Научная статья на тему 'Международная банковская конференция государств - участников СНГ'

Международная банковская конференция государств - участников СНГ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
144
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финансы и кредит
ВАК
Область наук

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы —

С 13 по 16 октября 2009 г. в Баку (Республика Азербайджан) прошла II Бакинская международная банковская конференция государств участников СНГ «Повышение устойчивости финансовых и банковских систем государств Содружества», организованная Финансово-банковским советом СНГ (ФБС СНГ) при поддержке Исполнительного комитета СНГ, администрации Президента Республики Азербайджан, Международного банка Азербайджана и ОАО Банк ВТБ. В ставшем уже традиционным событии приняли участие свыше 220 делегатов и представителей политической и бизнес-элиты стран СНГ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Международная банковская конференция государств - участников СНГ»

События

МЕЖДУНАРОДНАЯ БАНКОВСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ ГОСУДАРСТВ - УЧАСТНИКОВ СНГ

С 13 по 16 октября 2009 г. в Баку (Республика Азербайджан) прошла II Бакинская международная банковская конференция государств — участников СНГ «Повышение устойчивости финансовых и банковских систем государств Содружества», организованная Финансово-банковским советом СНГ (ФБС СНГ) при поддержке Исполнительного комитета СНГ, администрации Президента Республики Азербайджан, Международного банка Азербайджана и ОАО Банк ВТБ. В ставшем уже традиционным событии приняли участие свыше 220 делегатов и представителей политической и бизнес-элиты стран СНГ.

С приветственным словом выступил председатель Исполнительного комитета, исполнительный секретарь СНГ С. Лебедев, подчеркнувший в своем докладе актуальность темы конференции.

«Банки первыми испытали на себе разрушительную мощь кризиса и понесли значительный урон. Опыт противодействия кризису со всей очевидностью показал, что бороться с ним легче сообща. И не случайно среди тем... конференции, — консолидация банков стран СНГ, повышение роли межгосударственных банковских объединений и ассоциаций, формирование интегрированного регионального банковского рынка, создание международного и регионального финансовых центров на пространстве СНГ. Проблемы, касающиеся кризиса, находятся под контролем глав государств Содружества. На последнем саммите в Кишиневе был подписан план совместных мер по преодолению последствий кризиса, утверждение которого ожидается главами правительств на заседании 20 ноября в Ялте», — сказал С. Лебедев. По его словам, министры финансов стран СНГ за последний год собирались трижды, что позволило разработать этот план действий. «Мы заинтересованы, чтобы он был действенным документом. План носит общий характер, хотя в нем имеются пункты по подписанию соглашений для регулирования финансово-банковской деятельности», — отметил глава исполкома СНГ.

С. Лебедев подчеркнул, что у каждой страны Содружества имеются хорошие примеры того, как нужно действовать в условиях кризиса. При этом он отметил, что план включает в себя подписание соглашений о взаимном допуске банков-резидентов стран — членов СНГ на их рынки, соглашение об основных принципах валютного регулирования и валютного контроля. Он добавил также, что предусмотрено создание рабочей группы для изучения возможности проведения расчетов в национальной валюте. «Мы готовы к тесному сотрудничеству для преодоления последствий экономического кризиса», — подчеркнул С. Лебедев.

Заместитель председателя правления Центрального банка Республики Азербайджан (ЦБА) Х. Абдуллаев отметил в своем выступлении, что ЦБА в рамках антикризисных мер обеспечил банковский сектор и экономику страны средствами на сумму более 2 млрд долл. США, или 6 % от объема ожидаемого ВВП в 2009 г. ЦБА за 2009 г. осуществил ряд мероприятий для поддержания ликвидности банковского сектора и экономики. В частности, были внесены изменения в закон о ЦБА для обеспечения гибкости монетарной политики.

