Научная статья на тему 'Основные тенденции развития денежно-кредитной системы Азербайджана'

Основные тенденции развития денежно-кредитной системы Азербайджана Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1414
291
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финансы и кредит
ВАК
Область наук

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мамедов З.Ф.

В статье автор подробно знакомит читателей о денежной и банковской системе Азербайджана и её становлении после распада СССР, о влиянии мировых финансовых кризисов (1987-1988) на валютную систему страны. Автор раскрывает основные направления деятельности Национального банка Азербайджана, дает сравнительные характеристики банковским системам Азербайджана и СНГ, указывает на проблемы банковской системы страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Основные тенденции развития денежно-кредитной системы Азербайджана»

Зарубежный опыт

основные тенденции развития денежно-кредитной системы Азербайджана

з.ф. мамедов,

доктор банковских наук (Государственный университет Мармара, Турецкая Республика)

Денежная система Азербайджана

Становление современной денежной системы Азербайджана. Принятое 1 июля 1992 г. решение Правительства России о прекращении автоматического предоставления кредитов Банком России другим центральным банкам привело к фактической раздробленности рублевой зоны и появлению отдельных безналичных валют в других странах бывшего СССР. Это ускорило процесс принятия Азербайджаном решения об эмиссии собственной валюты. С восстановлением независимости азербайджанский манат впервые был введен в обращение 15 августа 1992 г. на основании Указа Президента Азербайджанской Республики от 15.07.1992 г. № 48. «О введении в обращение Национальной валюты Азербайджанской республики».

С 1 января 1994 г. единственным законным платежным средством в Азербайджане стал манат, впервые введенный 15 августа 1992 г. и обращавшийся параллельно с российским рублем при фиксированном обменном курсе 10 руб. за один манат. Благодаря устойчивому спросу на наличные деньги в условиях высокой инфляции и недостаточной эмиссии рублей на долю маната к марту 1993 г. приходилось уже более половины денег в обращении. Изъятие рублей из обращения проходило в два этапа: банкноты крупного достоинства были выведены из обращения в июле-августе 1993 г. вслед за принятым в июле решением Российской Федерации об изъятии из обращения банкнот, выпущенных до 1993 г.; рублевые банкноты мелкого достоинства были выведены из обращения в декабре 1993 г., а с 1 января 1994 г. банковские счета в рублях были пересчитаны в манаты.

В ноябре 1992 г. обменный курс рублей, находившихся в обращении в Азербайджане, был унифицирован и приведен в соответствие с рыночной котировкой Международного банка для операций с наличностью. Этот курс был несколько выше, чем сравнимый курс в Москве, хотя изменение обоих курсов по отношению к доллару имело сходный характер. Официальный курс до конца ноября

1993 г. был привязан к рублю в соотношении 10 руб. за один манат, в то время как АНБ применял фиксированный курс маната к доллару в отношении 118 манатов за один доллар США. Этот последний курс определялся на основе курса перевода рублей в манаты (10:1) и курса рубля к доллару на Московской межбанковской валютной бирже 26 ноября 1993 г. Фиксированный обменный курс по отношению к доллару США сохранялся до 25 марта

1994 г., когда АНБ вновь начал привязывать манат к рублю в соотношении 10 руб. за один манат. С ноября 1993 года по март 1994 года наблюдалось резкое повышение реальной стоимости маната по отношению к доллару и российскому рублю. При повторной привязке маната к рублю 25 марта 1994 г. вместо прежнего официального курса в 118 манатов за один доллар был введен курс в 174 маната за один доллар, т. е. манат был фактически девальвирован на 32 %. Обменный курс маната для сделок с наличными (составляющих весьма незначительную часть общего объема операций) в течение всего 1993 г. оставался ниже официального, причем к концу года отменил привязку к рублю и установил официальный курс маната на основе средневзвешенного значения котировок коммерческих банков. Официальный курс снизился со 186 манатов (23 мая) до 1100 манатов (24 мая 1994 г.). В период

до конца июля 1994 г. валютный курс колебался в пределах 900 — 1100 манатов за один доллар.

Ситуация в денежно-кредитной сфере в 1993 г. характеризовалась значительным ростом объема денежной массы и кредитования. Только за 1994 г. уровень инфляции подскочил в 18 раз, а манат обесценился в 12 раз.

Несмотря на неоднократное повышение ставок рефинансирования АНБ, реальные процентные ставки в течение года оставались существенно негативными.

Известно, что в целях борьбы с инфляцией страны с переходной экономикой встали перед выбором стратегии стабилизации, альтернативными вариантами которой выступили стабилизация на денежной основе и стабилизация на основе валютного курса.

Стабилизация на денежной основе предполагала выбор в качестве номинального якоря (ориентира при разработке остальных макроэкономических показателей) или объемов кредитования или уровня процентных ставок, или одного из агрегатов денежной массы (М1, М2 или МЗ). При стабилизации на денежной основе снижение инфляции достигалось через замедление роста денежной массы. При этом сохранялся свободно плавающий валютный курс или управляемое плавание.

В условиях, отсутствия для обеспечения манат-ной денежной массы должного уровня собственных золотовалютных резервов у Национального банка АР и, самое главное, свободного доступа к ресурсам Единого валютного фонда оставался лишь один путь стабилизации — на денежной основе. Именно по этому пути и пошло новое руководство Национального банка АР.

Согласовав с Министерством финансов АР и Международным Банком АР, Национальный банк АР утвердил 9 сентября 1994 г. Правила продажи валюты в Единый валютный фонд Азербайджанской Республики.

Все предприятия, организации, прочие хозяйствующие субъекты-экспортеры, являющиеся резидентами на территории Азербайджанской Республики независимо от формы собственности, продают валютную выручку от экспорта продукции (работ, услуг) и резиденты, находящиеся на территории Азербайджанской Республики валютную выручку от реализации продукции (работ, услуг) начиная с 27 июня 1994 г. продают в Единый валютный фонд в соответствии с нормативами отчислений по курсу, установленному Национальным банком АР на день перечисления ее в Единый валютный фонд.

14 декабря 1994 г. Национальный банк АР перешел к практике определения официального курса национальной валюты согласно результатам валютных торгов на Бакинской межбанковской валютной бирже. Однако этот шаг в очень скором времени привел к непредвиденным результатам. Не стало хватать манатов для покрытия долларового предложения. Согласно логике, курс доллара США в этом случае должен был бы снижаться, однако этого не происходило. Доходило до того, что Национальный банк АР физически не успевал обеспечивать своевременное манатное покрытие валюты, подлежащей продаже в ЕВФ. В условиях высоких темпов роста инфляции данное обстоятельство не могло не усугублять экономическое положение экспортеров. Стало очевидно, что без полной передачи полномочий по формированию и управлению золотовалютными резервами страны Национальному банку АР, ни о какой эффективной валютной политике последнего речи быть не может.

28 февраля 1995 г издается Указ Президента АР «О либерализации валютного регулирования в Азербайджанской Республике». Согласно указу с 10 марта 1995 г ликвидируется Единый валютный фонд страны.

влияние мировых финансовых кризисов на валютную систему Азербайджана. В 1997 г. разразился Азиатский экономический кризис. В августе 1998 г. обрушившийся финансовый кризис основательно потряс экономику России, спровоцировал финансовые волнения в других странах СНГ. Вместе с тем, в Азербайджане в течение 1997 — 1998 гг. удалось избежать кризисных явлений в экономике. Более того, на эти годы приходится пик иностранных инвестиций в экономику Азербайджана.

