< Таблица 5
^ Результаты анализа организационных структур учреждений и организаций, оказывающих социальные услуги о населению
к ----
< I № п/п Количество исследований Расчетные показатели
X ^ Ш Наименование учреждений и организаций связность прочность компактность степень централизации
V 1 Муниципальное дошкольное образова- 34 18 > 13 0,98 0,37 -1,47
(J CO тельное учреждение (МДОУ)
о о 2 Муниципальное образовательное учреж- 68 47 > 25 0,34 -0,10 -0,99
I < дение средняя образовательная школа
I X (МОУ СОШ)
« 3 Муниципальные лечебно-профилактические (МЛПУ) 32 37 > 31 0,12 -1,01 -1,50
4 Муниципальные учреждения культуры (МУК) 10 17 > 16 0,55 -0,33 -0,02
5 Физкультурно-оздоровительные комплексы (ФОК) 4 110 > 27 3,07 -0,41 -3,42
6 Другие спортивные учреждения 3 17 > 13 0,30 -0,32 -3,06
тельно, можно сделать вывод о том, что учреждения социальной сферы на данный момент не готовы к реорганизационным изменениям.
Литература
1. Некоммерческое партнерство «Центр фискальной политики». URL: www.fpcenter.ru.
2. О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд: Федеральный закон РФ № 94-ФЗ от 21 июля 2005 г.
3. ЕгоршинА. П. Основы менеджмента: Учеб. для вузов. Нижний Новгород: НИМБ, 2008.
4. Бубнов С. А. Процессное управление, или Как научиться управлять компанией горизонтально. URL: http://www.cfin. ru/management/strategy/orgstr/audit_proc_mgmt.shtml.
Проблемы развития банковского сектора Азербайджана в условиях глобального финансового кризиса
Problems of development of Azerbaijan bank sector during world financial crisis
УДК 336.71(47!
ПЗейналов Видади Зейнал оглы
государственного экономи ческого
Zeynalov Vidadi Zeynal
В статье автором проведен обзор состояния банковского сектора Азербайджана в период глобального финансового кризиса, рассматриваются наиболее актуальные проблемы выхода из современного мирового финансово-экономического кризиса и антикризисная политика монетарных органов, принимаемая в различных странах мира. В ней также показаны антикризисные меры Правительства и Центрального банка Азербайджана, направленные на
поддержание финансовой стабильности в банковской системе. В заключение сделан ряд выводов о возможности использования мирового опыта в процессе модернизации азербайджанской банковской системы.
In this article the author makes a reviews of bank sector of Azerbaijan during the period of world financial crisis, reviews the most currently central issues of surmounting present-day economic crisis and anti-crisis policy of monetary bodies in different countries of the world. It also illustrates anti-crisis measures of Government and Central Bank of Azerbaijan targeted at support of stability of bank system. As a sum up the author makes a conclusion on the possibility of world experience implementation during the process of Azerbaijani bank system modernization.
Ключевые слова: мировой финансовый кризис, банковская система, антикризисная политика, девальвация, мировая практика антикризисных мер
Keywords: world financial crisis, bank system, anticrisis policy, devaluation, world practice of anti-crisis measures
Введение
Во второй половине 2008 г мировая финансовая система пережила период чрезвычайной нестабильности. Перекинувшись через Атлантику в Европу, кризис добрался до стран СНГ
В настоящее время практически каждая страна, независимо от степени интеграции ее экономики в мировую финансовую систему, переживает кризис разной глубины и специфики. В силу различий в исходных условиях и уровне развития государств не существует универсальных рецептов по преодолению кризиса.
С целью минимизации последствий разбаланси-ровки мировых финансово-экономических связей на государственном уровне принимаются различные антикризисные меры, направленные на стабилизацию финансового, реального, государственного секторов экономики и сокращение сроков выхода на докризисные параметры.
Все мы стали свидетелями того, как глобальный кризис пошатнул основы мирового экономического порядка, заставил финансово-банковские институты переосмыслить свою деятельность и заняться поиском новых путей решения возникших проблем.
Кризис заставил власти стран пойти на беспрецедентные меры по спасению своих банковских систем. Центробанки стали принимать меры к снижению того огромного давления, которому подверглись системы финансирования, в том числе расширяя диапазон кредитуемых ими финансовых организаций, увеличивая сроки погашения кредитов и диверсифицируя виды их обеспечения.
В качестве положительного примера адаптации к условиям нестабильности мировых финансовых рынков приведена Азербайджанская Республика: ее экономика в наименьшей степени пострадала от кризиса, а финансово-банковская система проявила должную устойчивость.
