Научная статья на тему 'Стабильность финансовой системы Азербайджана в условиях мирового финансового кризиса'

Стабильность финансовой системы Азербайджана в условиях мирового финансового кризиса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1028
106
Поделиться
Ключевые слова
финансовая система Азербайджана / мировой финансовый кризис / влияние кризиса на национальную экономику / фінансова система Азербайджану / світова фінансова криза / вплив кризи на національну економіку / financial system of Azerbaijan / global financial crisis / impact of the crisis on the national economy

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Р. Кулиев

В работе дается подробная характеристика элементов финансовой системы Азербайджана. Исследуется влияние мирового финансового кризиса на экономику страны. Приводятся причины устойчивого развития финансовой системы страны.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Р. Кулиев

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

THE STABILITY OF FINANCIAL SYSTEM OF AZERBAIJAN DURING THE GLOBAL FINANCIAL CRISIS

The work describes in details the elements of the financial system of Azerbaijan. The impact of the global financial crisis on the economy of the country is studied. The reasons of stable development of the financial system of the country are listed.

Текст научной работы на тему «Стабильность финансовой системы Азербайджана в условиях мирового финансового кризиса»

УДК 336.1

Р. Кулиев, д-р экон. наук, проф.

Азербайдж. технич. ун-т, Азербайджан (Азербайджан)

СТАБИЛЬНОСТЬ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ АЗЕРБАЙДЖАНА В УСЛОВИЯХ МИРОВОГО ФИНАНСОВОГО КРИЗИСА

В работе дается подробная характеристика элементов финансовой системы Азербайджана. Исследуется влияние мирового финансового кризиса на экономику страны. Приводятся причины устойчивого развития финансовой системы страны.

Ключевые слова: финансовая система Азербайджана, мировой финансовый кризис, влияние кризиса на национальную экономику.

Совокупность финансовых отношений в рамках национальной экономики образует финансовую систему государства. С точки зрения социально-экономических отношений она складывается из финансовых институтов и финансовых инструментов, создающих необходимые условия протекания финансовых процессов. Финансовая система представляет собой совокупность различных сфер (звеньев) финансовых отношений, каждая из которых характеризуется особенностями в формировании и использовании фондов денежных средств, различной ролью в общественном воспроизводстве.

Финансовая система Азербайджана включает следующие звенья финансовых отношений: государственный бюджет, внебюджетные фонды, кредит, фонды страхования, фондовый рынок и финансы предприятии различных форм собственности.

Все вышеперечисленные финансовые отношения можно разбить на две подсистемы: общегосударственные финансы, обеспечивающие потребности расширенного воспроизводства на макроуровне и финансы хозяйствующих субъектов, пользуемые для обеспечения воспроизводственного процесса денежными средствами на микроуровне.

Нам представляется, что для более полной характеристики финансовой системы Азербайджана, исследование необходимо начать с основного макроэкономического показателя характеризующего развитие экономики страны - показателя ВВП. Начавшийся в

2008 году мировой финансового кризис явился тяжелым испытанием и экзаменом для экономики всех стран, в том числе и для Азербайджана. Несмотря на падение в тот год цены на нефть - главного экспортного продукта страны, объем ВВП Азербайджана в том же году вырос на 10,8%. Рост ВВП Азербайджана в

2009 году составил 9,3%, а в 2010 году этот показатель вырос на 5,0% и составил 51,8 млрд. долларов США. Экономика Азербайджана за последние 10 лет увеличилась в 4 раза, экспорт страны - в 15 раз.

В 2010 году объем инвестиций в национальную экономику составил 13,9 млрд. манат, или 17,3 млрд. дол. США. При этом 52,5% являются внутренними инвестициями, а 47,5% иностранными. В условиях, когда в мире идут процессы снижения объемов иностранных инвестиций, и международные финансовые организации призывают к увеличению инвестирования за счет внутренних источников, в стране успешно реализуется политика улучшения инвестиционного и предпринимательского климата. Так, в рамках обеспечения государственной поддержки предпринимательства, в 2010 году ставка налога на прибыль снижена с 22% до 20%, снижена максимальная ставка подоходного налога для физических лиц с 35% до 30%, максимальная ставка налога для предпринимателей - физических лиц - с 35% до 20%.