В 1997 г. впервые было зарегистрировано активное итоговое сальдо платежного баланса страны.

Внешнее влияние на экономику Азербайджана стало наиболее ощутимым в результате второго удара, связанного с кризисом 1998 г. в России. Первоначально, психологическое воздействие событий в России привело к давлению на обменный курс маната, из-за стремления населения перевести свои активы в доллары. Однако путем интервенций и ужесточения требований к банкам Национальному Банку АР удалось сохранить стабильность национальной валюты и восстановить доверие к ней. На более длинном отрезке времени, однако, сказалось, с одной стороны, сокращение экспорта в Россию — тогда еще являвшейся самым крупным экспортным рынком страны1, с другой — увели-

1 В 1997 г. одна четверть экспортируемых товаров направлялось в Россию.

чение риска для потенциальных иностранных инвесторов в регионе.

Одним из последствий первого мирового кризиса стало падение мировых цен на нефть. В результате доходы стран-экспортеров нефти стали стремительно сокращаться. В Азербайджане на конец 1998 — начало 1999 гг. приходится также сокращение поступлений от экспорта и снижение собираемости налогов. Все это привело к напряженности в исполнении бюджета страны в 1999 г. По итогам года дефицит государственного бюджета достиг 4,5 % ВВП, по сравнению с 2 % в 1998 г. Начавшийся в марте — апреле 1999 г. медленный рост мировых цен на нефть уже не мог предотвратить кризиса переоценки курса национальной валюты. Таким образом, эхо мировых кризисов 1997 — 1998 гг. «грянуло» в Азербайджане в форме резкого, но контролируемого, 6-процентного падения курса маната по отношению к доллару в июле 1999 г.

монетарная политика в условиях инфляции. В настоящее время центральные банки во всех странах мира оказывают решающее воздействие на объем и динамику денежной массы. В свою очередь, изменение количества денег в обращении влияет на величину процентных ставок, валютный курс, уровень цели и объем промышленного производства.

Как известно, в области денежно-кредитной политики и вообще экономической политики в условиях гиперинфляции на первое место ставилась проблема снижения инфляции. Средние темпы инфляции, измеряемые по индексу розничных цен (ИРУ) и составляющие в 1992 г. 616 %, в 1993 г. возросли до 833 %. В то же время инфляция за 12 месяцев до декабря 1913 г. включительно составила 810 %, а за аналогичный период 1912 года — 1395 %. Месячные темпы инфляции в январе — октябре 1993 г. составляли 15 %, однако в последние месяцы года и в январе 1994 г. они резко возросли, что отражало прежде всего влияние пересмотра цен заработной платы в ноябре 1993 г.

Для борьбы с гиперинфляцией денежные власти страны вынуждены были прибегнуть к стабилизации на денежной основе. Государство жестко контролировало параметры денежной массы в обращении страны, которая может быть определена как сумма всех ликвидных активов в финансовой системе. Последовательность мероприятий в финансовой и денежно-кредитной политике позволила в достаточно короткий срок сбить гиперинфляцию, стабилизировать курс национальной валюты. Изменения объема и структуры денежной массы в результате стабилизации на основе денежной массы были впечатляющими.

Таким образом, в экономике Азербайджана в течение 1992 — 1995 гг. имела место гиперинфляция, которая в 1996 г. перешла в умеренно галопирующую. В этом смысле именно 1996 г. является переломным в обеспечении минимального уровня инфляции. Обесценение денег проявлялось в падении доверия к используемой форме денег, падении их покупательной способности, ухудшении выполнения ими или в невыполнении своих функций.

Так, если по результатам 1994 г. объем денежного агрегата М2 по отношению к ВВП составил 23, %, то на конец 1995 г. он составил 9 %, т. е. уменьшился в более чем 2,5 раза, а манатная наличность за пределами банков сократилась с 14,7 до 5,6 % ВВП. Годовой темп роста инфляции удалось сбить с 1 786,7% в 1994 г. до 84,5 % в 1995 г., а дефицит республиканского бюджета, соответственно, с 10,3 % до 0,6 % ВВП. Курс национальной валюты к концу 1995 г. стабилизировался на отметке 4 440 манат за 1 доллар США, валютные резервы Национального банка АР составили 121 млн долл. США, что составляло 56,1 % денежного агрегата М2.

С 1996 г. темпы роста годовой инфляции практически были стабилизированы, а соотношение денежной массы М2 к ВВП за период 1995 — 1999 гг. в среднем составило 8,8 %.

уровень монетизации в Азербайджане. Традиционно превращение части эмитированных денег в ссудный капитал осуществляется, в основном при посредстве банковской системы. В этой связи рассмотрим некоторые сравнительные данные за период 1991 — 2005 гг. Удельный вес наличных денег в денежной массе М2 возрос с 64 %, в 1996 г. до 72 %, в 2006 г. Практика свидетельствует о сложившейся закономерности: повышение уровня наличных денег М2 в денежной массе М2 способствует уменьшению коэффициента монетизации экономики. Об уровне монетизации свидетельствуют следующие данные (табл. 1).

Основополагающее свойство денежной эмиссии состоит в ее способности насыщать экономику деньгами. Наиболее важным критерием такого насыщения признано отношение денежной массы по агрегату М2 к ВВП. При этом отмечается, что во многих странах величина агрегата М2 составляет 40 — 70 %. К объему ВВП против 9 — 11 % в Азербайджане и делается вывод о недостаточной обеспеченности оборота в Азербайджане платежными средствами.

Уровень монетизации в первый этап реформы (1994 г.) был равен 23 %, то уже в 1995 г. равнялось всего 9 %, в 1996 г. — 8,8 %, а 2006 г. этот показатель составил — 11, 8 %.

Таблица 1

изменение уровня монетизации (млн манат)

" ——Год наименование ——— 1995 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006

ВВП 2 133,8 4 718 5 315,6 6 062,5 7 146,5 85 30,2 12 522,5

Денежная масса (М2) 191,5 325,8 351,1 405,2 518,4 683,6 796,7 2 137,7

Коэффициент монетизации 9 7 6,6 6,6 7,2 8 6,1 11,8

Источник: Рассчитано по Statistical year book of Azerbaijan 2007.

Таблица 2

объем внутреннего кредита и денежной массы (м2)

~—---Год наименование " 1995 1996 1997 1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004

1. Кредит, млн ман. 1091 1333 1554 1702 1790 2332 2431 2600 3351 4947

2. Денежная масса, (М2) млн ман. 4031 951 1204 1556 1218 1404 1629 1755 2025 2592

Отношение (1:2) 2,5 1,3 1,2 1,1 1,1 1,6 1,5 1,2 1,6 2

Кредит и денежная сфера находятся в неразрывном единстве. В Азербайджане различают следующие показатели денежной массы: М0 (наличие денег в обороте), М1= (М0+вклады до востребования), М2= (М1+срочные вклады), М3= (МЗ+депозиты в свободном конвертируемой валюте). Указанное деление показателей (агрегатов) денежной массы на три вида (М1, М2 и МЗ) соответствует методике МВФ.