Современный финансовый кризис как первый «инфекционный кризис» периода глобализации экономики Непосредственной макроэкономической причиной нынешнего кризиса оказался перегрев мировой экономики, лучшим доказательством которого были различные финансовые пузыри, лопнувшие в течение 2007-2008 гг. Можно отметить трех важнейших из них:
1) пузырь на рынке недвижимости США и многих европейских стран,таких как Греция, Великобритания, Ирландия, Исландия, Испания и страны Балтии;
2) пузырь на фондовом рынке США и других стран, в том числе большинства развивающихся рынков;
3)пузырь на глобальном рынке основных ресурсов: нефти, металлов, сельскохозяйственного сырья и продовольствия [1].
Современный финансовый кризис — первый кризис периода глобализации экономики. Он подтвердил исключительно высокую степень взаимозависимости национальных экономик. Сложилась ситуация, когда обеспечение безопасности экономики отдельно взятой страны перестает быть ее «личным делом». Мир вступает в длительный этап постепенной диффузии национальных экономик, поэтому взаимозависимость хозяйственных систем в будущем будет нарастать еще более высокими темпами [2, с. 110].
Одна из особенностей нынешнего кризиса состоит в том, что в глобализирующейся экономике кризис, возникший в одной стране (особенно экономически развитой), мгновенно распространяется по всему ми-
ру, т. е. становится синхронным и, следовательно, <
более разрушительным. ^
Неблагоприятная ситуация в экономике США не о
могла не отразиться на всем остальном деловом ми- 5
ре, и страны СНГ, в том числе Азербайджан, не стали i
исключением. Наиболее сильно по экономике стра- Е^
ны ударили невозможность дальнейшего получения £
дешевых иностранных кредитов на межбанковском ^
рынке и снижение объемов экспорта продукции. Все m
это обусловило принятие масштабных антикризисных о
мер по поддержке национальных и мирового финан- <
совых рынков. х
©
Антикризисные меры по преодолению финансового кризиса: зарубежный опыт
Антикризисные меры, проводимые правительствами и центральными банками, приняли беспрецедентные масштабы. На поддержку финансового сектора первоначально было направлено более 2 трлн долл., из которых было использовано 1,15 трлн долл., а чистые издержки на конец декабря 2009 г составили почти 900 млрд долл.
Основные издержки приходятся на развитые страны: по оценкам МВФ, в развитых экономиках суммарно меры поддержки, включая гарантии, составили 50% ВВП, а в развивающихся — только 2,4% ВВП [3, с. 13].
Изучение мирового опыта позволяет классифицировать меры по преодолению финансово-экономического кризиса по следующим направлениям:
1) противодействие банковскому кризису, т. е. предотвращение коллапса банков путем принятия чрезвычайных мер по предоставлению ликвидности;
2) меры денежно-кредитной политики, включая переход от антиинфляционной к стимулирующей политике (quantitative easing), что должно было поддерживать экономический рост и расширить доступ к кредитным ресурсам. Здесь, конечно, важно, что именно — стагфляция или дефляция — представляет главную угрозу для данной страны;
3)поддержка реального сектора (стимулирование спроса), т. е. отраслей, ориентированных на внутренний спрос и обеспечивающих внутреннюю занятость, кроме того, поддержку малого и среднего бизнеса, создание специальных бюджетных фондов, увеличение госзаимствований;
4) помощь населению — здесь ключевую роль играют политика занятости и смягчение социальной напряженности (см. также: [4]).
В банковской сфере антикризисные меры включают рекапитализацию банков, предоставление стабилизационных кредитов, реструктуризацию банковской системы, содействие объединению банков или их национализации.
Программы рекапитализации предусмотрены в основном для банков и кредитных институтов, в некоторых странах также страховых компаний (Франция, Германия, Нидерланды) и других участников финансового рынка (например, пенсионные фонды в Германии).
Некоторые государства ограничились рекапитализацией финансового сектора и предоставлением государственных гарантий (Австралия, Франция, Италия), другие занимались непосредственно выкупом неперспективных долгов. Так, Национальный банк Швейцарии приобрел неликвидные активы у UBS на 39 млрд долл. В Испании был сформирован фонд для выкупа качественных банковских активов в размере 50 млрд долл. [5, с. 211].
Антикризисные меры английского правительства Г. Брауна имели целью усилить государственный кон-
< троль над банковской системой. Совокупность мер, ^ объявленных правительством на 2009 г, оценивается о в 1,3% ВВП. Программой Брауна (510 млрд долл.)
< предусмотрено истратить 290 млрд на выкуп проблемна ных активов британских банков, 220 млрд — на их ¡í рекапитализацию, стимулирование кредитования ин-£ вестиций и расширение потребительского спроса.
