Научная статья на тему 'Банковская система в условиях глобального финансового кризиса'

Банковская система в условиях глобального финансового кризиса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1339
108
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финансы и кредит
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ГЛОБАЛЬНЫЙ ФИНАНСОВЫЙ КРИЗИС / БАНКОВСКАЯ СИСТЕМА / АЗЕРБАЙДЖАН / АНТИКРИЗИСНЫЕ МЕРЫ / ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мамедов З.Ф.

В статье дан обзор состояния банковского сектора Азербайджана в период глобального финансового кризиса. Рассматриваются антикризисные меры Центрального банка Азербайджана, направленные на поддержание финансовой стабильности в банковской системе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Банковская система в условиях глобального финансового кризиса»

Банковская система

Удк 336.711

банковская система в условиях глобального финансового кризиса

З. Ф. МАМЕДОВ, доктор экономических наук, профессор кафедры банковского дела E-mail: dr.zahid. mamedov@mail.ru Азербайджанский государственный экономический университет

В статье дан обзор состояния банковского сектора Азербайджана в период глобального финансового кризиса. Рассматриваются антикризисные меры Центрального банка Азербайджана, направленные на поддержание финансовой стабильности в банковской системе.

Ключевые слова: глобальный финансовый кризис, банковская система, Азербайджан, антикризисные меры, центральный банк.

Мировой финансовый кризис, развивающийся с 2007 г., является в настоящее время основным трендом, определяющим состояние экономик большинства стран мира.

Каждое государство независимо от степени интеграции экономики в мировую финансовую систему переживает кризис разной глубины и специфики. В силу различий в исходных условиях и уровне развития не существует универсальных рецептов по преодолению кризиса. В целях минимизации последствий разбалансировки мировых финансово-экономических связей на государственном уровне принимаются различные антикризисные меры, направленные на стабилизацию финансового, реального, государственного секторов экономики и сокращение сроков выхода на докризисные параметры.

Глобальный кризис пошатнул основы мирового экономического порядка, заставил финансово-банковские институты переосмыслить свою деятельность и заняться поиском новых путей решения возникших проблем.

Антикризисные меры, проводимые правительствами и центральными банками, приняли беспрецедентные масштабы. Основные издержки приходятся на развитые страны: по оценкам МВФ, в развитых экономиках суммарно меры поддержки, включая гарантии, составили 50 % ВВП, а в развивающихся — только 2,4 % ВВП.

В 2008—2009 гг. банковский сектор Азербайджана функционировал в условиях глобального кризиса и его последствий. Это существенным образом отразилось на характере и показателях деятельности банков.

Монетарная политика Центрального банка Азербайджана в 2009 г. носила антикризисный характер и была направлена на сохранение макроэкономической и финансовой стабильности, обеспечение ликвидности в экономике, стабилизацию работы банков и предприятий.

влияние мирового финансового кризиса на экономику Азербайджана. Неблагоприятная ситуация в экономике развитых стран не могла не отразиться на всем остальном деловом мире. Азербайджан не стал исключением. Наиболее сильно по экономике страны ударили невозможность дальнейшего получения дешевых иностранных кредитов на межбанковском рынке и снижение объемов экспорта продукции. Энергоносители (газ и нефть) имеют первостепенное значение для богатого ими Азербайджана, поэтому снижение цен на сырье резко снизило и доходы от его экспорта. В докризисный период в результате беспрецедентного роста цен на мировых рынках

нефти, достигших 146 долл. за баррель в июле 2008 г., в Азербайджане был создан значительный задел, накоплены международные резервы: к концу 2008 г. они составляли 18,2 млрд долл.

Так как экономика Азербайджана интегрирована в мировую экономику, процессы, происходящие на мировых рынках, по закону сообщающихся сосудов в той или иной степени влияют на нее. Во второй половине 2008 г. азербайджанская экономика развивалась в неблагоприятных внешних условиях.

