Антикризисная политика в банковской сфере Российской Федерации, Азербайджана и Турции: сравнительный анализ
Anti-crisis policy in the banking sector of the Russian Federation, Azerbaijan and Turkey: comparative analysis
З. Ф. Мамедов
советник ректора Академии государственного управления при Президенте Азербайджанской республики, заместитель председателя экспертной комиссии по экономическим наукам ВАК при Президенте Азербайджанской республики, доктор экономических наук, профессор г Баку ул. Лермонтова, д. 74
Z. F. Mamedov
Baku, ul. Lermontova, 74
В. З. Зейналов
доцент Азербайджанского государственного экономического университета, лектор Института банковского дела и страхования Государственного университета Мармара (Турция) г Баку ул. Истиглалият, д. 6
V. Z. Zeynalov
Baku, ul. Istiglaliyat, 6
Дж. Ибиш
директор Института банковского дела и страхования Государственного университета Мармара (Турция), доктор экономических наук, профессор e-mail: [email protected]
G. Ibish
e-mail: www. [email protected]
Н. С. Шашина
заведующий кафедрой, профессор Санкт-Петербургской академии управления и экономики, доктор экономических наук 190103, г Санкт-Петербург, Лермонтовский пр., д. 44, лит. А
Ш
с;
LQ
0 0. с ш 25
1
-О
с;
с >
I-
с
N. S. Shashina
190103, Saint-Petersburg, Lermontovskiy pr., 44, lit. А
Сравнительный анализ особенностей развития экономических систем отдельных государств имеет большое значение, так как в условиях глобализации практически все национальные экономические системы достаточно тесно взаимосвязаны. В данной статье проведен анализ состояния банковского сектора Турции, России и Азербайджана в период глобального финансового кризиса. Особое внимание уделено сравнению эффективности банковской деятельности в этих государствах, в экономическом развитии которых с конца 1990-х гг. наблюдается, с точки зрения авторов, достаточно большое сходство. Рассматриваются также проблемы, возникшие в условиях мирового финансово-экономического кризиса, а также предпринимаемые государствами антикризисные меры, направленные на поддержание стабильности национальных банковских систем.
Comparative analysis of development peculiar features of certain states has a great importance, as during the globalization practically all national economic systems are quite closely connected. This article presents an analysis of banking sector of Turkey, Russia and Azer-bajan during world financial crisis. Special attention is devoted to the comparison of banking system efficiency in these countries; economic development of the states starting from 1990s is very much alike from the authors' point of view. The article reviews problems resulting from world financial and economic crisis, as well as anti-crisis measures taken by the governments and targeted at national banking systems stability support.
Ключевые слова: мировой финансовый кризис, банковская система, антикризисная политика, девальвация, мировая практика антикризисных мер
Keywords: world financial crisis, banking system, anticrisis policy, devaluation, world practice of anti-crisis measures
Начавшийся в 2007 г мировой финансовый кризис является основным трендом, определяющим состояние экономик большинства стран мира. Он поставил на грань выживания мировую банковскую систему, привел к рецессии во всех развитых странах, подорвал рост в развивающихся экономиках, а также спровоцировал беспрецедентный уровень государственного вмешательства в экономику. В настоящее время практически каждая страна, независимо от степени интеграции ее экономики в мировую финансовую систему, переживает кризис разной глубины и специфики. В силу различий в исходных условиях и уровне развития государств, универсальных рецептов по преодолению кризиса не существует. С целью минимизации последствий нарушения равновесия мировых финансово-экономических связей практически во всех странах мира предпринимаются различные антикризисные меры, направленные на стабилизацию финансового, реального и государственного секторов экономики и сокращение сроков выхода на докризисные параметры.
Антикризисные меры, проводимые правительствами и центральными банками, приняли серьезные масштабы. Основные издержки приходятся на развитые страны: по оценкам МВФ, в развитых экономиках суммарно меры поддержки, включая гарантии, со-
ставили 50% ВВП, а в развивающихся — только 2,4%
1 ВВП [1, с. 13]. Правительства России, Азербайджана ^ и Турции также пошли на беспрецедентные меры по
< спасению национальных банковских систем. В 2009 г с банковский сектор в этих странах функционировал ^ в условиях глобального кризиса и его последствий, х что существенным образом отразилось на характере и ^ показателях деятельности банков. Ниже представлены 5 основные параметры проводившейся в этих странах
монетарной политики, направленной на сохранение
2 макроэкономической и финансовой стабильности, ® обеспечение ликвидности в экономике, а также ста-
2 билизацию работы банков и предприятий.
ш Российская Федерация о „
^ Первые признаки кризиса появились еще во вто-ш рой половине 2007 г, после того как отток капитала
3 с глобальных рынков спровоцировал ухудшение си--о туации с ликвидностью в банковской системе. Банк
< России отреагировал на это расширением набора н инструментов предоставления ликвидности банкам,
< что позволило стабилизировать ситуацию.
Кризис в экономике России носил экзогенный характер, т. е. был принесен извне. Основными каналами его воздействия являются отток иностранного капитала (прежде всего с фондового рынка), обострение внешней корпоративной задолженности и падение мировых цен на сырьевые товары (особенно на углеводороды). Еще недавно рынок сырья считался устойчивым. Кредитный бум в РФ совпал со стабильным ростом цен на нефть, достигшим в середине прошлого года рекорда в 147 долл. США за баррель. Тем не менее в бюджет РФ на 2008 г. был заложен «пессимистический» сценарий цен на нефть — 95 долл. США за баррель. Но планы не оправдались. Предъявляемый на мировых рынках спрос на продукцию российских производителей, как и цены на нефть, пошел вниз. Цена на нефть опустилась до 32 долл. США за баррель. В результате экспортная выручка российских производителей начала снижаться. Кроме того, инвесторы начали выводить из страны свои капиталы. Отток инвестиций из РФ в 2008 г. превысил 100 млрд долл. США, а индексы фондовых рынков существенно снизились.
В результате ограниченного спроса и оттока капиталов компании и банки начали испытывать проблемы с ликвидностью и погашением долгов. В последние годы они активно брали займы на внешних рынках и к началу кризиса серьезно «обросли» долгами. За три года внешний долг российских компаний и банков вырос со 175 млрд долл. США до 500 млрд долл.
Отток иностранного капитала начался с лета 2008 г. По оценке, от половины до двух третей «вращавшихся» на российском фондовом рынке активов приходилась на нерезидентов. Вывод ими средств из-за начавшегося в то время углубления мирового экономического кризиса во многом способствовал падению индекса РТС в 3-5 раз.