^ В октябре 2008 г в Великобритании была осуще-m ствлена рекапитализация ряда крупных банков (Royal о Bank of Scotland, HBOS и Lloyds TSB) на общую сумму
< в 37 млрд ф. ст. (около 41 млрд евро). В дополнение х к этому в январе 2009 г. английское правительство е представило новый план, предусматривающий предоставление государственных гарантий банковским займам. Цель — преодолеть нынешнее торможение в области кредитования экономики.
Правительство намерено заключить с банками, участвующими в реализации плана, соглашения о фиксированных (количественных) обязательствах банков в области кредитования, выполнение которых будет проверяться внешними аудиторами.
В план также входит приобретение государством сомнительных активов на сумму в 100 млрд ф. ст. (110 млрд евро), при том что общая сумма рискованных активов британских банков оценивается в 200 млрд ф. ст. (220 млрд евро).
Таким образом, государство намерено стать для банков своего рода страховщиком от катастроф (финансовых потрясений, которые могут вызвать банкротства). Расходы на новый план зависят от количества банков, которые пожелают получить подобное страхование; они могут достичь 200 млрд ф. ст. (220 млрд евро).
В Великобритании в ходе антикризисных мер доля государства в капитале была повышена сначала у ипотечного Northern Rock Bank, затем Bradford & Bingley, далее у второго крупнейшего в стране Royal Bank of Scotland (RBS) с 58 до 70%, а в банке Lloyds Bank Group — с 40 до 45%.
Во Франции проект экстренной помощи банкам оценивается в 26 млрд евро, или 1,3% ВВП. Это, прежде всего, 10,5 млрд государственных инвестиций, направленных на выкуп долгов шести ведущих банков в расчете дать им возможность продолжать кредитование экономики. В рамках этого плана Crédit agricole SA получил 3 млрд евро, BNP Paribas — 2,25 млрд, группа Caisse d'épargne — 1,1 млрд, Banque populaire — 950 млн и т. д.
В январе 2009 г. правительство дополнительно предоставило французским банкам 10,5 млрд евро. Цель плана — пополнить собственные капиталы банков, чтобы позволить им предоставлять кредиты, необходимые для финансирования развития экономики.
В Нидерландах, Бельгии и Люксембурге было выделено 16,1 млрд долл. для спасения крупнейшего бельгийского банка Fortis, активы которого в 2,5 раза больше ВВП страны — 1,5 трлн долл. Покупка голландского ABN AMRO консорциумом в составе Fortis, британским RBS и испанским Santander обернулась убытком в 32 млрд долл. Кроме того, в Бельгии власти спасали второй банк страны — Dexia.
Стремясь ограничить масштабы и последствия экономического кризиса, японское правительство за последние шесть месяцев разработало три плана на общую сумму 75 трлн иен (600 млрд евро), что составляет 13% ВВП (в конце августа 2008 г. — на сумму 11,5 трлн иен (91 млрд евро); в конце октября 2008 г. — на сумму 26,9 трлн иен (214 млрд евро); 19 декабря 2008 г. — на сумму 37 трлн иен (294 млрд евро)).
Поддержка участников финансового рынка с использованием государственных гарантий способствует восстановлению доверия к ним. В условиях современного кризиса государственные гарантии используются почти всеми странами. Во Франции был создан фонд правительственных гарантий на сумму 320 млрд евро сроком на 5 лет. В Германии на аналогичные цели зарезервировано 420 млрд евро, однако лишь небольшая часть этих средств израсходована [Там же, с. 207].
В 2008-2009 гг. наблюдался процесс планомерного снижения процентных ставок центральными банками развитых и развивающихся стран практически до нуля. Например, ФРС США снизил процентную ставку до 0,25% [6]. Лишь в Венгрии ставки были повышены на 3%, чтобы сдержать отток капитала и приостановить резкое обесценение национальных валют с учетом колоссальной государственной и корпоративной задолженности в иностранной валюте. В России ставка рефинансирования Банка России была в начале кризиса повышена до 13% (декабрь 2008 г.), затем постепенно снижена до 8,75% (декабрь 2009 г.).
В условиях современного кризиса в ряде государств была существенно повышена сумма гарантий по вкладам физических лиц. В Бельгии, Кипре, Португалии, Люксембурге, Испании и Нидерландах гарантия по депозитам повышена до 100 тыс. евро, в Великобритании — до 50 тыс. ф. ст., в Швейцарии — до 100 тыс. франков, в России — до 700 тыс. руб., во многих странах — до 100% (Германия, Австрия, Греция, Ирландия, Португалия, Австралия, Гонконг, Тайвань, ОАЭ и др.).
Увеличение размера страхового возмещения по вкладам — в Казахстане с 700 тыс. до 5 млн тенге (около 35 тыс. долл.), в России — с 400 до 700 тыс. руб. (около 22 тыс. долл.), на Украине — со 100 до 150 тыс. гривен (около 20 тыс. долл.). В Республике Беларусь в силу отсутствия закона о страховании депозитов в ноябре 2008 г. был принят Декрет Президента Республики, в соответствии с которым государство гарантирует сохранность и возмещение вкладов физических лиц в национальной и иностранной валюте [7].