Кроме того, ЦБА получил возможность выдавать субординированные кредиты. В конце 2008 г. начался процесс снижения учетной ставки, которая в итоге сократилась с 15 до 2 % годовых, обязательные нормы резервирования сократились с 12 до 0,5 %. Все это позволило ЦБА осуществить «инъекции» в банковскую систему и экономику Азербайджана на сумму более 2 млрд долл. По словам председателя правления, в условиях кризиса банкам и страховым компаниям были предоставлены налоговые льготы для их пятикратной капитализации, и до 30 тыс. манатов был увеличен размер страхуемых вкладов населения.

«Все это позволило укрепить финансовую систему Азербайджана. Мгновенная ликвидность банковской системы составляет 67 % при минимальной норме 30 %, адекватность капитала — 20 %

при норме 12 %, капитал банков с начала года увеличился на 12 %, — сказал Х. Абдуллаев. — Стресс-тесты ЦБА показывают, что банковский сектор Азербайджана выдержит все последующие возможные риски и способен абсорбировать возможные убытки». По его словам, для этого создан необходимый «финансовый буфер».

Председатель правления ЦБА подчеркнул, что экономика Азербайджана оказалась устойчивой к мировому экономическому и финансовому кризису. По его мнению, это стало возможным за счет создания «подушки безопасности», что позволило избежать серьезных потрясений в экономике. Х. Абдуллаев добавил, что азербайджанские банки своевременно осуществляют погашение внешних кредитов: «С начала года банки погасили по внешним кредитам порядка 1 млрд долл. С другой стороны, оживление на мировых финансовых рынках позволяет азербайджанским банкам привлекать за рубежом новые кредиты».

Председатель Координационного совета Финансово-банковского совета СНГ А. Казаков отметил, что «надо говорить о создании единого банковского пространства, о повышении капитализации банков, о доступе на рынки стран СНГ. Главное — ликвидировать барьеры для финансовых операций на пространстве СНГ. Нужно убрать преграды не только в сфере передвижения денег, но и капиталов, товаров, если говорить о зоне свободной торговли».

Выступление председателя правления Международного банка Азербайджана (МБА), вице-президента Финансово-банковского совета СНГ Дж. Гаджиева было посвящено проблемам повышения устойчивости МБА в условиях кризиса. Оратор затронул вопросы макроэкономической ситуации в стране и ключевые проблемы, решение которых будет способствовать устойчивому развитию МБА: «По оценкам международных экспертов, на посткризисном рынке финансовых услуг ожидается серьезная трансформация. И для каждой национальной банковской системы главный вопрос сегодня в том, как в ближайшей перспективе использовать накопленный опыт и потенциал для обеспечения ее поступательного развития во вновь формирующейся новой глобальной финансовой архитектуре».

В свою очередь, Джахангир Гаджиев заявил, что «идея создания в Баку Регионального финансового центра имеет право на существование. Баку де-факто является финансовым центром региона, в Азербайджане осуществляются важные инфра-

структурные проекты, в том числе регионального масштаба, включающие транспортировку углеводородных ресурсов на мировой рынок. Само проведение этой конференции в Баку — немаловажный фактор».

Заместитель президента — председателя правления ОАО Банк ВТБ Г. Солдатенков приветствовал участников форума от имени президента Финансово-банковского совета СНГ, президента — председателя правления ОАО Банк ВТБ А. Костина. В приветствии говорилось: «Глобальный экономический катаклизм нанес мощный удар по финансовым секторам большинства стран мира. По последним оценкам МВФ, совокупный размер потерь финансовых институтов планеты от кризиса может составить около 3,4 трлн долл. Рыночная капитализация ведущих банков сократилась по сравнению с серединой 2008 г. более чем вдвое. При этом претерпела значительные изменения структура банковских активов и капитала. Целые классы, считавшихся некогда надежными финансовыми инструментами, стали именоваться «токсичными». В этих сложных условиях как правительства, и центральные банки стран СНГ, так и финансовые власти большинства других государств мира пошли на исключительные меры по оказанию поддержки национальным банковским секторам. Меры господдержки финансового сектора в странах Содружества были направлены в первую очередь на пополнение ликвидности банковских систем. Текущее состояние банковских систем стран Содружества можно назвать стабильным. У Содружества нет другой альтернативы, кроме формирования общего, в полном смысле развитого и устойчивого финансового рынка, способного конвертировать национальные накопления в капитал для развития, в источник «длинных денег», обеспечивая их свободный переток между нашими экономиками. Углубление нашего взаимодействия даст дополнительный эффект как в преодолении последствий кризиса, так и в обеспечении быстрого и устойчивого посткризисного развития наших экономик».