Влияние кризиса проявилось в падении цен на нефть и экспортную продукцию, резком ограничении внешнего кредитования банковской системы, снижении денежных переводов из-за рубежа. В результате экономика страны могла подвергнуться следующим рискам:

— нарушение макроэкономической стабильности (девальвация маната и рост инфляции);

— нарушение финансовой стабильности (ухудшение качества кредитного портфеля и снижение платежеспособности банков, отзыв вкладов, прекращение кредитования экономики);

— экономическая рецессия.

Глобальный финансовый кризис представлял угрозу экономике Азербайджана по следующим направлениям:

— закрытие внешних источников финансирования для банков второго уровня и снижение объемов ликвидности для кредитования экономики, что приводит к снижению деловой активности;

— падение мировых цен на биржевые товары, сокращение экспортной валютной выручки, в результате чего сокращается импорт и увеличивается отрицательный платежный баланс страны. Общие характеристики экономики Азербайджана определяют ее высокую чувствительность к внешним шокам. Это связано прежде всего с высокой долей нефтегазового сектора, на который в 2006—2008 гг. приходилось свыше 60 % ВВП страны;

— сокращение производства в реальном секторе, что приводит к снижению темпов роста ВВП и вместе с тем к увеличению безработицы;

— атака на манат, девальвация и спекулятивный отток капитала, снижение уровня жизни населения.

Основным каналом трансмиссии глобального кризиса на экономику Азербайджана стало резкое падение цен на нефть во втором полугодии 2008 г. Например, цена нефти марки West Texas Intermediate упала со 147 долл. за баррель в начале июля 2008 г. до 45 долл. за баррель в конце 2008 г. Снижение мировых цен сказалось и на экспорте

других отраслей (в частности, металлургии, химической промышленности). В результате в первом полугодии 2009 г. общий объем экспорта уменьшился в два раза по сравнению с тем же периодом предыдущего года. Кроме того, внешнее рефинансирование банков резко сократилось.

Глобальный кризис также усилил воздействие психологических факторов на состояние экономики. В первую очередь это коснулось валютного рынка и банковского сектора: в I квартале 2009 г. после серии девальваций в соседних странах резко вырос спрос на наличные доллары, снизились темпы роста депозитов и денежной массы. Государственный долг в этот момент составлял 3 млрд долл., а валовый внешний долг Азербайджана — 9,3 млрд долл. (20 % ВВП).

денежно-кредитная политика центрального банка Азербайджана в условиях финансового кризиса. На заседании кабинета министров, посвященном итогам года, прошедшем 16.01.2009, президент Ильхам Алиев проанализировал ситуацию, сложившуюся в Азербайджане в контексте экономических процессов, протекающих в мире, и обнародовал решения по выводу экономики страны на новый уровень с учетом последствий мирового кризиса. Впервые официально был представлен «пакет антикризисных мер». Принятый правительством и Центральным банком Азербайджана, он был направлен на поддержание финансовой стабильности и устойчивого социально-экономического развития страны. Меры по оздоровлению и укреплению азербайджанской финансовой системы оказали стабилизирующее воздействие на внутренний финансовый рынок, создав необходимые внутренние предпосылки для его восстановления.

Цель пакета антикризисных мер — свести к минимуму воздействие мирового экономического кризиса на Азербайджан и остановить негативные процессы по всем возможным направлениям. Среди таких мер можно выделить:

— предотвращение искусственного роста цен и ускорение их снижения посредством ужесточения контроля за потребительским рынком и усиления конкуренции;

— усиление антимонопольной деятельности;

— предотвращение незаконного вмешательства в экономическую деятельность со стороны государства;

— контроль Национального банка, министерств финансов и экономического развития за управлением ввозимыми в страну финансовыми средствами;

— усиление приоритетов государственной инвестиционной программы (в частности, приоритетными названы проекты улучшения условий жизни вынужденных переселенцев, программы помощи предприятиям-экспортерам);

— усиление государственного контроля над вложением основного капитала;

— выполнение социальных обязательств;

— усиление продовольственной безопасности.

При обнародовании пакета антикризисных

мер президент Азербайджана заявил, что при изыскании средств на антикризисный план страна не будет обращаться ни к одному иностранному финансовому источнику, а обойдется собственными возможностями.