Для повышения доверия к банковской системе в Азербайджане в мае 2009 г. сумма гарантий по вкладам физических лиц была установлена в размере 30 тыс. манат (37,5 тыс. долл.).
Основная дилемма макроэкономической политики в условиях кризиса — поддерживать ли курс национальной валюты путем масштабных интервенций и резкого повышения процентных ставок или допустить его снижение.
Важной мерой по поддержанию валютного курса и стабильности на финансовом рынке в кризис является механизм валютных свопов центральных банков. Валютные свопы предполагают обмен валютной ликвидностью центральными банками, как правило, на небольшой срок (обычно до трех месяцев) в условиях острой нехватки иностранной валюты.
Европейский центробанк (ЕЦБ) оказал помощь в форме создания нового механизма реализации однодневных свопов обязательств в иностранной валюте, финансируемого на основании заключенного с ЕЦБ соглашения РЕПО в объеме 5 млрд евро.
Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) принял решение увеличить в 2009 г. объем своих новых сделок на 20% до 7 млрд евро и разработать план оказания помощи грамотно работающим банкам и другим организациям в регионе, пострадавшим от
кризиса. В этих целях уже подписан ряд проектов с Грузией, Россией, Румынией и Украиной.
Практически многие страны мира в той или иной форме в кризисные времена прибегают к массированному вливанию бюджетных денег в свои экономики. В условиях глобального кризиса в большинстве стран было принято решение об оказании поддержки финансовому сектору.
Бюджетные меры (дополнительные расходы, снижение налогов и т. д.) достигают в Японии 2% ВВП. В США они составляют 1,1% ВВП (152 млрд долл.), в Великобритании — 1,4% ВВП (20 млрд ф. ст.), во Франции — 1,3% ВВП (26 млрд евро), в Германии — 2% ВВП (50 млрд евро). Если к бюджетным расходам добавить другие (по предоставлению гарантий, рекапитализации банков и т. д.), то по доле общих расходов на антикризисные меры в ВВП (13%) Япония окажется позади Франции и США.
Китай, обладающий самыми крупными золотовалютными резервами в мире, выделил на преодоление банковских кризисов 586 млрд долл., Испания — 50 млрд долл., Канада — 45 млрд долл., Франция — 35 млрд долл., Великобритания — 30 млрд долл., Индия и Австралия — по 20 млрд долл., Южная Корея — 11 млрд долл., Бразилия — 5 млрд долл., Таиланд, Сингапур и Чили — по 3 млрд долл. и т. д.
На дополнительную капитализацию крупнейших государственных банков Белорусии в 2008 г. было выделено 4,1 трлн бел. руб. (1,4 млрд долл.), в Казахстане — около 5 млрд долл., в России — около 2 трлн руб. (около 68 млрд долл.).
Правительство Украины в 2008 г. направило в банковский сектор через механизмы рефинансирования 169,5 млрд гр. (около 35 млрд долл.), для пополнения резервов Национального банка — 40,1 млрд гр. (8,5 млрд долл.), на покупку государственных ценных бумаг — 8,6 млрд гр. (около 2 млрд долл.) [8].
Следует отметить, что меры антикризисного управления банковского сектора были направлены на повышение ликвидности и устойчивости финансовой и банковской системы, стимулирование развития экономики, повышение доверия к банковскому сектору. С этой целью правительствами были задействованы как традиционные, так и чрезвычайные административные и экономические инструменты.
Влияние мирового финансового кризиса на экономику Азербайджана и роль Центрального банка Азербайджана в реализации антикризисной программы
Глобальный финансовый кризис представлял угрозу экономике Азербайджана по следующим направлениям:
1) закрытие внешних источников финансирования для банков второго уровня и снижение объемов ликвидности для кредитования экономики, что привело бы к снижению деловой активности;
2) падение мировых цен на биржевые товары, сокращение экспортной валютной выручки, в результате чего сокращается импорт и увеличивается отрицательный платежный баланс страны. Общие характеристики экономики Азербайджана определяют ее высокую чувствительность к внешним шокам, что, прежде всего, связано с высокой долей нефтегазового сектора, на долю которого в 2006-2008 гг. приходилось свыше 60% ВВП;
3) сокращение производства в реальном секторе, что привело бы к снижению темпов роста ВВП и вместе с тем к увеличению безработицы;
4) атака на манат, девальвация и спекулятивный отток < капитала, снижение уровня жизни населения. ^ Основным каналом трансмиссии глобального кризиса о на экономику Азербайджана стало резкое падение 5 цен на нефть во II полугодии 2008 г Так, например, i цена нефти марки «West Texas Intermediate» упала Е^ со 147 долл. за баррель в начале июля 2008 г. до £ 45 долл. за баррель в конце 2008 г. ^
Снижение мировых цен сказалось и на экспорте m других отраслей (в частности металлургии, химической о промышленности). В результате в I полугодии 2009 г. < общий объем экспорта упал в 2 раза по сравнению с ^ тем же периодом предыдущего года. Кроме того, резко е сократилось внешнее рефинансирование банков [9].