За период 2005-2010 годы доходная и расходная части государственного бюджета Азербайджана выросли более чем в 5 раз. В 2010 году доходная часть бю-

джета составила 14,25 млрд. долларов США, а расходная 14,75 млрд. долларов.

Успехи, достигнутые в национальной экономике обусловили социальную направленность государственного бюджета что позволяет, систематически увеличивать размер оплаты труда, а также пенсии и социальные выплаты. Так, за период 2007-2010 годы среднемесячная номинальная заработная плата выросла с

253,9 до 406,2 долларов, а пенсии с 48,4 до 125,5 долларов. Уровень бедности в стране сократился с 29,3% в 2005 году до 9,1% в 2010 году.

За период 2005-2010 годы доходы Государственного фонда социальной защиты выросли в 3,5 раза и составили 2,2 млрд. долларов США.

Уровень доходов и расходов позволяет государственному бюджету играть значительную роль в обеспечении экономического роста и занятости населения. В 2010 году в стране создано в общей сложности более 73,0 тыс. рабочих мест, в том числе 52,7 тыс. постоянных. При этом около 80% новых рабочих мест создано в регионах страны. В течение 2010 года введено в строй более 4,3 тыс. новых предприятий, 34,3 тыс. человек стали заниматься предпринимательской деятельностью.

Важнейшим элементом финансовой системы страны является Государственный нефтяной фонд. В 2004 году Правительством страны была принята "Долгосрочная стратегия управления нефтегазовыми доходами на период 2005-2025 годы". Средства, аккумулирующиеся в Фонде, планируется использовать в трех основных направлениях: улучшение экономии-ческой инфраструктуры страны (строительство дорог, систем водоснабжения, газоснабжения, ирригации и т.д.); развитие систем образования и здравоохранения; снижение налогов для ненефтяного сектора. Не менее 25% от доходов Фонда планируется сохранить будущим поколениям.

В 2010 году большая часть использованных средств фонда была направлена на финансирование государственного бюджета страны, далее идут расходы на улучшение социально-бытового положения беженцев и вынужденных переселенцев, финансирование проектов мелиоративной системы "Самур-Абшерон", строительства железной дороги "Баку-Тбилиси-Карс" и др. На начало июля 2011 года объем средств аккумулируемых в фонде превысил 30,0 млрд. долл. США. В основном активы фонда размещаются в краткосрочные и среднесрочные финансовые инструменты, частъ средств передана менеджерам по управлению инвестиционными активами. В валютной структуре фонда представлены доллары США, евро и фунты стерлингов.

Важным элементом финансовой системы страны является Азербайджанская инвестиционная компания (АИК). АИК создана Распоряжением Президента страны с целью активизации инвестиционной деятельности в ненефтяном секторе. Уставный капитал АИК составляет 90 млн. манат и создан за счет Государственного нефтяного фонда страны. АИК осуществляет долгосрочные

© Кулиев Р., 2013

инвестиционные вложения посредством покупки доли в уставном капитале акционерных обществ и коммерческих организаций, действующих в ненефтяном секторе, в том числе акции. Компания инвестирует средства в проекты путем приобретения до 25,1% долевого участия. Управление ее акциями возложено на Министерство экономического развития, а Наблюдательный совет АИК возглавляет министр экономического развития.

С целью расширения своей деятельности и привлечения инвестиций компания имеет право выпускать дополнительные акции, займы и привлекать кредиты. При выборе предприятий, требующих инвестирование в уставной капитал, АИК должна учитывать риски и перспективы развития с учетом рентабельности деятельности предприятия. Несмотря на имеющиеся полномочия, перед компанией поставлены и запреты, а именно: она не должна обладать преимущественным участием в уставном капитале коммерческой организации, в которую вкладывает инвестиции.