В комплексе мер, содержащихся в программе, предусматривалась возможность предоставления государством дополнительных ресурсов отечественным коммерческим банкам, размещения в самых надежных из них определенного объема хранящихся за рубежом валютных резервов Азербайджана при условии направления их исключительно в реальный сектор экономики.

В результате мероприятий, осуществленных Центробанком республики до кризиса, были достигнуты определенные результаты:

— ограничены темпы высокого и рискованного роста банковских активов;

— внедрена система регулирования объема внешних долгов (внешние долги в Азербайджане были ограничены на уровне 20 % обязательств банков);

— значительно увеличены капитализация и уровень финансового резервирования;

— ужесточены пруденциальные нормативы и рамки регулирования;

— взята под управление позиция ликвидности банков;

— осуществлено рефинансирование внешних долгов;

— оказано необходимое ликвидное содействие институтам системной важности;

— повышены требования к корпоративному управлению банками, особенно к системам управления рисками;

— сумма защищенных вкладов была повышена в шесть раз и доведена до 30 тыс. манатов;

— с гарантией Центробанка начал действовать межбанковский денежный рынок, который обеспечил высокую активность движения текущей ликвидности.

Результатом такой политики стало повышение курса маната и аккумулирование средств в

нефтяном фонде. Все это оказало положительное влияние на развитие банковской системы. Сложилась своего рода «цепочка» благоприятных для экономики результатов.

1. Быстрое укрепление маната подтолкнуло процесс «девалютизации» сбережений населения, что поддержало рост ресурсной базы банков и удлинение сроков привлекаемых средств.

2. Рост показателей внешней платежеспособности Азербайджана в сочетании с либерализацией валютного законодательства и укреплением маната стимулировали приток капиталов, резко повысили привлекательность азербайджанского банковского сектора для иностранных инвесторов.

3. Снижение уровня инфляции, рост конкуренции, обусловленный открытием ключевых сегментов национального финансового рынка, дали импульс быстрому развитию новых перспективных видов финансовых услуг (прежде всего в сфере розничных и инвестиционно-банковских услуг).

Правительство и Центральный банк Азербайджана (ЦБА) оперативно предприняли шаги в рамках антикризисной программы в направлении минимизации влияния мирового финансового кризиса на экономику страны. Это позволило создать надежные основы для восстановления более высоких темпов экономического роста в будущем. В кризисный период страна вступила со значительно более сбалансированным государственным бюджетом, низким уровнем внешнего и внутреннего долга, а также с существенным запасом валютных активов.

Распоряжением президента Азербайджана от 09.07.2009 были утверждены и вступили в силу изменения и дополнения к закону «О Центральном банке Азербайджанской Республики», которые повышают гибкость денежной политики и политики регулирования банковской системы. В силу данных изменений Центральный банк Азербайджанской Республики (далее — Центробанк) вправе предоставлять кредиты в различных валютах и на более долгий срок, в том числе — субординированные кредиты. В то же время для поддержания реального сектора он имеет право кредитовать банки на основе государственных гарантий. Учитывая макроэкономические тенденции и итоги микроэкономических мониторингов предприятий, действующих в реальном секторе, Центробанк 25.05.2009 снизил учетную ставку с 15 до 2 %, а обязательные нормы резервирования — с 12 до 0,5 %. В

целом за счет косвенных и прямых инструментов Цетробанк с октября 2008 г. обеспечил экономику ликвидностью в 1,8 млрд манатов. Данная ликвидная поддержка наряду с банковской системой охватила и предприятия реального сектора, в том числе Государственную нефтяную компанию Азербайджанской Республики, ОАО «Азералюминий». В таких условиях экономический рост в стране за первые 11 мес. минувшего года продолжился и составил 9 %.

В результате с октября 2008 г. до конца августа 2009 г. чистый объем «инъекций» ликвидности в экономику составил около 2 млрд долл. Из этой суммы только за счет сокращения обязательных резервов банки получили более 730 млн долл., а активизация дисконтного окна ЦБА в основном была ориентирована на поддержание ликвидности системообразующих предприятий (например, Государственной нефтяной компании) и банков (главным образом для своевременного обслуживания внешних долгов).