Председатель правления ОАО «Государственный сберегательный банк Украины» А. Гулей озвучил предложение по повышению устойчивости банковских систем: «Нам необходимо скорее создать новую резервную валюту, пусть не столь глобальную, как доллар, но способную защитить банки от нового глобального кризиса». Оратор высказал предположение, что новая резервная валюта может появиться у стран СНГ в 2015 г.: «Начиная с

1972 г., как только доллар стал резервной валютой, стали говорить о том, что нужна еще одна резервная валюта. И по мере того, как возникают кризисы, появляется желание уйти в какие-то локальные проекты, чтобы в них спрятаться. Но остров счастья не существует, и искать его не надо. Наоборот, нужно договариваться о единых правилах игры. В данной ситуации, если брать страны СНГ, надо решать вопрос взаиморасчетов и платежных систем».

По итогам конференции был принят документ, в котором участники акцентировали внимание на необходимости:

— повышения устойчивости банковских систем, чему способствует создание различных антикризисных фондов. Первым из них является антикризисный фонд ЕврАзЭС, который открыт для других государств Содружества;

— создания межнациональной расчетной системы по платежам в национальных валютах на базе Межгосударственного банка СНГ, единого процессингового центра. В рамках данного положения признана целесообразной реализация проекта между МБА — АзериКард и процессинговой компанией «Comstar» по обеспечению социально значимых переводов физических лиц с зачислением на карточные счета в качестве пилотной модели создания интегрированного рынка переводов в СНГ, межпроцессингового соединения участников проекта в национальных валютах;

— широкого использования инновационных банковских технологий (в том числе разработанных отечественными структурами) по всестороннему обслуживанию юридических и физических лиц. Это позволит повысить доходность финансовых инструментов и привлечь дополнительные ресурсы в банковские системы Содружества. Инновации в банковской системе позволят резко повысить эффективность и доходность банковских операций и межгосударственных расчетов и платежей, ввести на рынок новые финансовые продукты. При этом возникает необходимость разработки согласованных в рамках СНГ новых стандартов, регулятивных документов;

— обращения от имени участников конференции в правительства, регулятивные органы, центральные (национальные) банки стран СНГ с предложением об ускоренном принятии нового устава, предусматривающего капитализацию и реорганизацию Межгосударственного банка СНГ в соответствии с новыми требованиями к условиям формирования единого платежного пространства на территории СНГ в международное инвестиционно-кредитное и

расчетное учреждение, обеспечивающее организацию и проведение расчетов в национальных валютах между субъектами стран СНГ.

В целях обеспечения устойчивости национальных банковских систем СНГ участники конференции считают необходимым активизировать деятельность институтов регулирования и сосредоточить их усилия на решении следующих задач:

• создание благоприятных условий для формирования межгосударственных инвестиционных структур и беспрепятственного перетока капитала в целях, способствующих изысканию в рамках Содружества внутренних долгосрочных инвестиционных ресурсов;

• расширение перечня инструментов рефинансирования центральными (национальными) банками коммерческих банков и механизмов доведения денежных средств до предприятий реального сектора;

• повышение капитализации банков через допэмиссию акций, механизм облигаций федерального займа (ОФЗ). Предполагается, что механизм рекапитализации через ОФЗ может существенно повысить доступность кредитных ресурсов для субъектов экономики;

• принятие мер по сдерживанию инфляции, обеспечению устойчивости платежного баланса и снижению негативного воздействия финансового кризиса на качество активов банковской системы СНГ;

• стимулирование использования национальных валют государств Содружества во взаиморасчетах по экспортно-импортным операциям;

• принятие мер по устранению межгосударствен -ных барьеров во взаимной торговле товарами и услугами;