16 января 2009 г на заседании Кабинета министров, посвященном итогам года, президент Ильхам Алиев проанализировал ситуацию, сложившуюся в экономике Азербайджана, и обнародовал позицию в принятии решений с учетом мирового экономического кризиса. Это было первое обнародование на уровне главы государства, касающееся мирового экономического кризиса и в целом указавшее путь выхода из него. Впервые официально был выдвинут «пакет антикризисных мер», предусматривающий реакцию на глобальный экономический кризис.
Пакет антикризисных мер, принятый Правительством и ЦБ АР, в первую очередь был направлен на поддержание финансовой стабильности и устойчивого социально-экономического развития страны.
В комплексе многообразных мер, содержащихся в Программе, важное место отводится поддержке национальной банковской системы. В частности, рассматривалась возможность предоставления государством дополнительных ресурсов отечественным коммерческим банкам, размещения в самых надежных из них определенного объема хранящихся за рубежом валютных резервов Азербайджана при условии направления их исключительно в реальный сектор экономики.
Правительство и Центральный банк оперативно приняли меры в рамках своей антикризисной программы с целью минимизировать влияние мирового финансового кризиса на экономику страны. Это позволили предотвратить его воздействие по возможным направлениям и создать надежные основы для восстановления более высоких темпов экономического роста в будущем.
Принятые меры способствовали вступлению в кризисный период со значительно более сбалансированным государственным бюджетом, низким уровнем внешнего и внутреннего долга, а также с существенным запасом валютных активов.
9 июля 2009 г. распоряжением Президента Азербайджана вступили в силу изменения и дополнения к закону «О Центральном банке Азербайджанской Республики», которые повышают гибкость денежной политики Центрального банка и политики регулирования банковской системы.
На основе данных изменений Центральный банк вправе предоставлять кредиты в различных валютах и на более долгий срок, в том числе субординированных кредитов. В то же время Центральный банк, с целью поддержания реального сектора, имеет право кредитовать банки на основе государственных гарантий, учитывая макроэкономические тенденции и итоги микроэкономических мониторингов предприятий, действующих в реальном секторе.
В результате с октября 2008 г. до конца августа 2009 г. чистый объем «инъекций» ликвидности в экономику составил около 2 млрд долл. Из этой суммы
< только за счет сокращения обязательных резервов ^ банки получили более 730 млн долл., а активизация о дисконтного окна Центрального банка в основном была 5 ориентирована на поддержание ликвидности системо-н образующих предприятий (например, Государственной Е^ нефтяной компании) и банков (главным образом для £ своевременного обслуживания внешних долгов).
^ 27 октября 2009 г. был принят закон «Об освобож-со дении от подоходного налога процентного дохода о физических лиц по вкладам в банках и прочих кредит-
< ных организациях». Хотя принятый закон обойдется х госбюджету ориентировочно в 60 млн манатов, госу-е дарство пошло на это, чтобы поддержать банковскую
систему. В итоге, вклады населения в банки страны резко возросли. Так, если вклады населения в банки с января по октябрь 2009 г. увеличились на 221,9 млн манатов, то только за ноябрь это увеличение составило уже 126,1 млн манатов.
С 1 января 2009 г. прибыль банков, страховых и перестраховочных компаний, направляемая на увеличение уставного капитала, освобождена от налога на прибыль сроком на 3 года.
Опыт предыдущего периода денежно-кредитной политики показал, что в снижении в 2009 г. темпов инфляции до 1,5% сыграло немаловажную роль сохранение стабильности маната.
В отличие от других стран региона в Азербайджане не наблюдалось масштабного оттока капитала, курс национальной валюты — маната — по отношению к ведущим мировым валютам оставался стабильным, по отношению к доллару он укрепился более чем на 5%, а по отношению к евро — более чем на 9%.
Своевременно принятые фискальные и денежно-кредитные меры позволили предотвратить существенное негативное воздействие глобального финансового кризиса на состояние денежно-валютной системы республики и тем самым сохранить стабильный курс национальной валюты к ведущей мировой валюте — доллару.
Обеспечение стабильности национальной валюты в условиях повышения риска нарушения макроэкономической стабильности в I квартале 2009 г. стало ведущим элементом антикризисной политики ЦБА.