В 2008—2010 гг. Центробанк 6 раз менял ставку рефинансирования и границы коридора по операциям на открытом рынке в сторону понижения. В итоге ставка рефинансирования была понижена с 15 до 2 %, верхняя граница коридора соответственно — с 20 до 7 %. Балансовые требования Центробанка к банкам с начала года по настоящее время возросли в 20 раз. Нормы обязательного резервирования по внутренним источникам привлечения средств были снижены с 12 до 0,5 %, а по внешним источникам привлечения вообще отменены. Наряду с этим в целях уменьшения бремени поддержания обязательных резервов отчетный период усреднения по обязательным резервам был удлинен с 15 дн. до 1 мес.

Важную роль сыграло и принятие закона от 27.10.2009 «Об освобождении от подоходного налога процентного дохода физических лиц по вкладам в банках и прочих кредитных организациях». Хотя такие послабления обойдутся госбюджету ориентировочно в 60 млн манатов, государство пошло на это, чтобы поддержать банковскую систему. В итоге вклады населения в банки страны резко возросли. Если с января по октябрь 2009 г. они увеличились на 221,9 млн манатов, то за ноябрь рост составил уже 126,1 млн манатов.

С 01.01.2009 прибыль банков, страховых и перестраховочных компаний, направляемая на увеличение уставного капитала, освобождена от налога на прибыль сроком на 3 года.

Опыт предыдущего периода денежно-кредитной политики показал, что в снижении в 2009 г.

темпов инфляции до 1,5 % сыграло немаловажную роль сохранение стабильности маната.

Под воздействием мирового финансового кризиса в 2008 г. многие страны столкнулись с резким снижением курса национальных валют, ухудшением платежного и внешнеторгового балансов, значительным оттоком капитала, а также с другими негативными факторами. В отличие от других стран региона в Азербайджане не наблюдалось масштабного оттока капитала, курс национальной валюты по отношению к ведущим мировым валютам оставался стабильным: по отношению к доллару укрепился более чем на 5 %, по отношению к евро — более чем на 9 %.

Своевременно принятые фискальные и денежно-кредитные меры позволили предотвратить существенное негативное воздействие глобального финансового кризиса на состояние денежно-валютной системы республики и тем самым сохранить стабильный курс национальной валюты.

Обеспечение стабильности национальной валюты в условиях повышения риска нарушения макроэкономической стабильности в первом квартале 2009 г. стало ведущим элементом антикризисной политики ЦБА.

Такая позиция позволила предотвратить удорожание импорта и товаров зарубежного происхождения, используемых в местном производстве, сдержать обесценение вкладов населения, увеличение долгового бремени в зарубежной валюте, преодолеть снижение доверия к манату и высокую долларизацию экономики.

Для сравнения отметим, что в результате кризиса российский рубль в 2008—2009 гг. обесценился на 22 %, турецкая лира — на 21 %.

Несмотря на переменчивость курсов ведущих мировых валют и психологическое давление девальвации в соседних странах на фоне мирового кризиса, стабильность национальной валюты Азербайджана (маната) удалось сохранить благодаря своевременному регулированию спроса и предложения на валютном рынке. Устойчивость маната позволила предотвратить резкое удорожание импортируемых товаров. Проведенная курсовая политика сыграла большую роль в удержании годовой инфляции на уровне 1,5 %: низкая инфляция и курсовая стабильность обеспечили хороший уровень социального положения населения. Стабильный курс маната также позволил предотвратить обесценивание вкладов населения, удорожание долгового бремени в иностранной валюте, подрыв доверия к национальной валюте и высокую долларизацию экономики.

Целенаправленная и консервативная политика в отношении государственных расходов, своевременные антикризисные меры оградили страну от необходимости привлечения кредитов международных финансовых институтов, что еще раз подтвердило устойчивость национальной экономики.