Банковский кредит стал одной из главных причин роста денежной массы в Азербайджане. Западные экономисты рассматривают банковский кредит как важнейший эквивалент денежной массы и соответственно источник ее роста (М2) подтверждается ли статистически указанная зависимость?

Сравним изменение внутреннего кредита и денежной массы в Азербайджане (табл. 2).

Данные таблицы позволяют сделать следующие выводы:

• происходит постоянный рост объема внутреннего кредита и денежной массы;

• предоставление банковского кредита служит главным источником «эквивалентом» денежной массы.

Конечно, от интенсивности кредитования экономики в основном зависят темпы денежной массы в стране. Именно от интенсивности кредитования экономики в основном зависят темпы роста денежной массы. Не удивительно, что в термин «денежная политика» многие западные экономисты вкладывают, по существу, смысл кредитного регулирования, цель которого состоит, как известно, в поощрении или торможении выдачи ссуд.

Изучение взаимосвязи кредита и денежной сферы имеет практическое значение и для нашей страны, где в последние годы было создано большое

число коммерческих банков, деятельность которых должна быть подвержена оперативному и гибкому контролю со стороны центрального банка.

долларизация. К числу проблем, свойственных переходным экономикам, при решении которых должны соединяться меры монетарной и финансовой политики, относится долларизация экономики. Хранение населением наличной иностранной валюты свойственно в основном странам с переходной экономикой, в том числе Азербайджана.

Еще одним из результатов роста неформальной экономики является феномен долларизации2 экономики. «Валютное замещение» экономики не чуждо азербайджанской действительности. В национальных денежно-кредитных системах ряда стран, включая Азербайджан, в прошедшее десятилетие особое место занимал американский доллар. Наиболее пригодным для межстрановых сопоставлений в области замещения валют является показатель степени долларизации, измеряемый как отношение депозитов в иностранной валюте, в национальной валюте и в национальной банковской системе к денежной массе.

В Азербайджане агрегат МЗ, который обозначает прибавление к М2 объема вкладов в СКВ, наиболее точно отражает это соотношение. Если в 1994 г. МЗ превосходил М2 в 2,4 раза, то в 1995 г. в 1,5 раза.

В Азербайджане, когда господствовала гиперинфляция и безудержное обесценение маната, доллар стал своеобразным эталоном в условиях пропорции и мерой накопления для большинства

2 Долларизацией называется использование активов в иностранной валюте (как правило, долларов) в качестве денег, а также хранение резидентами страны иностранной валюты либо депозитов в иностранной валюте в местных банках.

физических и юридических лиц. В этот период происходил объективный процесс выражения меры стоимости национальной экономики через доллар США, параллельно с чем резко уменьшался роль азербайджанского маната.

Так, если в 1994 г. инфляция составляли 1 800 %, а обесценение маната по отношению к доллару США — 1 200 %, то уже в 1995 г. ситуация коренным образом изменилась и эти показатели составили соответственно 84,6 % и 3,6 %. В последующие годы эти показатели продолжали улучшаться.

В 1996 г. инфляция снизилась к доллару до 6,8 %, а курс маната по отношению к доллару США укрепился на 8 %. Снизившись до минимума инфляция в 1997 г. составила всего 0,4 %, а стоимость маната укрепилась на 5,1 %. Эта стабильность, несмотря на кризис на мировых финансовых рынках, была сохранена и в 1998 г.

Сила и слабость азербайджанской монеты часто понимаются у нас даже в научном сообществе как синонимы повышения или понижения курса рубля к доллару. Это сущее недоразумение. Манат становится сильным не при его повышении его номинального курса, скажем, втрое, а покупательной способности вдвое, а тогда, когда манат станет не менее эффективным средством накопления и обращения, чем иностранная валюта.

Для этого нужен относительно стабильный и предсказуемый курс. Сила маната в первую очередь определяется не абсолютным значением его «цены» в долларах, а предсказуемостью изменений курса, покупательной способностью и уровнем доверия населения.

Сегодня подавляющая масса операций на азербайджанском валютном рынке совершается с одной-единственной валютой — долларом США. Основу этого явления в постсоветских странах заложила, как считают многие экономисты, гиперинфляция, имевшая место на начальном этапе экономических реформ.

Однако если исходить из того, что долларизация возникла и достигла небывалых масштабов только из-за высоких темпов инфляции, то согласно логике вместе со снижением инфляции должен снизиться и уровень долларизации. На практике этого сегодня не наблюдается. Причина этого, на наш взгляд, кроется в том, что наличные доллары находящиеся в обращении вместе с функцией средства накопления, выступают в роли «финансового актива в высокой ликвидностью» и все в большей мере начинают функционировать как средство обращения и средства платежа, обслуживающее в неформальном секторе

экономики крупно- и мелкооптовые операции, а также оплату труда. Таким образом, феномен долларизации следует объяснять в первую очередь недоверием населения к своей собственной валюте из-за высокого риска подвергнуть свои сбережения в национальной валюте обесценению вследствие непредсказуемости валютного курса.

Одним из главных источников наличной валюты в Азербайджане являются доходы граждан Азербайджана, работающих за рубежом. За пределами страны на заработках одновременно находится от 1,5 до 2 млн наших граждан. Согласно экспертным оценкам, до финансового кризиса в России в 1998 г., работающие за рубежом азербайджанцы ежегодно пересылали своим родственникам в Азербайджане в наличной форме в общей сложности около 1 млрд долл. США (по данным российских экспертов от 1,5 до 2,5 млрд3. Это, несомненно, играет далеко не последнюю роль в долларизации экономики Азербайджана.

На конец 2006 г. в структуре вкладов населения 69 % составляют вклады в СКВ (табл. 3).

Таблица 3

вклады население (млн ман.)

Год манат скв итого

2001 12 105 117

2002 13,5 140 153,5

2003 19 232,9 251,3

2004 3 011 373 403,1

2005 55,8 438,7 494,5

2006 250,3 569,3 819,6

Источник: данные Национального банка Азербайджана.

Как видно из таблицы интерес к доллару иностранной валюте не ослабевает.

Так, если уровень монетизации рассматривать с учетом объема вкладов в СКВ, то картина будет следующей. Если в 2000 г. отношение агрегата М3 к ВВП соответствующего года равнялось 8,5 %, то в 2006 г. - 19,3 %.

Преимущественное развитие валютных вкладов усиливает процесс долларизации денежного обращения.

Коренное отличие азербайджанского валютного рынка - малая диверсификация по видам торгуемых валют. Ликвидные межбанковские рынки обычно существуют в отношении одной-двух иностранных валют - доллара, евро и иногда российский рубль (табл. 4).

3 Юданов Ю. И. Закавказье: оценки инвестиционной привлекательности // Мировая экономика и международные отношения, 1999, № 11, с. 105.

Таблица 4

Доля отдельных валют в общем объеме сделок, % (на конец 2006 г.)

^^^^^Валюта Рынок ^^^^^ Доллар США Евро Рубль Другие валюты

Валютный рынок Азербайджана 84,9 12,9 1,8 0,4

Источник: Данные Национального банка Азербайджана.

Из таблицы видно, что в Азербайджане на сделки с долларом приходилось 84,9 %, на евро только — 12,9 %. Итак, обороты сделок с долларом США в 47 раз превышают обороты по таким валютам, как российский рубль; в 6,6 раз — обороты с евро.