• осуществление обмена информацией по мерам, принимаемым в государствах — участниках СНГ по регулированию финансового рынка;

• необходимость совершенствования организационной структуры ведомств, выполняющих функции регуляторов национальных финансовых рынков и рынков капиталов, в целях создания национальных «мега-регуляторов», а также выработки совместных межгосударственных скоординированных мер, направленных на снижение негативных последствий кризиса. Участники конференции рекомендовали Финансово-банковскому совету СНГ:

1. В рамках работы комитета оценки и экспертизы реализации проектов при ФБС СНГ активизировать деятельность:

• по подготовке предложения о расширении географии участия национальных финансовых компаний, инвестиционных банков развития (Внешэкономбанк, Межгосударственный банк, Евразийский банк развития, Банк ВТБ и др.) в финансировании крупных системообразующих проектов и программ, генерирующих интеграцию Содружества;

• по поиску внутренних резервов повышения капитализации банков и привлечению долгосрочных финансовых ресурсов в реальный сектор экономики;

• по подготовке инвестиционных проектов с целью привлечения ресурсов зарубежных фондов в синдикации с банками — участниками ФБС СНГ;

• по координации совместных усилий банковского сообщества СНГ в привлечении долгосрочных финансовых ресурсов в межгосударственные инвестиционные проекты;

• по подготовке рекомендаций для анализа финансовой устойчивости, включая оценку долговой устойчивости на страновом уровне;

• по формированию перечня (реестра) наиболее значимых (генерирующих интеграцию) «проблемных активов» в целях последующей отработки схем их «реанимации».

2. Активизировать деятельность рабочей группы по созданию благоприятных условий для интегрированного в рамках Содружества единого платежного пространства:

отработка схем и моделей операций с национальными валютами (через стимулирование основных агентов контрактирования в национальных валютах);

подготовка предложений по формированию двусторонних корреспондентских отношений банков СНГ в обслуживании экспортно-импортных операций;

отработка механизма формирования резервов банков — участников ФБС СНГ в национальных валютах;

подготовка предложений по обеспечению прямой взаимной котировки и обмена национальных валют заинтересованных государств — участников СНГ:

• взаимодействие Межгосударственного банка СНГ с банками-операторами экспортно-импортных контрактов Содружества;

• расширение контактов ФБС СНГ по созданию благоприятных условий для интегрированного

в рамках Содружества единого платежного

пространства с аналогичной созданной структурой — ЕврАзЭС;

выработка комплекса мероприятий по созданию, развитию и взаимодействию региональных финансовых центров на территории государств — участников СНГ как инструмента решения актуальных проблем межгосударственного валютного и платежно-расчетного регулирования.

3. Подготовить для рассмотрения на Экономическом совете стран СНГ материалы по формированию конкурентоспособного общего рынка стран СНГ по следующим вопросам:

— разработка конкретных мероприятий по формированию полицентрической сети единого регионального финансового центра на территории государств — участников СНГ в качестве инновационного финансового инструмента решения актуальных проблем межгосударственного инвестиционного, валютного и платежно-расчетного регулирования на современном этапе развития экономических отношений;

— создание при участии банков Содружества единых интегрированных инфраструктурных институтов финансового рынка, функционирующих на базе современных системообразующих информационных технологий (системы биржевой торговли, учета ценных бумаг и взаиморасчетов, управления рисками, детального анализа всех элементов портфеля, моделирования инвестиционных сценариев, подготовки отчетов для клиентов и т. п.).

— активное формирование условий для решения проблем, связанных с унификацией правового поля национальных финансовых центров стран СНГ;

— подготовка создания при Экономическом суде стран СНГ Международного финансового суда в качестве независимого третейского арбитражного суда в области финансового и корпоративного права.

Участники мероприятия признали своевременность и целесообразность проведения конференции, позволившей выявить существующие проблемы и наметить пути развития финансово-банковской интеграции государств — участников СНГ в современных условиях.

Конференция приняла решение принять Итоговый документ и направить его через Исполнительный комитет СНГ центральным банкам и органам исполнительной власти государств — участников СНГ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.