Возникновению финансового кризиса помимо внешних причин способствовало два основных страновых фактора:
1. Политика монетарных властей, заключавшаяся в несколько избыточной стерилизации денежного предложения в инвестиционных фондах страны (Резервном и Фонде национального благосостояния) привела к отставанию динамики денежного предложения (денежной базы) от расширенного спроса на деньги со стороны экономики (денежной массы). Это, в свою очередь, способствовало росту рисков потери ликвидности и сдерживанию развития экономики. В ре-
зультате борьбы с инфляцией в течение всего 2007 г произошло резкое снижение ликвидности банковской системы. По состоянию на 1 сентября 2008 г. ликвидность была ниже, чем даже в 1998 г. Основным источником ликвидности российских банков к моменту начала кризиса являлись сделки репо. К сентябрю 2008 г. ежедневные объемы таких сделок составляли порядка 3,9 трлн руб. (73% от объема всех сделок на ММВБ). По состоянию на 19 сентября 2008 г. объем общей картотеки неисполненных сделок репо составил 20 млрд руб. 2. Во-вторых, увеличение внешнего долга банков, вызванное дефицитом предложения крупных долгосрочных кредитов на внутреннем рынке, привело к одновременному росту валютного долга экономики перед банковской системой. В результате, с одной стороны, риск потерь перераспределялся с кредитных организаций на предприятия и население, а, с другой — увеличивались кредитные риски банковской системы.
В результате воздействия этих двух факторов в момент начала кризиса под угрозой банкротства, в первую очередь, оказались системообразующие экономические субъекты — крупнейшие банки и компании России. Это повлекло за собой такие проблемы в банковском секторе, как дефицит ликвидности и снижение лимитов межбанковского кредитования (кризис доверия на межбанковском рынке), отсутствие «длинных» межбанковских кредитов, повышение ставок по кредитам (до 18-20% годовых), снижение объемов кредитов, выдаваемых предприятиям, сокращение программ потребительского кредитования (ипотека и автокредиты). Кроме этого, в результате понижения процентных ставок снизились и объемы привлечения депозитов.
Довольно быстро наступило понимание, что финансовый кризис такого масштаба выливается в глубочайший глобальный экономический кризис и ведет к резкому падению спроса и обвалу цен на основные товары российского экспорта. На фоне массового перевода сбережений из рублей в валюту (за последние месяцы 2008 г. — первые месяцы 2009 г. население приобрело около 50 млрд долл. США) и падения резервов Банка России правительству пришлось задуматься о снижении или, как минимум, об оптимизации бюджетных расходов, а также об изменении подходов к валютной политике.
Банк России выбрал политику постепенной девальвации, имевшую ряд положительных последствий, и выдачи беззалоговых кредитов. Постепенная девальвация позволила осуществить трансферт средств от государства банкам и стабилизировать банковскую систему. Кроме того, эта политика дала частным экономическим агентам (населению и компаниям) возможность постепенно перевести сбережения в валюту, т. е. ограничить потери от девальвации.
В связи с возникшей кризисной ситуацией государством был реализован комплекс мер денежно-кредитной политики, направленный на минимизацию для российской банковской системы негативных последствий мирового финансового кризиса.
Антикризисные меры были направлены на смягчение последствий оттока капитала и закрытия глобальных рынков. Для этого использовались дополнительные инструменты по повышению устойчивости банковской системы к кризисам ликвидности (расширение гарантий по депозитам, страхование операций на денежном рынке, введение безналоговых кредитов, докапитализация «Агентства по страхованию вкладов») и выделение средств из Фонда национального благо-
состояния на рефинансирование зарубежных кредитов (50 млрд долл. США ) и поддержку фондового рынка (175 млрд руб.).
В октябре 2008 г. правительство РФ совместно с Банком России, при поддержке обеих палат Федерального собрания, приняли пакет нормативно-правовых актов, направленных на поддержание ликвидности банковской системы и определивших два вектора антикризисных мер. Первое направление было связано с предотвращением оттока ликвидных средств из кредитных организаций, второе — с увеличением объема этих средств.
С целью снижения оттока средств были внесены поправки в федеральный закон № 177-ФЗ «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации», согласно которым с 1 октября 2008 г. сумма вклада, подлежащая обязательному страхованию, увеличивалась с 400 тыс. руб. до 700 тыс. руб. К сожалению, данная мера не позволила полностью нейтрализовать риски на рынке сбережений физических лиц. К моменту ее осуществления значительное число банков столкнулось с проблемой досрочного изъятия вкладов населением. Деятельность ряда кредитных организаций была на грани остановки, а некоторые из них и вовсе стали неплатежеспособными. Тем не менее положительный эффект от принятия этой нормы проявился достаточно скоро: в декабре 2008 г. был полностью остановлен отток вкладов и возобновился приток средств населения на банковские депозиты.
Благодаря мерам правительства РФ и Банка России удалось стабилизировать ситуацию с недостатком краткосрочной ликвидности и восстановить рост ресурсной базы банковского сектора за счет вкладов физических лиц. В то же время, принимая во внимание риски, связанные с возможным оттоком средств, предоставляемых в рамках антикризисных мер, на валютный рынок, а также резервированием их в высоколиквидной форме, дальнейшая поддержка банков со стороны государства жестко увязывается с тем, какой объем средств направляется ими на кредитование экономики.
В 2009 г. российский финансовый рынок постепенно восстанавливался. Соотношение совокупного объема финансового рынка и ВВП России на конец 2009 г. составило 124% против 86% на конец 2008 г. и 155% на конец 2007 г. Основной вклад в динамику совокупного объема рыночных ресурсов в анализируемый период, как и в предшествующие годы, внес рынок акций. Капитализация рынка акций в РТС на конец 2009 г. достигла 59% ВВП, задолженность нефинансового сектора по банковским кредитам — 41% ВВП, а объем находящихся в обращении долговых ценных бумаг — 23% ВВП.
Таким образом, в 2009 г. российский финансовый рынок, находившийся в непрерывно изменявшихся внешних и внутренних условиях, выдержал испытание кризисом и частично восстановился. Основные участники финансового рынка продолжали осуществлять операции, а его инфраструктура функционировала без каких-либо перебоев.
Дальнейшее развитие российского финансового рынка зависит от различных факторов, среди которых важное значение имеет возобновление устойчивого роста в реальном секторе экономики.
Азербайджан
В связи с тем, что экономика Азербайджана интегрирована в мировую экономику, процессы, характерные для мировых рынков, в той или иной степени влияют
на экономику республики. Во второй половине 2008 г ^ азербайджанская экономика развивалась в неблаго- =п приятных внешних условиях. ^
Влияние кризиса проявилось в падении цен на < нефть и экспортную продукцию, резком ограничении щ внешнего кредитования банковской системы, сниже- ^ нии денежных переводов из-за рубежа. Обострились х риски нарушения макроэкономической стабильности ^ в Азербайджане (девальвация маната и рост инфля- s ции), финансовой стабильности (ухудшение качества ^ кредитного портфеля и снижение платежеспособности 2 банков, отзыв вкладов, прекращение кредитования ® экономики) и экономической рецессии.