Банковская система Азербайджана

После распада Советского Союза, в период первоначальной хаотической трансформации начала 1990-х годов, когда механизмы регулирования еще не были выработаны, новые банки «росли как грибы». Они не имели надлежащих систем кредитного контроля и риск-менеджмента и нередко использовались владельцами в недобросовестных целях. Это вызвало волну кризисных явлений. Именно с этой целью 24 июня 1997 г. Президентом Азербайджана был издан специальный Указ «О мерах по углублению банковских реформ», предусматривающий реструктуризацию банков.

Следует отметить, что с начала 1990-х годов банковская система Азербайджана прошла в своем развитии три этапа:

1. 1990 — 1992 гг. — период формирования национальной банковской системы;

2. 1992 — 1994 гг. — период стремительного роста количества коммерческих банков в условиях гиперинфляции;

3. Оптимизация и реструктуризация банковской системы в условиях макроэкономической стабилизации. С этого момента и начался качественно новый — третий этап развития банковской системы Азербайджана.

С 1997 г. НБА проводил активную работу по реструктуризации банков, контрольный пакет акций которых принадлежит государству. Реструктуризация проводилась по специальной программе, разработанной в сотрудничестве с международными финансовыми организациями. В марте 2005 г. Президент Азербайджана подписал документ «О дополнительных мерах по углублению реформ в кредитно-финансовой системе Азербайджана».

В соответствии с директивой главы государства Азербайджана в ближайшие два года состоиться приватизация крупнейших банков страны — Меж-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

дународного банка Азербайджана и Капитал банк. Первый этап разгосударствления Kapital Bank предполагает сокращение государственной доли акций с 100 до 50 %. Это произойдет за счет эмиссии новых акций в объеме, равном нынешнему размеру уставного фонда (12 млн AZN) и продажи их частным инвесторам. Капитал банк является вторым государственным и третьим по объему активов в банковской системе Азербайджана. Приватизация 50 % акций банка пройдет через Бакинскую фондовую биржу. Отметим, что конкурс по продаже текущей эмиссии акций проводился без участия государства. Общий объем составляет 1,2 млн акций на общую сумму 12 млн манатов (номинальная стоимость одной акции составляет 10 манатов).

Стремление государства к приватизации показывает, что оно продолжает систематически готовиться к смене экономической власти в духе рыночной экономики.

В последние пять лет, наметились положительные тенденции в развитии банковской системы Азербайджана. Азербайджанские банки показывают высокие темпы роста. Кредитные организации стремятся к наибольшей прозрачности, открытости перед клиентами. Внедряются передовые бизнес-модели, новые банковские технологии (банк-клиент, системы денежных переводов, дебетовые и кредитные карты и т. д.), различные виды кредитования (потребительское, ипотечное и др.).

Структура собственности. Приватизация госбанков оказалась одной из наиболее сложных составляющих банковских реформ в странах СНГ. Большая часть кредитных организаций в СНГ находится в частной собственности, но такие страны, как Узбекистан, Беларусь, Туркменистан неохотно идут на приватизацию крупнейших банков с государственным участием. Преобладание государственной собственности на банки дает правительству возможность влиять на процесс принятия кредитных решений, что оказывает пагубное воздействие на качество активов и эффективность банковской системы.

Международный опыт показывает, что государственные банки неэффективны с точки зрения предоставления финансовых услуг, и хотя во всем мире правительства владеют акциями банков, доля такой государственной собственности со временем уменьшается. Исследование, также показывает, что более высокая доля государственной собственности сопряжена с финансовой нестабильностью 4.

4 Мамедов З. Ф. Влияние кризиса банков на логику реформирования банковской системы: мировые тенденции. С.-Петербург: СПбГУЭФ, 2005. 162 с.

Проведение в Азербайджане рыночных реформ изменило структуру всей национальной банковской системы и улучшение динамики государственного платежного баланса и бюджета Азербайджана, в определенной степени снимает давление с кредитной политики государственных банков.

Системообразующую роль в азербайджанском банковском секторе по-прежнему играют банки с государственным контролем (Международный банк Азербайджана и Капитал банк).

За последнее десятилетие численность банков в Азербайджане значительно сократилась вследствие банкротств, слияний и отзывов лицензий. Эффективными средствами укрепления банковских систем и стимулирования процесса консолидации стали меры по реструктуризации, а также ужесточение требований к минимальному капиталу и повышение коэффициентов достаточности капитала. Согласно нормативным требованиям Национального банка, до 1 января 2007 г. уставной капитал банков должен был стать 8,2 млн манатов, а с 1 июля — 10 млн манатов (примерно равно $12,200 млн долл. США). Совокупный капитал 11 банков Азербайджана превысил по состоянию на 1 января 2007 г. 10 млн манатов (AZN). У 29 банков этот показатель колеблется между 5 и 10 млн AZN, а 3 банка имеют капитал от 3,5 до 5 млн AZN. Совокупный капитал 44 банков Азербайджана составил на начало 2007 г. 652,11 млн манатов. Средняя капитализация одного банка, достигла на конец февраля 2007 г. 14,82 млн против 14,45 млн манатов в конце января того же года.

Шесть коммерческих банков до сих пор не смогли обеспечить данное требование Национального банка. Однако, в течение месяца эти банки должны увеличить уставной капитал и если этого не произойдет, они могут лишиться своих лицензий. Это намного выше требования, предъявляемого к российским кредитным организациям (5 млн евро).

Известно, что в республике работают 44 банка, в том числе два государственных: Международный банк Азербайджана (МБА) и Капиталбанк, а также 42 частных банка (табл. 5). При этом выделяются три лидера — МБА, Банк Стандарт и Капитал банк — их совокупная доля на рынке равна 60 %. Всего филиалами обладают 41 банк.

Высокая концентрация рынка финансовых услуг, обеспечивающая крупнейшим банкам возможность отстаивать свои коммерческие интересы и устанавливать выгодные для себя цены, дестабилизирует условия конкуренции и может привести к недооценке кредитного риска банков-

Таблица 5

число азербайджанских банков на 1.01.2007 г.

число банков, в том числе: 44

Число государственных банков 2

число частных банков 42

Число иностранных банков 20

Число банков из которых количество 5

банков, где иностранная собственность

составляла более 50 %

Число банков из которых количество 13

банков, где иностранная собственность

составляла до 50 % уставного фонда

Филиалы иностранных банков 2

Источник: Мамедов З. Ф. Банковский кризис и реформирование банковского сектора в контексте глобализации. Баку: Азербайджанское государственное издательство. — 2007. — С. 194.

ским сектором в целом и неготовности повышать премию за риск. Если оставить в стороне МБА, то окажется, что структура азербайджанского банковского сектора сильно фрагментирована: в стране нет ни одного банка, доля которого в совокупном объеме выданных ссуд или привлеченных вкладов превышала бы 7 %.

Между тем в Азербайджане в ближайшие два года состоится приватизация крупнейших банков страны — Международного банка Азербайджана и Капитал банка. Россия собирается принять участие в приватизации госбанков Азербайджана.