Стабильность курса позволила предотвратить удорожание импорта и товаров зарубежного происхождения, используемых в местном производстве, в том числе обесценение вкладов населения, увеличение долгового бремени в зарубежной валюте, снижение доверия к манату и высокой долларизации в экономике.
Итак, монетарная политика Центробанка Азербайджана в 2009-2010 гг. носила антикризисный характер и была направлена на сохранение макроэкономической и финансовой стабильности, обеспечение ликвидности в экономике, стабилизацию работы банков и предприятий. Сохранение обменного курса на стабильном уровне и обеспечение банковского сектора ликвидностью позволило Центральному банку Азербайджана обеспечить в стране финансовую устойчивость.
Проблемы регулирования банковской системы Азербайджана и пути повышения уровня капитализации азербайджанских банков Лицензию на осуществление банковской деятельности на территории республики имеют всего 45 банков. В стране на сегодня действует 22 банка с участием зарубежного капитала, в 7 из них удельный вес иностранного капитала сформирован в промежутке от 50 до 100%, в 13 банках — до 50%. В стране действуют еще 2 местных филиала зарубежных банков.
Количество структур банков, действующих за рубежом, составляет 8, из них 5 представительств, 2 дочерних банка и 1 филиал. В Азербайджане также действует 5 представительств иностранных банков.
Последствия глобального кризиса и сокращение розничных операций не помешали банкам Азербайджана в 2010 г. увеличить сеть обслуживания клиентов на 3,9%. К 1 января 2011 г. общая сеть обслуживания клиентов банков страны составляла 764 точки продаж (филиалы или отделения) против 735 пунктов годом ранее.
Учитывая такие темпы роста, с целью повышения эффективности надзора в банковском секторе страны, в число задач Центробанка после кризисного развития входит внедрение системного, более жесткого подхода к регулированию системообразующих банков, которые могут быть источниками рисков для всего банковского сектора. Центробанк также готовится ввести новые регулятивные рамки в трех направлениях — по регулированию адекватности капитала, управлению ликвидностью и финансовому резервированию.
Принимая во внимание посткризисный период, в 2011 г. Центробанк намерен усилить свою деятельность в направлении обеспечения финансовой стабильности в банковском секторе. Для этого ЦБА планирует реализовать следующие цели: сохранение адекватности капитала, сохранение оптимального уровня ликвидности, проведение реструктуризации.
Банки, прогнозируя данную тенденцию, переориентируют стратегии своего развития на наращивание кредитования в других сегментах рынка — кредитах физическим лицам и предприятиям малого и среднего бизнеса. По итогам 2010 г. на долю кредитов населению уже приходится 20,3% всех активов банковского сектора.
Важным условием повышения надежности и эффективной деятельности банков является увеличение уровня их капитализации. Наличие солидного собственного капитала создает и укрепляет доверие клиентов к банку. Капитал банка должен быть достаточно велик, чтобы удовлетворить, с учетом привлеченных ресурсов, потребности клиентов в кредитах и в то же время гарантировать сохранность их средств.
Одним из путей капитализации банковского сектора является установление требований к размеру уставного капитала. ЦБ повысил минимальный размер уставного капитала вновь создаваемого банка до 10 млн манатов.
По состоянию на 1 января 2011 г. собственный капитал азербайджанских банков составил 3 млрд долл. и совокупный капитал банковского сектора по отношению к ВВП — 7%, а отношение активов к ВВП — 35%.
В Азербайджане в целом по банковскому сектору уровень достаточности капитала (отношения собственного капитала по активам) составил 19,9% (минимальный уровень по методике НБ Азербайджана установлен 12%). Он характеризует высокую обеспеченность активов банка его собственным капиталом.
Более современным методом повышения капитализации азербайджанских банков является банковское IPO (Innal Public Offering). Выход банков на рынок IPO позволяет обеспечить до 60% роста капитала банковской системы. Проблема состоит в том, что подавляющее большинство банков не рассматривают рынок ценных бумаг как механизм привлечения ресурсов. Вместе с тем, на практике еще ни одного первичного размещения не произошло: азербайджан-
ские банки (МБА, «Капиталбанк» и «Банк Стандарт»), планировавшие его на конец 2007 — начало 2008 г, перенесли IPO на более поздние сроки, столкнувшись с разнообразными проблемами организационного и правового характера, а также из-за кризисных явлений на мировом финансовом рынке.
В целом, в декабре 2010 г. банки Азербайджана увеличили кредитование экономики на 0,8%, а по итогам прошлого года — на 9% (до 9163,4 млн AZN). При этом за декабрь объем краткосрочных кредитов в экономике увеличился на 0,8%, а по отношению к началу 2010 г. — на 8,8%.