Глобальный финансовый кризис представлял угрозу ^ экономике Азербайджана по следующим направле- g ниям: ^
1) закрытие внешних источников финансирования для ш банков второго уровня и снижение объемов ликвид- 3 ности для кредитования экономики, что приводит
к снижению деловой активности; <
2) падение мировых цен на биржевые товары, сокра- н щение экспортной валютной выручки, в результате < чего сокращается импорт и увеличивается отрицательный платежный баланс страны (общие характеристики экономики Азербайджана определяют ее высокую чувствительность к внешним шокам; это, прежде всего, связано с высокой долей нефтегазового сектора, на который в 2006-2008 гг. приходилось свыше 60% ВВП);
3) сокращение производства в реальном секторе, что приводит к снижению темпов роста ВВП и вместе с тем к увеличению безработицы;
4) атака на манат, девальвация и спекулятивный отток капитала, снижение уровня жизни населения. Основным каналом влияния глобального кризиса
на экономику Азербайджана стало резкое падение цен на нефть во II полугодии 2008 г. Так, например, цена нефти марки West Texas Intermediate упала со 147 долл. США за баррель в начале июля 2008 г. до 45 долл. за баррель в конце 2008 г.
Снижение мировых цен сказалось и на экспорте других отраслей (в частности металлургии, химической промышленности). В результате в I полугодии 2009 г. общий объем экспорта упал в 2 раза по сравнению с тем же периодом предыдущего года. Кроме того, резко уменьшилось внешнее рефинансирование банков [2].
Глобальный кризис также усилил воздействие психологических факторов на состояние экономики. В первую очередь это коснулось валютного рынка и банковского сектора — в I квартале 2009 г. после серии девальваций в соседних странах резко вырос спрос на наличные доллары, снизились темпы роста депозитов и денежной массы.
Центральный банк Азербайджана (ЦБА) в реализации антикризисной программы. 16 января 2009 г. на заседании кабинета министров, посвященном итогам года, президент И. Алиев обнародовал свою позицию относительно принятия решений с учетом мирового экономического кризиса1. Впервые
1 Цель пакета антикризисных мер состояла в том, чтобы свести к минимуму воздействие мирового экономического кризиса на Азербайджан по всем возможным направлениям. Были поставлены следующие задачи: предотвращение искусственного роста цен и ускорение их снижения посредством усиления контроля за потребительским рынком и конкуренции; усиление антимонопольной деятельности; предотвращение незаконного вмешательства со стороны государства; контроль со стороны ЦБА, министерств финансов
^ официально был выдвинут «пакет антикризисных мер», ^ предусматривающий реакцию на глобальный эконо-^ мический кризис и направленный на оздоровление и
< укрепление азербайджанской финансовой системы. с Осуществление этих мер позволило стабилизировать ^ внутренний финансовый рынок и создать внутренние х предпосылки для его восстановления. В частности, ^ рассматривалась возможность предоставления госу-2 дарством дополнительных ресурсов отечественным
коммерческим банкам, размещения в самых надежных 2 из них определенного объема хранящихся за рубе-® жом валютных резервов Азербайджана при условии
2 направления их исключительно в реальный сектор ^ экономики.
^ В результате мероприятий, осуществленных ЦБА до ^ кризиса, были ограничены темпы высокого и риско-ш ванного роста банковских активов; внедрена система
3 регулирования объема внешних долгов (на уровне -о 20% обязательств банков); значительно увеличены
< капитализация и уровень финансового резервирована ния; ужесточены пруденциальные нормативы и рамки
< регулирования.
Кроме этого, была взята под управление позиция ликвидности банков, осуществлено рефинансирование внешних долгов, оказано необходимое ликвидное содействие институтам системной важности, повышены требования к корпоративному управлению банками, особенно к системам управления рисками. Объем защищенного вклада был увеличен в 6 раз (до 30 тыс. манат). ЦБА распространил свои гарантии на межбанковский денежный рынок, что способствовало высокой активности движения текущей ликвидности.
Результатом осуществлявшейся государством политики стало повышение курса маната и аккумулирование средств в нефтяном фонде. С точки зрения развития банковской системы, ее позитивный момент состоял в следующем:
1. Быстрое укрепление маната подтолкнуло процесс «девалютизации» сбережений населения, что поддержало рост ресурсной базы банков и удлинение сроков привлекаемых средств.
2. Рост показателей внешней платежеспособности Азербайджана в сочетании с либерализацией валютного законодательства и укреплением маната стимулировали приток капиталов, резко повысили привлекательность банковского сектора для иностранных инвесторов.
3. Снижение уровня инфляции, рост конкуренции, обусловленный открытием ключевых сегментов национального финансового рынка, дали импульс быстрому развитию новых перспективных видов финансовых услуг (прежде всего в сфере розничных и инвестиционных банковских услуг).
В рамках антикризисной программы правительство Азербайджана и ЦБА оперативно приняли меры с целью минимизировать влияние мирового финансового кризиса на экономику страны. Это позволило предотвратить возможные негативные воздействия
и экономического развития над управлением ввозимыми в страну финансовыми средствами и их участие в принятии соответствующих решений; усиление приоритетов государственной инвестиционной программы (в частности, приоритетными были названы проекты улучшения условий жизни вынужденных переселенцев, программы помощи предприятиям-экспортерам); усиление государственного контроля над вложением основного капитала; выполнение социальных обязательств (в частности выплата задолженности по зарплате); усиление продовольственной безопасности.
и создать основы для восстановления темпов экономического роста в будущем. Принятые меры способствовали вступлению республики в кризисный период со значительно более сбалансированным государственным бюджетом, низким уровнем внешнего и внутреннего долга, а также с существенным запасом валютных активов.
9 июля 2009 г. вступили в силу изменения и дополнения к закону «О Центральном банке Азербайджанской Республики», направленные на повышение степени гибкости денежной политики и регулирования банковской системы. В частности, ЦБА было предоставлено право предоставлять кредиты в различных валютах и на более долгий срок, в том числе субординированные кредиты. В то же время ЦБ, с целью поддержания реального сектора, получил возможность кредитовать банки на основе государственных гарантий. Учитывая макроэкономические тенденции и результаты микроэкономических мониторингов предприятий реального сектора, ЦБА 25 мая 2009 г. снизил учетную ставку с 15 до 2%, а обязательные нормы резервирования — с 12 до 0,5%. В целом, за счет косвенных и прямых инструментов ЦБА с октября 2008 г. обеспечил экономику ликвидностью в 1,8 млрд манатов. Наряду с банковской системой ликвидную поддержку получили предприятия реального сектора, в том числе Государственная нефтяная компания Азербайджанской Республики и «Азералюминий». В результате экономический рост в стране за первые 11 месяцев 2009 г. составил 9%.
В период с октября 2008 г. до конца августа 2009 г. чистый объем «инъекций» ликвидности в экономику составил около 2 млрд долл. США. Из этой суммы только за счет сокращения обязательных резервов банки получили более 730 млн долл. США, а активизация дисконтного окна ЦБ в основном была ориентирована на поддержание ликвидности системообразующих предприятий (например, Государственной нефтяной компании) и банков (главным образом для своевременного обслуживания внешних долгов).