Таблица 6

основные показатели пяти ведущих коммерческих банков Азербайджана (в % от общей суммы активов, вкладов и кредитов коммерческих банков)

в % от об- в % от об- в % от общей

Банк щей суммы щей суммы суммы кре-

активов вкладов дитов

МБА 47 26 43

Банк Стандарт 7 7 12

Капитал 4 3 2,8

Юнибанк 4 7 6

Техникабанк 4 5 3

Источник: Мамедов З. Ф. Развитие банковского сектора Азербайджана // Qanun. № 10. 2007. Р. 42.

Пока, что в международном контексте азербайджанские банки очень невелики, и каждый из них в отдельности очень незначителен. В банковской системе Азербайджана слишком много небольших банков, размеры бизнеса которых не позволяют масштабно реализовать эффект экономии. Вместе с тем, роль банковской системы Азербайджана в обеспечении роста экономики остается крайне ограниченной.

Основные направления деятельности национального банка Азербайджана. Деятельность Национального банка на каждый год отражается в главных направлениях денежно-кредитной политики, разрабатываемой в соответствии с Законом Азербайджанской Республики «О Национальном банке Азербайджанской Республики». Денежная политика осуществляется с помощью следующих инструментов:

1) проведение операций на открытом рынке;

2) определение процентных ставок;

3) определение обязательных резервов для кредитных организаций;

4) повторное финансирование кредитных организаций;

5) проведение депозитных операций;

6) ограничение банковских операций;

7) другие инструменты денежной политики, принятые в международной практике. Национальный банк Азербайджана в Основных направлениях единой государственной денежно-кредитной политики в качестве центрального элемента называет политику инфляционного тар-гетирования, которая заключается в следующем:

• концентрация на цели снижения инфляции, с отказом от обеспечения стабильности обменного курса в качестве самостоятельной цели политики; целевой ориентир — уменьшение инфляции до 4 — 5,5 % к 2009 г.;

• переход от управляемого плавания курса маната к режиму его свободного плавания; отказ от интервенций на валютном рынке снизит зависимость денежного предложения от колебаний внешнеэкономической конъюнктуры в условиях вероятного нарастания последних; в итоге, улучшится возможность настройки денежного предложения на динамику спроса на деньги со стороны азербайджанской экономики;

• переход НБ АР от управления денежным предложением преимущественно через операции на валютном рынке к управлению через регулирование процентных ставок и операции на денежном рынке (кредитно-депозитные и проч.).

Национальным банком Азербайджана планируется постепенный переход к такой политике в течение нескольких лет. Для этого, в частности, предполагается увеличить объем и модифицировать схемы рефинансирования коммерческих банков — создать единый для различных схем пул обеспечения по кредитам, увеличить до одного года предельный срок предоставления кредитов, расширить список

ценных бумаг высоконадежных корпоративных эмитентов, принимаемых в качестве обеспечения. Не конкретизируя сроки и последовательность развертывания системы рефинансирования, НБ АР предполагает, что она будет происходить эволюци-онно, по мере появления в экономике признаков дефицита денег, связанного с сокращением эмиссии от операций на валютном рынке.

В рамках повышения эффективности организации монетарного управления начиная со второго квартала 2007 г. Национальный банк Азербайджана приступит к реализации концепции «коридора процентных ставок». В целях ограничения излишней потребности в деньгах и влияния на снижение инфляции, правление НБА приняло решение определить максимальную границу процентного коридора — 19 %, минимальную — 5 %, учетную ставку — 12 %. Вместе с тем, с введением механизма процентного коридора, НБА начал принимать ресурсы коммерческих банков по ставке 5 % и объявил о готовности выдавать овернайты по ставке 19 % годовых. Эти операции проводятся в целях содействия решению проблемы краткосрочной ликвидности банков, и никак не влияют на их возможности по кредитованию экономики. Однако, повышение в начале апреля 2007 г. учетной ставки Национального банка с 9,5 до 12 % может привести к незначительному росту кредитных ставок банков второго уровня и повлиять на активность кредитования экономики5.

Сравнительные характеристики развития банковской системы Азербайджана и стран СнГ. По многим индикаторам показатели банковской системы Азербайджана отстают от многих стран СНГ. Соотношение величины активов к ВВП в Казахстане — 95 %, на Украине — 76 %, а в России — 54 %, в Азербайджане лишь — 46 %. Капитал азербайджанских банков — 520 млн евро, украинских — 7,1 млрд евро, казахских — 63 млрд евро. А соотношение капитал/ВВВ в Азербайджане равняется 6 %, в Казахстане — 10 %, на Украине — 9 %.

По состоянию на конец 2007 г. удельный вес российских банков в совокупном объеме банковских активов стран СНГ составлял 80 %, украинских банков — 8 %, казахстанских — 5 %, белорусских — 2,40 %, узбекских — 1,15 %, азербайджанских — 0,60 %, молдавских — 0,35 %, грузинских — 0,34 %,

5 Предпринятое же НБА в качестве антиинфляционной меры повышение учетной ставки в условиях стабильного роста нефтяных доходов может иметь обратный эффект — через дорогие кредиты привести к подорожанию себестоимости товаров местного производства в ненефтяном секторе, тем самым, повысив их неконкурентоспособность.

армянских — 0,24 % и киргизских — 0,13 %. В наиболее 100 крупнейших банков СНГ входит

1 азербайджанский банк — МБА.

Большой экономический подъем и сопутствующая росту деловая активность увеличили потребность экономики Азербайджана в кредитах. Банковская система соответственно росту этой потребности увеличила объемы кредитования почти на 1 млрд долл. Объем вновь выданных кредитов впервые в стране составил 3,5 млрд долл. В сравнении с началом 2006 г. кредитный портфель банков и небанковских организаций вырос на 64 %, а абсолютный показатель роста в 2006 г. оказался в

2 раза больше, чем рост кредитования в 2005 г. Наибольший рост кредитной активности наблюдался в частных банках страны, доля кредитов которых в совокупном объеме заимствований на конец года достигла 52,1 %. На кредитном рынке адекватно повышающемуся спросу в долгосрочных кредитах в 2,31 раза увеличился объем долгосрочных заимствований. Доля этих кредитов в общем портфеле заимствований впервые составила больше 50 %, что косвенно свидетельствует о начале процесса трансформации нефтяных доходов в сектор ненефтяного производства.

Конечно, удвоение коэффициента банковского кредита в Азербайджане за последние два года, ассоциируется с увеличением экономического роста.

Например, несмотря на очевидные успехи, в Азербайджане банковский сектор по-прежнему работает ниже своих возможностей. Это касается и организации системы финансового посредничества, масштабы которого пока невелики по сравнению с мировыми стандартами, а также необходимости повышения уровня конкуренции в азербайджанском банковском секторе. Например, выдача кредитов реальному сектору в стране увеличилась за год примерно на 20 %, но их доля в ВВП составляет всего лишь 26 %. Это значительно меньше, чем в Казахстане, где этот показатель равен примерно 70 %, в России — 50 %, а в среднем по развивающимся странам — 40 %.