Современное состояние и проблемы развития банковского сектора Азербайджана. Несмотря на глобальный банковский кризис, банковский сектор Азербайджана в последние годы растет существенными темпами. По состоянию на 01.01.2010 в республике в целом по банковскому сектору уровень достаточности капитала (отношение собственного капитала по активам) составил 17,7 % (минимум уровень по методике Базеле — 8 %, ЦБ Азербайджана он установлен на уровне 12 %). Это характеризует надежность обеспеченности активов банка его собственным капиталом.

В республике работают 46 банков: один государственный (Международный банк Азербайджана) и 45 частных. По состоянию на 01.01.2010 в капитале 23 азербайджанских банков присутствовали иностранные инвестиции. Число банков с участием иностранного капитала в уставном фонде возросло с 13 в 2000 г. до 23 в 2010 г. Причем в этом году отмечается рост числа кредитных организаций, которые увеличили долю иностранного капитала, с 20 до 50 %. В 7 банках этот показатель составляет 50—100 %, в 14 — менее 50 %, а 2 являются филиалами иностранных банков.

Банковская система Азербайджана характеризуется высокой концентрацией капитала в верхнем сегменте: пять крупнейших банков контролируют 61 % всех активов банковской системы. Доминирующее положение в банковском секторе страны занимает крупнейший государственный банк — Международный банк Азербайджана (МБА), доля которого в активах банковской системы составляет

44 %. На следующем уровне находятся примерно

45 частных банков, доля каждого из которых не превышает 5 % рынка.

Совокупные банковские активы Азербайджана составляют порядка 60 % банковских активов Южного Кавказа. Следует отметить особую роль МБА. Согласно статистическим данным на начало 2010 г., на его долю приходилось: 43,5 % активов, 42 % кредитного портфеля, 42,9 % депозитов, 40 % прибыли, 31,5 % совокупного капитала, 43 % банковских карт. На протяжении длительного периода МБА достойно представляет Азербайджан на международной арене. В настоящее время МБА проводит все расчетные

операции с использованием корреспондентской сети, состоящей из 62 банков 28 стран мира. Одновременно МБА начал активно работать в странах, от которых во многом зависит эффективность внешнеэкономической деятельности Азербайджана. Международный Банк Азербайджана—один из первых банков бывших республик СССР, реализующий стратегию регионального развития на российском финансово-экономическом пространстве. В этом ракурсе весьма знаменательным событием для всей национальной банковской системы стало открытие в начале 2002 г. в Москве — финансовом центре СНГ и Евразийского экономического сообщества — дочернего банка МБА-Москва. В последующие годы МБА-Москва создал свои филиалы в Санкт-Петербурге и Екатеринбурге, а также разветвленную сеть обслуживания в данных регионах. За период своей деятельности на российском рынке банку МБА-Москва удалось значительно увеличить основные показатели своего развития, войти в число 200 крупных российских банков и в рэнкинг ТОП-30 российских стрессоустойчивых банков, получить статус уполномоченного банка правительства Москвы.

Международный банк Азербайджана расширяет свое присутствие и в других постсоветских странах. В частности, уже почти три года функционирует дочерний банк в Грузии. Хорошие перспективы в этом плане в Украине, Беларуси, Казахстане. МБА активизирует свою деятельность на мировых финансовых рынках, в первую очередь в финансовых центрах региональных союзов, а также способствует привлечению международных финансовых институтов в республику. Сегодня офисы банка активно функционируют в различных частях мира: Европе (Лондон, Франкфурт-на-Майне, Люксембург), Америке (Нью-Йорк), Азии (Дубай). Несмотря на глобальный кризис, МБА удалось привлечь дополнительные средства из-за рубежа. В 2009 г. заключены соглашения с крупнейшими банками мира о синдицированных кредитах на общую сумму 270,5 млн долл. В августе 2009 г. при участии 10 банков разных стран мира было подписано соглашение о синдицированном кредите на сумму более 60 млн долл. В роли уполномоченных организаторов синдикации выступили лидеры международного банковского бизнеса: Citibank, Raiffeisen Zentralbank и др. Наряду с этим привлечены средства Royal Bank of Scotland, Amsterdam Trade Bank, Credit Suise, FBME Bank на общую сумму в 195 млн долл., на регулярной основе доступны месячные депозиты из швейцарского банка BCPG (до 24 млн долл.) и Citibank (до

17.5 млн долл.). При сложившемся из-за глобального финансового кризиса дефиците свободных средств на международных финансовых рынках это служит доказательством доверия и высокого интереса к данному банку со стороны иностранных инвесторов. В то же время МБА своевременно осуществляет возврат взятых им внешних займов, что в современных условиях является крайне важным моментом. Только в 2008—2009 гг. общая сумма погашений составила свыше 1 млрд долл.