Рост долгосрочных кредитов был на уровне 0,8% в декабре, но в течение года они выросли на 9,1%, опережая темпы роста «коротких» денег.
Между тем, общая прибыль банковской системы за 2010 г. сократилась на 52,5% и увеличилась на 10,3% по отношению к ноябрю 2010 г., составив 120,27 млн AZN. Количество убыточных банков по отношению к ноябрю сократилось на 3, а в годовом исчислении увеличилось на 6 банков. В результате, убыток 13 банков составил 45,57 млн AZN, что на 12,1% больше показателя за ноябрь и в 2,75 раза превышает аналогичный показатель по итогам 2009 г.
Сегодня вопрос формирования политики резервирования банковских активов на основе новой контрциклической философии после последнего глобального экономического кризиса стал еще более актуальным.
Традиционно банки склонны в своей деятельности к проциклическому поведению, что во время кризиса приводит к отсутствию необходимого портфеля резервирования. Развитие контрциклического подхода обуславливается осмотрительным поведением в период экономического роста и устойчивостью во время кризиса. Принимая это во внимание, ЦБА начнет применение механизмов контрциклического и динамичного резервирования.
С целью обеспечения управления капиталом, ликвидностью и кредитными рисками на безопасном уровне ЦБА планирует реализацию следующих мероприятий:
• с этого года будут внедрены нормативы «левередж» (инструмент, связывающий рост активов с ростом капитала) с целью придания дополнительного толчка для капитализации;
• применение консервативного подхода к параметрам качества капитала, рекомендованного в рамках Базель III, с целью формирования капитала за счет более стабильных источников;
• внедрение инструментов управления краткосрочной ликвидностью и усиление внутреннего институционального потенциала устойчивости к финансовым рискам.
Одним из приоритетов деятельности ЦБА станет стимулирование реструктуризации и разгосударствление банковского сектора, а также стимулирование конкуренции в секторе. Одними из главных условий повышения конкуренции в банковском секторе являются полная реализация функции сектора как финансового посредника и повышение качества финансово-банковских услуг.
Выводы и предложения
Сегодня общим приоритетом социально-экономического развития Азербайджана выступают модернизация и диверсификация экономики. Для Азербайджана эта задача особенно актуальна, поэтому в будущем важным элементом политики должны стать реформы,
позволяющие решать ключевые проблемы, появив- < шиеся во время глобального финансового кризиса, ^ и реформы, способствующие модернизации эконо- о мики. 5
В качестве основных направлений подобной поли- i тики можно предложить следующее для модернизации Е^ финансового сектора. £
1. В процессе модернизации банковской системы ^ в целях повышения уровня капитализации коммер- m ческих банков должна получить развитие практика о слияния и присоединения различных банков. <
2. Приоритетом должно стать обеспечение условий ^ для развития конкуренции: снижение барьеров для е бизнеса, формирование необходимой инфраструктуры, поддержка инноваций.
3. Реформирование финансового сектора с учетом глобализации финансовых рынков и рекомендаций «Большой двадцатки». Здесь надо ориентироваться на создание «длинных» денег.
4. Разработка подходов к регулированию макропру-денциальных и системных рисков, включая регулирование и механизмы финансового оздоровления или ликвидации небанковских системообразующих финансовых компаний.
5. Активизация программы по повышению финансовой грамотности населения.
6. Кардинальная модернизация системы подготовки человеческого капитала для работы в финансовом секторе. Создание современных бизнес-школ, в том числе с привлечением лучших международных университетов. Стимулирование обучения финансистов за рубежом, при условии их возвращения для работы на родину.
7. Консолидация банковского сектора и рыночные механизмы ее стимулирования.
8. Отмена излишнего регулирования текущей деятельности в целях повышения глобальной конкурентоспособности азербайджанского банковского сектора. Более того, они заставляют банки нести дополнительные издержки, тем самым подрывая их конкурентоспособность.
Банки должны продолжить институциональное развитие, что в целом положительно скажется на развитии банковской системы и будет содействовать экономическому росту в стране.
Исходя из необходимости повышения финансовой надежности банков и обеспечения их успешного развития, банки должны принимать меры относительно повышения уровня капитализации, привлечения иностранных инвестиций, формирования в необходимом объеме резервов по активным операциям, снижения уровня рисков осуществляемых операций, повышения рентабельности и улучшения качества активов и пассивов, обеспечения их сбалансированного роста.
Итак, перспективные изменения в банковском законодательстве, ужесточившаяся конкуренция на рынке, активная позиция Центрального банка в вопросах реформирования банковского сектора и участие международных финансовых институтов позволяют рассчитывать на более видимые положительные изменения в банковской системе Азербайджана в обозримом будущем.