Важнейшим элементом финансовой системы страны является банковский сектор. Банковская система Азербайджана очень динамично развивалась, и сектор вырос за последние 10 лет почти в 15 раз. Общий объем активов банковского сектора Азербайджана вырос с

1 млрд. долларов в 2000 году до 15 млрд. долларов в

2010 году. Кредитный портфель, банковский капитал, депозиты в банковском секторе - все эти показатели выросли примерно в десять раз. Крупнейшим банком страны является Международный банк Азербайджана -его доля в секторе составляет 42%. Это единственный банк с государственным участием (51%).

Ипотечные программы кредитования за счет ресурсов самих банков существуют с начала 2000-х годов, но активное его развитие началось с момента создания Ипотечного фонда Азербайджана - с 2006 года. Ипотека - это продукт для тех, кто хочет и может платить по кредитам. Правила выдачи кредита определяются Ипотечным фондом. Средняя ставка сейчас составляет 7-8% годовых в манатах. А общий объем ипотечного портфеля уже достиг 375 млн. долларов США. В 2008 году рынок немного просел, но в 2009 году наблюдалось явное восстановление активности на рынке недвижимости. Если говорить о качестве портфеля ипотечных кредитов, то плохих долгов там практически нет, что свидетельствует о правильности выбранного подхода.

Одним из элементов финансовой системы страны является Национальный фонд поддержки предпринимательства (НФПП). Фонд был создан в 1992 году Указом Президента Азербайджана. В 2010 году НФПП было профинансировано более 1,4 тыс. проектов на 143,75 млн. долларов. В рамках реализации проектов, под которые выданы льготные кредиты, ожидается открытие 5,6 тыс. новых рабочих мест; 99,8% кредитов приходится на регионы Азербайджана. Если в середине девяностых годов прошлого столетия кредит для предпринимателей в размере миллиона долларов был, чуть ли не немыслимым по причине недостаточности средств у самой этой структуры и ограниченности соответствующих представляемых ей бизнес-проектов, то в последующие годы объем максимальной суммы кредита, на который могло рассчитывать отдельное бизнес-хозяйство, был увеличен до пяти миллионов. Сегодня же стоит вопрос еще большего увеличения объемов финансирования предпринимателей.

Страховой рынок страны до начала мирового финансового кризиса показывал стабильные темпы роста. Однако кризис нанес значительный ущерб страховому рынку страны, который на протяжении последних двух лет никак не мог достигнуть уровня продаж 2008 года.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Показатель по сбору страховых премий в 2010 году составил 219,8 млн. долларов США. В России и Украине доля страховых премий в структуре ВВП колеблется на уровне 3%, в развитых европейских странах этот показатель достигает от 8 до 15% к ВВП, а в Азербайджане составляет менее 0,5%.

В настоящее время, отечественный рынок ценных бумаг пока еще не столь развит. Суммарный оборот биржевых сделок по всем инструментам на Бакинской фондовой бирже в 2010 году составил 2,79 миллиарда долларов США, сократившись по сравнению с

2009 годом на 32,9%. Рынок корпоративных ценных бумаг вырос за год в два раза, составив 884,16 миллиона манатов. Это объясняется ростом объема операций с корпоративными облигациями в 2,3 раза, количество сделок же выросло в 1,7 раза до 214. Рынок государственных ценных бумаг сократился в 1,9 раза, достигнув 1903,7 миллиона манатов. На этом сказалось снижение репо-операций в 2,3 раза, хотя количество сделок сократилось незначительно - на 4,7%.