Начиная с последних месяцев 2008 г. ЦБА 6 раз менял ставку рефинансирования и границы коридора по операциям на открытом рынке в сторону понижения. В итоге ставка рефинансирования была понижена с 15% в октябре 2008 г. до 2% на текущий момент; верхняя граница коридора соответственно снизилась с 20% до 7%; балансовые требования ЦБА возросли в 20 раз. Нормы обязательного резервирования по внутренним источникам привлечения средств были снижены с 12 до 0,5%, а по внешним источникам привлечения вообще отменены. Наряду с этим в целях уменьшения бремени поддержания обязательных резервов отчетный период усреднения по обязательным резервам был удлинен с 15 дней до 1 месяца.
27 октября 2009 г. был принят закон «Об освобождении от подоходного налога процентного дохода физических лиц по вкладам в банках и прочих кредитных организациях». Хотя принятый закон обойдется госбюджету ориентировочно в 60 млн манат, государство пошло на это, чтобы поддержать банковскую систему. В итоге, резко увеличился объем вкладов населения в банки страны (с января по октябрь 2009 г. они возросли на 221,9 млн манат, а в ноябре того же года — на 126,1 млн манат).
С 1 января 2009 г. прибыль банков, страховых и перестраховочных компаний, направляемая на увеличение уставного капитала, была освобождена от налога на прибыль сроком на 3 года.
Анализ предшествующего периода денежно-кредитной политики позволил сделать вывод, что снижение в 2009 г. темпов инфляции до 1,5% сыграло немаловажную роль в сохранении стабильности маната. Под воздействием мирового финансового кризиса в 2008 г. многие страны столкнулись с резким снижением курса национальных валют, ухудшением платежного и внешнеторгового баланса, значительным оттоком капитала, а также с другими негативными факторами. В отличие от других стран в Азербайджане не наблюдалось масштабного оттока капитала, курс национальной валюты, маната, по отношению к ведущим мировым валютам оставался стабильным. Более того, по отношению к доллару курс маната вырос более чем на 5%, а по отношению к евро — более чем на 9%. Своевременно принятые фискальные и денежно-кредитные меры позволили предотвратить существенное негативное воздействие глобального финансового кризиса на состояние денежно-валютной системы республики.
Обеспечение стабильности национальной валюты в условиях повышения риска нарушения макроэкономической стабильности оставалось ведущим элементом антикризисной политики ЦБА и в I квартале 2009 г. Стабильность курса позволила предотвратить удорожание импорта и товаров зарубежного происхождения, используемых в местном производстве, избежать обесценения вкладов населения, увеличения долгового бремени в зарубежной валюте, снижения доверия к манату и высокой долларизации экономики. Для сравнения отметим, что в результате кризиса в период с сентября 2008 г. по май 2009 г. российский рубль обесценился на 25%, а турецкая лира — на 21% (табл. 1).
Несмотря на переменчивость курсов ведущих мировых валют и психологическое давление девальвации в соседних странах на фоне мирового кризиса, стабильность национальной валюты Азербайджана удалось сохранить, благодаря своевременному регулированию спроса и предложения на валютном рынке. Стабильность маната позволила предотвратить резкое удорожание импортируемых товаров. Проведенная курсовая политика сыграла большую роль в удержании годовой инфляции на уровне 1,5%. Низкая инфляция и курсовая стабильность обеспечили хороший уровень социального положения населения. Стабильный курс маната также позволил предотвратить обесценивание вкладов населения, удорожание долгового бремени в инвалюте, подрыв доверия к национальной валюте и высокую долларизацию в экономике.
Как следствие, «...целенаправленная и консервативная политика в отношении государственных расходов, своевременные антикризисные меры оградили страну от необходимости привлечения кредитов международных финансовых институтов, что еще раз подтвердило устойчивость национальной экономики» [3].
Несмотря на глобальный банковский кризис, банковский сектор Азербайджана в последние годы растет относительно высокими темпами. По состоянию на 1 января 2010 г., в целом по банковскому сектору уровень достаточности капитала (отношения собственного капитала по активам) составил 17,7% (минимальный уровень по методике Базеле определен в размере 8%, установленный ЦБА — 12%). Достаточность капитала характеризует надежность обеспеченности активов банка его собственным капиталом.
Доверие к банковской системе служит одним из важнейших индикаторов доверия к государству и про-
Таблица 1 ^
Обесценение национальных валют России, Турции и Азербайджана в период с сентября 2008 г. по май 2009 г.
Страна Обесценение валюты, %
Россия 25
Турция 21
Азербайджан 0
Источник: [4].
водимой им экономической политике. Отношения ком- ® мерческих банков с клиентами являются кредитными, ^ т. е. базируются на доверии. В общей сумме банков- ^ ских пассивов (9660,2 млн манат на 01.01.2010 г.) на ^ долю вкладов физических лиц приходилось 48,2% о. (или 4654,2 млн манат). Совокупный объем активов ш банков Азербайджана составил на 01.01.2010. около 3 11 665,2 млн манат (более 15 млрд долл. США), а го- _о довой их рост достиг 13,5%. Доля клиентского креди- < тования в совокупных активах банков составила 72%. н Значительно расширяется кредитование экономики. < Так, по состоянию на 1 января 2010 г. общий объем кредитов, выданных банками республики нефинансовому сектору экономики, составил 8230,4 млн манат. За год объем кредитов, выданных банками нефинансовым предприятиям, увеличился на 17,3%.
В республике работают 46 банков, в том числе один государственный (Международный банк Азербайджана), а также 45 частных банков. По состоянию на 1 января 2010 г. в капитале 23 азербайджанских банков присутствовали иностранные инвестиции. Число банков с участием иностранного капитала в их уставном фонде возросло с 13 в 2000 г. до 23 в 2010 г. В текущем году отмечается рост количества кредитных организаций, которые увеличили долю иностранного капитала и вошли в группу от 20 до 50%. В семи банках их уровень равнялся 50-100%, в четырнадцати — менее 50%, а два банка являются филиалами иностранных банков. Банковская система Азербайджана характеризуется высокой концентрацией в верхнем сегменте (семь крупнейших банков контролируют 70% всех активов банковской системы). В целом, финансовое состояние азербайджанских банков остается устойчивым и демонстрирует положительную динамику.
Уровень развития банковского сектора является одним из индикаторов, определяющих развитость экономики страны в целом. Прошедший 2009 г. был достаточно удачным для банковской системы Азербайджана, о чем красноречиво свидетельствует положительная динамика основных макроэкономических показателей (табл. 2). Активное реформирование банковской системы Азербайджана дает первые ощутимые результаты, и хотя эти тенденции еще относительно слабы, тем не менее мы имеем все основания говорить о позитивных изменениях. Перед банковской системой стоит непростая задача, ведь в будущем ей предстоит стать основным источником кредитования экономики и катализатором ускорения процесса развития обрабатывающей промышленности и сферы услуг.