Уровень иностранного участия в банковской системе Азербайджана. В результате реформирования национальных банковских систем, ускорения

процессов разгосударствления и приватизации соотношение государственных и частных форм организации банковской деятельности практически во многих странах СНГ заметно изменилось в пользу частного сектора. Для иностранных банков потенциал банковских секторов стран СНГ остается в значительной степени неосвоенным, особенно по сравнению с масштабами их деятельности на других развивающихся рынках, например в странах Центральной и Восточной Европы. Сохраняются определенные регулятивные ограничения, препятствующие притоку иностранных инвестиций в некоторые государства СНГ — такие, как Беларусь. По законам Казахстана общая доля капитала банков с иностранным участием не должна превышать 50 % совокупного капитала национальной банковской системы. В ноябре 2002 г. Россия отменила 12-процентный лимит на совокупную долю прямого иностранного участия в банковском секторе. Наиболее заметно присутствие иностранного капитала в банковских системах Украины, Азербайджана, Грузии и Киргизии, где доля иностранных банков в активах превышает 20 %. В банковской системе Украины доминируют банки из дальнего зарубежья, а российские банки там занимают весьма скромную долю — всего 2,8 %. Это, по всей видимости, объясняется политической ориентацией этой страны на более тесную интеграцию со странами Европы и США.

По состоянию на 1 января 2007 г. в капитале 20 азербайджанских банков присутствовали иностранные инвестиции. В 5 банках их уровень равнялся 50 — 100 %, в 13 — менее 50 %, а 2 являются филиалами иностранных банков. На 1.01.2007 г. доля активов, принадлежащих иностранным банкам в Азербайджане составляет 23 %. Банковская система Азербайджана уже привлекает внимание самых разных в географическом отношении инвесторов. Азербайджан, поддерживает тесные связи с Турцией — потенциальным крупным инвестором. Турецкие банки, включая Ко?Ьаик и Т. С. Ziraat Bankasi А. S., функционируют на банковском рынке Азербайджана. Но пока динамика экспансии турецких банков у нас невысока, что объясняется недавними финансовыми проблемами в самой Турции.

Таблица 7

Рост коэффициента банковского кредита по годам

" ■——^^^^ Год Коэффициент —-— 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006

Кредиты/ВВП 10 9 8,5 9,3 12 22 27

Источник: Мамедов З. Ф. Развитие банковского сектора Азербайджана // Qanen. № 10. 2007.

Таблица 8

Иностранное участие в банковских активах стран СНГ

Страна % Страна %

Азербайджан 23 Россия 20

Украина 20 Грузия 25

Беларусь 9 Туркмения 2

Молдова 25 Казахстан 24

Армения 45 Таджикистан 28

Источник: Мамедов З. Ф. Участие иностранного капитала в странах формирующихся рынков после кризиса // Финансы и кредит. 2006. № 9 (213). 10 с; Деньги и кредит. 2006, № 6. С. 66. Коммерсантъ — банк; 15.06.2006.

Интерес к приходу на финансовый рынок страны имеют банки из многих государств мира. В настоящее время германский Commerzbank готовится открыть свое представительство в Азербайджане, а Societe Generale путем приобретения контрольного пакета в одном из местных кредитных учреждений планирует учредить дочерний банк.

В ближайшее время на наш рынок планирует выйти Банк «ТуранАлем» Казахстана. Латвийский банк Parex планирует открыть филиал в Азербайджане.

Ограничение доступа на рынок иностранным банкам, возможно, и способствовало бы поддержке местных банков, но оказало бы крайне негативное влияние на глобальную конкурентоспособность азербайджанских предприятий.

Тем не менее, мы считаем, что у нас «сценарий поглощения» не повторится. Дело в том, что в Центральной и Восточной Европе иностранные банки покупали уже готовые филиальные сети, выставлявшиеся на продажу в ходе приватизации. Во-вторых, обслуживание корпоративных клиентов в банке — следствие не столько эффективности и удобства услуг, сколько уже давно сложившихся взаимоотношений с собственниками банка. В-третьих, ставка по депозитам у наших госбанков выше, чем у инобанков, что значительно ограничивает круг их клиентов. Скорее всего, иностранные банки смогут доминировать в сфере ипотечного кредитования. Только два наших банка имеют ресурсы, необходимые для долгосрочного кредитования. Но эти средства есть у иностранных банков, привлекающих деньги из-за рубежа. Иностранные банки обладают также конкурентными преимуществами еще в сфере международного финансирования. Они также будут продолжать ориентироваться на работу с нефтяными компаниями, а также организовывать синдицированные кредиты.

Азербайджанские банки пока ориентируются на внутренний рынок. Лишь МБА активно наращивает присутствие в ближнем зарубежье. МБА

имеет два дочерних банка — «МБА-Москва» и «МБА-Грузия», а также представительства в Лондоне и Франкфурте.

Сотрудничество между Азербайджаном и Россией в банковской сфере. Вообще, как ни странно, закавказский рынок, при всех его неблагоприятных политических и ментальных особенностях, сейчас более освоен российскими банками, чем рынок любой другой страны СНГ. В марте 2004 г. ВТБ приобрел 70 % акций армянского Армсбербанка, имеющего в своей стране крупнейшую филиальную сеть из более чем 100 филиалов. Заметная доля принадлежит и российскому банку в Грузии.

Из российских банков ВТБ наиболее активно наращивает свое присутствие в ближнем зарубежье. Внешторгбанк, по всей видимости, проблему расширения рынков сбыта принял к сердцу ближе, чем все другие российские банки, активно занимающиеся розницей. Банк ВТБ готов в течение года потратить 1,5 млрд долл. США на приобретение и развитие банков в странах СНГ. Пока у ВТБ есть «дочки» в Армении, Грузии, Украине и Белоруссии, но уже к середине следующего года он хочет обеспечить себе присутствие во всех остальных шести странах — Казахстане, Киргизии, Таджикистане, Азербайджане, Узбекистане и Молдове. Это будет крупнейшая сеть в странах СНГ, которую создаст российский банк.

В соответствии со стратегией развития российский ВТБ планирует до конца 2007 г. приобрести банки в Казахстане, Азербайджане и Белоруссии. В Азербайджане ВТБ рассматривает несколько вариантов для покупки, стоимость которой составит предположительно 15 — 20 млн долл.6

Деятельность в странах СНГ других российских кредитных организаций связана в основном с потребностями в банковском обслуживании их крупнейших корпоративных клиентов: именно этим объясняется присутствие ОАО КБ «Петрокоммерц» в Украине и Молдавии, ФК «Уралсиб» в Азербайджане и Газпромбанка в Белоруссии.

НИКОЙЛ-Азербайджан, который поначалу представлял на закавказском рынке исключительно нефтяные интересы ЛУКОЙЛа, но после вхождения в корпорацию УРАЛСИБ стал активно осваивать местный рынок банковского ритейла. Его доля на потребительском азербайджанском

6 Мамедов З. Ф. О некоторых вопросах азербайджано-российского сотрудничества в финансово-кредитной сфере //Торгово-экономическое сотрудничество между РФ и Азербайджанской Республикой: состояние и перспективы». Международная конференция. Баку, 28 июня 2007 г.