Повлиял ли мировой финансовый кризис на экономику Азербайджана? Однозначно ответить на этот вопрос невозможно. Наша страна развивает свою экономику в условиях глобализации и взаимозависимой архитектуры мирового хозяйства, естественно, что колебания валют, изменение стоимости нефти оставляет след на национальной экономике. Значительное снижение мировых цен на нефть привели к снижению бюджетных и экспортных доходов. Следует отметить, что снижение на 10 долларов цены одного барреля нефти означает для платежного баланса Азербайджана

2 миллиарда долларов США. Ряд предприятий и банков столкнулись с трудностями при пролонгации краткосрочных внешних обязательств, что вызвало дефицит ликвидности в банковском секторе и способствовало снижению роста кредитования. Но вместе с тем продуманная стратегия и эффективная тактика руководства страны позволила минимизировать отрицательное влияние мирового финансового кризиса. В определенной мере это связано с тем, что:

• экономика Азербайджана на протяжении последних лет росла самыми высокими темпами в мире;

• акции азербайджанских предприятий и отечественных банков не находятся в обороте мировых бирж и портфель инвестиций банков Азербайджана не входит в сферу акций крупных финансовых структур, потрясаемых кризисом;

• реализуется сбалансированная политика в сфере внешних заимствований (государственный долг -

2,9 млрд. долларов, или 8,4% от ВВП, 333 доллара на одного жителя страны), гибкая налогово-бюджетная политика, а также осторожная политика в сфере ипотечного кредитования.

Неотложные антикризисные меры, успешно реализованные руководством страны, заключались в том, что правительство:

• ограничило воздействие на бюджет значительного падения мировых цен на нефть, позволив Государственному нефтяному фонду переводить намеченный объем ресурсов в госбюджет;

• осуществило крупные вливания капитала в экономику и предоставило государственные гарантии по займам с тем, чтобы помочь предприятиям, находящимся в сложной ситуации из-за мирового финансового кризиса погашать свои внешние долговые обязательства;

• адаптировалось к снижению доходов путем сокращения неприоритетных расходов и финансирования лишь текущих капитальных инвестиционных проектов.

В результате принятых мер правительство смогло сохранить дефицит бюджета в целом на стабильном уровне и при этом увеличить социальные расходы, допуская при этом снижение налогов.

Следует отметить и то, что Центральным банком Азербайджана реализуется устойчивая и маневренная монетарная политика, направленная на дальнейшее укрепление финансовой стабильности банковского сектора страны. Центральный банк выполняет координирующую функцию, последовательно осуществляет анализ ликвидности банков, адекватные параметры капитала. Еще одним фактором безопасности банков страны является то, что иностранное кредитование составляет лишь 20% активов банков страны, в то время как этот показатель, скажем, в Казахстане в период кризиса составлял 78%.

На фоне имеющих место в странах СНГ процессов девальвации национальной валюты у нас в стране обеспечивается стабильность маната. В начале 2009 года ЦБА успешно проводил интервенции для сохранения привязки обменного курса маната к доллару США, что позволяло снижать инфляцию и избегать негативного воздействия на балансы населения и банков, а также предотвращало дальнейшую долларизацию национальной экономики. Азербайджан в настоящее время обладает достаточными валютными резервами для обеспечения стабильности курса национальной валюты.

Стабильный манат предотвратил резкое подорожание импорта как потребительского, так и производственного назначения. Это также нейтрализовало такие угрозы, как резкое падение вкладов населения, рост груза внешнего долга в валюте, снижение общественного доверия к манату. Стабильность маната и низкая инфляция обеспечили сохранение темпов роста реальных доходов населения в кризисный - 2009 год примерно на уровне 6%. Они также оказали положительное влияние и на конкурентоспособность экономики. Средневзвешенные цены национальных производителей по сравнению с ценами в странах - торговых партнерах уменьшились почти на 6%.

ЦБА сохранив стабильный обменный курс маната, обеспечил ликвидностью банковский сектор. Для преодоления ухудшения ликвидности и ужесточения условий кредитования ЦБА в период с сентября 2008 года по декабрь 2009 года снизил нормативы обязательных резервов по депозитам с 12 до 0,5% и сократил ставку рефинансирования с 15 до 2%. Снижение процента учетных ставок позволяет коммерческим банкам поддерживать выдачу кредитов на прежнем уровне. Снижение созданного банками для внутренних обяза-

Р. Кулкв, д-р. екон. наук., проф.