На 1 января 2010 г. суммарная чистая прибыль банков страны составила 281,1 млн манат, увеличившись за год на 14,3%. Совокупные банковские активы Азербайджана составляют порядка 60% банковских активов Южного Кавказа. Системообразующую роль в банковском секторе по-прежнему играет контролируемый государством Международный банк Азербайджана.
Таблица 2
Макроэкономические характеристики банковского сектора Азербайджана в 2007-2010 гг.
<
с
>
Показатели, характеризующие роль банковского сектора в экономике 01.01.2007 г. 01.01.2008 г. 01.01.2009 г. 01.01.2010 г.
Отношение банковских активов к ВВП, % 21,3 25,0 27,0 34,0
Отношение ссудного портфеля к ВВП, % 13,3 17,4 21,8 24,3
Отношение депозитов клиентов к ВВП, % 4,5 5,0 5,0 8,0
Источник: данные Минэкономразвития и ЦБ Азербайджана.
В результате осуществленной антикризисной программы финансовая устойчивость банковского сектора была еще больше усилена:
• банковская система обладает ликвидными активами на уровне 80% текущих обязательств, что больше минимальной нормы (30%);
• показатель адекватности капитала вдвое превысил норму (18%);
• качество кредитного портфеля сохранено на приемлемом уровне (удельный вес просроченных кредитов в общем портфеле составляет 3,6%);
• финансовые показатели банков были положительными, доходность по активам (ROA) за отчетный период текущего года составляет 2,9%, доходность капитала (ROE) — 19,4% [5]. В целом, активы банков в январе-ноябре 2009 г
выросли на 8,6%, кредитные вложения — на 12,1%, вклады населения — на 18,2%. В текущем году банки выплатили 1,2 млрд долл. США внешнего долга.
Сегодня общим приоритетом социально-экономического развития Азербайджана является модернизация и диверсификация экономики. По словам академика Р. А. Мехтиева: «Формируя экономический базис модернизации, Азербайджан как суверенное государство решает проблему развития экономики уже в иных исторических и политических условиях, создает принципиально новую экономическую систему, которая нацелена на экономическую свободу и в то же время на интеграцию в мировое хозяйство» [3].
Турция
После финансово-экономического кризиса 2001 г. Турция вступила в период стабилизации и устойчивого роста, поддерживавшегося кредитной помощью МВФ. Темпы роста национальной экономики не опускались ниже 4,5% в год, а их максимальное значение составило 9,4% (2004 г.). Дефицит бюджета в 2007 г. составил 1,6% ВВП, что являлось максимальным значением за предшествовавшие три года: в 2005-2006 гг. этот показатель колебался в районе 1%, хотя еще в 2002 г. он превышал 14% ВВП. Отношение госдолга к ВВП снизилось с 80% в 2002 г. до 35% в 2009 г., а среднегодовой уровень инфляции, рассчитанный на базе потребительских цен, — с 54,4 до 7%.
Влияние глобального кризиса (2008 г.) проявилось в резком ограничении внешнего кредитования банковской системы и снижении денежных переводов из-за рубежа, в частности из ЕС. В результате экономика страны могла подвергнуться таким рискам, как нарушение макроэкономической стабильности (девальвация лиры и рост инфляции), нарушение финансовой стабильности (ухудшение качества кредитного портфеля и снижение платежеспособности банков, отзыв вкладов, прекращение кредитования экономики) и экономическая рецессия.
Глобальный финансовый кризис представлял угрозу экономике Турции по следующим направлениям: 1) Уменьшение возможности внешних заимствований и снижение объемов ликвидности для кредитова-
ния экономики, что приводит к снижению деловой активности.
2) Рецессии в странах ЕС и США влияют на сокращение экспортной валютной выручки многих турецких фирм, в результате чего увеличивается отрицательный платежный баланс страны. Общие характеристики экономики Турции определяют ее высокую чувствительность к внешним шокам; это, прежде всего, связано с высокой долей строительно-подрядных услуг1 и сферы туризма2. Поскольку отдыхающие прибывают в основном из стран, подверженных кризису, поток туристов снижается; соответственно, возникают трудности и на рынке туристической аренды недвижимости. Экспорт из Турции в страны ЕС в основном (свыше 60%) состоит из продуктов питания и товаров народного потребления3.
3) Сокращение производства в реальном секторе приводит к снижению темпов роста ВВП и вместе с тем к увеличению безработицы. На внутреннем рынке ожидалось сокращение рабочих мест в компаниях, которые пользовались краткосрочными американскими и европейскими кредитами, и длинными кредитами, по которым пришел срок платежей. Это незначительный процент предприятий, так как турецкие банки не практикуют предоставление кредитов под бизнес-планы и без серьезного обеспечения.
4) Атака на турецкую лиру, девальвация и спекулятивный отток капитала, снижение уровня жизни населения.
С другой стороны, мировой кризис может привести к некоторым позитивным для Турции последствиям: рост курса доллара и евро по отношению к лире будет способствовать усилению позиций турецких экспортеров, а падение цен на нефть позволяет Турции сэкономить 45 млрд долл. США на ее импорте за год.
Мы имеем возможность оценить первые потери экономики Турции в связи с мировым финансово-экономическим кризисом. Резко снизившаяся доступность международного кредита привела к тому, что импорт Турции в ноябре 2008 г снизился по сравнению с аналогичным периодом 2007 г. более чем на 27%, а в январе 2009 г. — более чем на 43%. Ограничение доступа к импортным факторам производства привело к снижению индекса выпуска в обрабатывающей промышленности по итогам III квартала 2008 г. на 20 пунктов (на 15%), а темпы роста ВВП составили
1 Только в России в настоящее время работает около 150 турецких строительных фирм. В 2007 г. турецкие строительные организации заключили контракты на сумму 4,3 млрд долл. США.
2 Ежегодно около 2 млн российских туристов посещают Турцию, что приносит в казну принимающей страны 2 млрд долл. США.
3 Основные экспортные статьи: текстильные и швейные изделия, продукция черной металлургии и пищевкусовой промышленности, автотранспортные средства. Импортирует Турция в основном сырье, в том числе топливное, инвестиционные товары и промежуточные изделия.
0,5 против 3,3% за аналогичный период 2007 г. Курс лиры, составлявший в июле 2008 г. порядка 1,2 за 1 долл. США, в марте превышал 1,7 лиры. Капитализация 100 компаний — лидеров Стамбульской фондовой биржи снизилась с 42,2 млрд долл. США в июле 2008 г. до 26,1 млрд долл. к концу января 2009 г. [6].
