психологии, факультет психологии и педагогики, Елабужский институт (филиал) Казанского (Приволжского) федерального университета, г. Елабуга, Российская Федерация. Ктай: guzel-shagivalee@mail. ги
Information about the author: Shagivaleeva Guzaliya Rasikhovna,
Candidate of Sciences (Psychology), Academic
Title of Associate Professor,
Associate Professor, Department of Psychology,
Faculty of Psychology and Pedagogy,
Kazan Federal University, Yelabuga Institute,
Yelabuga, Russia.
E-mail: [email protected]
УДК 316.6 ББК 88.5
Т.И. Шнуренко
особенности функционирования механизма межпоколенной преемственности
В данной статье на основе характеристики понятия «поколение» рассмотрен механизм межпоколенной преемственности, выявлены закономерности и основные этапы его функционирования в зависимости от социально-экономических условий.
Ключевые слова: поколение, межпоколенная преемственность, механизм межпоколенной преемственности, ценностные ориентации.
T.I. Shnurenko
features of functioning of the mechanism of intergenerational continuity
The mechanism of intergenerational continuity was considered. The regularities and the main stages of its functioning that depend on the socio-economic conditions, on the basis of characteristics of the concept of generation were disclosed.
Key words: generation, intergenerational continuity, mechanism of intergenerational continuity, value orientations.
Динамика исторического развития о общества как системы раскрывается че-ф рез межпоколенные и внутрипоколен-^ ные взаимоотношения. Важное место в современном российском обществен-^ ном сознании традиционно занимает
проблематика смены поколений и межпоколенной преемственности ценностных ориентаций. В данном контексте весьма актуальным видится выявление механизма межпоколенной преемственности ценностных ориентаций, который