Азербайдж. технтн. ун-т, Азербайджан (Азербайджан)

тельств фонда запаса, ликвидация принудительного фонда запаса по иностранным обязательствам в целом направлено на повышение эффективности деятельности банков. Кроме того, ЦБА предоставил почти 1,1 млрд. долларов США (2,6% ВВП) в виде поддержания ликвидности банков, которые сталкивались с временными проблемами ликвидности. Наконец, максимальная сумма страхования депозитов была увеличена в 5 раз, что помогло упрочить доверие населения к банковской системе страны. В условиях реализации такой политики ни один банк, в условиях мирового финансового кризиса, не разорился.

Таким образом, ситуация сложившаяся в экономике страны довольно стабильная. Более того, несмотря на мировой финансовый кризис, благоприятная макроэкономическая динамика в Азербайджане была в основном сохранена. Об этом свидетельствуют и отзывы международных финансовых организаций, таких как Всемирный банк, Международный валютный фонд и рейтинговых агентств. Так, международное рейтинговое агентство Fitch повысило в 2010 году долгосрочные рейтинги дефолта эмитента (РДЭ) Азербайджана в иностранной и национальной валюте до инвестиционного уровня - "BBB-" с "BB+". Прогноз рейтингов - "стабильный": потолок странового рейтинга Азербайджана был повышен до "BBB-" с "BB+", краткосрочный РДЭ в иностранной валюте - до "F3" с "B". Повышение агентством Fitch суверенного рейтинга Азербайджана до инвестиционного уровня отражает быстрый рост нефтяных доходов и разумное управление этими доходами, которые используются для создания сильной позиции страны, как государственного и внешнего нетто-кредитора, - отмечается в заключении аналитической группы Fitch по суверенным рейтингам. Таким образом, страна впервые за свою новейшую историю получила инвестиционный рейтинг. В настоящее время государственные предприятия страны успешно инвестируют в различные проекты в экономики Грузии, Турции, Украины, Молдовы и др. стран.

Сегодня Азербайджан, в отличие от других стран, не дрогнул перед мировым финансовым кризисом, и более того, сохранив высокие темпы экономического роста и устойчивость курса национальной валюты, сейчас на мировой арене выступает как государство кредитор.

Список использованных источников

1. Azerbaycanin statistik gostericileri. Azerbaycan Dovlet Statistika Komitesi; "Seda" ne§-ti, Baki, 2011.

2. Статистические показатели Азербайджана. Государственный Комитет по Статистике Азербайджана; Издание "Сада", 2011 год.

Стаття надійшла до редакції 04.03.13

СТАБІЛЬНІСТЬ ФІНАНСОВОЇ СИСТЕМИ АЗЕРБАЙДЖАНА В УМОВАХ СВІТОВОЇ ФІНАНСОВОЇ КРИЗИ

У роботі подана докладна характеристика елементів фінансової системи Азербайджану. Досліджується вплив світової фінансової кризи на економіку країни. Наводяться причини стійкого розвитку фінансової системи країни.

Ключові слова: фінансова система Азербайджану, світова фінансова криза, вплив кризи на національну економіку.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

R. Guliyev, PhD, Professor

Azerbaij. techn. univ., Azerbaijan (Azerbaijan)

THE STABILITY OF FINANCIAL SYSTEM OF AZERBAIJAN DURING THE GLOBAL FINANCIAL CRISIS

The work describes in details the elements of the financial system of Azerbaijan. The impact of the global financial crisis on the economy of the country is studied. The reasons of stable development of the financial system of the country are listed.

Keywords: financial system of Azerbaijan, global financial crisis, impact of the crisis on the national economy.