Таблица 9

Российские банки в странах СНГ

Дочерний Российский Количество подразделений Количество частных

банк владелец на местном рынке клиентов

Украина

Петрокоммерц-Украина Петрокомерц 4 филиала и 16 отделений 40 000

Мрия ВТБ 22 филиала и 143 отделения 37 000

АльфаБанк-Украина Альфа-Банк 4 отделения 5 000

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

НРБ-Украина Сбербанк* 2 отделения Нет данных

Казахстан

Альфа-Банк Альфа-Банк 3 филиала (Ноябрь 2005 года) Нет данных

Тексакабанк Сбербанк* 34 Нет данных

Беларусь

Белросбанк Росбанк - Нет данных

Славнефтебанк ВТБ* 11 отделений 20 000

Белгазпромбанк Газпромбанк 7 филиалов и 50 отделений 40 000

Армения

Армсбербанк ВТБ 101 (филиалы и отделения) 300 000

Арэесимбанк Импэксбанк (19 % акций) Нет данных

Азербайджан

Никойл Уралсиб 5 филиалов 15 000

Грузия

Объединенный банк Грузии ВТБ 40 филиалов 80 000

* Заявлено намерение о приобретении.

Источник: Мамедов З. Ф. О некоторых вопросах азербайджа] Международная конферения. Баку, 28 июня 2007 г.

рынке сейчас составляет более 3 %7. По российским меркам — довольно неплохой результат, но мог бы быть гораздо выше, особенно если учесть интенсивность миграционных потоков между нашими странами.

Российский банк «НИКОЙЛ» в Азербайджане планирует открытие филиальных сетей во всех экономически развивающихся регионах ввиду недостатка банковского обслуживания на селе. В соответствии с региональной стратегией развития Азербайджана, «НИКОЙЛ» планирует открыть 6 филиалов и 38 отделений в течение двух лет. Наряду с финансированием фермерских хозяйств, усилия банка будут нацелены на развитие перерабатывающих предприятий, а также инфраструктуры мелиорации. Сегодня эта политика успешно проводится в Гябялинском филиале «НИКОЙЛа». Здесь выдаются кредиты на выращивание винограда, производство вина и коньячных напитков, сбор и обработку хлопка.

Развитие банковской системы России явно обгоняет аналогичный процесс, происходящий в других странах СНГ. Поэтому российские банки имеют опыт, который кредитным организациям

7 Мамедов З. Ф. Ждут ли россиян в Азербайджане // NBJ. № 6(40). 2007.С. 25 - 26.

(-российского сотрудничества в финансово-кредитной сфере.

остальных стран только предстоит приобрести (табл. 9). В последнее время экспорт банковских услуг российскими банками опирается на такие конкурентные преимущества, как более высокий уровень развития технологий, широкий спектр банковских продуктов, предлагаемых на своем рынке, и конечно, значительные финансовые ресурсы.

Россия является крупнейшим торговым партнером Азербайджана. Исторические и экономические связи, наличие единой транспортной сети и общей инфраструктуры, распространение русского языка, — все это облегчает общение между нашими странами. Мы считаем, что предпосылкой ускорения интеграционных процессов является дальнейшее развитие банковской системы двух стран. Тесная экономическая интеграция с Россией отвечает стратегическим интересам нашей страны. Однако, сотрудничество между Азербайджаном и Россией в банковской сфере не соответствует необходимому уровню. Следует создать в СНГ единую платежную систему для расчетов в национальных валютах. Возможно, рост присутствия ВТБ в странах СНГ позволит ускорить создание этой системы.

Кредитные вложения в азербайджанскую экономику. В качестве индикатора роли банковского сектора можно использовать отношение банковского кредита, выраженное как доля ВВП (табл. 10).

Таблица 10

Динамика роста кредитных вложений

Год 1995 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006

Кредитные вложения в %, к ВВП 13,5 9,8 9,1 8,5 9,3 11,6 11,1 13

Источник: Statistical year book of Azerbaijan, 2007.

Таблица 11

Динамика и структура кредитных вложений в азербайджанскую экономику (млн манат)

Кредиты 1995 2001 2002 2003 2004 2005 2006

Всего: 218,2 486,3 520,2 670,3 989,5 1 411,0 2 362,7

Из них — краткосрочные 181,4 354,0 374,2 487,1 700,8 913,3 1 142,0

Краткосрочные в % к итогу 83 93,1 97,8 97,5 72 72,8 71,9

Долгосрочные 36,8 132,3 145,9 183,2 288,7 527,7 1 220,7

Долгосрочные в % к итогу 17 6,9 2,2 2,5 28 27,2 28,1

Источник: Statistical year book of Azerbaijan, 2007.

Динамика и структура кредитных вложений в азербайджанскую экономику показаны в табл. 11.

Итак, с каждым годом суммарный объем кредитов растет. Однако, несмотря на ежегодный рост кредитных вложений, азербайджанский рынок крайне мал и слаб.

Анализ Азербайджанской экономики свидетельствует о довольно низком уровне вовлеченности ее банковского сектора в инвестиционный процесс.

Важная особенность азербайджанского кредитного рынка в том, что кредитные вложения в экономику распределены крайне неравномерно по отраслям и регионам (табл. 12).

Таблица 12

Распределение кредитов банков по отраслям экономики на 01.01.2007 г.

Сектор в %

Государственные структуры 0,6

Торговля и сфера услуг 23,4

Энергетический сектор 12,3

Сельское хозяйство 4,4

Строительный 7,1

Промышленность 6,8

Связь и транспорт 7,7

Потребительский кредит 32,4

Прочие 5,3

Источник: Statistical year book of Azerbaijan, 2007.

Приведенные в таблице данные свидетельствуют о глубокой диспропорции в распределении кредитов и займов по основным отраслям реальной экономики. Большую часть кредитов получают домашнее хозяйство в виде потребительского кредита (31,96 %) и сектор торговли и сферы услуг (29 %). Чрезвычайно мало получает кредитов сельское хозяйство: всего лишь 4,4 %.

Очень нерационально распределяются кредитные ресурсы и по регионам. Львиную долю (87 %) кредитных вложений получает Баку. На все остальные регионы приходится всего лишь 23 %. Получается, что национальный кредитный рынок обслуживает только Баку. Это явно ненормальное положение. При всей огромной важности экономики и финансов Баку, он не в состоянии поднять хозяйство всей страны. Социально-экономическое процветание Азербайджана находятся в прямой зависимости от уровня развития всех регионов.

Важным показателем состояния кредитных отношений является динамика объема и структура просроченной задолженности по кредитам банков и займов (табл. 13).

Таблица 13

Просроченные кредиты

Кредиты 01.01.2005 г. 01.01.2006 г.

Просроченные кредиты (млн манат) 68,2 77,7

Просроченные в % к итогу 4,7 3,3

Источник: Данные национального банка Азербайджана.

Фонд страхования банковских вкладов. Для решения проблемы недоверия к банковской системе некоторые страны СНГ стремились ввести схемы страхования вкладов. В конце 1990-х годов системы страхования вкладов создали Казахстан и Украина, а позднее их примеру последовали Молдова. 27 декабря 2003 г. вступил в силу Федеральный закон «О страховании вкладов физических лиц в банках РФ», определивший основные механизмы защиты сбережений населения. В июле 2004 г., во время серьезного сбоя в работе банковского сектора, Правительство России приняло закон, гарантирующий компенсацию в размере до 100 тыс. руб.

(3,4 тыс. долл. США) по вкладам физических лиц в банках, не участвующих в системе страхования вкладов (сегодня, размер страхового возмещения в России 400 тыс. руб.).