Литература
1. Roach S. S. A Lethal Shakeout // Foreign Policy. 2009. January-February. Режим доступа: http://www.foreignpolicy.com/ story/cms.php?story_id=4592&.
< 2. Мамедов З. Ф. «Инфекционный» характер банковского кри-ш зиса в контексте глобализации // Теория и практика фи® нансового и банковского дела. СПб.: СПбГИЭУ, 2006.
к 3. Глобальные финансовые реформы // Обзор центра макро-^ экономических исследований Сбербанка России. Июнь tz 2010.
ci 4. May В. Драма 2008 года: от экономического чуда к эконо-о_ мическому кризису // Вопросы экономики. 2009. № 2.
о о
5. Финансовый кризис в России и в мире / Под ред. Е. Т. Гайдара. М.: Проспект, 2009.
6. www.k2capital.com.news/fin/513807/html.
7. http://finanal.ru/banki/bankovskie-sistemy-stran-sng-antikri-zisnoe-regulirovanie.
8. Рустамов Э. Глобальный кризис и антикризисная политика центрального банка Азербайджана // Деньги и кредит. 2010. № 1.
Оценка текущего состояния инвестиционной привлекательности Северо-Арктического региона России
Assessment of the current condition of Northern Arctic region of Russia investment attractiveness
УДК 332.1(985)
Мякшин Владимир Николаевич
доцент Северного (Арктического) федерального университета им. М. В. Ломоносова (г Архангельск), кандидат экономических наук 163002, г Архангельск, наб. Северной Двины, д. 17
Myakshin Vladimir Nikolayevich
163002, Arkhangelsk, nab. Severnoy Dviny, 17
Статья посвящена проблеме оценки инвестиционной привлекательности Северо-Арктического региона России. Для решения проблемы оценки инвестиционной привлекательности автором проанализированы основные факторы, определяющие инвестиционную привлекательность, обоснован выбор подхода к оценке инвестиционной привлекательности на основе анализа инвестиционного потенциала региона.
Автором представлены практические результаты оценки текущего состояния инвестиционной привлекательности Северо-Арктического региона России на основе предложенной системы количественных индикаторов и сформулирован ряд предложений по повышению инвестиционной привлекательности региона.
The article is devoted to the issue of Northern Arctic region of Russia investment attractiveness assessment. For the solution of the problem of investment attractiveness the author analyzes basic factors which identify investment attractiveness, it substantiates the choice of the approach to the assessment of investment attractiveness based on the analysis of region investment potential.
Based on the suggested system of quality indicators the author presents practical results of the assessment of the current investment attractiveness of the northern Arctic region of Russia, and formulates a number of suggestions on the increase of the region investment attractiveness.
Ключевые слова: Северо-Арктический регион, инвестиционная привлекательность, инвестиционный потенциал, система индикаторов
Keywords: Northern Arctic region, investment attractiveness, investment potential, system of indicators
Конкуренция за привлечение инвестиций в реальную экономику обострилась во всем мире, как в глобальной экономике, так и между регионами внутри России, но без инвестиций невозможно осуществить инновационный прорыв, особенно в тех регионах, потенциал которых до сих пор не используется в полной мере. Особую актуальность поиск основных направлений повышения инвестиционной привлекательности имеет для тех регионов, которые имеют большое геополитическое значение для России, но при этом не обладают повышенной привлекательностью в силу тех или иных причин и обстоятельств. Подобная ситуация сложилась и в отношении Северо-Арктического региона России. В состав Северо-Арктического региона входят следующие субъекты РФ: Республика Карелия, Республика Коми, Архангельская область (включая Ненецкий автономный округ), Мурманская область.
Площадь территории Северо-Арктического региона (САР) составляет 1508,9 тыс. км2, численность населения (на 1 января 2010 г.) — 3768,8 тыс. чел., плотность населения (на 1 января 2010 г.) на 1 км2 — 2,5.
По субъектам РФ, входящим в САР, наибольшая плотность населения в Мурманской области (5,8), наименьшая — в Архангельской области (1,7), в том числе в Ненецком автономном круге — 0,2, в Карелии — 3,8, в Республике Коми — 2,3.
В 2009 г. объем инвестиций в основной капитал составил 234 356 млн руб., при этом объем иностранных вложений достиг 1794 млн долл. США.
За последние 10-15 лет в России предлагались самые различные стратегические решения проблем инвестиционного развития, как на региональном уровне, так и в масштабах всей страны. Однако реализация этих решений, воплощенных в виде различных программных документов, не привела к существенным изменениям в формировании инвестиционной инфраструктуры САР.
Зачастую методы формирования программ инвестиционного развития субъектов федерации не учитывают отраслевой взаимосвязи инвестиционных проектов, отсутствует возможность формирования целе-