14 марта 2009 г. премьер министр Турции Эрдоган огласил на предвыборном митинге содержание пакета антикризисных мер. Поскольку основное внимание уделялось оживлению внутреннего спроса, правительство объявило об увеличении на 500 млн лир капитала «Эксимбанка», специализирующегося на кредитовании внешнеторговых операций. Для повышения доступности потребительских кредитов налоговые отчисления из них в Фонд поддержки использования источников снижались на одну треть. Для обеспечения предприятий малого и среднего бизнеса доступными кредитами бюджет соответствующей специализированной организации КОСГЕБ увеличивался на 75 млн лир. С целью оживления деятельности строительного сектора НДС, взимающийся при приобретении нового жилья, был снижен на последующие три месяца 2009 г. с 18 до 8%. Для поддержки наиболее пострадавших в результате кризиса автомобилестроения и производства бытовой техники и увеличения спроса на их продукцию на внутреннем рынке планировалось на протяжении трех месяцев удерживать на более низком уровне ставку специального потребительского налога, взимавшегося при приобретении этих товаров [7]. Общая стоимость антикризисного пакета оценивалась в 5,5 млрд лир.
Специфические меры антикризисной направленности были предприняты и ЦБТР:
• Во-первых, в конце января 2009 г. ЦБТР напомнил о своем праве предоставлять кредит банкам, положение которых признано неустойчивым или небезопасным. Воспользовавшись этим правом, ЦБТР объявил о возможности предоставления нуждающимся банкам кредита сроком до 1 года и в объеме, не превышающем двойной размер собственных источников банка.
• Во-вторых, подобно банкам западных стран, ЦБТР, начиная с ноября 2008 г., неоднократно объявлял о снижении ставок по однодневным кредитам. В марте 2008 г. процентная ставка была снижена до 13%, а в апреле — еще на 75 базисных пунктов и установлена на уровне 12,25%. В марте 2009 г. ставка была уменьшена до 10,5%. Таким образом, ЦБТР как будто отказался от своего прежнего антиинфляционного кредо. Но, как полагает руководство банка, продолжающееся снижение экономической активности само по себе является фактором сдерживания инфляции, что позволило сменить вектор процентной политики.
Таблица 3
Численность банков в Турции (на конец года)
Банки 2002 г. 2009 г.
Коммерческие банки: 40 32
• государственные банки 3 3
• частные банки 20 11
• банки в структуре TMSF 2 1
• иностранные банки 15 17
Банки инвестиционные и развития 14 13
Всего 54 45
< CL
с
>
0
1
О
V CD
Источник: Turkiye Bankalar Birliyi (TBB).
Итак, к началу 2010 г после ликвидации слабых финансовых структур и активных процессов консолидации количество банков в Турции снизилось до 45 (32 коммерческих банка и 13 инвестиционных банков и банков развития). Из числа коммерческих банков 3 являются государственными коммерческими банками, 11 — частными национальными, 17 — иностранными банками и 1 банк входит в структуру управления Фонда страхования депозитов Турции (TMSF). Из 13 банков инвестиционных и банков развития 3 являются государственными, 6 — частными и 4 — иностранными (табл. 3).
Как следует из табл. 3, ведущую роль в банковском секторе Турции играют коммерческие банки, на долю которых приходится более 96% активов банковского сектора. В 2010 г. банковские активы увеличились на 13% и превысили 798 533 млн лир, или 536 901 млн долл. США. Отношение активов банковского сектора к ВВП составило 66%.
После банковского кризиса 2001 г. участие иностранного капитала в турецкой банковской системе существенно расширилось. Постоянно растет число филиалов иностранных банков. Если в 1990 г. в Турции присутствовали 4 таких банка, то в конце 2009 г. — 17. Если в 1990 г. доля иностранных банков в активах банковской системы составляла 3%, в 1995 — 4%, в 2000 г. она достигла 5%, а в конце 2009 г. — 17% (табл. 4).
Несмотря на то что в Турции насчитывается 45 банков, уровень концентрации банковского капитала очень высок. В 2009 г. по сравнению с 2002 г. доля активов, депозитов и кредитов 5 крупных банков только возросла (табл. 5). В результате концентрации финансовых ресурсов определилась пятерка лидеров рынка банковских услуг: ТС Ziraat Bankasi, Turkiye Is Bankasi, Turkiye Garanti Bankasi, Akbank и Turkiye Vakiflar Bankasi владеют 63% активов и 66% депозитных ресурсов сектора. Совместно с еще пятью банками — Yapi ve Kredi Bankasi Turkiye Halk Bankasi, Finans Bankasi, Denizbank и ING Bank — им принадлежит 85% общего объема активов в банковской системе страны.
Таблица 4
Структура активов, кредитов и депозитов банковского сектора Турции, %
2002 г. 2006 г. 2010 г.
Активы Депозиты Кредиты Активы Депозиты Кредиты Активы Депозиты Кредиты
Коммерческие банки: 96 100 89 97 100 95 97 100 96
• государственные банки 37 39 20 30 36 22 31 37 27
• частные банки 56 58 53 52 49 55 52 50 52
• иностранные банки 3 3 2 15 15 19 13 13 17
Инвестиционные и банки 8 — 10 3 — 9 3 — 4
развития
Всего 100 100 100 100 100 100 100 100 100
Источник: рассчитано по [8].
<
сг
с
>
0
1
О
V
со
Таблица 5
Динамика долей пяти крупнейших коммерческих банков Турции в 2002-2009 гг., % от общей суммы активов, депозитов и кредитов банковской системы
Пять крупнейших банков Турции 2002 г. 2006 г. 2009 г.
Активы 58 62 63
Депозиты 61 63 66
Кредиты 55 56 58
Источник: [9].
тором роста активов банковского сектора после кризиса 2001 г. В последние несколько лет наблюдался резкий рост показателей кредитования как в абсолютном выражении, так и по отношению к ВВП (табл. 8). В условиях быстрого роста объемов кредитования уровень просроченной задолженности продолжает сохраняться на достаточно низком уровне и составляет 4%.
Рост кредитов, начавшийся после кризиса, стал возможным благодаря одновременному действию нескольких факторов:
Таблица 6
Группировка коммерческих банков Турции по величине активов (на 31.12.2009 г.), млрд долл. США
+0-1 1-2 2-5 5-10 10-20 20-40 40+
Коммерческие банки 14 4 3 3 4 0 7
Инвестиционные банки 11 1 2 3
Сектор 24 6 4 4 5 0 7
< >
Источник: [9].
Таблица 7
Вклады населения в банковском секторе, %
Годы Вклады в национальной валюте Вклады в СКВ
2001 34 35
2002 30 35
2003 33 36
2004 36 29
2005 28 36
2006 40 25
2008 41 22
2009 66 34
Источник: составлено по [9].
По данным Ассоциации турецких банков, на конец 2009 г активы семи банков превышали 40 млрд долл. США (табл. 6). Активы иностранных банков по сравнению с национальными весьма невелики. Три иностранных банка имели активы от 10 до 20 млрд долл. США.
Итак, в банковском секторе Турции происходят процессы централизации, слияния и поглощения банков, что ведет к усилению позиций крупных банков. Собственные средства (капитал) банковского сектора Турции на 1 января 2010 г составили 72 млрд долл. США. Темпы роста капитала в 2010 г резко выросли (по сравнению с предшествующим годом на 32%). В результате отношение банковского капитала банковского сектора к ВВП составило 14%. В целом по банковскому сектору увеличение собственных средств в 2009 г. произошло за счет роста прибыли.