Отношения коммерческих банков с обслуживаемой клиентурой являются кредитными, т. е. базируются на доверии, которое имеет особое значение, так как в общей сумме банковских пассивов (9 660,2 млн манатов на 01.01.2010) на долю вкладов физических лиц приходится 48,2 % (4654,2 млн манатов). Совокупный объем активов банков страны составил на 01.01.2010 около 11 665,2 млн манатов (более 15 млрд долл.). Годовой рост достиг 13,5 %, а доля клиентского кредитования в совокупных активах банков — 72 %.

Значительно расширяется кредитование экономики. По состоянию на 01.01.2010 общий объем кредитов, выданных банками нефинансовому сектору экономики, составил 8 230,4 млн манатов. За год объем кредитов, выданных банками нефинансовым предприятиям, увеличился на 17,3 %. В структуре кредитного портфеля банковского сектора 73,6 % составляют корпоративные кредиты и 26,4 % — кредиты физическим лицам. Удельный вес промышленного и энергетического сектора достиг 25 %, кредиты в сферу торговли — 22,3 %, в строительный сектор — 7 %.

В качестве индикатора роли банковского сектора можно использовать отношение банковского кредита, выраженное как доля ВВП. В 2002 г. этот показатель был равен 8,5 %, в 2003 — 9,3 %, 2004 —

11.6 %, 2006 - 13 %, 2007 - 17,4 %, 2008 - 18 %, 2009 -24 %.

В декабре 2009 г. доля кредитов, выданных в национальной валюте, составила 58,1 %, в иностранной валюте - 41,9 %. На конец 2009 г. Международным банком Азербайджана были выданы кредиты на 3 911,7 млн манатов с удельным весом в 46,5 % (рост на 2,2 % за ноябрь), а частными банками - на 4 318,7 млн манатов с удельным весом в 51,4 % (рост на 6,4 %). Оставшиеся 2,1 % приходятся на долю небанковских кредитных организаций, которыми было выдано кредитов на 177 млн манатов.

В целом финансовое состояние азербайджанских банков остается устойчивым и демонстрирует положительную динамику.

Уровень развития банковского сектора является одним из индикаторов, определяющих развитость экономики страны в целом. Прошедший 2009 г. был достаточно удачным для банковской системы Азербайджана, о чем красноречиво свидетельствует положительная динамика основных макроэкономических показателей. Активное реформирование банковской системы страны дает первые ощутимые результаты. И хотя эти тенденции еще слабые, тем не менее вполне правомочно уже сейчас говорить о позитивных изменениях. Перед банковской системой стоит непростая задача: в будущем ей предстоит стать основным источником кредитования экономики и катализатором по ускорению процесса развития ненефтяного сектора Азербайджана.

По состоянию на 01.01.2010 суммарная чистая прибыль банков страны составила 281,1 млн манатов. За год суммарная чистая прибыль увеличилась на 14,3 %.

Приведенные данные позволяют утверждать, что в 2010 г. тенденция роста основных показателей банков Азербайджана сохранится. Банки должны продолжить институциональное развитие, что положительно скажется на состоянии банковской системы и будет содействовать экономическому процветанию страны. Исходя из необходимости повышения финансовой надежности банков и обеспечения их успешного развития, необходимо реализовать следующие меры:

- привлечение иностранных инвестиций;

- формирование в необходимом объеме резервов по активным операциям;

- снижение уровня рисков осуществляемых операций;

- повышение рентабельности и улучшение качества активов и пассивов, обеспечения их сбалансированного роста.