Закон о страховании банковских вкладов разрабатывался в Азербайджане около 5 лет. Для повышения доверия к банковской системе в Азербайджане в феврале 2007 г. был принят закон

0 страхования вкладов. По этому закону из Фонда до 1 января 2008 г. будут полностью покрываться вклады на сумму 4 тыс. манат (4,7 тыс. долл.), с

1 января 2008 г. до 1 января 2010 г. — 6 тыс. манат (8,5 тыс. долл.), а с 1 января 2010 г. — 8 тыс. манат (11,3 тыс. долл.).

Азербайджанское государство впервые гарантирует сохранность вкладов и готово предоставить минимальные гарантии возврата вкладов в случае банкротства кредитных организаций. За вкладчиками закреплено право на получение информации об участии своего банка в Фонде страхования вкладов (ФСВ), условиях страхования депозитов, правил выплат компенсации. Кроме того, каждый гражданин вправе в письменной или устной форме информировать ФСВ об известных ему фактах нарушения со стороны банков его прав.

Система страхования вкладов оказывает положительный эффект на развитие банков Азербайджана. Главный эффект от ее введения очевиден и заключается в росте доверия населения к банковской системе. Одним из проявлений роста доверия населения к банковской системе станет увеличение числа вкладов консервативных групп населения. Наряду с изменением типологии вкладчиков, и в частности ростом числа вкладчиков пожилого возраста, следует ожидать эффекта выравнивания конкурентных условий банков. Развитие ФСВ позволит частным банкам конкурировать наравне с государственными и иностранными.

Основные проблемы банковской системы Азербайджана. Негативное влияние на финансовые показатели банков оказывают низкий уровень капитализации, недостаточность базовых депозитов, низкая кредитная культура, высокая вероятность ухудшения качества активов, низкая операционная эффективность. Кроме того, многие частные банки тесно связаны с промышленными и торговыми группами. Имена подлинных владельцев, зачастую скрывающихся за различными подставными или операционными компаниями, не разглашаются. Такое положение создает серьезные риски с точки зрения информации и корпоративного управления и может вызвать занижение оценок рисков по

объемам кредитования связанных сторон. Кроме того, существует неопределенность относительно способности собственников банков обеспечить им свежие вливания капитала. Идентифицировать фактических собственников и установить взаимоотношения между заемщиками и отраслями экономики нелегко. Непрозрачность структур собственности благоприятствует кредитованию связанных сторон со всеми вытекающими из этого рисками. Это отчасти обусловлено отсутствием критерия «приемлемости и пригодности», по которому банки допускались бы к работе и контролировались, и мешает формированию рыночного механизма корпоративного контроля.

Опрос в банковской системе организованный Азербайджанским проектом корпоративного управления (АПКУ)8 показал, что факторами, не способствующими совершенствованию корпоративного управления в банках, называют не эффективность законодательства (61,8 %), недостаток специалистов (41,2 %) и недостаток информации и знаний на эту тему (26,5 %). Имущественная оценка банков показала, что владельцами контрольного пакета акций в более чем одной трети опрошенных банков является один акционер. В 40,6 % банков родственники крупных акционеров также обладают крупными пакетами акций банка. В большинстве случаев основные акционеры банков входят в состав наблюдательных советов или правлений, причем есть случаи, когда в нарушение законодательства крупный акционер (более 20 % акций) является членом правления банка. Банки не хотят сегодня становиться публичными. Более 60 % банков предпочитают продать свои акции международным финансовым институтам.

Конфликт интересов в банковской системе остается серьезной проблемой. Свыше 44 % опрошенных банков заявили, что не имеют внутренних процедур их разрешения.

Далеко от совершенства состояние с защитой прав акционеров. Менее половины респондентов выполняют необходимые процедуры с подготовкой, проведением и оповещением результатов общих собраний акционеров. Одна треть опрошенных банков отказалась отвечать на вопрос о выплате дивидендов акционерам. 16 из 23 респондентов, ответивших на этот вопрос респондентов (69,6 %) сообщили, что не выплачивали акционерам дивиденды за последние три года (2002 — 2004 гг.).

8 АПКУ реализуется Международной финансовой корпорацией при финансовой поддержке Государственного секретариата по экономическим вопросам Швейцарии (SECO).

Следует отметить, что лучше обстоят дела с прозрачностью и предоставлением информации о деятельности банков. Среди опрошенных банков 91,2 % заявили о наличии у них аудиторских комитетов, которые заседают как минимум один раз в квартал (76,5 %). В тоже время большинство аудиторских комитетов и департаментов внутреннего аудита не являются независимыми от руководства банков.

Свои годовые отчеты публикуют 88,2 % опрошенных банков, а 91,2 % респондентов утверждают, что они предоставляют финансовую информацию на основе запросов.

Один из эффективных путей повышения капитализации — первичное размещение акций (IPO). Капитализация банков, публичность или, корпоративность акционерных обществ — это комплекс проблем, которые нам неминуемо придется решать перед вступлением в ВТО. Иначе наша экономика не сможет выдержать конкуренции со странами, где глубина финансового охвата больше, чем у нас.

Итак, к основным проблемам банковской системы Азербайджана относятся:

• экономические и отраслевые риски;

• сильная зависимость от экономических циклов;

• неразвитость нормативно-правовых систем;

• неоднородность стандартов бухгалтерского учета;

• недостаточное доверие к банковской системе. Рынок межбанковского кредитования пока

еще слишком узок и сегментирован и в силу этого не справляется с задачей полномасштабного пе-

рераспределения средств от банков, имеющих избыток ликвидности, к банкам, сталкивающимися с ее нехваткой.

Итак, существует безусловная необходимость в проведении структурных реформ, в консолидации и дальнейшем сокращении числа небольших, нежизнеспособных банков. Всем банкам предстоит решить многочисленные и трудные проблемы — в частности, повысить уровень финансового посредничества, расширить спектр продуктов, диверсифицировать источники доходов, повысить эффективность, а также ввести новые инструменты и механизмы для повышения качества операционной деятельности и риск-менеджмента. Для укрепления доверия к банковской системе необходимо повысить транспарентность аудита и бухгалтерского учета, улучшить информационную открытость и качество корпоративного управления, продолжить приватизацию, обеспечить более надежную защиту прав инвесторов и кредиторов. Кроме того, необходимо поднять платежную дисциплину и повысить эффективность правовых систем, чтобы улучшить платежную культуру. Конечно, банковский сектор Азербайджана продолжает развиваться, наращивая свои активы, расширяя спектр предоставляемых услуг и постоянно повышая их качество. Достижения последних лет по продвижению таких реформ, как переход на международную систему финансовой отчетности, внесение изменений в Законе о банках и внедрение системы страхования вкладов, в среднесрочной перспективе будут способствовать развитию конкуренции и повышению прозрачности деятельности банковского сектора Азербайджана.

ВНИМАНИЮ КРЕДИТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ!

Предлагаем публикацию годовой и квартальной отчетности.

Стоимость одной публикации - 2950 руб. (в том числе НДС 18 %) за две журнальные страницы формата А4. При единовременной оплате публикации годовой отчетности за 2007 год, 1, 2 и 3-й кварталы 2008 года редакция гарантирует неизменность выставленных цен в течение 2008 года. Общая стоимость четырех публикаций составляет 11 800 руб. (в том числе НДС 18%).

Тел. /факс: (495) 621-69-49 http:\\www.fin-izdat.ru

(495) 621 -91 -90 E-mail: post@fin-izdat.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.