В структуре пассивов доля вкладов населения составляет 64%, из них 66% — вклады в лирах, 34% — вклады в СКВ (табл. 7). В 2007 г., как и в 2009 г., темпы роста депозитов физических лиц в турецких лирах опережали темпы роста депозитов физических лиц в иностранной валюте, притом что в 2000-2003 гг. отмечалась противоположная тенденция.
Развитие кредитных операций банков с нефинансовым сектором экономики явилось основным фак-
1. Увеличение количества потенциально кредитоспособных заемщиков в результате роста ВВП и повышения уровня доходов населения и предприятий.
2. Стабилизация валютного курса, что сделало невыгодными для банков значительные активы в валюте.
В структуре кредитного портфеля банковского сектора 67% составляют корпоративные кредиты и 33% индивидуальные кредиты (табл. 9). В структуре корпоративного кредитного портфеля удельный вес промышленного сектора составляет 37%, торговли — 13%, сферы услуг — 13% и строительного сектора — 7%.
Стремительный рост потребительского кредитования — одна из наиболее значимых тенденций развития банковского сектора Турции последних лет. Постоянная высокая инфляция мешала развитию рынка потребительского кредитования, который очень сильно отстал в своем развитии от уровня западноевропейских стран. После того как инфляция была взята под контроль, в течение нескольких лет рынок рос высокими темпами. Если в начале 2003 г. доля потребительского кредитования в кредитном портфеле банковской системы составляла 6%, то на 1 января 2010 г. она достигла 33%. Увеличение объема кредитов, особенно потребительских, отражает распространение в Турции западных моделей потребления («жизни в кредит»). Однако они сосредоточенны преимущественно в крупных городах: почти 50% всех выданных кредитов приходится на Стамбул.
Удельный вес ипотечного кредита в совокупном кредитном портфеле составляет 11% (в 2002 г. — 1%). В 2002 г. только 3% покупок домов финансировались банками через ипотеку. Незначительный интерес населения к закладным объясняется высокой инфляцией и, соответственно, высокими процентными ставками по ипотечным кредитам. Сейчас наблюдается тенденция роста ипотечного кредитования и формирование рынка облигаций для финансирования ипотечных кредитов.
В конце 2009 г. количество интернет-счетов в банках Турции превысило 5,169 млн (табл. 10). Доля физи-
Таблица 8
Уровень просроченной задолженности турецких банков в 2002-2009 гг.
Годы 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009
Кредит/ВВП 14,0 14,6 17,8 24,1 28,9 33,4 37,5 40,0
ческих лиц в общем количестве клиентов интернет-банкинга составляет 89%, корпоративных клиентов — 11%. Услуги интернет-банкинга в Турции имеют большой потенциал развития, который повлияет не только на изменение способа дистрибуции услуг, но и на способ функционирования банков.
Финансовые результаты банковского сектора. В мировой практике средняя норма прибыли на собственный капитал составляет 15%. Показатели рентабельности банковского сектора за последние годы сохраняются на достаточном уровне, а рентабельность капитала по-прежнему превышает аналогичные показатели по экономике в целом. В Турции этот показатель по состоянию на 1 января 2010 г. достигал 18,3% (табл. 11). Рентабельность активов кредитных организаций выросла с 2,3% в 2008 г. до 2,4% в 2009 г.
В структуре валовых доходов банковского сектора Турции преобладают доходы от кредитных операций. Чистый текущий доход банковского секторы Турции составил в 2009 г. 28 099 млн долл. США и увеличился по сравнению с предыдущим годом на 2%. Структура чистого дохода в основном Источник [9].
Таблица 9
Структура кредитного портфеля турецких банков в 2006-2009 гг.
Кредитный портфель 2006 г. 2007 г. 2008 г. 2009 г.
Корпоративные 69 68 69 67
Индивидуальные: 31 32 31 33
• кредитные карты 10 10 9 9
• потребительское кредитование 21 22 22 23
• ипотечный (жилищный) кредит 10 11 10 11
• на приобретение автомобилей 3 1 2 1
• другие 8 10 10 11
Всего 100 100 100 100
Источник: [9].
Таблица 10
Операции интернет-банкинга
2008 г. 2009 г.
Активные клиенты, млн чел. 4,274 5,169
Финансовые операции, млн лир 116 550
Инвестиционные операции, млн лир 40 263
Операция с кредитными картами, млн лир 3 18
Другие финансовые операции, млн лир 7 51
Всего, млн лир 168 884
определялась дальнейшим расширением кредитных вложений. Основу чистого текущего дохода банковского сектора составляет чистый процентный доход, доля которого в структуре чистого дохода в 2009 г. возросла на 15% против 12% в 2008 г.
После банковского кризиса турецкой банковской системе удалось далеко продвинуться в направлении создания финансовых систем, управляемых рыночными механизмами. В порядке подготовки к вхождению в ЕС Турция уже довольно далеко продвинулась в плане внедрения acquits communities — свода законов, формирующих юридический фундамент общего рынка. В результате правовые и регулятивные системы Турции вплотную приблизились к европейским стандартам.
Тем не менее, несмотря на значительный прогресс, которого достигла турецкая банковская система за последние пять лет, уровень ее развития все еще весьма невысок. Пока что ни один турецкий банк не входит в ежегодный рейтинг крупнейших банков мировой экономики газеты «Financial Times» [10].
По многим показателям турецкая банковская система отстает от систем ряда стран ЕС (табл. 12). Отношение объема банковских активов к ВВП в Турции составляет 67%, тогда как в странах ЕС — 337%. Если взять новые страны — члены ЕС, то в Венгрии объем банковских активов составлял 117% ВВП, в Чехии — 104%, в Словении — 101%, не говоря уж о финансовых гигантах контингента, таких как Германия — 306%, Франция — 382%, Нидерланды — 378%, Великобритания — 285%. Аналогичная ситуация наблюдается и с депозитами: в Турции их доля составляет 41,7% от ВВП, а в ЕС в целом (27 стран) — 150%. Отношение суммы предоставляемых банками кредитов к ВВП составляет в Турции 37%, тогда как в странах — членах
Таблица 11
Показатели эффективности турецкого банковского сектора (на 01.01.2010 г.).
Банки Рентабель- Рентабель-
ность активов ность капита-
(ROA), % ла (ROE), %
Коммерческие банки: 2,4 19,7
• государственные банки 2,6 27,2
• частные банки 2,4 18,5
• банки в структуре TMSF 6,8 8,6
• иностранные банки 1,9 13,1
Банки инвестиционные и развития 3,7 7,8
Банковский сектор 2,4 18,3
Источник: BDDK.
Таблица 12
Основные показатели банковской системы Турции и стран ЕС
(2009 г.)