Это позволит банкам страны после кризиса продолжить свою деятельность уже на качественно новом уровне.

Правительство и Центральный банк Азербайджана оперативно приступили к реализации положений антикризисной программы с целью минимизировать влияние мирового финансового кризиса на экономику страны. Это помогло создать надежные основы для восстановления более высоких темпов экономического роста в будущем. Заранее предпринятые шаги способствовали вступлению в кризисный период со значительно более сбалансированным государственным бюджетом, низким уровнем внешнего и внутреннего

долга, а также с существенным запасом валютных активов.

В результате осуществленной антикризисной программы финансовая устойчивость банковского сектора была еще больше усилена:

— банковская система обладает ликвидными активами на уровне 80 % текущих обязательств, что больше (30 %) минимальной нормы;

— показатель адекватности капитала вдвое превысил норму — 18 %;

— качество кредитного портфеля сохранено на приемлемом уровне, удельный вес просроченных кредитов в общем портфеле составляет 3,6 %;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— финансовые показатели банков были положительными, доходность по активам (ROA) за отчетный период текущего года составляет 2,9 %, доходность капитала (ROE) — 19,4 %.

В целом активы банков в январе—ноябре 2009 г. выросли на 8,6 %, кредитные вложения — на 12,1 %, вклады населения — на 18,2 %. В настоящее время общим приоритетом социально-экономического развития Азербайджана выступают модернизация и диверсификация экономики.

В большинстве стран антикризисные меры до недавнего времени практически не имели мо-дернизационного характера. Для Азербайджана эта задача особенно актуальна. На взгляд автора, убедительное объяснение этому феномену дает академик Р. А. Мехтиев: «Формируя экономический базис модернизации, Азербайджан как суверенное государство решает проблему развития экономики уже в иных исторических и политических условиях, создает принципиально новую экономическую систему, которая нацелена на экономическую свободу и в то же время на интеграцию в мировое хозяйство».

Список литературы

1. Гаджиев Ш. Г. Азербайджан на пути к мировому сообществу: стратегия внешнеэкономического развития. Киев. 2000. 500 с.

2. Гаджиев Ш, Муршудли Ф. Финансово-банковская система Азербайджана в условиях глобального кризиса: изменение акцентов международных сравнительных оценок // Центральная Азия и Кавказ. Глобализация. 2009. № 4—5.

3. Гаджиев Д. Ф. Международный банк Азербайджана: устойчивое развитие в условиях мировой финансовой нестабильности. Материалы научно-практической конференции «Глобальный финансовый кризис и антикризисная политика в системе государственного управления: мировой опыт и азербайджанская модель». Баку. 2010.

4. Мамедов З. Ф. Денежная банковская система стран СНГ и Балтии: тенденции и перспективы. Баку. 2008.

5. Мамедов З. Ф. Основные тенденции развития денежно-кредитной системы Азербайджана // Финансы и кредит. 2008. № 4.

6. Мехтиев Р. А. Курс Азербайджана: от стабилизации к модернизации // Вестник актуальных прогнозов. 2010. № 23.

7. Рустамов Э. С. Глобальный кризис и антикризисная политика Центрального банка Азербайджана // Деньги и кредит. 2010. № 1.

8. Страны СНГ и мировой кризис: общие проблемы и разные подходы. М. 2009.

9. MamedovZ. F. Azerbayca^n kredi ve para sistemi: günümüzdeki özellikleri ve geli§me yönü. Maliyy ve finans yazэlarэ. Sayэ 87. Nisan 2010. Turkiye.

10. Zeynalov V. K resel mali krizin Azerbaycan ekonomisine etkileri ve azerbaycan Merkez bankasinin monetar politikasinin analizi. MU. BSE. 2010.

РЕКЛАМНЫЙ БЛОК ТАКОГО РАЗМЕРА ОБОЙДЕТСЯ ВАМ ВСЕГО В 2 950 РУБЛЕЙ!

При неоднократном размещении (или сразу в нескольких журналах Издательства) предусмотрены скидки

(495) 721-85-75, 8-926-523-79-52 popova@fin-izdat.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.