Активы банков/ВВП, % Кредит/ВВП, %
ЕС (27) 337,4 154
Швеция 274 130
Австрия 378 129,5
Нидерланды 375 184,6
Германия 315 129,4
Дания 469 238
Франция 370 117,4
Великобритания 486 281,8
Италия 230 115
Турция 80 36,8
Источник: [11]; BDDK.
ЕС — 154% [11]. Если совокупный объем турецкой ипотеки составляет 5% от ВВП, то в странах Прибалтики этот показатель достиг 14%, в Испании — 40%, в Нидерландах — 110%. Для того чтобы добиться вступления в ЕС, Турции придется коренным образом модернизовать инфраструктуру, в том числе сектор финансовых услуг.
g Проведенное в рамках данной статьи исследование
1 позволяет сделать ряд выводов:
ш
1. Положительное влияние мирового кризиса за-
< ключается в том, что он инициировал реформирование d банковских секторов Турции, Российской Федерации ^ и Азербайджана, направленное на их оздоровление и х повышение конкурентоспособности на мировых фи-^ нансовых рынках.
2. Экономический кризис 2007-2009 гг. принципиально отличается от предшествовавших кризисов
2 (Россия и Азербайджан — 1998 г, Турция — 2001 г). ® Текущий кризис стал для этих стран внешним.
3. После банковского кризиса турецкой банковской ^ системе удалось далеко продвинуться в направлении g создания финансовых систем, управляемых рыночны-cl ми механизмами. В порядке подготовки к вхождению ш в ЕС Турция уже довольно далеко продвинулась в плаз не внедрения acquits communities — свода законов, -о формирующих юридический фундамент общего рынка.
< В результате правовые и регулятивные системы Тур-н ции приблизились к европейским стандартам.
< 4. Правительство и Центральный банк Азербайджана оперативно приняли меры по ограничению влияния мирового финансового кризиса на экономику страны в рамках антикризисной программы. Им удалось предотвратить воздействие кризиса по всем возможным направлениям и создать надежные основы для восстановления более высоких темпов экономического роста в будущем. Принятые меры способствовали вступлению Азербайджана в кризисный период со значительно более сбалансированным государственным бюджетом, низким уровнем внешнего и внутреннего долга, а также с существенным запасом валютных активов. Обеспечение стабильности национальной валюты в условиях повышения риска нарушения макроэкономической стабильности в I квартале 2009 г. стало ведущим элементом антикризисной политики ЦБА.
Уровень развития банковского сектора является одним из индикаторов, определяющих развитость экономики страны в целом. Активное реформирование банковской системы Азербайджана дает первые ощутимые результаты. И хотя тенденции к росту еще слабые, тем не менее у нас есть все основания уже сейчас говорить
0 достигнутых позитивных изменениях.
В результате осуществленной антикризисной программы упрочилось положение банковского сектора Азербайджана. Перед банковской системой стоит непростая задача: в будущем ей предстоит стать основным источником кредитования экономики и катализатором ускорения процесса развития обрабатывающей промышленности и сферы услуг Азербайджана. Сегодня общим приоритетом социально-экономического развития Азербайджана выступают модернизация и диверсификация экономики.
5. Первые признаки глобального кризиса были замечены в России еще во второй половине 2007 г., когда отток капитала с глобальных рынков спровоцировал ухудшение ситуации с ликвидностью в банковской системе. В связи с возникшей кризисной ситуацией государство осуществило комплекс мер денежно-кредитной политики, направленный на минимизацию негативных последствий мирового финансового кризиса для российской банковской системы. В октябре 2008 г. правительство РФ совместно с Банком России приняло пакет нормативно-правовых актов, направленных на поддержание ликвидности банковской системы, в которых были определены два вектора
антикризисных мер. Первое направление было связа-
1
но с предотвращением оттока ликвидных средств из кредитных организаций, второе — с их пополнением. В 2009 г российский финансовый рынок постепенно восстанавливался. На конец 2009 г соотношение совокупного объема финансового рынка и ВВП России составило 124% против 86% на конец 2008 г и 155% на конец 2007 г. Таким образом, российский финансовый рынок выдержал испытание кризисом и частично восстановился. Дальнейшее его развитие зависит от многих факторов, среди которых важное значение имеет возобновление устойчивого роста в реальном секторе экономики.
6. Ни один российский, азербайджанский или турецкий банк не входит в ежегодный рейтинг крупнейших банков мировой экономики газеты «Financial Times». Кроме того, заметно отставание банковского сектора всех трех стран от развитых государств по количественным и качественным параметрам:
• активы к ВВП: Турция — 85%, Россия — 60%, Азербайджан — 34%, ЕС (27стран) — 337%;
• розничные кредиты на душу населения: Турция— 5671 долл. США, Россия — 927 долл., Великобритания — 24 947 долл.;
• активы на душу населения: Турция — 5453 евро, ЕС (27стран) — 84 711 евро;
• доля банковских кредитов в структуре источников финансирования инвестиций в основной капитал (2007 г.): Россия — 9,4%, Турция — 20%, США — 40%;
• активы/собственный капитал: Турция — 8,5% , Россия — 7,4%, Франция — 23,8%;
• невысокий уровень доступности банковских услуг: Россия — 2 банковских филиала на 100 тыс. жителей, ЕС — 46 филиалов на 100 тыс. жителей.
В большинстве стран антикризисные меры до самого недавнего времени не носили модернизационного характера. Это было связано с глубиной кризиса, но не отменяет необходимости перехода к модернизации экономики. Сегодня, как никогда, общим приоритетом социально-экономического развития Азербайджана, Турции и России выступают модернизация и диверсификация экономики. Для России эта задача особенно актуальна. Поэтому в будущем важным элементом политики должны стать реформы, позволяющие начать решать ключевые проблемы, появившиеся во время глобального финансового кризиса, и реформы, способствующие модернизации экономики.
Литература
1. Глобальные финансовые реформы // Обзор центра макроэкономических исследований Сбербанка России. Июнь 2010.
2. Рустамов Э. Глобальный кризис и антикризисная политика Центрального банка Азербайджана // Деньги и кредит. 2010. № 1.
3. Мехтиев Р. Курс Азербайджана: от стабилизации к модернизации // Вестник актуальных прогнозов. Россия: Третье Тысячелетие. 2010. № 23.
4. Мамедов Z. F., Zeynalov V. Küresel mali krizin Azerbaycan ekonomisine etkileri ve azerbaycan Merkez bankasinin monetär politikasinin analizi. MU, BSE. 4/2010.
5. AMB illik hesabati, 2009.
6. Mali Piyasalarda Gelismeler. Subat, 2009 // http://www.dpt. gov.tr.
7. Ульченко Н. Ю. 2009 г. — год испытаний для экономики Турции // http://www.iimes.ru/rus/stat/2009/18-06-094.
8. Bankacilik Düzenleme ve Denetleme Kurumu. Finansal piya-salar raporu 2009.
9. TBB. Banklarimiz 2009. Mayis 2010.
10. Ведомости. 2008. 30 июня. В 01.
11. EU Banking Structures 2010.